Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политико-правовой режим национальных отношений в постсоветской России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политико-правовой режим инонациональных отношений, как и любой другой режим, представляет собой, в первую очередь, систему политико-правовых целей и средств, служащих для государства основой стабилизации и упорядочения общественных процессов. В любом режиме присутствует в качестве каркаса ценностная структура, определяющая иерархию целей и средств решения указанной задачи. Существует такая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РЕЖИМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
    • 1. Понятие политико-правового режима национальных отношений
    • 2. Нормативно-правовая структура политико-правового режима национальных отношений и процессов
    • 3. Функции и виды политико-правовых режимов национальных отношений
  • ГЛАВА 2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 1. Интегративный политико-правовой режим в России: исторические и социокультурные предпосылки
    • 2. Правовые институты режима национальных отношений в постсоветской России
    • 3. Перспективы институциализации интегративного режима национальных отношений

Политико-правовой режим национальных отношений в постсоветской России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современной России национальный вопрос стоит достаточно остро, несмотря на многовековый опыт строительства общего государства. Межэтническая напряженность продолжает вызывать тревогу у многих наших соотечественников, проживающих в регионах со сложной этнической структурой. Изменение пропорции между коренным и другими этносами в том или ином регионе за счет миграциинесправедливые, с точки зрения расселения этносов, административные границыошибки региональной языковой и культурной политикибытовой и неофициальный национализмдиспропорции представленности различных этносов в науке, культуре, органах государственной власти и местного самоуправлениянаследие советской эпохи в виде разного государственно-правового статуса народов — весь этот далеко не полный перечень факторов, поддерживающих и питающих эту напряженность, требует научного анализа с политико-правовых позиций, так как именно посредством права оформляется любое властное решение тех или иных проблем.

Правовая политика в области национальных отношений Российской империи и Советского Союза содержит как позитивный, так и негативный опыт государственно-правового регулирования национальных отношений. Однако, в отличие от современного периода развития страны, она была основана на определенной стратегии строительства государственности (династической многонациональной империи или коммунистического интернационала). Сегодня же, несмотря на обилие теоретических и практических концепций, ясной стратегии развития законодательства для решения национального вопроса пока нет, так как нет и государственной идеи. Не разработана теоре-тико-мето до логическая основа подобных исследований, не существует, несмотря на многовековый опыт межнационального взаимодействия, теорий, исследовательских школ государственно-правового регулирования национальных отношений. Основой правовой политики в данном вопросе может стать политико-правовой режим национальных отношений, необходимо присутствующий в каждом государстве со сложной полиэтнической структурой, так как именно этот термин обозначает состояние упорядоченности и стабильности на том или ином участке общественных связей и отношений.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе политико-правовой режим национальных отношений не выступал в качестве отдельного предмета исследования, не подвергался научному анализу с точки зрения формы государства, теорий национального вопроса. Данная работа одна из первых обосновывает необходимость выделения политико-правового режима национальных отношений из разнообразных явлений межэтнического взаимодействия с целью развития и построения на его основе теории правового регулирования национальных отношений. Предпосылки такой теории содержатся в работах многих авторов, посвященных изучению проблемы национальных отношений с различных точек зрения.

Правовые аспекты развития российских земель и народов, их населяющих, были затронуты в трудах юристов конца XIX — начала XX вв.: Н. Ф. Грабовского, М. М. Ковалевского, А. В. Комарова, A.M. Ладыженского, заложивших основы отечественной юридической этнологии. Среди современных ученых в этом направлении продолжают развитие отечественной юридической науки И. Л. Бабич, П. П. Баранов, В. О. Бобровников, А.Б. Вен-геров, А. И. Ковлер, Г. В. Мальцев, Д. Ю. Шапсугов, А. И. Овчинников, Л. П. Рассказов, Г. Т. Трофимова. В их работах нашли свое отражение вопросы обычного права, традиционных институтов власти и политико-правовой культуры народов Северного Кавказа, Дальнего Востока, Севера и Сибири. Для исследования политико-правового режима национальных отношений крайне важную область знаний составляют теоретические позиции этих авторов по формированию плюралистических региональных правовых систем, учитывающих национальное правосознание в процессах правового регулирования.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступают работы российских правоведов и политологов, специалистов в области теории права: Н. Н. Вопленко, В. Б. Исакова, А.В. Маль-ко, Н. И. Матузова, Г. И. Муромцева, В. Ю. Шпака, А. П. Цыганкова, посвятивших ряд своих исследований теоретико-методологическим основаниям, природе и функциям правовых и политико-правовых режимов. Вопросы защиты прав национальных меньшинств, этнических общностей и проблемы равноправия всех национальностей России нашли свое отражение в монографиях и публикациях современных конституционалистов: А. Х. Абашидзе, Ф. Р. Ананидзе, JI.B. Андриченко, Н. А. Богданова, М. Н. Губогло, Б. С. Крылова, В. А. Кряжкова, М. А. Нагорной, Б. А. Страшуна, Т. Я. Хабриевой.

Изучению исторических предпосылок и опыта национальной правовой политики России посвящены труды историков и юристов А. М. Гонова, К.Ф. Дза-михова, И. П. Добаева, Ю. Ю. Карпова, JI.A. Стешенко, И. Б. Черновой, А. И. Хасбулатова и др.

Проблемам правового регулирования и государственного строительства в области национальных отношений в контексте российского федерализма большое внимание уделили такие правоведы и политологи, как: С.А. Авакь-ян, С. Д. Валентей, А. А. Галкин, А. А. Захаров, JI.M. Карапетян, К.Д. Коркма-сова, Ж. И. Овсепян, С. В. Поленина, О. И. Чистяков, Б. С. Эбзеев, Э.В. Тадево-сян, В. Е. Чиркин и др. Их работы представляют интерес по причине своеобразия решения национального вопроса в нашей стране: строительство федерализма на основе совмещения административно-территориального и национально-территориального принципов. Многочисленные трудности и опасности реализации такой модели национальных отношений рассмотрены также в работах известных специалистов в области российской национальной политики: Р. Г. Абдулатипова, Г. С. Денисовой, В. В. Коротеевой, Н.М. Мухорямо5 ва, В. А. Тишкова, JI.JI. Хоперской и др. В качестве этноконфликтологиче-ской основы исследования правовых режимов национальных отношений были задействованы работы: В. А. Авксентьева, А. В. Дмитриева, Ю.Г. Запруд-ского, Х. В. Дзуцева, В. А. Шаповалова и др.

Социально-философские основы исследования межэтнического взаимодействия разработаны известными философами, социологами, этнологами: Ю. В. Арутюнян, А. А. Безвербным, А. С. Безвербным, В. Г. Бабаковым, JI.H. Гумилевым, А. К. Дегтяревым, JI.M. Дробижевой, С. А. Панариным, С. Я. Матвеевой, М. О. Мнацаканяном, А. И. Першиц, Я. С. Смирновой, З. В. Сикевич, А. А. Сусоколовым, Ж. Тощенко. Работы зарубежных исследователей У. Аль-терматта, Б. Андерсона, О. Бауэра, Э. Геллнера, К. Реннера, А. Лейпхарта, Э. Смита, С. Хантингтона, М. Хроха, К. Хюбнера, Э. Яна и других были использованы в качестве методологической базы исследования феномена национализма, национальных процессов, а также регулирующих эти процессы, политических и правовых институтов.

Объектом исследования являются отношения между национальностями в современном государстве, а предметом выступает режим национальных отношений как политико-правовой институт.

Цель диссертационного исследования состоит в теоретико-методологическом и политико-правовом анализе режима национальных отношений и процессов его создания в постсоветской России.

Для достижения этой цели в диссертационном исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

— определить основные теоретико-методологические подходы к исследованию политико-правовых режимов национальных отношений;

— выделить структурные элементы политико-правовых режимов национальных отношений в единстве его политических и правовых составляющих;

— проанализировать функциональные характеристики, выявить концептуальные основания и построить на их основе классификацию политико-правовых режимов национальных отношений;

— идентифицировать политико-правовой режим национальных отношений в России с точки зрения их классификации, исторической и социокультурной преемственности;

— рассмотреть основные правовые институты современного политико-правового режима национальных отношений в России с позиции их адекватности задачам гармонизации межнациональных отношений;

— дать характеристику институтам оптимизации политико-правового режима национальных отношений в Российской Федерации .

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— выявлены сущностные характеристики политико-правового режима национальных отношений;

— определены политические и правовые институты, составляющие структуру режима национальных отношений;

— выделены функции, построена классификация и дана характеристика основным видам политико-правовых режимов национальных отношений;

— проанализирован исторический и социокультурный опыт политико-правовых режимов России;

— дана характеристика основным институтам современного политико-правового режима национальных отношений в России;

— выявлены основания интегративного режима национальных отношений в России и представлены направления его дальнейшего развития.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Политико-правовой режим национальных отношений представляет собой особый порядок их правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических и политических средств достижения со7 гласил в многонациональном государстве, разрешения противоречий и конфликтов на этнонациональной основе. Такие политико-правовые режимы можно рассматривать и как упорядоченность и как систему политических и правовых институтов, обеспечивающих осуществление национальной политики государства. Политико-правовой режим национальных отношений для государств со сложной этнической и конфессиональной структурой является самостоятельным и важнейшим фактором государственного строительства наряду с формой правления и государственного устройства.

2. Политико-правовой режим национальных отношений обеспечивает реализацию принципа равноправия всех этносов и национальностей через комплекс правовых институтов, устанавливающих дополнительные гарантии национальным группам и меньшинствам и составляющих его структуру. Степень и объем этих гарантий варьируется в каждом государстве в зависимости от концепции национальной политики страны, но их минимальный уровень фиксируется международно-правовыми актами и направлен на обеспечение процессов реализации права на самоопределение без сецессионных последствий.

3. В зависимости от ценностных представлений политической элиты политико-правовой режим национальных отношений может выполнять следующие функции: в случае наличия в государственной политике более значимых целей чем этнокультурное многообразие, функцию строительства наднационального государства, формирования государства-нациив случае государственного развития с целью национального возрождения титульного этноса функцию подавления иных этнокультурв случае многонационального государства и наличия заинтересованности политических элит в этнокультурной интеграции данный режим несет функцию обеспечения фактического равноправия и недискриминации этносов и национальных меньшинств, а также обеспечения целостности государства.

4. Можно выделить три вида режимов национальных отношений, принимая функции в. качестве критерия классификации: глобализационный, этноцентрический, интегративный. В полиэтнических и поликонфессиональных государствах бесконфликтное сосуществование национальных общностей возможно лишь в рамках интегративного режима, основными признаками которого являются: наличие общей интегративной идеологии, способной объединить разнообразные этнические культуры общей системой ценностейинституциализация политического и правового плюрализма, позволяющего сосуществовать двум и более правовым системам — общегосударственной и этнокультурной, основанной на традиционных формах права, народных обычаях, духовных ценностяхреализация права на самоопределение через институт национально-культурных автономий экстерриториального типа. В отличие от глобализационного режима, нацеленного на либеральные ценности и универсализм, интегративный режим нацелен на солидарность, социальное и культурное сотрудничество, многополярный мир. В отличие от этноцентрического режима, он настроен не только на идентичность и самобытность каждого способного к своей государственности этнонационального образования, но и на социальное, экономическое и культурное сотрудничество народов в рамках большого мощного государства.

5. Целостность и единство государства, демократический порядок, а также реализация права на самоопределение возможны в России лишь с ин-тегративным политико-правовым режимом, основанным на идее евразийского социокультурного мира, имеющей предпосылки в ее историческом прошлом, частично институциализированной в постсоветском правовом пространстве. Современная правовая политика в области национальных отношений направлена на построение такого режима.

6. Основными ориентирами его дальнейшего институционального развития являются: разработка и закрепление в Конституции РФ единой наднациональной идеологии, базирующейся на идее государственной защиты эт9 нокультурного многообразия России и на совмещении этнокультурных ценностных систем и иерархий в части их взаимного совпаденияинституциали-зация разнообразных форм местной демократии, традиционных форм власте-отношенийпостепенный переход к административно-территориальному федерализму с одновременным расширением компетенции и изменением статуса экстерриториальных национально-культурных автономийразвитие гибких форм правового плюрализма в границах, очерченных основными правами и свободами человека и гражданина, устанавливаемых Конституцией РФпозиционирование сильной державы, способной быть гарантом многополюсного мира.

Теоретико-методологической основой исследования, наряду с общенаучными методами системно-структурного, функционального анализа, выступают принципы и методы теории права, юридической и политической компаративистики, необходимые для изучения процессов государственного строительства в области национальных отношений как в России, так и за рубежом. Посредством социокультурного и исторического подхода к государственно-правовым явлениям результаты изучения зарубежного опыта подвергались критическому анализу с позиций своеобразия российской цивилизации, ее истории, самобытности и политико-правовой идентичности, сформировавшейся в многокультурном и полиэтническом пространстве.

Для исследования правовой политики российского государства в области национальных отношений, а также современных этнических процессов использовались методы юридической этнологии, конфликтологии, политической этнологии, принципы политико-правового моделирования.

Нормативно-правовую базу диссертационного исследования составляют: международные правовые акты в области защиты прав национальных и языковых меньшинств, Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, постановления Конституционного Суда РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Федеративный договор, Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные нормативные акты федерального и регионального уровня.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Предпринятый в диссертационном исследовании политико-правовой анализ режима национальных отношений позволит отчетливее и глубже проникнуть в суть процессов, протекающих в сфере межнациональных отношений и формирования многонациональной российской государственности. Материалы исследования могут быть использованы в качестве опорных источников по политологии, теории государства и права, юридической конфликтологии, философии права, конституционному праву России и зарубежных стран. Диссертация может быть использована в плане практических рекомендаций по формированию доктрины национальной правовой политики, дальнейшим реформам государственно-правового устройства России.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались на международных и всероссийских конференциях, «круглых столах»: «Философия права в условиях глобализации» (2002 г.), «Актуальные проблемы государственной миграционной политики в XXI веке» (2002 г.), «Федеративные отношения на Юге России: современное состояние и перспективы развития» (2003 г.), «Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения» (2003 г.). Основные положения исследования отражены в семи публикациях общим объемом 2,5 п.л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре политических и философско-правовых дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура диссертационного исследования обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных источников. Общий объем диссертации -164 страницы.

Заключение

.

Исследование политико-правового режима национальных отношений показало, что политико-правовой режим национальных отношений для государств со сложной этнической и конфессиональной структурой является дополнительным компонентом формы государства наряду с тремя основными: формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом.

Целью политико-правового анализа национальных отношений является поиск оптимальных правовых форм, которые могут дать возможность стабильного совместного существования разнообразных этнических групп, вынужденных жить в одном многонациональном государстве, а не ответ на вопрос о природе национализма или о позитивных и негативных сторонах национального самоопределения. Понятие «политико-правовой режим национальных отношений» обозначает состояние упорядоченности и стабильности на том или ином участке общественных связей и отношений. При этом данный режим имеет сложную политико-правовую природу, так как не все правовые режимы в одинаковой степени «несут» политическое значение. Некоторые из них, прежде всего, из области публичного права, являются наиболее политически «нагруженными» и представляют собой юридически оформленную политическую модель общественной жизни.

Режим национальных отношений относится именно к фундаментальным политико-правовым режимам, выступающим основой формирования политической и правовой системы, так как согласно преамбуле Конституции РФ, суверенитет принадлежит «многонациональному российскому народу», а целый ряд статей Основного закона посвящен гарантиям национального самоопределения. Анализируя содержание Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, диссертант подчеркивает, что одной из фундаментальных целей российской Конституции и государственно-правовой идеологии является обеспечение мирного, бесконфликтного сосуществования в одном из крупнейших многонациональных государств более чем сотни народов, каждый из которых обладает уникальными характерами духовной и материальной культуры, и большинство из которых сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле являются коренными народами, а также сохранение неповторимости и уникальности каждого из них в составе единого государства — союза объединенных общей исторической судьбой народов России. Поэтому политико-правовой режим межэтнических отношений для поли-этничной России является центральным ядром государственного режима, и по своей значимости находится в одном ряду с конституционным политико-правовым режимом.

Возможны следующие подходы и определения политико-правового режима национальных отношений: во-первых, это особый порядок правового регулирования данных отношений, выражающийся в определенном сочетании юридических и политических средств достижения согласия в многонациональном государстве, разрешения противоречий и конфликтов на этнонациональной основево-вторых, такие политико-правовые режимы можно рассматривать и как упорядоченность или систему политических и правовых институтов, обеспечивающих осуществление национальной политики государствав-третьих, можно рассматривать политико-правовые режимы межэтнических отношений как формы решения национального вопроса, понимаемого как совокупность политических, правовых, экономических, территориальных и культурных взаимных притязаний между национальными группамив-четвертых, политико-правовой режим межэтнических отношений предстает еще и как система методов соблюдения и обеспечения правовых норм, регулирующих отношения между этнонациональными группами населения. Говоря более конкретно, он включает в себя: а) методы выражения в законах и подзаконных актах политических, культурных, экономических и иных интересов этнических общностей и народовб) методы обеспечения в реальной жизни правовых положений, выражающих интересы последнихв) соотношение методов централизации и децен.

141 трализации, применяемых в процессе обеспечения указанных интересовг) систему организационных и идеологических форм и приемов воздействия, мероприятий, используемых центральной властью в связи с принятием и реализацией нормативно-правовых актов, закрепляющих приоритеты и принципы национальной правовой политики государства.

Наконец, еще одной интерпретацией политико-правовых режимов межэтнических отношений является следующая: это особый порядок оформления этнической субъектности, рассматриваемой в единстве ее политической, правовой и культурной составляющих. Стратегия его развития предполагает такой курс правовой политики в области национальных отношений, благодаря которому «права народов» займут достойную позицию наряду с «правами человека» в доктрине развития государственности России.

Система институтов политико-правового режима национальных отношений связана воедино функцией обеспечения равноправия и не дискриминации этносов и национальных меньшинств, являющейся основной для правовых режимов национальных отношений в многонациональных государствах.

Обеспечение равноправия в государстве с национальными меньшинствами посредством формального признания их прав в государственном праве не достижимо в принципе. Поэтому должны делаться шаги по признанию особого статуса (с наделением ряда специальных прав) национальных меньшинств, содействия правительства развитию культуры, литературы, образования меньшинств и других мер, направленных на обеспечение фактического равенства и культурного плюрализма.

Наиболее важным правовым институтом для правового режима национальных отношений является комплекс норм, направленных на реализацию «права на самоопределение». Этот вопрос является наиболее политически значимым. Анализируя его историю, а также различные интерпретации в нормативно-правовых актах и научной литературе мы пришли к выводу о том, что общим в этих источниках является констатация не тождественности процесса самоопределения с процессом обретения территориальной автономии, и, тем более, сецессии.

Право на самоопределение представляет собой логическое следствие принципа равноправия, так как препятствия реализации права на развитие возможны только в случае формального или фактического ущемления прав граждан в рамках какого-либо государства по национальному признаку. Признав принцип равноправия в качестве одного из фундаментальных принципов международного права и внутреннего законодательства его субъектов, международное сообщество не могло не признать «права на самоопределение» или право на развитие. Поэтому в такой интерпретации, право на развитие, право на самоопределение в конфликт с принципом территориальной целостности государств не входит. Если же допустить более широкую интерпретацию, то конфликт этих принципов нельзя не заметить. И международное право, и Конституция Российской Федерации гарантируют право на самоопределение в рамках существующего многонационального государства с использованием различных форм самоопределения в целях сохранения своей общности, культуры, традиций, языка и быта. По мнению диссертанта, наиболее оптимальной формой является национально-культурная автономия.

Следующим важным правовым институтом исследуемого режима следует признать институт «национального соучастия в управлении страной», состоящий из норм законодательства о политической организации и представительстве национальных кадров в структурах власти. Рассматривая различные теоретические подходы к национальному представительству, а также законодательный опыт современных государств, диссертант приходит к выводу, что отдельные гарантии и преимущества национальным меньшинствам в политическом процессе, обеспечивающие привилегии и квоты в избирательном праве представителям национальных меньшинств необходимы для обеспечения фактического равноправия национальностей, несмотря на то, что такая «дискриминация» остальных граждан во имя благородных целей поддерживается далеко не всеми и подвергается критике за нарушение принципа равноправия.

Однако такое соучастие необходимо, так как правовой институт «культурно-языкового плюрализма», основывающийся на законодательстве о языке, культуре и образовании сам по себе без национального представительства в структурах власти не способен обеспечить культурно-языковое равенство. Между тем последнее является крайне важным с точки зрения зарождения национальных движений. Законодательство разных стран защищают, помимо возможности получения образования на национальном языке, право на общение, на получение и распространение информации на национальном языке, на написание топографических обозначений, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления на национальном языке, на предоставление услуг переводчика в судебных органах и т. д. Наиболее защищенными языки национальных меньшинств являются в законодательствах Бельгии, Финляндии, Испании, Венгрии, Австрии, Швейцарии, Норвегии и ряда других стран.

Для сохранения этнокультурной самобытности крайне важен также правовой институт «этнического природопользования», по которым диссертант понимает совокупность норм, обеспечивающих реализацию экономических и экологических интересов национальных общностей, так как природопользование является общепризнанной составной частью образа жизни коренных народов.

Политико-правовой режим национальных отношений обеспечивает реализацию принципа равноправия всех этносов и национальностей через вышеперечисленный комплекс законодательных институтов, устанавливающих дополнительные гарантии национальным группам и меньшинствам. Степень и объем этих гарантий варьируется в каждом государстве, но его минимальный уровень фиксируется международным правом. Однако функционирование структурных элементов политико-правового режима национальных отношений зависит не только от международно-правовых обязательств, но и от тех концепций национальной политики, которые кладутся в основу развития тех или иных стран. Поэтому функция обеспечения фактического равноправия может отходить на второй план и тогда режим будет по содержанию иным. В много.

144 национальном государстве эта функция направлена также на то, чтобы обеспечить его целостность.

Политико-правовой режим инонациональных отношений, как и любой другой режим, представляет собой, в первую очередь, систему политико-правовых целей и средств, служащих для государства основой стабилизации и упорядочения общественных процессов. В любом режиме присутствует в качестве каркаса ценностная структура, определяющая иерархию целей и средств решения указанной задачи. Существует такая структура ценностей, а также концептуальных механизмов легитимации тех или иных методов, способов, институтов реализации последних и в рамках политико-правового режима национальных отношений. В зависимости от концептуальных оснований, а также ценностных представлений правовой режим национальных отношений может выполнять следующие функции: в случае наличия в государственной политике более значимых целей чем этнокультурное многообразие функцию строительства наднационального государства, формирования государства-нациив случае государственного развития с целью национального возрождения титульного этноса функцию подавления иных этнокультурв случае многонационального государства и наличия заинтересованности у политических элит в этнокультурной интеграции данный режим несет функцию обеспечения равноправия и не дискриминации этносов и национальных меньшинств, а также обеспечения целостности государства.

Первый вид режимов можно называть глобализационными или интернациональными, так как они нацелены на перспективу космополитического мира. Этнонационалистический политико-правовой режим основывается на идее, согласно которой оптимальной формой сохранения этнической субъектности является наличие собственной государственности или квазигосударственности, где власть осуществляли бы в основном представители данного этноса. В его рамках этнос рассматривается в первую очередь как субъект политики, а право на самоопределение представляется как «естественное право» на политическую автономию, необходимую для обеспечения развития этнокультурной самобытности.

Этническая субъектность, являющаяся результатом объективного процесса институализации этничности может существовать в полиэтническом обществе лишь в рамках интегративного политико-правового режима. Основными признаками его являются: во-первых, наличие интегративной идеологии, способной объединить разнообразные этнические культуры общей системой ценностейво-вторых, институциализация политического и правового плюрализма, позволяющего сосуществовать двум и более правовым системам — общегосударственной и региональной (местной), основанной на традиционных формах права, обычаях, правовой и политической этнокультурев-третьих, наличие национально-культурных автономий экстерриториального типа.

Аксиологически, в отличие от либерально-глобализационного режима, нацеленного на общечеловеческие, универсальные ценности и свободу, инте-гративный режим нацелен на солидарность, социальное и культурное сотрудничество, коллективность, многополярный мир. В отличие от этноцентрического режима, он настроен не только на идентичность и самобытность каждого способного к своей автономии этнонационального образования, но и на социальное, экономическое и культурное сотрудничество всех народов.

Анализируя историю России в имперский и советский период, мы пришли к выводу, что уважение к другим этническим культурам пронизывает весь этот период. Русский народ, по замечанию многих историков, с вниманием относился к другим народам, что стало предпосылкой создания огромной империи, в которой каждый народ сохранял свои самобытные черты: ни один народ к XX веку не потерял своей культуры, языка и самобытности. Таким образом, историческое прошлое нашей страны обнаруживает тенденцию к формированию многонационального государства вокруг русского этноса на основе сотрудничества и межэтнического взаимодействия под руководством общей идеологической цели — построения союза свободных народов в границах особого цивилизационного проекта Евразии.

Современное российское законодательство направлено на обеспечение равноправия народов не только в формальном, но и фактическом плане посредством дополнительных гарантий национальным меньшинствам. Этому способствует не только конституционно-правовой механизм обеспечения основ национального равноправия, но и уголовно-правовой механизм защиты прав национальных меньшинств, а также административно-правовой механизм, состоящий из норм, препятствующих деятельности общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, направленных на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни.

Следует разделять понятия «равноправие» и «не дискриминация» по отношению к национальным меньшинствам, так как обеспечить недискриминацию национальным меньшинствам не достаточно, для истинного равноправия необходимо не только запрещение дискриминации, но и создание дополнительных гарантий для выравнивания прав титульной нации и нацменьшинств, проживающих не ее территории. Гарантии фактического равноправия и недискриминации должны касаться также русского населения в национальных республиках, так как несмотря на его номинальное превосходство в некоторых регионах, неоднократно отмечены факты дискриминации и этнократии со стороны титульного этноса субъектов Федерации.

Большая часть нормативных актов посвящена коренным малочисленным народам, в то время как последние составляют незначительную часть общего числа нацменьшинств в нашей стране. Кроме того, к этнонациональному неравноправию ведет современное федеративное устройство России, которое одним этносам предоставило такую форму национального самоопределения как национально-территориальная автономия в виде республик или автономных округов и областей, а другим — нет. Право на национально-культурную автономию слишком незначительно по Федеральному закону «О национально-культурной автономии» по своему объему в сравнении с названной формой самоопределения. Ввиду большого числа этносов в России выход автор видит в.

147 постепенной реформе федерализма с развитием института национально-культурных автономий. В целом законодательство России позволяет признать существование в нашей стране интегративной правовой политики направленной на построение соответствующего режима национальных отношений.

Рассматривая процессы современной российской федерализации, мы пришли к выводу, что национально-культурные автономии способны оздоровить и ситуацию вокруг национально-территориального принципа федеративного устройства России, который содержит скрытый конфликтогенный потенциал, порожденный ассиметрией, разностатусностью и иерархизацией этносов, территориальными претензиями, узурпацией власти и экономики титульными народами и т. д. Поэтому необходимы шаги по его постепенной трансформации в союз этнокультурных общностей, оптимальным вариантом которого был бы союз национально-культурных автономий при сохранении объединяющей роли русского народа. Однако очевидно, что в ближайшее время говорить об этом не следует, дабы вновь не разжигать тлеющие очаги сепаратизма.

Обобщенно предложения по институализации интегративного режима национальных отношений можно представить в следующем виде: разработка и закрепление в Конституции РФ единой национальной идеологии, базирующейся на идее государственной защиты этнокультурного многообразия России и на совмещении этнокультурных ценностных систем и иерархий в части их взаимного совпаденияинституциализация разнообразных форм живой демократии, традиционных форм властеотношений (совет старейшин, казачий круг, Собор и т. д.) — постепенный переход к такой форме федеративного устройства, которая бы включала разнообразные варианты местного самоуправления в границах национально-культурных автономийразвитие гибких форм правового плюрализма в границах, очерченных основными правами и свободами человека и гражданина, устанавливаемых Конституцией РФустановлении позиции сильной державы — многонациональной империи.

Дальнейшее исследование политико-правовых режимов предполагает более детальную проработку указанных вопросов, а также должно быть направлено на включение в научный анализ таких проблем, как этноконфессиональ-ные отношения, борьба с этнорегиональным терроризмом, этнокультурная безопасность в условиях глобализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  3. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Ведомости ВС СССР. 28 апреля. 1976. № 17. Ст. 291."
  4. Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Ведомости ВС СССР. 28 апреля. 1976. № 17. Ст. 291.
  5. Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств (ETS № 148) (принята в г. Страсбурге 05.11.1992) // Консультант Плюс. Международное право.
  6. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята в г. Париже 14.12.1960 на 11-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Консультант Плюс. Международное право.150
  7. Рекомендация ЮНЕСКО «О борьбе с дискриминацией в области образования» (принята в г. Париже 14.12.60 на 11-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Консультант Плюс. Международное право.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  9. Федеральный закон от 19.06.96 «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации «// Собрание законодательства РФ. 1996. № 26. Ст. 3030.
  10. Закон РФ от 10.07.92 № 3266−1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
  11. Федеральный закон от 12.06.02. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации «// Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  12. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.
  13. Федеральный закон от 28.08.95 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
  14. Федеральный закон от 30.04.99"0 гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 12 мая- Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
  15. Федеральный закон от 30.04.99 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 12 мая.
  16. Федеральный Закон от 19.07.98. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 30. Ст. 3608.
  17. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (принят ГД ФС РФ 22.05.1996) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.
  18. Федеральный закон от 24.07.1998 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» (принят ГД ФС РФ 05.06.1998)// Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3804.
  19. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.04.1999)// Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
  20. Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107−1 «О реабилитации репрессированных народов» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 18. Ст. 572.
  21. Закон РФ от 18.10.1991 № 1761−1 «О реабилитации жертв политических репрессий» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1428.
  22. Закон РФ от 03.09.93 № 5698−1 «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» //Российскаягазета. 1993. 15 октября.
  23. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.04.1999) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
  24. Закон РСФСР от 25.10.1991 № 1807−1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.
  25. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995)// Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
  26. Постановление Правительства РФ от 14.12.2000 № 955 «О федеральной целевой программе «Культура России (2001 2005 гг.)"// Собрание законодательства РФ. 2000. № 52. Ст. 5143.
  27. Постановление ГД ФС РФ от 27.06.01 № 1707-Ш ГД «О проекте Федерального закона № 60 851−3 «О внесении изменений и дополнений153 В статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона «О национально-культурной автономии» // Коне. Плюс. Проф.
  28. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.03.1999 «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1999. 31 марта.
  29. Диссертационные исследования, авторефераты
  30. А.З. Конституционно-правовые основы развития современных федеративных отношений в России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.
  31. А.Р. Конституционно-правовые принципы организации государственной власти в республике Северная Осетия-Алания как субъекте Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.
  32. М.А. Политическая трансформация современного российского евразийства: Автореф. дис.. канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2003.
  33. А.М. Проблемы депортации и реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа: 20−90-е годы XX века: Автореф. дис.. докт. истор. наук. Ростов н/Д, 1998. С. 15−16.
  34. В.О. Конституционные основы российского федерализма: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.
  35. А.К. Идеология национализма: социокультурный подход: Автореф. дис.. докт. филос. наук. Ростов н/Д, 1998.
  36. М.И. Политический экстремизм: этнонациональная регионализация: Автореф. дис.. канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2002.
  37. П.Я. Процессы чеченского этнонационального самоопределения: государственно-правовая институциализация: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.
  38. Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия (политико-правовой анализ): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.
  39. Монографии, статьи, тезисы и доклады на конференциях
  40. А.Х., Ананидзе Ф. Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов. Международно-правовой анализ. М., 1997. С. 154.
  41. Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. С. 70.
  42. Н.Н. О гарантийном государстве // Русский народ и государство. М., 1998. С. 375.
  43. С.С. Теория права. Харьков, 1994. С. 170.
  44. JI.B. Регулирование и защита прав национальных меньшинств в законодательстве зарубежных стран // Государство и право. 2002. № 3. С. 84−93.
  45. Ю.В. и др. Этносоциология. М., 1998.
  46. В.Г. Кризисные этносы. М., 1993.
  47. И.Л. Правовая действительность и ее исторические корни на Северном Кавказе // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. С. 211.
  48. Э.А. Этнос, народ, нация // Российская цивилизация: Энто-культурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 533.
  49. П.П., Овчинников А. И. Правовая этнология современное самостоятельное направление в отечественной юридической науке// Философия права. 2002. № 2. С. 3−12.155
  50. О. Национальный вопрос и социал-демократия // Нации и национализм. М., 2002. С. 52.
  51. А.А., Безвербный А. С. Этнос и межэтнические отношения (Философско-политический аспект). Ростов н/Д, 2000. С. 50.
  52. В.О. Военно-народное управление в Дагестане и Чечне: история и современность // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. С. 92.
  53. Н. Коренное население Крайнего Севера Российской Федерации . СПб., 1993.
  54. А.И. Этнополитика и формирование новой государственности в России // Кентавр. 1994. № 1. С. 8.
  55. Н.Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983. С. 14−15.
  56. Ю.И. Миграционные процессы на Северном Кавказе и их влияние на состояние межнациональных отношений и преступности // Российский следователь. 2001. № 1. С. 43.
  57. JI.C. Кавказ после Кавказской войны: этноконфликтный аспект // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. С. 47−48.
  58. Э. Нации и национализм. М., 1991. С. 16.
  59. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. М., 1993. С. 90−91.
  60. Государство, этносы, сепаратизм и проблемы прав человека. «Круглый стол»: проблемы, дискуссии, предложения. М., 2000 и др.
  61. Г., Драгунский Д., Сергеев С., Цымбурский В. Этнос и политическая власть // Век XX и мир. 1989. № 9. С. 18.
  62. М.Р. Межэтническая дистанция на Кавказе: теоретический и эмпирический анализ. М., 1998. С. 1−79.
  63. К.Ф. Северный Кавказ и Россия: исторические циклы и переходные периоды // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы.156
  64. Материалы I съезда ученых-кавказоведов (27−28 августа 1999 г.)/ Под ред. В. Г. Игнатова. Ростов н/Д, 2000. С. 49.
  65. И.П. Северный Кавказ и российский ислам: некоторые исто-рико-политологические проблемы изучения // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы. Материалы I съезда ученых-кавказоведов/ Под ред. В. Г. Игнатова. Ростов н/Д, 2000. С.65−70.
  66. И.А. Место обычного права в современной правовой культуре российского общества // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999. С. 268.
  67. В.Б. Правовые режимы и их совершенствование // XXVI съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 36−37.
  68. П.Е. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире // Полис. 1994. № 6. С. 6−15.
  69. А. Россия многонациональная империя. М., 2000. С. 12.
  70. Ю.Ю. Россия и этносоциальные процессы на Северном Кавказе в Новое и Новейшее время // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. С.193−195.
  71. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 1996.
  72. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (издание второе, измененное и дополненное) / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 2000.
  73. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997. С. 281−282.
  74. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 3 / Под ред. Б. А. Страшуна. М., 1997. С. 505−506.
  75. Конституционный Закон от 8 мая 1992 г. «О правах и свободах человека и правах этнических и национальных сообществ или меньшинств • в Республике Хорватии» // Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997. С. 462−484.
  76. А.Н., Сонина JI.B. Конституционализм как политико-правовой режим // Российский юридический журнал. 2001. № 1. С. 127.
  77. .С. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации // Журнал российского права. 2001. № 8. С. 615.
  78. В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (государственно-правовые вопросы) // Государство и право. 2000. № 1. С. 23.
  79. А.В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. 2001. № 7. С. 21.
  80. С.Я. Национальные проблемы России: современные дискуссии // ОНС. 1997. № 1. С. 52.
  81. Н.И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики// Правоведение. 1996. № 1. С.17−18.
  82. Матузов, Малько А. В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 63.
  83. Международная защита прав й свобод человека. Сборник документов. М.,.1990. С. 14−20.
  84. Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 460−464.
  85. Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С. Панарина. М., 2000. С. 153.
  86. М.А. Национализм в эпоху постиндустриализма: попытка нового прочтения // Кентавр. 1994. № 1. С.17−19.
  87. Г. И. К вопросу о понятии «политический режим» // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М., 1974. С. 84.
  88. Наука о Кавказе: проблемы и перспективы. Материалы I Съезда ученых-кавказоведов (27−28 августа 1999 г.) / Под ред. В. Г. Игнатова. Ростов н/Д, 2000.
  89. Национальная политика России: История и современность / Под ред. В. А. Михайлова, Р. Г. Абдулатипова и др. М., 1996. С.9−46.
  90. В.Н. Роль обычного права адыгов и казаков в системе права Российской Федерации // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999. С. 361.
  91. А.А. Обычное право и проблемы его библиографии // Обычное право народов России: Библиографический указатель/ Сост. А.А. Никишенков/Под ред. Ю. И. Семенова. М., 1998. С.З.
  92. Л.И., Степанов Е. И. Формирование конфликтологии эт-но-национальных отношений // Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)/ Под ред. Е. И. Степанова. М., 1999. С. 213.
  93. В. Дагестан устоит если останется единым // Мир права. 2001. № 5. С. 10.
  94. Обсуждение проекта закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера» // Этнографическое обозрение. 1995. № 6. Ст. 134−135.
  95. Общая теория государства и права. Академический курс. Т. I / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998.
  96. Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999. С. 3−6.
  97. Обычное право и правовой плюрализм (Материалы XI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму. Август 1997 г., Москва) / Отв. ред. Н. И. Новикова, В. А. Тишков. М., 1999.
  98. Обычное право и правовой плюрализм. Материалы XI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму. М., 1999
  99. Обычное право народов Сибири (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы). М., 1997.
  100. Д.И. Россия в Кавказской войне: поиски понимания // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. С. 69.
  101. С. Миграционные процессы и проблема этнокультурной безопасности // Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Вит-ковской и С. Панарина. М., 2000. С. 157−158.
  102. С.А. Позиционно-исторические предпосылки современной политической ситуации в кавказско-закавказском регионе // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. С. 42.
  103. В.Ф., Черноус В. В. Историография Кавказской войны: в поиске новой парадигмы // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы. Материалы I съезда ученых-кавказоведов (27−28 августа 1999 г.)/ Под ред. В. Г. Игнатова. Ростов н/Д, 2000. С. 110.
  104. Н.В. Что такое полиэтнизм? // Политические исследования. 1993. № 6.
  105. Э.А. Национализм: теория и практика. М., 1994.
  106. Э.А. Философия политики. М., 1994.
  107. B.C. Историческая память в этническом самосознании народов // Социологические исследования. 1999. № 3.
  108. Право народов на самоопределение: идея и воплощение. М., 1997.
  109. А.И., Смирнова Я. С. Этнология права // Вестник РАН, 1997. № 9. С. 792−807.
  110. А.И., Смирнова Я. С. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа // ОНС. 1998. № 1. С. 81−86.
  111. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1993. С. 296.
  112. В. Башкир придумали большевики.вместе со Столыпиным // Независимая газета. 2002. 11 июня.
  113. В. Кряшены отмежевались от татар // Независимая газета. 2002.11 марта.
  114. А.А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // Полис. 1997. № 2. С. 95−105.
  115. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений (предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов)/ Отв. ред. С. И. Замогильный. Саратов, 1998. С. 243.
  116. Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М., 1993. С. 8.
  117. С.З. О формировании и развитии интеллигенции в Калмыкии (1917−1991 гг.) // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы. Материалы I съезда ученых-кавказоведов (27−28 августа 1999 г.)/ Под ред. В. Г. Игнатова. Ростов н/Д, 2000. С. 137.
  118. З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999. С. 91.
  119. А. Как нам обустроить Россию // Комсомольская правда. 1990.19 сентября. С. 2.
  120. JI.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие. X—XXI вв. М., 2002. С. 16.
  121. Л.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие. X—XXI вв. М., 2002. С. 32.
  122. А.Л. Униполярность (Концентрическая структура нового мирового порядка и позиция России) // Полис. 1997. № 2. С. 27.
  123. В.Ю. Этническая и национальная составляющая в кавказском конфликте: пришествие чужого // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. С. 172.
  124. Ю.В. Геополитика. М., 1998.
  125. В.А. Дилемы развития России // Этнополитические исследования. 1992. № 1.
  126. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
  127. А. Футурошок. Спб., 1997.
  128. .Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция: этносоциологические очерки. Ростов н/Д, 1997.
  129. В.А. Забыть о нации (Пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. № 9. С. 10.
  130. Г. Т. Характер взаимоотношений между правовыми традициями карачаевцев и властными структурами // Россия и Кавказ -сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. С. 203.
  131. Д. Концептуальные основы федерализма. СПб., 2002.
  132. Г., Чарнолусский В. Инородческие и иноверческие училища. СПб., 1903. С. 15.
  133. .Г. Что и как мы будем делать. М., 1994. С. 20.
  134. С. Запад уникален, но не универсален // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 8. С. 90.
  135. С.П. Столкновение цивилизаций//Полис. 1994. С. 34.
  136. Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. Ростов н/Д, 1997.
  137. М. От национальных движений к сформировавшейся нации // Нации и национализм. М., 2002. С. 138.
  138. И.Б. Россия на Кавказе и Кавказ в России две стороны одной проблемы // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы. Материалы I съезда ученых-кавказоведов (27−28 августа 1999 г.)/ Под ред. В. Г. Игнатова. Ростов н/Д, 2000. С. 55−58.
  139. В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997.
  140. Т.М. Советская демократия и правопорядок. М., 1985.
  141. Р. Национальная проблема. СПб., 1909.
  142. Этническая психология. М., 1984.
  143. Этнические конфликты в СССР: причины, особенности, проблемы изучения. М., 1991.
  144. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1975.
  145. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.
  146. Этнический фактор в жизни общества. М., 1991.
  147. Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1993.
  148. Этничность, национальные движения, социальная практика. Сборник статей. СПб., 1995.
  149. Этносы л этнические процессы: Сборник статей. М., 1993.
  150. С.Н. Война в Чечне и проблемы Российской государственности и демократии. М, 1995.
  151. А. Война в Чечне: не извлеченные уроки // Открытая политика. 2000. № 3−4.
  152. Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходство // Политические исследования. 2000. № 1.
  153. JI.C. О философии права на XXI век// Правоведение. 2000. № 4. С. 4−10.
Заполнить форму текущей работой