Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие гражданского общества как фактор оптимизации социального контроля над деятельностью государства в условиях глобализации: Социологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идея гражданского общества и его функций контроля над властью уходит своими корнями в античность. Теоретические положения гражданского общества встречается у софистов (Протагор, Гиппий, Калликл, Антифрон, Локофрон и др.), в трудах Сократа, Платонона, Аристотеля, в классической школе римских юристов (Гай, Юлиан, Африкан, Помпоний, Ульпиан и др.). В эпоху Возрождения теория гражданского общества… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы гражданского общества в условиях глобализации
    • 1. 1. Гражданское общество: сущность, содержание, функции, механизм, перспективы развития в эпоху глобализации
    • 1. 2. Гражданское общество в России (от древней Руси до наших дней)
    • 1. 3. Формы социального механизма контроля гражданского общества над деятельностью государственной власти
  • ГЛАВА 2. Совершенствование системы контроля гражданским обществом над деятельностью власти
    • 2. 1. Влияние глобализации на функционирование системы институтов гражданского общества России
    • 2. 2. Совершенствование правовой политики в интересах обеспечения контрольных функций гражданского общества
    • 23. Основные условия и пути совершенствования системы контроля гражданского общества над деятельностью институтов власти

Развитие гражданского общества как фактор оптимизации социального контроля над деятельностью государства в условиях глобализации: Социологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы становления гражданского общества в России, роль и влияние его институтов на проводимую государством социально-экономическую политику, создание механизмов взаимодействия граждан и их объединений, общественных организаций, политических партий со всеми ветвями власти стали в последнее время предметом жарких дискуссий, как на государственном уровне управления, так и в самом российском обществе.

Достаточно отметить, что в содержании большинства выступлений высшего должностного лица страны (Президента РФ) актуализируется задача развития институтов гражданского общества, совершенствование их деятельности в интересах строительства демократического российского государства.

Сегодня руководство страной предпринимает конкретные шаги по усилению роли гражданских институтов. Например, создается законодательная база. Наиболее значимые события из этой сферы — принятие Федерального закона о создании Общественной палаты РФ, ее формирование, укрепление позиций созданного на основе Комиссии по правам человека Общественного Совета при Президенте РФ по проблемам становления гражданского общества в России. В этот же ряд можно поставить создание сильных и самостоятельных, имеющих свое политическое лицо партий (например, «Единой России»).

В современной России есть определенные экономические и политические предпосылки, а также духовные основы для становления и развития гражданского общества.

Вместе с тем в нашем обществе многие заявившие о себе в том или ином виде структуры и элементы гражданского общества существуют лишь формально и не наполнены реальным содержанием.

Процессы мирового развития в начале XXI в. характеризуются глобализацией, которая практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества. В этом контексте происходит актуализация роли гражданского общества, его институтов.

В целом, в связи с вышеизложенным, актуальность исследования гражданского общества как фактора оптимизации социального контроля над деятельностью власти в условиях глобализации обусловлена следующими основными обстоятельствами:

• переходным состоянием российского общества, изменениями, произошедшими в России, остротой проблемы развития гражданского общества;

• необходимостью научного обоснования теории гражданского общества, исходя из реально существующей необходимости объединения усилий государственных и гражданских институтов в обеспечении национальной безопасности России;

• признанием того факта, что совершенствование институтов гражданского общества в интересах контроля над деятельностью власти в условиях глобализации является первостепенной задачей для достижения поставленных целей в сфере обеспечения национальной безопасности государства;

• осознанием того, что существующая законодательная база в России имеет целый ряд слабых сторон и недоработок, касающихся вопросов становления и развития гражданского общества;

• тем, что высшие органы государственной власти, управления и их руководители по существу остаются ограниченно зависимыми от общества, что в значительной мере снижает эффективность их деятельности, создает условия бесконтрольной реализации важнейших для страны управленческих решений;

• потребностью разработки теоретических основ и практических рекомендаций органам государственной власти и широкой общественности по становлению и развитию гражданского общества в России и др.

Актуальность рассматриваемой проблемы связана также со степенью ее разработанности в трудах зарубежных и отечественных ученых.

Идея гражданского общества и его функций контроля над властью уходит своими корнями в античность. Теоретические положения гражданского общества встречается у софистов (Протагор, Гиппий, Калликл, Антифрон, Локофрон и др.), в трудах Сократа, Платонона, Аристотеля, в классической школе римских юристов (Гай, Юлиан, Африкан, Помпоний, Ульпиан и др.). В эпоху Возрождения теория гражданского общества получила развитие благодаря работам Ф. Аквинского, Ф. Бэкона, Г. Гроция и др. К достижениям эпохи Нового времени, безусловно, можно отнести работы Т. Гоббса, Дж. Локка. В эпоху Просвещения наиболее полно и всесторонне идея гражданского общества разрабатывалась во Франции (Ф.М. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. А. Гольбах и др.). Значительный вклад в понимание гражданского общества и его функций внесли представители немецкой классической философии — И. Кант и И. Г. Фихте. Отдельной главой в истории развития идеи гражданского общества ложится теория, разработанная К. Марксом. Ученый обнаруживает за организацией гражданского общества материальную основу и на этой основе создает учение об общественно-экономической формации.

Современные разработки теоретических основ гражданского общества представлены именами зарубежных ученых: Арато Э., Баумана 3., Бергера П., Бека У., Гвардини Р., Грамши А., Дарендорфа Р., Кларка Я., Кастеллса М., Кола Д., Коэна Дж., Круассана А., Кина Д., Коэна Дж.Л., Левина И., Лово Ф., Мартина М., Меркеля В., Патнэма Р., Пфайфера И., Ритцера Д., Уозера М., Фукуямы Ф., Хантингтона С., Хайека Ф., Хабермаса Ю. и др1.

1 См., например: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995; Джон Кин. Демократия и гражданское общество. — М.: Прогресс-Традиция, 2001; Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. — СПБ, 1996; Коэн Дж.Л. Гражданское общество и политическая теория / Дж. Л. Коэн, Э. Аратообщ.ред. И. И. Мюрберг. — М.: Весь мир, 2003; Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000; Ритцер Д. Современные социологические теории / Пер. с англ. — М.: Питер, 2002; Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр. философии. — 1990. — № 3- Хантингтон С. Запад уникален, но не универсален // Мировая экономика и междунар. отношения. — 1997. — № 8- Beck U. The Reinvention of Politics. Rethinking Modernity in the Global Social Order. — Cambridge, 1997; Martin.

Среди отечественных исследователей проблемы гражданского общества следует выделить Бажинова М. А., Батанова А. С., Варывдина В. А., Витюка В. В., Влазнева В. Н., Гаджиева К. С., Гапоненко Л. Б., Гершунского Б. С. Голенкову З.Т., Гуторова В. А., Зеркальцева В. И., Кулиева М. Р., Кучерены А. Г., Кравченко И. И., Мамута J1.C., Миграняна A.M., Подберезкина А. И., Резника Ю. М., Смоленского М. Б., Стреляева С. П., Ялалова И. И. и др.1.

Важное методологическое значение в решении рассматриваемой проблемы имеют труды ученых, посвященных, в той или иной степени, социальному и общественному контролю гражданского общества над деятельностью государства в условиях глобализации: Белькова О. А.,.

M.L. La sociologie militaire aux Etats-Unis: Morris Janowitz // Defense nationale. -1982. — MarsPfeifer I. Die erziehungsund gesellschaftswissenschaftlichen Anteile am Hochschulstudium des Offiziers der Bundeswehr // Militarwesen. -1987. -№ 12 и др.

1 См.: Бажинов М. А. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества в современной России: Автореф. дис.. канд. полит, наук / М., 2004; Батанов А. С. и др. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающих факторов ускорения социально-экономического развития России. — М.: Рус. Консалтинговая Группа, 2005; Варывдин В. А. Гражданское общество // Соц.-полит. журн. — 1992,-№ 8- Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. — М.: Мысль, 1995; Влазнев В. Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / M., 2002; Гаджиев К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопр. философии. -1991. — № 7- Гапоненко Л. Б. Современные проблемы взаимодействия социального государства и гражданского общества: Автореф. дис.. канд. полит, наук / Екатеринбург, 2004; Гершунский Б. С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. — М.: Педагогическое общество в России, 2001; Голенкова З. Т. Гражданское общество и социальная стратификация // Проблемы формирования гражданского общества. — М., 1996 — № 1- Гуторов В. А. Гражданское общество: историческая традиция и современная Россия. — М.: Прогресс, 2001; Кулиев М. Р. Гражданское общество и право (Опыттеорет. исслед): Автореф. дис.. д-ра юрид. наукКучерена А. Г. Между народом и государством. 30 веков гражданского общества. — М.: Национальное обозрение, 2004. — 317с.- Кравченко И. И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Темат. исслед. — 1991. — № 5- Мамут Л. С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. — 2002. — № 5- Мигранян A.M. Гражданское общество // 50/50. Опыт словаря нового мышления. — М., 1989; Подберезкин А. И., Абакумов С. А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. — М.: Имидж-Пресс. 2004. — 435 е.- Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Теоретико-методологические аспекты исследования. — М.: Союз, 1998; Смоленский М. Б. Гражданское общество в условиях российского конституционализма: аспекты правовой культуры. — Ростов н/Д: Март, 2003; Ялалов И. И. Эволюция гражданского общества и становление правового государства в России / Уфим. юрид. ин-т МВД России. — Уфа, 2002 и др.

Зинченко Г. П., Сафарова Р. А., Струся К. А., Гапоненко Л. Б., Зеленева В. А., Соболевой Ю. В., Тарасовой О. Е., Яновского Р. Г. и др.1.

Анализ содержания вышеуказанных источников показал, что в зарубежной и отечественной науке создана определенная теоретическая и эмпирическая база по организации социального контроля над деятельностью государства гражданским обществом. Однако она еще не объединена единой методологией, теоретической конструкцией.

Таким образом, в настоящее время сложилось реальное противоречие между: с одной стороны, формированием и развитием институтов гражданского обществас другой — недостаточным уровнем научно-методического обеспечения их деятельности по осуществлению социального контроля над деятельностью власти в условиях глобализации.

Данное противоречие определяет сущность решаемой в диссертационном исследовании научной задачи, которая заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций институтам гражданского общества в интересах обеспечения социального контроля над деятельностью государства в условиях глобализации на период до 2015 г.

1 См., например: Бельков О. А. Гражданский контроль за военно-силовыми структурами государства. -М., 1996; Зинченко Г. П. Институты и механизмы представительства социальных интересов в стратегии устойчивого развития // Устойчивое развитие Юга России: состояние, проблемы, перспективы. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2003; Струсь К. А. Государство и гражданское общество (Проблемы правового взаимодействия в России): Автореф. дис.. канд. юрид. наук / Саратов, 2003. Гапоненко Л. Б. Современные проблемы взаимодействия социального государства и гражданского общества: Автореф. дис.. канд. полит, наук / Екатеринбург, 2004; Зеленев В. А. Становление гражданского общества в России: оптимизация взаимодействия подсистем общества: Автореф. дис.. канд. социол. Наук / Саратов, 2004; Соболева Ю. В. Общественные объединения как субъекты административного права: Автореф. Дисс.. канд. юрид. наук / Саратов, 2000; Тарасова О. Е. Принцип разделения властей и гражданское общество: диалектика взаимосвязи (Социально-философский аспект): Автореф. дис.. канд. филос. наук / Красноярск, 2004; Яновский Р. Г. На пути к культуре глобализации? // Безопасность Евразии, 2002. — № 3(9).

Содержание научной задачи и степень ее разработанности предопределили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования: современное гражданское общество Российской Федерации.

Предмет исследования: гражданское общество как фактор социального контроля над деятельностью государства в условиях глобализации.

Основная цель диссертационного исследования: на основе обобщения и анализа отечественного опыта разработать теоретические основы совершенствования гражданского общества в интересах оптимизации контроля над деятельностью власти в России в условиях глобализации на период до 2015 г.

В качестве основной гипотезы исследования выдвинуты следующие суждения. В условиях глобализации под воздействием многочисленных факторов происходят существенные изменения в сознании и поведении людей, обусловливающих их самоорганизацию и участие в функционировании институтов гражданского общества. Однако подготовке активной части населения к осуществлению контроля над деятельностью власти по различным причинам уделяется ещё недостаточное внимание. Её современное состояние не обеспечивает эффективное влияние на различные институты органов государственного управления на федеральном и региональном уровне. Накопленные знания в этой сфере не систематизированы и не представляют собой целостной научно обоснованной теории.

Предполагается, что основными условиями разрешения противоречия между современными требованиями к осуществлению социального контроля над деятельностью государства и его реальным состоянием могут стать:

• творческое использование отечественного и зарубежного опыта деятельности институтов гражданского общества в этой сфере;

• научное обоснование концептуальных положений и структурных элементов теории социологии управления по осуществлению контроля институтами гражданского общества над деятельностью государства;

• дальнейшее совершенствование практики организации социального контроля над деятельностью власти.

Для достижения основной цели в диссертации решается ряд исследовательских задач:

1. Обосновывается сущность и содержание социального контроля над деятельностью государства в условиях глобализации.

2. Осуществляется ретроспективный анализ становления и развития институтов гражданского общества в России.

3. Анализируются современные условия и факторы, влияющие на эффективность процесса социального контроля над деятельностью власти.

4. Разрабатываются теоретико-методологические основы социального контроля над деятельностью государства.

5. Развиваются теоретико-методологические основы исследования процесса социального контроля над деятельностью власти.

6. Разрабатываются практические рекомендации по совершенствованию социального контроля институтами гражданского общества над деятельностью государства.

Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки гипотезы применялась комплексная методика исследования, включающая две группы методов: эмпирические и теоретические.

Среди эмпирических методов использовались: различные виды наблюдения, опросов, бесед, изучения и обобщения опыта, результатов деятельности различных институтов гражданского общества, обобщение независимых характеристик, методы статистической обработки данных.

Основными теоретическими методами исследования явились: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, историографический, сравнительно-сопоставительный, терминологический, абстрагирование, конкретизация, математической статистики, системного подхода, социально-психологического анализа и прогнозирования, структурно-функциональный, вторичного анализа социологических данных.

В исследовании применен междисциплинарный подход. Доминирующим является социологический анализ.

Границы исследования определяются временными рамками, соответствующими истории становления и развития гражданского общества в нашей стране: от древне Руси до настоящего времени (2006 г.).

Практические рекомендации разрабатываются на период до 2015 года.

Источниковую базу диссертации составили научные труды философов, историков, социологов, политологов, педагогов и психологовисторические документыработы отечественных и зарубежных авторовобщегосударственные и ведомственные нормативные актымемуарная, энциклопедическая и справочная литературадиссертации и монографии по проблемам становления и развития гражданского обществаматериалы научных конференций, публикации в научной и периодической печати.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: фундаментальная общенаучная методология, концептуальные положения социологической и социально-психологической наук, теории социального управления, выводы исследований отечественных и зарубежных ученых в области становления и развития гражданского общества. В ходе разработки научной задачи использован понятийно-категориальный аппарат общих основ социологии, психологии, педагогики, стратегии и управления.

В исследовании применен междисциплинарный подход. Доминирующим является социологический анализ.

В диссертации использовались общенаучные методы, а также методы: математической статистики, системного подхода, социально-психологического анализа и прогнозирования, структурно-функциональный, вторичного анализа социологических данных.

Эмпирическая база исследования включает: результаты анализа существующей законодательной базы и основных документов, регламентирующих деятельность государственных органов и общественных организацийстатистическая информация о состоянии институтов гражданского обществасоциологические, философские, политологические, психологические, педагогические исследования по проблемевторичный анализ результатов социологических исследований, проведенных научными центрами страны (ВЦИОМ, ФОМ, КОМКОН — 2, «Центр Левады» и др.).

Автор также опирался на личный опыт практической работы по содействию становления и развития институтов гражданского общества в России.

Достоверность научных результатов и обоснованность теоретических положений, выводов и практических рекомендаций исследования обеспечивается:

• использованием в работе обширной отечественной и зарубежной источниковой базы, охватывающей различные области научных знаний: политологии, социологии, психологии, педагогики, теории социального управления;

• применением совокупности исследовательских процедур и методов сбора, обработки и анализа исходных данных, их вторичной обработки с использованием математических методов и ЭВМ;

• использованием результатов социологических, социально-психологических, социально-политических исследований, проведенных в Российской Федерации в период с 1995;2005 гг.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— впервые на уровне диссертационного исследования осуществлен комплексный анализ проблемы развития гражданского общества как фактора социального контроля над деятельностью государства в условиях глобализации;

— собран, обобщен, проанализирован и представлен в целостном виде отечественный опыт развития гражданского общества в интересах контроля над деятельностью власти;

— разработаны и уточнены научные положения, совокупность которых составляет основу теории социологии управления, обеспечивающую целостное представление о развитии гражданского общества, раскрыто содержание его основополагающих идей, объекта и предмета, функций, основных категорий, терминов и понятий, а также конкретных форм контроля;

— определены особенности и содержание социального контроля гражданским обществом над деятельностью государства в условиях глобализации;

— разработаны теоретические основы создания адекватной целям развития гражданского общества системы социального контроля над деятельностью высших органов государственной власти и управления Российской Федерации;

— осуществлен анализ сложившихся концептуальных подходов к пониманию сущности контроля гражданским обществом над деятельностью государства, дано его авторское определение и обоснование;

— определены основные факторы, обусловливающие необходимость социального контроля над деятельностью всех ветвей власти в условиях глобализации в интересах развития и создания дееспособного и зрелого гражданского общества и сильного правового государства в России;

— сформулирован комплекс задач по совершенствованию контроля гражданским обществом государственных институтов и разработана система конкретных мероприятий по их реализации в ближайшей перспективе;

— обоснованы основные направления и конкретные механизмы совершенствования процесса социального контроля гражданским обществом над деятельностью государства в условиях глобализации.

Теоретическая значимость исследования будет определяться в первую очередь тем, что разработанный и обоснованный автором подход к исследованию функционирования системы социального контроля институтов гражданского общества над деятельностью власти в условиях глобализации существенно дополняет предметную область социологии управления, гражданских аспектов безопасности государства, а также может быть использован при проведении других междисциплинарных исследований.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— результаты научного исследования могут использоваться для уточнения и разработки законодательных и нормативно-правовых документов по совершенствованию государственной политики в интересах развития институтов гражданского общества и совершенствования их функционирования;

— основные положения и выводы диссертации применимы в практике социально-психологических исследований и для научной коррекции деятельности гражданских институтов и осуществлении ими контроля над деятельностью власти;

— основные результаты диссертации могут быть использованы институтами гражданского общества для совершенствования механизмов, форм и методов социального контроля над деятельностью федеральных и региональных органов власти.

— использование содержания и выводов диссертации может способствовать объединению усилий гражданских и государственных институтов в укреплении национальной и общественной безопасности страны и ее сограждан.

В целом использование содержания, выводов диссертации может способствовать повышению уровня национальной безопасности РФ и объединению усилий государственных и гражданских институтов в ее обеспечении.

Апробация научных результатов. Научные выводы и результаты диссертационного исследования прошли практическую апробацию в Администрации Президента РФ, Совете Федерации, Государственной Думе РФ, Московских городской Думе и законодательных собраниях других регионов страны.

Ряд теоретических положений и практических рекомендаций прошел апробацию в процессе практической деятельности диссертанта по содействию становления и развития гражданского общества. Так автор стал инициатором создания таких институтов и общественных объединений как: Национальный фонд «Общественное признание», Независимая организация «Гражданское общество», Национальный Гражданский Комитет по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами. Результаты исследования использовались им: как одним из руководителей — в АО «Абас Интернэшнл ЛТД» (трастово-консалтинговая деятельность), ОАО АКБ «Газинвестбанк" — как главного редактора — в общественно-аналитическом журнале «Признание" — как члена союза журналистов — в Союзе журналистов РФкак Заместителя Председателя комиссии по развитию благотворительности, милосердия и волонтерства в Общественной палате РФ.

Материалы исследования использовались соискателем при подготовке и в ходе проведения Первого Российского Гражданского Форума в 2001 г. и Российского Форума в Нижнем Новгороде в 2003 г., Гражданских Форумов, проводимых Санкт-Петербургским государственным университетом, Ш-го научно-общественного Форума «Гражданское общество и реформа местного самоуправления в России» (2003г.), непосредственного участия в разработке законопроектов об «Общественной палате РФ», «Об общественных объединениях и некоммерческих организациях» и др., дискуссий, научно-практических конференций, «круглых столов» по вопросам взаимодействия гражданских и государственных институтов в обеспечении национальной безопасности РФ.

Положения и выводы диссертационного исследования позволили соискателю в ходе подготовки Российского Форума 2003 г. выступить с гражданской инициативой заключения «Общественного Договора о взаимодействии по обеспечению национальной безопасности России», в итоге подписанным лидерами авторитетных общественных и гражданских объединений, СМИ и правозащитных организаций, известными политиками, юристами и учеными, а также представителями руководства правоохранительных органов и спецслужб, законодательной и судебной ветвей власти, а также послужили основой для разработки Комплексной Программы совместных действий гражданских и государственных институтов по укреплению национальной и общественной безопасности и т. п.

Кроме того, основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в следующих трудах: Абакумов С. А. на пути к гражданскому обществу. — Новосибирск: НСПК, 2002; Абакумов С. А. Гражданское общество в России (от Древней Руси до наших дней) — М.: «Галерея», 2005; Абакумов С. А. От гражданского Форума до создания Общественной Палаты РФ (2001;2005). — М.: «Галерея», 2005; Подберезкин А. И., Абакумов С. А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. — М.: Имидж-Пресс. 2004. Общий объем публикаций — 71п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения двух глав (включающих 6 параграфов), заключения, библиографии, приложений. Общий объем составляет 261 страницу машинописного текста.

Результаты исследования позволяют сделать следующие теоретические выводы:

1. Идея гражданского общества уходит своими корнями в античность. На протяжении веков она претерпела значительную эволюцию. Каждый этап развития гражданского общества своим содержанием соответствовал той исторической эпохе, которой принадлежал. В настоящее время, благодаря достижениям в области науки и образования, развитию коммуникационно-информационных технологий начинает реализовываться научный потенциал концепции гражданского общества.

2. Становление гражданского общества в России находится в прямой зависимости от мировых глобальных процессов. Национальные гражданские общества и появляющееся глобальное гражданское общество объединены в комплексную систему взаимосвязей. Развитие институтов гражданского общества в рамках европейских государств содержит предпосылки транснационализации.

3. Адаптация национального государства к условиям глобализации возможна с использованием стратегий сотрудничества и взаимодействия с институтами гражданского общества.

4. Концепция гражданского общества является целостной и относительно самостоятельной научной теорией социологической науки. Она позволяет выявить и объяснить закономерные связи и отношения, внутреннее содержание и внешние проявления процесса функционирования институтов гражданского общества, а также прогнозировать тенденции их последующего развития.

5. Главная роль в сфере становления и развития системы институтов гражданского общества и обеспечение ее эффективного функционирования принадлежит государству.

6. Основными признаками гражданского общества являются:

— автономность и относительная независимость от органов государственной власти;

— разнообразие потребностей и интересов, самоуправляемость и спонтанность институтов гражданского общества;

— тесная связь с экономическими формами и формами общения, характерными для современной цивилизации;

— всестороннее развитие личности, ее интеллектуального потенциала, наличие граждан пассионарного типа, составляющих базис гражданского общества и др.

7. Под гражданским обществом, с одной стороны, следует понимать совокупность негосударственных общественных институтов и отношений, которые позволяют личностям и их группам реализовывать частные и групповые интересы. С другой, гражданское общество — это общество экономически и духовно свободных граждан и их объединений, которые кроме прав имеют и обязанности перед государством.

8. Гражданское общество органически входит в процесс построения демократического, правового государства.

9. Как органическая составная часть общественного исторического процесса, гражданское общество приобретает глобальный характер и в то же время несет в себе черты национально-психологических особенностей этноса конкретной страны.

10. России в своем потенциале имеет богатый опыт создания и функционирование институтов гражданского общества. Однако, изменившиеся проблемы мировоззрения, политические реалии, опыт западных стран, новые внешние и внутренние угрозы с необходимостью заставляют философски, с учетом новых экономических, политических реалий и социологических знаний осмыслить идеи гражданских инициатив, с целью оптимизации процессов создания сильного правового демократического государства и востребованного, дееспособного гражданского общества.

11. В годы советской власти в нашей стране имелась развитая система гражданских институтов. Однако чрезмерное влияние на них государства и партийной идеологии затрудняло выполнение ими основных функций гражданского общества, что негативным образом сказалось в целом на становлении демократического, правового государства и способствовало катастрофическим последствиям — ликвидации СССР.

12. Гражданский контроль, общественная экспертиза, гражданское участие являются необходимыми формами движения к правовому государству.

13. Совершенствование контрольных функций институтов гражданского общества над деятельностью власти в настоящее время обусловлено: а) существующей угрозой свертывания демократических преобразований в странеб) возрастанием в современном глобализирующемся мире роли гражданских инициатив, социально-экономических, научных, образовательных и культурных проектовв) обострением глобального цивилизационного противостоянияг) низким уровнем правового сознания населения и др.

14. Формами социального контроля гражданского общества над деятельностью государственной власти могут быть: референдумыпривлечение к работе «третьего сектора» широкого круга граждан, их организаций и объединенийинформация общественных структур о социально-правовых потребностях граждан и их коллективных образований в органы государственной властимитинги и демонстраций, шествия и пикетированиядеятельность Общественной палаты РФ и участие представителей гражданских институтов в региональных общественных палатах, парламентских слушанияхвоздействие на власть силой общественного мнениякомплекс организационно-правовых гарантий прав и свобод граждансудебная системадеятельность адвокатуры и нотариата в лице независимых адвокатов и нотариусовгражданские инициативы, акты гражданского неповиновения и др.

15. Функции гражданского общества реализуются с помощью соответствующих механизмов взаимодействия с государственными органами управления, которые представляют собой относительно упорядоченную, самоорганизующуюся систему структур и отношений с обязательным разграничением обязанностей и прав государственных и гражданских институтов.

16. Управление гражданским обществом заключается в регулировании, стимулировании, и определении сфер их деятельности. В таком аспекте управление следует рассматривать на нескольких уровнях: местном, внутригосударственном, региональном, надгосударственно-региональном, международном, национальном.

17. Развитие институтов гражданского общества предполагает сосредоточение основных усилий деятельности органов государственной власти и управления на следующих основных путях: а) Совершенствование правовой политики в интересах обеспечения контрольных функций гражданского общества. б) Совершенствования системы контроля гражданского общества над деятельностью институтов власти. в) Претворение в политике государства концепции евразийства, как стратегического направления геополитической идентификации страны. г) Создание сбалансированной системы властных отношений, в которой сильная государственная вертикаль власти уравновешена горизонтальными самоуправленческими структурами гражданского общества и др.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций, реализация которых будет способствовать решению проблемы развития гражданского общества в России и обеспечивать функционирование механизмов гражданского контроля над деятельностью власти:

1) В области совершенствования законодательства РФ:

•На основе Федерального закона «Об общественной Палате РФ», нового закона «Об общественных объединениях и некоммерческих организациях принять Государственные Программы: «Правовое обеспечение развития гражданского общества в РФ», «О государственном регулировании правовых механизмов контроля институтов гражданского общества над деятельностью власти».

• Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ подготовить и принять новые Федеральные законы и поправки к уже действующим законодательным актам:

— «Об обращениях граждан в органы государственной власти и местного самоуправления», в котором предусмотреть процедуру работы с обращениями граждан, определить место и роль депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, государственных служащих в данной деятельности;

— «О референдуме Российской Федерации», где уточнить процедуры назначения референдума, снижения планки численности инициативной группы;

— «О проведении митингов, демонстраций, шествий и пикетирований»;

— «О противодействии экстремистской деятельности в РФ»;

— «О субкультуре государственного служащего и персональной ответственности за ее нарушение»;

— «О государственной поддержке развития благотворительности и милосердия в Российской Федерации и деятельности соответствующих общественных организаций, частных благотворителей и меценатов»;

Правительству РФ.

Учесть предложения Общественной палаты РФ, других институтов гражданского общества при подготовке и издании нормативных актов правоприменительной практики согласно новому закону об общественных объединениях и некоммерческих организациях.

• Общероссийским общественным организациям, региональным гражданским объединениям и союзам, органам исполнительной и законодательной власти принять активное участие в реализации Общественного Договора и Комплексной Программы совместных действий гражданских и государственных институтов по укреплению национальной и общественной безопасности.

2. В области теоретических разработок и научно-исследовательской работы: а) Объединенными усилиями ученых гуманитарных кафедр вузов страны подготовить учебные и учебно-методические пособия по проблемам осуществления контроля институтами гражданского общества над деятельностью власти. б) Провести диссертационные исследования по направлениям:

— Социальные приоритеты в деятельности институтов гражданского общества в РФ.

— Методы и механизмы общественного контроля институтами гражданского общества органов государственной власти.

— Социально-психологическое обеспечение деятельности институтов гражданского общества РФ в условиях глобализации общественных отношений.

— Зарубежный опыт контроля институтами гражданского общества над деятельностью государства.

— Управление гражданскими процессами в условиях глобализации общественных отношений.

— Совершенствование деятельности структур системы государственного управления в интересах обеспечения контрольных функций институтов гражданского общества.

— Мотивация институтов гражданского общества на деятельность по контролю над системой государственного управления.

— Формирование гражданского сознания населения Российской Федерации.

3. В области совершенствования структуры органов государственной власти и управления:

В Правительстве РФ создать:

— Службу (Департамент) по федеральному надзору обеспечения деятельности институтов гражданского общества с функциями изучения, анализа и подготовки проектов управленческих решений органам законодательной, исполнительной и судебной власти в интересах поддержки гражданских инициатив.

— Федеральную Комиссию по координации взаимодействия участников благотворительного процесса.

• В Совете Федерации — создать Комитет (Комиссию) по взаимодействию с институтами гражданского общества. (По аналогии с соответствующим Комитетом в Государственной Думе РФ).

• В Совете Безопасности РФ организовать отдел или иную соответствующую структуру по связям с институтами гражданского общества.

• В органах государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления образовать постоянно действующие комиссии (комитеты, отделы) по изучению и поддержке гражданских инициатив.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Судьба государства в глобализирующемся мире определяется, в конечном счете, наличием или процессом формирования зрелого и дееспособного гражданского общества. В настоящее время в нашей стране наблюдаются ряд взаимосвязанных тенденций в развитии негосударственных и свободных горизонтальных форм сотрудничества граждан в интересах демократии и сильной социальной политики в интересах подавляющего большинства населения. Они начинают функционировать в рамках глобализационного процесса, характеризующегося созданием планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы. В этом контексте происходит актуализация роли институтов гражданского общества и их контрольных функций над деятельностью власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О программе «Становления и развития частного права в России» // Собрание законодательства РФ. 1994. -№ 11.- Ст. 1191.
  2. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2005. — 17 мая.1. Нормативно-правовые акты
  3. Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.)
  4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Красная звезда. 1997. — 27 декабря.
  5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. — 18 января.
  6. Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003−2005 годы)» // Российская газета. 2002. -23 ноября.
  7. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. -22 декабря. — № 51.
  8. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. — 6 января. -№ 1.-Ст. 1.
  9. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1995. -16 октября. № 42. -Ст. 3921.
  10. Закон РФ «О средствах массовой информации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. 13 февраля. — № 7. — Ст.300.
  11. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» // Российская газета. -1992. 28 апреля.
  12. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. -1995. 28 августа. — № 35. — Ст.3506.
  13. Федеральный закон „О политических партиях“ // Собрание законодательства РФ. 2001. — 16 июля. — № 29. — Ст.2950.
  14. Федеральный закон „Об общественных объединениях“ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — 22 мая. — № 21. — Ст. 1930.
  15. Закон РФ „О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации“ // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 993. — 19 августа. — № 33. Ст. 1309.
  16. Федеральный закон „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — 17 июня. -№ 24.-Ст. 2253.
  17. Федеральный закон „О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. 15 января. — № 3. — Ст. 148.
  18. Федеральный закон „Об акционерных обществах“ // Собрание законодательства РФ. 1996. — 1 января. — № 1. — Ст. 1.
  19. Федеральный закон „Об обществах с ограниченной ответственностью“ // Собрание законодательства РФ. 1998. — 16 февраля. -№ 7.-Ст. 785.
  20. г. Москвы „О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве“ // Ведомости Московской городской Думы. 1996. — № 7. — Ст. 12.1. Книги, статьи
  21. Т.З. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства. „Круглый стол“ // Социс, 2000.-№ 7.
  22. О.А. Социология в теории и практике управления. -Пятигорск: Технологический ун-т, 2003. 393 с.
  23. М.М. Некоторые проблемы вторичного анализа данных массовых опросов //Сравнительный анализ и качество социологических данных. М.: ИСИ АН СССР, 1984.
  24. Д. Начало самодержавия в России. -М.: Наука, 1988.
  25. А. Казачье движение: тенденции и перспективы // Сегодня. 1994. — 12 февраля.
  26. И.В. Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России. М., 2005. — 132 с.
  27. Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: Теоретико-методологический аспект. Минск: Наука и техника, 1986. — 230 с.
  28. , А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок, воссоздание и направление для дальнейших исследований // Полис. 1995. № 3.-С. 48−57.
  29. Аристотель. Политика // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. — 830 с.
  30. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. T.I. -М.: Мысль, 1975.-С.63−369.
  31. , Д.В. Проблема гражданской активности личности в философской традиции / М-во образования РФ. М., 2002. — 224 с.
  32. Бакунин М. А Философия. Социология. Политика. М., 1989.
  33. . Либеральное народничество на рубеже Х1Х-ХХ веков. -М.: Наука, 1995.
  34. Г. В. Идеалы самоуправления и российская действительность // Гос-во и право, 1996. № 11. — С. 3 — 19.
  35. Г. В. Местное самоуправление. М.: Изд-во Моск. унта, 1996.-350 с.
  36. Э. Гражданское общество // Народный депутат. 1992. -№ 13.-С. 12−29.
  37. А. С. и др. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающих факторов ускорения социально-экономического развития России. М.: Рус. Консалтинговая Группа, 2005.-295 с.
  38. Ю. Соборные приговоры как источник по истории новгородско-московской ереси. ТОДРЛ, т. XVIII. М.-Л., 1957.
  39. О.А. Гражданский контроль за военно-силовыми структурами государства. М., 1996.- 235 с.
  40. JI. Известия о Беринговом проливе и его берегах до Беринга и Кука. Записки гигрографического общества. Петроград, 1919.
  41. Н. Евразийцы. Россия между Европой и Азией. Евразийство: за и против вчера и сегодня (материалы круглого стола) // Вопр. философии. -1995.-№ 5.-С. 22−34.
  42. Н.А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс: ХДС-пресс, 1991.-81 2. с.
  43. Бестужев-Лада И. В. Власть, демократия, привилегии // Вопр. философии. 1991. -№ 7. -С. 15−24.
  44. А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе // Право и политика. 2001. — № 3.
  45. Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социол. исслед. 1997. — № 9. — С. 7 — 19.
  46. В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви.-М.: Политиздат, 1991.
  47. А.П. Власть народа посредством самого народа: о социалистическом самоуправлении. М.: Мысль, 1998. — 188 с.
  48. Ф. Сочинения: в 2 т. 2-е изд. — М.: Мысль, 1977. — Т. 1.567 с.
  49. , В.А. Гражданское общество // Соц.-полит. журн. -1992. -№ 8.-С. 22−45.
  50. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
  51. В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция М.: Мысль, 1995. — 280 с.
  52. , К.С. Гражданское общество и государство // Мировая экономика и междунар. отношения. 1991. — № 9. — С. 15 — 25.
  53. , К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопр. философии. 1991. — № 7.
  54. Ф.И. Политические аспекты социального партнёрства в России. М.: Профиздат, 2001. — 176 с.
  55. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  56. , К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу // Социол. исслед. 1998. — № 2. — С. 12−25.
  57. .С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М.: Педагогическое общество в России, 2001. -460 с.
  58. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / под ред. В. П. Колесова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 631 с.
  59. М.Б. Социологическое исследование экономических и социальных процессов: Учебное пособие. СПб.: Государственная Полярная Академия, 2003. — 102 с.
  60. Т. Избранные произведения: в 2 т. М.: Мысль, 1964. — Т.1.583 с.
  61. З.Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования. 1997. — № 3.
  62. Г., Бурин С. Канцеллярия непроницаемой тьмы. Политический сыск и революционеры. М., 1994.
  63. М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность. Социологический анализ 1992 2002. — М.: РОССПЭН, 2002.-511 с.
  64. З.Т. Гражданское общество и социальная стратификация // Проблемы формирования гражданского общества. М., 1996 — № 1.
  65. Ф. Общественное мнение. СПб., 1895. — 123 с.
  66. Гражданское общество: духовная жизнь / Б. Д. Беспарточный, Т. И. Ковалева, Б. Н. Королев, М. Д. Черкашин. Курск, 2001. — 296 с.
  67. Гражданское общество и государственные институты в России: взгляд из провинции: материалы VIII IX Сафаргалиев. науч. чтений отв. ред. Арсентьев Н.М.
  68. Гражданское общество: истоки и современность / Под ред. И. И. Кального, И. Н. Лопушанского. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. -296 с.
  69. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России / Под ред. В. Г. Хорос. М., 1998.
  70. .А. Массовое сознание: способы управления. М., 1 987 436 с.
  71. JI.H. Ритмы Евразии. М., 1993.
  72. JI.H. Этногенез и биосфера Земли». JI-д, 1990.
  73. , В.А. Гражданское общество: историческая традиция и современная Россия. М.: Прогресс, 2001. — 344 с.
  74. Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. Белгород: Издательство БГУ, 1996. — 171 с.
  75. Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. — № 5.
  76. Л. Семен Дежнев. М., 1990.
  77. Джон Кин. Демократия и гражданское общество. М.: Прогресс-Традиция, 2001.- 400 с.
  78. Д. Соч. в 2 т. М., 1986. — Т.1.
  79. П. Петербургские очерки. -М., 1992.
  80. А.Г. Основы геополитики. М. 1997.
  81. Европа и глобальные проблемы современности: По материалам 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. М.: РАН ИНИОН, 1992. — 207 с.
  82. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.
  83. А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. — 258 с.
  84. Г. П. Институты и механизмы представительства социальных интересов в стратегии устойчивого развития // Устойчивое развитие Юга России: состояние, проблемы, перспективы. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2003.
  85. М.В., Коваль Б. Н. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство // Полис. 1992. — № 1.
  86. К. Страсти по гражданскому обществу // Москва, 2002.1.
  87. Исследовательские центры, занимающиеся изучением общественного мнения и средств массовой информации. М.: Ин-т социол. исследов- АН СССР, 1987. — 52 с.
  88. К.Д. Бюрократия и общество // Собр. соч., СПб., 1904 Т.2.
  89. Д.В. Становление социального государства в России: Монография. М.: Экономика, 2003. — 159 с.
  90. И. Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане- Об изначальном зле в человеческой природе- К вечному миру. Сочинения: В 6-ти т.-М., 1964.-Т.З-
  91. Н. Записка о древней и новой России. М., 1991.
  92. Карташев J1.B. Церковь как фактор социального оздоровления России // Русское возрождение. 1990. — № 51. — С. 32−38.
  93. А.Д. К вопросу о формировании гражданского общества в России // Гражданин и право. 2002. — № 3. — Март.
  94. П. Сочинения. М.: Наука, 1993.
  95. А. Социальная система и законы, ею управляющие. СПБ, 1996.
  96. , Г. В. Глобализация и перспективы развития постсоциалистических стран. Минск, 2002. — 251 с.
  97. А. Античное гражданское общество. М., 2003.
  98. А.П. О формировании гражданского общества // Соц.-полит. науки. 1992. — № 1.
  99. Дж.Л. Гражданское общество и политическая теория / Дж. Л. Коэн, Э. Арато- общ.ред. И. И. Мюрберг. М.: Весь мир, 2003. — 784 с.
  100. В.О. Соч. в 9-ти т. Т. 3. М., 1988
  101. Кунц Г., 0, Доннел Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2., 4.6. М., 1981
  102. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. -М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.-320 с.
  103. А. Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. М., 2002.
  104. А.Г. Между народом и государством. 30 веков гражданского общества. М.: Национальное обозрение, 2004. — 317с.
  105. В.В. Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партий государством // Журнал российского права. 2002. -№ 4.
  106. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества// Социолог, исслед., 1997. -№ 3.
  107. В. И. О государстве // Поли. собр. соч. Т. 39. — С. 64 -84.
  108. Д. Два трактата об управлении государством // Сочинения в Зт.-М., 1985.
  109. М.М. Профессиональная работа женщин и демографическое поведение: опыт вторичного анализа международных сравнительных исследований // Социологические исследования. 1984 — № 2
  110. Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. 2002. — № 5.
  111. К. Манифест коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. 2-е изд. -Т. 4. — С. 419 — 459.
  112. Материалисты древней Греции. М., 1955.
  113. Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. — № 3.
  114. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2-х кн. М.: Наука, 1990. — Кн. 1. — 321 с.
  115. Ю. Профсоюзы на службе. У кого? // Государственная служба. -2001-№ 1.
  116. Г. А. О религиозной ситуации и некоторых проблемах отношений государства и религиозных организаций в Российской Федерации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информ. Аналит. Бюллетень РАГС, 1997.- № 1. С. 25−29.
  117. В.А. Основы социального партнёрства: теория и политика: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2001. — 235 с.
  118. B.C. Местное самоуправление. Пути становления и развития // Журнал российского права. 2002. — № 10.
  119. М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века// Соц.-гуманит. знания, 1999. № 5.
  120. А.В. Этика глобализирующегося сообщества. М., 2002.381 с.
  121. А.В. Гражданское общество: прошлое, настоящее, будущее // Соц.-полит. науки. 1991. — № 12. — С. 34 — 49.
  122. Г. В явочном порядке. Беседа о метаморфозах гражданского общества // Русский журнал. 2001. — 9 августа.
  123. А.С. Между атлантизмом и евразийством // Свободная мысль. 1993. -№ 11. -С. 15−29.
  124. А.С. Искушение глобализмом. М., 2003
  125. В.И. Метод множественных сравнений // Социологические исследования. -1980. № 1. — С. 12−19.
  126. В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982. — 234 с.
  127. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.
  128. СП. Гражданское общество как политический феномен. М.: Сашко, 1992. — 210 с.
  129. Письма Азефа. 1893−1917.-М., 1994.
  130. Платон. Государство // Платон. Сочинения. В 3-х т. Т.З.Ч.1. М.: Мысль, 1977.
  131. А.И., Абакумов С. А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М.: Имидж-Пресс. 2004. — 435 с.
  132. Полное собрание русских летописей. JI.: Наука. — Т. 13,28.
  133. А. Царская книга, ее состав и происхождение. Санкт-Петербург, 1893.
  134. В. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М.: РАН, 1994.
  135. Ф. Сочинения. M.-JI., 1961.
  136. Радзивилловская летопись. Полное собрание русских летописей. JL: Наука, 1989.-Т. 38.
  137. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Теоретико-методологические аспекты исследования. М.: Союз, 1998. -340 с.
  138. Ю.М. Формирование институтов гражданского общества// Социс.- 1994.-№ 10.
  139. Российское общество и социология в XXI в.: социальные вызовы и альтернативы: Мат. Междунар. науч. конф. «Ломоносов 2003»: Сб. ст. молодых учёных. — М.: МАКС Пресс, 2003. — 130 с.
  140. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001.397 с.
  141. .Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — 703 с.
  142. . Стригольники (Русские гуманисты XIV столетия). М., 1993.
  143. С.В. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материаламэмпирического исследования) // Суверенитет и этническое самосознание: идеология практик. М., 1995.
  144. Г. И. Компоненты надежности социологического исследования и проблема сравнимости // Сравнительный анализ и качество социологических данных. М.: ИСИ АН СССР, 1984.
  145. З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.
  146. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М., Высшая школа, 1990. — 231 с.
  147. Г. Ф. Гражданское общество в истории политической мысли Европы (от античности до первой трети XIX века). М., 2000.
  148. М.Б. Гражданское общество в условиях российского конституционализма: аспекты правовой культуры. Ростов н/Д: Март, 2003.-252 с.
  149. В.Г. Проблема формирования гражданского общества // Соц.-полит, науки. 1991. — № 4. — С. 13 — 25 с.
  150. И. Народная монархия. М.: Феникс, 1992. — 511 с.
  151. Ю.А. Через PR к гражданскому обществу / Ю. А. Солонин, Т.А. Кулакова- Санкт-Петербург, ун-т. СПб., 2000. № 28. — С. 27.
  152. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. ипредисл. А. Ю. Согомонов. Пер с англ. М.: Политиздат, 1992.-543 с.
  153. Социальное партнерство государственных органов и правозащитных организаций как фундаментальный принцип гражданского общества. М.: Tacis, 2000.
  154. Социальное управление: Словарь / Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М.: МГУ, 1994. — 276 с.
  155. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Норма, 1998. — 488 с.
  156. Социальное партнерство государственных органов и правозащитныхорганизаций как фундаментальный принцип гражданского общества. М: Tacis, 2000.
  157. Социология и современная Россия / Под ред. А. В. Гофмана. М.: ГУВШЭ, 2003. — 188 с.
  158. Стоглав. Санкт-Петербург Издание Кожанчика, 1863.
  159. В.Г. Социальное государство // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 5.
  160. А. И., Селезнева Н. А. Комплексный мониторинг «Российское гражданское общество и образование». М., 2005. — 214 с.
  161. B.C. Метод вторичного анализа // Социологические исследования. 1995. — № 11.
  162. Г. Г. Методика анализа данных в социологии (введение): Учебник для вузов. М.: НОТА БЕНЕ, 1999. — 223 с.
  163. В. История российская. M.-JL, 1956.
  164. М. Записки о регенстве: Елена Глинская и боярское правление 1533−1547.-М., 1954.-Т. 46.
  165. А. Демократия в Америке. М., 1992
  166. А.В. Современные международные отношения. М.: РОССПЭН, 1999.-675 с.
  167. А.В. Мир и Россия на пороге XXI в. М.: РОССПЭН, 2001.-648 с.
  168. О.Е. Использование вторичного анализа выборочных опросов в социально-проектных исследованиях // Вопросы социального проектирования. М., 1990.
  169. Тревоги мира. Социальные последствия глобализации мировых процессов / ЮНРИСД. Женева, 1995. — С. 10 — 11.
  170. К. История о Великом князе Москвском А.М.Курбского в русской рукописной традиции XVII—XIX вв.еков. М.: Ml НИ им. Ленина, 1971. — Т. 45.
  171. Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937.574 с.
  172. , Ф. Конец истории? // Вопр. философии. 1990. — № 3.
  173. Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества. Казань: ИСЭПН АНТ, 1998. — 370 с.
  174. , С. Запад уникален, но не универсален // Мировая экономика и междунар. отношения. 1997. — № 8. — С. 84 — 94.
  175. Г. Р. Социальные проблемы экономически активного населения. М., 1994. — 176 с.
  176. А. Политическая история русской канонизации. М.: МГУ, 1986.
  177. .Н. О народном представительстве. М., 1899. — 820 с.
  178. .Н. О развитии древнерусской администрации // Опыты из истории русского права М., 1858.
  179. Шмид т С. У истоков российского абсолютизма. М.: Прогресс, 1996.
  180. Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис. 1996. — № 5. — С. 16 — 27.
  181. Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1964. — 234 с.
  182. Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев: Наукова Думка, 1990.
  183. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL: Наука, 1979. — 263 с.
  184. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет- Книжный дом «Университет», 1998. — 198 с.
  185. . О.Н. Социальные движения. М., 1991.
  186. И.И. Эволюция гражданского общества и становление правового государства в России / Уфим. юрид. ин-т МВД России. Уфа, 2002. — 147 с.
  187. Aron R. Introduction a la philosophi de l’histoire. P., 1967.
  188. Bebler A. Social Science Literature in Socialist States: The Contemporary Military //Armed Forces and Society. -1986 (Spring). -V.12. -№ 3.
  189. Die Modemisierung modemer Gesellschaften. Verhandlungen des 25. Deutschen Soziologentages in Frankfurt am Main 1990. N.Y., 1991.
  190. The Concise Oxford Dictionary of Sociology /Ed. Marshall G. -Oxford, New York: Oxford University Press, 1996.
  191. Carothers, Th. Civil Society // Foreign Policy. Winter 1999 — 2000-P.45−57.
  192. Clark, I. Globalization and fragmentation: International relations in the twenteenth century. -N. Y., 1977.
  193. Crackel T.J. The Illustrated History of West Point. -New York: Harry N. Abrams Inc., 1991.
  194. Hangtinton S. The Soldier and the State: The Theory and Politics of Civil-Military Relations. -Twelfth printing. -Biknar/Harvard, 1995.
  195. Martin M.L. La sociologie militaire aux Etats-Unis: Morris Janowitz //Defense nationale. -1982. -Mars.
  196. Segal, D.R. Recruiting for Uncle Sam. Lawrence, Kans.: Univ. Press of Kansas. 1989.
  197. Segal M.W., Segal D.R., Wattendorf J.M. The Sociology Program in a Professional School Setting: The United States Military Academy // Teaching Sociology. -1990. -V.18. p. 156−163. (April).
  198. N.M. «An Electoral Mutiny?» Zhirinovsky and the Russian Armed Forces // Armed Forces and Society. -1995. -V.21. -№ 3. p. 327−347.
  199. Wiesberger F. Bausteine zu einer soziologische Theorie der Konversion. Berlin: Duncker & Humbolt, 1990. C. — 32.1. Авторефераты диссертационных исследований
  200. А) Авторефераты докторских диссертаций
  201. М.Р. Гражданское общество и право (Опыт теорет. исслед): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. 41 с.
  202. Б) Авторефераты кандидатских диссертаций
  203. Е.В. Частная собственность как базовое условие становления гражданского общества в современной России: Автореф. дис.. канд. экон. наук /М., 2003. -21 с.
  204. В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Автореф. дис. канд. юрид. наук / М., 2002. 21 с.
  205. О.В. Роль общественных объединений в формировании гражданского общества в России (теоретико правовое исследование): Автореф. Дисс. канд. юрид. наук / Саратов, 2002 — 21 с.
  206. К.А. Государство и гражданское общество (Проблемы правового взаимодействия в России): Автореф. дис.. канд. юрид. наук / Саратов, 2003.-21с.
  207. О.Н. Гражданское общество в контексте глобализации: Автореф. дис. канд. филос. наук / Саранск, 2005. 21 с.
  208. Гайнутдинова J1.A. Роль капитала как социальной силы в процессе формирования гражданского общества в России (Социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. Наук / СПб., 2004. 21 с.
  209. Л.Б. Современные проблемы взаимодействия социального государства и гражданского общества: Автореф. дис.. канд. полит, наук / Екатеринбург, 2004. 21 с.
  210. М.А. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества в современной России: Автореф. дис.. канд. полит, наук/М., 2004.-21 с.
  211. Ю.П. Становление гражданского общества в России (Процессы социальной самоорганизации и организации): Автореф. дис.. канд. социол. Наук / Волгоград, 2004. 21с.
  212. В.А. Становление гражданского общества в России: оптимизация взаимодействия подсистем общества: Автореф. дис.. канд. социол. Наук / Саратов, 2004. 21с.
  213. Ю.А. Становление гражданского общества в России: социально-философский анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Ставрополь, 2005. 21 с.
  214. И.Ж. Гражданское общество и его институты в современной России : Автореф. дис. канд. юрид. наук / СПб., 2004. 21с.
  215. С.А. Общество с ограниченной ответственностью как субъект гражданского права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / Саратов, 2004.-21с.
  216. С.А. Политическое самоопределение гражданского общества в постсоветской России: Автореф. дис.. канд. полит, наук / Воронеж, 2003.21 с.
  217. С.Г. Становление гражданского общества в России: историко-политологический подход: Автореф. Дисс.. канд. полит, наук / Саратов, 1999. -21 с.
  218. Ю.В. Общественные объединения как субъекты административного права: Автореф. Дисс.. канд. юрид. наук / Саратов, 2000.-21 с.
  219. Е.Г. Российский социально-политический контекст становления гражданского общества (Философский анализ): Автореф. дис.. канд. филос. наук / Томск, 2004. -21 с.
  220. О.Е. Принцип разделения властей и гражданское общество: диалектика взаимосвязи (Социально-философский аспект): Автореф. дис.. канд. филос. наук / Красноярск, 2004. 21 с.
  221. И.В. Гражданское общество в России и роль политической культуры в его формировании : Автореф. дис.. канд. полит, наук/М., 2004.-21с.
  222. И.И. Гражданское общество и современное российское государство (Политико-правовое исследование): Автореф. дис.. канд. юрид. наук/Уфа, 2002. -21с.
Заполнить форму текущей работой