Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод мозгового штурма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная особенность метода заключается в разделении во времени процессов генерации идей и их анализа (критики). Теоретической основой для этого служит концепция 3. Фрейда, согласно которой сознание человека представляет собой тонкое наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека контролируются сознанием, общепринятыми представлениями и запретами. Так как… Читать ещё >

Метод мозгового штурма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принципы метода

Метод мозгового штурма — это наиболее известный, но редко правильно используемый метод решения проблем и генерирования новых идей. Многие руководители, проводя различные совещания, ошибочно называют их «мозговым штурмом». В действительности к таким «встречам» больше относится шутка «шел шестой час утренней пятиминутки».

Мозговой штурм (brainstorming) — метод поиска решений нестандартных задач и новых бизнес идей, предложенный Алексом Осборном (1888−1966) в конце 1930;х гг. В то время А. Осборн работал в довольно крупном рекламном агентстве В В DO (Batten, Barton, Durstine and Osborn), одним из основателей и совладельцев которого он являлся. В первоначальном варианте метод разрабатывался для интенсивного генерирования новых идей для рекламных кампаний.

Метод основан на обращении к коммуникации и коллективности как основным факторам возникновения и развития новой идеи. Осборн считал, что творческий процесс целесообразно осуществлять в виде группового поиска; так как «творческий прорыв», непосильный для одного человека, может быть совместно совершен группой разнопрофильных специалистов.

Основная особенность метода заключается в разделении во времени процессов генерации идей и их анализа (критики). Теоретической основой для этого служит концепция 3. Фрейда, согласно которой сознание человека представляет собой тонкое наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека контролируются сознанием, общепринятыми представлениями и запретами.

Так как творческий процесс — это преодоление «психологических барьеров», обусловленных привычными представлениями о возможном и невозможном, нужно создать благоприятные условия для «прорыва» идей из подсознания. Цель сессий мозгового штурма — помочь «расковать» сознание и подсознание, получить необычные, небанальные идеи, освободить мышление от сдерживающих факторов.

В ходе «естественного» творческого процесса мы не разделяем этапы генерирования и оценки идей: появилась идея — оценили, проверили на «жизненность» и т. д. Но как мы видели в параграфах 1.5 и 2.2, даже в индивидуальном творческом процессе действие парадигмы на идею, которая в эту парадигму не вписывается, оказывается «губительным». Новая идея, не вписывающаяся в рамки существующей парадигмы, почти всегда кажется «абсурдной» и «нелепой».

Еще в большей степени критика губительна для новой идеи при коллективном поиске решений, когда весьма вероятно забвение необычных идей. Большинство людей не хотят быть объектом насмешек или высказывать ошибочные мнения. При обсуждении задачи многие не решаются высказать смелые, неожиданные идеи, опасаясь ошибок, насмешек, отрицательного отношения со стороны руководителя и коллег и т. п. Если же такие идеи все-таки высказываются, их зачастую подвергают уничтожающей критике, и идеи гибнут, не получив развития.

Именно поэтому А. Осборн и предложил принцип коллективного творчества, ставший впоследствии знаменитым: «Сначала придумайте, затем решайте». Процесс генерирования идей необходимо отделить от процесса их оценки и проводить в условиях, когда всячески поощряется каждая идея, даже шуточная или абсурдная.

Метод мозгового штурма основан на четырех главных принципах-правилах.

  • 1. «Нельзя критиковать!». На стадии генерации идей недопустимы никакие споры и обсуждения, а тем более никакая критика предлагаемых идей, чтобы каждый мог высказать любую мысль без боязни, что ее признают плохой.
  • 2. «Нет плохих идей!» Приветствуются любые идеи. Поощряется свободное ассоциирование и любая фантазия: чем более необычной покажется идея — тем лучше.
  • 3. «Чем больше идей, тем лучше!» Количество предлагаемых идей должно быть как можно большим («количество приводит к качеству»).
  • 4. «Нет чужих идей!» Высказанные идеи можно как угодно комбинировать и видоизменять. Специально поощряется развитие и усовершенствование высказанных идей. Считается, что у идей, полученных в ходе мозгового штурма, нет индивидуального автора, все идеи создаются группой.
Метод мозгового штурма.

Рис. 7.3. Метод мозгового штурма

За счет оригинальных идей и их развития другими участниками, а также разнообразия участников расширяется поисковое поле, увеличивается вероятность выхода за рамки стандартной парадигмы и нахождения нового и эффективного решения проблемы (рис. 7.3).

В наиболее разработанном виде мозговой штурм представлен в варианте CPS (Creative Problem Solving — творческое решение проблем). Этот вариант мозгового штурма на протяжении 30 лет «отшлифовывался» в Международном центре исследования творчества (США), где он преподается сейчас в качестве отдельного учебного курса и применяется в практике бизнес-консультирования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой