Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Неотдифференцированные (религиозно-общинные) системы права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сунна в свою очередь повествует о бытии и поведении пророка, которые должны служить примером для верующих. Существующая редакция представляет собой сборник традиций (адатов), касающихся действий и высказываний Магомета. Она была предположительно создана в XI в. имамами Аль-Бухари и Муслимом. Сунна — это вторичный источник мусульманского права, который способствовал восприятию норм обычного права… Читать ещё >

Неотдифференцированные (религиозно-общинные) системы права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенностью религиозно-общинной правовой системы является то, что в ней юридические элементы не получили обособленного функционирования. Они характеризуются связанностью с религиозными и обычно-общинными нормами. Примерами такого типа системы являются мусульманская, индуистская и др. Рассмотрим особенности данного типа на примере мусульманской правовой семьи.

Данная система берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений. Право дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать новое право под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Развитие права осуществляется посредством толкований мусульманских юристов. Закон в современном понимании как акт, изданный компетентной властью, в мусульманском праве не существует.

Мусульманское право — это единая исламская система социально-культурного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи.

Мусульманское право (шариат) отличается от других правовых систем рядом особенностей. Ввиду того что оно сформировалось в глубокой древности, ему присущи архаизм некоторых правовых институтов, казуистичность, отсутствие четко выраженного системного строения. Мусульманское право, основанное на Коране, представляет собой систему, совершенно независимую от других правовых систем, не имеющих того же источника.

Существуют четыре наиболее важных источника мусульманского права: Коран — священная книга ислама; Сунна, состоящая из различных традиций, связанных с посланцем Бога; иджма — единое соглашение мусульманского общества; кияс, или суждение по аналогии. Система этих источников по-разному понимается и объясняется в разных регионах, каждый из которых вносит в нее свои оригинальные элементы обычаев и культуры. Несмотря на наличие многих правовых школ, различия касаются лишь деталей, а не общих принципов.

Коран представляет собой основу мусульманского права. Он содержит высказывания Аллаха последнему из его посланцев и пророков Магомету. Значение Корана как источника права является первостепенным. В то же время Коран содержит сравнительно мало положений юридического характера и не может служить для эффективной регламентации всего многообразия общественных отношений мусульманского мира. Правовые строфы Корана касаются различных вопросов: личный статус человека, мусульманская аналогия гражданского права, конституционные основы, международное право, уголовное право, судебная процедура, экономика и финансы.

Сунна в свою очередь повествует о бытии и поведении пророка, которые должны служить примером для верующих. Существующая редакция представляет собой сборник традиций (адатов), касающихся действий и высказываний Магомета. Она была предположительно создана в XI в. имамами Аль-Бухари и Муслимом. Сунна — это вторичный источник мусульманского права, который способствовал восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.

Иджма признается в качестве третьего источника мусульманского права. Иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Она выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

Источником мусульманского права также признается кияс. При толковании какого-либо закона мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение, представляющее собой «сочетание откровения с разумом человека». По существу, кияс представляет собой применение установленных первыми тремя источниками предписаний к непредусмотренным в них случаям. В то же время аналогия носит ограниченный характер. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно найти решение, исходя из существующих норм права, лишь применительно к данному частному случаю. Нельзя надеяться на возможность приспособить всю систему мусульманского права к современности, используя этот метод.

Обычай (адат) и судебная практика в мусульманской правовой семье источниками права не признаются.

Доктрина мусульманского права, складывавшаяся веками, очень трудно поддается изменениям. Характерной чертой данной семьи является ее неподвижность. Попытки нововведений встречаются подозрительностью, любые оригинальные толкования запрещены.

Несмотря на все сложности, мусульманское право представляет собой одну из крупнейших правовых систем и регулирует общественные отношения с участием более 800 млн мусульман в различных государствах. Многие страны мира заявляют в законодательстве о своей верности принципам ислама. Подобные положения включены в законы Марокко, Туниса, Алжира, Ирана, Пакистана и других стран.

Следует отметить, что ни одно из мусульманских государств, независимо от степени преобладания в нем мусульманского права, не руководствуется исключительно им. Несмотря на бесспорность его авторитета, оно повсюду дополняется законодательством и обычаями, что позволяет сделать заключение, что мусульманское право нс является единственным источником права мусульманской страны. Мусульманское право особое внимание уделяет семейному праву, регулирует ритуальное и религиозное поведение. В отличие от указанных традиционных отраслей права конституционное, уголовное и фискальное право сильно подвержены новым веяниям и поэтому постепенно отходят от ортодоксального мусульманства.

Модернизация мусульманского права не означает утраты им своих оригинальных черт, а представляет собой синтез западного начала, выраженного в категориях и понятиях, и традиционного, задействованного в методах рассуждения и подхода, по-новому применяющих европейские нормы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой