Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Темперамент. 
Психология и педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо отметить, что у человека в той или иной мере представлен весь спектр темпераментов. Поэтому в психологии принято говорить о «паспорте темперамента», в котором у одного человека в разных пропорциях фиксируются все четыре типа, но при доминировании какого-то одного. Наиболее полно темперамент проявляется в критические моменты жизни. Свойства темперамента являются врожденными. Они… Читать ещё >

Темперамент. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Едва ли среди взрослых людей найдется человек, который никогда не слышал о темпераменте. Это понятие известно более двух тысяч лет. Еще древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460—370 до н.э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических особенностей организма. Первая попытка создать «портрет» темперамента принадлежит древнеримскому врачу Галену (ок. 130—200), выделившему десять типов темперамента.

Изучение физиологических особенностей нервной системы обнаружило соответствие между типами темперамента и типами нервной системы (см. § 5.2): тип I соответствует сангвинику, II — холерику, III — флегматику, IV — меланхолику.

Физиологической основой темперамента (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение, соразмерность) являются не только свойства нервной системы, но и строение тела (конституция), особенности и скорость обмена веществ в организме. Темперамент в значительной степени влияет на формирование определенных психологических черт личности. Однако жесткой зависимости здесь нет, поскольку содержание, которым наполняются динамические особенности человека, зависит от конкретных условий жизни. Первое впечатление о другом человеке складывается у нас на основе его темпераментальных характеристик. Ученые полагают, что человек от природы наделен механизмами проведения такой экспресс-оценки.

Рассмотрим подробнее основные типы темперамента.

Сангвиник — характерна нервная система I типа: сильная, подвижная, с повышенной активностью и реактивностью, которые уравновешены между собой, с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными свойствами. Быстро приспосабливается к новым условиям, хорошо контактирует с людьми, обладает богатой, подвижной и выразительной мимикой. У него легко возникают и сменяются чувства, настроение отличается неустойчивостью. Наиболее распространенной ошибкой при восприятии сангвиника можно считать представление о нем как о человеке легкомысленном. Действительно, при отсутствии серьезных целей, творческой деятельности у сангвиников могут сформироваться поверхностность и непостоянство. Но это не специфическая особенность любого сангвиника.

Холерйк — нервная система II типа: сильная, неуравновешенная, подвижная. У холерика много общего с сангвиником. Высокая активность и реактивность, пластичность и одновременно инертность способствуют хорошей работоспособности. Он готов к быстрой реакции, поэтому бывает вспыльчив и раздражителен; не умеет терпеть, сдерживать свои желания и ждать, его часто «лихорадит», и ему трудно бороться с собой. Увлекшись каким-либо делом, тратит слишком много сил и в конце концов истощается больше, чем следует, работая до изнеможения. Стремления и интересы у него устойчивы. Возможны трудности в переключении внимания, а также нервные срывы. При восприятии холерика его импульсивность часто ошибочно воспринимается как агрессивность и злобность. При отсутствии серьезных целей и интересов у холерика действительно вырабатываются раздражительность и вспыльчивость, но только как отдельная черта конкретного человека.

Флегматик — нервная система III типа: сильная, уравновешенная, инертная. Высокая активность преобладает над реактивностью. Обладает хорошей сопротивляемостью к сильным и продолжитель- 152.

ным воздействиям. Настойчивый и упорный, он отличается терпеливостью, выдержкой и сдержанностью. Рассчитав свои силы, доводит дело до конца. Флегматик мало чувствителен и эмоционален, его трудно рассмешить или опечалить. Он однообразен и невыразителен в мимике. Новые формы поведения вырабатываются медленно, но, закрепившись, стойко сохраняются. Флегматик с трудом привыкает к новым людям, постоянен в отношениях. Наиболее распространенная ошибка при восприятии флегматика — расценить его пассивность как безволие и тупость.

Меланхолик — нервная система IV типа: слабая, неуравновешенная, подвижная или инертная. Отличается самой высокой чувствительностью и впечатлительностью и самой низкой реактивностью и импульсивностью. В результате его реакция не соответствует силе раздражителя, особенно выражено внешнее торможение. Ему трудно на чем-то долго сосредоточиться. Сильное воздействие вызывает продолжительную тормозную реакцию. Подобно улитке, он постоянно прячется в свою «раковину». Мимика и движения невыразительны, голос тихий. Внимание неустойчивое, легко отвлекается. Темп всех психических процессов заторможен. Чрезмерно обидчив. Эмоциональные переживания глубоки и длительны. Это может проявиться и в злопамятности, и в склонности писать стихи. С трудом налаживает отношения с людьми, даже если стремится к общению. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, вдумчивый, тактичный. При неблагоприятных ситуациях превращается в замкнутого, боязливого человека. Наиболее характерная ошибка при восприятии меланхолика — принять его тревожность за психопатию.

Необходимо отметить, что у человека в той или иной мере представлен весь спектр темпераментов. Поэтому в психологии принято говорить о «паспорте темперамента», в котором у одного человека в разных пропорциях фиксируются все четыре типа, но при доминировании какого-то одного. Наиболее полно темперамент проявляется в критические моменты жизни. Свойства темперамента являются врожденными. Они наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими особенностями человека и с трудом поддаются изменениям. Впрочем, в коррекции они и не нуждаются. Темперамент нельзя определить в категории «хороший — плохой». Природа предусмотрительно отобрала наиболее пригодные для выживания человека особенности нервной системы. Знать свои темпераментальные характеристики надо вовсе не ради их изменения, а для того, чтобы выявить, какие виды и способы деятельности больше соответствуют природной предрасположенности.

В своей практической работе К. Юнг обратил внимание на то, что судьбы и само течение жизни у разных людей складываются по-разному. Одни люди как бы направлены на внешний мир, и их судьба обусловливается преимущественно объектами их интересов, в то время как сфера интересов другого — его собственная внутренняя жизнь.' Юнг предложил типологию личности на основе различения направленности человека на внешний или внутренний мир — экстраверсии (вне)/интроверсии (внутрь). Дальнейшее изучение выделенных и описанных Юнгом психологических типажей показало их взаимосвязь с типами нервной системы и темпераментом.

Экстраверт ориентируется на внешний мир, который отличается сложностью, непредсказуемостью, часто меняется, колеблется сильно и неожиданно. Внешний мир предполагает силу и выносливость нервных процессов, их подвижность (возбуждение/торможение), быстроту реагирования. Экстраверты — это активные, инициативные и импульсивные люди, гибкие в поведении, они легко адаптируются в новой среде, в том числе и социальной, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения.

Интроверт ориентируется на внутренний мир, который существует по иным законам. Он требует особой чувствительности, способности уловить невидимые нюансы движения собственной души. А в быстроте реакции просто нет необходимости. Интроверты склонны к размышлению и самоанализу, необщительны и испытывают трудности в социальной адаптации, они обычно показывают более высокие результаты по тестам интеллекта, лучше справляются с монотонной работой.

В современной психологии понятия экстравертности и интровертности более популярны, чем темперамент. Между этими психологическими характеристиками есть непосредственная связь, которая зафиксирована в «круге Айзенка» (рис. 22).

Определить ярко выраженных экстравертов или интровертов по их внешним проявлениям довольно просто. Поскольку психологические черты взаимосвязаны, то, зафиксировав ту или иную черту, можно предположить о наличии других черт, опираясь на «круг Айзенка». А далее несложно предсказать и поведение человека в той или иной ситуации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой