Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Глоссарии. 
Теория государственного управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Арод — в обычном смысле — население государства, страны; в научном смысле — субъект истории, основная производительная и преобразующая сила, главная движущая сила общественного развития; собирательное, обобщающее (абстрактное) понятие; он состоит из множества конкретных людей, когда-то живущих, если подходить к нему с историческими мерками, и ныне живущих, составляющих современное поколении… Читать ещё >

Глоссарии. Теория государственного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Автократия — неограниченное властвование одного лица по собственному усмотрению (императора, царя, президента и т. д.).

Авторитаризм — политический режим осуществления власти одним лицом, обосновываемый идеологией или заслугами, особыми качествами правителя, его харизмой.

Авторитарный стиль руководства — стиль руководства, в основе которого лежит использование преимущественно принципа единоначалия в ущерб коллегиальным и коллективным решениям.

Административный проступок — противоправное деяние с негативными последствиями, нарушающее общеобязательные правила (нормы) ведения определенных государственно и общественно значимых дел.

Администрация — в широко смысле слова: вся совокупность руководящих структур государственных институтов; в узком смысле слова: группа должностных лиц, осуществляющая функцию управления; синоним понятия «аппарат управления».

Администрация главы государства — вспомогательный орган или совокупность нескольких органов и учреждений с определенным кругом властных полномочий, делегируемых им из полномочий главы государства.

Администрирование — директивный способ управления в рамках отлаженной бюрократической машины.

Аппарат управления — система органов управления, совокупность организаций, обеспечивающих управление объектом управления; совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей) какой-либо организации, выполняющих управленческую работу.

Аттестация — кадровая технология, которая включает в качестве предмета оценки профессиональные знания, аналитические способности, деловые и морально-нравственные качества, результаты труда, и призванна определить степень соответствия работника замещаемой должности.

Бенчмаркинг — управленческая процедура, состоящая в том, что в практику работы социально-экономической системы внедряются технологии, стандарты и методы работы лучших организаций-аналогов.

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Бюрократизм — искаженная форма государственного управления; иерархически организованная, оторванная от народа и чуждая ему система управления обществом; стиль поведения части бюрократии; формализм в ведении дел, пренебрежение существом дела ради соблюдения формальностей; канцелярщина, волокита; сосредоточение бюрократии на удовлетворении собственных узкокорыстных интересов и игнорирование интересов народа.

Бюрократия — по мнению М. Вебера идеальная форма организации управленческого труда; тип организации, для которой характерно специализированное разделения труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты деятельности, показатели оценки эффективности работы; социальная группа, осуществляющая профессиональное управление общественными делами.

Бласть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение деятельность других людей с помощью авторитета, права, насилия, денег и других ресурсов.

Власть государственная — способность и возможность оказывать определяющее воздействие на людей, проживающих на определенной территории, путем политического господства, с помощью системы государственных и иных средств (правовые нормы, силовые струутры, мотивационные факторы и др.).

.Государственная бюрократия — социально-профессиональная группа, осуществляющая управление обществом.

Государственная власть — право и возможность государства и его органов регулировать общественные отношения, определять правила (нормы) поведения и деятельности человека и создаваемых им структур.

Государственная должность — первичный структурный элемент в государственном органе, определяемый установленными задачами, функциями, правами и обязанностями, обусловленный формами разделения и кооперации труда в государственном управлении; постоянное юридическое установление в государственном органе, характеризующее объем, содержание и ресурсы деятельности по реализации компетенции последнего.

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с действующим законодательством, которое определяет товарные границы монопольного рынка субъекта монополии, формы контроля и регулирования его деятельности.

Государственная политика — система целей и задач, реализуемых государственными органами, и средств, используемых при этом.

Государственное решение — один из способов решения проблем государства.

Государственная служба — профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная тайна — охраняемые законом сведения в политической, военной, научно-технической, экономической и иных областях, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны.

Государственное имущество — имущество, находящееся в собственности государства.

Государственное предприятие — предприятие, собственником имущества и учредителем которого является государство.

Государственное управление — это процесс сознательного воздействия субъектов государства на общественную и частную жизнедеятельность, связанный с организацией и координацией труда и взаимодействия людей, обеспечением прав, свобод, обязанностей, потребностей и интересов человека гражданина и народа, направленный на достижение общественно значимых целей и прогресса общества.

Государственное учреждение — учреждение собственником имущества и учредителем которого является государство.

Государственность — обобщающий и одновременно особый качественный признак характеризующий отношения между властью и человеком, экономическую, политическую, идеологическую и культурную ориентацию общества.

Государственные служащие — в широком смысле слова: различные категории работников государственного сектора; в узком смысле слова: граждане, обеспечивающие исполнение полномочий государственных органов.

Государственные услуги — услуги, которые должны предоставляться в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых государственные органы несут ту или иную меру юридической ответственности.

Государственные финансы — совокупность денежных средств, которыми располагает государство для решения общегосударственных задач.

Государственный аппарат — система государственных органов, предприятий и учреждений, выполняющих функции государства. В составе государственного аппарата принято выделять в первую очередь законодательные, исполнительные, судебные органы, прокуратуру, армию и т. д. В широком смысле слова: совокупность государственных органов, включая главу государства, парламент, местные органы управления, вооруженные силы и т. д.; в узком смысле слова: государственные служащие, обеспечивающие исполнение полномочий государственных органов.

Государственный бюджет — бюджет государства.

Государственный долг — общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, в зависимости от сферы его размещения.

Государственный заказ — экономический метод государственного управления; заказ на производство и поставку определенной продукции, размещаемый государством на предприятиях, как правило, на конкурсной основе, обеспечиваемое государственным бюджетом.

Государственный институт — фактически сложившаяся относительно обособленная организационно-функциональная струтура в целостной системе государственного управления обществом. Регулируется правом, обычаями, традициями, моралью и выполняет частичную функцию по государственному управлению.

Государственный контракт — договор, заключаемый государственным органом, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени государства с физическими или юридическими лицами на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета.

Государственный контроль — функция государственного управления, содержание которой заключается в выявлении степени соответствия результатов поведения и деятельности принятым законам и целям.

Государственный орган — единичная структура государственной власти, созданная государством для осуществления его целей и функций.

Государственный резерв — федеральный запас материальных ценностей, предназначенный для использования в установленном порядке в определенных ситуациях; для мобилизационных нужд в особый период в военное время, ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, оказания регулирующего влияния на экономику, обеспечения первоочередных работ и т. д.

Государственный сектор экономики — совокупность экономических ресурсов государства, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения государства и отношений по их использованию.

Государство — в широком смысле слова: политико-территориальная организация жизни людей; в узком смысле слова: основной институт политической системы, форма организации публичной политической власти.

Гражданин — человек, состоящий в юридической взаимосвязи с государством, субъект прав и свобод, гарантированных конституцией.

Гражданское общество — сфера самопроявлсния индивидов и добровольно сформировавшихся объединений граждан, защигценная от неправомерного вмешательства со стороны государства. Ассоциируется с многопартийностью, парламентаризмом, гражданскими, политическими, социально-экономическими правами граждан, свободой личности, правовым государством. Один из главных признаков гражданского общества — возможность реализовать свои многообразные потребности и интересы помимо государства, институтов бюрократии. Социальную основу гражданского общества составляет «средний класс» — интеллигенция, высококвалифицированные рабочие, фермеры, государственные служащие и др.

Делегирование полномочий — передача властных полномочий от вышестоящих органов власти (инстанций) или должностных лиц (субъектов управления) нижестоящим.

Демократизация государственного управления — процесс реального осуществления демократических преобразований в государственном аппарате, основных сферах жизнедеятельности общества; становления форм народовластия, гарантирующих защиту прав и свобод, чести и достоинства человека.

Демократия — власть народа, такая организация и условия жизнедеятельности государства, при которых люди могут спокойно, безопасно и свободно заниматься созидательным трудом и обустройством своей частной и общественной жизни; способ государственного управления обществом; принцип подчинения меньшинства большинству.

Департамент — основная административно-территориальная единица во Франции; название некоторых министерств в США (например, Государственный департамент), Швейцарии и других государств; структурное подразделение министерства или иного правительственного органа (Россия, Япония и др.).

Департаментализация — группировка функций.

Децентрализация — конституционное перераспределение центром властных полномочий и управленческих функций в пользу региональных и местных властей.

Дискреционные полномочия — право чиновника решать дела по собственному усмотрению, но в рамках закона.

Дисциплина — форма общественной связи, свидетельствующая о признании и практическом соблюдении человеком согласованных норм, правил поведения, общения, ведения определенных (порученных ему) дел.

Дисциплина исполнительская — обязательное для каждого работника и органа управления своевременное и точное выполнение возложенных на них задач.

Доктрина — система официальных взглядов и положений, устанавливающая направления, способы и формы развития в определенной сфере деятельности государства.

Документ — любой материальный документ с информацией, закрепленной определенным образом, что позволяет передавать ее во времени и пространстве. Ее источником служит документ как материальный носитель такой информации.

Должностное лицо — гражданин, выполняющий организационно-распорядительные функции в организации, государственном или муниципальном органе. Должностное лицо может быть выборным или работать по контракту (трудовому договору).

Закон — нормативный правой акт высшей юридической силы в государстве, принятый в установленном конституцией порядке, как правило, законодательным (представительным) органом государственной власти по основным вопросам жизни государства и общества.

Законность — точное, неукоснительное и единообразное применение и выполнение законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере управления; система юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными струтурами, призванная обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов.

Законодательная власть — подсистема государственной власти, формируемая на основе выборов, основными функциями котрой является представительство интересов граждан (избирателей) и принятие законов, иных правовых и политических актов.

Законодательство — система законов и определенных нормативных правовых актов.

Звено управления — элемент организационной структуры системы управления определенного уровня.

Идеология — система взглядов классов или социальных групп на существующие общественные отношения и пути их преобразования, отражающая их положение, потребности, интересы, идеалы, ценности и цели жизнедеятельности.

Иерархическая структура — организационная структура управления, характеризуемая многоуровневым построением на принципах иерархии, а также характером и количеством функций управления на каждом уровне.

Иерархия — расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему, устанавливаемому по определенному принципу; принцип управления, построения аппарата управления.

Исполнительная власть — подсистема государственной власти, которая формируются представительными (законодательными) органами или иным путем, осуществляет свои функции в форме исполнительно-распорядительной деятельности и выполняет основную часть государственного управления общественными процессами, сознанием, поведением и деятельностью людей.

Ладастр — упорядоченная совокупность сведений о правовом, природном, хозяйственном и экономическом состоянии физических объектов и явлений среды во времени в структурном, организационном, функциональном и информационном аспектах.

Коллегиальность — совместное выполнение управленческих функций коллегиальным органом управления.

Компетентность государственных служащих — профессиональная подготовленность государственных слущащих к государственно-управленческой деятельности.

Компетенция — круг функций и полномочий, предоставленных законом, уставом или другим актом конкретному государственному органу или должностному лицу.

Конституция — основной учредительный акт государства, имеющий высшую юридическую силу, определяющий государственное устройство, форму правления, политический режим, порядок и принципы образования органов государственной власти, избирательную систему, основные права, свободы и обязанности граждан.

Контрактизация — выполнение функций государства частными компаниями на контрактной основе.

Контроль — функция управления (и этап управленческого цикла), которая представляет собой сбор и обработку информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление ее с параметрами, заданными заранее в законах, инструкциях, других нормативных актах, а также в планах и программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решении о корректирующем воздействии.

Конфликт интересов — ситуация, при которой у государственного служащего есть личная или семейная заинтересованность в решении, принимаемом им при исполнении служебных обязанностей.

Концентрация государственной власти — сосредоточение функций государственного управления в государственном органе или у конкретного должностного лица.

Концепция — комплекс ключевых положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности или в практической деятельности человека.

Критерии эффективности государственного управления — признаки, грани, стороны, проявления системы государственного управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество государственного управления, его соответствия ожиданиям, потребностям и интересам общества.

Критерий — признак, на основании которого выполняется оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов управления.

Легитимная государственная власть — власть, принятая большинством граждан государства и международным сообществом, соответствующая их представлениям, оцениваемая ими как законная и справедливая.

Линейная структура управления — организация струтура управления, при которой управленческие воздействия передаются последовательно на нижестоящие уровни управления и обязательны для исполнения.

Линейно-функциональная структура управления — организационная структура управления, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные — обязательные для исполнения, и функциональные — носящие преимущественно рекомендательный характер.

Лоббизм — форма представительства корпоративных интересов во властных структурах; совокупность приемов и технологий влияния па принятие решений.

Лояльность — уважение к государственной власти и верность действующим законам.

Me с гное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Местное сообщество — население муниципального образования, объединенное коллективными интересами по решению вопросов местного значения.

Методология государственного управления — логическая схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения.

Методы государственного управления — способы реализации функций государственного управления; приемы и способы воздействия государственных органов на общественные отношения, явления и процессы в пределах их компетенции и в установленном законом порядке, обеспечивающие достижение поставленных целей.

Механизм правового регулирования государственного управления — комплекс взаимосогласованных конституционноправовых средств воздействия субъектов государства на экономическую, политическую, управленческую, социальную, правовую и духовную сферы общества, гарантирующих условия реализации прав и свобод всех граждан или, по крайней мере, их большинства. В структуру механизма правового регулирования государственного управления входят юридические нормы, правовая идеология, правовые принципы, юридические гарантии, процедуры, методы, способы и типы правового воздействия на общественные отношения и процессы.

Муниципалитет — выборный орган в системе местного самоуправления.

Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных в муниципальный район, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет, и органы местного самоуправления.

Муниципальное управление — вид государственного управления, связанный с решением вопросов местного значения.

//арод — в обычном смысле — население государства, страны; в научном смысле — субъект истории, основная производительная и преобразующая сила, главная движущая сила общественного развития; собирательное, обобщающее (абстрактное) понятие; он состоит из множества конкретных людей, когда-то живущих, если подходить к нему с историческими мерками, и ныне живущих, составляющих современное поколении; часть общества, обладающего избирательным правом, не занятая профессионально государственным управлением и предпринимательской деятельностью.

Норма нрава — формально определенное государством общеобязательное правило поведения, нацеленное на урегулирование общественных отношений.

Нормативно-правовая основа государственного управления — совокупность правовых норм, которые регламентируют деятельность государственных органов по управлению обществом.

Нормативный аспект — разработка и юридическое (в правовых актах государственных органов) закрепление (установление) норм (правил) поведения людей и ведения определенных общественно значимых дел.

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Обращение граждан — юридическая форма реализации гражданами своих прав и свобод, их взаимодействия с государственными и общественными органами.

Организационная структура — структура объекта управления, отражающая взаимодействие между его элементами.

Организованность — наличие определенного порядка или степень упорядоченности социально системы.

Ответственность — обязательство выполнять взятые на себя функции, установленные задания, а также находиться под воздействием соответствующих санкций (моральных, конституционных, дисциплинарных, административных, уголовных, материальных и иных) за невыполнение; отношение, обеспечивающее интересы и свободу взаимосвязанных сторон и гарантированное обществом и государством.

Отчетность — система обобщающих показателей, характеризующих состояние и динамику развития организации, государства, региона, муниципального образования.

Отчеты государственных органов — информация государственных органов и их руководителей о результатах управленческой деятельности, имеющая официальный характер.

Оценка служебной деятельности — функция руководителя организации или государственного органа, предполагающая изучение состояния служебной деятельности работника или государственного служащего и определения се соответствия установленным стандартам (требованиям законов и ведомственных нормативных актов). Оценке подлежат результаты труда, профессиональные знания, аналитические способности, деловые и морально-нравственные качества.

77атриотизм — любовь и преданность Отечеству и народу, гордость за его прошлое и стремление сделать более совершенным его настоящее, готовность защитить интересы Родины, привязанность к родной земле, языку, традициям.

План — результат планирования, комплекс заданий (мероприятий) объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенной последовательности и в установленные сроки.

Планирование — функция управления и этап управленческого цикла; процесс разработки плана, представляющий собой выбор оптимальной альтернативы перспективного развития объекта управления, включающий постановку целей и определения задач, необходимых для их реализации сил и средств, системы и последовательности мер, исполнителей, способов и сроков их реализации.

Побуждение — метод управления деятельностью подчиненных, основанный на стимулировании исполнителя к необходимым для решения стоящих перед организацией, государством, регионом, муниципальным образованием задач действиям и поведению, преимущественно исходя из собственных потребностей и интересов исполнителя.

Подготовка решения — совокупность действий, связанных с уточнением цели, выбором критериев оценки решения, сбором, обработкой и анализом исходной информации об управленческой ситуации, обусловившей необходимость принятия решения, с поиском возможных вариантов решения.

Политика — основные направления внутренней и внешней деятельности государства. Политика подразделяется на кадровую, социальную, экономическую, правовую, культурную, демографическую, региональную, военную и иные виды. Политика связана с интересами и отношениями между классами и социальными группами общества. Организационной основой политики является получение, использование и удержание государственной власти.

Полномочия — объем прав органа государственного и муниципального управления, их должностных лиц принимать решения, распоряжаться ресурсами и отдавать распоряжения в пределах своей, четко определенной функции.

Правительство — высший государственный орган, возглавляющий исполнительную ветвь государственной власти.

Право — совокупность общеобязательных норм поведения, регулирующих общественные отношения, установленных народом на референдуме или государственными органами, которые гарантированны и охраняемы государством; возведенная в закон воля народа, класса, социальной группы.

Правован культура — знание, понимание и использование предписаний норм права как сознательной потребности Правовая норма — отдельное, установленное народом на референдуме или государственными органами, правило поведения, состоящее обычно из гипотезы, диспозиции и санкции.

Правовая система — совокупность внутренне согласованных, логически взаимосвязанных правовых актов.

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов — рассмотрение проектов нормативных правовых актов и организационнораспорядительных документов (планов деятельности, указаний, приказов, распоряжений и др.) специалистами юридических подразделений или специализированных организаций на предмет оценки соответствия их содержания и формы требованиям законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих соответствующую сферу деятельности.

Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом (прежде всего конституцией) и признанное обеспечивать основополагающие права личности. Для создания гарантии от узурпации неограниченных полномочий, злоупотребления властью происходит разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме всего прочего это позволяет разграничить сферы компетенции и ответственность.

Правовое обеспечение государственного управления — совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, лежащих в основе формирования и функционирования системы государственного управления; разработка, издание и применение нормативных правовых актов, регламентирующих процесс государственного управления.

Правовое регулирование — деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения и государственного аппарата.

Правовой акт — письменный документ, выражающий властную волю субъектов государственного управления, посредством правовых норм регулирующий общественные отношения, явления и процессы, имеющий официальный характер и обязательную юридическую силу.

Правопорядок — система стабильных правовых связей и отношений, существующих в государстве, обществе, между людьми, обеспечивающих их потребности, интересы и цели, способствующих гармонизации общественного развития.

Представительный орган — выборный орган управления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения.

Президент государства — глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства.

Президентская республика — разновидность государства с республиканской формой правления, в котором высшим должностным лицом является президент.

Премьер-министр — в одних странах официальное, в других — обиходное наименование должности председателя правительства.

Преступление — особо опасное деяние, подрывающее конституционный строй и нарушающее права и свободы граждан.

Префект — должностное лицо, представляющее интересы государства на территории (во Франции, в Греции и др.).

Приказ — акт управления, издаваемый руководителем организации или государственного органа в пределах его компетенции на основании и во исполнение действующих законов и иных нормативных правовых документов; наиболее жесткая форма распорядительного воздействия, обязателен для исполнения и предполагает юридическую ответственность работника или государственного служащего за неисполнение.

Принуждение — один из методов управления, состоящий в управляющем воздействии субъекта управления на объект управления с использованием властных полномочий, который вынудит, заставит объект управления совершить определенные действия, выполнить поставленную задачу даже вопреки его воли и желанию.

Принцип — основное, исходное положение теории и практики управления, правило деятельности организации или правило поведения и деятельности человека.

Принципы государственного управления — основные правила, закрепленные в большинстве своем в праве, которые должны соблюдать субъекты государственного управления при реализации соответствующих функций.

Принятие решения — выбор субъектом управления по определенным критериям лучшего варианта действий по достижению поставленной цели, его закрепление в соответствующе (письменной или устной) форме.

Проблема управленческая — сложная задача, возникающая в процессе управления организацией, государством, регионом, муниципальным образованием, для решения которой не существует общепринятых методов, отсутствуют знания, опыт ее решения; расхождение между желаемым и реальным состоянием объекта управления. Проблема требует изучения, анализа проблемной ситуации, получения дополнительной информации, выработки концепции подхода к ее решению.

Проверка исполнения — один из видов контроля, который осуществляется по окончании какого-либо этапа реализации управленческого решения.

Прозрачность бюрократии — цель начатого в США при президенте Дж. Картере изменения отношений между государственным аппаратом и обществом в направлении большей подконтрольности государственной службы гражданам, налогоплательщикам.

Публичное — относящееся к общественной жизнедеятельности людей и выражающееся в ней всеобщее; ассоциируется прежде всего с государством.

Публичность — гласность, открытость.

Разгосударствление — освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий предприятиям, коллективам, гражданам.

Разграничение функций управления — форма разделения управленческого труда, предполагающая разделение функций управления при сохранении их общего баланса, четкую формулировку целей и задач по каждой функции. Разграничение функций управления является основой формирования организационной структуры управления деятельностью в организации, государстве, регионе, муниципальном образовании.

Разделение властей — теория, обосновавшая необходимость ограничения королевской власти и разделения государственной власти на законодательную (избираемый народом парламент), исполнительную (глава государства) и судебную (независимые суды с участием населения). Становление теории связывают с именами Дж. Локка (1632−1704) и Ш.-Л. Монтескье (1689−1755). Реализация теории призвана служить тому, чтобы ни одна из ветвей государственной власти не оставалась бесконтрольной и не действовала произвольно. Современная трактовка разделения и баланса властей включает также тезис о необходимости их взаимозависимости и взаимодействия. Речь таким образом идет о единой государственной власти.

Распоряжение — сообщение передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов деятельности. Распоряжение содержит постановку обязательной для выполнения задачи; ограничения (чего не следует при этом делать) и сроки исполнения.

Распределение обязанностей, прав и ответственности — определение и официальное закрепление объема обязанностей, прав и ответственности каждого звена управления на каждом иерархическом уровне системы управления, по каждой должности с учетом предварительно проведенного разграничения.

Расстановка сил и средств — управленческое решение, результатом которого является формирование системы сил и средств на участках, направлениях, линиях работы организации, необходимое для достижения цели, эффективного выполнения задач, реализации отдельных управленческих решений.

Региональное управление — вид государственного управления на определенной территории, осуществляемый субъектами федерации.

Регулирование — процесс установления и практического исполнения определенных правил (норм) поведения; ликвидация отклонений в процессе функционирования организации, жизни общества, региона и муниципального образования.

Регулирование рынка — применение государством системы правовых, экономических, административных и иных мер для обеспечения функционирования рыночных отношений, предупреждения отрицательных социальных последствий, развития конкуренции.

Рекомендация — одна из форм организационно-распорядительного воздействия, заключающая в себя возможное решение вопроса, выраженное в устной или письменной форме.

Руководитель — должностное лицо, имеющее в своем распоряжении коллектив работников и которое наделено четко определенными правами и полномочиями по принятию решений, организации их исполнения, по осуществлению управляющих воздействий в отношений подчиненных. Руководитель несет юридическую ответственность перед избравшим его народом, коллективом или назначившей (утвердившей) его инстанцией; представляет возглавляемый коллектив в вышестоящих инстанциях, других органах управления.

Сис гема — структурно-функциональное единство элементов.

Система государственного управления — совокупность взаимодействующих элементов, обеспечивающих управляющее воздействие государства. К таким элементам относятся: субъекты государственного управления, стратегия, государственная политика, цели, функции, методы, принципы, технологии, финансы, кадры и др.

Система сдержек и противовесов — вариант принципа разделения властей, впервые реализованный в США; полномочия законодательной власти принадлежат конгрессу, полномочия исполнительной власти — президенту, судебная власть осуществляется Верховным судом и нижестоящими судами. Компетенция каждого государственного органа определяется так, чтобы исключить его господство над другими государственными органами.

Ситуация — совокупность событий, обстоятельств, которые развиваются во времени и пространстве, имеют или могут иметь определенные последствия для организации (государства, региона, муниципального образования) и вынуждают субъекта управления принимать соответствующие решения.

Согласование — обязанность для руководителя обсуждать и согласовывать с соответствующими подразделениями или должностными лицами проекты готовящихся к принятию решений.

Социальная сфера — сфера воспроизводства человека, семьи, трудового коллектива и других социальных групп, которая включает условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень материального благосостояния, образования, воспитания и здравоохранения.

Статус — правовое положение организации, государственного органа, руководителя, служащего, определяющие права, обязанности и ответственность.

Структура государственного органа — совокупность подразделений, должностей, государственного органа, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на государственный орган, система взаимосвязи и взаимодействия этих подразделений и должностей, обеспечивающих достижение целей государства.

Субординация — модель организационной структуры управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение взаимодействия сс элементов, один из которых выполняет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных.

Субсидиарность — принцип, согласно которому ответственность перераспределяется снизу вверх, в отличие от децентрализации, делегирования полномочий сверху вниз; предпочтение отдается системам, в которых на вышестоящий уровни управления передаются только те функции, которые не могут в полной мере выполняться низовыми структурами.

Субъект федерации — территориально-национальное и административно-территориальное образование в составе федерации, обладающее собственными полномочиями по вопросам государственного управления и формирующее собственный уровень государственной власти.

Субъекты государственного управления — народ, государственные органы, должностные лица, принимающие государственные решения и обладающие правом на использование ресурсов, необходимых для реализации принятых решений.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь государственной власти (наряду с законодательной и исполнительной), основной функцией которой является осуществление правосудия (разрешение конфликтов на основе законов).

Указание — организационно-правовая форма управленческого решения, обращенного к конкретным исполнителям или по поводу конкретного вопроса ко всем работникам организации.

Управленческое решение — развернутый во времени логикомыслительный, эмоционально-логический, организационно-правовой и социальный процесс, осуществляемый в пределах компетенции субъекта управления, результатом которого является определенным образом зафиксированный проект каких-либо изменений в объекте управления; документ, содержащий постановку целей и задач, способов и сроков их осуществления, а также исполнителей и необходимых ресурсов.

Уровень государственного управления — часть системы государственного управления, которая обладает известной самостоятельностью, находится в состоянии подчиненности по отношению к вышестоящим органам государственного управления и в совокупности с другими уровнями государственного управления, определяют его структуру.

Устойчивость системы государственного управления —.

способность системы государственного управления противостоять разрушающим воздействиям внутренней или внешней среды.

Учет — функция государственного управления, заключающаяся в получении, регистрации, накоплении, обработке информации о реальных процессах общественного производства, используемых ресурсах и т. д.

Федеративное государство — сложное государство, состоящее из субъектов федерации, представляющих собой государство подобные образования. Субъекты федерации, имеющие свои конституции, законодательные органы, судебные системы, получают право, с одной стороны на самоуправление, а с другой стороны — на соучастие в общем конституционном управлении государством в целом.

Форма государственного правления — способ организации структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с народом как единственным источником государственной власти.

Формализм — разновидность догматизма, проявляющаяся в чисто внешнем следования заповедям, нормам, инструкциям, распоряжениям, когда человек не осознает смысла своих поступков и значения своей деятельности, не будучи способен мотивировать их с точки зрения потребностей общества и человека.

Формы государственного управления — устойчивые способы организации и правового регулирования общественных отношений, с помощью которых государственные органы реализуют свои полномочия и функции, а также достигают поставленных целей.

Функции государственного управления — виды деятельности государственных органов и аппаратов, связанные с реализацией их полномочий по воздействию на общественные отношения и достижению стоящих перед государством целей.

Функциональный подход — подход, основанный на изучении функций системы, т. е. алгоритма поведения системы.

//елеполаганне — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции и услугах и учета имеющихся реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Целостность системы государственного управления — способность системы государственного управления сохранять свое единство в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды.

Цель государственного управления — желаемое, возможное и необходимое состояние объекта (удовлетворение общественных потребностей и интересов) или самой системы государственного управления, которое должно быть достигнуто к определенному сроку.

Чиновничество — совокупность государственных служащих в государственных органах, имеющих чин, служебное звание.

Экспертиза — рассмотрение, изучение каких-либо вопросов, проблем, решений, требующих специальных знаний для представления по ним мотивированного, аргументированного заключения, научного обоснования.

Экспертный метод (метод экспертных оценок) — метод решения задач, основанный на использовании суждений спсциалистов-экспертов.

Электронное правительство — система взаимодействия государственных институтов с гражданами посредством Интернета.

Этатизм — учение обосновывающее необходимость активного участи государства в жизни общества.

Эффект — польза, приносимая людям (обществу) разницей между затратами и результатами, и способность этой разницы удовлетворять жизненные потребности общества, людей.

/Юрисдикция — правовая сфера, на которую распространяются полномочия конкретного государственного органа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой