Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурные концепты в языковой картине мира: Поэзия Ф. И. Тютчева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Антропологическая программа изучения языка в фундаментальных своих чертах восходит к лингво-философской гумбольдтианской концепции языка как феномена культуры и духовной активности человека, актуализация которой в наше время во многом способствовала переходу от установок лингвистики «в самой себе и для себя» к более широкому и адекватному изучению лингвистической реальности, при котором в центре… Читать ещё >

Содержание

  • ЧАСТЬ I. СТАНОВЛЕНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ И КУЛЬТУРНО-ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ И ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА ЧЕЛОВЕКА
  • ГЛАВА I. КАРТИНА МИРА, ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА, КОНЦЕПТ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ В НАУКЕ О ЯЗЫКЕ: ОСНОВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
    • 1. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА В СИСТЕМЕ МИРОПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА
    • 2. КОНЦЕПТ, КУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • ГЛАВА II. КУЛЬТУРНЫЕ КОНЦЕПТЫ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА ХУДОЖНИКА СЛОВА
    • 1. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА ХУДОЖНИКА СЛОВА (ПОЭТА)
  • ЕЕ ГРАНИ И КУЛЬТУРНО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ
    • 1. 1. поэтическое творчество и художественная картина мира
    • 1. 2. поэтический язык и язык поэзии
    • 1. 3. языковая личность автора
    • 2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕКОНСТРУКЦИИ МИРОПОНИМАНИЯ И ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА ХУДОЖНИКА СЛОВА
  • ЧАСТЬ II. КУЛЬТУРНЫЕ КОНЦЕПТЫ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА Ф.И.ТЮТЧЕВА
  • ГЛАВА I. Ф.И.ТЮТЧЕВ КАК ЯЗЫКОВАЯ, ПОЭТИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТ
  • ГЛАВА II. МИР И ЧЕЛОВЕК В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА Ф.И.ТЮТЧЕВА
    • 1. МИР
      • 1. 1. мир: общее содержание концепта
      • 1. 2. хаос как первооснова мира
      • 1. 3. уровни мироздания (земля, небо, вода)
      • 1. 4. координаты мира (Юг — Север, Запад — Восток)
      • 1. 5. топология мира (круг)
      • 1. 6. время мира (день — ночь)
    • 2. ЧЕЛОВЕК (ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК)
      • 2. 1. душа
      • 2. 2. ПАМЯТ
      • 2. 3. судьба
      • 2. 4. сон

Культурные концепты в языковой картине мира: Поэзия Ф. И. Тютчева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характерной чертой науки нашего времени является возвращение интереса к познанию человека, его духовному миру и культуре. В лингвистике это находит свое выражение в отказе от узко-семиологического понимания языка только как знаковой системы различительных единиц, характерного для эпохи структурализма, и в обращении к основным установкам антропологической программы изучения языка, конститутивным признаком которой является постижение языка с тесной связи с бытием человека.

Антропологическая программа изучения языка в фундаментальных своих чертах восходит к лингво-философской гумбольдтианской концепции языка как феномена культуры и духовной активности человека, актуализация которой в наше время во многом способствовала переходу от установок лингвистики «в самой себе и для себя» к более широкому и адекватному изучению лингвистической реальности, при котором в центре внимания оказывается человек говорящий. «Невозможно вообразить человека без языка и изобретающего себе язык, — писал в свое время Э.Бенвенист. — В мире существует только человек с языком, человек, говорящий с другим человеком, и язык, таким образом, необходимо принадлежит самому определению человека» [Бенвенист 1974, 293]. Язык при таком подходе мыслится уже не как безликая имманентная система различительных единиц, но как духовная активность человека, тесно связанная с его миропониманием и знанием о мире.

Проблема связи языка и духовного мира человека никогда окончательно не исчезала из лингвистической науки, даже в период развития «имманентной лингвистики». Однако если в эпоху лингвистики формально-семиологической направленности данная проблема вытеснялась на периферию научных интересов, то в лингвистике антропологической ориентации она становится центральной, включая такие вопросы, как язык и познание, язык и сознание, язык и ментальность, язык и творчество, язык и культура и др. Можно сказать, чтслингвистика нашего времени движется в направлении, некогда обозначенном Э. Бенвенистом, который полагал, что на основе триады «язык — личность — культура» может быть создана новая лингвистика [Бенвенист 1974, 45]^, В современнной науке о языке интенсивно развиваются такие тесно взаимосвязанные друг с другом лингвистические дисциплины, ориентирующиеся на изучение важнейших аспектов функционирования языка в системе жизнедеятельности человека, как социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, когнитология, лингвокультурология и др.

Как представляется, в рамках антропологической программы могут получить свое обоснование и теоретическое раскрытие многие понятия современнной лингвистики, которые до недавнего времени рассматривались автономно. В их число входят понятия языковая картина мира, концепт, культурный, концепт, языковая личность и другие, связанные с магистральными линиями современной лингвистики, на пересечении которых и находится рассматриваемая в диссертации тема — культурные концепты в языковой картине мира.

Первая магистральная линия восходит к проблеме язык и миропонимание, выдвинутой еще Гумбольдтом и получившей развитие в работах представителей психологического направления (Х.Штейнталь, А. Потебня), неогумбольдтианства, особенно в трудах Л. Вайсгербера, и этнолингвистики (Э.Сепир, Б. Уорф). Развитие этой линии приводит к формированию термина «языковая картина мира», содержание которого активно осмысляется в современной науке о языке.

Вторая магистральная линия лингвистической науки связана с историей понятия концепт, а именно с древнейшей проблемой «имя — слово — вещь» и с эволюцией семантической теории. Толкование термина «концепт» восходит к теоретическим разработкам в рамках таких различных дисциплин, как когнитивная лингвистика, лингвистическая философия, лингвокультурология, семиотика.

Третья линия приводит к наметившейся в наше время тенденции рассматривать язык в контексте культуры, определяющей становление культурно-персоналистической парадигмы, в русле которой возникает понятие культурного концепта.

Четвертая линия развития современной науки о языке связана с понятием языковой личности, введенным В. В. Виноградовым и после периода забвения в эпоху структурализма вновь привлекающим внимание ученых. По словам Ю. Н. Караулова, настало время расширить восходящий к идеям Соссюра лозунг «За каждым текстом стоит система языка» — и переформулировать его как: «За каждым текстом стоит языковая личность, владеющая системой языка» [Караулов 1987,.

Все эти отмеченные направления современной лингвистики, развиваемые на базе понятий язык — культура — личность, могут быть совмещены в рамках антропологической программы изучения языка и развивающей ее установки культурно-персоналистической парадигмы, которая выступает в качестве главного методологического основания данной диссертационной работы.

Возникает вопрос, почему в качестве материала для изучения культурных концептов и их роли в формировании языковой картины мира человека выбрана поэзия Ф. И. Тютчева. Представляется, что Ф. И. Тютчев и его поэтическое творчество представляет исключительный интерес для данной проблематики, и тому есть немало причин. Тютчев — тонкий художник слова, обладавший удивительным чувством языка как такового, и не только своего родного (русского). Его поэтическое творчество — высший образец языкового творчества человека, которое, как подлинное искусство, в своих глубинных основах бессознательно. Ф. И. Тютчев, по замечанию А. А. Потебни, «служит превосходным примером того, как пользование тем или другим языком дает мысли то или другое направление, или, наоборот, как в предчувствии направления, которое примет его мысль в следующее мгновение, человек берется за тот или другой из доступных ему языков» [Потебня 1913, 196]. Тютчев — поэт-философ, стремящийся постигнуть глубины бытия, особенно тонко понимал мир духовной культуры. Поэзия Ф. И. Тютчева отличается своеобразной интерпретацией общекультурных концептов, что позволяет изучить важнейший ракурс языковой картины мира, находящийся в. центре нашего исследования, — соотношение собственно языкового и концептуального начал в конструировании языковой картины мира человека.

Научная новизна работы определяется попыткой автора осмыслить место и значимость культурных концептов в языковой картине мира человека на материале языковой картины мира творческой личности — художника слова (поэта), систематизировать и уточнить ряд таких важнейших понятий современной науки о языке и человеке, как: концепт, культурный концепт, языковая картина мира, языковая личность, художественная картина мира, а также использовать метод концептуального анализа для реконструкции миропредставлений личности (художника слова), который ранее для описания языковой картины мира на материале поэтического языка практически не применялся.

Теоретическая значимость. Исследование выполнялось в рамках антропологической программы изучения языка, в русле культурно-персоналистической парадигмы, исходящей из представления о языке как духовной активности человека и его конститутивной роли в созидании духовного мира личности и культуры. Основные теоретические положения исследования развивают идеи современной лингвистики, рассматривающей язык и языковую личность в контексте культуры. В работе предпринимается попытка осмыслить основные понятия культурно-персоналистической парадигмы (языковая картина мира, культурный концепт, языковая личность и др.), обсуждается вопрос о возможности использования концептуального анализа при изучении языковой картины мира личности.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практике вузовского преподавания при чтении общих и специальных курсов по общему языкознанию, языку художественной литературы, стилистике, писательской лексикографии, культурологии, в спецсеминарах по языковой картине мира Ф. И. Тютчева и при разработке словаря культурных концептов.

В качестве основных методов и приемов исследования в работе использовались герменевтический метод смысловой интепретации концептов, текстуальный и концептуальный анализ, направленные на реконструкцию основных концептов в языковой картине мира поэта, экспликацию их содержания, а также компьютерные методы, применяемые при создании частотных словарей на базе всего корпуса текстов поэта.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях Отдела теоретического языкознания. По теме диссертации были сделаны доклады на конференциях: «Семантика языковых единиц», Москва, 1994 г., МГОПУ- «Язык и время», Москва, 1995 г., Институт языкознания РАН- «Образ человека в зеркале разных языков и культур», Москва, 1996 г., Институт языкознания РАН- «Актуальные проблемы современной лингвистики», Москва, 1996 г., Институт языкознания РАН- «Категоризация мира: пространство и время», Москва, 1997 г., МГУ- «Языки пространств», Москва — Дубна, 1997 г., Институт языкознания РАН- «Языки этики», Москва, 1998 г., Институт языкознания РАН- «Онтология языка и его социокультурные аспекты», Москва, 1998 г., Институт языкознания РАНЛосевские чтения. «Образ мира — структура и целое». Международная научная конференция под эгидой ЮНЕСКО памяти А. Ф. Лосева, Москва, 1998 г., МГУ- «Язык — ключ к миру». К 100-летию со дня рождения Л.Вайсгербера. Москва, 1999 г., МГПУ.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух Частей теоретико-методологического и описательного характера, Заключения, Библиографии, двух Приложений, в которых приводятся формальный тезаурус языка поэзии Ф. И. Тютчева и сопоставительная таблица с указанием частоты употребления слов, формирующих концептосферу «душа» в идиолектах А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского.

8. Основные результаты работы могут быть сведены к следующим положениям:

1) рассмотрены основания постановки проблемы, касающейся осмысления статуса культурных концептов в языковой картине мира человека, и проанализированы различные варианты ее решения;

2) дана характеристика понятий языковая картина мира, концепт и культурный концепт на шкале основных понятий современной лингвистики;

3) рассмотрены общеметодологические принципы реконструкции культурных концептов в языковой картине мира личности;

4) охарактеризована система понятий для аналитического описания художественного миропредставления языковой личности: концепт, культурный концепт, концептосфера, языковая картина мира, языковая личность художника слова, образ, символ, мотив и др.;

5) предпринята попытка установления специфики определения концептов применительно к поэтическому языку;

6) обоснован отбор культурных концептов, значимых в художественном миропредставлении Ф. И. Тютчева, и дано их описание;

7) составлен автоматический конкорданс на основе всего корпуса поэтических текстов Ф. И. Тютчева;

8) проведено частичное сопоставление фрагментов языковой картины мира Ф. И. Тютчева с соответствующими представлениями, закрепленными в русской наивно-языковой картине мира и языковых картинах мира других авторов (А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, А.А.Фет).

9. Анализ культурных концептов в языковой картине мира поэта открывает широкие возможности для изучения как индивидуальных языковых, в терминологии С. Е. Никитиной, — культурно-языковых картин мира, характеризующих отдельную языковую личность, так и языковых, или шире — культурно-языковых картин мира языкового сообщества. При изучении этих картин мира интерес исследователя может смещаться в сторону какой-либо одной из них, но в любом случае необходимо учитывать корреляции, существующие между ними. По словам, Ю. С. Степанова, ученый «должен стремиться показать не только коллективные представления как реальности общества, но и гипотезы, создаваемые об этой реальности наиболее выдающимися членами общества» [Степанов 1997, 55]. Такие гипотезы, выдвигаемые выдающимися членами языкового сообщества, их своеобразие, индивидуальный характер и акцентировка в них авторских смыслов могут проявиться во всей своей полноте только на фоне коллективных общекультурно-языковых представлений, в развитие которых, в свою очередь, они вносят свой вклад. Изучение языковой картины мира творческой личности, и, в частности личности художника слова, есть вместе с тем важный этап постижения глубинных закономерностей общеязыковой картины мира, наивно-языковых представлений человека о мире.

10.

Введение

в науку о языке культурного концепта как единицы интегрального порядка, связанной с собственно лингвистической реальностью, открывает новые возможности исследования важнейших экстралингвистических аспектов языковой картины мира — ее связи с духовным миром человека и духовной культурой общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключение подведем итоги проведенного исследования, а также остановимся на некоторых перспективах изучения культурных концептов в языковой картине мира человека.

1. Исследование «Культурные концепты в языковой картине мира (поэзия Ф.И.Тютчева)» было посвящено актуальной проблеме современной лингвистикипроблеме осмысления концептуальных оснований языковой картины мира, участия концептов духовной культуры в формировании языковой картины мира человека. Отдельные вопросы этой проблемы, касающиеся природы и статуса языковой картины мира, ее места в системе миропредставлений человека, а также культурных концептов и концептуального анализа, достаточно широко освещались в современной лингвистике. Наименее проработанным исследовательским аспектом данной проблемы является изучение концептуальных оснований языковой картины мира и разработка понятий и принципов реконструкции миропредставлений языковой личности с позиции новой формирующейся культурно-персоналистической парадигмы, развивающейся в рамках антропологической программы изучения языка.

2. Целью диссертационного исследования было рассмотрение понятий и принципов реконструкции культурных концептов в языковой картине мира человека и описание на их основе важнейших культурных концептов в языковой картине мира личности.

Работа представляет собой первый опыт теоретического осмысления и аналитического описания культурных концептов в языковой картине мира с позиции антропологической программы изучения языка на материале поэзии Ф. И. Тютчева. Творчество Ф. И. Тютчева представляет особый интерес для изучения проблемы соотношения концептов духовной культуры и языковой картины мира личности во всей ее полноте, в связи с тем что Тютчев — тонкий художник слова, поэт-философ, глубоко понимающий мир духовной культуры, является вместе с тем носителем нескольких культурных парадигм и языковых миропредставлений, синтез которых образует основание его языковой (русской) картины мира.

3. Может возникнуть вопрос, в какой мере правомерно привлечение художественной речи — поэтического дискурса — для рассмотрения собственно лингвистических, а не литературоведческих задач. По словам Б. В. Томашевского, «изучение свойств художественной речи всецело принадлежит лингвистике, науке, изучающей человеческую речь во всех ее проявлениях», хотя многие из возможных здесь проблем формулировались первоначально в «недрах старинных поэтик и риторик» и традиционно относились к области теории литературы [Томашевский 1996, 29].

4. Для достижения поставленной в работе цели решались два класса задач:

1) выявление и описание общеметодологических принципов и системы понятий для реконструкции культурных концептов в языковой картине мира личности;

2) реконструкция на основе этих принципов важнейших культурных концептов в языковой картине мира Ф. И. Тютчева, касающихся двух основополагающих сфер его мировидения — мира и внутреннего человека: мир, круг, день и ночь, душа, память, судьба, сон и др.

5. В работе была предпринята попытка осмыслить место и значимость культурных концептов в языковой картине мира человека на материале языковой картины мира творческой личности — художника слова (поэта), систематизировать и уточнить ряд таких важнейших понятий современной науки о языке и человеке, как: концепт, культурный концепт, языковая картина мира, языковая личность, художественная картина мира, а также использовать метод концептуального анализа для реконструкции миропредставлений личности (художника слова), который ранее для описания языковой картины мира на материале поэтического языка практически не применялся.

6. Исследование выполнялось в рамках антропологической программы изучения языка, в русле культурно-персоналистической парадигмы, исходящей из представления о языке как духовной активности человека и его конститутивной роли в созидании духовного мира личности и культуры. Основные теоретические положения исследования развивают идеи современной лингвистики, рассматривающей язык и языковую личность в контексте культуры. В работе предпринимается попытка осмыслить основные понятия культурно-персоналистической парадигмы (языковая картина мира, культурный концепт, языковая личность и др.), обсуждается вопрос о возможности использования концептуального анализа при изучении языковой картины мира личности.

7. В качестве основных методов и приемов исследования в работе использовались герменевтический метод смысловой интепретации концептов, текстуальный и концептуальный анализ, направленные на реконструкцию основных концептов в языковой картине мира поэта, экспликацию их содержания, а также компьютерные методы, применяемые при создании частотных словарей на базе всего корпуса текстов поэта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Аймермахер 1998 — Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М., 1998. Алексеев 1996 — Алексеев П. М. Частотный словарь Евангелия от Матфея // Язык: история и современность. СПб., 1996.
  2. Апресян 1966 Апресян Ю. Д. Понятие лингвистической модели // Русский язык в школе. 1966, № 2.
  3. Апресян 1994 Апресян Ю. Д. О языке толкований и семантических примитивах // Известия АН СЛЯ. 1994. Т.53, № 4.
  4. Апресян 1995 Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. I. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995.
  5. Арутюнова 1979 Арутюнова Н. Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика. М., 1979.
  6. Арутюнова 1982 Арутюнова Н. Д. Лигвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1982. Вып. 13.
  7. Арутюнова 1983 Арутюнова Н. Д. Сравнительная оценка ситуаций // Известия АН СССР ОЛЯ. 1983, № 4.
  8. Арутюнова 1984 Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. 1982. М., 1984.
  9. Арутюнова 1988 а Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
  10. Арутюнова 1988 Ъ Арутюнова Н. Д. Образ (опыт концептуального анализа) // Референция и проблемы текстообразования. М., 1988.
  11. Арутюнова 1992 Арутюнова Н. Д. Семиотические концепты и метафора // Studia о tropach II. Wroclaw: Ossolineum, 1992.
  12. Арутюнова 1994 Арутюнова Н. Д. Молчание: контексты употребления // Логический анализ языка: Язык речевых действий. М., 1994.
  13. Арутюнова 1995 Арутюнова Н. Д. От редактора // Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995.
  14. Асколъдов 1928 Аскольдов-Алексеев С. А. Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. II. Под ред. Л. В. Щербы. Л., 1928.
  15. Бабушкин 1998 Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика. Автореферат на соискание степени д.ф.н. Воронеж, 1998.
  16. Баевский 1986 Баевский B.C. Тематические и ключевые слова в языке русской поэзии первой половины XIX века // Известия АН СССР. Сер. лит. и язык. М., 1986. Т. 45, № 5.
  17. Бартминьский, Небжеговская 1999 Бартминьский Е., Небжеговская Ст. Языковая картина польского рая и ада // Славянские этюды. Сборник к юбилею С. М. Толстой. М., 1999.
  18. Бахтин 1986 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  19. Белянин 1988 Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественноготекста. М., 1988.
  20. Белянин 1990 Белянин В. П. Психолингвистический и концептуальный анализ художественного текста с позиции доминанты // Концептуальный анализ: методы, результаты, перспективы. М., 1990.
  21. Бенвенист 1974 Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
  22. Берштейн 1966 Берштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  23. Е.Д. Волынская 1976 Бляхер Е.Д. Волынская Л. М. Картина мира и механизмы познания. Душанбе, 1976.
  24. Богин 1984 Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Л., 1984.
  25. Брутян 1973 Брутян Г. А. Язык и картина мира // Философские науки. 1973, № 1.
  26. Брутян 1976 Брутян Г. А. Языковая картина мира и ее роль в познании // Методологические проблемы анализа языка. Ереван, 1976.
  27. Булыгина, Шмелев 1997 Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997.
  28. Вайнштейн 1994 Вайнштейн О. Б. Язык романтической мысли. Чтения по истории и теории культуры. Вып. 6. М., 1994.
  29. Виноградова 1999 Виноградова Л. Н. Материальные и бестелесные формы существования души // Славянские этюды. Сборник к юбилею С. М. Толстой. М., 1999.
  30. Винокур 1990 Винокур Г. О. Филологические исследования. М., 1990.
  31. Вольф 1985 Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М., 1985.
  32. Воркачев 1995 Воркачев С. Г. Национально-культурная специфика концепта любвив русской и испанской паремиологии // Филологичесике науки. 1995. № 3.
  33. Воркачев, Жук 1994 Воркачев С. Г., Жук В. А. Семантизация концепта любви какхарактеристика языковой личности // Языковая личность и семантика. Тезисыдокладов научной конференции 28−30 сентября 1994 г. Волгоград, 1994.
  34. Воробьев 1993 Воробьев В. В. О понятии лингвокультурологии и ее компонентах //
  35. Язык и культура. Вторая Международная конференция. Доклады. Киев, 1993.
  36. Выготский 1982 Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. II. М., 1982.
  37. Гак 1988 Гак В. Г. Проблема создания универсального словаряэнциклопедический, культурно-исторический и этнолингвистический аспекты) //
  38. Национальная специфика языка и ее отражение в нормативном словаре. М., 1988.
  39. Гак 1977 Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. М., 1977.
  40. Гак 1998 Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998.
  41. Гамкрелидзе, Иванов 1984 Гамкрелидзе Т. В. Иванов, Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Ч. 2, Тбилиси, 1984.
  42. Гаспаров 1994 Гаспаров M. J1. «Письмо о судьбе» Александра Ромма // Понятиесудьбы в контексте разных культур. М., 1994.
  43. Гаспаров 1995 Гаспаров M. J1. Избранные статьи. М., 1995.
  44. Гик 1996 Гик А. Семантика мифологемы «душа» в ранних стихах Н. Заболоцкого // Семантика русского языка в диахронии. Калининград, 1996.
  45. Гиль 1973 Гиль С. Цветовые эпитеты в стихотворениях М. Ю. Лермонтова // Scando-Slavica. 1973. Vol. XIX.
  46. Григорьев 1979 Григорьев В. П. Поэтика слова. М., 1979.
  47. Григорьев 1983- Григорьев В. П. Грамматика идиостиля. М., 1983.
  48. Григорьев 1993 Григорьев В. П. Из прошлого лингвистической поэтики иинтерлингвистики. М., 1993.
  49. Григорьева, Иванова 1985 Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Язык поэзии XIX — XX вв.: Фет. Современная лирика. М., 1985.
  50. Дышлевый, Яценко 1984 Дышлевый П. И. Яценко Л.В. Что такое общая картина мира? М., 1984.
  51. Иванов, Топоров 1974 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
  52. Казакевич 1997 Картина мира северных селькупов сквозь призму фольклора //
  53. Языковое сознание и образ мира. XII Международный симпозиум попсихолингвистике и теории коммуникации М., 1997.
  54. Караулов 1976 Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография. М., 1976.
  55. Караулов 1987 Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
  56. Караулов 1992 Караулов Ю. Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковойспособности. М., 1992.
  57. Карпова 1989 Карпова О. М. Словари языка писателей. М., 1989.
  58. Картина мира 1991 Русская художественная культура второй половины XIX в.1. Картина мира. М., 1991.
  59. Картина мира 1994 Картина мира // Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  60. Касевич 1996 Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб., 1996.
  61. Кассирер 1998 Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
  62. Коган 1974 Коган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.
  63. Кожевникова 1986 Кожевникова Н. А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М., 1986.
  64. Кожевникова 1992 Кожевникова Н. А. Язык Андрея Белого. М., 1992.
  65. Колесов 1992 Колесов В. В. Концепты культуры: образ — понятие — символ // Вестник
  66. Санкт-Петербургского университета, сер. 2, 1992. Вып. 3.
  67. Колшанский 1975 Колшанский Г. В. Язык и «картина мира» // Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., 1975. Колшанский 1990 — Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990.
  68. Кофман 1997 Кофман А. Ф. Латиноамериканский образ мира. М., 1997. Крейдлин 1993 — Крейдлин Г. Е. Таксономия и аксиология в языке и тексте (Предложения таксономической характеризации) // Логический анализ языка: Ментальные действия. М., 1993.
  69. Кубрякова 1988 Кубрякова Е. С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.
  70. Лакофф 1988 Лакофф. Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. М., 1988.
  71. Ларин 1974 Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.
  72. Левин 1966 Левин Ю. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах
  73. Структурная типология языков. М., 1966.
  74. Левин 1972 Левин Ю. И. О частотном словаре языка поэта // Russian Literature, 1972, № 2.
  75. Леонтьев 1975 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Леонтьев 1988 — Леонтьев А. А. Языковое сознание и образ мира // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание». М., 1988.
  76. Ли Тоан Тханг 1993 Пространственная модель мира: когниция, культура, этнопсихология: (На материале вьет, и рус. яз.). М., 1993.
  77. Лисицын 1996 Лисицын А. Г. Концепт свобода — воля — вольность в русском языке. Автореферат на соискание ученой степени к.ф.н. М., 1996.
  78. Лихачев 1993 Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит. и язык., 1993, № 1.
  79. Логический анализ 1990 Логический анализ языка: Концептуальный анализ: методы, результаты, перспективы. М., 1990
  80. Логический анализ 1999 Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке. М., 1999.
  81. Лосев 1982 Лосев А. Ф. Проблема вариативного функционирования поэтическогоязыка // Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982.
  82. Лосев 1989 Лосев А. Ф. История античной философии М., 1989.
  83. Лосев 1995 а Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.
  84. Лосев 1995 Ъ Лосев А. Ф. Строение художественного мироощущения // Лосев А.Ф.
  85. Форма Стиль — Выражение. М., 1995.
  86. Лотман 1986 Лотман Ю. М. Заметки о художественном пространстве // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. Тарту, 1986. Вып. 720, XIX.
  87. Лотман 1992 Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М. 1992.
  88. Лотман 1996 а Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. СПб., 1996. Лотман 1996 б — Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст -семиосфера — история. М., 1996.
  89. Лузенина 1996 Лузенина И. Н. Языковая картина мира. К проблеме национальнойспецифики языка и мышления // Духовная сфера деятельности человека. Саратов, 1996.
  90. Маслова 1997 Маслова В. А. Введение в лингвокультурологию. М., 1997. Материалы 1963 — Материалы к частотному словарю языка А. С. Пушкина. М., 1963. Мейлах 1983 — Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. 1983, № 7.
  91. Мейлах 1985 Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыты, поиски, перспективы. М., 1985.
  92. Мельчук 1974 Мельчук И. А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл -Текст». М., 1974.
  93. Минц 1967 Минц З. Г. Частотный словарь «Стихов о Прекрасной даме» А. Блока и некоторые замечания о структуре цикла // Труды по знаковым системам. Ш, Тарту, 1967.
  94. Михайлов 1997 Михайлов А. В. Глаз художника // Михайлов А. В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997. Модели мира 1997 — Модели мира. М. 1997.
  95. Невская и др. 1998 Невская Л. Г., Николаева Т. М., Седакова И. А., Цивьян Т. В. Концепт пути в фольклорной модели мира (от Балтии до Балкан) // Славянское языкознание. ХП Международный съезд славистов. Краков, 1998. Доклады российской делегации. М., 1998.
  96. Нерознак 1997 Нерознак В. П. Теория словесности: старая и новая парадигмы // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997.
  97. Никитина 1978 Никитина С. Е. Тезаурус по теоретической и прикладной лингвистике. М., 1978.
  98. Никитина 1991 Никитина С. Е. О концептуальном анализе в народной культуре // Логический анализ языка: Культурные концепты. М., 1991.
  99. Никитина 1993 Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
  100. Никитина 1996 Никитина С. Е. Фольклорное слово в тезаурусном описании //
  101. Славянский стих: стиховедение, лингвистика и поэтика. М., 1996.
  102. Никитина 1999 Никитина С. Е. Сердце и душа фольклорного человека //
  103. Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке. М., 1999.
  104. Новиков 1987 Новиков Л. А. Значение как эстетическая категория языка // Русскийязык: Языковое значение в функциональном и эстетическом аспекте. М., 1987.
  105. Новиков 1988 Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.
  106. Новиков 1997 Новиков Л. А. Поэтический язык // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.
  107. Очерки 1995 Очерки истории языка русской поэзии XX века: Образные средства поэтического языка и их трансформации. М., 1995.
  108. Павиленис 1983 Павиленис Р. И. Проблемы смысла: Современный логико-философский анализ языка. М., 1983.
  109. Павлович 1995 Павлович Н. В. Язык образов: парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995.
  110. Падучева 1993 Падучева Е. В. Говорящий как наблюдатель: об одной возможности применения лингвистики в поэтике // Известия ОЛЯ. 1993, № 3.
  111. Петрова 1995 Петрова З. А. Ключевые слова в поэтическом идиолекте //
  112. Словоупотребление и стиль писателя. Спб., 1995.
  113. Планк 1966 Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.
  114. Плотникова 1995 Плотникова А. А. Душа // Славянская мифология.
  115. Энциклопедический словарь. М., 1995.
  116. Понятие судьбы 1994 Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. Портнов 1988 — Портнов А. Н. Язык. Мышление. Сознание. Психолингвистические аспекты. Иваново, 1988.
  117. Постовалова 1982 Постовалова В. И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации В. фон Гумбольдта. М., 1982.
  118. Постовалова 1987 Постовалова В. И. Существует ли языковая картина мира? // Язык как коммуникативная деятельность человека. Сборник научных трудов. Вып. 284. М., 1987.
  119. Постовалова 1988 а Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека
  120. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.
  121. Постовалова 1988 Ъ Постовалова В. И. Лингвистическая гипотеза и ее обоснование.
  122. Автореферат на соискание степени д.ф.н. М., 1988.
  123. Потебня 1913 Мысль и язык. Харьков, 1913.
  124. Потебня 1976 Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
  125. Поцепня 1997 Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997.
  126. Почещов 1990 Почепцов О. Г. Языковая ментальность и способ представлениямира // Вопросы языкознания М., 1990, № 6.
  127. Проблема комплексного изучения 1980 Проблема комплексного изучения художественного творчества. Казань, 1980.
  128. Прокопьева, Варченко 1993 Прокопьева С. М., Варченко Т. Г. Картина мира в интернациональных фразеологических единицах. Якутск, 1993.
  129. Радченко 1997 Радченко О. А. Язык как миросозидание. Лингво-философская концепция неогумбольдтианства. М., 1997.
  130. Раевский 1985 Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. М., 1985. Рамишвили 1981 — Рамишвили Г. В. Языкознание в кругу наук о человеке // Вопросыфилософии. М., 1981, № 6.
  131. .К. 1989 Раушеибах Б.К. К рационально-образной картине мира // Коммунист. 1989, № 8.
  132. Роль человеческого фактора 1988 Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.
  133. Ромашко 1982 Ромашко С. А. Лингвистика и поэтика: к истории вопроса (Опыт построения поэтики на основе лингвистики в немецком романтизме) // Проблемы лингвистической поэтики. М., 1982.
  134. Рубцов 1979 Рубцов А. В. Художественное произведение как модель «завершенного» познания // Вопросы философии. 1979, № 10.
  135. Руднев 1997 Руднев В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997.
  136. Русская словесность 1997 Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997.
  137. Самадов, Липгарт 1992 Самадов Б. А., Липгарт А. А. К вопросу об интерлингвистических и филологических подходах к понятийной картине мира. М., 1992.
  138. Сегал 1974 Сегал Д. М. Память зрения и память смысла // Russian Literature. Amsterdam, 1974, 7/8.
  139. Соболев 1986 Соболев П. В. Художественная картина мира: ценностная значимость //Художественное творчество / 1984. Л., 1986.
  140. Соловьев 1997 Соловьев В. Философский словарь. Ростов — на — Дону, 1997. Сорокин 1960 — Сорокин Ю. С. Инструкция по составлению словаря к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя. М., 1960.
  141. Степанов 1972 Степанов Ю. С. Слова правда и цивилизация в русском языке // Известия АН СССР. Сер. лит. и язык., Т. XXXI, 1972, вып. 2.
  142. Степанов 1994 Степанов Ю. С. Пространство и миры — «новый», «воображаемый», «Ментальный» и прочие // Философия языка: в границах и без границ. Харьков, 1994.
  143. Степанов 1997 Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
  144. Степанов 1998 Степанов Ю. С. Язык и метод: К современной философии языка. М., 1988.
  145. Стернин, Быкова 1998 Стернин И. А., Быкова Г. В. Концепты и лакуны // Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998.
  146. Структуры представления знаний 1994 Структуры представления знаний в языке. М., 1994.
  147. Суворова 1996 Суворова А. Н. Картина мира и проблема ее типологизации. Автореферат на соискание степени к.ф.н. Самара, 1996.
  148. Сукаленко 1991 Сукаленко Н. И. Образно-стереотипная языковая картина мира как отражение эмпирического сознания. Автореферат на соискание степени к.ф.н. Киев. 1991.
  149. Тайлор 1989 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
  150. Тарасова 1994 Тарасова И. А. Структура семантического поля в поэтическом идиолекте (На материале поэзии И. Анненского): Автореферат на соискание степени к.ф.н. Саратов, 1994.
  151. Телия 1988 Телия В. Н. Предисловие // Метафора в языке и тексте. М., 1988. Телия 1996 — Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.
  152. Толстой, Толстая 1978 Толстой Н. И., Толстая С. М. К реконструкции древнеславянской духовной культуры (лингво-этнографический аспект) // Славянское языкознание. VIII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. М., 1978.
  153. Топоров 1992 Топоров В. Н. Модель мира // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.П. М., 1992. j
  154. Топоров 1995 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в областимифопоэтического: Избранное. М., 1995.
  155. Топорова 1994 Топорова Т. В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М., 1994.
  156. Тростников 1992 Тростников М. В. Язык лирики Иннокентия Анненского (лингвостатистический аспект) // НТИ. Сер. 2. 1992, № 4.
  157. Урысон 1995 Ъ Урысон Е. В. Душа, сердце и ум в языковой картине мира // Путь. 1995, № 6.
  158. Урысон 1997 Урысон Е. В. Душа 1, сердце 2 // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Первый выпуск. М., 1997.
  159. Уфимцева 1998 Уфимцева Н. В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998.
  160. Фатеева 1989 Фатеева Н. А. Способы актуализации категории времени в поэтическом тексте // Стилистика и поэтика. М., 1989. Вып. 2.
  161. Фатеева 1995 Фатеева Н. А. Картина мира и эволюция поэтического идиостиля Бориса Пастернака (поэзия и проза) // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Опыты описания идиостилей. М., 1995.
  162. Федоров 1988 Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.
  163. Флоренский 1996 Флоренский П., св. Сочинения в 4-х тт. Т. 2.. М., 1996.
  164. Франк-Каменецкий 1924 Франк-Каменецкий И. Г. Вода и огонь в библейской поэзии //Яфетический сборник. III, Л., 1924.
  165. Фрумкина 1994 Фрумкина P.M. Размышления на полях новой книги Анны Вежбицйжой // НТИ, 1994. Сер. 2, № 4.
  166. Фрумкина 1995 Фрумкина P.M. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? // Язык и наука конца 20 века. М., 1995.
  167. Хайдеггер 1993 Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М., 1993. Хетсо 1973 — Хетсо Г. Несколько замечаний о лексике стихотворений М. Ю. Лермонтова // Scando-Slavica, 1973.
  168. Храпченко 1982 Храпченко М. Б. Семиотика и художественное творчество // Храпченко М. Б. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1982. Т. 4.
  169. Художественное творчество 1983 Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1983. Л., 1983.
  170. Художественное творчество 1986 Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1984. Л., 1986.
  171. Худяков 1996 Худяков А. А. Концепт и значение // Языковая личность: Культурные концепты. Волгоград, 1996.
  172. Цивьян 1967 Цивьян Т. В. Материалы к поэтике А. Ахматовой // Труды по знаковым системам. Тарту. Вып. 198. Т.III.
  173. Цивьян 1973 Цивьян Т. В. О некоторых способах отражения в языке оппозиции внутренний — внешний // Структурно-типологические исследования в области грамматики славянских языков. М., 1979.
  174. Цивьян 1990 Цивьян Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира. М., 1990.
  175. Черемсина 1993 Черемсина О. Н. Жанрообразующая лексика в коротком рассказе как средство создания художественной картины мира // Язык и культура. Вторая Международная конференция. Доклады. Киев. 1993.
  176. Чернейко 1995 Чернейко Л. О. Гештальтная структура абстрактного имени // Филологические науки. 1995, № 4.
  177. Чудаков 1986 Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986. Чудаков 1992 — Чудаков А. П. Слово — вещь — мир. М., 1992.
  178. Шайкевич 1982 Шайкевич А. Я. Дистрибутивно-статистический анализ текстов. JL, 1982.
  179. Шайкевич 1995 Шайкевич А. Я. Конкорданс к прозаическому тексту (к выходу в свет конкорданса к «Преступлению и наказанию») // Русистика сегодня. М., 1995, № 2.
  180. Шестаков 1983 Шестаков В. П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. М., 1983.
  181. Шмелев 1997 Шмелев А. Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души» // Русский язык в школе М., 1996, № 4.
  182. Язык 1992 Язык и структура представления знаний. М., 1992. Язык 1995 — Язык и наука конца 20 века. М., 1995.
  183. Язык 1996 Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В. П. Григорьева. М., 1996.
  184. Языки культуры 1987 Языки культуры и проблема переводимости. М., 1987. Языковая картина мира 1995 — Языковая картина мира. Материалы Всероссийской научной конференции. Кемерово, 1995.
  185. Языковая личность 1994 а Языковая личность: проблемы значения и смысла. Сб. научн. трудов. Волгоград, 1994.
  186. Языковая личность 1994 Ъ Языковая личность: проблема выбора и интерпретации знака в тексте. Сб. науч. трудов. Новосибирск, 1994.
  187. Языковая личность 1994 с Языковая личность и семантика. Тезисы докладов научной конференции 28−30 сентября 1994 г. Волгоград. 1994.
  188. Языковая личность 1996 Языковая личность: культурные концепты. Волгоград, 1996.
  189. Языковая номинация 1977 Языковая номинация М., 1977.
  190. Языковое сознание 1997 Языковое сознание и образ мира. XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1997.
  191. Языковое сознание 1998 Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998.
  192. Якобсон 1975 Якобсон Р. Линвистика и поэтика // Структурализм: за и против. М., 1975.
  193. Якобсон 1983 Якобсон P.O. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М., 1983.
  194. Якобсон 1987 Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. Якобсон 1996 — Якобсон P.O. Язык и бессознательное. М., 1996.
  195. Яковенко 1999 Яковенко Е. Б. Сердце, душа, в английской и немецкой языковых картинах мира (опыт реконструкции концептов) //Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке. М., 1999.
  196. Яковлева 1993 Яковлева Е. С. О некоторых моделях пространства в русской языковой картине мира // Вопросы языкознания. 1993, № 4.
  197. Яковлева 1994 а Яковлева Е. С. Фрагмент русской языковой картины времени // Вопросы языкознания. 1994, № 5.
  198. Яковлева 1994 Ъ- Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени, восприятия). М., 1994.
  199. Яковлева 1998 Яковлева Е. С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопросы языкознания. 1998, № 3.
  200. Faryno 1985 Faryno Jersy. «Я помню (чудное мгновенье.)» и «Я (слово) позабыл.» // Wiener Slawistischer Almanach, Band 16, p. 29−35.
  201. Kjetsaa 1973 Kjetsaa G. Лексика стихотворений Лермонтова. Опыт количественного описания. Universitetet i Oslo. Slavisk-baltisk institutt. Meddelelser, 1973, № 2.
  202. Kjetsaa 1979 Kjetsaa G. Quantitative Norm for the Use Epithets in Age of Pushkin // Russian Romantism. Stockolm, 1979.
  203. Kjetsaa 1983 Kjetsaa G. Norm for the Use of Poetical Language in the Age of Pushkin: A Comparative Analysis. Universitetet i Oslo. Slavisk-baltisk institutt. Meddelelser, 1983, № 33.
  204. Wierzbicka 1972 Wierzbicka A. Semantic primitives. Frankfurt am Main: Athenaum, 1972.
  205. Wierzbicka 1985 Wierzbicka A. Lexicography and Conceptual Analysis. Ann. Arbor. MI: Karoma, 1985.
  206. Wierzbicka 1990 Wierzbicka A. Dusa (~soul), toska ('yearning), sud’ba (-fate): three key concepts in Russian language and Russian culture // Metody formalne w opisie jezykow slowianskich. Pod red. Zygmunta Saloniego. Bialystok, 1990.
  207. Аксаков 1886 Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев: Биографический очерк. М., 1886.
  208. Аксаков 1997 Аксаков И. С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1997.
  209. Ауэр 1991 Ауэр А. П. Поэзия Тютчева в восприятии В.Я.Брюсова-критика //
  210. Ауэр 1997 Ауэр А. П. Лекция о поэтике Ф. И. Тютчева. Коломенск, 1997.
  211. Баевский 1994 Баевский B.C. Тютчев. Лермонтов // История русской поэзии. М., 1994.
  212. Бек 1997 Бек Т. Тютчев и Фет: Штрихи к двойному портрету // Тютчев Ф. И., Фет А. А. Стихотворения. М., 1997.
  213. Белый 1983 Белый А. Поэзия слова: Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы // Семиотика. М., 1983.
  214. Берковский 1962 Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев // Тютчев Ф. И. Стихотворения. М. -Л., 1962.
  215. Берковский 1968 Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев // Ф. И. Тютчев. Библиотека поэта. Малая серия. М. — Л., 1968.
  216. Берковский 1973 Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
  217. Благой 1933 а Благой Д. Жизнь и творчество Тютчева // Ф. И. Тютчев. Полноесобрание стихотворений, т. 1, М.-Л., 1933.
  218. Благой 1933 b Благой Д. Д. Тютчев и Вяземский // Благой Д. Три века. Из истории русской поэзии XVIII, XIX и XX в. М., 1933.
  219. Блок 1963 Блок А. Собрание сочинений в 8-ми тт. Т. 7. М.-Л., 1963.
  220. Брандт 1912 Брандт Р. Ф. Материалы для исследования: Ф. И. Тютчев и его поэзия.1. СПб., 1912.
  221. Брюсов 1975- Брюсов В. Я. Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества. Собр. соч. в 7-ми тт. М., 1975. Т. 6.
  222. Бухштаб 1970 Бухштаб Б. Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов. Л., 1970.
  223. Вайман 1978 Вайман С. Т. Тютчевское // Филологические науки. 1978, № 6. Вахрос 1966 — Вахрос И. С. Поэзия Тютчева. Хельсинки, 1966.
  224. Гаспаров 1990 Гаспаров М. Л. Композиция пейзажа у Тютчева // Тютчевский сборник1. Таллинн. 1990.
  225. Гачев 1988 О национальной образности русской поэзии (45 натурфилософских романсов на стихи Тютчева) // Национальные образы мира. М., 1988. Гиппиус 1939 — Гиппиус В. В. Ф. И. Тютчев // Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. Л., 1939.
  226. Гиппиус 1966 Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. М. — Д., 1966.
  227. Гиршман 1981 Гиршман М. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина,
  228. М.Ю.Лермонтова, Ф. И. Тютчева. М., 1981.
  229. Гордон 1973 Гордон Я. И. Тютчев и Гейне // Гейне в России. Душанбе, 1973. Григорьева 1976 — Григорьева А. Д. Слово в поэтическом тексте. Известия АН СССР. Сер. лит. и язык. 1976, т. 35, № 3.
  230. Григорьева 1980 Григорьева А. Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980.
  231. Гроссман 1922 Гроссман Л. Три современника. Тютчев. Достоевский. Григорьев.1. М., 1922.
  232. Гудзий 1930 Гудзий Н. К. Тютчев в поэтической культуре русского символизма //
  233. Известия по русскому языку и словесности АН СССР, 1930. Т. З, № 2.
  234. Гуковский 1947 Гуковский Г. А. Некрасов и Тютчев. К постановке вопроса //
  235. Научный бюллетень Ленинградского университета. Л., 1947, № 16−17.
  236. Гуревич 1996 Гуревич A.M. Тютчев // Русские писатели. Биобиблиографическийсловарь. М., 1996. Ч. 2.
  237. Дарский 1914 Дарский Д. С. Чудесные вымыслы. О космическом сознании в лирике Тютчева. М., 1914.
  238. Добролюбов 1962 Добролюбов Н. А. Темное царство // Добролюбов Н. А. Собрание сочинений. В 9 тт. М. — Л., 1962, Т. 5.
  239. Калачева 1993 Калачева С. В. Державин и Тютчев // Г. Р. Державин: личность, творчество, современное восприятие. Тезисы международной научной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения поэта. Казань, 1993.
  240. Касаткина 1969 b Касаткина В. Н. Поэтическое мировоззрение Ф. И. Тютчева. Саратов, 1969.
  241. Кнабе 1990 Кнабе Г. С. Римская тема в русской культуре и в творчестве Тютчева // Тютчевский сборник. Таллинн, 1990.
  242. Ковалев 1981 Ковалев Вл.А. Из наблюдений над проблематикой и поэтикой философской лирики Ф. И. Тютчева // «В Россию можно только верить» (Ф.И.Тютчев и его время). Тула, 1981.
  243. Когинов 1983 Когинов Ю. И. Вещая душа. М., 1983. Кожинов 1988 — Кожинов В. В. Тютчев. М., 1988.
  244. Кожинов 1973 Кожинов В. В. О «тютчевской» школе в русской лирике (1830 — 1860-е гг) // К истории русского романтизма. М., 1973.
  245. Коллер 1973 Коллер Э. Некоторые вопросы поэтики Ф. И. Тютчева (рифма, звукопись). М., 1973.
  246. Корман 1960 Корман Б. О. Некрасов и Тютчев // Некрасовский сборник. М. — Л., 1960. Вып. 3.
  247. Королева 1962 Королева Н. В. Тютчев и Пушкин // Пушкин. Исследования и материалы. М.-Л., 1962. Т. 4.
  248. Кузъменко 1983 Кузьменко О. А. Семантическая организация стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» // Проблемы структурной лингвистики 1981. М, 1983. Лаврецкий 1918 — Лаврецкий А. Взыскующий благодати (Ф.И.Тютчев: поэт и поэзия)
  249. А.Лаврецкий. Слово о культуре. М., 1918.
  250. Лаврецкий 1923 Лаврецкий А. Тургенев и Тютчев // Творческий путь Тургенева. Пг., 1923.
  251. Левин 1990 Левин Ю. И. Инвариантный сюжет лирики Тютчева // Тютчевский сборник. Таллинн, 1990.
  252. Лежнев 1930 Лежнев А. Тютчев, Гейне, Пушкин. Отрывок из спора // Разговор в сердцах. Федерация. 1930.
  253. Лежнев 1934 Лежнев А. Два поэта. Гейне. Тютчев. М., 1934.
  254. Лотман 1982 Лотман Ю. М. Заметки по поэтике Тютчева, 1: Местоимения в лирике Тютчева. Учен. зап. гос. ун-та. Тарту, 1982. Вып. 604.
  255. Лотман 1990 Лотман Ю. М. Поэтический мир Тютчева // Тютчевский сборник. Таллинн. 1990.
  256. Маймин 1976 Маймин Е. А. Русская философская поэзия: поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. М., 1976.
  257. Малаховский 1922 Малаховский В. А. Эпитет Тютчева. Чита, 1922. Мережковский 1915 — Мережковский Д. С. Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев. Пг., 1915.
  258. Мещерский 1873- Мещерский В. П. Свежей памяти Ф. И. Тютчева // Гражданин. 1873, № 31.
  259. Некрасов 1995 Некрасов Н. А. Русские второстепенные поэты // Ф. И. Тютчев. «О вещая душа моя!.» М., 1995.
  260. Новинская 1979 Новинская Л. П. Метрика и строфика Ф. И. Тютчева // Руссское стихосложение XIX в. Материалы по метрике и строфике русских поэтов. М. 1979. Огнев 1963 — Огнев Вл. Книга отражений. М., 1963. Озеров 1975 — Озеров Л. А. Поэзия Тютчева. М., 1975.
  261. Озеров 1995 Озеров Л. Читая Тютчева // Ф. И. Тютчев. «О вещая душа моя!.» М., 1995.
  262. Орлов 1981 Орлов О. В. Поэзия Тютчева. М., 1981.
  263. Осповат 1980 Осповат А. Л. «Как слово наше отзовется.» М., 1980.
  264. Пигарев 1962 Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962. Пигарев 1978 — Пигарев К. В. Тютчев и его время. М., 1978.
  265. Пумпянский 1928 Пумпянский Л. В. Поэзия Ф.И.Тютчева // Урания: Тютчевский альманах, 1803- 1828. Л., 1928.
  266. Райнов 1923 Райнов Т. Духовный путь Тютчева. Пг., 1923.
  267. Саводник 1914 Саводник В. Д. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. М., 1914.
  268. Соловьев 1995 Соловьев B.C. О поэзии Ф. И. Тютчева // Ф. И. Тютчев. «О вещая душа моя!.» М., 1995.
  269. Сузи 1996 Сузи В. Н. Принцип «двойного бытия» в лирике Ф. И. Тютчева (к проблеме античной и христианской традиции). Автореферат на соискание ученой степени к.ф.н. Петрозаводск, 1996.
  270. Сурина 1927 Сурина Н. Тютчев и Ламартин // Поэтика. Л., 1927, кн. III. Сухотина-Толстая 1980 — Сухотина-Толстая Т. Л. Иван Сергеевич Тургенев // Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания. М., 1980.
  271. Тарасов 1995 Тарасов Б. П. Тютчев и Чаадаев // Тютчев сегодня: Материалы IV Тютчевских чтений. М., 1995.
  272. Тынянов 1969 Тынянов Ю. Н. Пушкин и Тютчев // Тынянов Ю. Н. Пушкин и егосовременники. М., 1969.
  273. Тынянов 1977 Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве. Тютчев и Гейне // Тынянов Ю.Н.
  274. Тютчевский сборник 1923 Тютчевский сборник (1873−1923). Пг., 1923.
  275. Тютчевский сборник 1990 Тютчевский сборник. Таллинн. 1990.
  276. Урания 1928 Урания: Тютчевский альманах, 1803 — 1828. Л., 1928.
  277. Фет 1983 Фет А. А. Воспоминания. М., 1983. Ч. II.
  278. Фет 1995 Фет А. А. О стихотворениях Ф. Тютчева // Тютчев Ф. И. «О вещая душа моя!.». М., 1995.
  279. Франк 1913 Франк С. Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева // Русская мысль. М.-П., 1913, Кн. XI.
  280. Фрейберг 1972 Фрейберг Л. А. Тютчев и античность // Античность и современность. М&bdquo- 1972.
  281. Фридберг 1901 Фридберг А. Тютчев и Баратынский. «Не близость духа их сроднила.» //Северные цветы на 1901 г. М., 1901.
  282. Шатрова 1988 Шакирова Л. Г. Символика философских стихотворений Ф. И. Тютчева о природе. Автореферат на соикание звания к.ф.н. М., 1988. Щемелева 1974 — Щемелева Л. М. О русской философской лирике XIX в. // Вопросы философии. 1974, № 5.
  283. Даль Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978 — 1980. Т. 1−4.
  284. ИСРЯ Идеографический словарь русского языка. Под ред. Баранова О. С. М., 1995.
  285. Караулов Караулов Ю. Н. Частотный словарь семантических множителей русского языкаМ., 1980.
  286. СКТ Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Кубрякова Е. С., Демьянков
  287. В.З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. М., 1996.
  288. Культурология Культурология. XX век. Словарь СПб., 1997.
  289. ФЭ Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  290. ЛЭ Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
  291. ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  292. MAC Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1981- 1984.
  293. РАС Русский ассоциативный словарь / Караулов Ю. Н., Сорокин Ю. С., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Т. 1−6, М., 1994−1998.
  294. РСС Русский семантический словарь. Опыт автоматического построения тезауруса: от понятия к слову. М., 1982.
  295. РЯ Русский язык. Энциклопедия / Ред. Караулов Ю. Н. М., 1997. СлО — Словарь образных выражений русского языка М., 1995.
  296. СлЭ Горбачевич К. С., Хабло Э. П. Словарь эпитетов русского литертаурного языка. Л., 1979.
  297. СМ Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. СП — Словарь языка Пушкина, т. 1−4, М., 1956−1961.
  298. ТКС Толково-комбинаторный словарь русского языка. Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики / Ред. Мельчук И. А., Жолковский А. К. Вена, 1984.
  299. Bilokur 1975 Bilokur B. A Concordance to the Russian Poetry of Fedor I.Tiutchev. Brown University Press. Providence. 1975.
  300. Pushkin 1985 Pushkin: A Concordance to the Poetry, v. 1−2, Slavica Publishers. Inc., Columbus, Oh., 1985.
  301. Е.А. ПСС. Библиотека поэта. Большая серия. Л., 1989. В скобках указан номер стихотворения.
  302. М.Ю. Собрание стихотворений в 4-х тт. М., 1983. Пушкин А. С. ПСС в 10-ти томах. Л., 1977 1979.
  303. Ф.И. ПСС. Библиотека поэта. Большая серия. Л., 1987. В скобках указан номер стихотворения.
  304. Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1957.
  305. Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1988.
  306. Фет А. А. Собрание стихотворений. Компьютерный вариант.
  307. Pushkin: A Concordance to the Poetry, v. 1−2, Slavica Publishers Inc., Columbus, Oh., 1985.
Заполнить форму текущей работой