Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение опорной проходимости гусеничных сельскохозяйственных тракторов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обобщенная пространственная динамическая модель тягово-транспортного средства (ТТС), измерительный и программный комплекс, позволяющий проводить исследования и оптимизацию параметров ходовой системы и систем подрессоривания гусеничных тракторов с учетом конкретных условий эксплуатации; Разработан метод расчета равновесного состояния гусеничного движителя, позволяющий создать модель динамического… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ работ, направленных на повышение
  • ПРОХОДИМОСТИ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН (ТРАКТОРОВ)
    • 1. 1. Анализ ходовых систем гусеничных тракторов
      • 1. 1. 1. Анализ существующих схем гусеничных движителей
      • 1. 1. 2. Анализ используемых гусеничных сельскохозяйственных тракторов по конструкции ходовой системы и выбор объекта исследования
    • 1. 2. Анализ работ по исследованию взаимодействия системы гусеничный трактор — опорное основание
      • 1. 2. 1. Анализ динамических моделей МТА
      • 1. 2. 2. Анализ взаимодействия гусеничного движителя с опорным основанием
      • 1. 2. 3. Анализ основных моделей почв
    • 1. 3. Систематизация основных факторов влияющих на опорную проходимость
    • 1. 4. Цели и задачи исследований
  • 2. Описание модели взаимодействия гусеничного движителя с опорным основанием
    • 2. 1. Классификация факторов влияющих на опорную проходимость МТА
    • 2. 2. Модель равновесного положения звена гусеничного движителя при взаимодействии с почвой
    • 2. 3. Укладка звеньев лобового участка гусеничной цепи первым катком
      • 2. 3. 1. Элементарное нагружение
      • 2. 3. 2. Сложное нагружение
    • 2. 4. Укладка звеньев опорного участка гусеничной цепи последующими катками
    • 2. 5. Укладка звена ведущего участка гусеничной цепи последним катком
    • 2. 6. Учет механических и физико-механических характеристик почвы
    • 2. 7. Учет деформации опорного основания в динамической модели МТА
    • 2. 8. Условие контакта-перехода катка по тракам
    • 2. 9. Выводы
  • З.описание динамической модели ТТС
    • 3. 1. Выбор обобщенных координат и обоснование вводимых ограничений в динамической модели
    • 3. 2. Уравнения колебаний подрессоренных масс остова трактора
    • 3. 3. Массово-инерционные параметры колебательной системы
    • 3. 4. Силовые возмущения
    • 3. 5. Возмущения со стороны микропрофиля пути
    • 3. 6. Уравнения, учитывающие колебание масс трансмиссии
    • 3. 7. Описание программного комплекса
    • 3. 8. Выводы
  • 4. Экспериментальные исследования
    • 4. 1. Программа и методика проведения экспериментальных исследований
      • 4. 1. 1. Измеряемые величины
      • 4. 1. 2. Методика преобразования измеряемых величин в исследуемые
    • 4. 2. Экспериментальная установка
    • 4. 3. Измерительная аппаратура и условия проведения эксперимента
    • 4. 4. Последовательность проведения эксперимента
    • 4. 5. Оценка погрешности измерений
    • 4. 6. Оценка адекватности математической модели
    • 4. 7. Выводы
  • 5. Исследование и оптимизация параметров ходовой системы тракторов семейства ВТ
    • 5. 1. Исследование опорной проходимости ходовой системы гусеничных сельскохозяйственных тракторов семейства ВТ
    • 5. 2. Выводы 123 Основные
  • выводы и рекомендации
  • Список использованной литературы

Повышение опорной проходимости гусеничных сельскохозяйственных тракторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях интенсификации сельскохозяйственного производства определяющим требованием к технике является повышение её производительности. В основном развитие сельскохозяйственной техники идет, главным образом, по пути увеличения ширины захвата орудий и повышения рабочих скоростей, что достигается применением новых конструкций сельскохозяйственных машин и агрегатируемого оборудования. Это приводит к перераспределению массово-инерционных параметров как машинотракторного агрегата (МТА) в целом, так и параметров системы «движитель-почва», что особенно проявляется в период весенне-осенних полевых работ, когда несущая способность опорной поверхности существенно снижается. С точки зрения агротехники это ведет к более интенсивному воздействию движителей машин на почву, к разрушению её структуры, переуплотнению и, в итоге, к снижению плодородия с одной стороны, с другой — к существенному снижению тягового КПД МТА .

В действительности показателей характеризующих процесс взаимодействия движителя с почвой на много больше, и одним из них является опорная проходимость, которая характеризуется вертикальной осадкой почвы и сопротивлением сдвигу (сцепление). При этом прессуемость поверхности определяет опорные качества движителя и затраты энергии на образование колеи, а сцепление влияет на формирование тягового усилия. Поэтому выполнение условий обеспечения опорной проходимости в зависимости от характеристик почвы и кинематики ходовой системы дает возможность сохранять скоростные режимы работы МТА и выполнять вспашку, боронование, культивацию в установленные агротехнические сроки.

Следовательно, на основании выше сказанного требуется улучшать показатели опорной проходимости ходовых систем сельскохозяйственной техники, которые включают в себя следующие направления:

— снижение показателей воздействия на почву;

— уменьшение сопротивления движению машин по почве;

— повышение тягово-сцепных свойств гусеничных машин (тракторов);

— уменьшение буксования за счет совершенствования механизма поворота.

Для ускорения решения этих задач необходимо использовать не только результаты экспериментальных исследований, но и создать расчетные методы определения показателей взаимодействия движителей с почвой. Применение теоретических методов позволит в сжатые сроки найти оптимальные показатели взаимодействия ходовых систем транспортных средств с опорным основанием и позволит улучшить показатели работы сельскохозяйственных машин и другой техники.

Поэтому работа посвященная решению задач по созданию расчетных методов определения показателей взаимодействия движителя с почвой, позволяющих определять оптимальные конструктивные параметры ходовой системы, движителя, подвески и элементов трансмиссии — является актуальной.

Объектом исследования в настоящей работе являются ходовая система гусеничных тракторов.

На защиту выносятся следующие основные научные разработки:

— метод расчета равновесного состояния звена гусеничного движителя, позволяющий создать динамическую модель взаимодействия ходовой системы с опорной поверхностью, включающую в себя описание направляющей и ведущей наклонных ветвей гусеничной цепи;

— обобщенная пространственная динамическая модель тягово-транспортного средства (ТТС), измерительный и программный комплекс, позволяющий проводить исследования и оптимизацию параметров ходовой системы и систем подрессоривания гусеничных тракторов с учетом конкретных условий эксплуатации;

— результаты экспериментальных исследований давлений в почве, значений нагрузок на катках, глубины колеи и физико-механических свойств почвы при различных условиях эксплуатации сельскохозяйственных гусеничных тракторов, необходимые для моделирования- 6 результаты теоретических исследований показателей опорной проходимости МТА, включающей в себя нормальные давления в почве, распределение нагрузок по опорным каткам, глубину колеи, с моделированием реальных условий эксплуатации.

Основные выводы и рекомендации.

1. Разработан метод расчета равновесного состояния гусеничного движителя, позволяющий создать модель динамического взаимодействия гусеничных звеньев движителя с деформируемой опорной поверхностью, включающий в себя описание работы направляющего и ведущего участков гусеничной цепи.

2. Разработана классификация факторов, влияющих на опорную проходимость гусеничной машины, позволившая выявить и учесть показатели ранее не применявшиеся при исследованиях взаимодействия гусеничного движителя с почвой.

3. Разработана пространственная динамическая модель колебаний МТА, учитывающая основные возмущения от агрегатируемых сельскохозяйственных орудий во время работы и в транспортном положении, неровностей опорной поверхности, звенчатости гусеничного движителя и трансмиссии.

4. Разработана оригинальная методика экспериментального определения эпюры нормальных давлений в почве с учетом неровностей опорной поверхности.

5. Проведены экспериментальные исследования, позволившие подтвердить адекватность модели и получить данные для моделирования взаимодействия гусеничного движителя с почвой.

6. Создан измерительный комплекс (на базе IBM-совместимого компьютера) и пакет прикладных программ, позволяющий экспериментально исследовать динамическое взаимодействие ходовой системы МТА с почвой с возможностью оперативного контроля хода эксперимента.

7. Выполнена оптимизация параметров ходовой системы и системы подрессоривания тракторов ВТ-100 ОАО ВгТЗ, на основе которых даны рекомендации, позволяющие улучшить показатели опорной проходимости в среднем на 5−8%. К таким рекомендациям относятся:

— применение подвески трактора с возможностью регулирования параметров балансиров и упруго-диссипативных характеристик в зависимости от условий эксплуатации;

— применение различной степени натяжения гусеничной ленты в зависимости от условий эксплуатации;

— применение в гусеничной ленте резинометаллического шарнира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я.С. Вездеходные колесные и комбинированные движители. М.: Машиностроение, 1972. 164 с.
  2. В.Я., Водолажченко Ю. Т. Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов. М.: Машиностроение, 1976.- 455 с.
  3. В.И., Антышев Н. М., Бычков Н. И., Шевцов В. Г. Тракторный парк России: развитие и научное обеспечение, Тракторы и сельскохозяйственные машины № 12, 1999 г., стр. 24 28.
  4. И.Б. Конструирование и расчет тракторов. М.: Машиностроение, 1980. — 335 с.
  5. О.В. Современный Фортран. М.: Диалог-Мифи, 1998. — 397с.
  6. М.Г. Введение в теорию систем местность-машина. М.: Машиностроение, 1973. — 520 с.
  7. В.В., Барахтанов J1.B., Куляшов А. П., Шапкин В. А. Развитие теории взаимодействия эластичных движителей с деформируемым полотном пути и её реализация при повышении уровня проходимости специальных машин по снегу. Волгоград: ВолгГУ, 2000. 152−154.
  8. Д.С. О резонансных явлениях в системе с периодически изменяющейся жесткостью при наличии периодически возмущающей силы. // Виброизоляция машин и виброзащита человека-оператора. М.: Наука, 1973. -С. 93 — 94.
  9. И.И. Процессы взаимодействия тракторных ходовых систем с почвой: Учебное пособие. Кишинев: Кишинев СХИ, 1986. — 110 с.
  10. И.И. Процессы взаимодействия тракторных ходовых систем с почвой: Учебное пособие. Кишинев: Кишинев СХИ, 1986. — 110 с.
  11. Ф.Р. Определение оптимальных параметров демпфера «сухого» трения. // Известия вузов. 1966. — № 3. — С. 9 — 13.
  12. М.Н. Механические свойства грунтов. М.: Стройиздат, 1973. 375 с.
  13. JI.B., Колесников B.C. Динамика автотранспортных средств. Теория, расчет передающих систем и эксплуатационно-технических качеств. Волгоград: Комитет по печати и информации, 1998. — 544 с.
  14. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 2000.- 478 с.
  15. В.В. Оптимальные параметры сельскохозяйственных тракторов. М.: Машиностроение, 1966. 195 с.
  16. В.В. Тракторы. Часть II. Теория. Минск: Вышэйш. школа, 1977. -384с.
  17. В.В., Опейко А. Ф. Теория поворота гусеничных машин. М.: — Машиностроение, 1984. — 320 с.
  18. А. А. Чобиток В.А. Тельминов А. В. Теория и расчет нелинейных систем подрессоривания гусеничных машин, М.: Машиностроение, 1975. -206 с.
  19. С. С. Завьялов Ю.А. Методические основы исследования микропрофилей дорог и полей для решения задач динамики тракторов // Повышение надежности, долговечности и тягово-сцепных свойств трактора: Сборник научн. трудов. М., 1983. — с. 49- 59
  20. И.А. Мощностной ряд гусеничных тракторов класса 3. Тракторы и сельскохозяйственные машины № 4, 2000 г., стр. 25−28.
  21. С.В., Баландин О. А. О влиянии связей по ускорению на динамические свойства механических систем. // Машиностроение. 1974. — № 2. — С. 16−19.
  22. Н.А. Основы теории транспортных гусеничных машин. М.: Машиностроение, 1975.- 477 с.
  23. Исследование динамики гусеничного трактора ДТ-75 при работе с навесными и полунавесными орудиями: Отчет о НИР / Гос. союзный научн.-иссл. ин-т (НАТИ) — Рук. Б. И. Гостев. М., 1962. — 18 с.
  24. Исследование подрессоривания гусеничных и колесных сельскохозяйственных тракторов. Труды НАТИ, вып. 208, М&bdquo- ОНТИ-НАТИ, 1970.
  25. Исследования и расчет ходовых систем сельскохозяйственных тракторов. Труды НАТИ, вып. 192, М&bdquo- ОНТИ-НАТИ, 1968.
  26. Исследования параметров подрессоривания трактора Э-151-НАТИ с индивидуальной и балансирной подвесками/ Отчет НАТИ, М., ОНТИ-НАТИ, 1970.
  27. .И., Кириенко Н. М., Резников Е. Н., Дорошенко Н. А. Оценка вертикальных колебаний колесных тракторов. // Тракторы и сельскохозяйственные машины, 1985. № 10, с. 17. 19.
  28. Кариус (D.Karius). О влиянии кусочно-линейного и постоянного трения на вынужденные периодические колебания. // Конструирование и технологии машиностроения. 1985. — № 4. — С. 28 — 43.
  29. Н.А. Теория колебаний. М.: Наука, 1977. — Т. 1. — 480 с.
  30. А.В. Исследование забиваемости ходовых систем гусеничных тракторов почвой // Труды НПО НАТИ. М., 1973. — вып. 192.
  31. А.А. Проектирование навесных плугов: Методическое указание. -Куйбышев, 1975.- 227 с.
  32. Колебания автомобиля. Испытания и исследования / Под ред. Я. М. Певзнера. М.: Машиностроение, 1979. — 208 с.
  33. В.И. Основы теории расчета и проектирования транспортных машин. Волгоград.: 1972. — 135 с.
  34. В.Е., Агеев А. В., Куляшов А. А. Прогнозирование экологической совместимости движителей с почвенно-растительным покровом леса. Волгоград: ВолгГУ, 2000. 169−171 с.
  35. .Н. Теория оптимального управления демпфированием колебаний простых упругих систем. М.: Мир, 1975. — 338 с.
  36. А. Т. Лихачев B.C. Шолохов В. Ф. Испытания сельскохозяйственных тракторов. М.: Машиностроение 1985.- 238 с.
  37. И.П., Скотников В. А., Ляско М. И. Ходовая система почва — урожай. — М.: Агропромиздат, 1985.- 304 с.
  38. А.П., Колотилин В. Е. Экологичность движителей транспортно-технологических машин. М.: Машиностроение, 1993. 256 с.
  39. Г. М. Тяговая динамика тракторов. М.: Машиностроение, 1980. -215 с.
  40. В.П. Механические колебательные системы с дополнительными инерционными элементами.: Автореф. диссер. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. Новосибирск, 1985. — 28 с.
  41. .А., Громбчевский А. А. Расчет и конструирование сельскохозяйственных машин. -JL: Машиностроение, -1977. 528 с.
  42. Е.Д. Теория трактора, М.: Машгиз, 1960. — 252 с.
  43. М.И. Выбор показателей воздействия движителей сельскохозяйственных тракторов на почву // Вопросы снижения воздействия на почву ходовых систем сельскохозяйственных тракторов: Труды НПО НАТИ. М., 1983.- с. 10−15.
  44. М.И. Выбор показателей воздествия движителей сельскохозяйственных тракторов на почву // Вопросы снижения воздействия на почву ходовых систем сельскохозяйственных тракторов: Труды НПО НАТИ. М., 1983.- с. 10−15
  45. М.И., Кутин Л. Н. и др. Влияние ходовых систем сельскохозяйственных тракторов на уплотнение почвы и урожайность ячменя. // Тракторы и сельскохозяйственные машины, 1979, № 12, с. 4 — 6.
  46. М. В., Победин А. В., Тескер Е. И., Шелухин В. С., Дьяков А. В. Моделирование испытаний плавности хода тягово-транспортных средств // Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2000.- № 12.- С. 19−21.
  47. М.В. Оптимизация параметров подвески гусеничного трактора: Дис, канд. техн. наук. Волгоград, 1993. — 125 с.
  48. М. В. Победин А.В. Шелухин B.C. Влияние колебаний гусеничного трактора на уплотняющее воздействие // Наземные транспортные системы: Сборник трудов. Волгоград, 1999.- с. 92−95
  49. М. В. Победин А.В. Шелухин B.C. Интегральный критерий функционирования систем подрессоривания тягово-транспортных средств // Meждународный научный симпозиум: Тезисы докл.: МГТУ МАМИ. М., 1999.- с. 49−50
  50. М.С. Исследование плавности хода гусеничного трактора с эластичной балансирной подвеской. Диссер. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. Волгоград, 1968. — 180 с.
  51. Научные основы автоматизированных систем проектирования и исследования тракторов: Труды НПО НАТИ. М., 1983.- 91 с.
  52. А., Джоунс Д., Хендерсон Дж. Демпфирование колебаний. М.: Мир, 1988. — 448 с.
  53. Я.Г. Введение в теорию механических колебаний. М.: Наука, 1980. — 272 с.
  54. Я.М. Расчет колебаний автомобиля при различных статистических характеристиках дорожного микро профиля. Труды НАМИ, вып. 66. М., 1964, с. 3 42.
  55. Перспективные мобильные энергетические средства (МЭС) для сельскохозяйственного производства / Под ред. акад. М. М. Севернева. Минск: Наука и техника, 1982. — 270 с.
  56. Г. С., Богинич О. Е. Колебания кинематически возбуждаемых механических систем с учетом диссипации энергии. Киев: Наукова думка, 1982. — 220 с.
  57. В.Ф. Динамика и надежность гусеничного движителя. М.: Машиностроение, 1973, 232 с.
  58. Б. И. Солонский А.С. Имитационная модель пропашного трактора при автоматизированном проектировании // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1989.- № 7. — с. 8−12
  59. А.В. Влияние сопротивлений на свободные парциальные колебания гусеничного трактора с эластичной подвеской: Дис,. канд. техн. наук. -Волгоград, 1967. 180 с.
  60. Д.А. Расчет систем подрессоривания гусеничных тракторов и тягочей // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1967.- № 4.-с.
  61. Д. А. Субботин В.И. Методика испытания тракторов на плавность хода // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1970.- № 5.-с.
  62. Д.А., Попов Е. Г., Волошин Ю. Л., Кутин Л. Н., Субботин В. Н. Системы подрессоривания современных тракторов. М.: Машиностроение, 1974
  63. Ю.А. Устойчивость трактора. М.: Машиностроение, 1966. — 246 с.
  64. Расчетные исследования колебаний остова трактора с полужесткой системой подрессоривания / Кобазев Л. В., Кутин Л. Н., Дмитриев А. С., Парфенов В. Л. // Тракторы и сельхозмашины. 1988. -№ 4. — с. 12−14.
  65. И.Б. Физика почв. Ленинград «Колос», 1972
  66. Рекомендации по методике проведения наблюдений и исследований в полевом опыте. Саратов, 1973
  67. В.П. Аппроксимация корреляционных функций случайных процессов в задачах динамики сельскохозяйственных машин. // Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1969, № 8. — с. 14. 17.
  68. Р.В. Подвеска автомобиля. М.: Машиностроение, 1972.
  69. В.А. Проблемы переуплотнения почв движителями и эффективные пути ее решения. М.: ВИМ, 1998. — 368 с.
  70. Ф. Л. Рощин И.М. Резников Е. К. Автоматизация оценки нагружен-ности систем подрессоривания тракторов на стадии проектирования // Тракторы и сельхозмашины. 1988. — № 2- 1988. — с.16−19
  71. К. П. Зерков Н.В. Исследования покрытий треков для укоренных испытаний гусеничных тракторов // Исследование и испытание тракторов, и их узлов и агрегатов: Труды НПО НАТИ. М., 1986.- с. 5−13
  72. С.И. Демпфирование механических колебаний. М.: Физматгиз, 1968. — 408 с.
  73. A.JI. Косых Э. Г. Математическое моделирование почвенных фонов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1991.- № 1.-с. 27- 29.
  74. А.А. Спектральная теория подрессоривания транспортных машин. -М.: Машиностроение, 1972.- 189 с.
  75. Системы подрессоривания современных тракторов/ Попов Д. А., Попов Е. Г., Волошин Ю. Л., Кутин JI.H. и др. М.: Машиностроение, 1974 г. — 176 с.
  76. В.А., Пономарев А. В., Климанов А. В. Проходимость машин. Минск: Наука и техника, 1982. 328 с.
  77. В.А., Тетеркин А. Е. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов. Минск: Вышэйш. школа, 1973. 254 с.
  78. Средства исследования движения МТА / Рославцев А. В. Авдеев В.М. Третьяк В. М. и др // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1999.- № 3.-с. 26- 29.
  79. Э.К., Лахно В. П. О некоторых факторах, обуславливающих параметры проходимость лесозаготовительных машин. Тракторы и сельскохозяйственные машины № 5, 1980 г., стр. 12 — 14.
  80. В.И. Оценка плавности хода гусеничных тракторов при движении их по неровному пути и искусственным неровностям // Труды НАТИ. М., 1968.-вып. 192.-с. 47−87
  81. М.М. Проходимость машин. Киев: НПО «Промтех комплекс», 1990. 155 с.
  82. В. П. Кузнецов Е.В. Танянский И. Г. Влияние параметров подвески на нагруженность несущей системы машины // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1999.- № 8. — с. 32−34
  83. Тонг Кин Н. Теория механических колебаний. Пер. С англ. Под ред. А. П. Синицына. М.: Машгиз, 1963, 352 с.
  84. Тракторы. Проектирование и расчет / Учебное пособие. М.: Машиностроение 1991. с.544
  85. Тракторы. Проектирование, конструирование и расчет //Под. общ. ред. И. П. Ксеневича, М.: Машиностроение, 1991. -540 с.
  86. А.Ф. Дифференциальные уравнения с разрывной правой частью. // Матем. Сб. 1960. — Т. 51 (93). — № 1. — С. 99 — 128.
  87. М.Н. Оценка проходимости мобильных машин // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1998.- № 5.-с. 20- 22.
  88. И. В. Победин А.В. Ляшенко М. В. Виброактивность ведущего участка гусеничного движителя // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -1998, — № 10. с. 38−40
  89. Ходовые системы тракторов. Устройство, эксплуатация, ремонт- Справочник/ В. М. Забродский, A.M. Файнлейб, Л. Н. Кутин, О.Л. Уткин-Любовцов. М.: Агропромиздат, 1986. — 271 с.
  90. Н.А. Механика грунтов. М.: Высшая школа, 1979.- 272 с.
  91. С.С. Создание машинно-технологических станций // МЭСХ. -1999, — № 5. с. 2−5
  92. Д.А. Основы теории расчета трактора и автомобилей. М.: Колос. 1972. — 384 с.
  93. В. П., Вакулин А. А., Дьяков А. В., Корсаков А. А. Исследование воздействий на почву ходовых систем тракторов семейства ДТ / Наземные транспортные системы: Сборник научных трудов. ВолгГТУ, Волгоград, 1999. — С. 79−84.
  94. Г. Н., Борисов А. Г., Устинов Г. А. Подвеска гусеничного трактора с пониженным уплотняющим воздействием на почву // Роль энергетики и агрегатирования в повышении технического уровня сельскохозяйственных машин.-М., 1987.-с. 91−92
  95. Экспериментальное исследование вибраций конструкции гусеничного трактора. Отчет о НИР / Российская академия наук. Саратовский филиал ИШМАШ. Волгоградский отдел проблем машиностроения Рук. А. С. Горобцов. Волгоград 1991. — 141 с.
  96. Эффективность применения ЭВМ при проектировании систем подрессоривания тракторов / Кутин Л. Н. Шевчук В.П. Пономаренко В. М. Лобода Е.Г. // Автоматизация проектно-конструкторских работ с помощью ЭВМ: Труды НПО НАТИ. М., 1984. — вып. 192.- с. 3−15
  97. А.А., Норейко С. С. Курс теории колебаний. М.: Высш. шк., 1975. — 247 с.
Заполнить форму текущей работой