Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Демократия: идеал и политические реалии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе демократического устройства общества лежат следующие принципы: признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти; выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям; провозглашение основных демократических прав и свобод, равенство всех граждан перед законом, обеспечение равного права всех граждан… Читать ещё >

Демократия: идеал и политические реалии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Демократия (от греч. стгцюкршда — «народовластие») — разновидность власти (государственной или общественной), которая избирается большинством народа (прямо или через представителей), в интересах его основных социальных групп и конкурирующих политических сил, реализуется при его определенном участии и косвенном контроле. Термин «демократия» впервые был употреблен для обозначения существовавшей в Афинах и других древних полисах в IV в. до н.э. формы государственного устройства, в виде как прямого волеизъявления народа посредством голосования, так и избрания своих представителей во власть.

Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа».

В основе демократического устройства общества лежат следующие принципы: признание народного суверенитета, воли большинства народа в качестве источника государственной власти; выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям; провозглашение основных демократических прав и свобод, равенство всех граждан перед законом, обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства; уважение нрава меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его; подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями; построение государственного устройства по принципу «разделения властей»; легальное существование плюрализма в обществе и конкуренция мнений; недопущение резкого имущественного расслоения и обеспечение достойного уровня жизни большинства граждан; профессиональный характер правления элит; абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм).

Целесообразна постановка вопроса о критериях демократии как идеала. Так, политико-правовым критерием и измерением демократического общественного устройства выступает правовое и социальное государство, взаимодействующее с развитым гражданским обществом. Социальной основой демократии является сильный средний класс. Экономическую базу современной демократии составляет высокий уровень развития производительных сил и социальное рыночное хозяйство. Ее идеологической основой выступает плюрализм, свобода совести, убеждений и выражения мнений, демократическая политическая культура. Нравственным критерием демократии является высокий уровень обеспечения базовых основ человеческого существования, достойного (высокого) уровня жизни.

Демократия представляет собой сложное, многоплановое и многофакторное явление. Она находится в постоянном процессе видоизменений, трансформируется в связи с изменениями базовых условий и обстоятельств, новых вызовов.

На разных этапах развития человечества существовали различные формы демократии, имевшие свои особенности, зависевшие от характера соответствующих обществ.

В политологии особое внимание уделяется анализу формирования демократических институтов и их влияния на государство, социальнополитического поведения и его значения для демократического развития, роли демократических ценностей, идей, традиций и культуры в общественном развитии, проблемам демократизации различных обществ и мирового развития в целом.

Многие исследователи пытаются типологизировать демократию как форму правления, рассматривают ее различные, в том числе исторические формы: 1) прямую, как в Древней Греции (полис), Риме, государствах Востока; 2) республиканскую Древнего Рима, 3) городов-республик в Средние века: Италия, Германия, Руси-России (Новгородская и Псковская республики) и др.

В античной политической мысли (в трудах Платона и Аристотеля) демократия рассматривается как особая форма правления — власть многих. Платон считал полисную демократию неустойчивой формой правления. Аристотель отдавал предпочтение представительной форме демократии, где властвует закон («политая»).

В эпохи Возрождения и Нового времени в теорию демократии вошли такие ее базовые элементы, как суверенитет народа и власти, отделения государства от гражданского общества, концепция договорных отношений, идея суверенной законодательной власти народа, теория разделения властей, федерализм и др. Идея о прирожденных, неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу, частную собственность и счастье стала центральной в демократических концепциях. Частная собственность рассматривается как основа индивидуальной свободы, а свобода — как необходимое условие самореализации личности.

В процессе буржуазно-демократических революций в Европе и Северной Америке демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод: участие в политической жизни, свобода слова и совести, права собраний и ассоциаций, неприкосновенность личности и се имущества и т. д. Развитие представительной демократии пошло в этот период по двум направлениям: во-первых, от цензовых ограничений на право избирать и быть избранным через постепенное снижение цензов до окончательного введения всеобщего избирательного права; во-вторых, создание более или менее устойчивой системы экономических, политических и правовых демократических гарантий. Важнейшим условием и одновременно следствием демократии становится гражданское общество и правовое государство, ее социальные достижения и гарантии.

В рамках теории волн демократизации (С. Хантингтон, Ф. Шмиттер) выдвигается тезис о том, что распространение демократии в мире происходило «волнами», которые затрагивали на своем этапе разные группы стран. «Волна» демократизации — это совокупность происходящих в некий промежуток времени транзитов от недемократических к демократическим режимам, когда число таких транзитов значительно превосходит число осуществленных в тот же временной отрезок переходов в противоположном направлении.

Назовем волны демократизации.

1. Первая, длинная, волна 1828—1926 гг. На ее поднятие повлияли американская и французская революции, появление «государств-штатов» и демократизация британских доминионов. Характерными чертами являются: 50 % взрослого мужского населения должны иметь право голоса; ответственный глава исполнительной власти должен либо сохранять за собой поддержку большинства в выборном парламенте, либо избираться в ходе периодических всенародных выборов.

Первый откат 1922—1942 гг. В этот период на политической арене были установлены тоталитарные, фашистские и милитаристские режимы.

2. Вторая, короткая, волна 1943—1962 гг. Начало Второй мировой войны и союзническая оккупация повлияли на установление демократических институтов в Западной Европе, Японии и Корее. Возвратились к демократии некоторые страны, например, Уругвай, которые отказались от нее во время отката первой «волны». Началась демократизация Африки.

Второй откат 1958—1975 гг. Почти на всем континенте Латинской Америки установился авторитарный режим. Многие ранее демократические страны перешли в авторитарный режим. Деколонизированной Африкой З’правляют авторитарные правительства.

3. Третья волна 1974—1991 гг. Фактически, третья «волна» демократизации начинается с падения португальской диктатуры и диктатур в Южной Европе, Азии и Латинской Америке. Завершение деколонизации, появление ряда демократических государств в Европе.

Затухание третьей волны с 1991 г. Замедление роста либеральных демократий и увеличение числа электоральных делает «качество» ряда демократий третьей «волны» ниже. Продолжает увеличиваться число электоральных демократий.

В современных условиях самая распространенная — представительная (парламентская) демократия и ее составная часть — процедурная (комплекс политических технологий, обеспечивающий существование демократических институтов). Выделяют также плебисцитарную демократию (непосредственное волеизъявление граждан на референдумах). Можно говорить о сообщесгвенной демократии (согласование позиций элит и организаций в многосоставных полиэтнических обществах). Из новейших отмечают «электронную демократию».

Существуют и переходные формы демократии — плебисцитарная (формируется посредством выборов, но нс обязательно с последующим формированием необходимых институтов и достижения требуемых параметров). В ряде стран Дальнего Востока в последние десятилетия возникла неоконфуцианская, консервативно-либеральная, традиционалистская демократия, для которой характерны общественный консенсус, стабильное социально-экономическое развитие, конфуцианские моральные принципы управления, растущий средний класс. В этой связи выделяют либеральные и нелиберальные демократии.

В различных теориях акцентируются разные аспекты демократии.

В либертаристских концепциях стержневыми идеями демократии выступают политическое равенство, представительное правление, идея государства как «ночного сторожа», основная функция которого сводится к защите частной собственности, свободы и неприкосновенности личности.

В протективной, рационально-процедурной модели либеральной демократии подчеркивается приоритет гражданского общества перед государством, народный суверенитет через представительное правление, защита прав и свобод личности.

В плебисцитарно-вождистской модели демократии М. Вебера представительство интересов граждан в сложных, больших обществах неразрывно связано с их вытеснением из политики и установлением контроля над властью со стороны бюрократии.

В марксистской концепции демократии основной идеей является развитие самоуправления трудящихся, их социальные гарантии и права.

В современных исследованиях демократии акцент делается на анализе не только формально-правовых аспектов, но и на ее социальных и нравственных ценностях. Выдвигаются идеи о повышении роли государства и гражданского общества в обеспечении общественного блага, о необходимости расширения государственных функций не только в защите индивидуальных прав и свобод человека, но и в борьбе с бедностью и обеспечении для большинства населения достойного уровня жизни. Особое значение приобретает эффективность государственного и общественного управления, экономические достижения и стабильность.

В ряде стран Европы актуализируются социал-демократические или коммунитаристские теории о справедливости и солидарности. Популярны концепции состязательного элитизма, возникшие как реакция на периодические кризисы либеральной демократии. Особое внимание уделяется анализу роли ответственного и эффективного политического лидерства, соблюдения формальных процедур демократического политического процесса, политического плюрализма и конкуренции.

Опыт демократического развития показал, что реальное народовластие в его условиях является труднодостижимой целью. По словам Дж. Мэдисона, демократия в лучшем случае является компромиссом власти большинства с властью меньшинства, достигаемым равноправием всех взрослых граждан в политическом процессе, с одной стороны, и ограничением их суверенитета, с другой стороны.

Демократия как система поддержания динамического равновесия конкурирующих сил представляет собой власть постоянно изменяющего свои очертания большинства, включающего в себя различные группы с совпадающими позициями по тем или иным вопросам. Применение демократической модели власти возможно только за счет распространения в обществе ряда общих, базовых для большинства социальных групп идеалов и ценностей, отсутствие которых превращает межгрупповые различия в непреодолимое препятствие для демократических процедур.

В формально демократических странах реальные рычаги власти обычно принадлежат бюрократии, элитам, крупнейшим собственникам или их представителям.

В связи с интеграционными процессами в странах Евросоюза существует угроза выхода из-под национального контроля наднациональной бюрократии, обладающей широкими властными полномочиями. Кризис ряда политических и моральных ценностей западных обществ приводит к активизации и повышению роли националистических социально-политических движений. Сжимаются, как «шагреневая кожа», как численность среднего класса в развитых странах, так и программы социального обеспечения. Демократия в этом смысле становится все менее социальной и нравственной. Экономические кризисы и миграционные волны захлестывают и ослабляют социально-экономические основы демократии. Наблюдается культурологический разрыв между верхами и низами, между коренным населением и растущим числом иммигрантов с чуждой культурой и религией. Активизировавшийся терроризм в странах Запада свидетельствует о неспособности западной демократии решить базовые проблемы безопасности.

На всемирных конгрессах политологов и социологов, состоявшихся в XXI в., обращается внимание на усиление корпоративно-бюрократических структур и тенденций в развитии демократических государств, неизменно принижающих статус самодеятельной активности граждан и стремящихся усилить бюрократическую опеку над ней. В условиях глобализации перед государствами остро встает вопрос о границах демократического контроля за внутренними и внешними политическими процессами. Реальная угроза международного терроризма приводит к частичным ограничениям демократических прав и свобод, резкому повышению роли спецслужб в жизни ряда обществ.

С большими проблемами сталкивается процесс демократизации в транзитных обществах, освобождающихся от наследия авторитаризма. Их опыт показывает, что процесс перехода к демократии весьма противоречив, носит волнообразный характер, занимает продолжительный период времени и не сводится к формальным показателям многопартийных выборов. Перед этими странами стоят задачи последовательной защиты прав и свобод граждан, создания гражданского общества, формирования объединяющей культуры политического участия, а также конкурентоспособной социальной и рыночной экономики.

Для политической мысли начала XXI в. характерны попытки, наряду с анализом государственного управления, учитывать в процессе генезиса демократии возрастающую роль негосударственных полюсов власти — партий, групп давления, общественных движений, организаций бизнеса, а также современной системы ценностей — от нрава человека на жизнь, свободу, безопасность, собственность и труд до высокого качества самого человеческого бытия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой