Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Символический капитал культуры и теория «гибкой власти»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Институты гражданского общества выступают важным источником «гибкой власти». Университеты, культурные и общественные фонды, церковь, неправительственные организации обладают своей «гибкой властью», которая способна как усиливать политику правительства, так и конфликтовать с ней. Вот почему внимание к проблемам и нуждам гражданского общества, умение находить точки соприкосновения с общественностью… Читать ещё >

Символический капитал культуры и теория «гибкой власти» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для более глубокого проникновения в механизмы формирования имиджа страны политическая наука опирается на концепцию символического капитала культуры П. Бурдье и теорию «гибкой власти» Дж. С. Ная.

Символический капитал культуры — это коллективная память, культурные символы, образы, духовная сфера социума (П. Бурдье). С этой точки зрения, имидж государства — неотъемлемая часть символического капитала культуры, который основан на вере людей, считающих данный капитал ценным для себя, в силу чего он обладает символической властью над ними.

Термин " soft power" , предложенный американским политологом Джозефом Наем, иногда переводится как «мягкая сила», но более точно все-таки говорить о " гибкой власти" , поскольку речь идет о власти информации и образов, коммуникационных потоков — власти подвижной и гибкой. Американский генерал Кларк заметил: «Гибкая власть дала влияние в намного большем масштабе, чем преимущество жесткой силы в традиционной политике баланса сил»[1].

" Гибкая власть" — не слабость и мягкость; это скорее способность получить желаемое через привлечение, а не через подавление. В ее основе лежит стратагемный подход в мировой политике: заставить других «захотеть» сделать то, что вам нужно, используя стратегию обольщения, а не борьбы.

Для государства " гибкая власть"  — это власть его политических идеалов и культурных символов, привлекательность политических лидеров и культурных достижений, которые непрерывно транслируются по мировым каналам коммуникаций и заставляют позитивно говорить о себе весь мир. Другими словами, власть имиджа государства — это «гибкая власть». Искусство такой власти, направленное на рост влияния в мирное время, является более сложным, чем военные маневры, поэтому и затраты здесь выше. Парадокс состоит в том, что сегодня правительства все еще склонны тратить в 400 раз больше на традиционную, жесткую власть, чем на власть имиджа: такова инерция мышления. Вот почему столь важно окончательно развенчать миф о преимуществе жесткой силы в мировой политике и обозначить тайные пружины «гибкой власти», заставляющие побеждать без боя.

Дж. Най обозначил три базовых ресурса «гибкой власти» :

1) культура; 2) политические ценности; 3) внешняя политика, имеющая моральный авторитет[2]. Все эти источники являются основой формирования имиджевой политики страны, фундаментом создания и продвижения позитивного политического имиджа государства.

Символический капитал культуры, несомненно, может обладать высокой притягательной силой не только для народа собственной страны, но и для других государств, если ценности национальной культуры включают в себя универсальные символы, которые понимают и принимают другие народы. Способность привлекать других и управлять общественным мнением является существенным элементом власти в мировой политике. Если культурные достижения страны способны вдохновлять иноплеменные народы, пробуждать мечты и устремления, формировать вкусы и пристрастия, то лидерам этой страны проще убедить другие народы в значимости своих политических целей. Когда культурные ценности и идеология страны привлекательны, то и другие страны могут с готовностью последовать за ними. Все это относится не только к высокой культуре, обращенной преимущественно к элитам, — искусству, литературе, образованию, — но и к так называемой поп-культуре, которая направлена на массовое развлечение.

Российская высокая культура обладает колоссальной «гибкой властью»: русский балет, литература, классическая музыка известны во всем мире и создают привлекательный образ нашей страны за рубежом. Когда-то СССР умело использовал массовую культуру для пропаганды социалистического образа жизни: советские песни — «Катюшу», «Калинку», «Подмосковные вечера» — знали и любили во всем мире. К сожалению, сегодня отечественная поп-культура создает преимущественно негативные и карикатурные образы, высмеивая и пародируя все и вся, что рождает ощущение вымученного декаданса, распада системы ценностей, поругания идеалов. Между тем, по оценке международных экспертов, именно благодаря поп-культуре, образ Америки стал таким привлекательным в глазах других стран, поскольку американская поп-культура создает образ США как «волнующей, экзотической, богатой и мощной страны — передового рубежа современности и инноваций»[3].

Система образования, визитов и обменов — еще один важный канал транслирования культуры. Получение образования за границей формирует у молодого поколения элиты менталитет, восприимчивый к ценностям другой страны, что выступает важным проводником культурного влияния. Гарвард, Оксфорд и Кембридж вот уже несколько столетий являются кузницей транснациональной элиты, что, несомненно, усиливает влияние западной культуры во всем мире. В США ежегодно обучаются более полумиллиона иностранных студентов, что в пять раз больше, чем в современной России.

Институты гражданского общества выступают важным источником «гибкой власти». Университеты, культурные и общественные фонды, церковь, неправительственные организации обладают своей «гибкой властью», которая способна как усиливать политику правительства, так и конфликтовать с ней. Вот почему внимание к проблемам и нуждам гражданского общества, умение находить точки соприкосновения с общественностью внутри страны является важной составляющей «гибкой власти». Если страна охвачена волной протестов и забастовок, это серьезно подрывает ее авторитет в мире, какие бы благие цели во внешней политике она ни преследовала.

Внешняя политика также способна серьезно усиливать «гибкую власть», если она проводит идеи, которые воспринимаются мировой общественностью как прогрессивные. Если внешняя политика воспринимается другими странами как лицемерная, высокомерная или безразличная к мнению иных народов, это может значительно ослабить «гибкую власть» страны[4].

Публичная дипломатия — разъяснение правительственной политики широкой общественности во всем мире — имеет ключевое значение для продвижения культуры, ценностей и внешней политики. Именно публичная дипломатия считается сегодня основным элементом для продвижения бренда любой нации[5].

  • [1] Цит. по: Най Дж. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. С. 19
  • [2] См.: НайДж. Указ. соч. С. 37—38
  • [3] Rosendorf N. М. Social and Cultural Globalization: Concepts, History, and America’s Role // Governance in a Globalizing World / eds. S. Nye, J. D. Donahue. Washington: Brookings Institution Press, 2000. P. 123.

    .

    Neal M. Rosendorf, Social and Cultural Globalization. Wash., 2000. P. 123

  • [4] См.: Най Дж. Указ. соч. С. 41
  • [5] См.: Анхолът С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. М.: Добрая книга, 2010. С. 64
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой