Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типология структуры концепта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе типологии концептов, предложенной Г. Г. Слышкиным, лежит характер ценностной составляющей, которая является одной из основных черт концепта. Учёный говорит о противопоставленности индивидуальных (персональные, авторские), микрогрупповых (например, в семье, между близкими друзьями), макрогрупповых (социальные, ролевые, статусные и др.), этнических и общечеловеческих ценностей. По этому… Читать ещё >

Типология структуры концепта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепт имеет свою определенную структуру. Исследователи обращают внимание на сложность структуры и неоднородность концепта как мыслительного конструкта. Структура разрешает преобразовать информацию о концепте, а затем актуализировать то или иное слово. Так как типы концептов разнообразны как по структуре, так и по содержанию то одной из важных проблем для лингвистов всех направлений является выбор оснований для классификации концептов.

Структурную классификацию концептов предлагает И. А. Стернин. Он выделяет три типа концептов: одноуровневые — содержат только базовый слой; многоуровневые — включают несколько когнитивных слоёв разной степени абстрактности; сегментные — состоят из базового слоя, окруженного равноправными по степени абстрактности сегментами [79, с. 59].

И.А. Стернин выделяет в структуре концепта базовый слой, который включает в себя определенный чувственный образ, представляющий собой единицу универсального предметного кода, которая кодирует данный концепт для мыслительных операций, а также некоторые дополнительные концептуальные признаки. Когнитивные слои, которые отражают развитие концепта, его отношения с другими концептами, образуются концептуальными признаками и дополняют базовый когнитивный слой. Совокупность базового слоя и дополнительных когнитивных признаков и слоев составляют объем концепта и определяют его структуру. Таким образом, базовый когнитивный слой с чувственно-образным ядром является обязательной составляющей любого концепта, а многочисленные когнитивные слои в структуре концепта могут отсутствовать.

В структуру концепта входят ценностная составляющая, понятийный и образный элементы. В понятийном элементе концепта Степанов Ю. С. выделяет следующие слои или компоненты, которые есть у каждого концепта: первый слой представляет собой актуальный основной признак; ко второму слою относится один дополнительный или несколько дополнительных признаков, «пассивные» признаки; третьим слоем является внутренняя форма концепт [78].

В основе типологии концептов, предложенной Г. Г. Слышкиным, лежит характер ценностной составляющей, которая является одной из основных черт концепта. Учёный говорит о противопоставленности индивидуальных (персональные, авторские), микрогрупповых (например, в семье, между близкими друзьями), макрогрупповых (социальные, ролевые, статусные и др.), этнических и общечеловеческих ценностей. По этому критерию различаются такие концепты как: индивидуальные, микрогрупповые, макрогрупповые, национальные, цивилизационные, общечеловеческие [76].

Структурная и смысловая многослойность концепта отражается в процедуре его осознания. Первый этап включает в себя его осмысление/понимание, т. е. соотнесение в нашем сознании смыслового содержания концепта с этимоном соответствующего слова. На втором этапе формируется внутренняя форма слова — смысловой центр концепта-образа. Им становится один из признаков этимологического содержания концепта. На третьем этапе происходит метонимическая концентрация образа, которая стимулирует формирование символического значения слова. На четвертом этапе появляется установка на миф — действие символа в парадигме культуры. Здесь происходит формирование более глубокой семантики слова, чем его непосредственное значение.

Концептом может быть и отдельный смысл, и целая концептуальная структура, включающая другие концепты и задающая другие ступени абстракции. По своему содержанию и степени абстракции, А. П. Бабушкин подразделяет концепты на несколько типов: 1) конкретно-чувственный образ, 2) схема, З) понятие, 4) прототип, 5) фрейм, 6) сценарий (скрипты), 7) гештальт и т. д. [9].

Более высоким по степени абстрактности концептом является представление (мыслительная картинка в некоторых классификациях) — это обобщенные чувственные образы разных предметов и явлений. Представление отражает совокупность наиболее наглядных, внешних признаков предмета или явления.

А.П. Бабушкин отмечает, что между концептами разных типов не существует резко очерченных границ. Они обладают относительной подвижностью, способны терять свое значение со временем и формироваться заново. Свободные словосочетания служат строительным материалом для создания концептов-картинок, схем, фреймов и сценарий [9, c. 54−55].

Таким образом, в контексте этого исследования фреймовая модель лучше, чем другие, воспроизводит в лексической системе отношения между концептом и его реализациями. В этом исследовании анализируются именно фразеологические единицы, вербализующие концепты, и используется комплексный подход к их анализу на основе метода фреймового описания. Основным исследовательским средством является концептуальная модель, с помощью которой выделяются базовые компоненты семантики концепта и выявляются устойчивые связи между ними.

Как отмечает М. М. Болдырев, фреймовый анализ предполагает установление и структуризацию той концептуальной области опыта, на фоне которой освещается значение слова [18, с. 62]. В этом исследовании концепт рассматривается в виде фрейма-предложения, состоящий из нескольких слотов. Предложение, вслед за Ю. С. Степановым, понимается как общий, инвариантный смысл нескольких логически эквивалентных предложений [78, с. 30]. «Предложение рассматривается как определенное концептуальное объединение, представляющее связи и отношения между разными сущностями. Наряду с представлением о связях, пропозициональные знания включают также и представления о самих объектах, а поэтому обращение к пропозициональным структурам требует привлечения к сфере анализов принципа восприятия мира [78, с. 105].

Фрейм содержит основную, типичную и потенциальную информацию, которая ассоциируется с тем или иным концептом. Фреймы характеризуются внутренней структурой, элементы которой представлены сложной конфигурацией слотов и признаков и их значениями. Фрейм в когнитивном аспекте является унифицированной конструкцией знания или связанной схематизацией опыта [79], что обеспечивает концептуальный базис для довольно значительного корпуса лексического материала. Вслед за О. М. Барановым и Д. О. Добровольским, фреймы понимаются как структуры знаний о типовом объекте, ситуации, действие и др. [23, с. 65]. Концептуальное представление может по-разному проявляться в элементах фрейма, что позволяет выделить ядро, центр, в элементах которого в большей степени представлены концептуальные основания, и периферию, где располагаются элементы с менее очевидными основаниями категоризации.

Существуют различные классификации фреймовых структур. Одним из наиболее последовательных является подход к систематизации и унификации концептуального анализа языкового материала посредством создания типовых структур С. А. Жаботинской. Она описывает 5 типов фреймов: предметноцентрический, акциональний, посесивний (партонимический), таксономический и компаративный [39]. Характер исследуемого в данной работе материала не позволяет использовать в «чистом» виде ни один из выделенных типов фреймов, следовательно, нами используется комбинация фреймов (Предметноцентрический, акционального, компаративного).

По своей структуре фрейм состоит из вершины (темы), т. е. макропропозиции, и слотов или терминалов, заполняемых предложениями. Это когнитивная структура организована вокруг какого-либо концепта, однако в отличие от тривиального набора ассоциаций такие единицы содержат лишь наиболее существенную, типичную и потенциально возможную информацию, которая ассоциирована с этим концептом.

Таким образом, культурно — значащий фрейм концепта — это прежде всего связанные с ним коннотации и потенциально возможные визуальные образы, которые сопровождают концепт и ассоциируются с ним [37, с. 295].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой