Система социального обслуживания и порядок предоставления социальных услуг
Предоставление социальных услуг осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. В зависимости от формы социального обслуживания гражданин или его законный представитель подает заявление с прилагаемыми к нему документами. Например, для зачисления на социальное… Читать ещё >
Система социального обслуживания и порядок предоставления социальных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С 1 января 2005 г. основные полномочия в сфере социального обслуживания осуществляются органами государственной власти субъектов РФ. Именно на них возложены такие функции, как:
- — обеспечение реализации положений Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» ;
- — разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания;
- — определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;
- — установление порядка координации деятельности социальных служб;
- — создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания.
Система социальных служб включает в себя совокупность как государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ, так и предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Перечень учреждений социального обслуживания, закрепленный федеральным законодательством, включает в себя:
- — комплексные центры социального обслуживания населения;
- — территориальные центры социальной помощи семье и детям;
- — центры социального обслуживания;
- — социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- — центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- — социальные приюты для детей и подростков;
- — центры психолого-педагогической помощи населению;
- — центры экстренной психологической помощи по телефону;
- — центры (отделения) социальной помощи на дому;
- — дома ночного пребывания;
- — специальные дома для одиноких престарелых;
- — стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
- — геронтологические центры;
- — иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Открытый перечень позволяет создавать в субъектах РФ новые виды учреждений, наделять определенным объемом прав физических лиц, оказывающих социальные услуги. Патронатные семьи для пожилых людей, мини-хосписы, центры паллиативной медицины были созданы и успешно функционируют во многих субъектах РФ.
В пределах предоставленных полномочий субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование. Так, в соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Региональным законодательством принимаются несколько различные виды стандартов. К их числу относятся, например, государственный стандарт стационарного социального обслуживания; государственный стандарт социального обслуживания на дому; государственный стандарт срочного социального обслуживания, предоставления материальной и консультативной помощи; государственный стандарт социального обслуживания в виде предоставления временного приюта и др. В них закрепляются виды социальных услуг, их содержание, требования к объему предоставления социальной услуги и ее качеству. Например, в перечне социально-бытовых услуг, предоставляемых в стационарных учреждениях социального обслуживания, предусматривается 4-разовое питание (в том числе диетическое) с возможностью увеличения кратности по медицинским показаниям; стирка нательного белья не реже одного раза в неделю и т. д.
Помимо государственных стандартов социального обслуживания законодательством субъектов РФ регламентируется порядок предоставления социальных услуг и их оплата. Ранее вопросы оплаты социального обслуживания регулировались на федеральном уровне. Сегодня Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусматривает предоставление социального обслуживания бесплатно и за плату, а также основания для бесплатного социального обслуживания в системе государственных социальных служб.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, должно предоставляться в любом субъекте РФ:
- — гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
- — гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
- — несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Предоставление социальных услуг на условиях частичной оплаты регламентируется региональным законодательством. Так, в Омской области предусмотрено, что при среднедушевом доходе в диапазоне от 100 до 600% прожиточного минимума социальные услуги оплачиваются частично. На условиях полной оплаты социальное обслуживание на дому в объемах, определенных государственными стандартами, предоставляется гражданам, если их среднедушевой доход не ниже 600% величины прожиточного минимума, а также гражданам, имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход.
Предоставление социальных услуг осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. В зависимости от формы социального обслуживания гражданин или его законный представитель подает заявление с прилагаемыми к нему документами. Например, для зачисления на социальное обслуживание на дому к заявлению следует приобщить:
- — паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;
- — заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья гражданина, в том числе об отсутствии заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к социальному обслуживанию на дому, и нуждаемости в социальном обслуживании на дому;
- — справку федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт
установления инвалидности (в случае установления инвалидности);
- — индивидуальную программу реабилитации инвалида (при ее наличии);
- — справку о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений, выдаваемую органом местного самоуправления или жилищно-эксплуатационной организацией;
- — справки о доходах гражданина и членов его семьи за последние 3 календарные месяца.
В случае подачи заявления гражданином, имеющим родственников, дополнительно представляются документы, подтверждающие невозможность родственников обеспечить гражданину помощь и уход.
В случае предоставления временного приюта лицам, освободившимся из мест лишения свободы и утратившим социальные связи, помимо заявления должны быть предоставлены:
- — паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;
- — заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья гражданина, в том числе об отсутствии заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к социальному обслуживанию;
- — справка об освобождении из мест лишения свободы.
Перечень оснований к отказу в предоставлении социальных услуг исчерпывающий и не подлежит разрешительному толкованию.