Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-правовые основы деятельности службы судебных приставов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное состояние подготовки специалистов в вузах Министерства юстиции России, Министерства внутренних дел России, Министерства общего и профессионального образования России, а также различного рода коммерческих и других образовательных учреждениях показывает, что ее организация и содержание требуют конкретизации и дальнейшего углубления, а вся система обеспечения подготовки судебных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовые основы организации деятельности государственных органов по принудительному исполнению юрисдикционных актов
    • 1. Предпосылки и развитие системы исполнительного производства в России
    • 2. Правовое положение судебного пристава-исполнителя как основного субъекта исполнительного производства
  • Глава II. Организационно-правовое содержание и основные направления деятельности службы судебных приставов
    • 1. Организационно-правовое содержание исполнительной деятельности органов службы судебных приставов Российской Федерации
    • 2. Основные направления исполнительной деятельности территориального подразделения службы судебных приставов
  • Глава III. Приоритеты нормативно-правового обеспечения деятельности органов исполнительной власти по исполнению юрисдикционных актов
    • 1. Основные проблемы реализации федерального законодательства об исполнительном производстве в деятельности службы судебных приставов и мероприятия по их преодолению
    • 2. Приоритетные направления совершенствования деятельности службы судебных приставов Министерства юстиции России

Организационно-правовые основы деятельности службы судебных приставов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осуществляемые в Российской Федерации реформы исполнительной ветви государственной власти знаменуют собой новый этап развития системы российской юстиции, новую ступень в развитии демократических основ общественного строя. Естественно предположить, что этот процесс будет сложным, длительным, противоречивым и затронет все сферы жизни и деятельности государства, интересы сотен тысяч граждан нашей страны.

Характер социально-экономических преобразований, осуществляемых в стране, как в фокусе, отражается в совершенствовании правовой системы России. Наиболее кардинальной представляется модернизация такой специфической сферы деятельности органов государственной власти, как организация и исполнение судебных решений, а также иных юрисдикционных актов, реализуемых службой судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. Сегодня, когда обострились противоречия между глобальными и специфически национальными экономическими интересами, бурным развитием рыночных отношений и возможностями их реализации в деятельности хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц, материальными и духовными компонентами социальной жизни, государство вообще и система российской юстиции в частности оказались перед необходимостью решения целого ряда текущих и перспективных задач, обусловленных характером изменений в современном российском обществе.

Поэтому в нынешних условиях существенное значение для реализации субъектами государства своих функций, приобретает организационно-правовое обеспечение деятельности специальных органов юстиции по исполнению решений судов и других юрисдикционных актов, поиск и обоснование оптимальных путей достижения ее нового качества.

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, необходимостью осмысления современных тенденций развития новой отрасли российского права — исполнительного права, обусловленных проявлением одной из ведущих социальных закономерностей — возрастанием его зависимости от характера и требований современного правопонимания и правосознания общества и граждан, степени развития нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения, возникающие в процессе исполнительного производства и глубины отражения ею динамично развивающихся общественных отношений. Не случайно совершенствование системы органов исполнительного производства в Российской Федерации выступает в качестве одного из приоритетов (административной реформы) развития исполнительного производства.

Во-вторых, динамикой процессов, связанных с реформированием российского общества, государственных органов исполнительной власти, созданием по существу новой структуры в системе российской юстициислужбы судебных приставов, которые требуют дальнейшей разработки научно-теоретических принципов организации деятельности исполнительных органов в интересах создания новой научно обоснованной, оптимальной, надежной и в то же время гибкой системы, призванной обеспечить одну из важнейших задач правосудия — устранение последствий нарушения (оспаривания) субъективных прав и охраняемых законом интересов, их восстановление (защиту).

В-третьих, новыми, повышенными требованиями к организации и правовому обеспечению деятельности специального института государстваслужбы судебных приставов, его органам, руководящему составу, а также к персональным профессиональным качествам должностных лиц — судебных приставов, судебных приставов-исполнителей, которые предъявляются современным развитием процессов в обществе и диктуют необходимость принятия научно обоснованных решений по обеспечению и координации деятельности всех структурных звеньев исполнительной системы в интересах достижения общей конечной цели — реализации своих полномочий, обеспечения прав и законных интересов участников исполнительного производства.

В-четвертых, возрастающим влиянием на организацию и управление деятельностью структурных подразделений органов принудительного исполнения тенденции роста количества исполнительных производств, расширение их спектра, а также усиление дифференциации судебных приставов-исполнителей по различным основаниям, связанным прежде всего с профессиональной компетентностью и степенью участия в различных видах исполнительных производств по направлениям деятельности органов принудительного исполнения, что ставит в центр деятельности управленцев всех звеньев учет человеческого фактора.

Строгое соблюдение законности, справедливое материальное и моральное вознаграждение, всестороннее обеспечение профессиональной деятельности, совершенствование социальных и правовых гарантий должностных лиц исполнительной системы становятся важнейшими приоритетами деятельности службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, призванных осуществлять организационное и методическое руководство деятельностью судебных приставов-исполнителей по осуществлению своих функций.

Указ Президента Российской Федерации № 314 от 09 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определивший преобразования системы исполнительной власти установил:

Федеральной службе судебных приставов переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности".

Указ Президента Российской Федерации установил, что Федеральная служба издает, в пределах своей компетенции, правовые акты на основании во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы.

В Указе Президента Российской Федерации № 314 от 09 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» текст которого изложен выше использован термин «индивидуальные правовые акты», правом издания которых обладает Федеральная служба вероятно необходимо разъяснение данного термина, так как в очевидной интерпретации понятие индивидуальные акты не применимо к нормотворческой деятельности Федерального органа исполнительной власти, каковым является Федеральная служба судебных приставов.

Таким образом, актуальность рассмотрения организационно-правовых основ деятельности службы судебных приставов обусловлена возрастающими потребностями общества и государства в наличии и эффективном действии отлаженного правового механизма и организационной системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, имеющей в своем составе высококвалифицированные кадры, повышением требований к уровню их профессиональной готовности, диктуемых усложняющимся характером социально-экономических преобразований, которые осуществляются в стране на этапе социальных реформ, и, в частности конкретно обусловлено смыслом и содержанием Указа Президента Российской Федерации № 314 от 09 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Степень разработанности темы диссертационного исследования. Оценивая состояние и степень разработанности исследуемой научной проблемы, следует отметить, что в течение длительного времени к осмыслению вопросов связанных с принудительным исполнением судебных решений и решений других юрисдикционных органов государства обращались немногие авторы. Тем не менее, ими сделан определенный вклад в разработку теории и методологии исследования правовой природы института принудительного исполнения, существовавшего в советское время, юридического содержания направлений его деятельности как специального органа, призванного реализовывать законные права и интересы участников исполнительного производства в целях осуществления заключительной стадии гражданского процесса. К исследованию указанных проблем обращались авторы научных трудов и учебной литературы: М. Г. Авдюков, И. В. Архипов, А. М. Беляков, Ю. Г. Гринько, А. Г. Гойбах, В. Ф. Кузнецов, Л. Ф. Лесницкая, Б. А. Лисковец, В. В. Мартынова, А. Т. Мельников, Сергун, М.К., Л. В. Филатова, Г. В. Чугунов, В. М. Шерстюк, А. К. Юков и др.

В трудах отечественных ученых, где исследуется круг проблем, возникших в период становления новой для отечественного законодательства организационно-правовой базы, связанной с осуществлением в Российской Федерации судебно-правовой реформы в период с 1992 по 1997 гг.

В то же время некоторые аспекты нашли свое отражение в работах авторов, рассматривающих теоретико-методологические проблемы совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики, деятельности органов принудительного исполнения (Д.Х. Валеев, М. А. Гурвич, М. Р. Загиудллин, А. В. Закарлюк, В. Ф. Кузнецов, Ю. К. Осипов, Н. А. Панкратов, М. А. Плюхина, И. В. Решетников, И. В. Федосеева, В. М. Шерстюк, М. К. Юков, В.В. Ярков).

В их исследованиях продолжают развиваться теоретические основы исполнительного производства, уточняются методологические подходы к реализации принципов исполнительного производства в соответствии с действующей системой принудительного исполнения, сложившейся после вступления в силу, принятых в 1997 г. федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».

Недостаточная степень разработанности, организационно-правового регулирования и объективно возрастающие потребности в ее правовом осмыслении побудили автора к проведению настоящего диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с принудительным исполнением решений юрисдикционных органов.

Предмет диссертационного исследования — организационно-правовые основы деятельности службы судебных приставов в Российской Федерации, ее основные принципы, сущность, правовое содержание и приоритеты нормативно-правового обеспечения.

Цель исследования состоит в анализе содержания организационно-правовых основ деятельности службы судебных приставов и определении современных приоритетов управления деятельностью ее структурных подразделений в условиях реформирования российского общества и государственных органов.

Учитывая сложность и многоплановость проблемы, автор, не претендуя на полную ее разработку, поставил перед собой следующие основные задачи:

— осуществить анализ правовых норм, регулирующих организацию деятельности судебных приставов;

— раскрыть основные принципы и функции управления деятельностью службы судебных приставов, внести рекомендации по повышению эффективности системы исполнения юрисдикционных актов;

— проанализировать сущностные характеристики и элементы системы организации деятельности исполнительных органов по принудительному исполнению в Российской Федерации, предложить наиболее оптимальные модели управлениясформулировать положения для внесения изменений в законодательство, регулирующее деятельность вновь созданной службы судебных приставов;

— определить организационно-правовые приоритеты деятельности службы судебных приставов под углом зрения требований административной реформы органов исполнительной власти современного Российского государства;

— сформулировать рекомендации по обеспечению оптимального функционирования системы управления деятельностью органов принудительного исполнения в современных условиях и перспективе.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, органов юстиции и органов принудительного исполнения юрисдикционных актов, а также монографии, научные труды, диссертационные исследования, публикации отечественных государствоведов и правоведов по проблемам деятельности в сфере исполнительного производства, гражданского, административного, арбитражного права и процесса, судебно-правовой реформы.

В процессе исследования были использованы методологические принципы и средства, применяемые в юриспруденции, а также средства различных гуманитарных наук и дисциплин — экономики, политологии, социологии, юридической психологии. В решении обозначенной научной задачи применен социально-правовой анализ и методологические принципы юридической науки как области позитивного научного знания. В этой связи в диссертации используются такие принципы, как сравнительно-правового, системного, структурно-функционального, историко-логического и других подходов.

Нормативную базу диссертационного исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Гражданский, Гражданский процессуальный, Арбитражный, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Указы Президента Российской федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов.

В целях совершенствования правового регулирования организации деятельности службы судебных приставов автор осуществил комплексный анализ научных трудов по политологии, социологии, гражданскому, гражданско-процессуальному, административному праву, теории управления, различных теоретических исследований в данной сфере.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1) рассмотрена сущность и организационно-правовые основы деятельности службы судебных приставов с позиции структурно-функционального подхода;

2) разработана система управления органами принудительного исполнения в Российской Федерации, раскрыто ее организационно-правовое содержание и особенности нормативного обеспечения;

3) обоснованы приоритетные направления оптимизации деятельности службы судебных приставов и ее структурных подразделений в условиях современного российского общества и административной реформы.

4) проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность службы судебных приставов. На этой основе автор пришел к выводу о том, что до сих пор нет нормативных актов, которые бы исчерпывающе регулировали правоотношения по поводу исполнения юрисдикционных актов;

5) разработана действенная система управления деятельностью службы судебных приставов в современных условиях, в которой автор в качестве главных приоритетов выделяет: подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров судебных приставов судебных приставов и управленческих кадровповышение качества профессионально-психологического отбора кандидатов на должности судебных приставовкоординацию деятельности всех структур управления службой судебных приставов на различных уровнях управления.

Положения выносимые на защиту:

1. Определение организационно-правовых основ деятельности службы судебных приставов как комплекса взаимосвязанных мероприятий нормативно-правового, процессуального, административно-распорядительного и организационного характера, предусмотренных нормами исполнительного права Российской Федерации, по обеспечению государственного принуждения, направленного на реализацию законного, своевременного и надлежащего по качеству и объему исполнения юрисдикционных актов.

2. Установление основных принципов, определяющих содержание организации деятельности службы судебных приставов: законностиправовой обоснованности принимаемых управленческих решенийпрофессионализма и компетентности в решении задачоптимизации организационной системы деятельностиматериального и морального стимулирования деятельности сотрудников структурных подразделений.

3. Описание модели системы организации деятельности структурного подразделения службы судебных приставов, включающей в себя следующие взаимодействующие составляющие — органы управления подразделения службы, его субъекты и объекты, основные направления деятельности, организационно-методический комплекс и обеспечение деятельности.

4. Обоснование организационно-правовых приоритетов совершенствования деятельности органов принудительного исполнения в современных условиях, главными из которых, являются: оптимизация системы деятельности указанных органов по исполнению юрисдикционных актовподготовка и переподготовка профессиональных кадров по соответствующей специализациикоординация деятельности службы судебных приставов в системе Министерства юстиции Российской Федерации с иными его структурами и другими органами исполнительной властиуправление процессом разработки и внедрения в деятельность службы судебных приставов современных моделей материального и морального стимулирования профессиональной деятельности сотрудниковруководство системой оценки и контроля деятельности структурных подразделений и сотрудников службы.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлены его методикой и эмпирической базой, включающей обобщенный опыт проводимой в стране судебной и административной реформы, нашедший отражение, в частности, в Указе Президента Российской Федерации № 314 от 09 марта 2004 г. «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" — экспертизой разработанных российскими учеными и субъектами государственного управления нормативно-правовых актов и правовых концепциймониторингом эволюции деятельности органов принудительного исполнения Министерства юстиции Российской Федерациианализом результатов работы 36 структурных подразделений службы судебных приставов за последние 5 лет, в том числе по вопросам эффективности деятельности как самой службы, так и ее персонала. Были проанализированы публикации в ведущих специальных изданиях о деятельности службы судебных приставов в течение 5 лет. Проведено анкетирование в г. Москва, Московской и Белгородской областях, в котором в качестве респондентов выступили 12 начальников отделов трех субъектов Российской Федерации, 60 старших судебных приставов, 120 судебных приставовисполнителей, 60 судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. На основе анализа результатов анкетирования автором сделаны обоснованные выводы о дальнейшей и эффективной организацией деятельности службы судебных приставов.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые предложены приоритетные направления совершенствования деятельности службы судебных приставов. Проанализировано развитие системы исполнительного производства в России, раскрыто правовое положение судебного пристава-исполнителя как основного субъекта исполнительного производства.

Практическая значимость исследования выразилась в различных формах. Во-первых, обоснована и реализована эффективная система управления деятельностью службы судебных приставов, отвечающей современным требованиям к ее функционированию. Во-вторых, деятельность судебных приставов организована в соответствии с важнейшими принципиальными положениями административной реформы, квалификационными требованиями профессиональным качествам специалистов для российской юстиции. В-третьих, сформирована высококачественная структура всех субъектов управления исполнительной деятельностью в рамках механизма государственного принуждения.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации апробированы в выступлениях автора перед руководящим составом подразделений Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области, в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ), перед профессорско-преподавательским составом Московского Международного Института Эконометрики, Информатики, Финансов и Права, других учебных заведений, в ходе проведения учебно-методических сборов, в участии в научно-практических конференциях, проведении учебных занятий. По теме исследования имеется четыре публикации общим объемом 1,8 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Управление деятельностью в разнообразных многофункциональных сферах социальной жизни в рамках одной организационной структуры какого-либо института государства становится все более сложным и многогранным процессом. Эффективная деятельность структурированной организации определяется способностью субъектов управления успешно разрешать противоречия, которые возникают в процессе ее жизнедеятельности. Эффективность ее зависит от следующих основных условий и факторов: наличия действенной системы управления, являющейся интегрирующим компонентом деятельности и функционирования организации;

— высокой степени освоения (овладения) субъектами управления научной методологией и методикой (способами) деятельности;

— способности субъектов управления к творческой самоорганизации в интересах достижения целей и задач организации;

— использования позитивных факторов деятельности объектов управления и минимизации отрицательного воздействия негативных факторов;

— возможности и умения субъектов управления определить «ключевые звенья» в цепи объективных и субъективных факторов, условий, которые оказывают первостепенное воздействие на функционирование организации.

Взаимодействие службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, старших судебных приставов, состава судебных приставов, предполагает активную организаторскую работу, внедрение в процесс исполнительской деятельности наиболее оптимальных моделей деятельности по принудительному исполнению. Что требует от субъектов управления различных уровней службы судебных приставов глубокого освоения юриспруденции, методологии и методики управления, осознания современных проблем профессиональной подготовки кадров судебных приставов, творческого подхода к решению сложных вопросов методической подготовки, материального и морального стимулирования специалистов.

Развитие системы высшего образования в сфере подготовки и переподготовки кадров для службы судебных приставов по всему спектру исполнительного производства является одной из приоритетных задач Департамента судебных приставов. Значение этой работы определяется тем, что состояние подбора и расстановки кадров, правового и методического обеспечения деятельности судебных приставов находятся в прямой зависимости от качества подготовки конкретных специалистов, в том числе и от наличия подготовленных методических и научно-педагогических кадров.

Современное состояние подготовки специалистов в вузах Министерства юстиции России, Министерства внутренних дел России, Министерства общего и профессионального образования России, а также различного рода коммерческих и других образовательных учреждениях показывает, что ее организация и содержание требуют конкретизации и дальнейшего углубления, а вся система обеспечения подготовки судебных приставов-исполнителей должна быть выстроена в соответствии с научно обоснованными принципами управления и направлена на профессионализацию специального образования в сфере исполнительного производства. Следование данным принципам в полном объеме позволит обеспечить социальный заказ государства и общества на подготовку, переподготовку и повышение квалификации российских судебных приставов.

Проведенный анализ организационно-правовых основ деятельности службы судебных приставов позволяет сделать ряд обобщенных теоретических и практических выводов концептуального характера.

1. Организационно-правовое содержание деятельности службы судебных приставов проявляется в реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение государственного принуждения, в целях реализации законного, своевременного и надлежащего по качеству и объему исполнения юрисдикционных актов.

2. В основе организационно-правовой деятельности службы судебных приставов лежат принципы, которые в ходе развития и совершенствования принудительной системы в Российской Федерации уточняются посредством конкретных задач, закрепляемых в основополагающих нормативно-правовых актах государства, его институтов, службы судебных приставов Министерства юстиции России. К ним относятся принципы: законностиправовой обоснованности принимаемых управленческих решенийпрофессионализма и компетентностиприоритетности решения исполнительских задачпринцип материального и морального стимулирования деятельности сотрудников системы принудительного исполнения.

3. Управления процессом исполнительного производства в подразделении судебных приставов представляет собой сложную систему социально-правовых отношений, включающую в себя взаимодействие субъектов и объектов управления службой судебных приставов на всех уровнях, организационно-методический комплекс обеспечения процессов принудительного исполнения юрисдикционных актов, а также различные виды обеспечения этого процесса — информационное, методическое, научно-исследовательское, морально-психологическое, финансово-экономическое, материально-техническое и другие.

4. Деятельность службы судебных приставов в настоящее время осуществляется в условиях социальных противоречий и факторов (объективных и субъективных), которые существенно снижают эффективность и результативность процесса исполнительного производства, препятствуют достижению его оптимального результата. Разрешение этих противоречий во многом связано с формулированием и последовательным проведением в жизнь научно-обоснованных приоритетов, которые позволяли бы постоянно совершенствовать организационно-правовые основы и управление деятельностью службы судебных приставов, всеми ее сферами.

В диссертации среди главных приоритетов особо выделены прежде всего такие, как оптимизация системы управления деятельностью службы судебных приставов, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров судебных приставов и управленческих кадров, повышение качества профессионально-психологического отбора кандидатов на должности судебных приставов, координация деятельности всех структур управления службой судебных приставов на различных уровнях управления: управление процессом разработки и внедрение в деятельность структурных подразделений инновационных технологий, руководство системой оценки и контроля деятельности подразделений и профессиональных кадров судебных приставов.

Проведенное в диссертации исследование создает теоретические и методологические предпосылки для выработки ряда практических рекомендаций, которые выделены автором:

1. В сфере законодательного и нормативно-правового обеспечения деятельности службы судебных приставов:

— подготовить предложения о внесении следующих изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» конкретно изложить в следующей редакции:

1) в пункте 4 статьи 4 слова «а судебным приставам военных судов — и воинские звания» исключить;

2) в абзаце восьмом пункта 2 статьи 12 слова «находящиеся в муниципальной собственности, а», «- помещения, находящиеся в иной собственности» исключить;

3) в статье 21 пункты 1, 5 и 6 считать утратившими силу.

— подготовить предложения в Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» конкретно изложить в следующей редакции:

1) пункт 1 статьи 82 «расходы по совершению исполнительных действий являются затраченные на организацию и проведению данных действий средства федерального бюджета, а также средства сторон и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве»;

2) пункт 1 статьи 84 «расходы по совершению исполнительных действий взыскиваются только с должника и в обязательном порядке вносятся на депозитный счет подразделения" — на основе результатов научного исследования подготовить и провести ведомственный эксперимент по оценке эффективности разработанных моделей материального стимулирования на базе нескольких подразделений судебных приставов в различных субъектах Российской Федерациискорректировать требования руководящих документов, об организации принудительного исполнения подчинив ее цели и задачи главному направлению — осуществлению процесса своевременного и качественного исполнения решений юрисдикционных органов и его всестороннего обеспечения;

— привести в соответствие с реальными возможностями нагрузку судебных приставов-исполнителей, не более 50 исполнительных производств на одного судебного пристава-исполнителя в неделю.

2. В сфере обеспечения организационно-методического комплекса службы судебных приставов:

— Департаменту судебных приставов Министерства юстиции России во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами осуществить мероприятия по разработке концепции и архитектоники технологической модели автоматизированной информационно-правовой системы, позволяющей реализовывать комплекс задач исполнительного производства. Такая система должна быть способна осуществлять поиск, сбор, обработку данных исполнительного производства и предлагать решения для реализации функций судебному приставу-исполнителю (информационное, методическое, материально-техническое обеспечение принудительного исполнения), а также проводить оценку и контролировать результаты их деятельности;

— подготовить и издать цикл методических пособий для судебных приставов-исполнителей, в которых в форме алгоритмизированных моделей предусматривались основания и порядок исполнения конкретных видов принудительных действий, а также были изложены основные требования действующего законодательства к процедуре и срокам исполнения решений тех или иных юрисдикционных органов в тех либо иных типовых ситуациях;

3. В сфере подготовки профессиональных и управленческих кадров для службы судебных приставов: увеличить количество специализированных факультетов по подготовке судебных приставов в одном из образовательных учреждений Министерства юстиции России по одной или нескольким специальностям;

— подготовить и издать научно-методическую разработку «Организация деятельности в подразделении службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации», в котором на основе действующих нормативно-правовых актов федерального и ведомственного уровня изложить актуальные организационные вопросы управления и деятельности службы. К работе над данным трудом можно было бы привлечь ведущих ученых юридических вузов и специалистов Департамента судебных приставов Минюста России;

— подготовить и провести научно-практическую конференцию ведущих специалистов в области исполнительного производства по теме: «Организационно-правовое и методическое обеспечение деятельности судебного пристава-исполнителя в современных условиях»;

4. В сфере совершенствования организационно-штатной структуры судебных приставов:

— привести в соответствие с объемом задач и напряженностью службы должностные оклады ряда руководителей отделов, старших судебных приставов, непосредственно руководящих подразделениями службы судебных приставов;

— усилить взаимодействие со службами внутренней безопасности по вопросам антикоррупционной деятельности и борьбы со взяточничеством в сфере исполнительного производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно — правовые акты1. Акты международного права
  2. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. // СЗ РФ. 1998. — № 36. — Ст. 4466.
  3. Декларация руководящих принципов финансового контроля, принятая на 9 Конгрессе INTOSAL (Международной организации высших органов финансового контроля) в октябре 1977 г. в Лиме// Контроллинг.-1991. № 11. Законы
  4. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. — 64 с.
  5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. М., 1999.
  6. Гражданский кодекс РФ Часть вторая // Собрание законодательства РФ. -1996.-№ 5. -Ст. 410.
  7. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 46. — Ст. 4532.
  8. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. М.: Инфра-М — Норма, 1998.-224с.
  9. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2001. — 223 с.
  10. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. //Собрание законодательства РФ.- 1998. -№ 31. -Ст. 3824.
  11. Ю.Уголовный кодекс РФ. // Собрание законодательств РФ. 1996. — № 25.- Ст. 2954.
  12. О судебных приставах: Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 30, — Ст. 3591.
  13. Об исполнительном производстве: Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30, — Ст. 3591.
  14. О языках народов РСФСР: Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. № 1807−1 // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. — № 50. — Ст. 1740.1. Подзаконные акты
  15. О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 мая 1995 г. № 642 // Судебные приставы и исполнительное производство в законодательстве Российской Федерации: Сб. нормат. док. М.: Мир безопасности, 1999. — Т.1.
  16. Об утверждении Порядка наложения ареста на ценные бумаги. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 934 // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 33. — Ст. 4035.
  17. Судебного департамента: Постановление Президиума Совета судей РФ от 27 января 2000 г. № 4 // Рос. юстиция. 2000. — № 4.
  18. Об организационном обеспечении деятельности судов общей юрисдикции органов судейского сообщества: Постановление Президиума Совета судей РФ от 29 октября 1999. № 25 // Рос. юстиция. 2000. — № 1.
  19. Об утверждении порядка приема, регистрации, учета и разрешения в службе судебных приставов Минюста России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях: Приказ Минюста России от 27 июня 2002 г. № 179.
  20. Об утверждении инструкции о порядке формирования, расходования, ведения учета и составления отчетности об использовании средств внебюджетного фонда развития исполнительного производства: Приказ Минюста России от 30 мая 2000 г. № 166.
  21. Об улучшении работы по отбору специализированных организаций для продажи арестованного имущества: Приказ Минюста России от 16 ноября 1998 г. № 166.
  22. Об обязательном назначении специалиста при осуществлении оценки ценных бумаг, на которые обращается взыскание: Приказ Минюста России от 25 октября 1998 г. № 153.
  23. О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций: Приказ Минюста России от 3 июля 1998 г. № 76.
  24. Об утверждении Положения о Департаменте судебных приставов: Приказ Министра юстиции РФ от 22 сентября 2000 г. № 276.
  25. Об утверждении порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю: Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 23 января 2003 г. № БГ-3−28/23.
  26. Об организации исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях: Приказ Центрального Таможенного управления, Управления Министерства юстиции РФ по Московской области от 30 сентября 2002 г. № 546/01−04/40.
  27. Примерная концепция основных направлений по изменению законодательства об исполнении судебных решений //Сов. юстиция. -1991-№ 6.- С. 13.
  28. Законодательство субъектов Российской Федерации
  29. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации: Сб. нормативных актов. М., 1997.
  30. Уставы краев, областей, городов федерального значения. — М.: Издание Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 1995−1998. Вып. 1−5.
  31. АбрамоваН.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974.
  32. А.П. и др. Административное право РФ. М.: Манускрипт, 2002.-450 с.
  33. А.В. Действия судебных приставов при возникновении угрозы взрыва //Бюл. Минюста РФ. М., 2001. — № 10. — С. 49−57.
  34. AmaeeA.A. Управленческая деятельность.-М.: Экономика, 1988.
  35. В.Г. Человек в системе управления. М.: Политиздат, 1975.
  36. В.И. Моральный выбор: цели, средства, результаты. -Томск, 1977.
  37. Л.В., Мартынова В. В., Мешков М. В. и др. Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учеб.-метод. пособие. М.: БЕК, 2002. -709 с.
  38. Д.Н. Основные категории труда управления. М.: Наука, 1985.
  39. И.М. Стиль управления и его совершенствование. JL: Знание, 1972.
  40. Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. С.-Пб., 1894. — Т. -25.-С. 452−453.
  41. Г. Исполнительная надпись нотариуса документ для принудительного исполнения // Рос. юстиция. — 2002. — № 5. — С. 25−29.
  42. Д.Х. Пределы реализации прав граждан и организаций в исполнительном производстве // Законодательство и экономика. 2000. -Вып. 12.-С. 9−15.
  43. Д.Х. Исполнение судебных решений в первые годы советской власти // Правоведение. 1959. — № 1. — С. 99−110.
  44. Д.Х. Процессуальное положение лиц, участвующих в исполнительном производстве: Дис. канд. юрид. наук. Казань, 1999. — 201 с.
  45. Д.Х., Загидуллин М. Р. и др. Исполнительное производство / Под ред. Я. Ф. Фархтдинова. С.-Пб.: Питер, 2002. — 296 с.
  46. Г. Г. Роль конкретных социологических исследований в научном управлении социальными процессами. — М.: Изд.-во МГУ, 1981.
  47. Е.В. Курс гражданского процесса. М., 1913. — Т.1.
  48. Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917. — 369 с.
  49. А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: Методический аспект. -М.: Экономика, 1977.
  50. Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учеб. М., 1999. — 253 с.
  51. И. Надзор за исполнением законодательства о судебных приставах // Законность. 2001. — № 12.
  52. М.А., Исаенкова О. В. Исполнительное производство: Учеб.-практикум. М.: Юристь, 2001. — 254 с.
  53. А. Надзор за исполнением законов судебными приставами // Законность. 2001. — № 1.
  54. Д.А. Долги: эффективное взыскание. Исполн. производство. Нормативные акты. Комментарии. Рекомендации. М.: Право и Закон, 2001. -291 с. — (Юрид. справочники).
  55. Г. Г. Информационная культура управленческого труда. -М.: Экономика, 1977.
  56. В.А., Диденко В. И., Кнайкин В. Н. Судебные приставы России: история и современность. Белгород, 2001. — 211с.
  57. В.Ф. Обжалование действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей // Арбитражная практика. 2001. — № 8. — С. 71−90.
  58. A.M., Максимова Н. С., Подпорина И. В. Бюджет Российской Федерации. М., 2003.
  59. A.M., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. М., 2002.
  60. A.M. Бюджетная система Российской Федерации: факторы, влияющие на качество ее функционирования и предложения по совершенствованию межбюджетных отношений: тез. докл. межвуз. конф. «Государственное регулирование экономики» М.: ВГНА, 2002.
  61. ГойхбаргА.Г. Учебник гражданского процесса. М. — Л., 1928.
  62. Д.В. Соотношение исполнительного производства и гражданского процесса // Юрид. мир. 2000. — № 7.
  63. А.Х. Учебник русского гражданского судопроизводства. -изд. 4-е. СПб., 1907.
  64. Гражданский процесс / Под ред. М. К. Треушникова. М., 1998. — С. 379.
  65. Гражданское право. В 2-х т. Учеб. / Под ред. Е. А. Суханова. М., 1993. Т.1.-278 с.
  66. Э.П. Правоохранительные органы. М., Проспект, 2002. — 270 с.
  67. А.А. Кому должен присягать государственный служащий // Рос. юстиция. 1996. — № 3.
  68. М.А. Общеобязательность и законная сила судебного решения //Тр. Всесоюз. юрид. заоч. ин-та. Вопросы гражданского процессуального права.-М., 1971.-Т. 17.-С. 180.
  69. Г. А. Организационно-управленческая деятельность: проблемы и перспективы развития. Минск.: Наука и техника, 1983.
  70. П.В. Охрана прав советских граждан в стадии исполнения судебных решений: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Киев, 1956.
  71. И., Худенко В. Стадии исполнительного производства в гражданском процессе // Рос. юстиция. 1994. — № 6. — С. 39.
  72. А. Законодательство субъектов РФ о государственной службе // Рос. юстиция. 1996. — № 7.
  73. В.В. Кадры управления: требования, оценка и подготовка // Экономика и коммерция. 1995. — № 2.
  74. А., Дымкина М. Применение и совершенствование законодательства России об исполнительном производстве//Право и экономика. 2001. — № 3. — С. 3−10.
  75. Исполнительное производство: Практикум для старших судебный приставов: Учеб. пособие / JI.B. Белоусов, В. В. Мартынова, М. В. Мешков и др.- Под ред. В. В. Яркова. М.: Статут, 2000. — 301 с.
  76. Исполнительное производство: Практикум / А. В. Закарлюк, Н. А. Панкратов, М. А. Плюхина и др.- Под ред. В. В. Яркова. М.: Юристь, 2001. -157 с.
  77. H.JI. Принятие управленческого решения. М.: ЮНИТИ, 1999.
  78. М.С. Деятельность как система. Социально-философский подход. // Философские и социологические проблемы человеческой деятельности. Краснодар, 1984. — С. 5−18.
  79. С. Банковская тайна и прокурорский надзор // Законность.2000.-№ 9.
  80. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М.: Проспект, 1997. — 760 с.
  81. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. В. Наумова. М.: Юрист, 1996. — 234 с.
  82. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об исполнительном производстве» / Под ред. М. К. Юкова, В. М. Шерстюка. -М.: Статут, Юридическое бюро Городец, 1998. 240 с.
  83. М.Д., Барабин В. В., Владимиров А. И. Социальная деятельность: государственно-правовое регулирование. М., 1996.
  84. Е. Судебные приставы в системе государственной власти //Бюл. Минюста России. М., 2000. — № 11. — С. 75−77.
  85. Кущ Г., Доннел С. Управление: Системный ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1986.
  86. Й. Эффективность управленческих решений. М.: Прогресс, 1975.
  87. П.Н. Социальное управление. JL: ЛГУ, 1982.
  88. М. Технология и эффективность социального управления. -М.: Прогресс, 1982.
  89. Материалы исполнительных производств, находящихся в Межрайонном подразделении судебных приставов г. Новокузнецка.
  90. А. Крепить взаимоотношения с судами // Бизнес-Адвокат. 2000. — № 21.
  91. А.Т. Доклад на Всероссийском совещании главных судебных приставов субъектов Российской Федерации 25 апреля 2002 г. // Бюл. Минюста юстиции России. М., 2002. № 6. — С. 113−117.
  92. А.Т. Повышать эффективность деятельности Службы судебных приставов // Бюл. Службы судебных приставов Минюста России. -М., 2002. — № 1 (4), — с. 3−9.
  93. М.Б. Процессуальные акты исполнительного производства // Право и экономика. 2001. — № 3, — С. 23−25.
  94. М.Б. Первые документальные свидетельства // Вестн. судебного пристава. — № 4. 1999.
  95. М.В. Служба судебных приставов: задачи, проблемы, перспективы // Бюл. Минюста России. М., 1999. — № 8. — 118 с.
  96. В.З. США: Современные методы управления. М.: Наука, 1971.
  97. Ю.Н. Наука управлять людьми: Изложение для каждого. -М.: Фолиум, 1995.
  98. Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Справ.-метод. пособие. М.: БЕК, 2000. — 768 с.
  99. E. Расширить возможности воздействия на должников // Рос. юстиция. 1999. — № 9.
  100. JI. Структуры человеческой деятельности. М.: Прогресс, 1982.-211 с.
  101. Д.М. Государственная служба. М.: Юрист. — 1996, — 175 с.
  102. Ю.Г., Журавлев ИВ. Управление персоналом: Учеб. М.: Финстатинформ, 1997.
  103. А.В. Исполнение судебных актов и актов других государственных органов на современном этапе // Бюл. Службы судебных приставов Минюста России. М. — 2002. — № 1(4), — С. 8.
  104. Перечень регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации: Утв. Распоряжением ФКЦБ от 15 ноября 2001 г. № 1117-р с изм. от 29 января 2002 г.).
  105. А.П. Совершенствование механизма исполнения решений арбитражных судов // Бюл. службы судебных приставов Минюста России. -№ 2 (5).-2002.
  106. И.Ф. Индивидуально-психологические особенности людей в системе управления. Кишинев: Знание, 1988.
  107. В.Г. Человек в мире управления Новосибирск: Наука, 1992.
  108. А., Русонов Ф. Гинезис менеджмента и управления // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 64−71.
  109. Пособие по исполнительному производству для судебных приставов-исполнителей: Учеб. пособие /Белоусов JI.B., Мартынова В. В., Мешков М. В. и др.- М.: Статут, 2000. — 297 с.
  110. В.Н. Принципы буржуазного гражданского процессуального права. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1989. — С. 27.
  111. Т. Взаимодействие органов принудительного исполнения и суда общей юрисдикции в исполнительном производстве // Право и экономика. 2001.-№ 3.-С. 11−14.
  112. И. Исполнительное производство за рубежом // Право и экономика. 2001. — № 3. — С. 38−43.
  113. С. Исполнение судебных решений затрудняется из-за пробелов в законодательстве // Рос. юстиция. 2002. — № 2.
  114. .С., Гарипов И. Г., Чемерихин С. М. Обращение взыскания на недвижимое имущество в исполнительном производстве: Справ, судебного пристава-исполнителя. М.: Городец, 2001. — 174 с.
  115. Сборник нормативных актов и документов / Под ред. Б. П. Кондрашова. М., — 1999. — Т. 2. — С. 601.
  116. А.К. Принудительное исполнение судебных решений в общем процессе реализации норм права // Теоретические вопросы реализации норм права: Тр. Всесоюз. юрид. заоч. ин-та. М., 1978. — Т.61. -350 с.
  117. Советский энциклопедический словарь. М.- Манускрипт, 1980 г.
  118. В. Состояние и перспективы развития законодательства об исполнительном производстве и судебных приставах//Бюллетень Службы судебных приставов Минюста России. М., — 2002. — № 1 (4), — С. 13−14.
  119. Судебные приставы и исполнительное производство в законодательстве Российской Федерации: Сб. норматив, актов и док. М.: Мир безопасности, 1999. Т.2 — 904 с.
  120. Судебные приставы. Исполнительное производство. Под ред. П. Г. Прокопенко. М.: Юрайт, 2002. — 320 с.
  121. Д. Взыскание исполнительского сбора // Рос. юстиция. -2001.-№ 8.
  122. Ю.А. Управление делами общества: Субъекты и объекты управления в социальном обществе. М.: Мысль, 1984.
  123. Г. Л. Логика целевого управления. Новосибирск: Наука, 1988.
  124. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
  125. Управление по результатам.: Пер. с фин. М.: Прогресс, 1993.
  126. В.П. Социальная деятельность как система. М.: Наука, 1981.-С. 185.
  127. И.В. Исполнение постановлений суда о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1999. — 24 с.
  128. Д.Н. Исполнительное производство в РФ // Февральские чтения. Сыктывкар, 2000. — С. 36−39.
  129. Ю. Доклад на заседании коллегии Минюста России // Рос. юстиция. 2002. — № 3.
  130. Ю. Министерство юстиции России и укрепление вертикали власти // Рос. юстиция. 2002. — № 4.
  131. А. Служба судебных приставов на верном пути и . на распутье // Бизнес-Адвокат. 2000. -№ 13.
  132. С. Исполнительное производство в ходе процедуры банкротства // Рос. юстиция. 2001. -№ 12. — С. 28−29.
  133. И.Е. Учебник русского гражданского судопроизводства. -Юрьев, 1904. 420 с.
  134. М.К., Шерстюк В. М. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве». М., 1999. С. 37, 39.
  135. М.К. Теоретические проблемы системы гражданского процессуального права. Свердловск, 1982. — 23 с.
  136. Юридическая процессуальная форма: теория и практика. М.: Юрид. лит., 1976.
  137. Юридический энциклопедический словарь. -М., 2001 г.
  138. Ю.К. Правоохранительные органы в России. Барнаул, 1995,-260 с.
  139. В.В. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. М., 2001.
  140. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977.- С.12−13.
  141. С.А. Социальный эксперимент и научное управление обществом. Мн., 1984.
  142. Вестн. Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. — № 2. — Ст. 101.
  143. Рассмотрение дел о банкротстве в 2000 году // Вестн. ВАС РФ./ 2001.- № 4.
  144. Рассмотрение дел о банкротстве в 2001 году // Вестн. ВАС РФ./ 2002.- № 4.
  145. Динамика показателей эффективности деятельности судебных приставов — исполнителей в Московской области за период 2000 —2003гг.2000 2001 2002 2003
  146. Исполнение по оконченным исполнительным 798 766 795 797производствам
  147. Фактическое исполнение по реально исполненным 557 501 457 461исполнительным производствам
  148. Нарушения установленных законом сроков исполнения 139 161 147 141
  149. Реальное взыскание денежных сумм по 589 585 673 694исполнительным производствам
  150. Взыскания исполнительского сбора 089 117 121 132
  151. Остатк неисполненных исполнительных производств 204 239 208 204
  152. Структура службы судебных приставов
  153. Федеральная служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемая главным судебным приставом Российской Федерации заместителем министра юстиции Российской Федерации.
Заполнить форму текущей работой