Особенности произвольной кратковременной памяти и ее психофизиологические корреляты у 6-8-летних детей г. Архангельска
![Диссертация: Особенности произвольной кратковременной памяти и ее психофизиологические корреляты у 6-8-летних детей г. Архангельска](https://westud.ru/work/2514386/cover.png)
Диссертация
Известно, что память, как сложная психофизиологическая функция, обладает многокомпонентной структурой, формируется не как совокупность независимых, самодостаточных частей, а как единое целое, отдельные компоненты которого взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В связи с этим мы провели интеркорреляционный анализ мнестической функции первоклассников, который показал, что большинство… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Обзор литературы
- 1. 1. Теории и модели памяти
- 1. 2. Нейрофизиологические механизмы памяти
- 1. 3. Системно-структурная организация памяти
- 1. 4. Возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности детей 6−8 лет
- 1. 5. Пространственно-временная организация биопотенциалов мозга в онтогенезе
- 1. 6. Возрастные особенности мнестической деятельности детей 6−8 лет
- Глава II. Организация, объем и методы исследования
- Глава III. Результаты собственных исследований и их обсуждение
- 3. 1. Возрастные особенности произвольной кратковременной памяти первоклассников. «
- 3. 2. Возрастные особенности произвольной кратковременной памяти дошкольников
- 3. 3. Сравнительный анализ уровня развития произвольной кратковременной памяти первоклассников и дошкольников
- 3. 4. Нейропсихологический аспект изучения мнемических способностей первоклассников
- 3. 5. Функциональная зрелость коры головного мозга у первоклассников с разным уровнем развития памяти
- Заключение
- Выводы
- Литература
- Приложения
Список литературы
- Алферова В.В., Фарбер Д. А. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в электроэнцефалограмме покоя // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л.: Наука, 1990.-С.45.
- Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1996. — 236 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Сост. В. П. Лисенкова: в 2-х тт. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977. -212 с.
- Антонова И.П. Особенности развития памяти у детей 6−7 лет в процессе обучения // Вопросы психологии, 1985, № 5, С.151−157.
- Антропова М.В., Кольцова М. М., Семенова Л. К. Морфофункциональные особенности детей 6 лет и гигиенические рекомендации // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1976. — № 1. — С.5−8.
- Аршавский И.А. Механизмы и особенности физиологического и патологического стресса в различные возрастные периоды // Актуальные проблемы стресса. Кишинев, 1976. — С.5.
- Ата-Мурадова Ф. А. Развивающийся мозг: системный анализ. М.: Медицина, 1980. — 296 с.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980.- 526 с.
- Баев Б.Ф. Психология внутренней речи. Автореф. дисс. докт. психол. наук. Л., 1967−47 с.
- Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.- 240 с.
- Барлетт Ф. Человек запоминает // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. — С.292−304.
- Бархатова С.А. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников. Автореф.канд.психол.наук. М., 1965 28 с.
- Батова Н.Я., Хомская Е. Д. Нейропсихологичесий анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С.132−139.
- Безруких М.М. Нейрофизиологические механизмы организации произвольных движений у детей (на примере письма): Дисс.. докт.биол.наук. М., 1994. — 402 с.
- Безруких М.М. Психофизиология школьных трудностей // Проблемы валеологического образования: Тез.докл. П Всероссийского науч.-практ. семинара. М., 1999. — С. 6−8.
- Безруких М.М. Школьные трудности как проблема возрастной периодизации // Физиология развития человека: Материалы междунар.конф., посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО. М., 2000. -С. 94−95.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1996. — 240 с.
- Безруких М.М., Морозова Л. В. Методика комплексной диагностики зрительного восприятия у детей 5,0−7,0 лет. Ульяновск, 1994. — 58 с.
- Безруких М.М., Сугробова Г. А., Мачинская Р. И. Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7−8 лет // Физиология человека, 1999. Т.25. — № 5. — С. 14.
- Бетелева Т.Г. Механизмы обработки непроизвольно воспринимаемой зрительной информации у детей // Физиология человека, 1995. Т.21. — № 5. -С. 58.
- Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М.: Наука, 1983. — 174 с.
- Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы изменения зрительного восприятия у детей от 3 до 7 лет // ЖВНД, 1981. Т.31. — № 5. — С. 334.
- Бетелева Т.Г., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М.: Наука, 1977. — 175 с.
- Бетелева Т.Г., Фарбер Д. А. Электрофизиологический анализ межполушарных различий механизмов зрительного опознания // ЖВНД, 1984. Т.34. — № 5. — С. 841.
- Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. JL: Наука, 1980. -208 с.
- Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. JL: Медицина, 1971. — 118 с.
- Бехтерева Н.П., Голицын Ю. Л., Кропотов Ю. Д., Медведев C.B. Нейрофизологические механизмы мышления. Л.: Наука, 1985. — 272 с.
- Блинникова И.В. Зрительный и пространственный опыт в мысленных репрезентациях: исследование слепых от рождения, поздно ослепших и зрячих испытуемых // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 1. — С.101−115.
- Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в раннем психическом развитии детей // Психологический журнал. 2000. — Т.21. — № 3. — С.49−64.
- Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2000. — 288 с.
- Борисова М.Н., Гуревич K.M., Ольшанникова А. Е., Равич-Щербо И.В. Некоторые проблемы психофизиологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1976. — № 5. — С. 15−36.
- Бочарова С.П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора // Психол. журн. 1981. — Т.2. — № 3. — С. З-11.
- Варвулева И.Ю. Особенности формирования профиля функциональной межполушарной асимметрии у младших школьников // Валеология. 2000. -№ 2. — С.57.
- Васильева В.А. Развитие зрительной коры большого мозга человека в период от рождения до 20 лет // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990. — № 2(4). — С.85−89.
- Венгер JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
- Владимиров А.Д., Лурия А. Р. Нарушение зрительного восприятия при поражении полюсов лобных долей мозга. // Проблемы нейропсихологии. -М.: Наука, 1977. С. 255−267.
- Воронин Л.Г., Федотчев А. И. О корреляции физиологических показателей с успеваемостью 6−7-летних школьников // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе (материалы симпозиума). М., 1977. — С.20−21.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. -412 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций в онтогенезе. -М.: Изд-во АПН СССР, 1960. 499 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 318с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982. T.I. — 487с.
- Ганзен В.А. Теоретическая модель формирования первичного эталона контурных изображений в процессе восприятия. // Автореферат. канд.пед.наук. М., 1965. — 20 с.
- Глезер В.Д. Зрение и мышление. С.-П.: Наука, 1993. — 284 с.
- Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.-Л.: Наука, 1966.-204 с.
- Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. // Вестник АН СССР. 1970-в. — т.7. — С. 30−37.
- Гнедова Н.М. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников // Развитие логической памяти у детей. М., 1976. — С. 187−248.
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980. — 152с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. 254 с.
- Горюнова Н.Б., Дружинин В. Н. Операциональные дескрипторы ресурсной модели общего интеллекта // Психологический журнал. Т.21№ 4 -2000. С. 65−72.
- Грановская P.M. Восприятие и модели памяти. JI., 1975. — 364 с.
- Грановская P.M., Березная И. Я. Запоминание и узнавание фигур. JL, 1974. — 96 с.
- Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей при нарушении зрения и слуха // Дефектология. 1997. — № 5. — С.22−27.
- Громбах С.М. О гигиенических критериях школьной зрелости // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1976. — № 1. — С.8−10.
- Гусева Е.П. Особенности свойств нервной системы у подростков и их соотношение с некоторыми характеристиками познавательной деятельности: Автореф.канд.психол.наук. М., 1979. 23 с.
- Додонова H.A., Зальцман А. Г., Меерсон Я. А. Особенности переработки информации правым и левым полушариями мозга. // Физиология человека. -№ 6. 1984. — С. 959−964.
- Дубровина И.В. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста // Вопросы исследования способностей. Под ред. В. А. Крутецкого. М., Педагогика, 1973.
- Дубровинская И.В. Подходы к оценке функциональной зрелости мозга и сохранение здоровья школьника // Проблемы валеологического образования: Тез.докл. П Всероссийского науч.-практ. семинара. М., 1999. — С. 10−11.
- Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Л.: Наука, 1985.-144 с.
- Жинкин Н.И. Язык речь — творчество. — М., Лабиринт, 1958. — 368с.
- Житникова Л.М. Формирование способов логического запоминания у дошкольников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1966. 24с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда. М., 1990. — 156с.
- Зальцман А.Г. Особенности переработки зрительной информации в правом и левом полушариях головного мозга человека. // Физиология человека. № 2. — 1990. — С. 135−148.
- Запорожец A.B., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
- Захарова С.А. Расчлененность когнитивной сферы и особенности формирования образных обобщений у старших школьников // Вопросы философии. 1986. — № 4. — С. 53−63.
- Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека. // Вопросы психологии. № 6. — 1988. — С. 15−30.
- Зинченко В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 106 с.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-562 с.
- Зотова Т.В. Диагностика мнемических способностей школьников 12−13 лет в учебной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1991. -19с.
- Игнатенко А.М. Возрастная характеристика особенностей памяти учащихся 6−9-х классов // Управление умственной деятельностью и умственным развитием учащихся. Сб. научных трудов. Л., 1973. С. 54 — 60.
- Изюмова С.А. Виды мнемических способностей и усвоение школьных знаний // Способности и склонности: комплексное исследование. М., 1989, С.56−83.
- Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе. // Вопросы психологии, 1986, № 3, С.53−62.
- Ирлиц Л. Особенности памяти слабоуспевающих учеников, влияющих на ее изменения. — В кн.: Психические особенности слабоуспевающих школьников. М., 1984.
- Искакова Э.Б. Умственная работоспособность и характеристика вегетативного реагирования на умственную нагрузку детей с различной подвижностью нервных процессов: Автореф.дисс.. канд.биол.наук. -Казань, 1991.-20с.
- Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967. — С.15−11.
- Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998.-С.653−658.
- Истомина З.М. Формирование у дошкольников смыслового соотношения как приема запоминания // Развитие логической памяти у детей. М., 1976. -С.22−72.
- Кайро 3., Марцинковская Т. Д., Хомская Е. Д. Тахископическое изучение зрительного восприятия у больных с поражениями лобных долей мозга. // Функции лобных долей мозга. М.: Наука, 1982. — С. 121−133.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
- Кардашенко В.Н. Биологический уровень развития и «школьная зрелость» детей 6−7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1977. -№ 1. — С.14−15.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
- Клацки Р. Память человека. М.: Мир, 1978. — 328с.
- Князева М.Г. Формирование механизма полушарной активации и успешность когнитивной деятельности // Возрастные особенности физиологических систем организма детей и подростков: Тез.докл. IV Всесоюзной конф. «Физиология человека». М., 1990. — С.132−133.
- Кок Е. П. Зрительные агнозии. Л.: Медицина, 1967. — 224с.
- Кок Е. П. Нарушение высших корковых функций при поражении теменных долей мозга у человека. // Эволюция функций теменных долей мозга. Л., 1971. — С.57−59.
- Кок Е. П. Нарушение предметного восприятия при поражении субдоминантного или доминантного полушария у человека. // Вопросы бионики. М., 1967. — С.52−58.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия, 1973. — 184 с.
- Кольцова М.М., Ахмедова С. А. Медлительные дети (рекомендации). -Душанбе, 1988. 40с.
- Колосова Т.С. Физиологические аспекты адаптации первоклассников к обучению в условиях Севера: Автореф.дисс.. докт.биол.наук. -Архангельск, 1999. 47с.
- Колосова Т.С., Звягина Н. В., Морозова Л. В. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. — Архангельск: Изд-во Поморского госун-та, 1997. 159 с.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологические исследования памяти: итоги и перспективы // А. Р. Лурия и современная нейропсихология. М., 1982. С.101−110.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 160с.
- Костандов Э.А. Асимметрия зрительного восприятия и межполушарное взаимодействие. // Физиология человека. № 4. — 1978. — С. 3−16.
- Костандов Э.А. Роль обратных связей в динамике функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. // ЖВНД. № 4. — 1987. -С. 625−634.
- Костандов Э.А., Рещикова Т. Н., Шостакович Г. С., Генкина O.A. Асимметрия зрительного восприятия. // ЖВНД. № 3. — 1977. — С. 545−552.
- Кубрякова Е.С., Шахнарович A.M., Сахарный Л. В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. — 240 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С., Зырянова Н. Г. Индивидуально-психологические особенности мыслительной деятельности // Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М.: Педагогика, 1972. -С.207−226.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага: Мед. изд-во «Авиценум», 1984. 334 с.
- Лебедев А.Н. Объем и быстродействие памяти человека // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: «Наука», 1990. С.137−149.
- Левина P.E. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М.: Педагогика, 1961.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., Педагогика, 1971. -260 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Педагогика, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Педагогика, 1981. -325с.
- Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М., Педагогика, 1931. — 250 с.
- Ливанов М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. -М, 1972.-182 с.
- Линдслей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974.-550 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С.79−89.
- ИЗ. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни. // Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — С. 155−162.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения. // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−33.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 445 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии, 1975, № 2.-С. 31−45.
- Лохов М.И., Степанов И. И., Эдлина Т. А., Вартанян Г. А. Динамика формирования произвольной памяти у детей.// Психол. Журнал. Т. 14. -№ 4. — 1993. — С. 56−65.
- Лукашевич И.П., Мачинская Р. И., Фишман М. Н. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения // Физиология человека, 1994. Т.20. — № 5. — С. 34.
- Лукашевич И.П., Фишман М. Н., Мачинская Р. И. Исследование нейрофизиологических механизмов задержки психического развития у детей. Структурный анализ ЭЭГ. // Физиология человека, 1998. Т.24. — № 1. — С. 16−20.
- Лурия А.Р. Варианты «лобного синдрома». // Функции лобных долей мозга. М.: Наука, 1982. — С. 8−46.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 504 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы в нем. М.: Педагогика, 1963. — т. 1. — 479 с.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (нарушения памяти при глубинных поражениях мозга). М.: Педагогика, 1976. — 190 с.
- Лурия А.Р. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций. // Физиология человека. № 3. — 1975. — С. 411−417.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 192 с.
- Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.: Просвещение, 1966. — 291 с.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 253 с.
- Малышев Д.А. Особенности основных видов оперативной памяти первоклассников г. Архангельска. Тезисы докладов четырнадцатой Коми республиканской молодежной научной конференции (Том 1). Сыктывкар, 2000.-С. 103−104.
- Мальцева К.П. План текста как смысловая опора запоминания у младших школьников // Вопросы психологии памяти. М., 1958. — С. 175−194.
- Мальцева К.П. Формирование у школьников умения пользоваться планом текста как приемом осмысленного запоминания // Развитие логической памяти у детей. М., 1976. — С. 115−187.
- Маркина A.B., Мальцева И. В., Лебедев А. Н. Связь параметров альфа-ритма с объемом кратковременной памяти. // Психол. журнал. Т. 16. — № 2. -1995. — С. 128−132.
- Марютина Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка // Школа здоровья. 1994. — Т. 1. — № 1. — С. 105−116.
- Масткжова Е.М. Виды и причины отклонений в развитии у детей // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ.ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001. — С. 166−194.
- Махлах Е.С., Рапопорт И. А. Соотношение памяти и волевых качеств личности // Вопросы психологии. 1980. — С. 125−129.
- Мачинская Р.И. Формирование нейрофизиологических механизмов произвольного избирательного внимания у детей младшего школьного возраста: Автореф.дисс. докт.биол.наук. М., 2001. — 46 с.
- Мачинская Р.И., Лукашевич И. П., Фишман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8-летнего возраста в норме и при трудностях обучения // Физиология человека, 1997. Т.23. — № 5. — С. 5.
- Меерсон Я.А. Высшие зрительные функции. Л.: Наука, 1986. — 163 с.
- Меерсон Я.А. Нарушение зрительного гнозиса при локальной патологии левого и правого полушарий головного мозга. // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.: Наука, 1986. — С. 71−80.
- Меерсон Я.А. О нейрофизиологических механизмах фильтрации в зрительной системе. // Физиология человека. № 1. — 1980. — С. 8−17.
- Меерсон Я.А. Об участии передних отделов левой и правой височных долей в высших зрительных функциях. // Физиология человека. № 2. — 1977.- С. 266−275.
- Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников. В сб.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. — С. 98 — 101.
- Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. — С. 564−583.
- Морозова Л.В. Индивидуальные особенности зрительно-пространственного восприятия у детей 5,0−7,5 лет / Дисс. канд. биол. наук.- М., 1995. 186 с.
- Мышкин И.Ю., Лебедев А. Н. Психофизиологический механизм субъективных оценок громкости звука // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Под ред. А. Н. Лебедева. М.: Наука, 1985. — С. 34−55.
- Новикова Г. Р. Клинический и нейропсихологический анализ некоторых психических функций у детей 6−7 лет // ЖВНД. 1999. — Т.49. — Вып.6. — С. 944−949.
- Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М.: Просвещение, 1986. — 186 с.
- Петров Я.И., Андреева В. Н. Память // Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. — М.: Педагогика, 1972.-С. 150−188.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1994. — 526 с.
- Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии / Под ред. П. Я. Гальперина. M., 1986. — С. 232−292.
- Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 448 с.
- Прибрам К.Н. Языки мозга. М.: Мир, 1975. — 464 с.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, Т.1. — 1972. — 246 с.
- Роговин М.С. Проблемы теории памяти. М.: Высшая школа, 1977. — 181 с.
- Рожкова Л.А. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти. // Дефектология, 2000. № 2. — С. 13−21.
- Сб. материалов междунар.науч.-практ.конф. / Под общ.ред. A.B. Грибанова, J1.C. Медниковой. Архангельск, 2000. — С. 417.
- Рубинштейн C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. — № 3. — С. 3−15.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -416 с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990.-256 с.
- Рыбалко Е.Ф. Об онтогенетических свойствах зрительно-пространственных функций: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. — Л., 1970.
- Рыжиков Г. В., Джебраилова Т. Д., Коробейникова И. И., Зыков М. Б., Кольцова H.A. Соотношение ЭЭГ реакции активации затылочной области головного мозга и вегетативных показателей у старших школьников // Физиология человека, 1981. Т.7. — № 2. — С. 201−206.
- Рычков И.Л. Некоторые механизмы повреждения пространственного зрения. // Механизмы повреждений и восстановление целостности мозга: Материалы ГУ Выездного пленума. Иркутск, 1992. — ч.2. — С. 109−118.
- Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967. — С. 243−299.
- Сергиенко Е.А. Влияние ранней зрительной депривации на интерсенсорное взаимодействие // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. -№ 5. — С. 32−47.
- Сергиенко Е.А., Строганова Т. А., Ильякова Л. А. Ранняя зрительная депривация: нарушение зрительных функций или изменение психофизиологического развития? // Психологический журнал. 1993. -Т. 14. — № 5. — С. 48−66.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т.1.-771 с.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во МГУ, 1978. -96 с.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: МГУ, 1985−190 с.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М: «Знание», 1991 38 с.
- Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -422 с.
- Смирнов A.A. Психология запоминания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.- 326 с.
- Соколов E.H. Векторная психофизиология (окончание статьи) // Психол. журн. 1995. — Т.16. — № 5. — С. 87−104.
- Соколов E.H. Векторная психофизиология // Психол. журн. 1995. — Т.16.- № 4. С. 89−98.
- Соколов E.H. Механизм памяти: опыт экспериментального исследования.- М., Наука, 1969. 176 с.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. — 598 с.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Пер. с англ. М.: Мир, 1983. — 256 с.
- Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990.-198 с.
- Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. Сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева СПб.: «Дельта», 1999. — 384 с.
- Труш В.Д., Кориневский A.B. ЭВМ в нейрофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1978. — 239 с.
- Удалова Г. П. Функциональная межполушарная асимметрия и помехоустойчивость зрительного распознавания у животных и человека. // Тр.биол.НИИ ПГУ. № 40. — 1989. — С. 47−75.
- Удалова Г. П., Кашина И. А. Межполушарная асимметрия при опознании эталонных и зашумленных текстурных стимулов. // Физиология человека. -№ 1.-1985.-С. 36−43.
- Уотсон Д. Удержание видимых телесных навыков, или «память» // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 1998.-С. 264−270.
- Ухтомский A.A. Очерки по физиологии нервной системы // Собр.соч. -Л., 1954.-T.IV.-232 с.
- Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи в психологии и психофизиологии. Психол. журн., 1980, № 4. — С. 145−153.
- Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979. 212 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. пед. соч., т. 1, М., 1980.-424 с.
- Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. — С. 168.
- Фарбер Д.А. Формирование нейрофизиологических механизмов зрительного восприятия в процессе индивидуального развития ребенка // Физиология человека, 1978. Т.4. — № 4. — С. 654.
- Фарбер Д.А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе. — М.: Просвещение, 1969. 267 с.
- Фарбер Д.А., Алферова В. В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — 215 С.
- Фарбер Д.А., Бетелева Т. Г. Регионарная и полушарная специализация операций зрительного опознания. Возрастной аспект // Физиология человека, 1999. Т.25. — № 1. — С. 15.
- Федотова JI.A. Психологические и психофизиологические особенности младших школьников с нарушениями речи // Экология образования: Актуальные проблемы: Сб.науч.статей: В 2-х тт. / Под ред. A.B. Пяткова. -Архангельск, 2001. Т.2. — Вып.2. — С. 464.
- Физиология развития ребенка: Теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Образование «от, А до Я», 2000. -312 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.-160 с.
- Флорес Ц. Память // Экспериментальная психология. Вып. IV. М.: Прогресс, 1973. — С. 209−342.
- Флотская Н.Ю. Проблема развития позитивной половой идентичности в системе современного образования // Экология образования: Актуальные проблемы: Сб.науч.статей: В 2-х тт. / Под ред. A.B. Пяткова. Архангельск, 2001. — Т.2. — Вып.2. — С. 266−275.
- Хофман И. Активная память: экспериментальные исследования и теории человеческой памяти: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1986. — 312 с.
- Хризман Т.П., Лоскутова Т. Д. Значение ассоциативных систем неокортекса в регуляции процессов, обусловленных внесенсорными факторами у детей. // Теоретические вопросы строения и деятельности мозга. -М., 1983.-вып. 12.-С. 117−121.
- Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. — 239 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
- Цветовский С.Б. Специализация полушарий при опознании зрительной информации. // Физиология человека. № 2. — 1994. — С. 23−29.
- Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. Санкт-Петербург, «Стройлеспечать», 1996. — 64 С.
- Черемошкина Л.В. Диагностика мнемических способностей школьников 10−12 лет. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1988. — 180 с.
- Чораян О.Г., Чораян И. О., Тарасенко Н. В. Эффективность мнемических процессов у людей с различным интеллектуальным уровнем. // Психологический журнал. Т.21., № 4 2000. — С. 65−72.
- Чуприкова Н.И. Дискуссии // Вопросы психологии. 1983. № 5. — С. 141.
- Шаде Дж., Форд Д. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. — 326 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., Педагогика, 1994. — 402 с.
- Шадриков В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
- Шехтер М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы. М.: Педагогика, 1981. — 264 с.
- Шехтер М.С. Проблемы одномоментного зрительного опознания // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1978. — № 4. — С. 11−25.
- Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания. М.: Просвещение, 1967.-220 с.
- Шлычкова А.Н. Изучение эффективности развитых видов запоминания // Вопросы психологии. 1982. — № 6. — С. 81−89.
- Эббингауз Г. Смена душевных образований // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. — С. 243−264.
- Эсаулов А.Ф. Целеобразование в решении задач // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. С. 101−106.
- Ярбус A.JI. Роль движений глаз в процессе зрения. М., 1965. — 372 с.
- Ясюкова JI.A. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб, ГП «ИМАТОН», 1999. — 184 с.
- Ясюкова JI.A. Оптимизация обучения и развитие детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб, ГП «ИМАТОН», 2000. — 100 с.
- Adams L.T. Improving memory: can retrieval strategies help? // Yuman Learning, 1995. V.4. N 4. P/281−297/
- Anderson J.K., Bower G.N. Human Associative Memory Washington, D.C., V.H. Winston and Sons. 1973.
- Annett M. In defense of the right-shift theory // Percept. Motor. Skill. 1996. -V.82.-P.115−137.
- Bartlett F.Sh. Remembering: a study in experimental and social psychology. New-York, 1932.
- Boothe R. Consequences of very early visual deprivation // Child Vision. -Frankfurt am Main: Science, 1995. P. 72−81.
- Bowlby J. The Making and Breaking of Affectional Bonds // Tavistok Publications. London, 1979. — P. 42−43.
- Carmon A., Gombos G. A physiological vascular correlate of hand preference // Neuropsychologia. 1970. — v.8. — p. 37−40.
- Chow K., Riesen A., Nerwelle F. Degeneration of refinal ganglion cell in infant chimpanzees reared in darkness // J.Comp.Neurol. 1957. — V.107. — № 1. -P.27.
- Cohen G. Hemispheric differences in a letter classification task. // Percept., Psychophys. -1972. v. 11. — p. 139−142.
- Colleman P., Reesen D. Environmental effects on cortical dendritic fields // J. Rearing in the dark / J.Anatomy. 1968. — V.102. — № 3. — P.363−368.
- Collins A.M., Quillian M.K. Retrieval time from semantic memory. J. of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1969, v.8, p. 240−247.
- Coull L.T. Neural correlates of attention and arousal: isights from electrophysiology, functional and psychopharmacology // Progress in Neurobiology. 1998. — V.55. — P.343.
- Drake D., Duane M.D. Neurobiological correlates of learning disorders // Amer.Acad.Child.Adolesc.Psychiatry. 1989. — V.28. — P.314.
- Eysenck HJ. Speed of information processing, reaction time and theory of intelligence // Speed of Information Processing and Intelligence / Ed. by Vernon P.A. Ablex Norwood, N.J., 1986.
- Flynn J.M., Deering W.M. Subtypes of dyslexia: Investigation of Boders system using quantitative neurophysiology // Developmental Medicine and Child Neurology, № 31,1989, p.215−223.
- Gibson R.R., Dimond S.J., Gazzaniga M.S. Left field superioriti for word matching. // Neuropsychologia. 1972. — v. 10. — p. 463−466.
- Goldman-Rakis P. S. Development of cortical cicuitry and cognitive functions // Child Dev. 1987. — Vol.58. — P.601−622.
- Hubel D.H., Wiesel T.N. Effects of monocular deprivation in kittens // Arch.Exptl.Patol. and Pharmacol. 1964. V.248.- № 6. — P.492−496.
- Ikeda H., Tremain K. Ambliopia Occures in refinal ganglion cell in cats reared with convergent squint without alternation fixation // Experimental Brain Research. 1964. V.35.- № 3. — P.559−564.
- Kimura D. Cerebral dominance & the perception of verbal stimuli. // Canad.J.Psychol. 1961. — v. 15. — p. 166−171.
- Kimura D. Right temporal lobe gamage. // Arch.Neurol. 1963, № 8. — p. 217 232.
- Kintsch W. Memory and cognition. N.Y., 1977.
- Kraft R.H. Lateral specialization and verbal spatial ability in preschool children: age, sex and familial handedness differenses // Neuropsychologia. -1984.-v.22.-P. 319−335.
- Lafont K. La phrase occitane. Essai d’analyse systematique. Press Universitares de France, 1967.
- Lucashevich I.P., Machinskaya R.I., Fishman M.N. Determination of brain functions in young schoolchildren with learning problems // Human Physiology. -1994. V.20. — № 5. — P. 353−358.
- Meyer D.E. On the representation and retrieval of stored semantic information. Cognitive Psychology, 1,1970, p.242−300.
- Milner B. Psychological defects produced by temporal lobes. // Res.Publ.Ass.Res.Nerv.Ment.Dis. 1958. — № 36. — p. 38−50.
- Moscovitch M. On the presentation of language in the right hemisphere of right handed people. // Brain., Lang. 1976. — v. 3. — p. 47−71.
- Neuropsychology of learning disabilities: Essentials of subtype analysis // Ed.B.R.Rourke. N.-Y.: Guilford Press, 1995. — 407 p.
- Paivio A. Imagery and Synchronic Ideation. «Abstract Guide of the XXth International Congress of Psychology». Tokyo, 1972, p. 127.
- Quillian M.K. The teachable language comprehender: A simulation program and theory of language. Communikations of the Association for Computing Machinery, 1969, v. 12, p.459−476.
- Rips L.G., Shoben E.G., Smith E.E. Semantic distance and verification of semantic relations. J. of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1973, v. 12, p. l-20.
- Rosch E. Natural categories. Cognitive Psychology. 1973. V.4. P. 326−350.
- Rosch E. Principles of categorization // Rosch E., Lloyd B.L. (Eds.). Cognition and categorization. N.Y.: Lawrence Erlbaum association. 1978. P. 27−48.
- Sadowsky K., Schirm H., Weber B. Fruhzeichen von Schulschwierkeiten. Visuomotorische, Kognitive und Pssychosoziale Entwicklungsstorungen im Vorschulatter // Sozialpadiatre, 1984. V.6. — № 11. — P. 641−646.
- Satz P., Strauss E., Whitaker H. The Ontogeny of Hemispheric Specialization: Some Old Hypotheses Pevised // Brain and Language. 1990. — V.36. — P.596−617.
- Scott L., Segal P., Segal R.A. Development of nervous system // Fetal and Neonatal Physiology / Eds.R.A.Polin, W.W.Fox. Philadelphia: Saunders, 1995. -P.2083−2103.
- Smith E.E., Shoben E.G., Rips L.G. Structure and process in semantic memory: A featural model for semantic decision. Psychological Review, 1974, v.81,p.214−241.
- Spearman C. The abilities of man. N.Y., 1927
- Spitz R.A. Hospitalism. A follow-up report // Psychonal.Stud.Child. 1946. -№ 2.-P.113−117.
- Springer S. Tachistoscopic and dichotic-listening investigation of lateraliti in normal human subject. // Lateralization in the nervous system. N.-Y., 1977. — p. 325−328.
- Sterman S.M., Spear P.D. Organization of visual pathways in normal and visual deprived cats // Physiol.Rev. 1982. — V.62. — P.738−743.
- Tucker D.M. Developing Emotions and Cortical Networks // Developmental Behavioral Neuroscience. The Minnesota Symposia on Child Psychology / Ed. By M.R. Gunner, Ch.A.Nelson. Hillsdalle, N.J.Laurence Erlbaum Ass., 1992. -P.75−128.
- Tulving E. Episodic and semantic memory. In: E. Tulving and W. Donaldson (eds.), Organization of Memory, N.Y., Academic Press, 1972, p.157−171.
- Witelson S.F. Early hemispheric specialization and interhemisphere plasticity: an empirical and theoretical review // Language Development and Neurological Theory / Ed.S.Selagowitz, F.Gruber. N.J., 1977. — P.231−289.
- Witelson S.F. Sex and Single Hemisphere: Specialization of the Right Hemisphere for Spatial Processing // Science. 1976. — V.193. — P.425−427.
- Young A.W., Bion P.J., Ellis A.W. Studies toward a model of laterality effects for picture & word naming. // Brain, Lang. 1980. — v. 11. — p. 54−65.
- Walter G. Technique interpretation. Normal rhythms, their development, distribution and significance // Electroencephalography. A sympos. on its various aspects. London, 1950. — P. 63−91- 203 — 277.
- Wiener N. Cybernetics or control and communication in the animal and machine. Cambridge, 1961. 261 p.
- Лебедев А.Н., Луцкой В. А. Расчет закономерностей зрительного восприятия по частотным характеристикам электроэнцефалограммы // Эргономика. Временные характеристики зрительного восприятия. М., 1972. — С. 95−132.
- Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности памяти // Вопросы кибернетики. 1980. Вып. 66. С. 69 — 92.
- Лебедев А.Н. Нейрофизиологические параметры памяти человека // ЖВНД, 1993. -№ 2. С. 277−285.
- Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / Под. ред. А. А. Маркосяна. М., 1961. — С. 5−41.
- Фрид Г. М. Спектральный анализ ЭЭГ у детей 7−9 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. 1979. — № 1. — С. 10−15.