Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обычай. 
Философия религии. 
Праксеология религии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мере усложнения общественных отношений обычай как нравственный закон перестает быть единственным регулятором правил поведения людей, но не упразднен, поскольку в нем сохраняются общечеловеческие ценности. Обычай дополняется нормой права — юридическим законом, основанным на силе государства. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов… Читать ещё >

Обычай. Философия религии. Праксеология религии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обычай — это унаследованный, привычный и устойчивый образец социального поведения, стихийно воспроизводящийся в какой-нибудь этнической общности. В понятии обычая мыслится вся совокупность законов и правил человеческого общежития и мироустроения. Обычай воплощает в себе внутреннее противоречие «связи времен» — между старым и новым, бесполезным и полезным, отжившим и актуальным.

Каждый этнос имеет свои исторически сложившиеся и почитаемые обычаи. Например, многие русские обычаи имеют отношение к древним народным праздникам — Рождеству, Масленице, Пасхе, празднику прихода весны и др. На обычаи возлагается функция сохранения и передачи опыта, навыков, культурных достижений из поколения в поколение. Через них человек созидает свой мир в знакомых ему образах, исходя из конкретной ситуации. Вековые обычаи творятся народом, близки и дороги ему. На уровне обыденного сознания людям нелегко отказываться даже от того, что заведомо устарело, отрешаться от пережитков.

Обычай обусловлен интересами и представляет собой такие нравы и привычки, которые укоренялись в течение длительного времени. По Веберу, обычай — это не гарантированное внешним образом правило, которым действующее лицо фактически руководствуется добровольно — то ли просто «не задумываясь», то ли из «удобства» или по каким-либо другим причинам, и вероятного следования которому оно из тех же соображений может ждать от людей того же круга. В этом смысле обычаи не являются чем-то «значимым»; ни от кого не «требуют» их соблюдения.

Обычаи ближе всего касаются нравственной стороны жизни рода, племени, народа, нации. В первобытно-общинном строе обычай выполнял функцию нравственного закона, его соблюдение основывалось на силе воздействия общественного мнения. Например, из суровой первобытной древности до нашего времени дошли различные пищевые запреты. Они потеряли первоначальное значение борьбы с голодом и приобрели духовно-религиозную окраску.

По мере усложнения общественных отношений обычай как нравственный закон перестает быть единственным регулятором правил поведения людей, но не упразднен, поскольку в нем сохраняются общечеловеческие ценности. Обычай дополняется нормой права — юридическим законом, основанным на силе государства.

Каждая религия культивирует множество обычаев. Так, обычаю периодически соблюдать пост христианство придало новое содержание — как духовного испытания верующих в стойкости против искушений, в терпении и смирении, угодных Богу. С праздником христианской Пасхи связан обычай, восходящий к древнеязыческим временам, дарить друг другу расписные куриные яйца (писанки).

На Масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, «зарывали» в снег или осыпали снегом масленицу. Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовальник» — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую.

Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой