Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Право на фирменное наименование имеет свою историю. В русском дореволюционном законодательстве понятие фирмы как особого наименования торгового предприятия встречалось в примечании к ст. 60 Устава торгового, где говорилось о купцах, «производящих торговлю купеческими домами под фирмою». Статьи 220,221 Устава гражданского судопроизводства указывали, что иски к компаниям, обществам и товариществам… Читать ещё >

Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель изучения: познание основных норм о правовой охране средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий как имущественных комплексов.

Изучив данную главу, студент должен:

  • — знать, что средства индивидуализации товаров, их производителей, услуг, работ и предприятий как имущественных комплексов являются важными правовыми инструментами создания и поддержания здоровой конкурентной среды в экономике;
  • — уметь характеризовать различные виды товарных знаков (знаков обслуживания) и содержание исключительного права на товарный знак (знак обслуживания);
  • — приобрести навыки установления охраноспособности товарного знака (знака обслуживания) и выявления обозначений, не подлежащих государственной регистрации в его качестве.

План семинарского занятия:

  • 1. Право на фирменное наименование.
  • 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания.
  • 3. Право на наименование места и указание происхождения товара.
  • 4. Право на коммерческое обозначение предприятия как имущественного комплекса, используемого д ля осуществления предпринимательской деятельности.

Право на фирменное наименование

Из традиционных институтов интеллектуальных прав в более полном рассмотрении, наряду с авторским, патентным правом и смежными правами, нуждаются права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Любое юридическое лицо, которое является коммерческой организацией, должно выступать в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, определяемом в его учредительных документах и включаемом в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица.

Право на фирменное наименование имеет свою историю. В русском дореволюционном законодательстве понятие фирмы как особого наименования торгового предприятия встречалось в примечании к ст. 60 Устава торгового, где говорилось о купцах, «производящих торговлю купеческими домами под фирмою». Статьи 220,221 Устава гражданского судопроизводства указывали, что иски к компаниям, обществам и товариществам предъявляются по месту нахождения их правления или фирмы. Статья 2148 Законов гражданских (т. X ч. 1 Свода законов Российской империи) определяла, что каждая акционерная компания должна быть «учреждаема под определенным наименованием, от предмета или свойства ее предприятия заимствованным». Право на фирму возникало одновременно с созданием торгового или промышленного предприятия, носило исключительный характер и могло передаваться в порядке наследования или по договору вместе с передачей прав на само предприятие.

Аналогичное положение сохранилось и после 1917 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. содержал лишь упоминание о фирме товариществ, АО и государственных предприятий. Требования к содержанию фирменного наименования различных типов предприятий раскрывались в отдельных подзаконных актах. Однако в целом вопрос о праве на фирменное наименование в полном объеме урегулирован не был.

Первым нормативным актом, непосредственно посвященным праву на фирму, явилось утвержденное ЦИК СССР и СНК СССР 22.06.1927 Положение о фирме. Данный акт впервые в Российском законодательстве раскрывал понятие фирмы, основания и порядок приобретения прав на нее, а также содержание права на фирму. С 1 января 2008 г. данное Положение утратило силу в связи с принятием части четвертой ГК. Оно состояло всего из 14 статей, некоторые из которых фактически еще ранее утратили силу в связи с тем, что-либо вошли в прямое противоречие с принятыми позднее актами, либо утратили актуальность по причине изменения организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности.

Отношения, связанные с фирменными наименованиями, регулируются Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, согласно ст. 8 которой фирменное наименование охраняется во всех странах Союза (имеется в виду Союз по охране промышленной собственности, в который объединены страны — участницы Парижской конвенции в соответствии с ее ст. 1) без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

По мнению Г. Боденхаузена, автора комментария к данной Конвенции, фирменное наименование (1е пот commercial) — это понятие, которое по-разному толкуется в законодательстве тех или иных стран. Однако самым общим образом его можно определить как имя или обозначение, позволяющее идентифицировать предприятие определенного физического или юридического лица. Фирменное наименование обычно охраняется против некоторых неправомерных действий третьих лиц[1].

Вопрос о том, является ли наименование, охрана которого испрашивается, «фирменным наименованием» , — это вопрос квалификации, который должен быть решен в той стране, где эта охрана испрашивается. Охрана, как правило, предоставляется в случае недобросовестных действий третьих лиц, заключающихся, например, в использовании того же фирменного наименования или схожего фирменного наименования, способного вызвать смешение их или использование знака, сходного с фирменным наименованием, если это может ввести в заблуждение общественность.

По общему правилу, охрана, предоставляемая иностранному фирменному наименованию, согласно принципу «национального режима», фигурирующему в ст. 2 Конвенции, должна быть такой же, как и охрана, предоставляемая национальным фирменным наименованиям. Правило об охране фирменного наименования без обязанностей подачи заявки или регистрации означает, что страна, где охрана испрашивается, не может требовать подачи заявки или регистрации фирменного наименования ни в своей, ни в какой-либо другой стране. В частности, нельзя требовать, чтобы заявка на фирменное наименование или его регистрация были осуществлены в стране происхождения, даже если такая регистрация там обязательна.

Требования к фирменному наименованию в Российской Федерации устанавливаются ГК и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами разд. VII ГК. При этом фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам § 1 гл. 76 ГК, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов данных юридических лиц.

Фирменное наименование юридического лица должно в обязательном порядке включать указание на его организационно-правовую форму. Кроме того, в фирменном наименовании указывается собственно наименование, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности юридического лица. Например, данным требованиям отвечает следующее фирменное наименование «Открытое акционерное общество Московский автомобильный завод имени Лихачева». В нем, во-первых, указана организационно-правовая форма юридического лица: «открытое акционерное общество», во-вторых, обозначен род деятельности — автомобилестроение. И, в-третьих, добавлены слова, идентифицирующее данное юридическое лицо по сравнению с другими автомобильными заводами: этот завод находится в Москве и ему присвоено имя первого директора завода — Лихачева.

Исходя из соображений лаконичности, юридическому лицу наряду с обязательным полным допускается факультативное право иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Одновременно, учитывая многонациональный состав народов России, а также коммерческие и иные связи российских юридических лиц с зарубежными партнерами, закон закрепляет право юридических лиц иметь также полное и (или) сокращенное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Более того, закон разрешает включать в фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации иноязычные заимствования в русской транскрипции или, соответственно, в транскрипциях языков народов России. Не допускается только использование при этом терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипции языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества. Иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются ГК (ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Исчерпывающий перечень реквизитов, которые не могут включаться в фирменное наименование юридического лица, дается в ст. 1473 ГК. Это:

  • — полные или сокращенные официальные наименования, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
  • — полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (Государственная Дума РФ, Совет Федерации и т. п.);
  • — полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций (ООН, ЮНЕСКО и т. п.);
  • — полные или сокращенные наименования общественных объединений;
  • — обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (например, обозначения, оскорбляющие религиозные чувства).

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с Правилами включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 № 52, разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, выдается Минюстом России в случае, если юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов РФ, либо юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ отнесено к крупнейшему налогоплательщику, либо юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, а также в случае, если более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации.

Учредитель юридического лица представляет в Минюст России следующие документы:

  • а) заявление о намерении включить в свое фирменное наименование официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от этого наименования;
  • б) копии учредительных документов юридического лица с предъявлением оригиналов в случае отсутствия нотариально заверенных копий;
  • в) решение учредителей об обращении в Минюст России о включении в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования;
  • г) документы о соответствии юридического лица одному из требований, предусмотренных данными Правилами, в частности:
    • — копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика;
    • — выписка из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара;
    • — выписка из реестра акционеров акционерного общества либо выписка из ЕГРЮЛ.

В целях подтверждения информации о соответствии юридического лица требованиям, предусмотренным данным Правилам, Минюст России запрашивает необходимые сведения у государственных органов и организаций.

Государственные органы и организации предоставляют Минюсту России запрашиваемые сведения в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.

Минюст России издает распоряжение о включении в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, не позднее 30 дней с даты получения указанных документов.

В случае выявления несоответствия заявителя требованиям, предусмотренным данными Правилами, Минюст России направляет заявителю мотивированный отказ о включении в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, в указанный срок.

Внесение изменений в учредительные документы юридического лица в связи с включением в фирменное наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, допускается только после издания распоряжения Минюста России.

При наличии у Минюста России сведений о несоответствии юридического лица требованиям, предусмотренным данными Правилами, делающем невозможным дальнейшее использование в фирменном наименовании юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, Минюст России издает распоряжение об отзыве ранее выданного разрешения на использование такого наименования.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо обязано внести в течение трех месяцев со дня издания распоряжения соответствующие изменения в свои учредительные документы.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, Минюст России в течение 10 дней со дня издания распоряжения направляет его копию уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, и юридическому лицу, в отношении которого принято такое распоряжение.

Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» .

Формами индивидуализации юридического лица служат применение фирменного наименования путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и другой деловой документации, в объявлениях, рекламе, на товарах или их упаковке. Существенное отличие исключительного права на фирменное наименование от аналогичного права не только на результаты интеллектуальной деятельности, но и на другие средства индивидуализации товаров, работ и услуг заключается в недопустимости распоряжения исключительным правом на данное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права его использования. Этот запрет является еще одним подтверждением закрепленного в ст. 1229 ГК принципа принадлежности права на фирменное наименование только одному лицу.

Вследствие изложенного в п. 2 ст. 132 ГК слова «фирменное наименование» заменены словами «коммерческое обозначение», а согласно п. 2 ст. 559 ГК к покупателю предприятия переходят (если иное не предусмотрено договором) только такие исключительные права продавца на средства индивидуализации, как права на средства индивидуализации предприятия (как имущественного комплекса по смыслу ст. 132 ГК), продукции, работ или услуг, т. е. коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, а также принадлежащие ему на основании лицензионных договоров права использования таких средств индивидуализации. Право на фирменное наименование продавца к покупателю не переходит и вообще в ГК теперь не упоминается.

Соответствующие изменения внесены также в некоторые статьи ГК о договоре коммерческой концессии («договоре франчайзинга»). Пункт 1 ст. 1027 уже не предусматривает передачу правообладателем пользователю права на фирменное наименование. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, включающий только право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение и секреты производства (ноу-хау).

Важные правила, направленные на борьбу с незаконным использованием чужого фирменного наименования, точнее, на устранение коллизий, столкновений двух тождественных фирменных наименований, зарегистрированных на имя разных юридических лиц, устанавливает ст. 1474 ГК. Она не допускает использование юридическим лицом фирменного наименования (условно говоря, первого фирменного наименования), тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходному с ним до степени смешения (условно говоря, второму фирменному наименованию), если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Нарушение первым юридическим лицом данного правила налагает на него две обязанности: 1) по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения; 2) возместить правообладателю причиненные убытки. Однако первая обязанность распространяется на использование указанного наименования только в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем. Что касается возмещения убытков, то правообладатель может требовать возмещения обоих видов убытков — как реального ущерба, так и упущенной выгоды (по нормам ст. 15 ГК).

Согласно п. 2 ст. 15 ГК под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В качестве реального ущерба могут, в частности, выступать затраты юридического лица, связанные с переменой им фирменного наименования, которое скомпрометировано выступлением ответчика в обороте под таким же или сходным наименованием; расходы на дополнительную рекламную кампанию, призванную загладить причиненный ответчиком вред; стоимость публикаций, разъясняющих другим участникам оборота и потребителям, что ответчик не имеет никакого отношения к потерпевшему.

Как упущенная выгода могут рассматриваться потери обладателя права на фирменное наименование, связанные со снижением его доходов вследствие неправомерных действий ответчика по использованию наименования, применению его в товарном знаке или его искажению. Указанный вид убытков в рассматриваемой сфере встречается наиболее часто, хотя пока устоявшейся судебной практики на этот счет в Российской Федерации не сложилось. Основная трудность здесь заключается в обосновании истцом конкретного размера упущенной им выгоды. В известной степени эту задачу облегчает норма п. 2 ст. 15 ГК, гласящая, что «если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы». Доказать размер доходов правонарушителя значительно легче, чем собственные потери в виде недополученных доходов. Если, однако, этот способ расчета упущенной выгоды в конкретной ситуации не применим либо полученные нарушителем доходы не идут ни в какое сравнение с потерями потерпевшего, последний должен доказать их размер, что в принципе является довольно трудной задачей.

В ст. 1475 впервые на уровне ГК декларируется непременное условие действия на территории РФ исключительного права только на фирменное наименование, включенное в ЕГРЮЛ. Порядок государственной регистрации юридических лиц должен определяться согласно ст. 51 ГК, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Юридическое лицо может действовать на основании устава (например, акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью), либо учредительного договора (полное товарищество). Учредители (участники) юридического лица должны заключить учредительный договор или утвердить устав юридического лица и направить эти учредительные документы одновременно с другими, требуемыми дополнительно для регистрации некоторых видов юридических лиц, а также заявление о регистрации и свидетельство об уплате государственной пошлины в регистрирующий орган. Учредительные документы могут быть также направлены в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

При изучении действующего порядка государственной регистрации как создания, так и реорганизации и ликвидации юридических лиц, необходимо учитывать соответствующие изменения и дополнения, внесенные в ст. 48, 49, 51, 54, 61−64, 87, 90, 96, 101, 104, 113−115 ГК, а также в федеральные законы, определяющие правовой статус различных организационно-правовых форм юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» .

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» таким органом являлось МНС России (ныне — ФНС России).

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. В Российской Федерации ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения об их создании, реорганизации и ликвидации. Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438. Приказом Минфина России и ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7−6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в государственном реестре, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра. ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.

ЕГРЮЛ ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.

Ведение ЕГРЮЛ на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.

В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения и документы о коммерческой организации — юридическом лице:

  • — полное и (в случае, если имеется) сокращенное фирменное наименование на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;
  • — организационно-правовая форма.

Исключительное право на фирменное наименование, возникающее со дня государственной регистрации юридического лица, прекращается в момент исключения данного наименования из ЕГРЮЛ по двум мотивам: 1) в связи с прекращением юридического лица и 2) в связи с изменением самого фирменного наименования.

В свою очередь, прекращение юридического лица также может явиться следствием двух действий: 1) реорганизации и 2) ликвидации юридического лица.

Реорганизация юридического лица осуществляется путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Она может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, например правления или совета директоров.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, например ФАС России, или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Формой прекращения деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам является ликвидация. Правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. С этого же момента прекращается и его исключительное право на фирменное наименование. Существуют два способа ликвидации — добровольный и принудительный. В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по желанию его учредителей (участников) или уполномоченного органа юридического лица в связи, в частности, с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а также при нарушении участниками общества с ограниченной ответственностью обязанности по оплате неоплаченной части уставного капитала общества в течение первого года его деятельности. Самостоятельным способом прекращения юридического лица является исключение его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Имеются в виду недействующие юридические лица. Ликвидация юридического лица — коммерческой организации — в принудительном порядке производится по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставляется законом, например федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование соответствующей деятельности. При этом решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, во-первых, устанавливают порядок, сроки ликвидации и назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). В свою очередь, ликвидационная комиссия выполняет ряд важных функций, в частности: публикует информацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке (не менее чем двухмесячном) заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, их письменному уведомлению о ликвидации, получению дебиторской задолженности; по окончании срока для представления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс с указанием сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; составляет после завершения расчетов с кредиторами ликвидационный баланс. Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. С этого момента происходит прекращение также исключительного права на фирменное наименование.

Изменение фирменного наименования также прекращает исключительное право на него. Поскольку изменение любого реквизита юридического лица требует внесения его в устав данного юридического лица и, соответственно, в ЕГРЮЛ, можно считать, что и прекращение исключительного права на измененное фирменное наименование происходит в момент внесения соответствующего изменения в ЕГРЮЛ. Вместе с тем одновременно у юридического лица возникает исключительное право на новое (изменившееся) фирменное наименование.

Различные средства индивидуализации по желанию правообладателя могут использоваться в различных сочетаниях в целях усиления их индивидуализирующего воздействия на потребителей. Это выражается, в частности, и в соотношении прав на фирменное наименование с правами на другие средства индивидуализации.

Прежде всего, как фирменное наименование в целом, так и его отдельные элементы, могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Коммерческим обозначением, на которое также устанавливается исключительное право, признается обозначение, не являющееся фирменным наименованием и не подлежащее включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ. Оно используется всеми лицами, на законных основаниях осуществляющими предпринимательскую деятельность, — коммерческими, некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями. Коммерческое обозначение индивидуализирует не субъекта, а объект права, особый вид недвижимости, именуемый предприятием как имущественным комплексом (торговым, промышленным, транспортным и иным), используемым только для осуществления предпринимательской деятельности в смысле ст. 132 ГК.

Фирменное наименование, будучи включенным в коммерческое обозначение, в правовом отношении не поглощается им. Оно по-прежнему охраняется как средство индивидуализация субъекта права — юридического лица, независимо от охраны коммерческого обозначения, в состав которого оно включено. Примером коммерческого обозначения могло бы послужить название известного всем по кинофильму кафе «Три тополя на Плющихе» или ресторанов «Арагви», «Балчуг» и фабрики «Трехгорная мануфактура (Трехгорка)» .

Как фирменное наименование в целом, так и его отдельные элементы, могут использоваться правообладателем также в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания.

  • [1] См.: Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: комментарий / под ред. Μ. М. Богуславского. М., 1977. С. 33.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой