Актуальность темы
исследования.
Среди важнейших прав человека, закрепленных практически всеми международно-правовыми документами в области прав человека, а также Конституцией РФ, находится право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свобода труда и иной не запрещенной законом деятельности.
Одним из самых серьезных нарушений фундаментальных прав человека является торговля людьми, представляющая собой тяжкое преступление, в большинстве случаев совершаемое в рамках организованной преступности. Эта проблема носит межгосударственный характер и находится в центре дискуссий на международном уровне на протяжении более чем векового периода. Различные определения торговли людьми были в разное время сформулированы в документах Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Международной организации по миграции, Совета Европы, а также целого ряда форумов и конференций, посвященных данной тематике.
Несмотря на рост объема информации и степени осознания самой проблемы торговли людьми, по-прежнему остается нерешенным вопрос о наиболее точной методике оценки уровня остроты проблемы. Так, в различных отчетах число лиц, проданных в рабство во всем мире, оценивается в промежутке от 600−800.000 до 2.4 миллиона человек в год1. А по данным Международной организации труда (МОТ) — Агентства ООН, занимающегося стандартами в области труда, занятости и социальной защиты, по крайней мере, 12,3 миллиона взрослых и детей находятся в ситуации принудительного труда и коммерческой сексуальной эксплуатации в любой момент време.
1 Mattar, M. & Van Slyke, S. (2010). Editorial introduction: Identifying human trafficking victims. Criminology & Public Policy, Vol. 9 (2). P. 197. ни2. Из этих жертв МОТ оценивает, что, по крайней мере, 1,39 миллиона человек — жертвы коммерческого сексуального рабства, как транснационального, так и внутри самих стран. Согласно оценкам МОТ, женщины и дети составляют 56% из жертв принудительного труда.
Связано это, во-первых, с тем фактом, что данное преступление зачастую протекает скрытно, а, во-вторых, с нежеланием самих жертв заявлять о своей ситуации. В результате, очень трудно делать выводы о реальном уровне торговли людьми на национальной и международной арене. Следует особо подчеркнуть, что данная проблема характерна и для современной России, поскольку Россия является одновременно страной назначения, отправки и транзита жертв торговли людьми. Последнее время в результате увеличения количества мигрантов в Российскую Федерацию эта проблема встала особенно остро. Отсюда — растущее осознание необходимости выработки государственной политики в области противодействия торговли людьми.
В 2004 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции 2000 года против транснациональной преступности и ее Протоколу о борьбе с торговлей людьми, а также в 2003 году ввела в Уголовный кодекс понятие «торговля людьми» и наказание за данное преступление.
Впервые практическая попытка координации на государственном уровне усилий органов власти Российской Федерации, международных и неправительственных организаций по противодействию торговле людьми и использованию рабского труда в России была сделана в 2002 году, когда для проведения систематических исследований и выработки стратегии решения вопросов противодействия торговле людьми при Комитете Государственной Думы РФ по законодательству была создана соответствующая Межведомственная рабочая группа (МРГ). С учетом поступивших предложений МРГ разработала проекты федеральных законов «О противодействии торговле людьми» и «О защите жертв торговли людьми». Результаты исследования были.
2 Информация с веб-сайта Международной организации труда. URL: http://www.ilo.org/global/topics/forced-labour/lang-en/index.htm (дата пересмотра: 01.03.2012). представлены в виде доклада «О состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации», который представлен в рамках реализации III этапа Проекта.
В 2006 году было принято Решение о Программе сотрудничества государств — участников Содружества независимых государств (СНГ) в борьбе с торговлей людьми на 2007 — 2010 годы (Минск, 28 ноября 2006 г.). Программа сотрудничества государств — участников разработана по инициативе Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств.
Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» торговля людьми, расценивается не только как посягательство на личную неприкосновенность, но и как одна из нежелательных тенденций, представляющих угрозу национальной безопасности.
Однако до сих пор, несмотря на предпринятые в нужном направлении шаги, в Российской Федерации отсутствует комплексная государственная политика по противодействию торговли людьми, до сих пор не приняты разработанные законопроекты «О противодействии торговле людьми» и «О помощи жертвам торговле людьми», разработанные в середине 2000;х годов. В стране не существует убежищ для жертв торговли людьми, хотя жертв таких достаточно много, о чем говорит опыт российских некоммерческих организаций в данной сфере, тем более в последние годы в связи с увеличением количества трудовых мигрантов из стран СНГ.
Все вышесказанное делает крайне актуальным анализ практической деятельности по противодействию торговли людьми других стран, где подобный опыт уже накоплен. В первую очередь, это относится к странам Северной Европы, в которых государственная политика в этой сфере интенсивно обсуждается, прорабатывается, законодательно закрепляется и реализуется на практике. Активные меры, принятые государствами Северной Европы в целях предотвращения и борьбы с торговлей людьми, обеспечили создание механизма противодействия данному виду преступления, который на современном этапе отличается высоким уровнем эффективности.
Соответственно, механизмы противодействия торговле людьми, разработанные в странах Северной Европы, могут стать хорошей основой для разработки комплексной государственной политики Российской Федерации по противодействию торговле людьми, которая бы включала, среди прочих мер, принятие национального законодательства, создание общероссийского национального плана действий по борьбе с торговлей людьми и выработку механизма реализации данного плана.
Степень научной разработанности проблемы.
Необходимо отметить, что опыт выработки политики противодействия торговле людьми в Северной Европе, являющейся передовым регионом в данном вопросе, остается практически без внимания у российских исследователей, а материалы западных исследователей остаются непереведенными на русский язык. Также необходимо отметить, что проблема торговли людьми на современном этапе достаточно нова и для западных исследователей, так как принятие законов о противодействии торговле людьми и общенациональных планов действий приняло широкий размах в течение последних восьми-десяти лет.
Запрет на торговлю людьми рассматривается как серьезное нарушение прав человека. Вопросы прав человека подробно освещены в трудах российских авторов, таких как Венгеров А. Б., Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю., Лукашева Е. А., Малинова О. Ю., Рудинский Ф. М., Четвернин В. А. и др.
Вопросы торговли людьми в Российской Федерации, в основном, представлены сборниками семинаров и конференций, а также отчетами в рамках проектов Европейского Союза, Бюро Международной организации по миграции в Москве и др. Тюрюканова Е. В., Ерохина Л. М, Малышева М. М. в первой половине 2000;х годов провели несколько первых исследований по проблеме торговли людьми в Российской Федерации, в которых анализируются современные аспекты миграции, включая женскую трудовую миграцию.
В течение последнего десятилетия в России выполнено несколько диссертационных исследований по проблематике торговли людьми, в основном, с акцентом на криминологические и уголовно-правовые аспекты данной темы, включая исследования М. Ю. Буряк, Е. В. Евстифеевой, С. Е. Метелевой и др. В 2011 году А. В. Матвиенко было выполнено диссертационное исследование на тему региональных социально-экономических аспектов торговли людьми в современном мире.
В то же время работы, посвященные опыту стран Северной Европы по противодействию торговли людьми, на русском языке практически полностью отсутствуют. Опыт стран Северной Европы можно найти только в переводах отчетов международных организаций на русский язык по данной проблематике, а также переводах планов действий данных стран.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время степень разработанности вопроса в отечественной литературе не соответствует стоящей перед Российской Федерацией задаче по разработке государственной политики по противодействию торговли людьми.
Целью исследования является определение на основе сравнительного анализа Норвегии и Дании базовых параметров эффективной государственной политики по противодействию торговли людьми.
Для достижения поставленной цели в рамках диссертационного исследования должны быть решены следующие задачи:
— определены место и роль проблематики прав человека в современном мировом политическом процессе;
— выявлены базовые исторические и политические факторы, определившие характер эволюции политики государств по противодействию торговле людьми;
— дана оценка деятельности международных организаций в области противодействия торговле людьми на современном этапе;
— показаны особенности формирования государственной политики противодействия торговле людьми в Норвегии и Дании;
— выявлены проблемы и перспективы повышения эффективности усилий органов власти Норвегии и Дании по недопущению нарушения прав человека в этой сфере.
Объектом исследования является государственная политика противодействия торговле людьми в странах Северной Европы на примере Норвегии и Дании.
Предметом исследования являются факторы, способствующие эффективности реализации общенациональных планов действий по противодействию торговли людьми.
Методологической основой исследования послужили общенаучные и специально-научные методы. Среди общенаучных следует упомянуть диалектический метод познания, анализ, синтез, комплексный и другие подходы. Среди специально-научных методов в исследовании использовались исторический, сравнительный, нормативно-ценностный и функционально-структурный подходы.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили научные разработки отечественных и зарубежных ученых в области прав человека, и предотвращения торговли людьми, международные соглашения в области прав человека и предотвращения торговли людьми, законодательство Европейского Союза и национальное законодательство Норвегии и Дании в данной сфере.
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации:
• проблема торговли людьми раскрыта с позиций современного представления о правах человека и гражданина;
• дан комплексный анализ государственной политики противодействия торговле людьми в странах Северной Европы;
• определены основные параметры оценки эффективности противодействия торговли людьми;
• сформулированы базовые положения, которые должны быть учтены при формировании государственной политики противодействия торговле людьми в Российской Федерации.
Гипотеза исследования. Запрет на торговлю людьми будет эффективно функционировать лишь в том случае, если политика противодействия торговле людьми на государственном уровне будет носить комплексный характер, вовлекая органы власти, общественные организации, международное сообщество, и ставя самих пострадавших от торговли людьми и защиту их прав в центр данной политики.
Результатом диссертационного исследования являются следующие положения и выводы, выносимые на защиту:
1 .Торговля людьми — это преступление, посягающее на честь, свободу, достоинство, неприкосновенность и безопасность человека и гражданина. Право человека не подвергаться рабству — это основное и гражданское право каждого человека. Данное право принадлежит к первому поколению прав человека и является абсолютным правом человека, т. е. прирожденным и неизменным правом человека, которое не может быть ограничено ни при каких чрезвычайных ситуациях. Важнейшими правами пострадавших от торговли людьми, основанными на международных нормах, являются право на безопасность, на неприкосновенность частной жизни, на информацию, на юридическое представительство, на рассмотрение дел в суде, на компенсации за причиненный ущерб, на помощь, на возвращение, а также право добиваться разрешения на постоянное проживание.
2. На современном этапе определение «торговля людьми» охватывает не только сексуальную эксплуатацию, но также и принудительный труд как одну из целей торговли людьми. Противодействием торговле людьми активно занимается международное сообщество, включая международные и региональные организации, такие как ООН, ОБСЕ, MOT, MOM, Европейский Союз и др.
3. Ключевым фактором, повлиявшим на развитие законотворчества и принятие общенациональных планов действия в странах Северной Европы, стало увеличение количества иностранных граждан на внутренних рынках проституции, резкое возрастание числа случаев принудительного труда, усиление внимания к проблеме торговли людьми со стороны международных организаций и национальных институтов гражданского общества.
4. Государственная политика противодействия торговле людьми в Норвегии и Дании является комплексной, так как совмещает в себе обеспечение судебного процесса, защиту прав жертв торговли людьми, включая правовую, медицинскую, социальную и др., а также превентивные меры. Это находит отражение в реформе законодательства, в национальных стратегиях и планах действий по борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией в целях проституции, в исследованиях масштабов торговли людьми, институциональных механизмах координации усилий по борьбе с торговлей людьми и мерах по защите жертв такой торговли. Страны Северной Европы вырабатывают такой подход к решению проблемы торговли людьми, который ставит во главу угла жертву торговли людьми, его права и защиту, что обеспечивает эффективность государственной политики данных стран.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней:
• дана авторская оценка теоретическим дискуссиям, ведущимся в настоящее время по проблематике прав человека;
• обоснован принцип комплексности в подходе к разработке государственной политики противодействия торговле людьми;
• выявлены факторы, оказывающие влияние на выбор конкретных путей и методов противодействия торговли людьми.
Практическая значимость работы: состоит в том, что в ней содержатся конкретные рекомендации по совершенствования деятельности в области противодействия торговли людьми в Российской Федерации. Основные положения и выводы могут быть использованы в работе органов государственной власти и общественных организаций по научному обоснованию совершенствования механизма противодействия торговле людьми в условиях выработки стратегии в данной сфере на государственном уровне. Представленные в ней результаты анализа и выводы могут быть использованы в процессе преподавания курсов, спецкурсов и семинаров по политологии.
Апробация результатов исследования: Диссертация обсуждалась на кафедре политологии Российского государственного педагогического университета имени А.Герцена. Результаты исследования были включены в «Исследование ситуации в сфере противодействия торговле людьми в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» (Санкт-Петербург, 2010 г.) «Сборник материалов I международной научно-практической конференции «Политика и право в социально-экономической системе права» (Москва, 30−31 декабря 2011 г.), в сборник материалов международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологии, политологии, философии и истории» (г. Новосибирск, 19 декабря 2011 года), в сборнике «Герценов-ские чтения — 2012», в журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена» (г. Санкт-Петербург, апрель-май 2012 г.), в журнал «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» (г. Тамбов, май 2012 г.). Результаты исследования были озвучены в дискуссии на международной конференции «Противодействие торговле людьми: международное правовое сотрудничество и правоприменительная практика» (г. Санкт-Петербург, 24−25 марта 2010 г.), международной научно-практической конференции «Поведение риска: современные направления исследований и профилактики» (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 года).
Структура и объем исследования: Цель и задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Выводы по Главе 2:
На основе анализа государственной политики в области противодействия торговле людьми в Норвегии и Дании можно сделать ряд выводов.
1)Исследование показывает, что политике двух стран по данному вопросу присущи как общие, так и особенные черты.
Общими моментами для Норвегии и Дании, как показано в нашем исследовании, являются следующие:
106 Законодательство в сфере противодействия торговле людьми в Российской Федерации, отдельных странах Европейского Союза и государствах на постсоветском пространстве: сравнительный обзор, Бюро MOM в Москве, Москва, 2009.
— ключевым фактором, повлиявшим на развитие законотворчества и принятие общенациональных планов действия, стало увеличение количества иностранных граждан на внутренних рынках проституции в результате увеличения миграционных потоков, а также осознание проблемы торговли людьми в мировом масштабе;
— в обеих странах фокус на противодействие торговле людьми привел, с одной стороны, к законодательным изменениям, и с другой стороны, к выработке за последние десять лет трех планов действий для каждой страны с целью работы по борьбе с торговлей людьми. В то время как первые планы фокусировались только на торговле женщинами в форме сексуальной эксплуатации, в последующие годы власти обеих стран начали уделять внимание также и другим формам торговли людьми, таким как принудительный труд, торговля детьми и др.;
— в настоящее время, как Норвегия, так и Дания приняли правозащитный подход к проблеме, ставя во главу угла права жертв торговли людьми;
— государственная политика противодействия торговле людьми в Норвегии и Дании является комплексной, направленной на обеспечение судебного процесса, защиту прав жертв торговли людьми, включая правовую, медицинскую, социальную и др. виды помощи, а также превентивные меры. Обе страны приняли национальное законодательство в соответствие с международными стандартами, имеют национальный механизм перенаправления, в который включены общественные организации, уполномоченные комиссии по противодействию торговли людьми, а также развитое сотрудничество с другими заинтересованными партнерами;
— обе страны пока еще не имеют национальных докладчиков по ситуации с торговлей людьми, однако публикуют доклады и отчеты по данной тематике;
— обе страны не обязаны соответствовать регламентам ЕС в отношении противодействия торговли людьми. Норвегия не является страной ЕС, в результате чего не имеет обязательства приводить свое законодательство в соответствие с законодательством ЕС в этой области. Дания является странойчленом ЕС, однако на территории Дании не имеют юридической силы регламенты Евросоюза в области противодействия торговле людьми.
2) Необходимо отметить, что усилия по борьбе с торговлей людьми в сфере трудовой эксплуатации были начаты как в Норвегии, так и в Дании только в конце 2000;х годов. Поэтому обеим странам необходимо больше уделять внимание следующим проблемам:
— усилить работу по идентификации жертв торговли людьми в сфере трудовой эксплуатации и оказанию им помощи;
— больше уделять внимание повышению общественной осведомленности в области торговли людьми в сфере трудовой эксплуатации и снижать запрос на услуги жертв торговли людьми, в особенности в сфере сельского хозяйства, строительства и клининговых услуг;
— принять проактивный подход к идентификации жертв торговли людьми с целью трудовой эксплуатации, например, путем организации регулярных визитов инспекторов труда на рабочие места в секторах наибольшего риска, таких как сельское хозяйство, строительство, кли-нинговые услуги, рестораны и гостиничное хозяйство.
— предусматривать предоставление проживания для мужчинжертв торговли людьми.
3) Несмотря на наличие многих общих характеристик, в политике каждой из этих стран в области противодействия торговле людьми есть и особенные черты:
— Понимание ситуации в Норвегии таково, что проституция — это проблема общественного порядка или проблема, которая требует защитить Норвегию от международной, организованной преступности. Законодательство Норвегии официально признало тот факт, что неприемлемо для мужчин покупать женщин для сексуальной эксплуатации, замаскированной под сексуальное удовольствие или «сексуальную работу». Также важно законодательное признание, что страна не может разрешить проблему торговли людьми без обращения к вопросу спроса в отношении проституции.
В Дании вопрос о криминилизации покупки сексуальных услуг широко обсуждался и обсуждается до сих пор. Аргументы в пользу криминализации предоставляются со ссылкой на положительный шведский опыт. Аргументация базируется на интерпретации проституции как насилия мужчины над женщиной и как проблема тендерного равенства. В то же время Дания, единственная из Северных стран, до сих пор не имеет закона, запрещающего такую покупку.
— предоставление «периода на реабилитацию и размышление» разнится в данных странах. С 2006 года период на реабилитацию и размышление в Норвегии был продлен до 6 месяцев, то есть жертвы торговли людьми имеют право на 6-месячный период реабилитации и размышления без каких-либо условий. Этот период может быть продлен еще на один год в случае, если жертва сотрудничает с органами власти в целях привлечения торговцев людьми к ответственности. Во время периода на реабилитацию и размышление жертве предоставляется временный вид на жительство, который включает в себя разрешение на работу. Это потенциально важный элемент, так как он может облегчить транзитный период для жертвы до момента, когда он/она будет возвращен (а) на родину, а также это поможет им заработать какие-то деньги для возвращения на родину. В Дании такой период предоставляется всего лишь на 30 дней, а в случае согласия жертвы на сотрудничество с властями — до 100 дней. В основном, после короткого периода на размышление жертвы торговли людьми возвращаются на родину. Поэтому Правительству Дании необходимо пересмотреть законодательство с целью обеспечения жертв торговли людьми адекватным периодом размышления, а не ограничением по времени с целью подготовки их отъезда из страны в качестве нелегальных мигрантов107.
107 Report concerning the implementation of the Council of Europe Convention on Action against Trafficking in Human Beings by Denmark, First evaluation round, Group of Experts on Action against Trafficking in Human Beings, Strasbourg, 20 December 2011,.
— Правительству Дании необходимо пересмотреть систему предоставления вида на жительство жертвам торговли людьми с целью обеспечения подхода, в центре которого находится помощь жертвам, с целью предотвращения повторного трафика.
4) На основе сравнительного анализа политики Норвегии и Дании в области противодействия торговле людьми, а также рекомендаций, планов действий международных и региональных организаций мы считаем нужным предложить следующие основные параметры комплексной государственной политики противодействия торговли людьми:
— принятие специального национального законодательства в соответствии с международными стандартами в области противодействия торговле людьми (Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 года и ее Протокол «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» от 15 ноября 2000 года) — пересмотр действующего законодательства с целью приведения его в соответствие с международными стандартами. Законодательство должно включать в себя вопросы предотвращения, защиты прав жертв торговли людьми и преследование виновных в судебном порядке;
— создание уполномоченного органа власти по борьбе с торговлей людьми, а также назначение национального докладчика по мониторингу ситуации с торговлей людьми в данной стране;
— создание координационной комиссии, включающей государственные органы власти, международные и общественные организации, занимающиеся оказанием помощи жертвам торговли людьми, с целью четкого распределения обязанностей и налаживания механизма перенаправления жертв торговли людьми с целью эффективного оказания необходимых им видов помощи. http://www.coe.int/tydglil/monitoring/trafficking/Docs/Reports/GRETA201121FGRDNKen.pdf (дата пересмотра: 15.01.12).
— принятие общенациональной стратегии или плана действий по борьбе с торговлей людьми;
— участие гражданского общества на различных уровнях противодействия торговли людьми, включая предотвращение торговли людьми (проведения исследований, информационно-просветительных кампаний, организация сетей и др.), защиту прав жертв торговли людьми (предоставление медицинской, юридической, социальной и др. видов помощи) и др.;
— сотрудничество с государствами, межгосударственными и международными организациями по вопросам противодействия торговле людьми с целью эффективного противодействия данному преступлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Глобализация, демографические изменения, социальная трансформация, миграция населения влияют на все страны мира. В соответствие с оценками Организации Объединенных Наций, в мире 214 миллионов международных мигрантов, около 740 миллионов внутренних мигрантов, около 44 миллионов вынужденно перемещенных лиц, в то время как 50 миллионов че.
1ПЯ ловек живут и работают с нерегулярным статусом. Правительства стран всего мира вполне положительно воспринимают миграцию товаров и капиталов, при этом гораздо более негативно реагируя на миграцию людей. Резкое ограничение доступа на европейские рынки труда населения третьих стран, начавшееся еще в 70-е годы прошлого столетия, породило феномен нелегальной иммиграции, который в начале XXI века принял самую опасную форму. Торговля и нелегальная транспортировка людей привели к возрождению рабства.
На сегодняшний день международное сообщество сформулировало определение понятия «торговля людьми» в одном из важнейших междуна.
United Nations Development Programme «Human Development Report 2009: Overcoming barriers: Human mobility and development», New York, 2009. родных документов в сфере торговли людьми — Палермском Протоколе «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее», дополняющем Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года. На мировом уровне торговля людьми признана противоречащей общепризнанным нормам и принципам международного права, предусмотренным Всеобщей Декларацией прав человека 1948 г. и другими международными документами.
Согласно различным категориям классификации прав человека не подвергаться рабству — это основное и гражданское право каждого человека. Данное право принадлежит к первому поколению прав человека и является абсолютным правом человека, т. е. прирожденным и неизменным правом человека, которое не может быть ограничено ни при каких чрезвычайных ситуациях. Важнейшими правами пострадавших от торговли людьми, основанными на международных нормах в области защиты прав человека, являются право на безопасность, на неприкосновенность частной жизни, на информацию, на юридическое представительство, на рассмотрение дел в суде, на компенсации за причиненный ущерб, на помощь, на возвращение, а также право добиваться разрешения на постоянное проживание.
Международные и региональные организации (Организация Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международная организация труда, Международная организация по миграции и др.) активно включились в борьбу с торговлей людьми. 30 июля 2010 года Генеральной Ассамблеей ООН был одобрен Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми, предусматривающий меры по предотвращению таких преступлений, защите их жертв, преследованию преступников и укреплению сотрудничества по всем этим направлениям. В ближайшие годы международные и региональные организации должны усилить своё сотрудничество и обмен информацией, для того чтобы избежать совпадения и дублирования работы, а также максимально увеличить эффективно ность действий, предпринятых на международном уровне, так как само явление «торговля людьми» становится все более распространяющимся. Более того, в целях улучшения сотрудничества, важным является введение в практику международных инструментов и дальнейшая разработка планов действий, обеспечивающих практические и конкретные решения для сотрудничества, которые должны быть, в дальнейшем, оценены и приведены в исполнение.
Политические и экономические изменения последних десятилетий, растущее глобальное неравенство и изменения в политике на границе между Западной Европой и бывшим СССР привели к такой ситуации, когда транснациональная проституция и торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации в Северные страны возросла. Растущее количество иностранных женщин, работающих в проституции, поместило вопрос торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации в центр повестки дня. Все Северные страны разработали стратегии по решению проблемы, как в форме предотвращения, так и в форме судебного разбирательства и поддержки жертвам, подписали Палермский протокол, который вступил в силу в 2003 году, и приняли свои собственные запреты в ответ на обязательства по Протоколу. Норвегия и Дания ратифицировали Конвенцию Совета Европы по борьбе с торговлей людьми, которая вступила в силу в 2008 году.
Традиционно в рабство к торговцам попадали главным образом женщины, в результате чего многие страны мира, в том числе и страны Северной Европы, концентрировались до недавнего времени, в основном, на борьбе с торговлей людьми в сфере сексуальной эксплуатации, однако вследствие отмеченного роста использования нелегальной рабочей силы в экономике стран мира, жертвами траффика считаются в настоящее время и мужчины. Важно принять во внимание, что официальная статистика может в большей мере представлять те случаи, которые легко распознаются системой уголовного права. Это как раз и относится к распознаванию форм эксплуатации и/или профилю жертв. Сексуальная эксплуатация распознается легче, чем другие формы эксплуатации. Это происходит в силу того, что в течение многих лет акцент был поставлен на сексуальную эксплуатацию путем кампаний по увеличению осведомленности и направленности законодательства. Принудительный труд, как форма торговли людьми, лишь недавно был включен во многие системы национального законодательства. Как следствие, статистика уголовных дел будет включать, скорее всего, большую разницу в количестве случаев сексуальной эксплуатации и принудительного труда, чем это происходит на самом деле109.
Ключевым фактором, повлиявшим на развитие законотворчества и принятие общенациональных планов действия в Норвегии и Дании, стало увеличение количества иностранных граждан на внутренних рынках проституции, массовая миграция, принятие международной конвенции 2000 года и Палермского протокола.
Проведенный анализ государственной политики противодействия торговле людьми в Норвегии и Дании показал, что государственная политика противодействия торговле людьми этих стран является комплексной, так как совмещает в себе обеспечение судебного процесса, защиту прав жертв торговли людьми, включая правовую, медицинскую, социальную и др., а также превентивные меры. Это находит отражение в реформе законодательства, в национальных стратегиях и планах действий по борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией в целях проституции, в исследованиях масштабов торговли людьми, институциональных механизмах координации усилий по борьбе с торговлей людьми и мерах по защите жертв такой торговли. Страны Северной Европы вырабатывают такой подход к решению проблемы торговли людьми, который ставит во главу угла жертву торговли людьми, его права и защиту, что обеспечивает эффективность государственной политики данных стран.
Trafficking in PersonsAnalysis on Europe", United Nations Office on Drugs and Crime, UN. GIFT, Vienna, 2009.
Сравнительный анализ государственной политики противодействия торговле людьми Норвегии и Дании привел к выработке в исследовании базовых параметров комплексной государственной политики противодействия торговли людьми для любой страны и, в частности, для Российской Федерации.
При формировании стратегических направлений в Российской Федерации в сфере противодействия торговле людьми существует необходимость использования опыта стран Северной Европы с целью разработки комплексной государственной политики противодействия торговле людьми.
На основе сравнительного анализа государственной политики Норвегии и Дании в сфере противодействия торговле людьми, а также рекомендаций международного сообщества нами разработаны базовые положения для включения в стратегию РФ по противодействию торговле людьми:
1. Формирование комплексной государственной политики, т. е. не только борьба с торговцами людьми, но и защита прав жертв торговли людьми, превентивные меры и межгосударственное партнерство в данной сферепринятие специального закона должно сопровождаться детальным сравнительно-правовым анализом законодательства с целью его гармонизации с международными конвенциями ООН и документами Совета Европы, а также разработкой предложений по внесению изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты РФ для устранения внутренних коллизий законодательства.
2. Законодательное закрепление определения «жертва торговли людьми», прав жертв торговли людьми и обязанностей органов власти;
3. Создание уполномоченного органа и назначение национального докладчика с целью мониторинга ситуации в области противодействия торговле людьми;
4. Вовлечение органов власти, общественных и международных организаций для работы по проблеме торговли людьми;
5. Создание механизма перенаправления жертв торговли людьми, четко разграничивающего обязанности всех вовлеченных государственных и общественных организаций;
6. Принятие правозащитного подхода к жертвам торговли людьми.