Профориентация и профессиональный отбор
![Реферат: Профориентация и профессиональный отбор](https://westud.ru/work/6419164/cover.png)
С понятием ПВК тесно связано понятие «профессиональная пригодность». Основная цель любого вида профотбора (медицинского, педагогического или психологического) — определение пригодности к профессии, т. е. способности работника к эффективной деятельности. Профпригодность бывает абсолютной и относительной. Абсолютная зависит от некоторых природных особенностей, не поддающихся целенаправленному… Читать ещё >
Профориентация и профессиональный отбор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Профориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация[1].
Профконсулътация. По определению Национальной психологической энциклопедии профконсультация — научно организованное информирование о профессиях, предназначенное для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. Эта служба должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии — с другой. Профориентация и профконсультация могут иметь как групповые формы, так и индивидуальные формы, но во всех случаях со стороны профконсультанта требуется основательная подготовка.
Служба профориентации выполняет следующие функции:
- 1) социальную — усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих соискателю (оптанту) осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноценного члена общества;
- 2) экономическую — улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
- 3) психолого-педагогическую — выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию;
- 4) медико-физиологическую — учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н. С. Пряжников обосновал содержательно-процессуальную модель, которая включает:
- 1) осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения);
- 2) ориентирование в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда;
- 3) общее ориентирование в системе профессионального труда и выделение профессиональной цели (мечты);
- 4) определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;
- 5) информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства;
- 6) представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив;
- 7) наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения;
- 8) начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.
Следует отметить, что Н. С. Пряжников в описании профессионального самоопределения выходит за рамки чисто профессионального подхода и обращается к проблеме жизненных ценностей и ориентаций.
Согласно его идеям, сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, а затем в осваиваемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в процессе самоопределения. При этом сразу, как он подчеркивает, обнаруживается парадокс самоопределения: найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы пустота). Выход ему видится в том, что при творческом подходе к своей жизни человек создает смысл заново. В этом случае он становится подлинным субъектом самоопределения.
Психологический профотбор — специализированная процедура, направленная на определение состояния, степени развития психологических качеств личности, которые согласно требованиям конкретной профессии способствуют успешному обучению и последующему эффективному выполнению трудовой деятельности. Другими словами, психологический профотбор — процедура, направленная на выявление степени психологического соответствия кандидата той или иной профессии.
При проведении конкретной процедуры профотбора исследуются не все индивидуальные психологические качества, а только те из них, которые входят в группу профессионально важных.
Профессионально важные качества (ПВК) — качества, влияющие на эффективность деятельности и на успешность ее освоения.
С понятием ПВК тесно связано понятие «профессиональная пригодность». Основная цель любого вида профотбора (медицинского, педагогического или психологического) — определение пригодности к профессии, т. е. способности работника к эффективной деятельности. Профпригодность бывает абсолютной и относительной. Абсолютная зависит от некоторых природных особенностей, не поддающихся целенаправленному формированию. Относительная включает качества, которые можно развивать при наличии соответствующих условий и мотивации человека. Давая заключение о профпригодности соискателя, психологи используют информацию, полученную в ходе процедуры профотбора. Эффективная система профотбора, позволяющая прогнозировать успешность деятельности соискателя, включает следующие этапы:
- 1) анализ изучаемой деятельности с целью выявления ее требований к психологическим характеристикам человека. На его основе составляется перечень ПВК, дифференцирующих людей по эффективности их труда в этой сфере;
- 2) подбор показателей выполнения профессиональных требований и критериев, необходимых для доказательства правильности выделенных ПВК и для оценки их информативности;
- 3) подбор методик для диагностики выбранных ПВК у соискателей. Формирование батареи тестовых заданий, которые будут выполнять претенденты;
- 4) апробация выделенных ПВК в процедуре предварительного тестирования работающих лиц. Сравнительный анализ результатов тестирования у полярных по эффективности деятельности групп;
- 5) основная процедура профотбора, включающая тестирование претендентов и анализ их результатов;
- 6) диагностическое обоснование и заключение по итогам профотбора.
Дальнейшая процедура предполагает оценку надежности «диагноза» путем сопоставления полученных при профотборе данных каждого претендента с реальной успешностью его деятельности. На основании полученных оценок делается вывод о прогностической эффективности разработанной системы профотбора. На практике прогноз профпригодности далеко не всегда совпадает с последующей успешностью обучения или трудовой деятельности более чем на 70—80%.
Профессиография — комплексный метод описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения.
В самом общем виде результат профессиографии — профессиограмма — определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности»[2], сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Другими словами, профессиограммы — это описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Профессиограмма включает в себя психограмму — психологическую характеристик профессионала, сформулированную в терминах психологически измеримых свойств.
- [1] Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М. :АНО «Центр „Развивающее образование“»; Московский городской психолого-педагогический институт, 1999. URL: http://psychlib.ru/mgppu/PTp/PTP-001.НТМ#$р1 (датаобращения: 27.07.2017).
- [2] Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2006.