Непосредственно публичное выступление
Изложение речи должно быть эмоционально окрашенным, в противном случае она не оставит впечатления, не запомнится. Эмоциональность должна быть сильнее в начале речи, чтобы привлечь внимание, и в конце, чтобы сделать акцент на главном выводе. Во вводной части речи следует обозначить важность темы для слушателей, описать проблему или проблемы, которым посвящено выступление. В основной части… Читать ещё >
Непосредственно публичное выступление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вербальная и невербальная коммуникация существенно различаются по своему воздействию.
Вербальная коммуникация осуществляется с помощью слов, в ней можно выделить лексические единицы, т. е. смысловые части. Речь является набором символов, нуждающихся в раскодировании, которое происходит в создании слушателя по мере того, как он улавливает звуки речи.
Невербальная коммуникация осуществляется с помощью взгляда, внешнего вида, поведения, мимики, жестов, тона голоса и иных подобных элементов. Она оказывает более сильное воздействие на аудиторию, так как не имеет каких-либо четких «единиц» и усваивается человеческим сознанием непосредственно и прямо.
Когда текст выступления уже подготовлен, следует подумать о том, как правильно его преподнести аудитории. Не секрет, что правильные по существу мысли, будучи плохо преподнесенными, не воспринимаются аудиторией или встречаются ей враждебно. Поэтому в ходе самого выступления следует учитывать ряд параметров.
Поведение:
- • спокойное — следует избегать спешки, суеты, лишней жестикуляции и мимики, равно как и зажатости, скованности, видимого напряжения; следует избегать навязчивых движений, которые отвлекают внимание аудитории;
- • доброжелательное — следует показать уважение к аудитории, улыбаться, использовать открытые жесты, не демонстрировать агрессии и наглости;
- • уместное — поведение не должно расходиться со смыслом выступления;
- • ориентированное на аудиторию — оратор должен следить за реакцией аудитории и подстраиваться иод нее: делать паузы и отступления, приводить примеры, уместно шутить.
Речь:
- • громкость — должна соответствовать размерам помещения, одинаково недопустима излишне тихая и громкая речь; для оптимальной громкости следует перед мероприятием проверить работу микрофона, а в начале выступления узнать, слышно ли докладчика на задних рядах;
- • темп — должен обеспечивать понимание смысла, т. е. не быть очень скорым или намеренно замедленным, следует делать паузы между смысловыми частями выступления, избегать монотонности;
- • лексика — говорить следует на правильном русском языке; использование жаргона не делает речь понятнее, а ведет к снижению репутации оратора; избегать труднопроизносимых слов и узкоспециальных понятий; не использовать сокращений;
- • грамотность — следует употреблять только те слова, значения которых известны; в случае сомнения в значении слова или правильности постановки ударения, предварительно проверить по словарю во избежание ошибок; в каждом предложении должны быть подлежащее и сказуемое.
В речи следует использовать короткие простые предложения. Фраза длиннее десяти слов плохо воспринимается аудиторией. В устной речи следует избегать сложноподчиненных предложений и деепричастных оборотов. Речь, в которой часто повторяются одни и те же слова, производит впечатление малограмотной, поэтому следует искать синонимы.
Лучше всего воспринимается образная речь, с использованием метафор, сравнений, примеров. Примеры должны быть краткими и типичными, хорошо понятными аудитории. Хорошо воспринимается использование небольшого количества статистических данных, но они должны быть актуальными, уместными и округленными. Лучше использовать не абсолютные значения, а проценты, и не отдельные цифры, а динамику, позволяющую понять тенденции. Цитаты также применяются в устных выступлениях. Они могут принадлежать известным людям (тогда упоминается автор) или быть анонимными. В любом случае цитат должно быть немного и они должны быть краткими.
Лучше избегать цветистых определений и драматических нот. Общий настрой речи должен быть позитивным, с небольшой долей юмора. Не рекомендуется использовать в речи отрицательные конструкции (лучше говорить «хорошо», чем «неплохо»).
Изложение.
Первым этапом выступления является установление контакта с аудиторией. Неверно сразу начинать озвучивать заготовленный текст. Следует сначала поздороваться, постараться оценить настрой аудитории, иногда приходится скорректировать выступление с учетом полученной информации.
Начало выступления следует делать живым, сразу привлекающим внимание. Варианты начала: комментарий к предыдущему выступлению, история, притча, личный опыт, парадокс, вопрос к аудитории, факт, наблюдение, цифра или цитата. Следует апеллировать к опыту, ценностям и интересам аудитории, показать интерес к ее мнению. В любом случае вступление должно быть коротким и приводить к главной теме речи.
По ходу выступления крайне важно поддерживать зрительный контакт, т. е. смотреть на аудиторию, перемещая взгляд от одного человека к другому. Также следует иметь лишь краткий конспект выступления и говорить в основном по памяти, а не читать.
Изложение речи должно быть эмоционально окрашенным, в противном случае она не оставит впечатления, не запомнится. Эмоциональность должна быть сильнее в начале речи, чтобы привлечь внимание, и в конце, чтобы сделать акцент на главном выводе. Во вводной части речи следует обозначить важность темы для слушателей, описать проблему или проблемы, которым посвящено выступление. В основной части — изложить причины этих проблем, существующее положение и предложения по улучшению. В заключении кратко резюмировать сказанное и призвать к действиям.
Заключение
должно быть явно обозначено («таким образом», «подводя итоги»), речь не должна заканчиваться для слушателей внезапно.
Структура выступления может быть линейной или концентрической.
Линейная структура предполагает выдвижение тезиса (проблемы), обоснование и формулировку выводов. Самые сильные тезисы приводятся вначале. Такая структура подходит для коротких выступлений.
Концентрическая структура предполагает обсуждение нескольких равнозначных тем (проблем), которые называются в начале. Потом следуют линейное изложение каждой темы с формулировкой выводов и общий вывод по всему выступлению.
По ходу речи следует придерживаться заранее составленного плана и главной темы, не отвлекаясь на частности. Все примеры, отступления, цитаты должны служить раскрытию главной мысли. Для этого же используются средства визуализации — графики, таблицы, диаграммы. Если выступление продолжается дольше десяти минут, следует делать краткие отступления, чтобы вернуть внимание аудитории.
В выступлении должна присутствовать логика, понятная аудитории. У слушателей должно создаваться впечатление движения вместе с докладчиком вперед — от постановки проблемы к выводам и предложениям. Для этого используются:
- • нумерация основных логических элементов: тезисов, предложений, проблем;
- • периодическое напоминание о полученных ранее результатах, и о том, как они могут быть использованы на данном этапе;
- • наличие четких выводов.
Если выступление сопровождается демонстрацией слайдов, они должны иметь общую структуру (план) и заголовки, соответствующие пунктам плана. Содержание их должно соответствовать докладу и иллюстрировать его, на слайдах должно быть минимум текста и максимум визуальных средств. Все слайды оформляются в едином стиле.