Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предмет и объект науки и учебного курса «Психология и этика делового общения»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе делового сотрудничества между партнерами складываются межличностные психологические, нравственные и иные отношения, характер которых во многом отражает их настроение и расположение друг к другу, что дает свой результат. В деловом общении, как и в деловом сотрудничестве людей в целом четко проявляются следующие три неразрывно связанные его стороны: восприятие партнерами друг друга… Читать ещё >

Предмет и объект науки и учебного курса «Психология и этика делового общения» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предмет науки и учебного курса «Психология и этика делового общения» представляет собой, прежде всего, содержание самого делового общения как реального явления общественной жизни. В каждом отдельном случае деловое общение партнеров представляет собой их взаимодействие по поводу осуществления в их интересах какого-либо дела. Для этого в обществе свободного предпринимательства возможностей немало.

В процессе делового сотрудничества между партнерами складываются межличностные психологические, нравственные и иные отношения, характер которых во многом отражает их настроение и расположение друг к другу, что дает свой результат. В деловом общении, как и в деловом сотрудничестве людей в целом четко проявляются следующие три неразрывно связанные его стороны: восприятие партнерами друг друга, обмен информацией (коммуникация) и взаимодействие. Подробно об их содержании пойдет речь в соответствующих главах учебника, сейчас же отметим лишь следующее.

Анализ восприятия партнерами друг друга предполагает учет их возраста, пола, особенностей характера, способностей, потребностей, интересов, мировоззренческих установок, ценностных ориентаций и их духовной культуры в целом. Все это обусловливает мотивы поведения деловых партнеров в определенный момент времени при всей совокупности сложившихся обстоятельств. Необходимо учитывать и то, насколько часто они встречаются друг с другом, является ли их данная деловая встреча первой или одной из многих, насколько хорошо партнеры знают друг друга. Следует также учитывать возможность ошибок в восприятии партнерами друг друга и факторы, порождающие эти ошибки, для того, чтобы их учитывать и исправлять.

Анализ другой стороны общения — коммуникации деловых партнеров путем передачи информации в процессе их вербального и невербального общения заключается в исследовании того, как лучше (более эффективно) говорить самому и слушать партнера. Исследованию подвергаются следующие вопросы:

  • • как лучше построить свою речь, исходя из сложившихся правил риторики;
  • • как лучше организовать диалог с учетом интересов и волевых устремлений партнера;
  • • как лучше использовать при этом разного вида вопросы (так называемые открытые и закрытые вопросы, а также информационные, зеркальные, эстафетные и др.), которые могут оказать то или иное психологическое влияние на партнера, побудить его к большей открытости в деловой беседе, что способствует эффективному обсуждению решаемых проблем.

При анализе коммуникативной стороны делового общения также решается проблема повышения эффективности слушания партнерами друг друга, что влечет снижение потерь информации в ходе беседы, усиливает психологическое побуждение партнеров к более глубокому осмыслению обсуждаемых проблем. Анализируются такие психологические способы слушания, как рефлексивное и нерефлексивное слушание, и такие его стили, как категоричный, рассудительный, сочувствующий, аналитический.

Большое внимание уделяется изучению невербального общения деловых партнеров — несловесных форм общения, так называемого «языка тела» — мимики, жестов, контакта глаз, интонации голоса и т. д. Их роль в общении партнеров, в их взаимном влиянии друг на друга исключительно велика. Посредством невербальных средств передается информация о настроении партнеров, их готовности к общению, обсуждению проблем и дальнейшему сотрудничеству. Они активизируют, взбадривают партнеров, делают общение более динамичным, оживляют содержание речевого общения.

Предметом анализа науки и учебного курса «Деловое общение» является взаимодействие партнеров, включающее такие вопросы, как соответствующие психические и нравственные качества партнеров, их деловая квалификация и занимаемое положение в организационной структуре взаимодействия, сила их интересов и волевых устремлений к достижению успеха.

К предмету анализа данной научной и учебной дисциплины относятся и некоторые другие проблемы, в том числе деловое общение в рабочей группе, конфликты в деловом общении, стили поведения в конфликтных ситуациях и способы разрешения конфликтов.

Обобщая изложенное выше, скажем, что к предмету исследования в рамках «Делового общения» как научной и учебной дисциплины относятся проблемы, которые составляют свойственное ей содержание с его особенностями.

Необходимо учитывать, что деловое общение партнеров как реальное явление существует не само по себе, не изолированно от других явлений, в рамках которых оно возникает и осуществляется. Оно складывается и проявляется в контексте этих явлений, в прямых и обратных связях и взаимодействиях с ними. Поэтому при исследовании проблем делового общения приходится выходить за пределы его предмета, очерченного выше.

Прежде всего, следует осмысливать связи делового общения с другими явлениями общественной жизни — экономическими, правовыми, психологическими, нравственными и т. д., во взаимодействии с которыми оно проявляется. В отдельных случаях необходимо учитывать влияние на содержание делового общения политической и идеологической конъюнктуры. В связи с этим приходится прибегать к использованию положений других наук, прежде всего общей психологии, психологии личности и межличностных отношений, а также положений этики как науки о морали и нравственности, теории коммуникации, менеджмента и т. д.

Таким образом, объект исследований при анализе проблем дисциплины «Психология и этика делового общения» оказывается намного шире ее предмета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой