Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфические особенности речевой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важно подчеркнуть, что второй субъект речевой деятельности в процессе речевой деятельности является столь же активным действующим лицом, что и первый. Его речевая деятельность, по определению И. А. Зимней (83, 84), протекает как процесс «внутренней психической активности». Этот момент является достаточно очевидным исходя из того, что задачи, стоящие перед слушающим и читающим (полноценное… Читать ещё >

Специфические особенности речевой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Речевая деятельность является специфическим видом деятельности человека, существенно отличающимся от других видов деятельности. К числу наиболее важных отличительных особенностей речевой деятельности относятся следующие.

Биполярность речевой деятельности

Одной из специфических особенностей речевой деятельности является ее биполярность: это тот вид деятельности, который всегда имеет два субъекта (два лица ее осуществляющих). Первым из них является говорящий или пишущий, а вторым — слушающий или читающий. Первый субъект речевой деятельности (S{) в психолингвистике определяется понятиями передатчик или агенс; второй субъект (S2) — как приемник или реципиент.

В одностороннем (однонаправленном) варианте речевая деятельность не является нормативной (можно сказать, что в таком виде она не существует): нет речи без адресата, обращенной в никуда, тем более невозможны как полностью самостоятельные (без воспринимаемого и анализируемого речевого материала) процессы слушания и чтения. Следует отметить, что возможный вариант речевой деятельности говорения в отсутствие другого человека определяется в психологии речи и психолингвистике как общение человека с самим собой. В данном случае человек одновременно выступает в качестве обоих субъектов речевой деятельности (говорящего и слушающего или пишущего и читающего). Этот вариант осуществления речевой деятельности не является для нее типичным, а следовательно, достаточно распространенным; если же основной вариант речевой деятельности по каким-то исключительным причинам невозможен, то учитывая «социальную» природу человека и социальную направленность его речевой деятельности, второй субъект речевой деятельности чаще всего создается искусственно. Вспомним великолепно смоделированное Д. Дефо речевое общение Робинзона с попугаем и козой или «разговор» чеховского персонажа Гаева со «шкапом».

При рассмотрении этой характеристики речевой деятельности следует обратить внимание на то, что второй субъект речевой деятельности одновременно выступает и в качестве ее объекта: гак, объектом речевой деятельности говорящего является слушающий, а речевой деятельности пишущего — читающий. Взаимоотношения первого и второго субъектов речевой деятельности в процессе речевой коммуникации можно представить в виде схемы (рис. 7.1).

Схема взаимоотношений субъектов речевой деятельности в процессе речевой коммуникации.

Рис. 7.1. Схема взаимоотношений субъектов речевой деятельности в процессе речевой коммуникации.

Важно подчеркнуть, что второй субъект речевой деятельности в процессе речевой деятельности является столь же активным действующим лицом, что и первый. Его речевая деятельность, по определению И. А. Зимней (83, 84), протекает как процесс «внутренней психической активности». Этот момент является достаточно очевидным исходя из того, что задачи, стоящие перед слушающим и читающим (полноценное восприятие и глубокий тщательный анализ получаемой информации и ответная интеллектуальная деятельность в виде создания умозаключения по поводу услышанного или прочитанного), требуют основательной мобилизации психической (интеллектуальной) деятельности реципиента.

Из этой особенности речевой деятельности, являющейся ее специфической структурной характеристикой, вытекает важный методический вывод, имеющий прямое отношение к практике речевой (логопедической) работы: полноценное формирование речевой деятельности в варианте, соответствующем потребностям социальной коммуникации, невозможно без овладения человеком (ребенком) способами ее осуществления в качестве всех основных субъектов этой деятельности. Полноценное овладение языком и речевой деятельностью обязательно предполагает сформированность навыков речевой коммуникации применительно к содержанию и формам организации речевой деятельности говорящего, слушающего, пишущего и читающего. Второй методический вывод имеет непосредственное отношение к организации и содержанию педагогической работы на коррекционных занятиях: он предполагает необходимость педагогической и психологической «настройки» речевой деятельности слушания и чтения учащихся, поскольку эти виды речевой деятельности являются непременным условием полноценной речевой коммуникации всех участников учебного процесса. Другой задачей, стоящей перед педагогами, является постоянный контроль за протеканием деятельности слушания и чтения («про себя»), поскольку эти виды речевой деятельности являются внешне не выраженными «процессами внутренней психической активности» (81, 84).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой