Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правила мозгового штурма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рабочая сессия — «штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняются задачи, напоминаются правила поведения в ходе работы. Генерирование идей начинается по сигналу руководителя во всех рабочих группах. К каждой группе прикрепляется один эксперт, задача которого — молча и беспристрастно фиксировать на бумаге абсолютно все выдвигаемые идеи. Вот варианты идей для решения проблемы «Как стащить тяжелую… Читать ещё >

Правила мозгового штурма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Итак, технология мозгового штурма базируется на неукоснительном соблюдении правил и последовательности этапов групповой работы[1].

  • 1. Во время сессии (процесса) нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов — есть ведущий и участники. Никто не может претендовать на особую роль или привилегии. Преимущества не дает даже авторство блестящих идей.
  • 2. Участник сессии должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.
  • 3. Мозговой штурм требует полного раскрепощения мысли и свободы для воображения; чем неожиданнее и необычнее идея, тем больше оснований рассчитывать на успех.
  • 4. Какой бы фантастичной и невероятной ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.
  • 5. Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки — они мешают порождению и формулированию новых идей.
  • 6. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.
  • 7. Чем больше выдвинуто предложений, тем выше вероятность появления новой и ценной идеи.
  • 8. В ходе сессии допускаются и приветствуются дополнение, усовершенствование и развитие идей, предложенных вами или другими участниками мозгового штурма.
  • 9. Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте расчленить ее на составные элементы и поразмыслите над каждым из них в отдельности.
  • 10. Не стесняйтесь произвольно менять параметры в поставленной проблеме — уменьшать или увеличивать размеры, расстояния, сроки и т. д. Если идея решения будет найдена, ее можно будет доработать до уровня установленных первоначально границ.
  • 11. За пять минут до начала сессии попытайтесь ответить себе на следующие вопросы:
    • — заслуживает ли данная проблема моего внимания?
    • — что дает ее решение?
    • — кому и для чего это нужно?
    • — что произойдет, если ничего не менять?
    • — что случится, если я не выдвину ни одной идеи?

Процедурно групповая работа, но методу мозгового штурма строится с учетом строгой последовательности следующих этапов.

  • 1. Формулирование проблемы, которую необходимо решить, обоснование задачи для поиска решения. Определение условий групповой работы, знакомство с правилами поведения в процессе мозгового штурма. Формирование рабочих (творческих) групп по пять-семь человек и отдельно экспертной группы «критиков», в обязанности которой на следующем этапе будут входить разработка критериев, оценка и отбор лучших из выдвинутых идей.
  • 2. Разминочная сессия, т. е. упражнения на быстрый поиск ответов на вопросы. Задача этого этапа — помочь участникам максимально освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скованности и пр.).
  • 3. Рабочая сессия — «штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняются задачи, напоминаются правила поведения в ходе работы. Генерирование идей начинается по сигналу руководителя во всех рабочих группах. К каждой группе прикрепляется один эксперт, задача которого — молча и беспристрастно фиксировать на бумаге абсолютно все выдвигаемые идеи.
  • 4. Экспертиза — оценка собранных идей и отбор лучших из них в группе «критиков» на основе разработанных ими критериев. Рабочие группы в это время отдыхают.
  • 5. Подведение итогов. Общее обсуждение результатов работы групп, представление лучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие общего группового решения, его фиксация.

Пример: проблема Робинзона[2]

Для того чтобы покинуть необитаемый остров, на котором он оказался в результате кораблекрушения, Робинзон целый месяц рубил огромное дерево. Еще несколько месяцев ушло на то, чтобы выдолбить из этого дерева лодку. Все это время Робинзон отгонял от себя мысль: «А как же спустить эту лодку на воду?» Когда же лодка была готова — а получилась она такая большая и надежная, что на ней смело можно было пускаться в плавание через океан — отгонять этот вопрос было уже некуда. Попытки сдвинуть лодку с места оказались безуспешными. Робинзон попробовал сделать «наоборот» — подвести к лодке воду. Но прикинул объем работы и отказался от этой попытки.

В июне 1986 г. Центральное телевидение СССР предложило в качестве разминки эту, но мнению Британской академии наук, «нерешаемую» задачу командамучастницам первой передачи из цикла «Требуется идея». Передача проводилась в форме «технического КВН», авторы передачи считали, что эта игра — отличная тренировка изобретателей, а во многих случаях и реальный метод решения практических задач. Для участия в игре были приглашены шесть команд институтов, предприятий и журнала «Изобретатель и рационализатор». Состав команд — но 11 человек в каждой — был достаточно сильным: доктора и кандидаты наук, ведущие специалисты различных отраслей техники. Перед началом передачи участники прошли две тренировки на усвоение приемов решения задач методом мозгового штурма.

Вот варианты идей для решения проблемы «Как стащить тяжелую лодку в воду?», выдвинутые командами-участницами в ходе самой передачи, предложенные затем телезрителями в письмах, а также слушателями семинаров по решению изобретательских задач.

  • 1. Прорыть канал до лодки.
  • 2. Использовать дождевую воду.
  • 3. Сделать несколько ступенек-шлюзов и заполнять их дождевой водой.
  • 4. Привязать лодку к дереву внатяжку мокрой веревкой. Когда она высохнет, длина веревки уменьшится и за счет сокращения длины подтянет лодку вперед. Потом опять привязать мокрой веревкой…
  • 5. Привязать лодку к дереву сдвоенной веревкой. Потом вставить палку между веревками и закручивать их. Свиваясь в спираль, веревки станут короче и подтянут лодку вперед. Потом опять…
  • 6. Сделать блоки и полиспасты, привязать их к дереву и тянуть лодку.
  • 7. Привязать лодку к верхушке высокого дерева и срубить дерево так, чтобы, падая, оно тянуло лодку в сторону моря.
  • 8. Привязать к лодке стадо коз и тянуть ее.
  • 9. Выстелить дорогу к морю шкурами коз, чтобы уменьшить трение.
  • 10. Смазать шкуры козьим жиром, чтобы трение было еще меньше.
  • 11. Жир можно сбить из козьего молока, а не убивать коз.
  • 12. Сделать «грязь» под лодкой, чтобы лодка могла «поскользнуться».
  • 13. Сбить вокруг носа и кормы лодки два диска в виде колес и катить всю лодку.
  • 14. Поставить лодку на катки и катить.
  • 15. Поднять лодку можно рычагом.
  • 16. Поднимать блоком.
  • 17. Привязать лодку к верхушке растущего дерева, оно будет расти и само ее поднимет.
  • 18. Сделать воздушный шар из козьих шкур или парусины, он поднимет лодку.
  • 19. Сделать из парусины парус — при сильном ветре парус будет помогать тащить лодку.
  • 20. Сделать водный парус — при отливе поток воды потянет его за собой, а вместе с ним и лодку.
  • 21. Сделать большой плот и во время прилива через блок привязать его к лодке. При отливе илот опустится и потянет за собой лодку. При очередном приливе укоротить веревку…
  • 22. Сделать ветряную мельницу с барабаном. На барабан будет наматываться веревка и тащить или поднимать лодку.

И ряд других идей…

В заключение необходимо подчеркнуть, что еще одной важной чертой метода мозгового штурма является то, что он может быть включен в качестве вспомогательного в другие, как правило, игровые методы активного обучения.

  • [1] См.: Балаев А. А. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986.
  • [2] URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61d0fl83−4991−1 ldc-8314−80 0200c9a66/index.html
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой