Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Французская литература XVII столетия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В завоевании человеком господства над силами природы с целью практической пользы. Знаменитый принцип Декарта «cogito ergo sum» — «мыслю, значит, существую, — стал основой рационализма, утверждавшего величие человеческого разума. Сенсуализм наиболее полно выразился в трудах П. Гассенди (/592−1655), считавшего основой познания ощущения, данные которых формируют умственную деятельность, истина же… Читать ещё >

Французская литература XVII столетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Французская литература XVII в. в социокультурном контексте эпохи.

Литературный процесс Франции был тесно связан с социокультурными и политическими особенностями развития страны, где к XVII в. сословная монархия нс могла способствовать созданию единого централизованного государства и как политическое выражение разложения феодализма в переходную эпоху появляется новая форма власти — абсолютная монархия. Становление французского абсолютизма в первой половине XVII столетия было сопряжено с политикой меркантилизма, религиозной и политической централизацией, созданием нового бюрократического аппарата, состоявшего из чиновников-буржуа, а также урезанием прав аристократов, вылившегося во Фронду (1648−1653) ;

антиабсолютистское общественное движение, обреченное, в силу исторических условий, на поражение. Именно благодаря абсолютизму единая Франция в XVII в. становится могущественной европейской державой. На престоле в этот период сменяют друг друга короли из династии Бурбонов.

Генрих IV (1593−1610) начал государственную и религиозную централизацию, ввел Нантский эдикт — документ, уравнивающий гугенотов в правах с католиками, прежде всего в правах политических, и предоставлявший им свободу вероисповедания. И хотя за достаточно короткий период правления Генриху IV не удалось окончательно подчинить крупных феодалов, он с опорой на буржуазные слои города сумел сузить их политическую самостоятельность, укрепляя централизованную государственную власть.

В правление Людовика XIII (1610−1643), во многом благодаря усилиям его первого министра кардинала Ришелье (1585−1642), в стране было достигнуто государственное и религиозное единство, созданы новый бюрократический аппарат, местное и центральное управление. Ришелье продолжает политику религиозной терпимости, начатую Генрихом IV, предоставив гугенотам полную свободу вероисповедания, но отобрав у них политические права. В целях подчинения французских провинций единому политическому центру, Ришелье учреждает особую должность интенданта со всеми судебными, административными и финансовыми полномочиями — именно интенданты должны были проводить государственную политику на местах: его усилиями были созданы регулярные армия и флот. В результате именно в период его правления королевская власть обретает огромную силу.

Процесс регламентации, полного подчинения и контроля со стороны королевской власти происходит и в культуре: в частности, с этой целью в 1634 г. была создана Французская Академия — объединение ученых, прежде всего филологов, контролируемое правительством и призванное контролировать творчество поэтов, писателей, драматургов. При очевидном придании французскому искусству характера социальной ангажированности, создание Академии имело и положительные последствия: она занялась составлением правил «хорошего вкуса», а затем словаря и грамматики французского языка, что в полной мере соответствовало не только укреплению политического единства страны, но и формированию французской нации, единого национального языка. Официальным художественным стилем становится просуществовавший во Франции два столетия классицизм, ведущими принципами которого становятся дух рационализма, строгой регламентации, незыблемости авторитета.

Во французском искусстве первой половины XVII в.

главенствующую роль играла живопись — именно она становится носителем высших этических идеалов, воплощенных в образе человека: создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде становится Никола Пуссен (1594−1665), лирической линии идеализированного пейзажа — Клод Лоррен (1600−1682), автором парадных портретов — Филипп де Шампень (1602−1674), женских портретов — Пьер Миньяр (1612−1695).

В царствование Людовика XIV (1643−1715), «короля-солнца», осуществилось первоначально торжество, а с 1780-х гг. — кризис абсолютизма. В этот период продолжается создание академий, призванных контролировать культурную жизнь Франции: в 1648 г. организуется Академия живописи и скульптуры, в 1666 г. — Академия наук, в 1671 г. — Академия архитектуры. Во второй половине XVII столетия изменились задачи искусства: в центре внимания художников.

  • — апофеоз абсолютистского государства. Средоточием культурной жизни становится двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим этикетом, куда привлекались выдающиеся писатели и художники. Грандиозное строительство разворачивается в Париже, центром новой дворянской жизни становится Версаль — королевская резиденция, постройка которой была начата архитекторами Луи Лево (1612−1670) и Андре Лепотром (1613−1700), а завершена ЖюлемАрдуэном Мансаром (1646−1708), придавшему дворцовому комплексу импозантный и строгий вид. Тщательно продуманный и рациональный ансамбль заключал в себе идею образа основанных на законах гармонии и разума государства. В создании эффекта великолепия и парадности интерьеров Версаля важная роль принадлежала декоративному искусству: создателем парадной мебели был Андре Шарль Буль (1642- 1732), возглавлял декоративные работы директор Академии живописи и архитектуры Шарль Лебрен (1619−1690), автором аллегорических скульптурных групп и конных монументов стал Франсуа Жирардон (1628−1715). Версальский дворец становится эталоном роскоши и вкуса
  • — именно с этого времени мода на все французское распространяется в Европе.

Упадок абсолютной монархии начинается в 1780-е гг., когда абсолютизм заметно тормозил развитие страны, а политической и религиозной реакции способствует отмена Нантского эдикта в 1685 г., что вызвало жестокие гонения на гугенотов и их массовую эмиграцию, усугубившую экономический кризис.

Противоречивым было и духовное развитие страны, где в философской мысли возникают две обобщающие философские системы. Рационализм Рене Декарта (1596−1650) стал философской основой классицизма. В своем «Рассуждении о методе» Декарт объявил разум человека главным орудием познания мира, а высшую цель науки.

— в завоевании человеком господства над силами природы с целью практической пользы. Знаменитый принцип Декарта «cogito ergo sum» — «мыслю, значит, существую, — стал основой рационализма, утверждавшего величие человеческого разума. Сенсуализм наиболее полно выразился в трудах П. Гассенди (/592−1655), считавшего основой познания ощущения, данные которых формируют умственную деятельность, истина же постигается в результате опытного знания, поэтому для философа, ученого главное — это опыт и его разумное изучение. Гассенди, кроме того, возродил философию Эпикура, в учении о человеке придерживаясь материалистических, сенсуалистических взглядов: идеальной нормой поведения ученый провозглашает следование мудрым природным инстинктам — только тогда поведение человека будет нравственно и разумно, тогда как извращение природных начал может привести к появлению уродливой морали. И если рационализм Декарта стал предпосылкой развития классицизма в творчестве Расина, Корнеля, то философия Гассенди повлияла на творчество Мольера, Лафонтена.

В литературном процессе Франции сосуществовало несколько взаимодействующих друг с другом художественных систем. Официально признанным искусством становится классицизм, хотя параллельно с ним развивалось и барокко, которое принято делить на «высокое» и «низовое».

Сторонники «высокого», прециозного («нрециозное» — от франц. precieux — драгоценный, изысканный) барокко мыслили литературу изощренной забавой, существующей лишь для избранных. Кастовая аристократическая эстетика выражала идеологию знати, желавшей сохранить свое привилегированное положение. Это определило особое отношение сторонников прсциозности к языку: они стремились использовать необычные словосочетания, метафоры, перифразы, непонятные «толпе» (Венсан Вуатюр, Мадлена де Скюдери, Оноре д*Юрфе). «Низовое» (демократическое) выразило себя в вольнодумной поэзии, прославлявшей земную жизнь и любовь, рисовавшей картины природы, описывавшей субъективные переживания, и прозе, изображавшей (нередко — сатирически) обыденную жизнь, влияние среды на формирование характеров и поступков героев (Теофиль де Вио, Сирано де Бержерак, Шарль Сорель, Поль Скаррон).

Важную роль в становлении литературы классицизма сыграли реформа стиха и языка Франсуа Малерба (1555−1628), определившая основные правила классицистического стиля («ясность», «гармония», «мера», «хороший вкус») и сформулировавшая важнейшие правила стихосложения, трактат теоретика классицизма Никола Буало (1636- 1711) «Поэтическое искусство» (1674), в котором излагалась классицистическая поэтика. Буало подчеркивал высокую общественную функцию литературы, ее воспитательную роль, призывал к чистоте языка:

Учите мудрости в стихе живом и внятном.

Умея сочетать полезное с приятным.

Пустячных выдумок читатели бегут.

И пищи для ума от развлеченья ждут.

Н. Буало требовал от произведения четких пропорций, стройности и гармонии отдельных его частей, четкого деления на «высокие» и «низкие» жанры без их смешения, обобщения, типизации, объективного подхода к изображаемому. Если трагедия как жанр «высокий» должна отличаться величием, историчностью и назидательностью сюжета, то комедия должна «в наставницы избрать природу» и отражать ее универсальные законы. Всему этому, безусловно, следует учиться у античных мастеров.

Пьер Корнель (1606-1Ш).

Пьер Корнель (1606-1Ш)

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой