Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегические хозяйствующие единицы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существование СХЕ облегчает фирме приспособление к текущей экономической ситуации; создание условий более эффективного использования экономического и производственного потенциала. Взаимодействие между СХЕ — источник синергетического эффекта. Выделение СХЕ облегчает приспособление к текущей экономической ситуации. На СХЕ может быть возложена и разработка самостоятельной стратегии на одном или… Читать ещё >

Стратегические хозяйствующие единицы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня наряду с традиционными подразделениями в рамках предприятия или корпорации выделяются такие структурные образования, как стратегические хозяйствующие единицы (СХЕ), или, по-другому, стратегические бизнес-единицы (СБЕ), осуществляющие производственно-экономическую деятельность в одном или нескольких смежных направлениях в рамках стратегических зон хозяйствования (СЗХ).

Такие единицы могут быть предприятиями, отдельными подразделениями, их частями, например, цехом, поточной линией. Таким образом, не только предприятие, но и даже отдельное подразделение может включать несколько СХЕ.

Задание 3.2.

Единоличное предприятие относится к самой распространенной форме бизнеса. Такую фирму называют бизнесом одного человека. Дополните или уточните перечень преимуществ и недостатков бизнеса одного человека, владельца бизнеса.

Преимущества.

Недостатки.

Простая юридическая процедура оформления. Самостоятельное принятие управленческих решений вне зависимости от решений директоров, собраний, других владельцев. Возможности руководителя бизнеса определять и предоставлять персональные услуги потребителям.

Трудности трансформации в крупное предприятие в связи с недостаточностью собственных ресурсов.

Высокий уровень риска. Высокий уровень ответственности.

Пример 3.1.

Приведем в качестве примера бизнес-портфель (набор видов деятельности) на мебельном рынке.

На сегменте мебельного рынка «Конечные потребители» выделены такие стратегические хозяйственные единицы (СХЕ): «Мягкая мебель», «Детская мебель», «Кухни», «Спальни», «Столы и стулья», «Столовые» и «Гостиные»; на сегменте рынка «Торговые посредники» сформированы следующие СХЕ: «Мягкая мебель», «Детская мебель», «Кухни», «Спальни» и «Гостиные»; на сегменте «Государственные учреждения» необходимо концентрировать усилия на работе с детскими школьными и дошкольными учреждениями, предлагая им продукцию СХЕ «Детская мебель»[1].

Задание 3.3.

Выполните анализ приведенных определений «Бизнес», «Стратегическая бизнес-единица» и на конкретных примерах раскройте содержание и взаимосвязь этих понятий.

Бизнес (business) — это дело, деловая активность, направленные на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товаров и услугами между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности.

Стратегическая бизнес-единица (СБЕ) — подразделение фирмы (организации), которое характеризуется собственной миссией, задачами и независимой системой планирования. СБЕ может быть подразделением, производственной линией внутри подразделения и даже отдельным товаром или торговой маркой.

Стратегическая бизнес-единица (СБЕ) — это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.

Задание 3.4.

Выделите в приведенных определениях понятия «Стратегическая бизнес-единица» термины, которые можно отнести к самостоятельным понятиям.

Стратегическая бизнес-единица — отдельная организационно и юридически оформленная активная структура бизнеса.

Стратегическая бизнес-единица — это организационное образование, которое по всем ключевым параметрам представляет собой независимое подразделение, созданное для целей осуществления бизнеса.

Пример 3.2.

Если компания состоит из двух организаций — по производству тканей и, но пошиву одежды соответственно, то эти подразделения могут быть, а могут и не быть стратегическими бизнес-единицами. Если организация по пошиву одежды в большой степени зависит от поставок тканей, а организация по производству тканей — от заказов организации на изготовление одежды, то они нс могут относиться к стратегическим бизнес-единицам, в связи с тем что не могут конкурировать на рынке без взаимодействия друг с другом.

Основные требования, предъявляемые к стратегическим бизнес-единицам:

  • 1) изучение и удовлетворение потребностей клиентов на внешнем рынке;
  • 2) наличие конкурентов;
  • 3) наличие собственной бизнес-стратегии и концепции бизнеса;
  • 4) ориентация на конечный результат и ответственность за достижение финансовых целей.

Признаками СХЕ являются:

  • • обладание собственной миссией, специфическими целями и возможностями реализации собственных стратегий;
  • • наличие самостоятельного направления деятельности, долгосрочной производственно-сбытовой программы (главный признак), своего рыночного сегмента (ниши), круга поставщиков, клиентов и конкурентов, в том числе и за пределами страны;
  • • специализация на выпуске определенных видов товаров и услуг, автономность в отношении их модификации;
  • • относительная рыночная независимость от других подразделений (видов деятельности, торговых марок);
  • • возможность распоряжения ресурсами, принятия в рамках общего стратегического плана независимых управленческих решений в области производства, сбыта и материально-технического обеспечения, времени выхода на рынок, выбора поставщиков;
  • • измерение и оценка результатов деятельности, как правило, в финансовых показателях (прибыль, экономия затрат) и возложение за них на руководство ответственности.

Задание 3.5.

Выделите стратегические единицы бизнеса по продукту (бизнес-единицы могут формироваться на основе структуризации, но продукту, но территориальному признаку, совмещения двух названных подходов). Напишите выводы, но результатам формирования стратегических единиц бизнеса на основе структуризации по продукту.

Поскольку каждая СХЕ должна жить по средствам, когда расходы меньше доходов, она обычно имеет статус центра прибыли {profit centre). Если она самостоятельно не реализует продукцию, то речь идет о центре издержек производства (cost centre). Если СХЕ имеет право осуществлять капитальные вложения, то речь идет о центре инвестирования {investment centre). СХЕ, несущая ответственность за максимизацию продаж группы близких товаров, изготовленных на основе разных технологических процессов, имеет статус центра доходов {revenue center).

Задание 3.6.

Определите факторы успеха развития бизнес-единицы. И оцените по 10-балльной шкале значимость факторов успеха, влияющих на развитие бизнеса (факторы успеха (ФУ) — эго факторы, влияющие на укрепление конкурентных позиций, успешное развитие бизнеса. Например, к факторам успеха можно отнести низкий уровень себестоимости продукции, высокую долю рынка, привлекательную упаковку, собственную сбытовую сеть, быструю доставку продукции клиенту, ассортимент продукции, скидки, сервисное обслуживание и др.).

Существование СХЕ облегчает фирме приспособление к текущей экономической ситуации; создание условий более эффективного использования экономического и производственного потенциала. Взаимодействие между СХЕ — источник синергетического эффекта. Выделение СХЕ облегчает приспособление к текущей экономической ситуации. На СХЕ может быть возложена и разработка самостоятельной стратегии на одном или нескольких сегментах рынка. Для развития наиболее перспективных направлений деятельности СХЕ головная фирма с учетом генеральной стратегии может перераспределять между ними финансовые ресурсы. В то же время построение компаний в виде сети СХЕ затрудняет создание уникальной продукции.

Задание 3.7.

Проведите анализ главных конкурентов бизнеса, предложенного преподавателем на занятии, или организации, в которой вы проходили учебную (производственную) практику, используя 5-балльную шкалу оценки качества продукции (услуг), сервисного обслуживания, уровня цены. Напишите выводы по результатам оценки главных конкурентов.

Одним из методов анализа ситуации в бизнесе является построение карты конкурентов. Карту построить достаточно просто. Для этого необходимо:

  • а) выделить наиболее важные факторы, влияющие на результаты развития стратегической бизнес-единицы и результаты деятельности конкурентов, и определить значение этих факторов, например таких, как уровень качества/сервисного обслуживания и цены продукции;
  • б) по горизонтали карты расположить результаты оценки уровня качества/сервисного обелз’живания, а по вертикали — результаты оценки уровня цен на продукцию стратегической бизнес-единицы и конкурентов соответственно.

Пример структуры карты конкурентов:

Стратегические хозяйствующие единицы.

Задание 3.8.

Постройте карту конкурентов, определите положение стратегической бизнес-единицы и конкурентов по таким параметрам, как качество/сервисное обслуживание и цена. Напишите отличия бизнеса, предложенного преподавателем на занятии, или организации, в которой вы проходили практику, от бизнеса конкурентов.

Пример 3.3 (выделение СХЕ).

Собственники машиностроительного предприятия намерены сохранить направление его деятельности, связанное с продукцией военного назначения, и одновременно развивать гражданское направление. Эти направления существенно различаются по условиям хозяйствования, стратегиям, ресурсам и ир. Для оборонного блока выбрана стратегия специализации, для гражданского — диверсификация через поиск и выбор областей повышенного спроса и освоение оптимальных по рентабельности продуктов на базе имеющихся технологий и ресурсов. В последнем в соответствии с назначением продуктов выделяются отраслевые, технологические или продуктовые стратегические хозяйственные единицы. Стратегическая структура предприятия: СХЕ1. Оборонный заказ. СХЕ2. Гражданский заказ. СХЕ 2.1. Крепежные изделия. СХЕ 2.2. Вакуумные СВЧ-псчи для сушки древесины. СХЕ 2.3… 1

Источник: http://fd.ru/recommend/2016;kak-obedinyat-strategicheskie-hozyaystvennyeedinitsy.

Для анализа используется и матрица «Позиции стратегических бизнесединиц».

Структура матрицы следующая:

Стратегические хозяйствующие единицы.

Квадрант 1 — сильное, доминирующее положение относительно конкурентов, определяемое высокой привлекательностью и высокой долей продаж на рынке. Рекомендуемые основные направления стратегического развития бизнеса:

  • • накопление стратегического потенциала для увеличения доли рынка;
  • • продвижение в сегменты рынка и удовлетворение новых потребностей клиента;
  • • повышение эффективности исследования продуктов в данной стратегической единице бизнеса.

Квадрант 2 — сильное положение относительно конкурентов при низких показателях привлекательности и востребованности продукции (услуг). Рекомендуемые основные направления стратегического развития бизнеса:

  • • разработка стратегии сохранения своей доли рынка, развитие отношений с постоянным клиентом;
  • • увеличение расходов на мероприятия по продвижению продукции;
  • • увеличение расходов на выявление потребностей клиента.

Квадрант 3 — слабая конкурентная позиция, небольшая доля рынка при низкой привлекательности и востребованности продукции (услуг). Рекомендуемые основные направления стратегического развития бизнеса:

  • • сокращение расходов на продвижение продукта;
  • • разработка стратегии выхода из сегмента рынка.

Квадрант 4 — слабая конкурентная позиция при достаточно высокой устойчивой привлекательности и востребованности продукции (услуг). Рекомендуемые основные направления стратегического развития бизнеса:

  • • разработка инвестиционной политики развития и продвижения продукции (услуг);
  • • повышение эффективности исследований продукции.

Задание 3.9.

В матрице «Позиции стратегических бизнес-единиц» расположите в соответствующие четыре квадранта стратегические бизнес-единицы, предложенные преподавателем на занятии, или используйте материал, собранный в период прохождения учебной (производственной) практики.

Запишите основные направления развития стратегических бизнес-единиц, предложенных преподавателем на занятии, или используя материал, собранный в период прохождения учебной (производственной) практики.

Деятельностью СХЕ руководят стратегические хозяйствующие центры (СХЦ), отвечающие за разработку стратегий одной или группы стратегических хозяйственных единиц, реализующие программы, ориентированные на получение прибыли. Они могут создаваться путем заключения генерального соглашения между руководством головной и дочерних фирм, совпадать с одной из СХЕ или быть самостоятельными структурами.

Основными задачами СХЦ являются разработка и координация стратегий развития; рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов; контроль экономического, финансового и технического состояния СХЕ; формирование предложений по вопросам совершенствования управления фирмой в целом, система которого, построенная на основе СХЦ, выглядит следующим образом.

  • 1. На уровне фирмы разрабатываются ее миссия, цели и стратегические планы.
  • 2. СХЦ, исходя из этих документов, формулируют собственные миссию, цели, стратегии и хозяйственные планы, которые в процессе реализации координируются с общефирменными.
  • 3. СХЕ с учетом этих документов также вырабатывают собственные цели, производственные стратегии и программы, которые координируются со стратегиями и хозяйственными планами СХЦ.
  • 4. В свою очередь, цели СХЕ являются основой планов функциональных служб.

Совокупность всех стратегических хозяйствующих центров, объединяющих СХЕ, вместе с подразделением стратегического планирования образует организационную структуру стратегического управления.

  • [1] Разумова М. С. Механизм применения матрицы стратегического планирования бизнеса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 14 (175).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой