Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологии социального сопровождения учащихся-подростков в условиях образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования состоит в предположении, что дезадаптация современных подростков обусловлена совокупностью разнородных факторов, среди которых ведущее значение имеют семейное неблагополучие, исключение из образовательной среды, негативное влияние подростковой субкультуры, отсутствие эффективных методов социальной работы в образовательном учреждении, следствием чего является низкий уровень… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Проблемы социализации и социальной адаптации в подростковом возрасте: теоретико-методологический анализ
    • 1. 2. Современная школа как институт социализации подростков
    • 1. 3. Технологии социального сопровождения дезадаптированных подростков в системе социальных учреждений: зарубежный и отечественный опыт
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЧЕРНИХ ШКОЛ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
    • 2. 1. Программа эмпирического исследования
    • 2. 2. Характеристика контингента вечерних школ в контексте образовательной среды Санкт-Петербурга
    • 2. 3. Исследование факторов социального неблагополучия учащихся-подростков.Л
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
    • 3. 1. Технология социального сопровождения учащихся-подростков (авторская модель)
    • 3. 2. Анализ результатов внедрения комплексной технологии социального сопровождения учащихся-подростков в образовательном учреждении

Технологии социального сопровождения учащихся-подростков в условиях образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Социальная ситуация в российском обществе характеризуется увеличением правонарушений в подростковой среде, высокими темпами распространения наркомании, алкоголизма и других социально опасных отклонений. Многие специалисты в качестве причин данных явлений выделяют процессы нарушения социализации подростков, их низкую социальную компетентность и адаптированность к различным социальным институтам. Нарушение процесса социализации могут быть вызваны как прямыми десоциали-зирующими факторами, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального поведения и выступает в качестве «института десоциализа-ции», так и косвенными десоциализирующими факторами, обусловленными снижением референтной значимости ведущих институтов социализации. По мнению большинства исследователей, негативное влияние на современных подростков оказывают: рост семейного неблагополучия, доминирование потребительских установок и стереотипов в общественном сознание, модернизация системы школьного образования, приводящая к снижению гарантий на получение полноценного среднего и профессионального образования, разрушение государственной системы досуговой деятельности и т. д.

Ориентация современной школы на элитарность образования неизбежно порождает социальную селекцию, что приводит к увеличению дезадаптированных учащихся. Советская школа стремилась обеспечить молодежи равные стартовые условия для вступления в трудовую жизнь. В настоящее же время принципами образования стали, как отмечено в законе об образовании 1992 г., «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». С введением в общеобразовательную школу дифференциации и профилизации, на фоне положительных результатов для большинства школьников появилась зона потенциального риска возможности исключения слабоуспевающих учащихся из образовательных учреждений. Кроме того, усиливающаяся коммерциализация среднего образования приводит к росту безнадзорности, бродяжничества, незанятости несовершеннолетних и к росту числа подростков, не охваченных обучением в общеобразовательных учреждениях. Факторами риска десоциализации подростков в образовательных учреждениях также являются: отсутствие эффективных технологий работы с проблемными учащимисяпрограмм профилактики социальных отклонений и социального сопровождения, направленных на повышение социальной компетентности учащихся-подростков.

Социальная дезадаптация выступает как обратимый процесс, предполагающий возможность достижения позитивных результатов в условиях своевременной ресоциализации и социальной реабилитации проблемных групп учащихся. При рассогласовании между личностью и социальной средой возникает необходимость конструирования адаптивных стратегий или особых технологий социального сопровождения, что особенно важно в работе с проблемными подростками.

Увеличение числа дезадаптированных учащихся-подростков ставит перед системой школьного образования задачи усиления социализирующей и профилактической функций, что возможно лишь при условии создания в образовательных учреждениях высокотехнологичной социально-развивающей среды, обеспечивающей оптимизацию взаимодействия проблемных учащихся со своим социальным окружением. Востребованным сегодня является обеспечение образовательных учреждений социально-технологическим инструментарием работы с учащимися, учитывающим проблемные зоны дезадаптированных подростков, что приобретает все большую остроту и требует детального изучения и решения как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Актуальность данной проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность позволили сформулировать тему исследования «Технологии-социального сопровождения учащихся-подростков в условиях образовательного учреждения».

Степень разработанности темы.

В современной социологической, педагогической и психологической литературе широко и всесторонне рассмотрены вопросы, имеющие принципиальное значение для нашего исследования. В литературе представлены различные концепции учебно-воспитательного процесса, процесса социализации и социальной адаптации подростков, а также социальные, социально-педагогические и социально-психологические технологии поддержки и сопровождения учащихся в различных типах специализированных учреждений.

Общие проблемы социализации, сущность и содержание этого процесса анализируются в работах отечественных и зарубежных авторов: С. А. Беличевой, JI.C. Выготского, Г. И. Гилинского, Э. Дюркгейма, А. И. Ковалевой, И. С. Кона, Ч. Х. Кули, В. Т. Лисовского, Дж. Мида, Г. Тарда, Е. И. Холостовой и др.

Процесс социальной адаптации рассматривается в работах С. А. Беличевой, А. А. Реана, А. Е. Рослякова, Н. А. Соколовой, В. Н. Судакова и др.

Социальная среда рассматривается в работах И. А. Григорьевой, Р. А. Зобова, В. Н. Келасьева, Г. А. Ковалева, П. А. Шаповаленко, В. А. Левина и др.

Компетентностный подход рассматривается в работах.

A.П.Тряпициной, Н. Ф. Родионовой, Н. В. Кузьминой, В. И. Гинецинского, С. А. Расчетиной и др. Изучению «социальной компетентности» посвящены работы таких ученых, как Н. В. Казаринов, В. Н. Келасьев, Е. В. Коблянская,.

B.Н. Куницина, У. Пфингстен и др.

Теоретические представления о «образовательной среде» и «образовательном пространстве» рассматриваются в работах И. А. Баевой, В. И. Гинецинского, В. Н. Келасьева, Г. А. Ковалева, В. А. Козорева, Е. А. Климова, С. А. Расчетиной, В. А. Левина и др.

Социально-технологическая теория рассматривается в работах С. И. Григорьева, В. И. Жукова, В. И. Патрушева, А. И. Субетто, Ж. Т. Тощенко и др.

Большое значение для теоретического осмысления исследуемой проблемы имела концепция социальной работы, отражающая специфику технологий социального сопровождения, и концепция социального включения/исключения человека в социальные структуры, разрабатываемая на кафедре теории и практики социальной работы факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета под руководством В. Н. Келасьева.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплексной технологии социального сопровождения дезадаптивных учащихся-подростков в образовательном учреждении как механизма реализации превентивного социального контроля.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1) анализ исследовательских стратегий изучения феномена социализации, выработанных в различных социогуманитарных науках, и изучение теоретических подходов к определению социальной компетентности в подростковом возрасте;

2) выявление факторов активизации социализирующего потенциала современной школы и анализ зарубежных и отечественных практик социального сопровождения дезадаптированных подростков в различных социальных институтах;

3) выявление эмпирически наблюдаемых факторов социального неблагополучия современных учащихся-подростков в условиях мегаполиса для обоснования модели социально-развивающей образовательной среды учебных заведений;

4) разработка авторской комплексной технологии социального сопровождения учащихся-подростков, апробация и оценка ее результатов в условиях вечерней школы, контингент которой в большинстве своем состоит из дезадаптированных подростков.

Объект исследования: дезадаптированные учащиеся-подростки, обучающиеся в вечерних школах Санкт-Петербурга.

Предмет исследования: технологии социального сопровождения учащихся — подростков в условиях образовательного учреждения, разработанные на основе изучения средовых и личностных факторов, негативно влияющих на процесс социальной адаптации в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что дезадаптация современных подростков обусловлена совокупностью разнородных факторов, среди которых ведущее значение имеют семейное неблагополучие, исключение из образовательной среды, негативное влияние подростковой субкультуры, отсутствие эффективных методов социальной работы в образовательном учреждении, следствием чего является низкий уровень их социальной компетентности. Существующие технологии социальной работы с учащимися в образовательных учреждениях малоэффективны, т.к. не носят комплексного характера и направлены в основном на решение ситуативных прои блем подростков. Создание социально-развивающей среды в образовательном учреждении на основе внедрения комплексной технологии социального сопровождения проблемных учащихся-подростков, учитывающей личностные и средовые факторы социального неблагополучия, позволит повысить уровень их социальной компетентности и общей интегрированности в социальную среду.

Положения, выносимые на защиту: 1. Факторами социального неблагополучия, обуславливающими нарушение социализации и низкий уровень социальной компетентности современных учащихся — подростков являются: неблагоприятная семейная ситуациянеуспешность в образовательной деятельности, негативное влияние средств массовой информации и подростковой субкультуры при отсутствии возможностей социально приемлемой досуговой деятельности на фоне снижения социальной роли традиционных институтов социализации.

2. В условиях трансформации российского общества усиливается роль школы, ее социализирующая, профилактическая, компенсаторная функции. Усиление данных функций может быть обеспечено за счет оснащения школы комплексом технологий социального сопровождения, направленных на снижение риска возникновения дезадаптации и повышение социальной компетентности учащихся в образовательном учреждении.

3. Комплексная технология социального сопровождения дезадаптированных учащихся-подростков реализуется через использование следующих мероприятий:

— диагностика социального неблагополучия учащихся-подростков для выявления типологических групп;

— проведение различных форм индивидуальной и групповой работы с учащимисяподростками для включения их в социально развивающую среду образовательного учреждения;

— профилактика риска возникновений социальных патологий и асоциального поведения для повышения социальной компетентности и интеграции учащихся-подростков в социальную среду;

— повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива и специалистов психолого-социального профиля;

— оснащение образовательного учреждения специализированными технологиями работы с проблемными учащимися-подростками.

Научная новизна:

1) выявлена совокупность разнородных средовых и личностных факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию и инкомпетентность современных учащихся-подростков в условиях трансформации российского общества;

2) расширено представление о понятии «социальная компетентность» в подростковом возрасте, определены индикаторы ее проявления для прогнозирования успешности социальной адаптации и интегрированности в социальную среду.

3) представлено теоретическое обоснование модели социально развивающей среды образовательного учреждения, позволяющее усиливать профилактическую функцию современной школы как института социализации;

4) разработана авторская комплексная технология социального сопровождения дезадаптированных учащихся-подростков, направленная на усиление превентивного социального контроля;

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили базовые идеи и теории, на которых основывалась разработка проблемы, среди которых:

— социологические концепции, связанные с анализом процессов социализации и социальной адаптации в подростковом возрасте;

— социально-технологическая теория, значимость которой обусловлена необходимостью «технологизации» социального знания, его направленности на изучение и разработку эффективных способов, приемов воздействия на социальные объекты и процессы;

— компетентностный подход как ориентир модернизации образования- ^.

— концепции социальной работы, отражающие специфику технологий социальной поддержки и сопровождения групп риска. ^.

Теоретическая значимость полученных результатов диссертационного исследования состоит в том, что предпринята попытка осмыслить и научно обосновать целесообразность внедрения в практику работы образовательных учреждений, как институтов социализации, комплексной технологии социального сопровождения, направленной на повышение социальной компетентности и снижение риска дезадаптации учащихся-подростков. Обоснована роль современной школы, с точки зрения ее социализирующего потенциала, как средства превентивного социального контроля, что обогащает исследования в области современной практической социологии, социальной работы и социальной педагогики.

Эмпирической базой исследования послужили:

— результаты анализа контингента учащихся вечерних школ в контексте образовательной среды Санкт-Петербурга (2003;2006 гг.);

— результаты исследования влияния средовых и личностных факторов на дезадаптацию учащихся-подростков (2003;2006 гг.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты имеют прямой выход в практику социальной работы с учащимися-подростками в образовательном учреждении, что приводит к усилению социализирующего потенциала современной школы в связи с социальным заказом общества.

Разработана и апробирована комплексная технология социального сопровождения учащихся-подростков в социально — развивающей среде образовательного учреждения, которая может использоваться частично или в полном объеме во всех типах и видах образовательных и специализированных учреждений для снижения риска возникновения дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.

Предложены и конструктивно проработаны социальные процедуры, такие как:

— включение учащихся-подростков в социальную среду образовательного учреждения (включение в новую учебную группукоррекция негативного отношения к школе, снижение уровня школьной тревожностиповышение мотивации к учебной деятельности);

— профилактика социальных патологий (профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) и формирование установки на здоровый образ жизни, профилактика агрессивного поведения у подростков, профилактика противоправного поведения в подростковом возрасте);

— коррекция межличностных отношений (повышение коммуникативной компетентности и снижение уровня конфликтности учащихся-подростков).

Материалы исследования могут быть применены в работе школ, гимназий, средне-профессиональных образовательных учреждениях, центров образования, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Материалы представленной работы используются в качестве учебного пособия для чтения курса лекций в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы, в системе профессиональной подготовки психологов и социальных работников, в системе школьного об-' разования для учителей, классных руководителей и социальных педагогов.

Апробация результатов исследования.

Апробирование технологии социального сопровождения учащихся-подростков проводилось на базе образовательного учреждения открытая (сменная) школа № 167. Работа обсуждена на заседании кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, на заседаниях кафедры психологии Республиканского гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного университета, на заседаниях кафедры социальной работы и социальных наук Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, на аспирантских семинарах. Теоретические разработки, результаты и основные положения проведенного исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения» (СПб.,.

2007), на Первом молодежном психолого-социальном Конгрессе (СПб.,.

2008), на Международной научно-практической конференции «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения» (СПб.,.

2009), на Герценовских чтениях «Социологическое образование в России» (СПБ., 2009). Результаты исследования представлены на семинарах директоров, социальных работников Красносельского района СПб.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1) Низкий социализирующий потенциал современных общеобразовательных школ проявляется в переводе дезадаптированных учащихся в другие типы образовательных учреждений, в недостаточной квалификации специалистов психолого-социального профиля и отсутствии адекватного технологического инструментария в работе со сложным контингентом учащихся.

2) Фактором риска дезадаптации учащихся-подростов выступает неблагополучная семейная ситуация, индикаторами которой являются: рост количества неблагополучных семейнизкий материальный уровень жизни семьиувеличение криминогенных семей, для которых характерно наличие судимых членов семьи, злоупотребление спиртными напитками, асоциальное поведение.

3) Фактором социального неблагополучия учащихся является склонность подростков к употреблению психоактивных веществ, компьютерная зависимость и отсутствие социально приемлемой досуговой деятельности.

4) Индикатором инкомпетентности выступают следующие личностные особенности дезадаптированных подростков: несостоятельность, пассивность, неготовность брать на себя ответственность, низкий уровень адаптивности, проявление вербальной и физической агрессии, тревожность, низкий уровень социального самоконтроля.

5) Повышение социализирующего потенциала образовательных учреждений может быть обеспечено за счет оснащения школ комплексом технологий социального сопровождения направленных на: повышение уровня мотивации проблемных учащихся к учебной деятельностикоррекцию негативных воздействий предыдущих образовательных учрежденийкоррекцию и профилактику употребления ПАВформирование у учащихся установки на здоровый образ жизни.

ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ В.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

3.1. Технология социального сопровождения учащихся-подростков (авторская модель).

Целью опытно-экспериментальной работы являлось создание социально-развивающей образовательной среды на основе внедрения комплексной технологии социального сопровождения' дезадаптированных учащихся. Ее основными задачами стали:

— сохранение контингента учащихся школы;

— оказание социально-педагогической помощи учащимся, имеющим отклонения в поведении или общении;

— помощь в преодолении «педагогической' запущенности», школьной дезадаптации и аддиктивного поведения;

— выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (систематически пропускающих школу, уклоняющихся, от обучения, с девиантным поведением, склонных к правонарушениям и т. д.);

— вовлечение учащихся в общественную жизнь школы для формирования социального компетентного поведения учащихся.

В процессе внедрения комплексной технологии социального сопровождения учащихся-подростков педагогический коллектив школы и специалисты психолого-социального профиля прошли соответствующую подготовку (см. Приложение 12 и 14).

Деятельность по социальному сопровождению' учащихся-подростков осуществляли различные группы специалистов, включая классных руководителей, социальных педагогов, психологов и медицинских работников. Целью их совместной деятельности являлось выявление проблем, возникающих у учащихся, прогнозирование развития личности подростка и его поведенческих проявлений, организация работы по профилактике и коррекции дезадаптированного поведения в процессе обучения в школе.

В рамках комплексной технологии социального сопровождения были разработаны следующие функциональные обязанности для специалистов, работающих с дезадаптированными подростками. Так, классный руководитель является связующим звеном в группе специалистов, он делает первичный запрос и дает первичную информацию об учащихся. В дальнейшем, организует и координирует комплексную работу по социальному сопровождению, как отдельных учеников, так и групп учащихся, имеющих схожие проблемы.

К функциям социального педагога были отнесены: социальная диагностика учащихсяподростков, составление социального паспорта учащихся школыосуществление социальной поддержки школьниковвзаимодействие с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.

В обязанности школьного психолога были включены: изучение личности проблемных учащихся и классных коллективованализ процесса адаптации ребенка с новой образовательной средой учреждениявыявление дезадаптированных учащихсяизучение характера взаимоотношения учащихся со взрослыми и сверстникамиорганизация профилактической и коррекци-онной работыосуществление психологической поддержки дезадаптированных учащихся.

Деятельность медицинских работников была направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся, организацию помощи детям, имеющим проблемы со здоровьем, разработку рекомендаций педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания, взаимодействие с учреждениями здравоохранения и т. д.

Основными формами социального сопровождения проблемных учащихся подростков в открытой (сменной) школе стали:

— индивидуальные и групповые консультации для школьников и их родителей, проводимые согласно данным социально-психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики, как отдельных учащихся, так и класса в целом;

— просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, половозрастной специфики соматического и психического развития учащихся и подростков, направленная на повышение уровня их социальной компетентности;

— предупреждение психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих негативное влияние на психику учащегося;

— проведение «социального закаливания» учеников с целью подготовки их к стрессовым ситуациям, обучение их рациональным способам снятия психоэмоционального напряжения в проблемных ситуациях обучения и общение;

— организация психолого-педагогических консилиумов с целью анализа поведения и развития учащихся, условий для более полного раскрытия их возможностей, выявления нервно-психических и психосоматических нарушений;

— информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которые могут получить школьники и их родители в школе, в специализированных социальных службах;

— проведение психолого-педагогических практикумов с учащимися и их родителями, на которых обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;

— реализация программ индивидуального и группового социального сопровождения.

Важным направлением работы являлась деятельность по оптимизации образовательной среды учебного заведения, насыщение ее дополнительными ресурсами для повышения социальной компетентности учащихся, созданию благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении как формы организационной культуры педагогического коллектива.

Комплексная технология социального сопровождения учащихся подростков, имеющих проблемы, включала следующие этапы:

— проблемно-подготовительный этап;

— процедурно-содержательный этап;

— аналитический этап.

Каждый из этих этапов имел свои функции (см. рис. 5).

Рис. 5. Этапы формирования комплексной технологии социального сопровождения’дезадаптированных учащихся.

На первом этапе специалисты (социальный педагог, психолог, школьный врач и классные руководители) собирали информацию об учащихся, выявляли социальные проблемы, а также распределяли учащихся-подростков по группам со сходными проблемами.

На основе полученной информации комиссия, в состав которой входят специалисты психолого-социального профиля, завуч по учебной работе, завуч по учебно-воспитательной работе и председатели методических объединений учителей, корректировали программы индивидуального сопровождения учащихся и направления групповой работы.

Процедурно-содержательный, этап включал в себя первичную диагностику и реализацию программ индивидуального сопровождения и групповой работы с учащимися, направленной на повышение социальной компетентности (см. Приложение 15).

Первичная диагностика проводилась для выяснения индивидуально-личностных особенностей учащихся-подростков и составление психолого-социального заключения. Реализация индивидуальной работы с учащимися-подростками представлена на рис 6.

Рис. 6. Схема реализации программы индивидуального сопровождения учащихся.

Индивидуальная программа социального сопровождения включала в себя следующие диагностические процедуры:

1. Тестирования по предметам и собеседованиям с учителямипредметниками для выявления остаточные знаний после обучения в предыдущем образовательном учреждение;

2. Индивидуальная работа с психологом для изучения уровня интеллекта (диагностика познавательных процессов), а также для выявления психологических травм и анализ личностных особенностей;

3. Индивидуальная работа с социальным педагогом для составления социального диагноза, выявление учебной несостоятельности, анализ предыдущих школьных травм, выявление социальных патологий.

Психолого-социальное заключение являлось основанием для уточнения программы индивидуального сопровождения (восстановительное обучение и социально-психологическое консультирование) и включением учащегося в ту или иную форму групповой работы, которая направлена на решение типовых проблем.

Задачи процедурно-содержательного этапа комплексной технологии:

1. Включение учащихся-подростков в учебную группу.

2. Повышение уровня мотивации и включения учащихся-подростков в учебную деятельность, коррекция негативных воздействий предыдущих образовательных учреждений.

3. Коррекция и профилактика употребления ПАВ и формирование установки на здоровый образ жизни у учащихся-подростков.

4. Коррекция и профилактика противоправного поведения учащихся-подростков.

5. Коррекция и профилактика конфликтного и агрессивного поведения у учащихся-подростков.

6. Развитие навыков общения у учащихся-подростков, формирование моделей социально одобряемого поведения, определение жизненных планов учащихся.

7. Профориентационная работа с учащимися, определение ценностных ориентаций, жизненных приоритетов.

8. Формирование гражданской позиции, социальной ответственности и активности.

На основе социально-психологического заключения были сформированы группы подростков со схожими проблемами. Формы групповой работы с учащимися-подростками имеющими сходные социальные проблемы, представлены на рисунке 7.

Рис. 7. Формы групповой работы с учащимися-подростками, имеющими сходные социальные проблемы.

В соответствии с выявленными проблемными зонами для каждой формы групповой работы были определены следующие критерии оценки результативности (см. Таблицу 22).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования мы получили определенные выводы и заключения, которые подтверждают верность основных гипотез и положений, выносимых на защиту.

Многофакторная детерминация процесса социализации учащихся обуславливает необходимость междисциплинарных исследований, включая изучение различных факторов средовых воздействий, нарушающих процесс социальной адаптации подростков в условиях трансформирующегося российского общества. В периоды социальных кризисов отдельные институты социализации становятся несостоятельными, что требует дополнительных механизмов по восполнению их социализирующего потенциала.

Факторами риска дезадаптации в подростковом возрасте выступают: неблагоприятная семейная ситуацияотсутствие возможности самореализации в социально приемлемой досуговой деятельности, что обуславливает различные формы аддиктивного поведенияличностные особенности подростков, которые проявляются в несостоятельности, неготовности брать на себя ответственность, в высоком уровне агрессивности и тревожности, низком уровне самоконтроля, а также низкий социализирующий потенциал образовательных учреждений, проявляющийся в недостаточном количестве специалистов психолого-социального профиля и в их низкой технологической оснащенности в работе с проблемными группами учащихся.

Технологии социального сопровождения позволяют создать необходимые условия для оптимизации процесса социальной адаптации проблемных учащихся-подростков на основе включения их в специально сконструированную социально-развивающую образовательную среду учебного заведения для профилактики социальных патологий и повышения уровня их социальной компетентности. Социальное сопровождение, как механизм реализации превентивного социального контроля, выступает в качестве целенаправленного процесса восстановления социальных связей учащихся на основе включения их в образовательную среду учебного заведения для преодоления негативных факторов, нарушающих их позитивное социальное развитие.

Повышение социализирующего потенциала образовательных учреждений может быть обеспечено за счет оснащения специалистов психолого-социального профиля, классных руководителей и педагогов технологиями социального сопровождения проблемных групп учащихся.

На основе анализа проведенной опытно-экспериментальной работы в открытой (сменной) школе по внедрению комплексной технологии социального сопровождения учащихся подростков было принято решение о создании образовательного центра — «Школа Социального Здоровья».

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.
  2. В.А., Григорова З. Н. Программа социально-психологической помощи девиантным подросткам. / Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования. Сборник научных трудов. Том 11/ Ред. А. Ф. Шикун, Ю. П. Платонов. Тверь, 1998, с. 160−168.
  3. Актуальные проблемы исследования социального здоровья. Опыт со-циолого-философского анализа. Часть1 / Под.ред. Р. А. Зобова и А. А. Козлова: Учеб. Пос. СПб.: Химиздат, 2004.
  4. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Тро-шихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). / Под. ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2001.
  5. В.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1985.
  6. Американская социологическая мысль: тексты / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц: под ред. проф. В. А. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  7. Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2007). Материалы «Регионального центра «Семья» СПб., 2008
  8. .Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. В 2 томах. T. l М.: Педагогика, 1980.
  9. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект—Пресс, 1996
  10. П.Андреева И. В. Педагогика и психология. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
  11. Т.В. Социальная психология семейных отношений. СПб, 1998.
  12. Т.И., Красовский К. С. Курение и дети: что может сделать школа. Киев, 2003.
  13. А.И. Системное представление семьи как объекта исследования // Семья в России. М., 1998. № 3−4, с 7.
  14. В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса Российского общества. Санкт-Петербургский филиал института социологии РАН, 1995.
  15. B.C. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения. //Рубеж: Альманах социальных исследований. Сыктывкар. № 2, 1992 с. 69−81.
  16. В. В. Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. // Психологическая наука и образование. 1998. -№ 1, с. 52−58.
  17. JI.A. Социальная компетентность. Вестник СПбГУ. СПб., 2004.
  18. Т.С. Проблемы социализации молодежи в современном российском обществе. Институт социологии РАИ г. М. Школа здоровья. № 1, 2005.
  19. И.В. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000.
  20. Г. Современая социологическая теория в ее преемственности и изменении / Ред. Д. И. Чеснокова. М.: йзд-во иностр. лит-ры, 1961.
  21. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростков, М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000
  22. С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», 1993.
  23. С.А. Психологическое обеспечение социальной работы в превентивной практике в России. М.: Редаьсционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2004.
  24. С.А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М.: Редак-ционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
  25. В.В., Бобылева И. А., Заводилкина О. В., Иванова Н. П. Рекомендации по организационно-методическому обеспечению жизнеустройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Беспризорник № 2, 2006.
  26. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  27. JI.H. Предупреждение депривации в образовательном процессе. Монография. СПб., 2000.
  28. А., Вилис А. Особенности профилактики наркомании среди молодежи // Советская юстиция. № 10. 1990. С. 5 7.31 .Битянова М. Р. Социальная психология. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
  29. М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  31. В.В. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб: Сударыня, 1999.
  32. Т.Н. Роль социальных служб в системе социальной защиты населения / Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М.: РГСИ, 1992.
  33. Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного образования // Педпгогика. 2001. № 1.
  34. О. Н. Дежникова Н.С. Ришар Е. Н. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки: информационный обзор. М.: НКЦ «Университет», 1993.
  35. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2000. Мастера психологии.
  36. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
  37. Ю. В. Подростковый наркотизм: социальный анализ и профилактика (на материале Санкт-Петербурга) / Автореф. на соиск. уч. степени кандидата социол. наук, СПбГУ, факультет социологии.
  38. С.Г. Совместная работа вечерней школы с предприятиями и общественными организациями. М.: 1984
  39. С.Г. Социальная роль вечерней школы / Открытая школа, № 3, 2003, с.7−8
  40. Вечерняя средняя школа./ Под ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1990
  41. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., Просвящение, 1973. 193−194 с.
  42. Г. А., Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед.учеб. заведений. М. Изд. Центр «Академия», 2002.
  43. А.В., Громов И. А., Мацкевич А. Ю. Социология: XIX—XX вв. Учебное пособие / Ред. И. А. Громов. СПб: ОАО «Санкт- Петербургская № 6», 1997.
  44. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999 № 4 с.27−39
  45. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  46. JI.C. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. Собр. соч., М.: Педагогика, 1984-Т. 3. С. 145−146.
  47. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. // Новые ценности образования: забота -поддержка консультирование: Сб. ст. М.: Инноватор, 1996.
  48. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. М., Просвещение, 1992.
  49. Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб. :ТООТК «Петрополис», 1999.
  50. .С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. / Учебное пособие./ Гершунский Б. С. М.: Флинта: Наука, 2003.
  51. Я.И. Девиантное поведение подростков // Социальная адаптация детей и молодежи. Часть 1: сборник научно-практических материалов под ред. С. А. Расчетиной. СПб., 1998.
  52. Я.И. и др Социология девиантного поведения. М. 2001
  53. Я.И. Социальный контроль над девиантностью в современной России: теория, история, перспективы // Социальный контроль над девиантностью. СПб.: СПб филиал Института социологии РАН, Балтийский институт экологии, политики и права, 1998.
  54. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь. 2004, с. 23−24.
  55. И.А. Стратегии копинг поведения у подростков с устойчивым противоправным поведением // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. А. А. Крылова, СПб., 1997.
  56. Н.Б., Сергиенко Е. И., Сергиенко Т. С. Российско-германский проект социальной адаптации подростков // Вестнию психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2006, № 2, с. 26−48.
  57. З.Н. Теориям практика третичной профилактики девиантно-го поведения несовершеннолетних в условиях пенитенциарной системы / Автореф. на соиск. уч. степени кандидата социол. наук, СПб, ООО «Академпринт», 2003
  58. И. А. Келасьев В.Н. Теория и практика социальной работы: Учебник. СПб.:Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004.
  59. А.Я. О наркомании среди подростков // Социологические исследования. № 2, 1990.
  60. В.Н. и др. Социализация личности: социальный педагог. Семья и школа. Изд-во Ставропольского краевого института усовершенствования учителей. 1993.
  61. В.Н. Социальная работа школы с семьей. М., 2002.
  62. Девиантность и социальный контроль в России (XIX XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / Научное издание, под ред. Гилин-ского Я.И. СПб.: Алетейя, 2000.
  63. Дети улиц. // Сборник материалов. Ч. 1−3 СПб., 2001.
  64. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под. ред. Беличевой С. А., Коробейникова И. А. М.: «Социальное здоровье России», 1994.
  65. Э. Социология образования / Ред. B.C. Собкин, В .Я. Нечаев. М.: ИНТОР, 1996.
  66. Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: «Канон», 1995.
  67. Дюркгейм Э. Социальная аномия. М., 1992
  68. JI.B. Образовательная отрасль в переходном обществе: теоретико-методологический аспект // Проблемы сферы образования в современной России, Сб. науч. Ст. РГПУ, 2001.
  69. Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  70. В.В. и др. Организация работы с девиантными подростками в Голландии, М., «Союз», 2001
  71. Д.В. Интегрированное образование детей // Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН СОЦИУС, № 7. СПб.: 2004, с. 127
  72. В.Г., Макаридина В. А., Алмазова Н. И. Социальная комфортность как средство оптимизации образовательной среды // Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проект. СПб., 1998.
  73. Г. Е., Шуклина Е.А.Социология образования: Уч пос. — М.: Гардарики, 2005 г. с.209
  74. Р.А., Келасьев В. Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации: Учебное пособие / Под общей редакцией В. Н. Келасьева. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.
  75. Р.А., Келасьев В. Н. Социальное здоровье и социализация человека / Под общей редакцией В. Н. Келасьева: учеб. Пос. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2005.
  76. Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска, С. 42−44- 2003.
  77. С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Ориенбург: Печатный Дом «Димур», 1999.
  78. А.В. Исследование структурных компонентов культурной среды образовательного учреждения: Монография. М.: АПКиППРО, 2007.
  79. Л.М., Конева Е. В. Адаптация нидерландской модели повышения социальной компетенции детей к Российским социокультурным условиям // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001, № 1. С. 3019, 50−60, 87−92.
  80. О. И Методология социологии. СПб., 2003
  81. С.П. Развитие социальных умений «трудных» подростков в процессе кооперативно-структурированной учебной деятельности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2005, № 2. С. 64 69.
  82. В.Г. Социальные нормы, отклонения и контроль в условиях общественных изменений (к постановке проблемы) // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. М.: Институт социологии РАН, 1992, С. 31−38.
  83. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования, 2000, № 3.
  84. JI.B. Семья в трансформирующемся обществе: Казань: Казан. Гос. энерг. ун-т, 2003.
  85. В.Н. Интегративная концепция человека. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992.
  86. В.Н. Психологические детерминанты жизненного пути: Человек, индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. статей / Подред. В. Н. Келасьева. СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1998, С. 83−90.
  87. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.
  88. Ю.А. Психология девиантного поведения. Учеб. пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, 2001.
  89. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности // Автореферат канд. дис. СПб., 1995.
  90. А.И. Социализация. / Энциклопедия гуманитарных наук. //Знание. Понимание. Умение., 2004, № 1, с.139−143
  91. A.M. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Вла-дос, 1996.
  92. Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (к проблеме социализации старшеклассников) // Социологические исследования, 1998, № 8.
  93. Е.В. Тревога — как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997 С. 16−20
  94. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитация и коррекция социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: СПбГИПСР, 2003.
  95. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: «Просвещение», 1989.
  96. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1998.
  97. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. //Официальные документы в образовании. 2002, № 4.
  98. Т.В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. СПб.: Питер, 2005.
  99. В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., вып. 1, ч. 1. 1995.
  100. В.Н., Казаринов Н. В. Межличностное общение. СПб., 2001.
  101. Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. СПб.: Ал-тейя, 2001.
  102. Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000.
  103. А.Д. Социология молодежи: монография / А. Д. Лазарев, С.Н. Чирун- ГУ КузГТУ. -Кемерово. 2006.
  104. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авценум, 1984.
  105. О.Е. Реализация целей общего образования в вечерней школе. Л.: 1980
  106. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.
  107. В.Т. Методологические вопросы исследования проблем молодежи. / Социальные проблемы молодежи. Социологические очерки. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1995, выпуск № 27. С. 5−22.
  108. А.С. Соч.: В 7 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959−1960. Т. 1.
  109. Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Учебное пособие. Ростов н/Д.:Феникс, 2000.
  110. М.В. Комплексный подход к социальной реабилитации несовершеннолетних оказавшихся в трудной жизненной ситуации.// Беспризорник № 2, 2006.
  111. М. Технологии и эффективность социального управления / Ред. Т. В. Керимова. М.: «Прогресс», 1982.
  112. Марова 3. Воспитание детей в неполной семье. М: Прогресс, 1980
  113. Н.Н. Процесс социально-психологической адаптации: Подходы к изучению // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов / Под.ред. Н. А. Батурина. Челябинск: ЮУрГУ, 1998. Т.1. С. 31−49
  114. В.А. О научно-педагогическом социуме. Социальные технологии. 2007, № 6. С. 50−59
  115. Г. Г., Панасюк Е. В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб.: Издательство «Речь». 2003.
  116. Нелидов A. JL, Щелина Т. Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003, № 2. С. 31 -39.
  117. Н.Д. Воспитание и социализация в современной России, 2007, № 1, с. 3−14
  118. Г. С. Психология здоровья. СПб: Речь, 2002.
  119. Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. New education values: care support — counseling. — Вып.6. Инно-ватор. M., 1996.
  120. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И. Н. Баевой. СПб., 2006.
  121. Образование взрослых в СССР: состояние и перспективы // Вечерняя средняя школа. № 5 1985
  122. Организация обучения в вечерней школе./ Под ред. С.Г. Вер-шловского: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, с. 10
  123. Организация деятельности специалиста по работе с семьей и детьми. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004.
  124. Осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения в вечерней (сменной) школе / Сб.науч. трудов НИИ общего образования взрослых АПН СССР / Под ред. Г. Д. Глейзера. М.: 1982
  125. И. JI. Деструктивные факторы процесса социализации подрастающего поколения в современном российском обществе // Тезисы первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб, 2000. С. 211−212.
  126. И.Л. Асоциальное поведение детей и подростков. СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 1999.
  127. И.Л. Асоциальное поведение несовершеннолетних: со-цио-типологический анализ / Автореф. на соиск. уч. степени доктора социол. наук СПбГУ, факультет социологии, 2000.
  128. Н.М. Основы социальной педагогики: Учеб. Пос. СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1997.
  129. Н.М. Проблема предметной области социальной педагогики // Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования: Сборник научных трудов, том № 11 под. ред. А. Ф. Шикуна, Ю. П. Платонова, Тверь: 1998. С. 84−87.
  130. Платонов Ю. П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, 2004
  131. В.Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития XIX—XX вв. Учебное пособие СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  132. Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности: учебное пособие / Под ред. С. А. Расчетиной. СПб., 2005.
  133. М.М. Психокоррекционная профилактика подростковой наркомании. Практическое руководство. М., 2002.
  134. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1237 «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (с изменениями на 20 июля 2007 года)»
  135. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
  136. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 612 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате» (с изменениями от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г.).
  137. Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал № 4, 1983.
  138. A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // «Психологическая наука и образование», № 2, 1998.
  139. Проблемы социальной работы: Сб. статей / Под ред. В. Н. Келасьева, П. Салустовича. СПб.: Изд-во С.-Петерб ун-та, 2003.
  140. Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. СПб.: «Питер», 2002.
  141. Психосоциальная реабилитация несовершеннолетних с девиант-ным поведением М., 1999.
  142. Д.Я. Психология семьи. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 2002.
  143. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  144. JI.M. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности / Труды Алтайского политехнического института. Барнаул: 1974. Вып.37.
  145. Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. М.: Мысль, 1990.
  146. С.П. «Социальное здоровье России» «Диагностика и коррекция асоциальной дезадаптации подростков», метод, пособие, подготовленное консорциумом М., 1999.
  147. С.А. Социальная педагогика — развивающаяся область образования: Учебное пособие / Под. ред. К. Д. Радиной. Псков, 1998. -С. 110.
  148. С.А. Феномен социального исключения как условие реализации инклюзивного образования / Социальная педагогика, 2009, № 1, с. 29−32.
  149. А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер 6. СПбГУ, 1995. № 20
  150. А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Питер Ком, 1999.
  151. А. А. Характеристические особенности подростков-делинквентов. / Вопросы психологии.1991, № 4.
  152. А.А., Лукин С. Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. СПб: «Иматон», 1993.
  153. Л.А. Безопасность общения школьников // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании. Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 182—185.
  154. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
  155. С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006.
  156. А.Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза МПС. Ярославль, 2003. Автореферат на соиск. Уч. Степ. Канд. Псих. Наук.
  157. Л.П. Культурная общность — основа инновационных процессов в профессиональном образовании // Инновации в образовании- № 3, 2006.
  158. В.А., Ясюкова Л. А. Социальная работа в школе: актуальные задачи и возможности их решения.// Проблемы социальной работы: Сб. статей / По. Ред. В. Н. Келасьева, П. Слаустовича. СПб.: Изд. С.-Петербургского университета, 2003.
  159. Т. Социальная компетентность подростков1 и технологии ее формирования / Автореф. на соиск. уч. степени* кандидата соци-ол. наук, СПб, 2006.
  160. Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. М.: Академия, 2006.168'. Словарь справочник по социальной работе / Под. ред Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 1997.
  161. Н. Социология. М.: Феникс, 19 941
  162. Современный воспитательный процесс: состояние и проблемы («круглый стол») // Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН СОЦИУС, СПб.: 2005. № 4. С.91
  163. Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях дополнительного образования детей. Монография, Челябинск, 2005.
  164. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2000.
  165. Социальная компетентность. Уч. Пособие для 10−11 классов средней общеобразовательной школы. СПб.: Детский кризисный фонд Гумерова, 1998.
  166. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М., 1993.
  167. Социальная психология личности/ под. ред. М. И. Бобневой и Е. В. Шорохоовой. -М.: Наука, 1979
  168. Социальная ситуация в современном российском обществе и проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под ред. Вороновой Е. А., Васильевой С. А. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2002.
  169. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. Лисовского. СПб: Изд-во СПбГУ, 1996.
  170. Справочное пособие по социальной работе / Алексеева Л. С., Боб-кова П.В., Бурлака Г. Ю. и др.- Под ред. Панова А. М., Холостовой Е. И. М.: Юристъ, 1997.
  171. Е.В. Проблемы преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка // Известия Челябинского научного центра. Выпуск 2 (II), 2001. С. 89 92.
  172. Г. С. Психолого-педагогическая коррекция трудновос-. питуемых подростков с рассогласованными личностными отношениями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002, № 1. С. 22−35.
  173. Теория и методика социальной работы. Т.2 / сб., Под ред. Жукова В. И., Зайнышева И. Г., Холостовой Е. И. М., 1994.
  174. Теория и методология исследований социальных проблем / Отв. Ред. Р. С. Гринберг, Т.В. Чубарова- Ин-т международных, экономических и политических исслед. М.: Наука, 2005.
  175. Технологии социальной работы с детьми и подростками: Сб. статей / Под. ред. В. Н. Келасьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2001.
  176. Технологии социальной работы: Учебник для вузов РФ по социальной работе: в 2 частях / Ред. Жуков В. И., Зайнышев И. Г., Еро-хин Ю.С. и др. М.:Инфра, 2001.
  177. Технологии социальной работы: Учебник под общ. Ред. Проф. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2002 с77.
  178. Е.П. Возможноспъвечерней школы // Вечерняя средняя школа. № 3, 1984
  179. Третьи Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 12−13 ноября 2008 года / отв. ред. Ю. В. Асочаков. СПб., 2008.
  180. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 1999. i
  181. С.А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе / С. А. Учурова // Известия Уральского государственного университета, 2007. № 50. С. 47−51
  182. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная пед. академия, 1995.
  183. С.В., Дмитриева С. В. Проблема здоровья-школьников в Москве и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде // Управление здравоохранением. 2003. № 9.
  184. А. Г. Мацковский М.С. Семья // Российская социологическая энциклопедия / Под ред Г. В. Осопова. М.: Издат. Группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
  185. В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос, 2003.
  186. Г. А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // Социологический журнал, 1999, № ½ С. 15
  187. Т.В. Предпрофильная подготовка воспитанников интернатных учреждений как гарантия успешной социализации // Вест•. , 175 ¦,. .':.'¦'¦ник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004, № 4. С. 20−25. ,
  188. В.И. и др. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2003.
  189. В.В. Зависимое: поведение школьников. СПб.: Медицинская пресса, 2001.199- Шацкий G.T. Педагогические сочинения. 1960 T.4.G.84:200- Шереги Ф. Э, Харчева B.F., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
  190. Ф.Э. Социология, девиаций: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования. 2004.
  191. С.В. Средовой подход в организации воспитательной работы учебного заведения: Материалы, Всероссийской научно-практической Inteniet-конференции 25−31 мая-2004:
  192. Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб.: изд-во СПбГУ, 2003.
  193. Т.В. Опыт построения социологической теории девиантности (теоретико-методологические проблемы) / Автореф. на соиск. уч. степени доктора социол. наук, СПб.: ООО «Академпринт», 2004.
  194. Шипунова Т. В. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия как механизм- воспроизводства девиантности // Журнал социологии социальнойантропологии 2005,№ 4.
  195. Т.И., Скот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми группы риска. 2те изд., доп. М^: Изд-во^УЕАО- 2001.,
  196. Н.Н. Адаптивная- типология личности // Развитие самоценных форм активности: Балашов, 1999: С. 10—56: .
  197. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / Под. ред. А. А. Козлова. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003.
  198. В.А. Методика и техника социологического исследования. — СПб, 1999.
  199. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995.
  200. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии. 1994. № 1.С. 24−28.
  201. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
  202. Akers R. Deviant Behavior: A Social Learning Approach. Wads-worth, nc., Elmont. California. 1985.
  203. Bandura A., Walters R., Social learning and personality development.-N. Y. 1965.
  204. Deviant behavior: Readings in the sociology of the norm violations / Ed. by Clifton D. Bryant. New York etc: Hemispere, cop., 1990.
  205. Devise N., Anderson B. Social Control: The Production of Deviance in the Modern State. Irvington Publishers Inc., 1983.
  206. Eisenstadt E.M. From Generation to Generation: Age Groups and Social Structure N.Y. L., 1996.
  207. Elkind D. The Child and Society. Oxford Universiti Press, 1981.
  208. Homans G. C. Social behavior: Its elementary forms. N. Y. Harcourt, Brace & World Inc., 1961.
  209. Lemert, Eduin M. Human Deviance, Social Problem and Social Control. New York, 1977.
  210. Liska A. Perspectives on Deviance. New Jersey, 1987.
  211. McCaghy C. Deviant Behavior: Crime, conflict, interest groups. N.Y.: Macmillan- L.: Collier Macmillan, 1976.
  212. Parsons T. The Social System, N.Y., 1951 / Пер. Беляевой Г. // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 1. М, 1968. С. 35−39.
  213. Phingsten U., Hintesch R. Gruppentraining sozialer Kompetenzen. Weinheim: Psychologies Verlag Umion, 1991. P. 61
  214. Schur E. Labeling Deviant behavior. New York, 1981.
  215. Selman R.L. The growth in interpersonal understanding. N. Y.: Agkad Press. 1970.
Заполнить форму текущей работой