В результате освоения материалов данной главы студенты должны:
знать
• понятие о наглядности, классификацию наглядных средств обучения, различные виды наглядности в обучении обществознанию;
уметь
• отбирать наглядность в соответствии с конкретными целями уроков, разрабатывать методические приемы работы с разнообразными видами наглядности;
владеть
• способами определения методических условий использования наглядных материалов на уроках.
При разработке педагогического проекта урока учителю обществознания важно помнить об одном из ведущих дидактических принципов — о принципе наглядности, который Я. А. Коменский называл «золотым правилом» дидактики. Согласно этому принципу, в процессе обучения необходимо задействовать все органы чувств учеников, в том числе зрительное восприятие.
Знать, правильно выбирать наглядные средства обучения предмету и уметь их эффективно применять на уроках — важные задачи современного учителя обществознания.
Сущность наглядных средств обучения и их виды
Наглядные средства обучения — источники учебной информации, представленной в формах для зрительного восприятия.
В методической науке предпринималось немало попыток создать универсальную классификацию наглядных средств обучения. Ученые рассматривали различные основания для классификации наглядности, так, например, методисты-историки А. И. Стражев и Д. Н. Никифоров предлагали в качестве основания применять особенности содержания учебного материала. Сегодня одной из самых распространенных является классификация наглядности по способам отображения объектов. Выделяются следующие виды:
- — условно-графическая наглядность (диаграммы, графики);
- — изобразительная наглядность (карикатуры, плакаты);
- — предметная наглядность (монеты, банковские пластиковые карты). Сразу же оговоримся относительно предметной наглядности. Она применяется на уроках обществознания нечасто. Под данным видом наглядности подразумеваются в первую очередь подлинные вещественные памятники прошлого и современности или их реконструкции. Так, например, макет зданий Всемирного торгового центра (WTC) в Ныо-Йорке будет относиться к предметной наглядности, так же, как и пластиковая карта какого-либо банка. Множество объектов предметной наглядности хранится в различных музеях, поэтому их использование на уроках затруднено, а обществоведческие экскурсии — крайне редкое явление для российской школы, хотя сегодня некоторые экспозиционные площадки уже достаточно активно внедряют интересные формы работы со школьниками.