Технологии социального сопровождения учащихся-подростков в условиях образовательного учреждения
Диссертация
Гипотеза исследования состоит в предположении, что дезадаптация современных подростков обусловлена совокупностью разнородных факторов, среди которых ведущее значение имеют семейное неблагополучие, исключение из образовательной среды, негативное влияние подростковой субкультуры, отсутствие эффективных методов социальной работы в образовательном учреждении, следствием чего является низкий уровень… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА
- 1. 1. Проблемы социализации и социальной адаптации в подростковом возрасте: теоретико-методологический анализ
- 1. 2. Современная школа как институт социализации подростков
- 1. 3. Технологии социального сопровождения дезадаптированных подростков в системе социальных учреждений: зарубежный и отечественный опыт
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЧЕРНИХ ШКОЛ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
- 2. 1. Программа эмпирического исследования
- 2. 2. Характеристика контингента вечерних школ в контексте образовательной среды Санкт-Петербурга
- 2. 3. Исследование факторов социального неблагополучия учащихся-подростков.Л
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3. 1. Технология социального сопровождения учащихся-подростков (авторская модель)
- 3. 2. Анализ результатов внедрения комплексной технологии социального сопровождения учащихся-подростков в образовательном учреждении
Список литературы
- Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.
- Аверин В.А., Григорова З. Н. Программа социально-психологической помощи девиантным подросткам. / Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования. Сборник научных трудов. Том 11/ Ред. А. Ф. Шикун, Ю. П. Платонов. Тверь, 1998, с. 160−168.
- Актуальные проблемы исследования социального здоровья. Опыт со-циолого-философского анализа. Часть1 / Под.ред. Р. А. Зобова и А. А. Козлова: Учеб. Пос. СПб.: Химиздат, 2004.
- Алиева М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Тро-шихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). / Под. ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2001.
- Алмазов В.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1985.
- Американская социологическая мысль: тексты / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц: под ред. проф. В. А. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.
- Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2007). Материалы «Регионального центра «Семья» СПб., 2008
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. В 2 томах. T. l М.: Педагогика, 1980.
- Ю.Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект—Пресс, 1996
- П.Андреева И. В. Педагогика и психология. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
- Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. СПб, 1998.
- Андреева Т.И., Красовский К. С. Курение и дети: что может сделать школа. Киев, 2003.
- Антонов А.И. Системное представление семьи как объекта исследования // Семья в России. М., 1998. № 3−4, с 7.
- Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса Российского общества. Санкт-Петербургский филиал института социологии РАН, 1995.
- Афанасьев B.C. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения. //Рубеж: Альманах социальных исследований. Сыктывкар. № 2, 1992 с. 69−81.
- Барабанова В. В. Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. // Психологическая наука и образование. 1998. -№ 1, с. 52−58.
- Баранова JI.A. Социальная компетентность. Вестник СПбГУ. СПб., 2004.
- Баранова Т.С. Проблемы социализации молодежи в современном российском обществе. Институт социологии РАИ г. М. Школа здоровья. № 1, 2005.
- Башкатов И.В. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000.
- Беккер Г. Современая социологическая теория в ее преемственности и изменении / Ред. Д. И. Чеснокова. М.: йзд-во иностр. лит-ры, 1961.
- Белинская Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростков, М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», 1993.
- Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы в превентивной практике в России. М.: Редаьсционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2004.
- Беличева С.А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М.: Редак-ционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
- Беляков В.В., Бобылева И. А., Заводилкина О. В., Иванова Н. П. Рекомендации по организационно-методическому обеспечению жизнеустройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Беспризорник № 2, 2006.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
- Бережнова JI.H. Предупреждение депривации в образовательном процессе. Монография. СПб., 2000.
- Бианков А., Вилис А. Особенности профилактики наркомании среди молодежи // Советская юстиция. № 10. 1990. С. 5 7.31 .Битянова М. Р. Социальная психология. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
- Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Бойко В.В. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб: Сударыня, 1999.
- Болотина Т.Н. Роль социальных служб в системе социальной защиты населения / Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М.: РГСИ, 1992.
- Бондаревская Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного образования // Педпгогика. 2001. № 1.
- Боровикова О. Н. Дежникова Н.С. Ришар Е. Н. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки: информационный обзор. М.: НКЦ «Университет», 1993.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2000. Мастера психологии.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
- Верминенко Ю. В. Подростковый наркотизм: социальный анализ и профилактика (на материале Санкт-Петербурга) / Автореф. на соиск. уч. степени кандидата социол. наук, СПбГУ, факультет социологии.
- Вершловский С.Г. Совместная работа вечерней школы с предприятиями и общественными организациями. М.: 1984
- Вершловский С.Г. Социальная роль вечерней школы / Открытая школа, № 3, 2003, с.7−8
- Вечерняя средняя школа./ Под ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1990
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., Просвящение, 1973. 193−194 с.
- Воронина Г. А., Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед.учеб. заведений. М. Изд. Центр «Академия», 2002.
- Воронцов А.В., Громов И. А., Мацкевич А. Ю. Социология: XIX—XX вв. Учебное пособие / Ред. И. А. Громов. СПб: ОАО «Санкт- Петербургская № 6», 1997.
- Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999 № 4 с.27−39
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
- Выготский JI.C. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. Собр. соч., М.: Педагогика, 1984-Т. 3. С. 145−146.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. // Новые ценности образования: забота -поддержка консультирование: Сб. ст. М.: Инноватор, 1996.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. М., Просвещение, 1992.
- Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб. :ТООТК «Петрополис», 1999.
- Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. / Учебное пособие./ Гершунский Б. С. М.: Флинта: Наука, 2003.
- Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков // Социальная адаптация детей и молодежи. Часть 1: сборник научно-практических материалов под ред. С. А. Расчетиной. СПб., 1998.
- Гилинский Я.И. и др Социология девиантного поведения. М. 2001
- Гилинский Я.И. Социальный контроль над девиантностью в современной России: теория, история, перспективы // Социальный контроль над девиантностью. СПб.: СПб филиал Института социологии РАН, Балтийский институт экологии, политики и права, 1998.
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь. 2004, с. 23−24.
- Горьковая И.А. Стратегии копинг поведения у подростков с устойчивым противоправным поведением // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. А. А. Крылова, СПб., 1997.
- Гребенникова Н.Б., Сергиенко Е. И., Сергиенко Т. С. Российско-германский проект социальной адаптации подростков // Вестнию психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2006, № 2, с. 26−48.
- Григорова З.Н. Теориям практика третичной профилактики девиантно-го поведения несовершеннолетних в условиях пенитенциарной системы / Автореф. на соиск. уч. степени кандидата социол. наук, СПб, ООО «Академпринт», 2003
- Григорьева И. А. Келасьев В.Н. Теория и практика социальной работы: Учебник. СПб.:Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004.
- Гришко А.Я. О наркомании среди подростков // Социологические исследования. № 2, 1990.
- Гуров В.Н. и др. Социализация личности: социальный педагог. Семья и школа. Изд-во Ставропольского краевого института усовершенствования учителей. 1993.
- Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М., 2002.
- Девиантность и социальный контроль в России (XIX XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / Научное издание, под ред. Гилин-ского Я.И. СПб.: Алетейя, 2000.
- Дети улиц. // Сборник материалов. Ч. 1−3 СПб., 2001.
- Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под. ред. Беличевой С. А., Коробейникова И. А. М.: «Социальное здоровье России», 1994.
- Дюркгейм Э. Социология образования / Ред. B.C. Собкин, В .Я. Нечаев. М.: ИНТОР, 1996.
- Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: «Канон», 1995.
- Дюркгейм Э. Социальная аномия. М., 1992
- Евдокимова JI.B. Образовательная отрасль в переходном обществе: теоретико-методологический аспект // Проблемы сферы образования в современной России, Сб. науч. Ст. РГПУ, 2001.
- Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Железнов В.В. и др. Организация работы с девиантными подростками в Голландии, М., «Союз», 2001
- Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей // Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН СОЦИУС, № 7. СПб.: 2004, с. 127
- Зарубин В.Г., Макаридина В. А., Алмазова Н. И. Социальная комфортность как средство оптимизации образовательной среды // Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проект. СПб., 1998.
- Зборовский Г. Е., Шуклина Е.А.Социология образования: Уч пос. — М.: Гардарики, 2005 г. с.209
- Зобов Р.А., Келасьев В. Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации: Учебное пособие / Под общей редакцией В. Н. Келасьева. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.
- Зобов Р.А., Келасьев В. Н. Социальное здоровье и социализация человека / Под общей редакцией В. Н. Келасьева: учеб. Пос. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2005.
- Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска, С. 42−44- 2003.
- Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Ориенбург: Печатный Дом «Димур», 1999.
- Иванов А.В. Исследование структурных компонентов культурной среды образовательного учреждения: Монография. М.: АПКиППРО, 2007.
- Иванов Л.М., Конева Е. В. Адаптация нидерландской модели повышения социальной компетенции детей к Российским социокультурным условиям // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001, № 1. С. 3019, 50−60, 87−92.
- Иванов О. И Методология социологии. СПб., 2003
- Иванова С.П. Развитие социальных умений «трудных» подростков в процессе кооперативно-структурированной учебной деятельности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2005, № 2. С. 64 69.
- Карпов В.Г. Социальные нормы, отклонения и контроль в условиях общественных изменений (к постановке проблемы) // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. М.: Институт социологии РАН, 1992, С. 31−38.
- Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования, 2000, № 3.
- Карцева JI.B. Семья в трансформирующемся обществе: Казань: Казан. Гос. энерг. ун-т, 2003.
- Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992.
- Келасьев В.Н. Психологические детерминанты жизненного пути: Человек, индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. статей / Подред. В. Н. Келасьева. СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1998, С. 83−90.
- Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учеб. пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности // Автореферат канд. дис. СПб., 1995.
- Ковалева А.И. Социализация. / Энциклопедия гуманитарных наук. //Знание. Понимание. Умение., 2004, № 1, с.139−143
- Ковалева A.M. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Вла-дос, 1996.
- Ковалева Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (к проблеме социализации старшеклассников) // Социологические исследования, 1998, № 8.
- Козлова Е.В. Тревога — как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997 С. 16−20
- Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитация и коррекция социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: СПбГИПСР, 2003.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: «Просвещение», 1989.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1998.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. //Официальные документы в образовании. 2002, № 4.
- Корнилова Т.В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. СПб.: Питер, 2005.
- Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., вып. 1, ч. 1. 1995.
- Куницына В.Н., Казаринов Н. В. Межличностное общение. СПб., 2001.
- Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. СПб.: Ал-тейя, 2001.
- Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000.
- Лазарев А.Д. Социология молодежи: монография / А. Д. Лазарев, С.Н. Чирун- ГУ КузГТУ. -Кемерово. 2006.
- Лангеймер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авценум, 1984.
- Лебедев О.Е. Реализация целей общего образования в вечерней школе. Л.: 1980
- Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.
- Лисовский В.Т. Методологические вопросы исследования проблем молодежи. / Социальные проблемы молодежи. Социологические очерки. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1995, выпуск № 27. С. 5−22.
- Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959−1960. Т. 1.
- Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Учебное пособие. Ростов н/Д.:Феникс, 2000.
- Маркеева М.В. Комплексный подход к социальной реабилитации несовершеннолетних оказавшихся в трудной жизненной ситуации.// Беспризорник № 2, 2006.
- Марков М. Технологии и эффективность социального управления / Ред. Т. В. Керимова. М.: «Прогресс», 1982.
- Марова 3. Воспитание детей в неполной семье. М: Прогресс, 1980
- Мельникова Н.Н. Процесс социально-психологической адаптации: Подходы к изучению // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов / Под.ред. Н. А. Батурина. Челябинск: ЮУрГУ, 1998. Т.1. С. 31−49
- Митрахович В.А. О научно-педагогическом социуме. Социальные технологии. 2007, № 6. С. 50−59
- Монина Г. Г., Панасюк Е. В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб.: Издательство «Речь». 2003.
- Нелидов A. JL, Щелина Т. Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003, № 2. С. 31 -39.
- Никадров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России, 2007, № 1, с. 3−14
- Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб: Речь, 2002.
- Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. New education values: care support — counseling. — Вып.6. Инно-ватор. M., 1996.
- Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И. Н. Баевой. СПб., 2006.
- Образование взрослых в СССР: состояние и перспективы // Вечерняя средняя школа. № 5 1985
- Организация обучения в вечерней школе./ Под ред. С.Г. Вер-шловского: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, с. 10
- Организация деятельности специалиста по работе с семьей и детьми. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004.
- Осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения в вечерней (сменной) школе / Сб.науч. трудов НИИ общего образования взрослых АПН СССР / Под ред. Г. Д. Глейзера. М.: 1982
- Первова И. JI. Деструктивные факторы процесса социализации подрастающего поколения в современном российском обществе // Тезисы первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб, 2000. С. 211−212.
- Первова И.Л. Асоциальное поведение детей и подростков. СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 1999.
- Первова И.Л. Асоциальное поведение несовершеннолетних: со-цио-типологический анализ / Автореф. на соиск. уч. степени доктора социол. наук СПбГУ, факультет социологии, 2000.
- Платонова Н.М. Основы социальной педагогики: Учеб. Пос. СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1997.
- Платонова Н.М. Проблема предметной области социальной педагогики // Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования: Сборник научных трудов, том № 11 под. ред. А. Ф. Шикуна, Ю. П. Платонова, Тверь: 1998. С. 84−87.
- Платонов Ю. П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, 2004
- Плахов В.Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития XIX—XX вв. Учебное пособие СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
- Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности: учебное пособие / Под ред. С. А. Расчетиной. СПб., 2005.
- Подхватилин М.М. Психокоррекционная профилактика подростковой наркомании. Практическое руководство. М., 2002.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1237 «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (с изменениями на 20 июля 2007 года)»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 612 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате» (с изменениями от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г.).
- Потаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал № 4, 1983.
- Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // «Психологическая наука и образование», № 2, 1998.
- Проблемы социальной работы: Сб. статей / Под ред. В. Н. Келасьева, П. Салустовича. СПб.: Изд-во С.-Петерб ун-та, 2003.
- Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. СПб.: «Питер», 2002.
- Психосоциальная реабилитация несовершеннолетних с девиант-ным поведением М., 1999.
- Райгородский Д.Я. Психология семьи. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 2002.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
- Растова JI.M. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности / Труды Алтайского политехнического института. Барнаул: 1974. Вып.37.
- Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. М.: Мысль, 1990.
- Расчетина С.П. «Социальное здоровье России» «Диагностика и коррекция асоциальной дезадаптации подростков», метод, пособие, подготовленное консорциумом М., 1999.
- Расчетина С.А. Социальная педагогика — развивающаяся область образования: Учебное пособие / Под. ред. К. Д. Радиной. Псков, 1998. -С. 110.
- Расчетина С.А. Феномен социального исключения как условие реализации инклюзивного образования / Социальная педагогика, 2009, № 1, с. 29−32.
- Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер 6. СПбГУ, 1995. № 20
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Питер Ком, 1999.
- Реан А. А. Характеристические особенности подростков-делинквентов. / Вопросы психологии.1991, № 4.
- Реан А.А., Лукин С. Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. СПб: «Иматон», 1993.
- Регуш Л.А. Безопасность общения школьников // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании. Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 182—185.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
- Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006.
- Росляков А.Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза МПС. Ярославль, 2003. Автореферат на соиск. Уч. Степ. Канд. Псих. Наук.
- Саксонова Л.П. Культурная общность — основа инновационных процессов в профессиональном образовании // Инновации в образовании- № 3, 2006.
- Самойлова В.А., Ясюкова Л. А. Социальная работа в школе: актуальные задачи и возможности их решения.// Проблемы социальной работы: Сб. статей / По. Ред. В. Н. Келасьева, П. Слаустовича. СПб.: Изд. С.-Петербургского университета, 2003.
- Самсонова Т. Социальная компетентность подростков1 и технологии ее формирования / Автореф. на соиск. уч. степени* кандидата соци-ол. наук, СПб, 2006.
- Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. М.: Академия, 2006.168'. Словарь справочник по социальной работе / Под. ред Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 1997.
- Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 19 941
- Современный воспитательный процесс: состояние и проблемы («круглый стол») // Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН СОЦИУС, СПб.: 2005. № 4. С.91
- Соколова Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях дополнительного образования детей. Монография, Челябинск, 2005.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2000.
- Социальная компетентность. Уч. Пособие для 10−11 классов средней общеобразовательной школы. СПб.: Детский кризисный фонд Гумерова, 1998.
- Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М., 1993.
- Социальная психология личности/ под. ред. М. И. Бобневой и Е. В. Шорохоовой. -М.: Наука, 1979
- Социальная ситуация в современном российском обществе и проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под ред. Вороновой Е. А., Васильевой С. А. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2002.
- Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. Лисовского. СПб: Изд-во СПбГУ, 1996.
- Справочное пособие по социальной работе / Алексеева Л. С., Боб-кова П.В., Бурлака Г. Ю. и др.- Под ред. Панова А. М., Холостовой Е. И. М.: Юристъ, 1997.
- Суворова Е.В. Проблемы преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка // Известия Челябинского научного центра. Выпуск 2 (II), 2001. С. 89 92.
- Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекция трудновос-. питуемых подростков с рассогласованными личностными отношениями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002, № 1. С. 22−35.
- Теория и методика социальной работы. Т.2 / сб., Под ред. Жукова В. И., Зайнышева И. Г., Холостовой Е. И. М., 1994.
- Теория и методология исследований социальных проблем / Отв. Ред. Р. С. Гринберг, Т.В. Чубарова- Ин-т международных, экономических и политических исслед. М.: Наука, 2005.
- Технологии социальной работы с детьми и подростками: Сб. статей / Под. ред. В. Н. Келасьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2001.
- Технологии социальной работы: Учебник для вузов РФ по социальной работе: в 2 частях / Ред. Жуков В. И., Зайнышев И. Г., Еро-хин Ю.С. и др. М.:Инфра, 2001.
- Технологии социальной работы: Учебник под общ. Ред. Проф. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2002 с77.
- Тонконогая Е.П. Возможноспъвечерней школы // Вечерняя средняя школа. № 3, 1984
- Третьи Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 12−13 ноября 2008 года / отв. ред. Ю. В. Асочаков. СПб., 2008.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 1999. i
- Учурова С.А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе / С. А. Учурова // Известия Уральского государственного университета, 2007. № 50. С. 47−51
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная пед. академия, 1995.
- Феоктистова С.В., Дмитриева С. В. Проблема здоровья-школьников в Москве и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде // Управление здравоохранением. 2003. № 9.
- Харчев А. Г. Мацковский М.С. Семья // Российская социологическая энциклопедия / Под ред Г. В. Осопова. М.: Издат. Группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
- Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос, 2003.
- Чередниченко Г. А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // Социологический журнал, 1999, № ½ С. 15
- Черникова Т.В. Предпрофильная подготовка воспитанников интернатных учреждений как гарантия успешной социализации // Вест•. , 175 ¦,. .':.'¦'¦ник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004, № 4. С. 20−25. ,
- Чупров В.И. и др. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2003.
- Шабалина В.В. Зависимое: поведение школьников. СПб.: Медицинская пресса, 2001.199- Шацкий G.T. Педагогические сочинения. 1960 T.4.G.84:200- Шереги Ф. Э, Харчева B.F., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
- Шереги Ф.Э. Социология, девиаций: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования. 2004.
- Шестакова С.В. Средовой подход в организации воспитательной работы учебного заведения: Материалы, Всероссийской научно-практической Inteniet-конференции 25−31 мая-2004:
- Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб.: изд-во СПбГУ, 2003.
- Шипунова Т.В. Опыт построения социологической теории девиантности (теоретико-методологические проблемы) / Автореф. на соиск. уч. степени доктора социол. наук, СПб.: ООО «Академпринт», 2004.
- Шипунова Т. В. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия как механизм- воспроизводства девиантности // Журнал социологии социальнойантропологии 2005,№ 4.
- Шульга Т.И., Скот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми группы риска. 2те изд., доп. М^: Изд-во^УЕАО- 2001.,
- Шустова Н.Н. Адаптивная- типология личности // Развитие самоценных форм активности: Балашов, 1999: С. 10—56: .
- Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / Под. ред. А. А. Козлова. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003.
- Ядов В.А. Методика и техника социологического исследования. — СПб, 1999.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии. 1994. № 1.С. 24−28.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
- Akers R. Deviant Behavior: A Social Learning Approach. Wads-worth, nc., Elmont. California. 1985.
- Bandura A., Walters R., Social learning and personality development.-N. Y. 1965.
- Deviant behavior: Readings in the sociology of the norm violations / Ed. by Clifton D. Bryant. New York etc: Hemispere, cop., 1990.
- Devise N., Anderson B. Social Control: The Production of Deviance in the Modern State. Irvington Publishers Inc., 1983.
- Eisenstadt E.M. From Generation to Generation: Age Groups and Social Structure N.Y. L., 1996.
- Elkind D. The Child and Society. Oxford Universiti Press, 1981.
- Homans G. C. Social behavior: Its elementary forms. N. Y. Harcourt, Brace & World Inc., 1961.
- Lemert, Eduin M. Human Deviance, Social Problem and Social Control. New York, 1977.
- Liska A. Perspectives on Deviance. New Jersey, 1987.
- McCaghy C. Deviant Behavior: Crime, conflict, interest groups. N.Y.: Macmillan- L.: Collier Macmillan, 1976.
- Parsons T. The Social System, N.Y., 1951 / Пер. Беляевой Г. // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 1. М, 1968. С. 35−39.
- Phingsten U., Hintesch R. Gruppentraining sozialer Kompetenzen. Weinheim: Psychologies Verlag Umion, 1991. P. 61
- Schur E. Labeling Deviant behavior. New York, 1981.
- Selman R.L. The growth in interpersonal understanding. N. Y.: Agkad Press. 1970.