Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Два женских характера в романе И.А. Гончарова «Обломов»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Агафья Пшеницына и Ольга Ильинская у Гончарова — антиподы. Если Ильинская — античная статуя, гармония души и тела, то Агафья — грубая, примитивная женщина. Ее портрет автор рисует с сатирическими красками, внешность Агафьи вызывает у читателя усмешку: «Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки, бровей почти совсем не было, а были на их местах две… Читать ещё >

Два женских характера в романе И.А. Гончарова «Обломов» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

И все это чудо сделает она…

Она — виновница такого превращения!

И.А. Гончаров. Обломов.

В центре внимания романа И. А. Гончарова «Обломов» находится фигура дворянина Ильи Ильича Обломова. Именно из-за него и ради него в произведении, как мне кажется, присутствуют все остальные персонажи, проявляются сюжетные ходы, медленно «течет» действие.

Именно «благодаря» Обломову в романе появляются женские образы, основными из которых являются Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Совсем недолго на страницах произведения мы видим мать героя — в его сне-воспоминании о детстве. Из него мы понимаем, что мать очень любила Илью Ильича, баловала его и оберегала от всех трудностей: «Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы, любуясь мягкостью их… и разговаривает с ними о будущности Илюши, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи» .

Как мы увидим дальше, именно такой образ — женщины-матери, женщины-хозяйки — станет для Обломова идеалом. Но сначала на пути героя встретится совершенно другая женщина — Ольга Ильинская.

Эта молодая девушка, равная герою по происхождению, совершенно отличалась от тех барышень, которых он видел в свете. Ильинская была лишена всякого жеманства, кокетства, желания очаровать или завлечь. Даже внешность ее была не типична для дам света — в этой девушке не было, яркости, броскости, стремления привлечь внимание: «Ольга в строгом смысле не была красавица… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии» .

Ольга Ильинская вела себя и жила естественно, так, как сама считала нужным, правильным и интересным для себя. Именно этим она заинтересовала Штольца, очень неглупого и опытного человека. Он отдавал предпочтение именно Ольге, несмотря на «обилие» вокруг других барышень.

Страстью Ильинской была музыка. Героиня обладала безупречным вкусом и прекрасным голосом — она очень хорошо пела. Обломов, услышав в ее исполнении «Casta diva», как будто вновь ожил — в нем вновь вспыхнул интерес к жизни, желание развиваться, действовать.

Надо сказать, что и Илья Ильич заинтересовал Ольгу. Она понимала, что Обломов — «экземпляр уникальный», необычный человек, ведущий до странности неправильный образ жизни. Ильинская захотела изменить героя, сотворить из него свой идеал — активного, деятельного человека, с широким кругозором, интересующегося разными сферами жизни и приносящего пользу обществу.

Кроме того, Ольге льстило, что она имеет огромное влияние на Обломова: «И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она — виновница такого превращения!» .

Нельзя сказать, чтобы Ольга любила Илью Ильича как человека, скорее, она любила его как свое творение, подобно Пигмалиону. Конечно, отношения, имеющие такую основу, не могли долго продолжаться. В один момент Обломов испугался ответственности, в нем заговорила неуверенность и страх перед жизнью — он написал Ольге письмо, которое способствовало их разрыву.

В конечном итоге Ильинская стала женой Штольца. Этот союз выглядел очень логичным и правильным, ведь Андрей Штольц был практически Ольгиным идеалом. Однако автор показывает нам, что и в этом браке Ольга не была до конца счастлива: «смущение, боязнь, томление, какая-то глухая грусть, послышатся какие-то смутные, туманные вопросы в беспокойной голове» .

Мне кажется, это происходило оттого, что натура героини всегда требовала вечного развития, роста, а рост невозможен без сомнений, волнений и тревог. Нужно сказать, что судьбы Ольги и Обломова оказались связаны и после разрыва их отношений. В финале романа мы узнаем, что семья Штольца взяла на воспитание сына Ильи Ильича — Андрея.

Этот мальчик родился у Обломова от другой женщины — Агафьи Пшеницыной. Эта простая, необразованная и недалекая героиня стала для Ильи Ильича «тихой гаванью», воплощением того покоя, тепла и уюта, которое он всегда искал и в жизни, и в женщинах.

Агафья Матвеевна не задумывалась о «высоких» вещах, о нравственном росте, морали. Вся ее жизнь ограничивалась бытовыми заботами о детях и брате. Когда в жизни женщины появился Обломов, всю теплоту и нежность, все свою любовь она обратила на этого человека.

Агафья создала вокруг Обломова атмосферу тепла, покоя, защищенности, уюта — для нее в этом заключалось предназначение женщины. И Обломов, каким бы странным это ни казалось, был счастлив с Пшеницыной.

Автор подчеркивает, что Пшеницына любила Илью Ильича всей душой: «Агафья Матвеевна была в зените своей жизни; она жила и чувствовала, что жила полно, как прежде никогда не жила…». Когда герой умер, Агафья поняла, что «проиграла и просияла ее жизнь, что бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять…» Она продолжала совершать привычные дела, но мысль ее витала очень далеко — рядом с покойным Обломовым.

Одна радость теперь была у героини — сын Андрюша, который изредка навещал мать, приезжая к ней на каникулы. Гончаров пишет, что Пшеницына как-то робко и нерешительно ласкала мальчика, считая его «барином» .

Мы понимаем, что Агафья Матвеевна была очень благодарна Штольцу за заботу о ее сыне. Все доходы от имения Ильи Ильича она приберегала Андрюше, не израсходовав на себя ни копейки…

Таким образом, в романе Гончарова «Обломов» мы встречаемся с двумя очень разными женскими образами, женскими характерами. Их объединяет фигура главного героя романа.

И Ильинская, и Пшеницына по-своему любили Илью Ильича, отдавая ему то, что могли, что считали нужным. Агафья Матвеевна оказалась ближе к женскому идеалу Обломова, с ней он провел последние, счастливые, годы своей жизни.

Ольга Ильинская тоже стала важной вехой в жизни героя, повлияв не только на него, но и на сына Обломова — Андрея.

Таким образом, женские персонажи в романе помогают более явственно и глубоко раскрыть образ главного героя, его характер, истоки его натуры. Важно, что при этом ни Ильинская, ни Пшеницына не теряют своей индивидуальности, а выступают в произведении как полноценные, полнокровные образы.

Роман «Обломов» вышел в свет в 1859 году, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознавало губительность существующих порядков. Пороки поразили не только угнетенные, забитые слои общества, от бесправия и безысходности рабство не было спасено, но и господствующие классы погрязли в беспринципности, вседозволенности, лености, беззаконии, пресыщенности жизнью. Защитники крепостничества доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями культуры, чести и гражданского долга. Гончаров развенчивает этот миф. Он в своем романе исследует человеческую натуру путём противопоставления. В образах Обломова и Штольца мы находим две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе). Женские образы Ильинской и Пшеницыной тоже совершенно не похожи между собой, но они любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь. В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и всё лучшие, что видел писатель в русском человеке. Ольга Сергеевна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если бы её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Именно в Ольге мы видим все отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. Ольга — чужая в своей среде. Но в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. Именно Ольгу Обломов воспринял как воплощение того идеала, о котором мечтал. Отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Что же видит Ольга в Обломове? Сначала болезненная неспособность этого человека к действию зажигает в ней желание помочь хорошему, но слабовольному человеку. Она ценит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды и ей. «У тебя были крылья, да ты их отвязал». Она чувствует, что в ней нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Ольга мечтает, что «она укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил… Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её». Однако Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми. Обломов предчувствует, что их отношения не могут всегда быть только их личным делом, они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о влиянии на Обломова, о своей «миссии»; любовь становится для неё долгом, постоянно повторяет, что «жизнь-обязанность, любовь — тоже долг», а потому любовь уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать всем ради любви. «Тебя хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебя своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути? … Никогда, ни за что!» — решительно отвечает она Обломову. Они ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в её представлении, он должен стать похожим на Штольца, но только сохранить при этом лучшее, что есть в его душе. Он от неё — безоглядной, самоотверженной любви. Ольга любит того Обломова, которого создала в своём воображении, которого она искренне хотела видеть в жизни… «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, — а ты умер уже очень давно» , — с трудом выговаривает Ольга и задаёт горький вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». — «Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!» Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров. Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победил терзавшее её чувство. Её жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна — идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у неё спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у неё нет. Когда Обломов спросил её: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него». Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…». Я думаю, что эта простая, малокультурная женщина привлекла Обломова тем, что оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Её домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого дома обеспечила ему все необходимые условия — тишину, покой, вкусную еду. Она избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Но своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся в Обломове человеческие чувства. Она совершила процесс духовной гибели Обломова. Удивительно, что Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым. Ольга стремилась к любви, искала её. Сначала она ошибается в своем выборе, но потом находит человека, с которым надеется обрести счастье. Агафья не стремиться к любви как к какой-то сверх цели, не добивается её любыми способами, она ждёт, когда любовь сама придёт. Любовь пришла, она вышла замуж, стала счастливой женой и матерью. Героини очень разные, но их объединяют любовь и желание быть счастливыми. Любовь — сильнейшее человеческое чувство — сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной — умной, утонченной, нежной, требовательной, другой — хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему он остался с Агафьей — «простой бабой», а не с божественной Ольгой? Найти сходство в этих женщинах сложно. Они даже любили по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья — земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи — это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки. Ольге нужен был «усовершенствованный» Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой — она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Мне кажется, поэтому, Обломов «испугался» требовательной любви Ольги. Агафья Пшеницына — хозяйка дома, полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью — через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Её внешность говорила обо всём: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого — отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой. Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило, в конечном счете, выбор героя.

Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Роман И. А. Гончарова «Обломов» — классика русской литературы. В этом романе перед нами предстаёт два лика любви. Первый — любовь Обломова и Ольги, второй — любовь Штольца и Ольги. Они различны. Первое чувство — не успев расцвести — тут же завяло, второе — расцветает долго, но, распустившись и окрепнув, долго сохраняет всю свежесть молодости. Любовь Ольги и Обломова быстро увядает. В этом они оба виноваты, но, скорее всего, всю вину можно возложить на Обломова. Его лень и безделье были причиной разрыва. Неопытная в делах любви, Ольга со всей силой молодости отдалась этому новому для неё чувству, не понимая, что Обломову, с его вечными страхами и ленью, её любовь не оченьто и нужна. Идеал счастья для Обломова олицетворяется в Агафьи. Она лелеет и опекает его, как ребёнка. Только был ли этот идеал любви? «Он сближался с Агафьей Матвеевной — как будто подвигался к огню, от которого становилось всё теплее и теплее, по которому любить нельзя». Обломов не мог любить Агафью, не мог оценить её отношение к нему. А заботу её воспринимал как должное, как привык с детства. «Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жары, под кров от дождя, и ухаживает за ним…». Опять же видим — «обломовская утопия». Зачем Гончаров вводит в роман Ольгу как мощное «противоядие» жизни Обломова? Любовь Ильи и Ольги, я бы сказала, даже представляется страстной. Она искрой пробегает между ними, распаляя интерес, друг к другу. Она заставляет очнуться Обломова, дает Ольге почувствовать свои силы женщины, она содействует её духовному росту. Но не имеют их отношения будущего, потому как Обломов никогда не преодолеет «овраг», разделяющий его с Ольгой. В конце романа я не вижу полной картины любви и семейного счастья. С одной стороны, только Агафья — олицетворение семьи, с другой, Ольга — это любовь. Но нельзя забыть Ольгу и Штольца. Их союз близок к идеалу. Они стали как единое целое. Их души слились воедино. Они думали вдвоём, читали вдвоём, вместе растили детей — жили разнообразно и интересно. Семейный быт не смог приземлить их отношений. «Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, деятельно, зорко возделывал, берёг и лелеял её». Мне кажется, именно Ольга и Штольц символизируют идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова. Два лика этого романа различны, как и сама любовь, о которой так много сказано. Гениальность Гончарова и состоит, в том, что он показал эти два лика, не утаивая и не приукрашивая ничего.

Агафья Пшеницына и Ольга Ильинская у Гончарова — антиподы. Если Ильинская — античная статуя, гармония души и тела, то Агафья — грубая, примитивная женщина. Ее портрет автор рисует с сатирическими красками, внешность Агафьи вызывает у читателя усмешку: «Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки, бровей почти совсем не было, а были на их местах две немного, будто лоснящиеся полосы с редкими светлыми волосами». Гончаров постоянно, с помощью ярких деталей подчеркивает, насколько уродлива Агафья: платье на ней сидит в обтяжку, грудь «как подушка дивана». «Корова, сущая корова» , — вот какое сравнение подбирает автор для этой героини. Она может лишь исправно вести домашнее хозяйство, в ее глазах нет и капли мысли. Однако, эта женщина не настолько уж глупа, раз сумела прибрать все к своим рукам в доме Обломова. Если Ольга пыталась вернуть Илью Ильича к жизни, то Агафья постепенно подводит его сначала к нравственной, а потом и к физической смерти. «Илья Ильич обрюзг, скука въелась в глаза и выглядывала оттуда, как немочь какая-нибудь». Но меняется не только Обломов, меняется и сама Агафья: «Нет круглых, белых, не краснеющих и не бледнеющих щек; не лоснятся редкие брови; глаза у ней впали». Илья Ильич жалеет о потерянной любви: Ольга выходит замуж за деятельного Андрея Штольца, и Обломов завидует другу: «ваше счастье будет для меня зеркалом, где я буду видеть горькую и убитую жизнь; а ведь уж я жить иначе не стану, не могу» .

Я думаю, что женские образы введены в роман для того, чтобы ярче раскрыть характер главного героя. Ольга Ильинская — совершенство, идеал, и рядом с ней Илья Ильич оживает, меняется, мечтает, чувствует. Агафья Пшеницына безобразна, уродлива, вызывает у мужчин неприязнь, антипатию. С одной стороны, противопоставлена Ольге, с другой — сопоставлена с Обломовым. Он ее не любит, но жить с такой женщиной намного удобнее, чем с утонченной Ольгой. Агафья, как мать, заботится о «большом ребенке», и мечта постепенно ускользает из его души. Однако любовь не исчезает из сердца. Не случайно Обломов просит Ольгу и Штольца позаботиться о своем сыне, понимая, что Агафья не сможет воспитать из него достойного человека. И все же Обломов уже не в силах изменить себя. В этом и заключается трагедия героя.

Ольга Ильинская — это молодая решительная девушка. Ее требования к жизни высоки, но и сама она готова приложить достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку — постоянно в движении. Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы тратить свое драгоценное время на бессмыслицу. Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова. Обломов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окружения Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном блеске. Образ Ольги Ильинской неоднозначно трактуется критиками. Кто-то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто-то, напротив, винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга — это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова. В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здравомыслящий человек, как и она сама.

Агафья Матвеевна Пшеницына — совсем иной образ. Это тип настоящей русской женщины, зрелой, сознательной, обладающей простой житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не придет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом с ней, она не бросится отстаивать свои права. Возможно, ради нее мужчина не совершит подвиг, но именно рядом с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека. Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.

Ольга и Агафья являются полными антиподами и по складу характера, и по образу жизни. Но не случайно на смену Ольге в жизни Обломова появляется Агафья Пшеницына. Гончаров искренне верил, что надо описывать жизнь такой, какая она есть, без прикрас. Именно поэтому его произведения начисто лишены всякой дидактики, он доверяет читателю в том, что тот вынесет верное суждение о романе. Мне кажется, что герои Гончарова, будучи взятые из реальной жизни, описанные без прикрас, не являются ни «плохими», ни «хорошими», так же как и обычный человек не может быть только плохим или только хорошим. Ольга молода, привлекательна, умна. Агафья в свою очередь умудренная жизнью женщина, ее желания сходны с идеалами Обломова. Она хочет простого женского счастья и иметь возможность заботиться о ком то. Обломов же хочет испытать тот уют, по которому он истосковался. А у Ольги другие представления о счастье, и в данном случае нельзя никого судить.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой