Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль государства в динамике процесса универсализации прав человека и гражданина в истории социума

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с правом, созданном людьми и выраженном в законах, существует естественное право — требований, в своей исходной основе рожденных непосредственно, без какого-либо людского участия, самой, натуральной жизнью общества, «природой», объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей. К числу таких требований относятся… Читать ещё >

Содержание

  • I. ' ' '
  • Глава 1. Роль государства в реализации прав человека в истории социума
  • Глава 2. Объективный исторический процесс реализации прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 3. Динамика взаимосвязи естественных и позитивных прав человека в истории общества

Роль государства в динамике процесса универсализации прав человека и гражданина в истории социума (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Можно ли говорить сегодня, в период глобализации и в то же время международной дифференциации стран по их потенциальным возможностям, о скорости и динамике процесса универсализации прав и свобод человека и гражданина? Ни одна страна не может похвастаться сегодня полным благополучием в области соблюдения прав и свобод своих граждан.

Терроризм, двойные стандарты, преступления против свободы, достоинства, жизни многочисленных социальных групп, стран и целых народов постоянно обнаруживаются в арсенале политических структур, стратегий, а также политических приемов и технологий.

Прогрессивный демократический подход к проблеме прав и свобод человека основан на неразрывном единстве социально-экономических, политических, культурных прав человека, равенства этносов, религий, духовных составляющих. Самый подходящий способ для любого государства на деле доказать практическую реализацию своих программных документов, конституционных норм — улучшить в собственном национальном доме условия для соблюдения и защиты прав своих граждан, закрепления гарантий свободы, творчества, соблюдения законности, раскрытия потенциала нового мышления. Позитивный строй перемен лишь тогда будет иметь успех, когда в центр всех преобразований будет поставлен главный субъект — человек, его заботы, интересы, права и свободы.

В Конституции РФ зафиксировано, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наша страна находится сейчас на переходном этапе, этот факт отмечают и многие профессиональные политологи. Хочется надеяться, что наступит такой момент, когда уровень жизни поднимается до такой степени, когда.

Россию можно будет по праву назвать демократическим правовым государством, и где проблема гарантии и реализации прав и свобод людей будет стоять на первом месте.

При рассмотрении вопроса о правах и свободах, нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод в полной мере возможна лишь при наличии настоящего демократического правового государства. Говоря о демократическом государстве, важно подчеркнуть, что сам термин «демократия» произошел от слияния двух слов: «демос» — народ и «кратос» — власть. И изначально означал, властьв государстве должна осуществляться народом, путемголосования и референдума. Наделение же граждан таким правом должно быть зафиксировано и гарантировано. А это порождает, как следствие, еще одну не менее важную проблему, как реализация и охрана прав и свобод граждан и людей, проживающих на территории любого государства, в том числе и в Российской Федерации. Если учитывать, что вопрос прав и свобод возник наравне с возникновением проблемы демократии, как одного из i видов государственного устройства, то возраст этой проблемы насчитывает ни одно столетие и даже тысячелетие.

Теоретическим и законотворческим основанием универсализации прав и свобод человека являются общечеловеческие нормы, деятельность различных общественных организаций и различные пакеты международных соглашений и документов, принятых, подписанных и ратифицированных разными странами. В частности, Всеобщая декларация прав человека и гражданина включает в себя пункты, свидетельствующие об универсализации общечеловеческих ценностей добра, солидарности, свободы мысли и совести, равенства людей перед законом, роли и значимости отдельной личности в общественной системе.

Анализ содержания Всеобщей декларации прав человека свидетельствует о ее исторической преемственности с французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Однако Всеобщая декларация прав человека, принятая в новых условиях послевоенного переустройства мира, внесла в нее ряд инновационных моментов как в концептуальном, так и в содержательном плане.

Декларация подчеркнула универсальный характер прав и свобод, запретив какие-либо исключения в их предоставлении и распространив на любого человека, независимо от статуса территории проживания. Таким образом, народы колоний и иных зависимых территорий впервые были провозглашены субъектами основных прав и свобод. В содержательном плане Декларация расширила понятие основных прав и свобод, впервые закрепила на международном уровне социально-экономические и культурные права, показала их взаимосвязь с гражданскими и политическими правами и необходимость для обеспечения достоинства человека.

Выработка новых подходов к решению проблем прав и свобод граждан различных стран, конфессий, культурособенно актуальна в глобальном динамичном и противоречивом современном мире. Общая позитивная тональность настроений, подходов, идей для решения прблемы прав и свобод человека не исключает диалогичности, отсутствия конфронтации, поиски объединяющих позиций как необходимых условий сосуществования разных идеологий, политических и экономических систем. Сам народ на основе свободы выбора должен определить для своих стран устремленность к высшим критериям нравственных устоев, культурным национальным традициям, духовным идеалам.

Идея демократизации всего мирового порядка становится большой социально-политической силой и базой для реального существования общих критериев в области основных прав и свобод личности развитием в сторону универсализации прав и свобод человека в рамках всего социума.

В преамбуле Французской Декларации 1789 года можно прочитать: «Забвение или пренебрежение правами человека являются единственными причинами бед народов и коррупции правительств». Принципы, сформулированные в декларации сохранили, большей частью, ту же силу и актуальность и в настоящее время.

Степень научной разработанности темы.

Уже в античности (Сократ, Платон, Аристотель) поднимали проблемы соотношения права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и т. д. Наследие Канта, Лейбница, Фихте, Гегеля имеет непреходящее значение. С конца XIX века философия и политология поднимали вопросы регуляции социума в более узком значении как действующее право и реальный правопорядок. Из поля ее внимания ушли многие метафизические вопросы (тайна жизни и смерти, продолжение рода, инстинкт самосохранения и т. д.), а позитивное право стало функционировать, жить, развиваться строго в рациональных границах.

Анализ литературы по, правам и свободам граждан позволяет сделать вывод о том, что, не смотря на значительный блок научных исследований по' вопросу роли государства в гарантии, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, существует еще много нерешенных вопросов, на которые необходимо безотлагательно обратить самое пристальное внимание.

Начиная с советского периода, в отечественной научной литературе вопросу прав человека философами и политологами отводилось важное место (Советское государственное право. М., 1948; Дмитриев Ю. А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. М., 1994; Бережнов А. П. Права личности. Некоторые вопросы теории. М., 1996; Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972; Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985; Эбзеев Б. С. Советское государство и права человека. Издательство Саратовского университета. 1986.).

Вопросы теории, методологии проблемы прав человека рассмотрены в работах таких авторов: Папаян Р. А. Христианские корни современного права. — М.: изд. «Норма», 2002; Закон о гражданстве РФ (научно-практический комментарий). — М.: Известия, 1992; Права человека: идеи, нормы, реальность — отв. ред. Ю. А. Мюллерсон — М.: Юридическая литература, 1991; Малько А. В. Об ограничениях прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции РФ// Государство и право — 1993 № 6.

В диссертации проанализированы и приводятся выдержки из непосредственных международных документов по правамсвободам человека: Права человека. Основные международные документы: Сборник. М., изд. «Международные отношения», 1994; Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.// Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990; Всеобщая декларация прав и свобод и гражданина от 9 декабря, 1948 г.// Права человека. Сборник. международных договоров. Нью-Йорк, 1989; Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Рф» от 21 июля 1994// Собрание законодательства РФ. 1997 № 9.

Важная роль в диссертации отводится анализу различных комментариев по вопросам прав и свобод человека и гражданина: Баглай М. В. Конституционное право РФ — М.: издательская группа НОРМА-ИНФА*М, 2001; Комментарии к Конституции РФ под ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М. 1994; Краткий постатейный комментарий Конституции ПМР. Официальное изд., Тирасполь, 2000; Комментарии к Конституции РФ. — М.: изд. «Бек», 1994; Постатейный комментарий к Конституции РФ / под. общ. ред. В. Д. Карповича. — М.: Юрайт — М.: Новая Правовая культура, 2002.

Анализ русской философии, связанной с проблемами этики и права, частично приведены в работах Е. А. Ануфриева, П. П. Гайденко, А. В. Гулыги, В. И. Жукова, В. И. Кураева, М. А. Маслина, В. В. Салова, С. С. Хоружего. В юридической литературе проблемы теоретического основания права исследовались Д. А. Керимовым, B.C. Нерсесянцем, Л. И. Спиридоновым, P.O. Холериной. За рубежом эти проблемы освещались в работах известных ученых-правоведов — Р. Давида, Ж. Карбонье, К. Кульчара, Н. Неновски, И. Сабо.

Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство» прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX века (в трудах К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России (конец XIX-начало XX века), где среди видных сторонников теории правового государства были: Б. Н. Чечерин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, И. А. Покровский, В. И. Гессен и др.

Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше. В содержательном смысле ряд идей, предшествующих правовой государственности, появились уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму (конец XVII-начало XVIII века).

Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового (антифеодального, светского, антитеологического, и антиклерикального) юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом и Т.д.

При всей своей новизне, теоретические концепции правовой государственности (разработанные в трудах Д. Локка, Ш. Л. Монтескье, Д. Адамса, Д. Мэдисона, Т. Джефферсона,. И. Канта, Г. В. Гегеля и др.) опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики на исторически сложившиеся общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

С 2000 г. можно1 назвать такие книги по проблеме прав и свобод гражданина: Василенко И. А. Политология: Учебник. — М.:Гардарики, 2006; Власть и народ в России: обновление повседневных практик и варианты институционального порядка/ Колл. авт.: G.B. Патрушев-и др. М., ИСП РАН, 2003; Государство и общество в условиях глобализации: взгляд слева. М., ИСП РАН, 2003; Гражданское общество: истоки и современность. — СПб, 2000; Котляровский С. А. Власть и право: Проблема правового государства. -СПб, 2001; Теория и практика современной политики. М., ИСП РАН, 2004. Из перечисленного списка следует, что серьезных, глубоких монографических исследований по теме универсализации прав и свобод граждан явно недостаточно, исходя из этого, актуальность, данной диссертации явно повышается.

Цель диссертационного исследования: осуществить социально-политический анализ процесса универсализации прав человека в истории общества, роли и значения института государства в реализации прав и свобод человека и гражданина.

Достижение поставленной цели осуществляется через проработку определенных задач, а именно:

— рассмотреть комплекс мер разработанных и применяемых на практике по реализации прав человека в общественной жизни- .

— проанализировать сущность и природу прав человека, объективированных и истории социума и действующих в современном обществе;

— исследовать систему прав и свобод человека и гражданина в правовом, политическом, моральном поле, создать практические' рекомендации, позволяющие амортизировать негативные последствия нарушения прав и свобод граждан;

— изучить механизмы и технологии обеспечения прав и свобод гражданина в демократическом правовом государстве, обеспечивающие улучшение жизни людей;

— выявить роль государства в процессе универсализации прав человека в глобальном мире.

Объектом диссертационного исследования являются объективные процессы и социальные технологии по осуществлению и защите прав человека и гражданина в истории развития государства.

Предметом изучения являются теории, идеи, концепции прав и свобод человека в истории общества.

Теоретико-методические основы исследования. Для получения достоверных научных результатов применялись методы: сравнительный, философско-исторический, системный. Вкачестве. основы методологического инструментария использовались работы. известных зарубежных и отечественных философов, социологов, политологов. Для достижения научной объективности использовались различные документы, правовые акты, официальная1 информация, предоставляемая правительством и различными международными организациями, занимающимися решением вопросов прав и свобод граждан. Научная новизна исследования заключается в следующем:

— рассмотрен комплекс мер разработанных и применяемых различными социальными и политическими институтами для соблюдения, охраны и реализации прав и свобод граждан в различные исторические эпохи;

— показано, что с развитием государственности и демократии укрепляются позитивные права и ограничиваются естественные права человека;

— проанализирована диалектика универсализации прав и свобод человека и одновременное укрепление демократии и правового устройства государства;

— показана роль государства в универсализации прав человека и гражданина в современном социуме;

— обозначены некоторые проблемы социальной жизни, связанные с нарушением и ограничением прав и свобод граждан.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней научные положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов философии права, общей теории права, социологии и политологии.

Исследуемые в диссертации механизмы и технологии, используемые в процессе универсализации прав и свобод граждан, их осмысление и теоретическое обоснование существенно могут амортизировать негативные последствия, пренебрежения, урезания и ограничения основных прав и свобод человека.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы могут найти практическое применение в политологической, социологической, социальной, правотворческой и правоприменительной деятельности.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре Владимирского государственного университета и рекомендована к, защите. Теоретические положения и практические рекомендации диссертационного исследования излагались автором на конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Власть и воздействие на массовое сознание» (Пенза-2005 г.) — Межрегиональная научная конференция «Власть и общество в мировой истории» (Уфа-2005 г.) — Международная конференция «История общественных движений в России 21-го века» (Владимир-2006 г.).

Положения, выносимые на защиту: ~ В диссертации обосновано, что имеется диалектическая взаимосвязь между правовым укреплением государственности и соблюдением прав и свобод гражданина. Демократический режим гарантирует, укрепляет и совершенствует права и свободы граждан, а диктаторские авторитарные устои принижают, урезают, ограничивают реализацию прав и свобод граждан. — С укреплением роли государства приобретают большее значение писаные позитивные права, и ограничиваются, притесняются естественные права человека. В глобальном мире происходит универсализация прав и свобод человека и гражданина за счет взаимопроникновения культур, мировоззренческих систем, принципов демократии, толерантности и справедливости.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Заключение

.

Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними важное значение всегда им ли проблемы познания, совершенствования и реализации права. Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали постепенно, сначала интуитивно, а затем все более осознанно, понимать смысл права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными, проявляясь как в внутриличностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами. Человек среди всех других живых существ обладает разумом, комплексом эмоциональных качеств и способен ощущать и осознавать право, соблюдать правовые установления, приспосабливаться к правовой действительности. Словом, человек живет в правовой системе и в силу ряда социально-экономических, политических и других факторов прогрессивного N развития не может существовать без права.

В течение длительного времени качества человека (жизнь, свобода, собственность) и их защита были неразделимы и регулировали отношение между людьми. В процессе общения людей, при реализации естественных потребностей, интересов и прав постепенно вырабатываются привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивают свободу действий, а с другой — ограничивают ее разумными пределами. Устанавливается общепринятая мера, т. е. норма поведения. Человек осознает себя человеком в социальном смысле, а это и есть сознание своих прав и обязанностей по отношению к другому человеку. Человек уже с помощью права оценивает свои действия, поступки других людей в качестве правильных или неправильных, справедливых или несправедливых.

Возникновение понятия «права человека», т. е. осознание этой проблемы как научной неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права.

Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с правом, созданном людьми и выраженном в законах, существует естественное право — требований, в своей исходной основе рожденных непосредственно, без какого-либо людского участия, самой, натуральной жизнью общества, «природой», объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей. К числу таких требований относятся, например, право первенства, право старшинства, право народов на определение своей судьбы и т. д.'. Естественно-правовой подход связывает рассмотрение юридических проблем с основными человеческими ценностями: свободой, правом на жизнь, независимым статусом человека и др. В то же время он ориентирует на естественную, а, следовательно, живую, развивающуюся действительность, в том числе и с точки зрения требований и норм, касающихся взаимоотношений с природой. В отношении прав человека, обращенных к природе, природной среде, требуется «переосмысление на базе новейших естественно — научных и общественных знаний идеи естественного права и естественной справедливости. указывающих на меру и нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь.

28 установить сбалансированные отношения между обществом и природой". Требования естественного права обладают свойствами, близкими к свойствам явлений природного, естественного порядка. А именноабсолютной безусловностью, категоричностью, неподвластностью конкретным ситуациям (в том числе произволу, усмотрению отдельных лиц), неотвратимостью спонтанного наступления отрицательных последствий при игнорировании естественно-правовых требований.

По мере развития общества естественно — правовые качеств человека.

27 Алексееве.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. — М.:Норма, 1999. — С. 19.

28 Мальцев Г. В. Новое мышление и современная философия прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. — М.: ' Мысль, 1988. — С.35. приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости равенства для всех людей. Возникают правовая нормативность, обща урегулированность отношений, и право становится социальной ценность как всеобщая форма и способ нормальной жизни общества. С возникновением социальных групп, слоев, классов и государства человек появляется возможность активно вмешиваться в процесс правотворчества, создавая новые нормы, приспосабливая сложившиеся правила и обычаи к интересам общества или конкретного слоя, класса.

В праве раскрываются и используются новые ценностные качеств мощного средства, воздействующего на общественные отношенияон выступает самым надежным и эффективным посредником между человеком и государственными структурами.

Права человека — неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное т.п.).

Наряду с категорией права употребляется термин свободы: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. Также используются такие термины как «права гражданина» и «права личности».

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемые от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом, смысле выступают наиболее общими и в тоже время лишь основными коренными) правомочиями необходимыми для его нормального существования.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека, как члена государственно-организационного сообщества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения.- М.: НОРМА, 2001.-752с.
  2. С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М.: НОРМА, 1998. — 416с.
  3. С.С. Теория права. М.: БЕК, 1994. — 224с.
  4. Т. А. Демократия как идея и процесс // Вопросы философии. -1996. -№ 6.-С.45 -56.
  5. Л. История европейского права. М.: Юрист, 1995. — 364с.
  6. Аристотель. Политика // Аристотель. Собр. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1983. — Т.4. — С.375 — 644.
  7. М.В. Конституционное право Российской Федерации М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА, 1998. — 567с.
  8. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Изд.2. -М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА, 1999. — 588с.
  9. Д.Н. Административное право. М.: Норма, 1997. — 246 с.
  10. В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. — 400с.
  11. П.П. Правовая сфера духовного мира человека // СевероКавказский юридический вестник. 1998. — № 1. — С.36−57.
  12. В.А. История философии и социологии права. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2001. — 335с.
  13. В.А., Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь. -СПб.: Лань, 2000. 400с.
  14. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984 1985. — М.: Наука, 1986. — С.115 — 270.
  15. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.-200с.
  16. И.А. Политология: Учебник. М.: Гардарики, 2006. — 288 с.
  17. Всеобщая декларация прав человека (принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.). -М.: Республика, 1998. —18 с.
  18. В.М. Сущность и судьба человека в истории общества. М.: МЮИ, 1999.- 191с.
  19. Власть и народ в России: обновление повседневных практик и варианты институционального порядка // Под ред. С. В. Патрушева. М.: ИСП РАН, 2003.-263 с.
  20. Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Издательская группа: ИНФРА-НОРМА, 1997.
  21. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 дек. 1948 г // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк: ООН, 1989. -320 с.
  22. Всеобщая декларация прав человека: 45-я годовщина: 1948−1993 г. г. М.: Интерфакс, 1994. — 155с.
  23. А.В., Катаев В. В. Власть и человек. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. — 158с.
  24. П.Н. Учение Иммануила Канта о государстве и праве. М.: Госюриздат, 1960. — 50с.
  25. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М.: Наука, 1978. — 438с.
  26. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 524с.
  27. В.М. Возрождение естественного права. С-Пб: Издательство Воеводина, 1902.-232с.
  28. Государство и общество в условиях глобализации: взгляд слева. М.: ИСП РАН, 2003.- 196 с.
  29. Гражданское общество: истоки и современность. СПб: Лань, 2000. — 306 с.
  30. А.В. Основы государственного права Англии. М.: Издательство Прохорова, 1907.-216с.
  31. Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. — № 52. -С.8−16.
  32. А.И., Федосеев А. А. Основы политологии. М: Юрайт, 1995. -269с.
  33. Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992. — 318с.
  34. Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. М.: Юрайт, 1994.-264с.
  35. Р. Основные правовые системы современности. М.: Мысль, 1988.-453с.
  36. Г. В. Аристотель и проблемы древнегреческой философии // Вопросы философии. 1985. — № 7. — С.63−75.
  37. Е.Л. Социальная справедливость // Этическая мысль. М.: Политиздат, 1988. — С.68−89.
  38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека: Сб. универсальных и региональных международных договоров. Нью-Йорк: ООН, 1989. — 236с.
  39. В.К. Проблемы «пробелов» в праве (к критике буржуазной теории). Киев: Наукова Думка, 1974. — 135с.
  40. Закон о гражданстве РФ (научно-практический комментарий). М.: Известия, 1992. — 71 с.
  41. А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.-398с.
  42. Г. И., Ляшенко В. П. Основы философии права. М.: ИНФРА-М, Весь Мир, 2001. — 256с.
  43. В.В. Философия. М.: Академический Проект, 1999. — 386с.
  44. В.В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: МГУ, 1997. — 384с.
  45. В.В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: МГУ, 2000. — 304с.
  46. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи и письма 1948−1954 годов: В 2-х т. -М.: Рарог, 1992. Т.1. — 344с.- Т.2. -272с.
  47. И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX начало XX в.). — М.: Наука, 1991.-272с.
  48. История политических и правовых учений / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2000. — 352с.
  49. История философии права. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998.-640с.
  50. И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч. в 6-и т. М.: Наука, 1966. — Т.6 — С.7−23.
  51. И. Метафизика нравов // Кант И. Критика практического разума. -СПб.: Наука, 1995. С.259−505.
  52. Е.И. Козлова, О. Е. Кутафин. Конституционное право Российской Федерации М.: Юристъ, 1995. — 456с.
  53. С.В., Чичерин A.JI. Основы государства и права: пособие для поступающих в вузы. М.: Зерцало, 1997. — 242с.
  54. Конституция Российской Федерации. М.: Элит, 1993. — 31 с.
  55. Конституция РФ: Научно-практический комментарий // Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. -М.: Юрист, 1997. 716 с.
  56. А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М.: Юрайт, 1998.-422с.
  57. В.М., Превалова В. Д. Теория государства и права. -НОРМА ИНФРА, 1998. — 432с.
  58. С.А. Власть и право: Проблема правового государства. -СПб: Приор, 2001.-209 с.
  59. Д.А. Философские проблемы права. М.: Наука, 1972. — 472с.
  60. Г. От права к природе права: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. -320с.
  61. О.Е. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы: 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 1996, — 360 с.
  62. И.В. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. -М.: Мысль, 1983, — 166с.
  63. В., Герлах А. Логика в правовом сознании: Пер. с чешек. / Общ. ред. и вступ. статья А. Б. Вемерова. М.: Прогресс, 1987. — 312с.
  64. Н.М. История философии права. СПб.: Тип. М. Саблина, 1915.-348с.
  65. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.: Тип. М. Саблина, 1904.-354с.
  66. Э.В. Философия права в России. М.: Мысль, 1990. — 205с.
  67. В.В. Общая теория права и государства.- М.: Юрист, 1994. -586с.
  68. X. Введение в правовое мышление: Пер. с англ. М.: Наука, 1995. -115с
  69. И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис.1996. № 5. — С.107−120.
  70. Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1988. — Т. З — С. 135 — 405.
  71. Р. Методология права. М.: Прогресс, 1981. — 304с.
  72. А.В. Об ограничениях прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции РФ // Государство и право 1993. — № 6. — С. 35 — 45.
  73. В.А. Основы политологии. М.: ИТРК РСПП, 1998. — 456с.
  74. О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства России // Государство и право. 1996. — № 5. — С. 3−13.
  75. М.Н. Теория государства и права. М. Юрайт, 1996. -486с.
  76. В. П. Философия права. М.: ИНФРА-М, 2001. — 117с.
  77. К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 1.- С.219 368.
  78. Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избр. произв. М.: Госполитиздат, 1959. — С. 159−734.
  79. B.C. Право и закон: Из истории правовых учений. М.: Наука, 1983.-366с.
  80. B.C. Теория права и государства. М.: НОРМА, 2001.272с.
  81. В. С. Права человека в истории политической и правовой мысли // Права человека в истории человечества и в современном мире. М.: Наука, 1989.-С.25−89.
  82. П.И. О задачах современной философии права // Вестник Московского университета. 1992. — № 3. — Серия 7, Философия. — С. 28−41.
  83. П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. — 640с.
  84. Т.Н. Роль государства в современной экономической системе. -Вопросы экономики. 2000. — № 11. — С. 56 — 68.
  85. С.П. Гражданское общество как политический феномен // Свободная мысль. 1992. — № 5. — С.45−53.
  86. Ю.Е. Лекции по философии права. Самара: Издательство Самарского университета, 1995. — 218с.
  87. А.С. Введение в политологию. — М: МГУ, 1994. — 346с.
  88. Права человека. Основные международные документы: Сб. М.: Международные отношения, 1994.-224с.
  89. Права человека. Учебник для вузов // Под ред. Лукашевой Е. А. М.: Норма-Инфра-М, 1999. — 560с.
  90. Постатейный комментарий к Конституции РФ // Под ред. В. Д. Карповича. М.: Юрайт — М.: Новая правовая культура, 2002. — 259 с.
  91. И.А. Абстрактный и конкретный человек перед лицом гражданского права. СПб.: б/и, 1913. — 346с.
  92. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: Аспект-пресс, 1995. — 372с.
  93. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М.: Союз, 1993. -167с.
  94. П. Торжество языка над насилием // Вопросы философии. М., 1996, — № 9.- 27с.
  95. В.М. Генезис права. М.: NOTA BENE, 2001. — 208с.
  96. Россия: опыт национально-государственной идеологии // Под ред. В. В. Ильина. М.: Издательство МГУ, 1994. — 231 с.
  97. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — С. 151 — 256.
  98. B.C. Уроки XX века и путь в XXI век: социально-философский анализ и прогноз. М.: ИФ РАН, 2000. — 411с.
  99. Советское государственное право. М.: Госполитиздат, 1948. — 436с.
  100. Судебная и правоохранительная системы. Сборник нормативных актов. М.: Проспект, 1997. — 344с.
  101. Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М.: Наука, 1992. — 216с.
  102. Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. — 432с.
  103. B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. М.: ИФРАН, 1996. — 175с.
  104. В.П. Гражданское общество и демократическое государство // Общественные науки. 1990. — № 1. — С.87 — 95.
  105. Текст Всеобщей декларации прав человека // Действующее международное право. М.: Норма, 1996. — Т. 2. — С. 5−8.
  106. Теория государства и права: Курс лекций // Под ред. М. Н. Марченко. -М: Зерцало, Гейс. 1996. — 328.с.
  107. Теория и практика современной политики. М.: ИСП РАН, 2004.-205 с.
  108. .Н. Сильное государство объективная потребность времени // Вопросы философии. — 2001. — № 7. — С.3−24.
  109. Е.Н. Лекции по истории философии права. СПб.: Изд. Саблина, 1908. — 320с.
  110. Э.А., Мирошникова В. А. Граждановедение. М.: Экмос, 1997. — 186с.
  111. Ульпиан. Философия // Ульпиан (Собр. Соч. в 4-х т). М.: Мысль, 1983. — Т.1. — С. 127−245.
  112. В.А. Основы права: курс лекций. М.: НМЦ СПО, 1997. -386с.
  113. С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. -№ 1. — С.33−48.
  114. О. Политика. Право. Справедливость: Основоположения критической философии права и государства. М.: Прогресс, 1994. -226 с.
  115. З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 1996. — 440с.
  116. З.М. Гражданское общество: опыт исследования //Государство и право. 1992. — № 6. — С. 142−151.
  117. В., Дмитриева И. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. М.: Финансы и статистика, 2002. — 186 с.
  118. .С. Советское государство и права человека. Саратов: Изд. Саратовского университета. 1986. — 82с.
  119. Akers R. Deviant Behavior. A Social Zearninq Approach.- Belmont (California), 1985. 374p.
  120. Zecter D. Understandinq Suicide a Case Study Approch. New York, Zondon: University press, 1993. — 284p.
  121. Werstein Z. Handboor of Suicidoloqy: Plinceples and Practice. New York: Panorama, 1979. — 356p.
Заполнить форму текущей работой