Точка безубыточности.
Маркетинговые исследования
Сбыт q*, при котором обеспечивается безубыточная работа, как известно, находится из условия равенства выручки и издержек. В результате, где С0 — постоянные издержки; р — цена; — переменные издержки на единицу. Очевидно, что когда переменные издержки на единицу продукции превышают цену, то точки безубыточности не существует. Сумма произведений в правой части далее обозначается как D… Читать ещё >
Точка безубыточности. Маркетинговые исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеристика модели
Каждому предприятию необходимо определить точку безубыточности — тот объем сбыта, ниже которого издержки не окупаются. Если цена выше условно-переменных издержек на единицу товара, то существует такой объем сбыта, когда предприятие сможет покрыть условно-постоянные издержки и начать работать с прибылью.
Графическое изображение зависимости издержек, выручки и прибыли от объема сбыта хорошо известно в микроэкономике как графическая модель для определения точки безубыточности (q*). Основой является следующая зависимость: прибыль (G) равна разности выручки (R) и общих издержек ©, т. е. G = R — С.
В свою очередь, выручка линейно зависит от цены (р) и объема сбыта (q): R = pq. Далее предполагается, что объем сбыта равен объему производства, т. е. продается все, что производится. Что касается издержек, то общие издержки равны сумме условно-постоянных (С0) и условно-переменных издержек (Cv): С = С0 + Сv. Постоянные издержки условно не зависят от объема производства. Переменные издержки изменяются в прямой зависимости от объема производства, но в расчете на единицу продукции принимаются неизменными: Cv = Kvq, где Kv — переменные издержки на единицу i-го вида продукции.
Точка безубыточности (q*) находится из условия равенства нулю прибыли или, что одно и то же, равенства товарооборота и издержек: R = С. Графоаналитическая модель для определения точки безубыточности показана на рис. 22.7.
Рис. 22.7. Определение точки безубыточности для предприятия:
q* - точка безубыточност; R — выручка: С — общие издержки; С0 — постоянные издержки; Cv — переменные издержки; G — прибыль Прибыль будет иметь место, когда сбыт фирмы в натуральном выражении больше точки безубыточности.
Аналитическая модель для расчета точки безубыточности имеет вид.
Данная модель может быть конкретизирована в зависимости от того, каким образом задана ожидаемая прибыль — как абсолютная величина или как доля в товарообороте. При планировании прибыли в виде абсолютной величины ?, которая, например, может быть принята равной постоянным издержкам или уставному капиталу, выражение для точки безубыточности имеет следующий вид:
При планировании прибыли в виде доли в товарообороте (?), когда , минимальный объем производства и сбыта должен быть равен.
Рассуждая подобным образом, можно задавать большую прибыль и получать требуемый значительный уровень производства, который выше принимался равным сбыту. Однако объем производства равен сбыту до тех пор, пока он не превышает спрос на продукцию предприятия. Таким образом, с одной стороны, сбыт предприятия должен превосходить точку безубыточности, но, с другой стороны, не должен превышать спроса на продукцию анализируемого предприятия.
Применение модели к анализу возможности успешной деятельности предприятия
При разработке нового товара, начиная с этапа проверки идей, должен постоянно проводиться анализ издержек, сбыта, емкости рынка, условий окупаемости затрат. Каждое предприятие при принятии решения о выходе на рынок того или иного товара должно проанализировать возможность успешности своей деятельности на рынке. Рассматриваемое здесь «правило возможности успешной деятельности» предприятия имеет следующую формулировку: «Предполагаемый объем сбыта товара должен, с одной стороны, обеспечивать безубыточную работу и, с другой стороны, такой объем сбыта должен быть востребованным на рынке» .
Данной формулировке соответствует следующая зависимость:
где q* - точка безубыточности; q — предполагаемый сбыт; п — число сегментов рынка; - доля предприятия на i-м сегменте; — емкость i-го сегмента рынка. Сбыт и емкость далее имеют натуральное выражение.
Сбыт q*, при котором обеспечивается безубыточная работа, как известно, находится из условия равенства выручки и издержек. В результате , где С0 — постоянные издержки; р — цена; - переменные издержки на единицу. Очевидно, что когда переменные издержки на единицу продукции превышают цену, то точки безубыточности не существует. Сумма произведений в правой части далее обозначается как D и представляет собой спрос на товар предприятия всеми сегментами или всеми видами потребителей, включая индивидуальное и массовое потребление. Величина D — q* может быть названа интервалом для сбыта. Обозначая ее через S, условие возможности успешной деятельности предприятия можно записать в виде S > 0.
При графическом представлении результатов выполнению условия успешной работы соответствует правая нижняя часть на рис. 22.8. Наклонные линии соответствуют различным значениям интервала для сбыта S в порядке возрастания.
Рис. 22.8. Область успешной деятельности предприятия.
На этапе проектирования значения величин , , d и V неизвестны точно и содержат ошибку. Значения величины S, которая в принципе является случайной величиной, подвержены колебаниям. В такой ситуации требуются гарантии того, что величина объема сбыта S не будет отрицательной. Если обратиться к графику, то гарантии будут тем выше, чем больше расстояние реальной точки (D, q*) от линии S = 0 в направлении роста S.
При анализе возможностей успешной деятельности предприятия применяется показатель риска в виде вероятности того, что сбыт будет не меньше точки безубыточности, т. е. в виде Р (S> 0).