Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности монологической речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В устном монологе для более полной и точной передачи содержания используются уточняющие члены предложения, а также повторение отдельных элементов предшествующего высказывания. Поддерживать контакт со слушателями и сосредоточивать их внимание помогают слова-обращения, вопросительные предложения (не рассчитанные на ответ) и особые сочетания в форме побудительных предложений (например: обратите… Читать ещё >

Особенности монологической речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Монолог — это длительное, односторонне направленное, связное высказывание одного человека и не рассчитанное на мгновенную словесную реакцию слушателей. Монологическая речь является более сложным видом устной речи и обладает массой преимуществ, в плане традиционности, в выборе языковых средств, для передачи содержания, и в своем построении.

В практике общения людей монологическая речь занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях.

Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности — достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей. Поскольку поддерживающей речи собеседника нет, человек полностью строит фразы, говорит полно, развернуто, выразительно, так, чтобы было понятно всем, кто его слушает. Речь должна быть грамотной, красивой, не монотонной, в определенной степени сопровождаться выразительными движениями и др., хотя мимика и жесты в монологе играют незначительную роль.

Особенности монологической речи заключаются в том, что речь, как правило, продумывается, подготавливается заранее. Время на подготовку зависит от речевой ситуации, целей и задач. Если доклад или лекция требуют длительной подготовки, то выступление на собрании приходится иногда продумывать за несколько минут.

Тематика монологов намного шире и богаче, в отличие, например, от диалога. В монологе больше сложных предложений, простых осложненных, а неполные предложения почти отсутствуют. Порядок слов в подготовленной монологической речи более строгий и соответствует литературной норме.

В устном монологе для более полной и точной передачи содержания используются уточняющие члены предложения, а также повторение отдельных элементов предшествующего высказывания. Поддерживать контакт со слушателями и сосредоточивать их внимание помогают слова-обращения, вопросительные предложения (не рассчитанные на ответ) и особые сочетания в форме побудительных предложений (например: обратите внимание на это; запомните данное определение и т. п.).

Важную функцию в устном монологе выполняет интонация, с ее помощью передается весь внутренний смысл высказывания и выражается отношение выступающего к фактам и явлениям, о которых он сообщает. Поэтому интонация монолога должна соответствовать выражаемым мыслям и чувствам. Элементы интонации — темп, тембр, паузы, логическое ударение — следует выбирать в зависимости от темы монолога, целей и задач, которые ставит перед собой выступающий.

Монолог — это связная речь, организованная по правилам логики и грамматики как сложное единое целое: все части монолога объединены и по смыслу, и грамматическими средствами. Значит, для овладения монологической речью одного знания грамматики недостаточно, необходимо еще иметь знания о тех предметах и явлениях действительности, о которых собираешься говорить, и иметь огромный запас слов, называющих эти предметы и явления, а также усвоить средства выразительности (языковые и дополнительные — интонацию, мимику, жесты). В связи с этим процесс развития и устной, и письменной формы монологической речи связан с выработкой и постоянным совершенствованием комплекса умений и навыков:

умения осмыслить тему, определить ее границы;

умения выразить основную мысль высказывания;

умения собрать необходимый материал;

умения группировать накопленный материал и располагать его в определенной последовательности;

умения отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачами общения;

умения исправлять, насыщать содержание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой