Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личность в межкультурном общении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Один из важных вопросов — как противоречивая информация о других согласуется в сознании личности и перестает быть противоречивой. Триандис, делая обзор нескольких кросс-культурных исследований когнитивной согласованности, пришел к заключению, что «люди используют для суждений множество шкал, которые согласуются друг с другом так же, как внутренне согласованы все оцениваемые культуры… Читать ещё >

Личность в межкультурном общении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее интересной и важной сферой соединения культурных и личностных особенностей является сфера межкультурного общения.

Каким образом культура, усвоенная личностью в процессе социализации, влияет на процесс общения? Какое место в нем занимают собственно черты личности — по определению Д. Гилфорда, «некоторые характерные, относительно прочные особенности, которыми один индивид отличен от другого»?

Многие исследователи межличностного общения в разных культурах считают, что черты личности влияют на восприятие в процессе общения и на разнообразие моделей поведения людей в процессе общения.

Представления личности

Восприятие в процессе общения обусловлено действием имплицитных (внутренне присущих личности) представлений или теорий (в широком смысле — мировоззрения). Данные имплицитные теории или представления личности влияют:

  • 1) на отбор информации о других личностях;
  • 2) создание этой информации;
  • 3) ее организацию;
  • 4) сочетание отдельных противоречивых частей информации в сознании индивида.

Культурная вариативность в значительной степени влияет на черты, которые индивиды приписывают другим людям в процессе наблюдения.

Пример

Люди из коллективистских культур обращают внимание, в первую очередь, на те особенности, которые позволяют определить происхождение и социальный статус собеседника (вспомните русскую пословицу «встречают по одежке, а провожают, но уму»), а члены индивидуалистических культур ищут информацию, проясняющую им индивидуальные ценности, убеждения и другие личностные особенности собеседника.

Откуда берется информация в процессе общения? Во-первых, информация о других создается посредством выводов, основанных на наблюдении. Замечено, что потребность делать выводы или выносить законченные суждения сильнее, когда человек имеет дело с чужими людьми, чем с хорошо знакомыми.

Информация также черпается из стереотипов. Стереотипы возникают в процессе категоризации или отнесения людей к хорошо известным категориям, например расе, этнической группе, религии, полу и т.и. А. Тэшфел отличал социальные стереотипы от обычных: «Стереотипы могут стать социальными, только когда они разделяются большой группой людей внутри социальной общности — разделение означает процесс эффективного проникновения данных стереотипов в сознание людей»[1].

Стереотипы обусловлены прежде всего:

  • а) степенью близости с оцениваемой группой;
  • б) количеством и качеством контактов с этой группой[2].

Индивидуальные стереотипы относятся к межгрупповым установкам, некоторые из которых, например предубеждения и этноцентризм, могут сильно влиять на коммуникативное поведение по отношению к членам аутгруппы.

Стереотипы также влияют на другие аспекты коммуникации. Выделяют четыре основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.

  • 1. Стереотипизирование — результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане — консервативны, немцы — педантичны).
  • 2. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе — наиболее неблагоприятная).
  • 3. Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, и индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания (вспомните русскую поговорку «назовут свиньей — и захрюкаешь»).
  • 4. Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами).

Это хорошо согласуется с выводами Д. Гамильтона о действии стереотипов: «Стереотипные ожидания могут влиять на собственное поведение воспринимающих по отношению к членам оцениваемой группы… Это поведение, которое было порождено стереотипными убеждениями, может также иметь влияние на поведение человека, который служит мишенью стереотипной оценки… и поведение мишени может быть изменено под воздействием стереотипных ожиданий воспринимающего. Наконец, стереотипы, когда являются основой для осуждения других, приводят к негативным оценкам того, кто демонстрирует коитрстереотиппое поведение»[3].

Один из важных вопросов — как противоречивая информация о других согласуется в сознании личности и перестает быть противоречивой. Триандис, делая обзор нескольких кросс-культурных исследований когнитивной согласованности, пришел к заключению, что «люди используют для суждений множество шкал, которые согласуются друг с другом так же, как внутренне согласованы все оцениваемые культуры. Представители различных культур комбинируют простые стимулы, чтобы получить сложные суждения похожими способами. С другой стороны, они придают различный вес разным характеристикам, поэтому их суждения так отличаются друг от друга внешне, внутренне же все они согласованы между собой[4].

Черты личности, влияющие на межличностное поведение и исследованные кросс-культурно, — это самоконтроль, самосознание, понимание в общении, стиль общения и локус контроля.

  • [1] См.: Tajfel Я. Social identity and intergroup relations. N. Y., 1982.
  • [2] Cm.: Tiiandis II. C. Interpersonal behavior. Monterey: Broks/Cole, 1977.
  • [3] Цит. но: Gudykunsl W. В., Guzley R. М., Hammer М. R. Designing Intercultural Training //Handbook of intercultural training. Thousand Oaks (Cal.), 1996. P. 61—81.
  • [4] Cm.: Tnandis II. C. Interpersonal behavior, 1977.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой