Наблюдения показывают, что инструктивные тексты, как и все другие, включают в свой состав иные речевые типы (в нашем примере это рассуждение: Доносчиков не любят ни одноклассники, ни большинство учителей'), а также сами могут быть включены в рассуждение, описание. Например:
Известно, что внешний вид человека, его поза, тело могут «говорить». Это особый способ выражения; оно часто больше выдает окружающим о тебе, чем тебе самому хотелось бы. Мысли, которые занимают тебя постоянно, формируют, «чеканят» и моделируют выражение твоего лица и весь твой облик. Ноги, руки, плечи, кожа, лоб, губы всегда говорят правду.
Присмотрись к своему товарищу. Он похож на спортсмена? Нет, он ходит согнувшись, словно тащит тяжелый мешок со своими обязанностями, ему трудно глубоко и свободно дышать, быстро бежать, держаться подтянуто и бодро. Оглядись вокруг себя в школе! (А может быть, достаточно посмотреть в зеркало?) Следи за своей осанкой! Не сгибайся в три погибели, разверни плечи, подними выше голову! Смотри прямо перед собой, а не под ноги. При разговоре не отводи глаза, а смотри на собеседника, не бойся его прямого взгляда!.. (Энкелъман Н. Б. Начни с себя. С. 132).
Таким образом, наши наблюдения показывают, что в нестандартных текстах обычно сочетаются разные функционально-смысловые типы речи и порой не так-то просто их разделить в соответствии с принятой классификацией. К тому же оказывается, что традиционная трехчастная их типология нуждается в уточнении, так как разнообразие речевых типов гораздо шире, чем считалось авторами, исследовавшими лингвистику текста.