Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Верховный Суд Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо председателя СВ РФ, его первого заместителя, заместителей и всех судей ВС РФ, в заседаниях Пленума вправе принимать участие по приглашению Председателя ВС РФ Председатель КС РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, их заместители, судьи КС РФ, судьи иных судов и другие лица (например, члены Научно-консультативного совета при ВС РФ, работники прокуратуры, научных учреждений… Читать ещё >

Верховный Суд Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации». Положения, касающиеся правового статуса ВС РФ, его организации и деятельности, содержатся также в ст. 93, 104 и 125 Конституции РФ, ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», в целом ряде норм УПК, ГПК, АПК, КАС и других нормативных правовых актов. Вопросы организации деятельности ВС РФ регулируются Регламентом Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 7 августа 2014 г. № 2).

ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела, но разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанции.

ВС РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Наряду с рассмотрением дел ВС РФ:

  • 1) осуществляет принадлежащее ему в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства РФ по вопросам своего ведения;
  • 2) в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;
  • 3) обращается в КС РФ в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции. С ноября 1991 г. по декабрь 2014 г. КС РФ вынесено 22 постановления и определения по запросам ВС РФ;
  • 4) выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания РФ обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • 5) принимает в соответствии с УПК заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
  • 6) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ;
  • 7) публикует судебные акты ВС РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности ВС РФ в соответствии с федеральными законами;
  • 8) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации», другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.
ВС РФ действует в следующем составе:
  • 1) Пленума ВС РФ;
  • 2) Президиума ВС РФ;
  • 3) Апелляционной коллегии ВС РФ — в качестве судебной коллегии ВС РФ;
  • 4) Судебной коллегии по административным делам ВС РФ;
  • 5) Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ;
  • 6) Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ;
  • 7) Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ;
  • 8) Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ;
  • 9) Дисциплинарной коллегии ВС РФ — в качестве судебной коллегии ВС РФ.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ, Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих (далее — судебные коллегии) формируются в составе заместителей Председателя ВС РФ — председателей судебных коллегий ВС РФ и судей этих коллегий.

Компетенция судебных коллегий ВС РФ определена ст. 10 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации».

Судебные коллегии ВС РФ рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также рассматривают по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности ВС РФ.

В качестве суда первой инстанции судебные коллегии рассматривают административные дела:

  • 1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Судебного департамента при ВС РФ, Центрального банка РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
  • 2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ;
  • 3) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  • 4) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета РФ;
  • 5) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в ВС РФ предусмотрено федеральным законом;
  • 6) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
  • 7) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;
  • 8) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов РФ;
  • 9) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • 10) об отмене регистрации кандидата на должность Президента РФ, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  • 11) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума РФ, инициативной агитационной группы;
  • 12) о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ;
  • 13) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в ВС РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;
  • 14) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ.

Заметим, что уголовные дела судебными коллегиями ВС РФ в качестве суда первой инстанции не рассматриваются.

В апелляционном порядке судебные коллегии проверяют не вступившие в законную силу решения нижестоящих судов. Например, Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции жалобы и представления на приговор или иное итоговое решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а Судебная коллегия по делам военнослужащих — на приговор или иное итоговое решение окружного (флотского) военного суда.

В кассационном порядке судебные коллегии проверяют законность вступивших в законную силу решений нижестоящих судов. Например, Судебная коллегия по экономическим спорам проверяет в кассационном порядке законность вступивших в законную силу решений и определений арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, принятых ими по результатам рассмотрения кассационной жалобы, представления.

Кроме того, судебные коллегии ВС РФ вправе обратиться в КС РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ), обобщают судебную практику, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Рассмотрение дел в коллегиях осуществляется судебными составами, которые формируются из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ. Судебные составы судебных коллегий ВС РФ формируются Председателем ВС РФ сроком на три года.

Дисциплинарная коллегия ВС РФ создана в 2014 г. для обеспечения самостоятельности и независимости судебной власти, несменяемости и неприкосновенности судей при привлечении их к дисциплинарной ответственности[1].

Дисциплинарная коллегия ВС РФ рассматривает дела:

  • 1) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя ВС РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;
  • 2) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о наложении дисциплинарных взысканий на судей;
  • 3) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о результатах квалификационной аттестации судей.

В состав Дисциплинарной коллегии ВС РФ входят заместитель Председателя ВС РФ — председатель Дисциплинарной коллегии ВСРФ и шесть членов коллегии из числа судей ВС РФ, избираемых Пленумом ВС РФ сроком на три года по представлению Председателя ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода.

Председатель Дисциплинарной коллегии ВС РФ организует деятельность Дисциплинарной коллегии и Секретариата, председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум ВС РФ и Президиум ВС РФ о деятельности Дисциплинарной коллегии ВС РФ и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Рассмотрение дел в заседании Дисциплинарной коллегии осуществляется коллегиально, в составе трех членов Дисциплинарной коллегии, по правилам гражданского судопроизводства (гл. 23 и 25 ГПК) с учетом особенностей, установленных Положением о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (утверждено постановлением Пленума ВС РФ от 7 августа 2014 г. № 5).

Решение Дисциплинарной коллегии по жалобе или обращению принимается открытым голосованием большинством голосов членов коллегии в условиях закрытого совещания членов Дисциплинарной коллегии.

Принятое решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Апелляционную коллегию ВС РФ, но правилам гл. 39 ГПК, а также в надзорном порядке по правилам, предусмотренным гл. 41.1 ГПК. Кроме того, оно может быть пересмотрено ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств согласно гл. 42 ГПК.

Апелляционная коллегия ВС РФ действует в составе председателя Апелляционной коллегии ВС РФ, его заместителя и 10 членов Апелляционной коллегии ВС РФ.

Председатель и заместитель председателя Апелляционной коллегии ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Члены Апелляционной коллегии ВС РФ избираются из числа судей ВС РФ Пленумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ сроком на пять лет.

Апелляционная коллегия ВС РФ:

  • 1) рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции в соответствии с процессуальным законодательством РФ дела, подсудные ВС РФ, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями ВС РФ. Рассмотрение дел осуществляется судом в составе трех судей;
  • 2) рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • 3) обращается в КС РФ па основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  • 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Президиум ВС РФ состоит из 13 судей: Председателя ВС РФ, его заместителей, входящих в состав Президиума по должности, и нескольких наиболее квалифицированных и опытных судей ВС РФ. Члены Президиума ВС РФ из числа судей ВС РФ утверждаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на предложении Председателя ВС РФ. Утверждение судьи ВС РФ членом Президиума допускается при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Полномочия Президиума ВС РФ:

  • 1) проверка в соответствии с процессуальным законодательством РФ и в целях обеспечения единства судебной практики и законности вступивших в силу судебных актов в порядке надзора и в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • 2) обращение в КС РФ в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  • 3) обеспечение координации деятельности судебных коллегий ВС РФ, судебных составов этих коллегий и аппарата ВС РФ;
  • 4) утверждение порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей ВС РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации»;
  • 5) утверждение положения об аппарате ВС РФ, его структуры и штатного расписания;
  • 6) возложение исполнения обязанностей Председателя ВС РФ на одного из заместителей Председателя ВС РФ в случае отсутствия Председателя ВС РФ;
  • 7) рассмотрение отдельных вопросов судебной практики;
  • 8) утверждение обзоров законодательства и судебной практики;
  • 9) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.

На заседании Президиума ВС РФ председательствует Председатель ВС РФ, а в его отсутствие — один из заместителей Председателя ВС РФ.

Организационное, документационное и информационное обеспечение работы Президиума ВС РФ осуществляет секретариат Президиума ВС РФ.

Президиум ВС РФ выносит постановление, которое подписывается председательствующим в заседании Президиума ВС РФ. На основании постановления Президиума по вопросам организации работы суда Председатель ВС РФ может издавать приказы и распоряжения.

Порядок проверки на заседании Президиума ВС РФ судебных решений, вступивших в законную силу, по экономическим спорам, гражданским, уголовным, административным и иным делам в порядке надзора и в порядке возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств определяется процессуальным законодательством РФ (гл. 48.1.

и 49 УПК, г л. 41.1 и 42 ГПК, гл. 36.1, 37 АПК, гл. 36 и 37 КАС, ст. 30.13— 30.19 КоАП).

Пленум ВС РФ действует в составе Председателя Суда, его первого заместителя, заместителей (одновременно являющихся председателями судебных коллегий ВС РФ) и судей ВС РФ.

Полномочия Пленума ВС РФ весьма обширны. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» Пленум ВС РФ:

1) рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ. Разъяснения Пленума ВС РФ являются результатом обобщения практики судов общей юрисдикции, арбитражных судов, подразделений самого ВС РФ, анализа судебной статистики, выявления вопросов, вызывающих сложности при рассмотрении судами тех или иных категорий дел, характерных судебных ошибок и т. д. Оформляются эти разъяснения постановлениями Пленума.

Ранее такие разъяснения были «руководящими», обязательными к применению, а ВС РФ должен был осуществлять контроль за их выполнением судами. В настоящее время в законе отсутствует указание на обязательный характер постановлений Пленума ВС РФ, однако они сохраняют значение важного и востребованного ориентира для судей при осуществлении ими правосудия. Некоторые постановления Пленума имеют большое значение не только для судов, но и для органов исполнительной и законодательной власти[2];

  • 2) использует в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ принадлежащее ВС РФ право законодательной инициативы по вопросам его ведения. В последнее десятилетие право законодательной инициативы используется ВС РФ довольно широко, что связано с реализацией Концепции судебной реформы и значительными изменениями в законодательстве;
  • 3) обращается с запросами в КС РФ в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;
  • 4) избирает по представлению Председателя ВС РФ секретаря Пленума ВС РФ из числа судей ВС РФ на трехлетний срок. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума ВС РФ неоднократно;
  • 5) утверждает составы Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ, Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ и переводы судей из одной судебной коллегии ВС РФ в другую судебную коллегию ВС РФ;
  • 6) избирает по представлению Председателя ВС РФ судей Апелляционной коллегии ВС РФ из числа судей судебных коллегий ВС РФ;
  • 7) избирает по представлению Председателя ВС РФ судей Дисциплинарной коллегии ВС РФ из числа судей судебных коллегий ВС РФ;
  • 8) утверждает в связи с представлением Президента РФ состав судебной коллегии судей ВС РФ, принимающей в соответствии с УПК заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
  • 9) утверждает по представлению председателя соответствующего суда персональный состав президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, Суда по интеллектуальным правам;
  • 10) заслушивает сообщения о работе Президиума ВС РФ, отчеты заместителей Председателя ВС РФ — председателей судебных коллегий ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ — председателя Дисциплинарной коллегии ВС РФ и председателя Апелляционной коллегии ВС РФ о деятельности соответствующих судебных коллегий ВС РФ;
  • 11) утверждает по представлению Председателя ВС РФ состав Научноконсультативного совета при ВС РФ и положение о нем;
  • 12) ежегодно представляет по предложению Председателя ВС РФ на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) коллегии (коллегий) судей ВС РФ, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи КС РФ, судьи ВС РФ, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, Суда по интеллектуальным правам, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации»;
  • 13) утверждает Регламент ВС РФ;
  • 14) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В связи с характеристикой полномочий Пленума ВС РФ особо нужно отметить, что он не обладает судебными полномочиями.

Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца.

Его заседание правомочно при наличии не менее двух третей от числа действующих судей ВС РФ.

Помимо председателя СВ РФ, его первого заместителя, заместителей и всех судей ВС РФ, в заседаниях Пленума вправе принимать участие по приглашению Председателя ВС РФ Председатель КС РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, их заместители, судьи КС РФ, судьи иных судов и другие лица (например, члены Научно-консультативного совета при ВС РФ, работники прокуратуры, научных учреждений, различных государственных и общественных организаций). Они вправе принимать участие в обсуждении вопросов, включенных в повестку заседания Пленума.

Постановления Пленума ВС РФ принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума ВС РФ.

Порядок работы Пленума ВС РФ определяется Регламентом ВС РФ.

  • [1] Постановление КС РФ от 28 февраля 2008 г. № 3−11 по делу о проверке конституционности ряда положений ст. 6.1 и 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации"и ст. 21, 22 и 26 Федерального закона „Об органах судейского сообщества в РоссийскойФедерации“ в связи с жалобами граждан Г. II. Белюсовой, Г. И. Зиминой, X. Б. Саркитова, С. В. Семак и А. А. Филатовой.
  • [2] Примерами могут служить постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5"О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» и от 27 июня 2013 г.№ 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человекаи основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой