Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гармонизация корпоративного права государств-членов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К двум первым директивам примыкает Одиннадцатая директива № 89/666 1989 г., которая предусматривает обязательное раскрытие торговыми товариществами информации о своих филиалах, находящихся на территории другого государствачлена. Перечень подлежащих публикации сведений аналогичен установленному в Первой директиве. Для российских юристов интерес представляет распространение требований… Читать ещё >

Гармонизация корпоративного права государств-членов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А. Директивы ЕС о торговых товариществах. Основным инструментом регулирования юридических лиц в праве ЕС стали директивы, направленные на гармонизацию национального законодательства. Согласно § 1 ст. 54 Договора о ЕЭС в первоначальной редакции Совет был уполномочен принять единогласно Общую программу снятия существовавших препятствий свободе учреждения. Такая программа была принята в 1962 г.[1] и предусматривала, в том числе, меры в области корпоративного права.

Разработанные и частично принятые в течение последующих 40 лет директивы было принято именовать в соответствии с их порядковыми номерами (всего было представлено 14 проектов директив), отражающими очередность представления подготовленных проектов. Поэтому порядковые номера директив не всегда соответствуют очередности их вступления в силу. Кроме того, например, пятая и девятая директивы так и не были приняты. В последнее время от такой нумерации отошли, и новым директивам такие отдельные порядковые номера более не присваиваются.

Далее подробно будут рассмотрены вступившие в силу директивы, имеющие непосредственное отношение к корпоративному нраву и регулирующие следующие вопросы:

  • — обязательное раскрытие информации (бывшая Первая, а также Вторая и Одиннадцатая директивы);
  • — слияние и разделение АО (Третья, Шестая и Десятая директивы);
  • — осуществление отдельных прав акционеров (Директива № 2007/36) и защита прав акционеров при публичном предложении о поглощении (Тринадцатая директива);
  • — товарищество одного лица (Двенадцатая директива).

Кроме того, в 1978—1984 гг. были приняты Четвертая, Седьмая и Восьмая директивы[2], посвященные гармонизации норм о финансовой отчетности торговых товариществ. Целью директив было сближение принятых в различных государствах бухгалтерских стандартов, применяемых в отношении товариществ с ограниченной ответственностью и АО, с тем, чтобы сделать их сопоставимыми и эквивалентными. Данные директивы, относящиеся, строго говоря, к финансовому, а не корпоративному праву как части гражданского права, иногда рассматривают в качестве прообраза Европейского кодекса бухгалтерского учета.

Четвертая директива содержит общие правила о порядке представления и содержании годовых отчетов, способах оценки хозяйственной деятельности товарищества и порядке публикации таких отчетов. Седьмая директива регулирует консолидированную отчетность, т. е. бухгалтерскую отчетность, подаваемую от имени группы взаимозависимых предприятий. Замыкают правовое поле отчетности юридических лиц важные положения о принципах организации аудиторской деятельности, предусмотренные Восьмой директивой.

В 2006 г. данные три директивы были модернизированы (при этом Восьмая директива утратила силу), но не консолидированы новой Директивой 2006/43/ЕС «Об аудиторской проверке ежегодной бухгалтерской отчетности и консолидированной отчетности«[3]. В сфере правового регулирования учета и отчетности в ЕС важную роль также играет Регламент № 1606/2002 «О применении международных бухгалтерских стандартов«[4] и издаваемые на его основе регламенты Комиссии.

Интерес представляют также проекты Пятой директивы, последний из которых датируется 1991 г.[5][6] В случае его принятия было бы гармонизировано национальное законодательство по широкому кругу вопросов, связанных со структурой АО и полномочиями их органов управления. Государствам-членам был предложен выбор между трехзвенной структурой управления АО (общее собрание акционеров — правление — наблюдательный совет) и двухзвенной системой (общее собрание — правление). Во втором случае создается единый административный орган, деятельность менеджеров в котором контролируется специальными наблюдателями. В проекте директивы весьма подробно регулируются вопросы организации и деятельности АО, что, однако, и послужило причиной того, что директива нс была принята.

Неудача проекта Пятой директивы демонстрирует сохраняющиеся кардинальные различия в системах национального корпоративного права и неготовность государств-членов идти на серьезные реформы в целях сближения регулирования торговых товариществ в целом. Опыт развития регулирования юридических лиц в праве ЕС показывает, что успеха достигает гармонизация отдельных, важных для развития общего рынка аспектов деятельности торговых товариществ.

Б. Директивы о раскрытии информации. Первая директива № 68/151 /ЕЭС4 была принята в 1968 г. и применима ко всем трем видам товариществ с ограниченной ответственностью участников. В названии Директивы цитируется формулировка п. «g».

§ 2 ст. 50 ДФЕС: о согласовании гарантий, которые требуются по законодательству государств-членов со стороны торговых товариществ для защиты их участников, а также третьих лиц. Текст Первой директивы был изложен в новой консолидированной редакции путем принятия в сентябре 2009 г. Директивы № 2009/101/ЕС с аналогичным названием[7].

Можно выделить три основных направления гармонизации законодательства по Первой директиве: открытость основных документов торгового товарищества, действительность обязательств товарищества, условия и последствия недействительности самого товарищества. Все они направлены на наибольшую защиту кредиторов торговых товариществ с ограниченной ответственностью.

В первую очередь государствам-членам было предписано (ст. 2 Директивы) обеспечить обязательность публикации указанными торговыми товариществами целого ряда документов, включая:

  • — устав, а также изменения, в него вносимые;
  • — сведения о назначении и освобождении от полномочий лиц, наделенных правом заключать сделки от имени товарищества, представлять его в суде, а также участвовать в управлении, надзоре и контроле над товариществом;
  • — данные о месте нахождения товарищества и информация о его изменении;
  • — баланс и счет прибылей и убытков за каждый финансовый год;
  • — сведения о порядке ликвидации товарищества и др.

Публикация перечисленных сведений обеспечивается следующим образом. Во-первых, указанные сведения должны публиковаться в официальном издании соответствующего государства. Юридическое лицо не вправе использовать против третьих лиц неопубликованные юридические факты, если только не докажет, что третье лицо знало о таком факте. Во-вторых, в государственном реестре ведется официальное досье на всякое товарищество. Заверенная копия такого досье или его части должна предоставляться любому лицу, но письменному запросу. При этом плата за эту услугу не может превышать обычных административных расходов на ее оказание. В-третьих, в бланки писем и других исходящих документов товарищества, а также на официальной странице компании в сети Интернет необходимо включать указание на правовую форму, местонахождение юридического лица, наименование реестра, в котором находится его досье, и номер досье. Наконец, директива предписывает государствам-членам предусмотреть в национальном законодательстве штрафные санкции за неопубликование бухгалтерской отчетности и за отсутствие информации о товариществе на его документах.

В 2003 г. в текст Первой директивы были внесены поправки, предусматривающие обнародование сведений о юридических лицах в электронной форме, а также возможность представлять эти сведения на других языках из числа официальных языков НС[8].

Второй вопрос корпоративного права, урегулированный в Первой директиве, касается действительности обязательств, принятых товариществом. Как известно, обязательства, принятые товариществом, находящимся в стадии учреждения, будут действительны для него только при последующем их одобрении соответствующим его органом. В случае отсутствия такого одобрения или договоренности об ином, лица, совершившие сделку от имени товарищества, несут по ней полную и солидарную ответственность. Более того, товарищество должно считаться находящимся в стадии учреждения до тех пор, пока указанные в ст. 2 Директивы сведения не будут опубликованы в официальном реестре[9].

Третий вопрос, урегулированный Директивой, касается случаев признания учреждения товарищества недействительным. Для исключения подобных случаев установлена обязательная нотариальная форма учредительного акта и устава товарищества, а также всех изменений в них. Решение о признании товарищества недействительным вправе принять только суд, причем Директива содержит исчерпывающий перечень оснований для этого, а Суд Европейских сообществ отметил, что указанные основания должны толковаться в узком смысле[10]. Важным для защиты интересов кредиторов является то, что недействительность товарищества не означает ipso facto (само по себе) недействительность совершенных от его имени сделок.

Вторая директива № 77/91 1976 г.[11] также направлена на согласование гарантий, требуемых со стороны торговых товариществ, в отношении участников и третьих лиц и регулирует вопросы создания товариществ и изменения их уставного капитала. В отличие от Первой она применима только к акционерным обществам, кроме того, государство-член вправе не применять ее положения к инвестиционным обществам с переменным капиталом.

Директива установила обязательность указания в уставных документах и публикации сведений о местонахождении АО, количестве и видах акций, подписанном уставном капитале и др. Национальное законодательство должно устанавливать минимальный уставный капитал для учреждения и функционирования АО в размере не менее 25 тыс. евро, который может быть оплачен только имеющими экономическое выражение активами.

В директиве подробно урегулированы порядок оплаты уставного капитала, вопросы его уменьшения и увеличения (изменение уставного капитала отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров), а также условия приобретения обществом или за счет общества его собственных акций.

В 1992 г. Вторая директива была дополнена положением, регулирующим случай приобретения акций общества другим торговым товариществом, в котором само общество обладает большинством голосов или на деятельность которого оно может оказывать решающее воздействие. Данная сделка приравнена в отношении предъявляемых к ней требований к случаю приобретения обществом собственных акций.

Новая серия поправок была внесена во Вторую директиву в 2006 г.[12], в целях облегчения внесения вкладов в уставный капитал в иной чем денежная форме и упрощения порядка выкупа АО своих собственных акций (перевод их в так называемые казначейские акции, англ, treasury stock).

Положения Второй директивы были развиты в значительной практике Суда ЕС, в особенности, по казусу, связанному с принятием решения об увеличении уставного капитала в административном порядке[13]. Иногда государство решает оказать помощь важному для экономики страны предприятию и увеличивает его уставный капитал для того, чтобы избежать объявления предприятия несостоятельным. Суд указал, что в таких ситуациях положения Второй директивы продолжают действовать, в том числе в отношении принятия решения об увеличении уставного капитала общим собранием и преимущественного права всех акционеров на выкуп акций дополнительной эмиссии.

К двум первым директивам примыкает Одиннадцатая директива № 89/666 1989 г.[14], которая предусматривает обязательное раскрытие торговыми товариществами информации о своих филиалах, находящихся на территории другого государствачлена. Перечень подлежащих публикации сведений аналогичен установленному в Первой директиве. Для российских юристов интерес представляет распространение требований об обязательной публикации сведений на филиалы, открытые на территории ЕС торговыми товариществами из третьих стран. Директива применима к филиалам иностранных юридических лиц, правовая форма которых аналогична одному из видов торговых товариществ, на которые распространяется Первая директива. Таким образом, корпоративное право ЕС будет в обязательном порядке применяться и в отношении российских юридических лиц в форме ОАО, ЗАО или ООО, открывающих или имеющих филиал в любом из государств — членов ЕС.

В. Директивы о реорганизации АО. Третья директива № 78/855, проект которой был подготовлен Комиссией в 1970 г., была одобрена только в 1978 г., после Четвертой директивы. Директива регулирует некоторые вопросы, связанные со слиянием АО, и направлена на защиту акционеров сливающихся обществ. В апреле 2011 г. Третья директива была изложена в новой редакции Директивой[15] № 2011/35/EU в целях консолидации многочисленных изменений, внесенных в ее текст за 33 года.

В 1982 г. вступила в силу Шестая директива[16] № 82/891, гармонизовавшая законодательство о разделении АО. Таким образом, эти две директивы образуют общее право ЕС в области реорганизации всех акционерных обществ, за исключением кооперативных, а также находящихся в стадии банкротства или ликвидации.

Третья директива вводит понятия двух видов слияний (англ. merger, франц. fusion): слияние посредством поглощения и слияние посредством образования нового общества, что по терминологии ГК РФ соответствует присоединению и слиянию. Шестая директива, в свою очередь, предоставляет гарантии в случае «разделения посредством поглощения» и «разделения посредством образования новых обществ» (по терминологии ГК РФ: выделение и разделение юридических лиц). Предварительные условия реорганизации обществ должны быть опубликованы за месяц до принятия решения на общем собрании акционеров и подлежат оценке независимыми экспертами. Защита прав акционеров обеспечивается предоставлением им максимально объективной информации о предстоящей реорганизации. Любой акционер вправе ознакомиться в офисе общества с планами преобразования, их независимой экспертной оценкой и бухгалтерской отчетностью обществ за три года.

Все виды реорганизации, регулируемые директивами, характеризуются тем, что акционеры в обмен на акции реорганизуемого общества получают акции иного АО. Поэтому важнейшее значение имеет соотношение, по которому происходит обмен акций. Кроме того, директивы обеспечивают охрану имущественных интересов третьих лиц, в первую очередь кредиторов. Национальное законодательство должно предоставлять кредиторам реорганизуемых обществ право получения необходимых гарантий исполнения обязательств, если финансовое состояние должника вызывает опасения. Специальные гарантии предоставлены владельцам иных, чем акции, ценных бумаг реорганизуемых обществ.

Третья директива распространяется также на случаи, сходные со слиянием, когда все активы общества передаются другому АО, которое является владельцем 100% его акций. Особые правила установлены для случая разделения общества по решению суда. Наконец, в интересах правовой стабильности Третья и Шестая директивы определяют условия и последствия признания реорганизации общества недействительной, что может произойти только по решению суда и только если нарушение нельзя исправить иным способом. Следует отметить, что защита прав наемных работников реорганизуемых предприятий осуществляется в соответствии с отдельной, общей директивой 1977 г. (в новой консолидированной редакции 2001 г.)[17].

26 октября 2005 г. после многолетнего обсуждения Европейский парламент и Совет утвердили текст законопроекта, изначально внесенного как Десятая директива о трансграничных слияниях[18]. Данная директива воспроизводит классификацию и основные принципы и правила регулирования слияний из Третьей директивы, однако в отличие от Третьей, регулирующей слияния АО внутри одного государства (например, слияние двух венгерских АО), Десятая директива применяется к случаям, когда реорганизуемые общества учреждены в разных государствах — членах ЕС (например, присоединение венгерского АО к австрийскому). Поскольку данная директива (как и абсолютное большинство законодательных актов ЕС в сфере корпоративного права) действует в отношении участников Соглашения о Европейском экономическом пространстве, то ее положения подлежат применению к слиянию, например норвежского АО со шведским, несмотря на то что Норвегия в ЕС не входит.

Десятая директива содержит интересную коллизионную привязку, определяющую, что после завершения трансграничного слияния реорганизованное общество подлежит регулированию только законодательством государства его регистрации. Важно отметить, что данная директива регулирует трансграничные слияния не только АО, но и ООО, а равно других видов товариществ, обладающих отдельной от их участников правоспособностью и уставным капиталом — столь широкая сфера правового регулирования пока еще является весьма редкой для директив ЕС в области корпоративного права.

Описанное выше нормотворчество европейских законодателей вызвало неоднозначную реакцию: так, высказывались мнения о чрезмерной забюрократизированное™ процедур, предусмотренных тремя директивами о реорганизации, и их несоответствии интересам бизнеса. В результате изучения Комиссией предложений по усовершенствованию процедур слияния и разделения АО в 2009 г. была принята директива[19], упрощающая процедуру публикации информации о планируемой реорганизации, в частности стимулирования распространения информации электронным путем. Эта директива также предусмотрела право институтов Союза принимать меры для снижения административных расходов относительно требований публичности и ведения документации. До 31 июня 2011 г. государства-члены должны были имплементировать в свое законодательство положения Директивы 2009/109, а Комиссия к 2016 г. представить отчет об эффективности действия этой директивы.

В. Осуществление и защита прав акционеров. Начало нового этапа развития корпоративного права ЕС, сфокусированного на развитии фондового рынка и гармонизации норм о публичных компаниях, акции которых обращаются на организованном рынке, ознаменовала Тринадцатая директива 2004/25/СЕ от 21 апреля 2004 г. «О публичных предложениях о поглощении«/ В отличие от рассмотренных выше директив она призвана гармонизировать национальное законодательство не по вопросам реорганизации юридических лиц, а в отношении возможной смены контроля над АО в результате приобретения инвестором значительного количества акций и иных голосующих ценных бумаг. Эта директива явилась результатом сложного компромисса после того, как Европейский парламент в 2001 г. наложил абсолютное вето на предыдущий проект директивы, обсуждавшийся на протяжении 12 лет.

Основным принципом регулирования, заложенным в директиве, является принцип равенства акционеров компании — объекта поглощения: всем им должна быть заблаговременно предоставлена полная информация о предложении, цена выкупа должна быть справедливой (не меньше наибольшей цены, уплаченной за акции компании сделавшим предложение инвестором и действующими согласованно с ним лицами). Особая функция в процессе поглощения отводится совету директоров компании — объекта: он обязан действовать в интересах всех акционеров и вправе предпринимать защитные меры, хотя последний вопрос, как и множество других, отнесены на усмотрение самих акционеров и должны регулироваться учредительными документами АО. Как, например, право на прорыв (англ, breakthrough), когда на время действия публичного предложения приостанавливается действие особых прав акционеров или акционерных соглашений.[20]

Целью публичного предложения о покупке акций зачастую является полное поглощение АО, предполагающее его делистинг (исключение ценных бумаг из публичного обращения вследствие их скупки одним лицом), поэтому важную роль директива отводит праву «вытеснения» (англ, squeeze out) оставшихся акционеров, если в результате принятия оферты более 90% акций будет приобретено инвестором, а также корреспондирующее ему право миноритарных акционеров продать свои акции по справедливой цене.

Контроль над защитой прав АО — объекта поглощения возложен в каждом государстве — члене ЕС на государственную или саморегулирующуюся наблюдательную организацию. При этом крайне интересно решение юрисдикционной коллизии: преимущество имеет не место регистрации, а место первичного предложения акций компании на рынке. Аналогично решается и вопрос применимого права.

Ограниченность и фрагментарность гармонизации национального законодательства о торговых товариществах путем принятия директив может быть проиллюстрирована анализом новой Директивы об осуществлении отдельных прав акционеров публичных компаний 2007 г.[21] Несмотря на громкое название, директива содержит лишь две группы норм: во-первых, регулируются отдельные вопросы созыва общего собрания акционеров (предусмотрено правило о созыве не менее чем за 21 день, а также право акционеров вносить вопросы в повестку дня, при этом минимальное количество голосов для реализации такого права определяется национальным законодательством и не должно быть больше 5%); во-вторых, предусмотрены технические нормы об участии в общем собрании электронным путем, что является фиксацией важного новшества и особенно актуально для крупных компаний с инвесторами в различных странах ЕС.

Г. Директива о товариществе одного лица. Особняком среди директив ЕС о торговых товариществах стоит принятая в 1989 г. Двенадцатая директива [22] № 89/667, предусматривающая обязанность государств-членов признавать товарищества, в которых участвует лишь один субъект гражданского права (физическое или другое юридическое лицо). В 2009 г. Двенадцатая директива была изложена в новой консолидированной редакции.

Интересно, что данная директива, в отличие от ее предшественниц, содержит всего семь содержательных статей, представляя собой прекрасный образец рамочной директивы, к более активному использованию которых в праве ЕС призвал Амстердамский договор. Несмотря на лаконичность, данная директива имеет очень большое значение.

Основываясь на Программе действий в отношении малых и средних предприятий, одобренной Советом в 1986 г., Двенадцатая директива установила с 1 января 1992 г. возможность учреждения товарищества одного лица[23]. Основной причиной принятия директивы стала необходимость предоставления индивидуальным предпринимателям на всей территории Союза возможности ограничивать свою ответственность в коммерческих отношениях.

В соответствии с Директивой государства-члены обязаны предусмотреть в своем корпоративном праве возможность создания и существования формы товарищества с ограниченной ответственностью, в которых участвует только один субъект права. Торговые товарищества могут напрямую создаваться одним лицом или приходить к такому состоянию при объединении всех долей участия у одного субъекта права. В обоих слзшаях национальное законодательство должно признавать их правоспособность.

Тем не менее на усмотрение национального законодателя оставлен вопрос о том, разрешать или нет одному физическому лицу учреждать сразу несколько товариществ с ограниченной ответственностью, в каждом из которых он будет единственным участником. На усмотрение государств-членов также оставлен вопрос о допустимости создания товарищества одного лица другим юридическим лицом. Вместе с тем национальное законодательство может предусматривать создание товариществ одного лица в других правовых формах, например АО.

В целом товарищества одного лица регулируются применимым правом (lex societatis), а Двенадцатая директива распространяет на них обязательность публикации сведений в соответствии с Первой директивой. В Директиве (ст. 4) закреплен статус единственного участника товарищества, который представляет товарищество вовне и исполняет функции общего собрания участников. При этом контракты между ним и товариществом должны составляться в письменной форме.

  • [1] General Program for the abolition of restrictions on freedom of establishment //OJ. 1962. L 2.
  • [2] Fourth Council Directive № 78/660 // OJ. 1978. L 222; Seventh CouncilDirective № 83/349 // OJ. 1983. L 193; Eighth Council Directive № 84/253 // OJ.1984. L 126.
  • [3] Directive № 2006/43/ЕС of the European Parliament and of the Council of17 May 2006 on statutory audits of annual accounts and consolidated accounts //OJ. 2006. L 157/87.
  • [4] Regulation (EC) № 1606/2002 of the European Parliament and of the Councilof 19 July 2002 on the application of international accounting standards // OJ. 2002. L 243.
  • [5] Proposal for a Fifth Directive // OJ. 1972. C 131; OJ. 1991. C 321.
  • [6] First Council Directive № 68/151 // OJ. 1968. L 65.
  • [7] Directive 2009/101/ЕС of the European Parliament and of the Councilof 16 September 2009 on coordination of safeguards which, for the protectionof the interests of members and third parties, are required bv Member States ofcompanies within the meaning of the second paragraph of Article 48 of the Treaty, with a view to making such safeguards equivalent // OJ. 2009. L 258.
  • [8] O.J. 2003. L 221.
  • [9] См.: решение Суда по делу «Ubbink lsolatie» (136/87) // Rec. 1988. 4665.
  • [10] См.: дело «Marleasing» (С-106/89) // Rec. 1990. 1−4135.
  • [11] Second Council Directive 77/91/ЕЕС of 13 December 1976 on coordinationof safeguards which, for the protection of the interests of members and others, arerequired by Member States of companies within the meaning of the second paragraphof Article 58 of the Treaty, in respect of the formation of public limited liabilitycompanies and the maintenance and alteration of their capital, with a view to makingsuch safeguards equivalent // OJ. 1977. L 26.
  • [12] Directive 2006/68/EC of the European Parliament and of the Council of6 September 2006 // OJ. 2006. L 264.
  • [13] См.: решения Суда ЕС по делам «Karelia е.а.» (С-19/90) // Rec. 1991.1−269;"Kefalas е.а." (С-367/96) // Rec. 1998. 1−2843.
  • [14] Eleventh Council Directive № 89/666/EEC of 21 December 1989 concerningdisclosure requirements in respect of branches opened in a Member State by certaintypes of company governed by the law of another State // OJ. 1989. L 395.
  • [15] Directive 2011/35/EU of the European Parliament and of the Council of5 April 2011 concerning mergers of public limited liability companies // OJ. 2011. L 110.
  • [16] Sixth Council Directive № 82/891/ЕЕС of 17 December 1982 based onArticle 54 (3) (g) of the Treat}', concerning the division of public limited liabilitycompanies // OJ. 1982. L 378.
  • [17] Council Directive 2001/23/ЕС // OJ. 2001. L 82.
  • [18] Directive 2005/56/ЕС of the European Parliament and of the Council of26 October 2005 on cross-border mergers of limited liability companies // OJ. 2005. L 310.
  • [19] Directive 2009/109/EC of the European Parliament and of the Council of16 September 2009 amending Council Directives (…) as regards reporting anddocumentation requirements in the case of mergers and divisions // OJ. 2009. L 259.
  • [20] Directive № 2004/25/ЕС of the European Parliament and of the Council of21 April 2004 on takeover bids // OJ. 2004. L 142.
  • [21] 2 Directive № 2007/36/ЕС of the European Parliament and of the Council of11 July 2007 on the exercise of certain rights of shareholders in listed companies //Oj! 2007. L 184.
  • [22] Twelfth Council Directive № 89/667 // OJ. 1989. L 395. Directive 2009/102/EC of the European Parliament and of the Council of 16 September 2009 in the areaof company law on single-member private limited liabilitv companies // OJ. 2009. L258, 1.10.2009.
  • [23] Нем. Einmanngesellschaft (англ, single-member company, франц. societe a unseul associe).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой