Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учение о государстве и праве Луи де Бональда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Примером такого идеального государства Бональд считает сеньориальную монархию у германцев. Сословно-представительная монархия у немцев опирается на государственную религию, которая выступает высшим началом, озаряющим жизнь людей. Строго охраняются наследственные отличия и привилегии, обеспечивается верховенство общей воли, носителем которой выступает король. Но монарх подчинялся законам. Он мог… Читать ещё >

Учение о государстве и праве Луи де Бональда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Французский политический деятель, воинствующий клерикал, один из родоначальников европейского консерватизма Л. де Бопальд (1754—1840) исходным тезисом своей консервативной доктрины вывел положение о том, что религия выступает священным основанием всех социальных институтов: государства, права, семьи и т. д. Ослабление веры в Бога и стало, по мнению Бональда, основной причиной Французской революции, приведшей к установлению деспотизма и разложению общества.

В отличие от Местра методология Бональда основана на заимствованиях положений из доктрины естественного права — тезиса о том, что законы необходимо вытекают из природы вещей, а также тезиса Ж.-Ж. Руссо об общей воле. Однако Бональд вкладывает в них иной, противоположный смысл, главным образом для того, чтобы в известной мере «модернизировать» собственную теоретическую конструкцию.

Учение о государстве. Все социальные институты, в том числе государство и право, он выводит из природы человека. По природе своей человек — существо, наделенное Богом частной волей, что обусловливает греховную человеческую природу, пороки и слабости, неспособность к добровольному подчинению и стремление делать только зло. Государство и религию Бональд рассматривает как «две узды, необходимые для сдерживания страстей человеческих». Индивид обретает смысл существования, лишь подчиняясь государству, Церкви, Богу: они компенсируют человеческие слабости. Бональд жестко критикует личность за ее эгоизм и индивидуализм, проявления частной воли, качества, которые воспевали просветители и утилитаристы. Общественный порядок, который выступает частью универсального Божественного порядка, основан не на частной воле, а на общей воле. Общая воля является отражением воли Бога, которая постигается человеком через веру. По этой причине естественное устройство может иметь только то, что создано Богом. Законы такого общества выражают Божью волю, вытекают из природы человека и соответствуют общей воле.

Государство возникает исторически, не в результате соглашения людей, а из потребности гарантировать безопасность индивиду и защитить его имущество путем объединения. Государство является выразителем общей воли, которая управляет волей частных лиц. Людям по природе свойственны совместное проживание, потребность в общении. Прообразом государства выступает семья. Разросшиеся семьи и образуют государство.

Все государства Бональд делит на две группы: 1) истинные государства, основанные на природе вещей, где общая воля управляет волей частных лиц; 2) извращенные государства, где господствуют частные воли, борющиеся друг с другом.

Истинным государством, соответствующим природе вещей, является монархия. Монарх направляет общую силу в соответствии с общей волей. Поскольку воля общества едина, постольку государственная власть в монархии не может быть разделена, различаются лишь функции. Монарху принадлежит общая охранительная власть. Министры осуществляют функцию управления. Законодательная власть отсутствует, поскольку законы такого устроенного общества — суть отношения, необходимо вытекающие из природы вещей.

Примером такого идеального государства Бональд считает сеньориальную монархию у германцев. Сословно-представительная монархия у немцев опирается на государственную религию, которая выступает высшим началом, озаряющим жизнь людей. Строго охраняются наследственные отличия и привилегии, обеспечивается верховенство общей воли, носителем которой выступает король. Но монарх подчинялся законам. Он мог взимать налоги лишь с согласия собрания представителей сословий (ландтагов). От него не зависели дворянство, духовенство, города, верховные суды, высшие должностные лица, поскольку абсолютизм был не в рамках централизованного государства, а лишь в границах отдельных княжеств, герцогств, баронств.

Извращенными, неустроенными государствами являются республики и демократии. В них господствуют частные воли, борющиеся друг с другом. Преобладание индивидуального начала перерастает в господство произвола, который закрепляют в законах. В республиках и демократиях все индивидуально, отсутствует общая воля, а потому не гарантируется охрана имущества и лица. Более того, в них низменные, инстинктивные начала в человеке становятся наиболее очевидными. В этих государствах преобладает стремление к всеобщему равенству, проявляется тяга к разрушению наследственных отличий и привилегий.

Самым худшим проявлением этих человеческих пороков является такая демократия, которая устанавливает деспотию толпы, закономерно сменяющуюся господством тираний.

Контрольные задания

  • 1. Смысл консерватизма как новой парадигмы в интерпретации государства и нрава.
  • 2. Различия англосаксонской и евроконтинентальной версии консерватизма.
  • 3. Элитарный порядок и свобода в доктрине Э. Берка.
  • 4. Теократия как модель консервативного государства Ж. де Местра.
  • 5. Модель государства в теории Л. де Бональда.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой