Алгоритм активного слушания
Выделяют четыре приема установления обратной связи: расспрашивание, перефразирование, отражение чувств, резюмирование. В данном случае выясняется мнение, суждение. На понимание (что и как я понял, правильно ли я вас понял?): При ответе говорящий уточняет, повторяет или подтверждает правильность рапсе высказанной информации. Понять, что на самом деле хочет сказать клиент; обобщить и резюмировать… Читать ещё >
Алгоритм активного слушания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обратная связь
Выделяют четыре приема установления обратной связи: расспрашивание, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.
Расспрашивание или выяснение. Это прямое обращение к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов.
На уточнение (что и как я услышал):
- — Уточните, пожалуйста…
- — Правильно ли я вас услышал?..
- — Повторите, пожалуйста…
При ответе говорящий уточняет, повторяет или подтверждает правильность рапсе высказанной информации.
На развитие (получение новой, дополнительной информации). Используют такие вопросы: что? где? когда? почему? какой? зачем? и т. п. Или: " Не могли бы вы сообщить дополнительно…, разъяснить более подробно…" .
В этом случае слушающий получает разъяснение, объяснение, новую информацию.
На отношение (к кому-нибудь или чему-нибудь):
- — Как вы относитесь к???
- — Что вы думаете о???
- — Как, по вашему мнению,???
В данном случае выясняется мнение, суждение. На понимание (что и как я понял, правильно ли я вас понял?):
- — полное повторение тезиса;
- — перефразирование;
- — основная мысль сказанного;
- — отражение своих чувств;
- — отражение чувств партнера;
- — развитие мыслей партнера;
подведение итогов того, что понято и как понято.
Просьба дать дополнительные пояснения направлена на то, чтобы облегчить понимание, обратить внимание говорящего на то, что он выражается не совсем точно.
Перефразирование — это значит высказать ту же мысль, но другими словами. Слушающий перефразирует мысль говорящего и возвращает ему суть сообщения, чтобы он смог оценить, правильно ли его поняли.
Для перефразирования можно использовать такие фразы:
- — Насколько я вас понимаю…
- — Итак, вы полагаете…
- — Иными словами, вы считаете…
- — Если я вас правильно понял…
- — Вы думаете…
Как правило, этот прием используют для выделения главных мыслей партнера. Акцент делается только на смысловом значении мысли, идеи, а не на установках и чувствах собеседника. Используя этот прием, можно пользоваться либо своими словами, либо точно повторяя сказанное собеседником (так называемая «эхо-парафраза»).
Польза применения парафразы для вас:
Позволяет нейтрализовать негативные эмоции на услышанное;
- — отсрочить ответ (дает выигрыш во времени);
- — снять иллюзию понимания;
- — обдумать услышанное.
Помогает — поддержать разговор;
- — закрепить точку зрения собеседника;
- — детализировать и конкретизировать сказанное;
- — отфильтровать главное содержание высказывания;
- — расставить акценты по степени важности для себя;
- — понять, что на самом деле хочет сказать клиент; обобщить и резюмировать длинные мысли;
- — уточнить мысль клиента.
Заставляет быть собранным и бдительным;
- — отказаться от субъективных оценок;
- — контролировать свое эмоциональное состояние;
- — удерживать и запоминать все нюансы сообщения.
Польза применения парафразы для вашего собеседника:
Позволяет — детализировать и иллюстрировать сказанное;
- — получить впечатление, что его слушают;
- — быть уверенным, что его поняли.
Помогает — осознать, что же он выразил не так;
— уяснить, что именно вы понимаете или не понимаете;
лучше понять и выразить свою собственную мысль;
— обнаружить, что является важным для вас.
Заставляет — удерживаться на одной теме;
- — говорить понятно для слушающего;
- — отделять содержание разговора от эмоций.
Отражение чувств. При использовании этого приема основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам, которые выражает говорящий, эмоциональной составляющей его высказываний. Особенно важно использовать этот прием в тех случаях, когда заметно несоответствие между тем, что человек говорит и невербальными сигналами, которые он демонстрирует. Отражение чувств помогает говорящему осознать свое эмоциональное состояние.
Эмоциональная реакция очень важна для взаимопонимания, поскольку человек проявляет эмоции тогда, когда информация для него особенно значима. И задача слушающего в этой ситуации показать собеседнику, что понимает и разделяет его чувства (или нет). По даже, если вы не разделяете чувства собеседника, целесообразно продемонстрировать ему сочувствие. Отражая эмоциональное состояние говорящего, следует учитывать и степень интенсивности проявления его чувств.
Резюмирование. Обобщение помогает связать отдельные части услышанной информации в единое целое. Тем самым, подводя итоги сказанному, собеседник дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты. Такой способ установления обратной связи уместен в дискуссии, деловом совещании, конференции, на переговорах, круглом столе в ситуациях, когда прения и дебаты затянулись, высказано много точек зрения, конструктивных предложений и необходимо восстановить суть проблемы, подытожить сказанное. Резюмирование полезно также, когда следствием разговора должны быть какие-то действия со стороны слушающего.