Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности произвольной кратковременной памяти и ее психофизиологические корреляты у 6-8-летних детей г. Архангельска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что память, как сложная психофизиологическая функция, обладает многокомпонентной структурой, формируется не как совокупность независимых, самодостаточных частей, а как единое целое, отдельные компоненты которого взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В связи с этим мы провели интеркорреляционный анализ мнестической функции первоклассников, который показал, что большинство… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Обзор литературы
    • 1. 1. Теории и модели памяти
    • 1. 2. Нейрофизиологические механизмы памяти
    • 1. 3. Системно-структурная организация памяти
    • 1. 4. Возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности детей 6−8 лет
    • 1. 5. Пространственно-временная организация биопотенциалов мозга в онтогенезе
    • 1. 6. Возрастные особенности мнестической деятельности детей 6−8 лет
  • Глава II. Организация, объем и методы исследования
  • Глава III. Результаты собственных исследований и их обсуждение
    • 3. 1. Возрастные особенности произвольной кратковременной памяти первоклассников. «
    • 3. 2. Возрастные особенности произвольной кратковременной памяти дошкольников
    • 3. 3. Сравнительный анализ уровня развития произвольной кратковременной памяти первоклассников и дошкольников
    • 3. 4. Нейропсихологический аспект изучения мнемических способностей первоклассников
    • 3. 5. Функциональная зрелость коры головного мозга у первоклассников с разным уровнем развития памяти
  • Заключение
  • Выводы
  • Литература
  • Приложения

Особенности произвольной кратковременной памяти и ее психофизиологические корреляты у 6-8-летних детей г. Архангельска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Необходимым условием умственного развития человека является постоянное накопление и обогащение его чувственного опыта, который формируется в процессах восприятия и переработки внешней информации о реальной действительности [4, 8, 24, 31, 38, 69, 132 и др.]. Сложные преобразования поступающей информации непосредственным образом связаны с процессами фиксации и актуализации в системе памяти [9, 12, 22, 45, 53, 62, 83,86,124 и др.].

Актуальным является комплексное изучение составляющих мнестической деятельности. Именно как особую по своим функциям деятельность определял память Л. С. Выготский: «Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении, с этой точки зрения память и в момент закрепления реакции и в момент ее воспроизведения представляет собой деятельность в точном смысле этого слова» [44]. Некоторые исследователи рассматривают память как компонент общих и специальных способностей и как одно из условий развития общих способностей, как первичную умственную способность [102]. Память является индикатором состояния многих психических процессов, отражая особенности развития психических функций и функционального развития мозга [10, 34, 41, 47, 61, 62, 70,95,123 и др.].

Проблема комплексной взаимосвязи мнемических способностей и процессов памяти с основными психофизиологическими функциями и когнитивными процессами в детском возрасте остается слабо изученной и недостаточно освещенной в литературе [63, 72, 74, 79, 95, 127, 167]. Следует отметить, что подавляющее большинство исследований памяти у детей на начальном этапе школьного обучения направлено на раскрытие ее внутримодальных особенностей и закономерностей, тогда как межмодальные взаимосвязи процессов памяти лишены более полного и тщательного научного анализа [5,23,31, 49,74, 80,130,209,213 и др.].

Изучение возрастных и индивидуальных особенностей кратковременной памяти, являющейся неотъемлемой составляющей общего функционального развития ребенка и базовой функцией для овладения основными школьными навыками — письма, чтения и счета [5, 59, 75, 132, 148, 167, 192, 200 и др.] -имеет важное значение как в теоретическом плане возрастной физиологии и психофизиологии, так и для педагогической науки.

Возрастной период 6−8 лет является сензитивным в развитии психофизиологических функций и рассматривается исследователями как критический в становлении зрелых форм электрической активности коры головного мозга [6,13, 17, 20, 25, 60, 94, 118, 135 и др.]. Учитывая особенности формирования показателей функциональной зрелости коры больших полушарий головного мозга и изменение функциональной роли альфа-ритма в данном возрасте, актуальным представляется выяснение вклада основного ритма ЭЭГ покоя в успешность реализации мнестической деятельности первоклассников.

Исследование памяти дошкольников и первоклассников, проживающих в г. Архангельске, представляет значительный интерес, поскольку известно, что экстремальные климатогеографические и экологические факторы оказывают негативное влияние на развитие психофизиологических функций [93]. Особенно актуальным является изучение памяти у детей на начальном этапе систематического обучения в школе, который связан со стрессорным воздействием новых окружающих условий и требований школьного обучения [56 и др.].

Цель исследования: установить особенности возрастных и индивидуальных показателей произвольной кратковременной памяти и ее психофизиологические корреляты у детей 6−8 лет, проживающих в г. Архангельске.

Задачи исследования:

1. Изучить показатели произвольной кратковременной зрительной и слухоречевой памяти у дошкольников и первоклассников г. Архангельска.

2. Провести нейропсихологический анализ структурных компонентов кратковременной памяти первоклассников и оценить их вклад в формирование школьных навыков.

3. Определить степень функциональной зрелости коры больших полушарий головного мозга по данным ЭЭГ первоклассников с разным уровнем развития кратковременной памяти.

Предмет исследования: индивидуальные и возрастные показатели произвольной кратковременной зрительной памяти и произвольной кратковременной слухоречевой памяти и их взаимосвязь с различными психофизиологическими функциями, с наличием факторов риска в раннем онтогенезе, функциональной зрелостью мозговых структур, а также со степенью успешности школьного обучения.

Научная новизна исследования. Впервые в условиях г. Архангельска проведено комплексное изучение степени сформированности кратковременной памяти и мнемических способностей у детей на начальном этапе школьного обучения с учетом половозрастных особенностей, систематического школьного обучения, функциональной зрелости коры головного мозга. Выявлена высокая значимость уровня сформированности параметров памяти в становлении навыков письма и чтения у первоклассников.

Получены новые данные о возрастных особенностях кратковременной слухоречевой и зрительной памяти у детей 6−8 лет г. Архангельска. Комплексное изучение памяти позволило выявить нормативный нейропсихологический профиль мнестической деятельности первоклассников, который определяет «зону ближайшего развития» памяти детей данного возраста.

Впервые осуществленное в настоящем исследовании соотнесение ЭЭГ показателей функциональной зрелости коры головного мозга и нейропсихологических параметров памяти показало, что одной из основных причин трудностей реализации мнестической деятельности может являться отставание в развитии механизмов коркового ритмогенеза.

Теоретическое и научно-практическое значение исследования заключается в расширении имеющихся в возрастной физиологии и психофизиологии представлений о возрастных и индивидуальных особенностях кратковременной памяти детей 6−8 лет на начальном этапе школьного обучения. Полученные данные и их интерпретация на основе концепции динамической локализации высших психических функций и системного взаимодействия различных мозговых структур в обеспечении когнитивной деятельности позволяет считать, что учет уровня функциональной зрелости мозга является необходимым условием эффективности мнестической деятельности на разных этапах возрастного развития. Теоретические и экспериментальные результаты исследования дают материал для выявления причин и механизмов трудностей обучения, связанных с несформированностью нейропсихологических параметров памяти. Результаты исследования представляют научный и практический интерес для специалистов в области возрастной физиологии, психофизиологии и психологии, преподавания этих дисциплин в учебных заведениях и дошкольного воспитания.

Материалы диссертационного исследования используются в работе Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам (акт внедрения от 05.09.2003), внедрены в практику работы общеобразовательной школы (акт внедрения от 25.05.2003), а также в преподавании курса возрастной физиологии, психофизиологии на естественно-географическом факультете Поморского государственного университета (акт внедрения от 10.09.2003). Диссертационное исследование выполнено в соответствии с планом НИР в рамках приоритетного направления научных исследований Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова «Дети Севера: здоровье, рост и развитие» .

На защиту выносятся следующие положения:

1. Прогрессивные тенденции в развитии произвольной кратковременной памяти у детей 6−8 лет г. Архангельска проявляются в увеличении роли модально-неспецифического компонента в реализации мнестической деятельности у первоклассников, что отражает совершенствование вторичных и третичных структур коры головного мозга. Возрастные изменения центральных механизмов зрительного восприятия, а также переход детей к систематическому обучению в школе оказывают различное влияние на качественные характеристики кратковременной зрительной памяти.

2. Уровень развития памяти и степень сформированное&tradeее компонентов являются одними из основных факторов, обусловливающих успешность овладения школьными навыками.

3. Уровень функциональной зрелости коры больших полушарий головного мозга детей 6−8 лет г. Архангельска определяет степень успешности реализации мнестической деятельности. Низкая успешность реализации мнестической деятельности связана с функциональной незрелостью коры головного мозга, что выражается в несформированности характеристик основного ритма покоя.

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры биологии и экологии человека 111 У им. М. В. Ломоносова (Архангельск, 2000;2003), на Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы экологии человека» (Архангельск, 2000), на ХП Ломоносовских чтениях (Архангельск, 2000), на международной конференции, посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО (Москва, 2000), на XIII Ломоносовских чтениях (Архангельск, 2001), на Всероссийской конференции с международным участием «Здоровая образовательная средаздоровый ребенок» (Архангельск, 2003). По материалам диссертационного исследования опубликовано 9 печатных работ.

ВЫВОДЫ.

1. Выявлены возрастные особенности кратковременной памяти, проявляющиеся в преобладании среди первоклассников детей с одинаково вышенормативными значениями объема КСП и КЗП, а также в более высоких среднегрупповых значениях объема кратковременной зрительной памяти при сниженной точности зрительного узнавания у первоклассников, по сравнению с дошкольниками.

2. Наибольшей устойчивостью и сохранностью в структуре мнестической деятельности обследованных первоклассников характеризуются следующие нейропсихологические параметры памяти: воспроизведение заданного порядка слуховых и зрительных стимулов, феномен зеркальных движений, межполушарный перенос зрительной информации, а неустойчивостью и недостаточной сформированностью — объем слухоречевой и зрительной памяти, тормозимость слуховых следов, прочность слуховых и зрительных следов, воспроизведение звуковой структуры слов и пространственной конфигурации зрительных стимулов, узнавание слов, регуляция и контроль мнестической деятельности.

3. Нейропсихологическая структура мнестической деятельности первоклассников с трудностями обучения характеризуется более высоким количеством нарушений параметров памяти, по сравнению с первоклассниками, не испытывающими трудностей обучения.

4. Первоклассники с разным уровнем развития памяти характеризуются разной степенью функциональной зрелости коры больших полушарий головного мозга. Группу детей с низкой успешностью реализации мнестической деятельности отличает незрелость механизмов коркового ритмогенеза, выраженная в несоответствии характеристик альфа-ритма возрастной норме.

5. Высокая значимость характера альфа-ритма для успешной реализации мнестической деятельности подтверждается наличием большого числа тесных корреляционных связей с нейропсихологическими параметрами памяти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение возрастных и индивидуальных особенностей формирования процессов кратковременной памяти, ее структуры, механизмов и условий.

V эффективной реализации у детей на начальном этапе систематического обучения в школе, является одним из актуальных направлений возрастной физиологии и психофизиологии.

Кратковременная память имеет системную организацию и реализуется в совместной деятельности различных корковых формаций, каждая из которых вносит свой вклад в решение мнестической задачи. Сложная системная организация кратковременной памяти определяет как первоочередную задачукомплексное изучение этой интегративной и базисной психофизиологической функции на всех уровнях ее реализации. В нашем исследовании мы I постарались осуществить этот подход на основе примененных методик.

I Наиболее информативным и глубоким для понимания сложного I системного психофизиологического строения кратковременной памяти, несомненно, является нейропсихологический подход. Методика «Лурия-90», разработанная Э. Г. Симерницкой [168], позволила нам выявить структурные особенности мнестической деятельности первоклассников и ее закономерные взаимосвязи с гетерохронно созревающими структурами головного мозга и г степенью успешности школьного обучения.

Известно, что память, как сложная психофизиологическая функция, обладает многокомпонентной структурой, формируется не как совокупность независимых, самодостаточных частей, а как единое целое, отдельные компоненты которого взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга [9, 13, 32, 47,79, 86, 95, 123, 168 и др.]. В связи с этим мы провели интеркорреляционный анализ мнестической функции первоклассников, который показал, что большинство структурных компонентов (нейропсихологических параметров) памяти на данном возрастном этапе находятся в очень тесном взаимодействии. С одной стороны, большое количество тесных взаимосвязей параметров памяти свидетельствует, вероятно, о проявлении принципа надежности биологической системы. Известно, что общебиологический принцип надежности лежит в основе как филогенеза, так и онтогенеза, обеспечивает развитие любой биологической системы в широких жизненных границах колебания и проявляется как на уровне системных процессов, так и в отдельных звеньях системы. Будучи неотъемлемым свойством живого, биологическая надежность развивается и усложняется вместе с прогрессивным развитием живой материи и по-разному проявляется на этапах становления, формирования, относительных колебаний, устойчивости и нарушений системы. Надежность биологической системы максимально повышается именно в том звене, которое на данном этапе развития является наиболее важным. Это не значит, что остальные звенья системы или другие системы не развиваются, но на отдельных этапах онтогенеза то или другое звено приобретает решающее значение [273]. Именно в период 7−8 лет имеются оптимальные условия для развития и прочного закрепления произвольных форм деятельности [20, 60, 135 и др.], в том числе и произвольной кратковременной памяти [79−81 и др.], что связано с перестройкой и совершенствованием мозговых механизмов зрительного и слухового восприятия и обработки информации (развитием третичных зон коры большого мозга), регуляторных систем (лобных отделов), межполушарного взаимодействия (левополушарного доминирования у правшей) [1, 15, 20−26, 118, 119, 135, 136 и др.]. Кроме того начало систематического обучения в школе, оказывая комплексное стрессорное воздействие на организм ребенка, предъявляет особые требования к функции памяти первоклассников, создавая необходимость перехода от ее реализации с опорой на функциональные механизмы к привлечению операционных механизмов и саморегуляции в процессах мнестической деятельности [24, 42, 79, 81, 127, 209]. Проведенное нами нейропсихологическое исследование памяти первоклассников показало, что отдельные ее параметры вносят значительный вклад в формирование и совершенствование школьных навыков. Нами были получены данные о тесной корреляционной взаимосвязи между уровнем сформированности у первоклассников навыка письма и такими параметрами памяти, как объем слухоречевой памяти, прочность слуховых следов, слуховой балл, воспроизведение пространственной конфигурации зрительных стимулов, а также выявлена достоверная взаимосвязь нейропсихологического параметра памяти «Узнавание слов» с техникой чтения.

С другой стороны, наличие тесных интеркорреляций между параметрами памяти может свидетельствовать об их недостаточной освоенности и относительной неустойчивости в системе памяти [156,157,169,170].

Таким образом, большое количество и высокую тесноту интеркорреляционных связей нейропсихологических параметров памяти первоклассников можно считать типологической особенностью мнестической функции на данном возрастном этапе.

В качестве наиболее сохранных и устойчивых в структуре мнестической деятельности обследованных первоклассников представляются такие параметры памяти, как воспроизведение заданного порядка слуховых и зрительных стимулов, феномен зеркальных движений, межполушарный перенос зрительной информации. Об этом свидетельствуют также низкие значения балльных оценок и стандартных отклонений по этим параметрам.

Неустойчивостью и недостаточной сформированностью характеризуютсяобъем слухоречевой и зрительной памяти, тормозимость слуховых следов, прочность слуховых и зрительных следов, воспроизведение звуковой структуры слов и пространственной конфигурации зрительных стимулов, узнавание слов, регуляция и контроль мнестической деятельности. Большой разброс показателей по этим параметрам свидетельствует о разных возможностях мнестической деятельности первоклассников и отражает общую картину актуального уровня развития памяти детей данной социально-возрастной группы.

Не менее важными представляются полученные данные о взаимосвязи нейропсихологических параметров памяти с такими психофизиологическими функциями, как зрительное восприятие, речь, произвольное внимание, что свидетельствует об интегративиом характере мнестической функции, особенно значимым на начальном этапе школьного обучения.

Существенным при корреляционном анализе является наличие большого числа достоверных межмодальных связей как во внутренней структуре памяти первоклассников (параметры слухоречевой памяти тесно коррелируют с параметрами зрительной памяти), так и между параметрами памяти и другими психофизиологическими функциями (параметры слухоречевой памяти тесно коррелируют со зрительным восприятием, а параметры зрительной памяти — с речевыми процессами). Это, на наш взгляд, может свидетельствовать о возможности прогрессивного развития всей когнитивной сферы первоклассников, ее перехода на более совершенный уровень функционирования, связанного с созреванием наиболее сложных мозговых механизмов.

Известно, что психофизиологическое развитие ребенка во многом определяется совокупным влиянием биологических и социальных факторов. Большинство исследований в этой области посвящено выявлению факторов риска и степени их патогенности для психического здоровья. Развивающийся мозг, являясь субстратом развития высших психических функций человека, наиболее чувствителен к воздействию внешних факторов в критические периоды. Перинатальное поражение плода может являться базой для задержек нервно-психического развития, дезадаптации у детей в последующие возрастные периоды. Наличие факторов риска на более поздних этапах развития также может приводить к дефектам психофизиологического развития разной степени выраженности [8,16, 31, 56,93,94,96,133,164 и др.].

Корреляционный анализ нейропсихологических параметров памяти первоклассников и раннего развития позволил нам выявить степень возможного влияния факторов риска на формирование отдельных параметров мнестической деятельности. Полученные нами данные свидетельствуют, что возможные причины нарушений отдельных составляющих памяти первоклассников могут быть обнаружены как на самых ранних этапах онтогенеза, так и в ближайших возрастных периодах. Обращает на себя внимание количественное и качественное нарастание корреляционных связей между параметрами памяти и наличием факторов риска: наибольшее их количество и теснота обнаруживаются в ближайших возрастных периодах (в дошкольном возрасте). Такая закономерность, по нашему мнению, подчеркивает важность накопления необходимого сенсорного опыта в дошкольный период, когда наиболее стремительно качественно и количественно развиваются гностические зоны коры головного мозга, составляющие основу для последующего психофизиологического развития. Это соответствует представлениям исследователей [41, 125] о том, что нарушение в раннем возрасте низших зон коры соответствующих типов неизбежно приводит к недоразвитию более высоких зон коры головного мозга (закон иерархического строения корковых зон).

Как показали результаты проведенных нами исследований, 58,8% первоклассников и 61,4% дошкольников г. Архангельска показывают ниженормативные значения объема кратковременной зрительной памяти. При возрастном нормативе 6−7 правильно узнанных фигур, среднегрупповое значение объема КЗП у первоклассников составляет 5,3 знака, а у дошкольников — 5,0 знаков. 35,6% первоклассников и 35,7% дошкольников показывают ниженормативные значения объема кратковременной слухоречевой памяти: среднегрупповое значение объема КСП у первоклассников — 3,9 слов, а у дошкольников — 4,0 слов (при возрастном нормативе — 4 слова). Превосходство абсолютных среднегрупповых значений объема КЗП над абсолютными среднегрупповыми значениями объема КСП у первоклассников и дошкольников свидетельствует о доминировании зрительной системы восприятия и обработки информации над слухоречевой.

Анализ результатов выполнения теста на зрительную память с учетом коэффициента зрительного узнавания свидетельствует, что у первоклассников и дошкольников преобладают ошибочные узнавания фигур над безошибочными. Однако, среди первоклассников значительно больше детей, допустивших ошибки при зрительном узнавании, чем среди дошкольников. Также у первоклассников ниже количество детей с безошибочным узнаванием, чем у дошкольников.

На наш взгляд отмеченная закономерность отражает качественные отличия ^ зрительного опознания стимулов у первоклассников и дошкольников. Как показывают исследования Т. Г. Бетелевой [21−26], механизмы зрительного восприятия в возрасте 6−8 лет претерпевают существенные перестройки: данный возрастной этап рассматривается как сензитивный в становлении поэлементного (сукцессивного) опознания зрительных стимулов, в переходе от опознания с опорой на формальные признаки к опознанию с опорой на семантические признаки объекта. Значительную роль в прогрессивном становлении новой стратегии зрительного восприятия и опознания играет структурное созревание нейронного аппарата коры больших полушарий, в ходе нарастающей дифференциации которого отдельные его элементы приобретают дефинитивную форму. Известно, что к 6 годам происходят существенные !" * ^ изменения структурной организации локальных нейронных сетей зрительной области коры. Однако, если для вторичных (гностических) отделов зрительной области преимущественно характерны операции выделения контрастных | границ зрительного стимула, то более поздно созревающие третичные отделы.

I височно-теменно-затылочной зоны обеспечивают запечатление и опознание зрительных объектов на основе их семантических характеристик и связаны с осуществлением когнитивных операций, что создает условия для выработки I эталонов на новые, достаточно сложные невербализуемые изображения.

I Однако формирующаяся к началу младшего школьного возраста способность к осуществлению достаточно сложных когнитивных операций при зрительном опознании требует адекватного функционирования мозговых — механизмов, обеспечивающих произвольную регуляцию деятельности. I.

1 Исследователями [25, 61] отмечается, что в 7 летнем возрасте не наблюдается I преимущественного участия лобной области левого полушария в опознании, основанном на выборе разделительного признака при поэлементном описании, свойственного взрослым, что свидетельствует об определенной незрелости механизмов опознания, связанных с вовлечением лобных областей на данном этапе развития. Учитывая роль этих структур в функциональной организации всей системы восприятия, исследователи полагают, что их недостаточная включенность в этот процесс обусловливает определенные трудности в вычленении значимости стимула и отсечении незначимой информации, характерные для 7−8 летнего возраста. Именно по этой причине, по нашему мнению, первоклассники допускают больше ошибок при узнавании фигур, чем обследованные дошкольники, у которых, кроме того, еще достаточно велика функциональная роль эмоциональной активации в приеме и анализе внешнего стимула.

Таким образом, кратковременная зрительная память у первоклассников характеризуется меньшей точностью узнавания, чем у дошкольников. Нельзя исключить, что такое различие может также во многом определяться сменой социального статуса ребенка, связанного с переходом и адаптацией к школьному обучению, с изменением векторов когнитивной и, в частности, мнестической деятельности, направленных на достижение конкретных школьно-значимых результатов, а значит и с изменением стратегии запоминания и воспроизведения.

Вместе с тем, наше исследование показало, что память у первоклассников находится на более высокой ступени развития, чем у дошкольников. Это подтверждается значительно более высоким количеством первоклассников, показавших одинаково нормативные и вышенормативные значения объема кратковременной зрительной и кратковременной слухоречевой памяти (подгруппа 3 с модально-неспецифическим объемом КП). В соответствии с законами иерархического строения и убывающей специфичности корковых зон, можно предположить у первоклассников данной подгруппы значительно более высокую степень зрелости третичных структур коры большого мозга, которые носят надмодальный характер функционирования, обозначаются как зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов, связаны с высшими, символическими уровнями обработки информации [125].

Основным физиологическим механизмом, определяющим и интегрирующим психофизиологическое развитие ребенка и осуществляющим взаимосвязь и взаимодействие его организма с окружающей средой, являются нервная система и ее ведущий отдел — кора головного мозга, которая, улавливая малейшие колебания внешней и внутренней среды, обеспечивает уравновешивание организма и среды. Совершенствование с возрастом структурной организации коры больших полушарий создает основу для функционального взаимодействия ее нервных центров при разных функциональных состояниях и разных формах деятельности. Интегративная деятельность мозга в значительной мере определяется организацией состояния спокойного бодрствования. Основная функция коры в этом состоянии — готовность к обнаружению и обработке информации, которая может поступить в любой момент времени. У взрослого человека это функциональное состояние характеризуется наличием в ЭЭГ доминирующего ритма — альфа-ритма [1, 25, 119,135].

Использование метода структурного анализа ЭЭГ с выделением блока признаков, отражающих степень зрелости коры больших полушарий [119, 135] у детей 5−6 и 7−8 лет свидетельствует о существенных сдвигах в организации ЭЭГ покоя к 6−7 годам. Для данного возрастного диапазона выявлено 3 типа ЭЭГ, отличающихся характером альфа-ритма: регулярный, дезорганизованный, полиритмичный. Последний тип наиболее характерен для группы детей 5−6 лет и отражает недостаточную степень зрелости корковых структур. В нашем исследовании, визуальный анализ ЭЭГ позволил обнаружить у 42,3% обследованных первоклассников несоответствие возрастной норме характера альфа-ритма (полиритмичный или сниженной частоты (6−7 Гц)), а у остальных детей в ЭЭГ покоя обнаруживается дезорганизованный альфа-ритм с частотой от 7 до 10 Гц. Как показывают исследования, в 7−8-летнем возрасте полиритмичный характер альфа-ритма обнаруживается только у детей, испытывающих трудности в обучении. У детей с высоким уровнем развития когнитивных процессов регистрируется регулярный, доминирующий в ЭЭГ альфа-ритм.

Младший школьный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании произвольного внимания и на его основе — совершенствования функциональной организации различных видов произвольной деятельности, что значительно повышает эффективность их реализации. Существенные изменения корковой активации (проявляющиеся в ЭЭГ в виде зрелых форм ориентировочной реакции, механизмы которой тесно связаны с механизмами памяти), лежащей в основе произвольного внимания, отмечены в 6−7-летнем возрасте: обнаруживается зрелая форма корковой активации в виде генерализованной блокады (десинхронизации) альфа-ритма, расцениваемой как реакция на информационную составляющую среды. Реакция активации в виде усиления альфа-активности или появлении тета-ритма характерна для более младшего дошкольного возраста [1, 20, 61, 119]. В нашем исследовании у 50% обследованных первоклассников выявлены отсутствие или незрелая форма ориентировочной реакции, а у 34,6% обследованных первоклассниковотсутствие или недостаточную выраженность реакции основного ритма на ритмическую фотостимуляцию.

Проведенный нами анализ результатов ЭЭГ обследования показал, что среднегрупповые оценки показателей функциональной зрелости коры мозга (характера альфа-ритма, ОР, реакции на РФС), выше у первоклассников, показавших лучшие результаты при нейропсихологической диагностике памяти, чем у первоклассников с худшими результатами. Это соответствует представлениям разных исследователей [20, 118, 119] о том, что степень функциональной зрелости коры головного мозга оказывает различное влияние на развитие познавательной сферы детей.

Известны исследования [104, 131], которые свидетельствуют, что показатели альфа-ритма во многом обусловливают объем и скоростные характеристики памяти человека. Проведенный нами корреляционный анализ показателей функциональной зрелости коры и нейропсихологических параметров памяти первоклассников выявил достоверную связь характеристик альфа-ритма с большинством нейропсихологических параметров памяти. Однако наибольшей теснотой связи с нейропсихологическими параметрами памяти отличается характер альфа-ритма.

Таким образом, настоящее исследование представляет собой попытку наиболее объективной и комплексной оценки половозрастных и региональных особенностей мнестической деятельности детей на начальном этапе школьного обучения (в возрасте 6−8 лет), проживающих в г. Архангельске. Наше исследование показало, что мнестическая деятельность обследованных детей имеет многокомпонентную структуру, а успешность ее реализации определяется внешними (социальными и биологическими) и внутренними (гетерохронным созреванием мозговых структур и адаптивными перестройками организма) факторами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В., Фарбер Д. А. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в электроэнцефалограмме покоя // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л.: Наука, 1990.-С.45.
  2. Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1996. — 236 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды / Сост. В. П. Лисенкова: в 2-х тт. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977. -212 с.
  5. И.П. Особенности развития памяти у детей 6−7 лет в процессе обучения // Вопросы психологии, 1985, № 5, С.151−157.
  6. М.В., Кольцова М. М., Семенова Л. К. Морфофункциональные особенности детей 6 лет и гигиенические рекомендации // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1976. — № 1. — С.5−8.
  7. И.А. Механизмы и особенности физиологического и патологического стресса в различные возрастные периоды // Актуальные проблемы стресса. Кишинев, 1976. — С.5.
  8. Ата-Мурадова Ф. А. Развивающийся мозг: системный анализ. М.: Медицина, 1980. — 296 с.
  9. Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980.- 526 с.
  10. .Ф. Психология внутренней речи. Автореф. дисс. докт. психол. наук. Л., 1967−47 с.
  11. В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.- 240 с.
  12. Ф. Человек запоминает // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. — С.292−304.
  13. С.А. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников. Автореф.канд.психол.наук. М., 1965 28 с.
  14. Н.Я., Хомская Е. Д. Нейропсихологичесий анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С.132−139.
  15. М.М. Нейрофизиологические механизмы организации произвольных движений у детей (на примере письма): Дисс.. докт.биол.наук. М., 1994. — 402 с.
  16. М.М. Психофизиология школьных трудностей // Проблемы валеологического образования: Тез.докл. П Всероссийского науч.-практ. семинара. М., 1999. — С. 6−8.
  17. М.М. Школьные трудности как проблема возрастной периодизации // Физиология развития человека: Материалы междунар.конф., посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО. М., 2000. -С. 94−95.
  18. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1996. — 240 с.
  19. М.М., Морозова Л. В. Методика комплексной диагностики зрительного восприятия у детей 5,0−7,0 лет. Ульяновск, 1994. — 58 с.
  20. М.М., Сугробова Г. А., Мачинская Р. И. Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7−8 лет // Физиология человека, 1999. Т.25. — № 5. — С. 14.
  21. Т.Г. Механизмы обработки непроизвольно воспринимаемой зрительной информации у детей // Физиология человека, 1995. Т.21. — № 5. -С. 58.
  22. Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М.: Наука, 1983. — 174 с.
  23. Т.Г. Нейрофизиологические механизмы изменения зрительного восприятия у детей от 3 до 7 лет // ЖВНД, 1981. Т.31. — № 5. — С. 334.
  24. Т.Г., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М.: Наука, 1977. — 175 с.
  25. Т.Г., Фарбер Д. А. Электрофизиологический анализ межполушарных различий механизмов зрительного опознания // ЖВНД, 1984. Т.34. — № 5. — С. 841.
  26. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. JL: Наука, 1980. -208 с.
  27. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. JL: Медицина, 1971. — 118 с.
  28. Н.П., Голицын Ю. Л., Кропотов Ю. Д., Медведев C.B. Нейрофизологические механизмы мышления. Л.: Наука, 1985. — 272 с.
  29. И.В. Зрительный и пространственный опыт в мысленных репрезентациях: исследование слепых от рождения, поздно ослепших и зрячих испытуемых // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 1. — С.101−115.
  30. И.В. Роль зрительного опыта в раннем психическом развитии детей // Психологический журнал. 2000. — Т.21. — № 3. — С.49−64.
  31. П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2000. — 288 с.
  32. М.Н., Гуревич K.M., Ольшанникова А. Е., Равич-Щербо И.В. Некоторые проблемы психофизиологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1976. — № 5. — С. 15−36.
  33. С.П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора // Психол. журн. 1981. — Т.2. — № 3. — С. З-11.
  34. И.Ю. Особенности формирования профиля функциональной межполушарной асимметрии у младших школьников // Валеология. 2000. -№ 2. — С.57.
  35. В.А. Развитие зрительной коры большого мозга человека в период от рождения до 20 лет // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990. — № 2(4). — С.85−89.
  36. JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
  37. А.Д., Лурия А. Р. Нарушение зрительного восприятия при поражении полюсов лобных долей мозга. // Проблемы нейропсихологии. -М.: Наука, 1977. С. 255−267.
  38. Л.Г., Федотчев А. И. О корреляции физиологических показателей с успеваемостью 6−7-летних школьников // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе (материалы симпозиума). М., 1977. — С.20−21.
  39. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. -412 с.
  40. Л.С. Развитие высших психических функций в онтогенезе. -М.: Изд-во АПН СССР, 1960. 499 с.
  41. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 318с.
  42. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982. T.I. — 487с.
  43. В.А. Теоретическая модель формирования первичного эталона контурных изображений в процессе восприятия. // Автореферат. канд.пед.наук. М., 1965. — 20 с.
  44. В.Д. Зрение и мышление. С.-П.: Наука, 1993. — 284 с.
  45. В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.-Л.: Наука, 1966.-204 с.
  46. В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. // Вестник АН СССР. 1970-в. — т.7. — С. 30−37.
  47. Н.М. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников // Развитие логической памяти у детей. М., 1976. — С. 187−248.
  48. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980. — 152с.
  49. Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. 254 с.
  50. Н.Б., Дружинин В. Н. Операциональные дескрипторы ресурсной модели общего интеллекта // Психологический журнал. Т.21№ 4 -2000. С. 65−72.
  51. P.M. Восприятие и модели памяти. JI., 1975. — 364 с.
  52. P.M., Березная И. Я. Запоминание и узнавание фигур. JL, 1974. — 96 с.
  53. Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей при нарушении зрения и слуха // Дефектология. 1997. — № 5. — С.22−27.
  54. С.М. О гигиенических критериях школьной зрелости // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1976. — № 1. — С.8−10.
  55. Е.П. Особенности свойств нервной системы у подростков и их соотношение с некоторыми характеристиками познавательной деятельности: Автореф.канд.психол.наук. М., 1979. 23 с.
  56. H.A., Зальцман А. Г., Меерсон Я. А. Особенности переработки информации правым и левым полушариями мозга. // Физиология человека. -№ 6. 1984. — С. 959−964.
  57. И.В. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста // Вопросы исследования способностей. Под ред. В. А. Крутецкого. М., Педагогика, 1973.
  58. И.В. Подходы к оценке функциональной зрелости мозга и сохранение здоровья школьника // Проблемы валеологического образования: Тез.докл. П Всероссийского науч.-практ. семинара. М., 1999. — С. 10−11.
  59. Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Л.: Наука, 1985.-144 с.
  60. Н.И. Язык речь — творчество. — М., Лабиринт, 1958. — 368с.
  61. Л.М. Формирование способов логического запоминания у дошкольников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1966. 24с.
  62. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда. М., 1990. — 156с.
  63. А.Г. Особенности переработки зрительной информации в правом и левом полушариях головного мозга человека. // Физиология человека. № 2. — 1990. — С. 135−148.
  64. A.B., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
  65. С.А. Расчлененность когнитивной сферы и особенности формирования образных обобщений у старших школьников // Вопросы философии. 1986. — № 4. — С. 53−63.
  66. В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека. // Вопросы психологии. № 6. — 1988. — С. 15−30.
  67. В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 106 с.
  68. П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-562 с.
  69. Т.В. Диагностика мнемических способностей школьников 12−13 лет в учебной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1991. -19с.
  70. А.М. Возрастная характеристика особенностей памяти учащихся 6−9-х классов // Управление умственной деятельностью и умственным развитием учащихся. Сб. научных трудов. Л., 1973. С. 54 — 60.
  71. С.А. Виды мнемических способностей и усвоение школьных знаний // Способности и склонности: комплексное исследование. М., 1989, С.56−83.
  72. С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе. // Вопросы психологии, 1986, № 3, С.53−62.
  73. Л. Особенности памяти слабоуспевающих учеников, влияющих на ее изменения. — В кн.: Психические особенности слабоуспевающих школьников. М., 1984.
  74. Э.Б. Умственная работоспособность и характеристика вегетативного реагирования на умственную нагрузку детей с различной подвижностью нервных процессов: Автореф.дисс.. канд.биол.наук. -Казань, 1991.-20с.
  75. З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967. — С.15−11.
  76. З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998.-С.653−658.
  77. З.М. Формирование у дошкольников смыслового соотношения как приема запоминания // Развитие логической памяти у детей. М., 1976. -С.22−72.
  78. Кайро 3., Марцинковская Т. Д., Хомская Е. Д. Тахископическое изучение зрительного восприятия у больных с поражениями лобных долей мозга. // Функции лобных долей мозга. М.: Наука, 1982. — С. 121−133.
  79. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  80. В.Н. Биологический уровень развития и «школьная зрелость» детей 6−7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1977. -№ 1. — С.14−15.
  81. Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
  82. Р. Память человека. М.: Мир, 1978. — 328с.
  83. М.Г. Формирование механизма полушарной активации и успешность когнитивной деятельности // Возрастные особенности физиологических систем организма детей и подростков: Тез.докл. IV Всесоюзной конф. «Физиология человека». М., 1990. — С.132−133.
  84. Кок Е. П. Зрительные агнозии. Л.: Медицина, 1967. — 224с.
  85. Кок Е. П. Нарушение высших корковых функций при поражении теменных долей мозга у человека. // Эволюция функций теменных долей мозга. Л., 1971. — С.57−59.
  86. Кок Е. П. Нарушение предметного восприятия при поражении субдоминантного или доминантного полушария у человека. // Вопросы бионики. М., 1967. — С.52−58.
  87. М.М. Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия, 1973. — 184 с.
  88. М.М., Ахмедова С. А. Медлительные дети (рекомендации). -Душанбе, 1988. 40с.
  89. Т.С. Физиологические аспекты адаптации первоклассников к обучению в условиях Севера: Автореф.дисс.. докт.биол.наук. -Архангельск, 1999. 47с.
  90. Т.С., Звягина Н. В., Морозова Л. В. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. — Архангельск: Изд-во Поморского госун-та, 1997. 159 с.
  91. Н.К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологические исследования памяти: итоги и перспективы // А. Р. Лурия и современная нейропсихология. М., 1982. С.101−110.
  92. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 160с.
  93. Э.А. Асимметрия зрительного восприятия и межполушарное взаимодействие. // Физиология человека. № 4. — 1978. — С. 3−16.
  94. Э.А. Роль обратных связей в динамике функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. // ЖВНД. № 4. — 1987. -С. 625−634.
  95. Э.А., Рещикова Т. Н., Шостакович Г. С., Генкина O.A. Асимметрия зрительного восприятия. // ЖВНД. № 3. — 1977. — С. 545−552.
  96. Е.С., Шахнарович A.M., Сахарный Л. В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  97. Ю.Н., Сухобская Г. С., Зырянова Н. Г. Индивидуально-психологические особенности мыслительной деятельности // Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М.: Педагогика, 1972. -С.207−226.
  98. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага: Мед. изд-во «Авиценум», 1984. 334 с.
  99. А.Н. Объем и быстродействие памяти человека // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: «Наука», 1990. С.137−149.
  100. P.E. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М.: Педагогика, 1961.
  101. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., Педагогика, 1971. -260 с.
  102. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Педагогика, 1977. — 304 с.
  103. А.Н. Проблемы развития психики. М., Педагогика, 1981. -325с.
  104. А.Н. Развитие памяти. М., Педагогика, 1931. — 250 с.
  105. М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. -М, 1972.-182 с.
  106. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974.-550 с.
  107. А.И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С.79−89.
  108. ИЗ. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни. // Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — С. 155−162.
  109. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения. // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−33.
  110. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 445 с.
  111. .Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии, 1975, № 2.-С. 31−45.
  112. М.И., Степанов И. И., Эдлина Т. А., Вартанян Г. А. Динамика формирования произвольной памяти у детей.// Психол. Журнал. Т. 14. -№ 4. — 1993. — С. 56−65.
  113. И.П., Мачинская Р. И., Фишман М. Н. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения // Физиология человека, 1994. Т.20. — № 5. — С. 34.
  114. И.П., Фишман М. Н., Мачинская Р. И. Исследование нейрофизиологических механизмов задержки психического развития у детей. Структурный анализ ЭЭГ. // Физиология человека, 1998. Т.24. — № 1. — С. 16−20.
  115. А.Р. Варианты «лобного синдрома». // Функции лобных долей мозга. М.: Наука, 1982. — С. 8−46.
  116. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 504 с.
  117. А.Р. Мозг человека и психические процессы в нем. М.: Педагогика, 1963. — т. 1. — 479 с.
  118. А.Р. Нейропсихология памяти (нарушения памяти при глубинных поражениях мозга). М.: Педагогика, 1976. — 190 с.
  119. А.Р. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций. // Физиология человека. № 3. — 1975. — С. 411−417.
  120. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 192 с.
  121. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.: Просвещение, 1966. — 291 с.
  122. В.Я. Память в процессе развития. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 253 с.
  123. Д.А. Особенности основных видов оперативной памяти первоклассников г. Архангельска. Тезисы докладов четырнадцатой Коми республиканской молодежной научной конференции (Том 1). Сыктывкар, 2000.-С. 103−104.
  124. К.П. План текста как смысловая опора запоминания у младших школьников // Вопросы психологии памяти. М., 1958. — С. 175−194.
  125. К.П. Формирование у школьников умения пользоваться планом текста как приемом осмысленного запоминания // Развитие логической памяти у детей. М., 1976. — С. 115−187.
  126. A.B., Мальцева И. В., Лебедев А. Н. Связь параметров альфа-ритма с объемом кратковременной памяти. // Психол. журнал. Т. 16. — № 2. -1995. — С. 128−132.
  127. Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка // Школа здоровья. 1994. — Т. 1. — № 1. — С. 105−116.
  128. Е.М. Виды и причины отклонений в развитии у детей // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ.ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001. — С. 166−194.
  129. Е.С., Рапопорт И. А. Соотношение памяти и волевых качеств личности // Вопросы психологии. 1980. — С. 125−129.
  130. Р.И. Формирование нейрофизиологических механизмов произвольного избирательного внимания у детей младшего школьного возраста: Автореф.дисс. докт.биол.наук. М., 2001. — 46 с.
  131. Р.И., Лукашевич И. П., Фишман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8-летнего возраста в норме и при трудностях обучения // Физиология человека, 1997. Т.23. — № 5. — С. 5.
  132. Я.А. Высшие зрительные функции. Л.: Наука, 1986. — 163 с.
  133. Я.А. Нарушение зрительного гнозиса при локальной патологии левого и правого полушарий головного мозга. // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.: Наука, 1986. — С. 71−80.
  134. Я.А. О нейрофизиологических механизмах фильтрации в зрительной системе. // Физиология человека. № 1. — 1980. — С. 8−17.
  135. Я.А. Об участии передних отделов левой и правой височных долей в высших зрительных функциях. // Физиология человека. № 2. — 1977.- С. 266−275.
  136. Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников. В сб.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. — С. 98 — 101.
  137. Дж. Магическое число семь плюс или минус два // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. — С. 564−583.
  138. Л.В. Индивидуальные особенности зрительно-пространственного восприятия у детей 5,0−7,5 лет / Дисс. канд. биол. наук.- М., 1995. 186 с.
  139. И.Ю., Лебедев А. Н. Психофизиологический механизм субъективных оценок громкости звука // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Под ред. А. Н. Лебедева. М.: Наука, 1985. — С. 34−55.
  140. Г. Р. Клинический и нейропсихологический анализ некоторых психических функций у детей 6−7 лет // ЖВНД. 1999. — Т.49. — Вып.6. — С. 944−949.
  141. Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М.: Просвещение, 1986. — 186 с.
  142. Я.И., Андреева В. Н. Память // Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. — М.: Педагогика, 1972.-С. 150−188.
  143. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1994. — 526 с.
  144. . Теория Пиаже // История зарубежной психологии / Под ред. П. Я. Гальперина. M., 1986. — С. 232−292.
  145. ., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 448 с.
  146. К.Н. Языки мозга. М.: Мир, 1975. — 464 с.
  147. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, Т.1. — 1972. — 246 с.
  148. М.С. Проблемы теории памяти. М.: Высшая школа, 1977. — 181 с.
  149. Л.А. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти. // Дефектология, 2000. № 2. — С. 13−21.
  150. Сб. материалов междунар.науч.-практ.конф. / Под общ.ред. A.B. Грибанова, J1.C. Медниковой. Архангельск, 2000. — С. 417.
  151. C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. — № 3. — С. 3−15.
  152. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -416 с.
  153. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990.-256 с.
  154. Е.Ф. Об онтогенетических свойствах зрительно-пространственных функций: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. — Л., 1970.
  155. Г. В., Джебраилова Т. Д., Коробейникова И. И., Зыков М. Б., Кольцова H.A. Соотношение ЭЭГ реакции активации затылочной области головного мозга и вегетативных показателей у старших школьников // Физиология человека, 1981. Т.7. — № 2. — С. 201−206.
  156. И.Л. Некоторые механизмы повреждения пространственного зрения. // Механизмы повреждений и восстановление целостности мозга: Материалы ГУ Выездного пленума. Иркутск, 1992. — ч.2. — С. 109−118.
  157. В.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967. — С. 243−299.
  158. Е.А. Влияние ранней зрительной депривации на интерсенсорное взаимодействие // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. -№ 5. — С. 32−47.
  159. Е.А., Строганова Т. А., Ильякова Л. А. Ранняя зрительная депривация: нарушение зрительных функций или изменение психофизиологического развития? // Психологический журнал. 1993. -Т. 14. — № 5. — С. 48−66.
  160. И.М. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т.1.-771 с.
  161. Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во МГУ, 1978. -96 с.
  162. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: МГУ, 1985−190 с.
  163. Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М: «Знание», 1991 38 с.
  164. A.A. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -422 с.
  165. A.A. Психология запоминания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.- 326 с.
  166. E.H. Векторная психофизиология (окончание статьи) // Психол. журн. 1995. — Т.16. — № 5. — С. 87−104.
  167. E.H. Векторная психофизиология // Психол. журн. 1995. — Т.16.- № 4. С. 89−98.
  168. E.H. Механизм памяти: опыт экспериментального исследования.- М., Наука, 1969. 176 с.
  169. Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. — 598 с.
  170. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Пер. с англ. М.: Мир, 1983. — 256 с.
  171. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990.-198 с.
  172. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. Сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева СПб.: «Дельта», 1999. — 384 с.
  173. В.Д., Кориневский A.B. ЭВМ в нейрофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1978. — 239 с.
  174. Г. П. Функциональная межполушарная асимметрия и помехоустойчивость зрительного распознавания у животных и человека. // Тр.биол.НИИ ПГУ. № 40. — 1989. — С. 47−75.
  175. Г. П., Кашина И. А. Межполушарная асимметрия при опознании эталонных и зашумленных текстурных стимулов. // Физиология человека. -№ 1.-1985.-С. 36−43.
  176. Д. Удержание видимых телесных навыков, или «память» // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 1998.-С. 264−270.
  177. A.A. Очерки по физиологии нервной системы // Собр.соч. -Л., 1954.-T.IV.-232 с.
  178. Т.Н. Проблема внутренней речи в психологии и психофизиологии. Психол. журн., 1980, № 4. — С. 145−153.
  179. Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979. 212 с.
  180. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. пед. соч., т. 1, М., 1980.-424 с.
  181. Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. — С. 168.
  182. Д.А. Формирование нейрофизиологических механизмов зрительного восприятия в процессе индивидуального развития ребенка // Физиология человека, 1978. Т.4. — № 4. — С. 654.
  183. Д.А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе. — М.: Просвещение, 1969. 267 с.
  184. Д.А., Алферова В. В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — 215 С.
  185. Д.А., Бетелева Т. Г. Регионарная и полушарная специализация операций зрительного опознания. Возрастной аспект // Физиология человека, 1999. Т.25. — № 1. — С. 15.
  186. JI.A. Психологические и психофизиологические особенности младших школьников с нарушениями речи // Экология образования: Актуальные проблемы: Сб.науч.статей: В 2-х тт. / Под ред. A.B. Пяткова. -Архангельск, 2001. Т.2. — Вып.2. — С. 464.
  187. Физиология развития ребенка: Теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Образование «от, А до Я», 2000. -312 с.
  188. Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.-160 с.
  189. Ц. Память // Экспериментальная психология. Вып. IV. М.: Прогресс, 1973. — С. 209−342.
  190. Н.Ю. Проблема развития позитивной половой идентичности в системе современного образования // Экология образования: Актуальные проблемы: Сб.науч.статей: В 2-х тт. / Под ред. A.B. Пяткова. Архангельск, 2001. — Т.2. — Вып.2. — С. 266−275.
  191. И. Активная память: экспериментальные исследования и теории человеческой памяти: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1986. — 312 с.
  192. Т.П., Лоскутова Т. Д. Значение ассоциативных систем неокортекса в регуляции процессов, обусловленных внесенсорными факторами у детей. // Теоретические вопросы строения и деятельности мозга. -М., 1983.-вып. 12.-С. 117−121.
  193. Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. — 239 с.
  194. Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
  195. С.Б. Специализация полушарий при опознании зрительной информации. // Физиология человека. № 2. — 1994. — С. 23−29.
  196. Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. Санкт-Петербург, «Стройлеспечать», 1996. — 64 С.
  197. Л.В. Диагностика мнемических способностей школьников 10−12 лет. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1988. — 180 с.
  198. О.Г., Чораян И. О., Тарасенко Н. В. Эффективность мнемических процессов у людей с различным интеллектуальным уровнем. // Психологический журнал. Т.21., № 4 2000. — С. 65−72.
  199. Н.И. Дискуссии // Вопросы психологии. 1983. № 5. — С. 141.
  200. Дж., Форд Д. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. — 326 с.
  201. В.Д. Деятельность и способности. М., Педагогика, 1994. — 402 с.
  202. В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
  203. М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы. М.: Педагогика, 1981. — 264 с.
  204. М.С. Проблемы одномоментного зрительного опознания // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1978. — № 4. — С. 11−25.
  205. М.С. Психологические проблемы узнавания. М.: Просвещение, 1967.-220 с.
  206. А.Н. Изучение эффективности развитых видов запоминания // Вопросы психологии. 1982. — № 6. — С. 81−89.
  207. Г. Смена душевных образований // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. — С. 243−264.
  208. А.Ф. Целеобразование в решении задач // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. С. 101−106.
  209. A.JI. Роль движений глаз в процессе зрения. М., 1965. — 372 с.
  210. JI.A. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб, ГП «ИМАТОН», 1999. — 184 с.
  211. JI.A. Оптимизация обучения и развитие детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб, ГП «ИМАТОН», 2000. — 100 с.
  212. Adams L.T. Improving memory: can retrieval strategies help? // Yuman Learning, 1995. V.4. N 4. P/281−297/
  213. Anderson J.K., Bower G.N. Human Associative Memory Washington, D.C., V.H. Winston and Sons. 1973.
  214. Annett M. In defense of the right-shift theory // Percept. Motor. Skill. 1996. -V.82.-P.115−137.
  215. Bartlett F.Sh. Remembering: a study in experimental and social psychology. New-York, 1932.
  216. Boothe R. Consequences of very early visual deprivation // Child Vision. -Frankfurt am Main: Science, 1995. P. 72−81.
  217. Bowlby J. The Making and Breaking of Affectional Bonds // Tavistok Publications. London, 1979. — P. 42−43.
  218. Carmon A., Gombos G. A physiological vascular correlate of hand preference // Neuropsychologia. 1970. — v.8. — p. 37−40.
  219. Chow K., Riesen A., Nerwelle F. Degeneration of refinal ganglion cell in infant chimpanzees reared in darkness // J.Comp.Neurol. 1957. — V.107. — № 1. -P.27.
  220. Cohen G. Hemispheric differences in a letter classification task. // Percept., Psychophys. -1972. v. 11. — p. 139−142.
  221. Colleman P., Reesen D. Environmental effects on cortical dendritic fields // J. Rearing in the dark / J.Anatomy. 1968. — V.102. — № 3. — P.363−368.
  222. Collins A.M., Quillian M.K. Retrieval time from semantic memory. J. of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1969, v.8, p. 240−247.
  223. Coull L.T. Neural correlates of attention and arousal: isights from electrophysiology, functional and psychopharmacology // Progress in Neurobiology. 1998. — V.55. — P.343.
  224. Drake D., Duane M.D. Neurobiological correlates of learning disorders // Amer.Acad.Child.Adolesc.Psychiatry. 1989. — V.28. — P.314.
  225. Eysenck HJ. Speed of information processing, reaction time and theory of intelligence // Speed of Information Processing and Intelligence / Ed. by Vernon P.A. Ablex Norwood, N.J., 1986.
  226. Flynn J.M., Deering W.M. Subtypes of dyslexia: Investigation of Boders system using quantitative neurophysiology // Developmental Medicine and Child Neurology, № 31,1989, p.215−223.
  227. Gibson R.R., Dimond S.J., Gazzaniga M.S. Left field superioriti for word matching. // Neuropsychologia. 1972. — v. 10. — p. 463−466.
  228. Goldman-Rakis P. S. Development of cortical cicuitry and cognitive functions // Child Dev. 1987. — Vol.58. — P.601−622.
  229. Hubel D.H., Wiesel T.N. Effects of monocular deprivation in kittens // Arch.Exptl.Patol. and Pharmacol. 1964. V.248.- № 6. — P.492−496.
  230. Ikeda H., Tremain K. Ambliopia Occures in refinal ganglion cell in cats reared with convergent squint without alternation fixation // Experimental Brain Research. 1964. V.35.- № 3. — P.559−564.
  231. Kimura D. Cerebral dominance & the perception of verbal stimuli. // Canad.J.Psychol. 1961. — v. 15. — p. 166−171.
  232. Kimura D. Right temporal lobe gamage. // Arch.Neurol. 1963, № 8. — p. 217 232.
  233. Kintsch W. Memory and cognition. N.Y., 1977.
  234. Kraft R.H. Lateral specialization and verbal spatial ability in preschool children: age, sex and familial handedness differenses // Neuropsychologia. -1984.-v.22.-P. 319−335.
  235. Lafont K. La phrase occitane. Essai d’analyse systematique. Press Universitares de France, 1967.
  236. Lucashevich I.P., Machinskaya R.I., Fishman M.N. Determination of brain functions in young schoolchildren with learning problems // Human Physiology. -1994. V.20. — № 5. — P. 353−358.
  237. Meyer D.E. On the representation and retrieval of stored semantic information. Cognitive Psychology, 1,1970, p.242−300.
  238. Milner B. Psychological defects produced by temporal lobes. // Res.Publ.Ass.Res.Nerv.Ment.Dis. 1958. — № 36. — p. 38−50.
  239. Moscovitch M. On the presentation of language in the right hemisphere of right handed people. // Brain., Lang. 1976. — v. 3. — p. 47−71.
  240. Neuropsychology of learning disabilities: Essentials of subtype analysis // Ed.B.R.Rourke. N.-Y.: Guilford Press, 1995. — 407 p.
  241. Paivio A. Imagery and Synchronic Ideation. «Abstract Guide of the XXth International Congress of Psychology». Tokyo, 1972, p. 127.
  242. Quillian M.K. The teachable language comprehender: A simulation program and theory of language. Communikations of the Association for Computing Machinery, 1969, v. 12, p.459−476.
  243. Rips L.G., Shoben E.G., Smith E.E. Semantic distance and verification of semantic relations. J. of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1973, v. 12, p. l-20.
  244. Rosch E. Natural categories. Cognitive Psychology. 1973. V.4. P. 326−350.
  245. Rosch E. Principles of categorization // Rosch E., Lloyd B.L. (Eds.). Cognition and categorization. N.Y.: Lawrence Erlbaum association. 1978. P. 27−48.
  246. Sadowsky K., Schirm H., Weber B. Fruhzeichen von Schulschwierkeiten. Visuomotorische, Kognitive und Pssychosoziale Entwicklungsstorungen im Vorschulatter // Sozialpadiatre, 1984. V.6. — № 11. — P. 641−646.
  247. Satz P., Strauss E., Whitaker H. The Ontogeny of Hemispheric Specialization: Some Old Hypotheses Pevised // Brain and Language. 1990. — V.36. — P.596−617.
  248. Scott L., Segal P., Segal R.A. Development of nervous system // Fetal and Neonatal Physiology / Eds.R.A.Polin, W.W.Fox. Philadelphia: Saunders, 1995. -P.2083−2103.
  249. Smith E.E., Shoben E.G., Rips L.G. Structure and process in semantic memory: A featural model for semantic decision. Psychological Review, 1974, v.81,p.214−241.
  250. Spearman C. The abilities of man. N.Y., 1927
  251. Spitz R.A. Hospitalism. A follow-up report // Psychonal.Stud.Child. 1946. -№ 2.-P.113−117.
  252. Springer S. Tachistoscopic and dichotic-listening investigation of lateraliti in normal human subject. // Lateralization in the nervous system. N.-Y., 1977. — p. 325−328.
  253. Sterman S.M., Spear P.D. Organization of visual pathways in normal and visual deprived cats // Physiol.Rev. 1982. — V.62. — P.738−743.
  254. Tucker D.M. Developing Emotions and Cortical Networks // Developmental Behavioral Neuroscience. The Minnesota Symposia on Child Psychology / Ed. By M.R. Gunner, Ch.A.Nelson. Hillsdalle, N.J.Laurence Erlbaum Ass., 1992. -P.75−128.
  255. Tulving E. Episodic and semantic memory. In: E. Tulving and W. Donaldson (eds.), Organization of Memory, N.Y., Academic Press, 1972, p.157−171.
  256. Witelson S.F. Early hemispheric specialization and interhemisphere plasticity: an empirical and theoretical review // Language Development and Neurological Theory / Ed.S.Selagowitz, F.Gruber. N.J., 1977. — P.231−289.
  257. Witelson S.F. Sex and Single Hemisphere: Specialization of the Right Hemisphere for Spatial Processing // Science. 1976. — V.193. — P.425−427.
  258. Young A.W., Bion P.J., Ellis A.W. Studies toward a model of laterality effects for picture & word naming. // Brain, Lang. 1980. — v. 11. — p. 54−65.
  259. Walter G. Technique interpretation. Normal rhythms, their development, distribution and significance // Electroencephalography. A sympos. on its various aspects. London, 1950. — P. 63−91- 203 — 277.
  260. Wiener N. Cybernetics or control and communication in the animal and machine. Cambridge, 1961. 261 p.
  261. А.Н., Луцкой В. А. Расчет закономерностей зрительного восприятия по частотным характеристикам электроэнцефалограммы // Эргономика. Временные характеристики зрительного восприятия. М., 1972. — С. 95−132.
  262. А.Н. Психофизиологические закономерности памяти // Вопросы кибернетики. 1980. Вып. 66. С. 69 — 92.
  263. А.Н. Нейрофизиологические параметры памяти человека // ЖВНД, 1993. -№ 2. С. 277−285.
  264. А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / Под. ред. А. А. Маркосяна. М., 1961. — С. 5−41.
  265. Г. М. Спектральный анализ ЭЭГ у детей 7−9 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. 1979. — № 1. — С. 10−15.
Заполнить форму текущей работой