Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Завоевание независимости странами Африки южнее Сахары

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расизм — идеология, которая использует внешние отличия в качестве основной причины для отказа в равном отношении к членам другой группы на основании так называемых научных, биологических или моральных характеристик; при которой коренное население считает членов другой группы отличающимися от собственной и изначально нижестоящими. Такие расистские доводы часто используются для обоснования… Читать ещё >

Завоевание независимости странами Африки южнее Сахары (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вслед за странами Ближнего Востока и Северной Африки активизировалось национально-освободительное движение в странах Африки южнее Сахары.

Среди английских владений в Африке первой — в марте 1957 г. — независимость получила колония Золотой Берег. Антиколониальной борьбой там руководил Кваме Нкрума, один из идеологов панафриканизма, будущий первый президент независимой Ганы.

Первым французским владением в Африке южнее Сахары, получившим независимость (2 октября 1958 г.), стала Гвинея. Национально-освободительная борьба в Гвинее проходила под руководством Ахмеда Секу Туре, который станет первым президентом независимой Гвинеи.

В 1960 г., вошедшем в историю как «год Африки», независимость получили сразу 17 государств: Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Конго (Браззавиль), Габон, Дагомейская Республика, Нигер, Верхняя Вольта, Кот-д'Ивуар и т. д.

Особенности политического режима ЮАР. Расизм и апартеид. Борьба за создание нерасового государства в ЮАР.

Вследствие того что самые богатые природными ресурсами колонии располагались в Южной Африке, получение независимости территориями, расположенными на юге Африканского континента, произошло несколько позже.

Случай ЮАР представляет особый интерес, поскольку там происходила борьба за создание нерасового государства.

Первые проявления расизма проявились в Южной Африке еще в XVII в.

Расизм — идеология, которая использует внешние отличия в качестве основной причины для отказа в равном отношении к членам другой группы на основании так называемых научных, биологических или моральных характеристик; при которой коренное население считает членов другой группы отличающимися от собственной и изначально нижестоящими. Такие расистские доводы часто используются для обоснования привилегированного отношения к одной группе.

В 1685 г. специальным указом были запрещены смешанные браки между белыми, бурами и африканцами.

Буры, или африканеры, — это переселенческий этнос, выходцы из Голландии, которые осваивали захваченные земли в Южной Африке и образовали Канскую колонию. Буры уже в XVIII в. обособились от голландцев и стали превращаться в самостоятельную нацию.

Когда Капская колония перешла под управление Великобритании, буры резко отреагировали на попытки британцев «англизировать» их: они основали независимые от англичан республики Трансвааль и Оранжевая, в которых африканское население было лишено всех прав, в то время как гражданские права и свободы предоставлялись белому населению республик.

После англо-бурской войны в среде африканеров вновь обрели популярность идеи, которые позже сложатся в режим апартеида.

Апартеид — политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 1990;х гг. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. квалифицирует апартеид как преступление против человечества (ст. 1).

В 1948 г. в Южно-Африканском Союзе (ЮАС) на парламентских выборах победила Националистическая партия, взявшая на вооружение политику апартеида, где главной целью было территориальное разделение населения по расовым группам (зулу, коса, тсвана и др.), которое легло в основу создания псевдонезависимых государств на моноэтнической основе («бантустанов»). Белому меньшинству отводилось 87% территории, а африканцам — 13%. Был принят целый ряд законов о недопущении африканцев на высокооплачиваемые должности (Закон о цветном барьере), а также закон о запрещении смешанных браков. Наблюдался «бытовой апартеид» — сегрегация африканцев на транспорте, в гостиницах и других общественных местах.

В 1955 г. Африканский национальный конгресс (АНК) и ряд прогрессивных организаций цветного и белого населения созвали Конгресс народов, на котором была выработана Хартия свободы — основной программный документ борьбы за демократическую Африку. Руководство ЮАС жестоко подавляло протестное движение; руководитель АН К Нельсон Мандела и его соратники были приговорены к пожизненному заключению. С 1961 г. АН К, лишившись возможности легальной борьбы, начала вооруженное противостояние, создав для этой цели военизированную организацию «Умконто ве сизве» («Копье нации»).

В 1961 г. ЮАС вышел из состава Британского Содружества наций и провозгласил себя Южно-Африканской Республикой.

В середине 1970;х — начале 1980;х гг. ЮАР предоставила «независимость» первым четырем бантустанам — Транскею, Бопутатсване, Венде и Сискею.

Важной вехой в национально-освободительном движении в ЮАР стало восстание африканцев в пригороде Йоханнесбурга Суэто, которое распространилось на многие города страны. В результате этих событий западными странами впервые были введены серьезные санкции против ЮАР. Сам режим приступил к ограниченным трансформациям, таким как отмена сегрегации в общественных местах, разрешение деятельности профсоюзов африканцев, а также была принята новая конституция ЮАР, провозглашавшая страну президентской республикой с трехпалатным парламентом — для белых, цветных и индийцев.

После принятия конституции по ЮАР прокатилась новая волна демонстраций. С середины 1980;х гг. начинается давление мирового сообщества на республику, вследствие чего ЮАР была вынуждена вывести войска из Анголы. В 1988 г. ЮАР, Ангола и Куба подписали соглашение об урегулировании на юго-западе Африки под эгидой ООН, что предусматривало продвижение Намибии к независимости.

Таким образом, кризис режима апартеида стал очевиден. В январе.

  • 1989 г. президент ЮАР II. Бота встретился с находящимся в тюрьме лидером большинства африканского населения Н. Манделой. 11 февраля
  • 1990 г. после 27-летнего заключения Н. Мандела был освобожден. В 1991 г. на съезде АНК Мандела был избран президентом Конгресса.

Началась подготовка к всеобщим выборам в ЮАР, в ходе которой происходили ожесточенные столкновения между политическими противниками.

В 1992 г. был отменен запрет на деятельность АНК и других организаций, началась также отмена расистских законов апартеида.

В апреле 1994 г. на выборах, в которых участвовало 19 партий, АНК получил 65% голосов. На заседании парламента президентом ЮАР был избран Н. Мандела. Так закончился период апартеида, который можно характеризовать как феномен внутреннего колониализма, когда в границах одного государства белое меньшинство эксплуатировало темнокожее население страны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой