Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концептосфера поэзии В. С. Высоцкого: аксиологические и экзистенциальные концепты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предметом изучения работ литературоведческого направления является библиография поэта (Тихомирова, Юровский, 2001:460−467), мемуары о жизни и творчестве Высоцкого, в том числе его собственные («В. Высоцкий. 1988, (а), (б)), исследуется также текстология, основные образы и мотивы (Рыбаль-ченко, 1999; Скобелев, 1999), особенности пространства и времени (Томенчук, 1999; Захариева, 2001… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы концептологии
    • 1. 1. История развития понятия «концепт»
    • 1. 2. Основные единицы концептологии. Взаимосвязь концепта с другими ментальными единицами
      • 1. 2. 1. Определения концепта в лингвистической литературе
      • 1. 2. 2. Характеристика основных ментальных единиц, функционирующих в сфере концептологии
    • 1. 3. Структура и типология концептов
    • 1. 4. Методики изучения концептов
  • Выводы
  • Глава 2. Аксиологические концепты «Судьба», «Душа», «Тоска», «Дом» как квинтэссенция национального самосознания в поэтике B.C. Высоцкого
    • 2. 1. Доминанты концептосферы B.C. Высоцкого
    • 2. 2. Концепт «Судьба»
      • 2. 2. 1. Структура и семантические особенности содержания концепта
      • 2. 2. 2. Функционирование лексемы судьба в контексте поэзии
    • B. C. Высоцкого
      • 2. 3. Концепт «Душа»
        • 2. 3. 1. Содержание понятия «душа» в русской культуре. Соотношение концептов «Дух» и «Душа»
        • 2. 3. 2. Атрибутивные характеристики души. Содержание концепта «Душа» в лексикографии
        • 2. 3. 3. Структура, семантика и особенности языковой репрезентации концепта «Душа» в поэтике B.C. Высоцкого
      • 2. 4. Концепт «Тоска»
        • 2. 4. 1. К вопросу о содержании понятия «тоска»
        • 2. 4. 2. Сфера концепта «Тоска» в поэзии B.C. Высоцкого
        • 2. 4. 3. Функционирование концепта «Тоска» в прецедентном тексте. Опыт ассоциативного комментария
      • 2. 5. Концепт «Дом»
        • 2. 5. 1. Роль понятия «дом» в национальной культуре
        • 2. 5. 2. Отражение концепта «Дом» в лексико-фразеологической системе русского языка
        • 2. 5. 3. Структурно-семантические особенности содержания концепта «Дом» в поэзии B.C. Высоцкого.\%
        • 2. 5. 4. Преобразование содержания концепта «Дом» в поэтике B. C
  • Высоцкого
  • Выводы
  • Глава 3. Экзистенциальные концепты «Жизнь», «Смерть», «Время» — средства формирования концептуальной картины мира B.C. Высоцкого
    • 3. 1. Концепт «Жизнь»
      • 3. 1. 1. Содержание понятия «жизнь» в лексикографии
      • 3. 1. 2. Структура и содержание концепта «Жизнь» в дискурсе B.C. Высоцкого
      • 3. 1. 3. Особенности репрезентации концепта «Жизнь» в прецедентных текстах поэта
    • 3. 2. Концепт «Смерть»
      • 3. 2. 1. Экспликация концепта «Смерть» в русском фольклоре
      • 3. 2. 2. Лексикографические дефиниции лексемы смерть
      • 3. 2. 3. Особенности реализации концепта «Смерть» в поэтическом дискурсе B.C. Высоцкого
      • 3. 2. 4. Концепция смерти в поэзии B.C. Высоцкого
    • 3. 3. Концепт «Время»
      • 3. 3. 1. Отражение трансформации понятия «время» в лексикографии. Связь категорий «время» и «темпораль-ность»
      • 3. 3. 2. Структура и содержание концепта «Время» в поэзии B.C. Высоцкого
      • 3. 3. 3. Репрезентация понятия «время» в «текстах — времяконцептах» B.C. Высоцкого
  • Выводы

Концептосфера поэзии В. С. Высоцкого: аксиологические и экзистенциальные концепты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном языкознании отмечается большой интерес к проблемам, рассматривающим отражение деятельности человека в национальном сознании через язык, их взаимозависимости друг от друга. Одним из актуальных аспектов изучения в данной области является исследование концептуальной картины мира отдельной языковой личности.

Человек познаёт окружающий мир в процессе своей жизнедеятельности, отражение его образа в сознании обусловлено психофизическими особенностями познающего субъекта, уровнем развития его интеллекта, принадлежностью к определённой культуре и многими другими факторами. Поэтому картина мира субъективна, индивидуальна, хотя человек и воспринимает мир сквозь призму общественного опыта.

Концептуальная картина мира как континуальная система концептов/смыслов, отражающая сущностные свойства мира и определяющая его восприятие, репрезентируется в системе доминантных смыслов художественного текста автора — носителя этой концептуальной картины мира" (Чижова, 1995: 5). Наше исследование ведётся в рамках одного из актуальных направлений современной лингвистики, которое условно можно обозначить как «Концептуальный анализ и картина мира» (Ю.Д. Апресян, Ю. С. Степанов, Н. Д. Арутюнова, А. П. Бабушкин, А. Д. Шмелёв, И. П. Михальчук и другие лингвисты). Оно основывается на концептуальном анализе и ориентировано на изучение способов репрезентации языковой картины мира в художественном тексте, в частности, в поэтическом дискурсе B.C. Высоцкого.

Известный исследователь творчества поэта, А. В. Кулагин, говорил, что B.C. Высоцкий как социокультурный феномен только начинает усваиваться национальным самосознанием. Ещё в конце 80-х — начале 90-х годов о Высоцком носители обыденного языкового сознания знали немного: поэт родился 25 января 1938 года в Москве, в 1960 г. закончил актёрское отделение Школы-студии МХАТ, работал в московских театрах: драматическом театре им. А.С.

Пушкина, театре миниатюр, театре драмы и комедии на Таганке (в последнем — с 1964 по 1980 годы, сыграл более 20 ролей). Он много выступал с концертами по всей стране и за рубежом, как актёр участвовал в создании 30 художественных и телевизионных фильмов, получил всенародное признание как автор и исполнитель собственных песен (написал более 600), при жизни практически не публиковался.

В конце 90-х годов ситуация резко изменилась: возрос интерес к личности и творчеству поэта среди лингвистов, литературоведов, музыкантов, философов, театральных критиков и т. п. С созданием государственного культурного центра — музея B.C. Высоцкого началось подлинно научное освоение его наследия — уже состоялись три международные конференции, посвящённые изучению различных аспектов творчества поэта.

Международная научная конференция «20 лет без Высоцкого», прошедшая в апреле 1999 года, подвела итоги деятельности высоцковедов за два десятилетия. За последние несколько лет вышло пять томов исследований и материалов по Высоцкому (альманах «Мир Высоцкого»), были защищены диссертации (Евтюгина, 1995; Рудник, 1995; Сафарова, 2002 и др).

Высоцковеды отмечают, что в последнее время у исследователей в этой области появились новые пути: коммуникативный подход, цикловедческое исследование поэзии Высоцкого, не ослабевает интерес учёных и к традиционным аспектам изучения его творчества: поэтика Высоцкого, образы и мотивы, проявление культурных архетипов творчества, особенности стихосложения и художественного языкабыл также отмечен высокий уровень источниковедческих и текстологических исследований.

Учёные, осваивая поэтическое наследие Высоцкого, идут двумя путями: все работы можно условно разделить на два больших потока: собственно литературоведческие и лингвистические (естественно, что встречаются синкретичные случаи, когда исследование ведётся на стыке нескольких наук).

Предметом изучения работ литературоведческого направления является библиография поэта (Тихомирова, Юровский, 2001:460−467), мемуары о жизни и творчестве Высоцкого, в том числе его собственные («В. Высоцкий. 1988, (а), (б)), исследуется также текстология, основные образы и мотивы (Рыбаль-ченко, 1999; Скобелев, 1999), особенности пространства и времени (Томенчук, 1999; Захариева, 2001), фольклорно-мифологические связи (Чернышева, 1999; Кихней, Сафарова, 1999) — строфика и ритмика стиха, система рифмовки (Баев-ский, Попова, Терехова, 1999; Шпилевая, 1999; Ковалёва, 1999) и т. д. Высоц-коведы стали уделять особое внимание интерпретации текстов поэта (Абдул-лаева, 2001; Шевяков, 2001), изучению интертекста (Шаулов, 2001;.Крылова, 2001; Исрапова, 2001) — поэтических традиций, параллелей и ассоциаций (Ло-лэр, 2001; Зайцев, 1999; Королькова, 1999; Кириллова, 1999, Страшнов, 1999; Свиридов, 2000 (б) — Распутина, 1999, Купчик, 2001). Вызывает интерес у исследователей и синкретический талант поэта — как его актерская деятельность влияет на песенное творчество (Арустамова, 1999; Капрусова, 2001; Кузнецова, 2001), появляются работы методического плана (Блюменкранц, 2000: 541 548- Алёшин, 1999; Выдрина, 2001; Глинчиков, 2000).

Отметим, что первоначально в высоцковедении преобладала литературоведческая направленность, а в последние годы резко возросло число работ, имеющих собственно лингвистический характер.

Исследователь творчества поэта В. П. Изотов предложил свой проект филологического комментария к творчеству Высоцкого, в котором наметил «целостную исследовательскую концепцию, позволяющую в совокупности рассмотреть различные особенности творческой манеры поэта» (Изотов, 2001 (б): 179)). Филологический комментарий должен состоять из следующих компонентов: «1) толковый словарь языка, 2) словарь одного текста, 3) словарь одного слова, 4) тематические отраслевые словари, 5) анализ текста, 6) лингво-высотинки, {то есть толкование отдельных слов и фраз — Н.З.) 7) концепто-сфера, 8) мотивология, 9) поэтика (словарь рифм и словарь стихотворных размеров), монографии» (причём последний пункт очень важен, так как «имеется насущней насущнейшая необходимость в монографическом описании языковых особенностей творчества B.C. Высоцкого, особенностей языковой картины мира поэта» (Изотов, 2001 (б): 198). Этот проект систематизирует многие пути изучения художественного мира Высоцкого, выделяя анализ концепто-сферы как один из возможных путей, поэтому он так важен в свете поставленных целей нашей работы.

В исследованиях лингвистического направления преобладает анализ лек-сико-семантической сферы поэзии Высоцкого, причём многие работы имеют лингвокультурологический подход. (Кац, 2001; Грачёв, 2001). Они связаны, прежде всего, с изучением отдельных концептов, ассоциативных и семантических полей, языковых средств выражения художественных образов (Кац, 1999; Сполохова, 2001; Скобелев, 1999).

Большую роль отводят учёные анализу особенностей языковых средств, используемых поэтом (Сахарова, 2001; Фомина, 2001). Предпринимаются попытки изучения бытования отдельных лексических групп в текстах поэта (Кормилов, 1999; Грачёв, 1999), а также изучения идиостиля Высоцкого в целом (Евтюгина, 1999).

Отдельную группу составляют работы учёных, связанные с исследованием особенностей фразеологической системы поэта, функционирования в его текстах фразеологических единиц литературного языка, их трансформации. (Если смотреть шире, то эту группу можно рассматривать в рамках предыдущего направления, но языковая работа Высоцкого с ФЕ настолько интересна, что мы посчитали целесообразным объединить исследования этого направления в особую группу). Почти половину работ составляют те, в которых изучается бытование «крылатых» выражений из Библии, прецедентных текстов русской и советской литературы (Шулежкова, 2001; Прокофьева, 2000), а также особенности существования крылатых выражений самого автора (Крылов, 2000). Менее многочисленны работы, посвящённые изучению роли собственно ФЕ в текстах поэта (Прокофьева, 1999; Литвинникова, 1999).

В отдельную группу мы объединили работы, изучающие особенности словообразования и синтаксиса поэта. Процесс словообразования Высоцкого интересует языковедов, прежде всего, с точки зрения создания им окказионализмов (В.П. Изотов, 2000 (а)), либо предметом их изучения — шире — становится языковая игра поэта (создание каламбурной рифмовки, появление у слов авторской этимологии, неузуальные способы создания слов). Существуют работы, посвященные изучению функций словообразовательных единиц (Иванова, 1999).

Нам известна только одна работа, изучающая особенности синтаксиса Высоцкого — Э. Лассан «Но» Владимира Высоцкого" - здесь противительный союз изучается с точки зрения выражаемой им семантики. Автор приходит к выводу о том, что союз «но» является средством создания «противочувствия и противомыслия» (Лассан, 1999: 163), в творчестве поэта он является неким семантическим маркером. К сожалению, данное направление находится в стадии становления и работ подобной направленности очень мало.

Лексикографическое направление только начинает развиваться. Свой проект филологического комментария к творчеству Высоцкого В. П. Изотов проиллюстрировал сборником «Высоцкий и рубеж тысячелетий», где (в соответствии с пунктами проекта) представил несколько видов словарей: 1) фрагмент толкового словаря поэзии Высоцкого (буква «ю»), причём он издал уже несколько выпусков такого словаря (Изотов, 1997, 1999 (а), 1999 (б), 2000 (а), 2000 (б), 2001 (а), 2002 (а), 2002 (б)) — 2) словарь одного текста — к песне «Столько лет, столько лет." — (Изотов, 1996) 3) словарь одного слова — «Содержание местоимения «Я», «Слово о слове: лексикографический портрет" — 4) тематический словарь — «Словарь семантических словообразований».

Главная задача специалистов, работающих в этой области — создание «Толкового словаря языка поэзии B.C. Высоцкого», который должен выяснить, в каких значениях употребляются слова в идиолекте поэта и насколько они совпадают с общепринятыми представлениями. Эта сложная задача требует объединения усилий многих исследователей.

На рубеже веков настало время подлинно научного освоения поэзии Высоцкого, одним из возможных путей изучения будет являться анализ концеп-тосферы поэта, чему и посвящены дальнейшие главы нашей работы.

В основу выбора темы легла следующая гипотеза: Высоцкий жил в эпоху, когда сознание и мышление людей было сковано рамками официальной идеологии, поэтому не всегда можно было свободно выразить свои мысли вер-бально. Поскольку концепт представляет собой многомерную ментальную единицу, в состав которой входят как вербальные, так и невербальные компоненты (эмоциональные, образные, слуховые и др.), то средствами концептуального анализа можно «вскрыть» то содержание, которое присутствует в анализируемых концептах эксплицитно и имплицитно.

Для анализа нами были выбраны две группы концептов в текстах B.C. Высоцкого. Первая содержит концепты особо значимые в национальной концептосфере — «Дом», «Душа», «Судьба», «Тоска" — вторая — универсальные философские концепты — «Жизнь», «Смерть», «Время». Их изучение позволит:

1. Частично реконструировать «каркас» концептуальной картины мира поэта.

2. Выявить, какие содержательные компоненты концептов актуализируются в отдельных анализируемых текстах.

3. Определить, какими средствами язык делает эти компоненты доступными для восприятия (так как концепты могут существовать не только в собственных формах, но и в редуцированных, несобственных).

4. Проанализировать, каким образом в содержании анализируемых концептов сочетаются индивидуально — «высоцкие» и народные представления об изучаемых явлениях действительности, как это отражается в структуре концептов.

Актуальность работы: на рубеже веков научно — лингвистическое освоение творчества Высоцкого находится в стадии становления, целостные монографические исследования, посвященные изучению концептуальной картины мира поэта, отсутствуют, поэтому появление работ такого плана необходимо и актуально. Поскольку концепт — ментальная единица, которая содержит в себе как лингвистическую, так и экстралингвистическую информацию, то получить доступ к концепту можно только с помощью анализа его языковых репрезентаций, что позволяет изучить особенности концептуальной картины мира поэта, осмыслить уже известный лингвистический материал по творчеству Высоцкого на качественно новом уровне.

Объектом исследования стали стихотворения и песни B.C. Высоцкого, которые мы рассматриваем как единый поэтический дискурс, так как они в совокупности образуют взаимосвязанные «вертикальные» и «горизонтальные» единства.

Материалом послужила картотека, в которой содержится около 1800 иллюстраций, составленная методом сплошной выборки из двухтомного собрания сочинений B.C. Высоцкого (Высоцкий, 1991). Анализ картотеки проводился с помощью указанных в Списке словарей.

Непосредственным предметом исследования стали языковые репрезентации концептов «Душа», «Судьба», «Тоска», «Дом», «Жизнь», «Смерть», «Время» в поэтическом дискурсе B.C. Высоцкого.

Основной целью нашей работы стало выявление основных содержательных и структурных характеристик исследуемых концептов в дискурсе B.C. Высоцкого, также необходимо было выяснить, каковы представления поэта о соответствующих фрагментах окружающей современной ему действительности.

Указанная цель определила постановку исследовательских задач:

1. Изучить тексты стихотворений и песен B.C. Высоцкого с последующей выборкой анализируемых единиц и составлением картотеки.

2. Определить содержание концептов «Душа», «Судьба», «Тоска», «Дом», «Жизнь», «Смерть», «Время» в национальной концептосфе-ре и в дискурсе Высоцкого (с последующим их сопоставительным анализом).

3. Выявить структурные характеристики исследуемых концептов, используя полевый подход.

4. Исследовать взаимосвязь изучаемых концептов в концептосфере B.C. Высоцкого, рассмотреть языковые особенности их репрезентации в текстах поэта.

В соответствии с данными задачами был осуществлён выбор методов исследования. В диссертационной работе были использованы квантитативный метод, метод сплошной выборки языковых единиц, метод концептуального анализа с элементами компонентного и структурно-семантического анализа, полевый метод, элементы ассоциативного и доминантного анализа, а также анализ семантического пространства языка, репрезентирующего тот или иной концепт.

Научная новизна работы состоит, прежде всего, в том, что при анализе поэтического дискурса использовался поликонцептуальный подход, то есть изучались и подвергались анализу одновременно несколько семантических групп концептов в их взаимосвязи, содержащиеся в картине мира Высоцкого, что позволило найти новые пути изучения творчества поэта и фрагментарно реконструировать «каркас» его языковой картины мира.

Теоретическая значимость. Материалы диссертации вводят в научный обиход новую информацию из области изучения концептуальной картины мира отдельной языковой личности — поэта B.C. Высоцкого. Принципы анализа и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества B.C. Высоцкого как целостной художественной системы.

Практическая значимость — полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания следующих вузовских дисциплин: общее языкознание, современный русский язык (лексикология, этимология), а также в процессе преподавания таких дисциплин, как культурология, философия, психология и др. Полученные сведения могут быть использованы и при проведении спецсеминаров и спецкурсов, предметом изучения которых будет являться языковая картина мира.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Термин «концепт» мы понимаем как когнитивную единицу ментального мира человека, отражающую его опыт познания окружающей действительности, в том числе и культуры.

2. Песни и стихотворения В. Высоцкого составляют поэтический дискурс — единый связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами, что очень важно, поскольку Высоцкий не просто поэт, а бард, воздействующий на аудиторию не только текстом, а интонацией, тембром голоса, мимикой, жестами и т. п. (В отличие от текста, дискурс является не формальной конструкцией, а актуализирующей текст).

3. Анализируемые концепты являются доминантами концептуальной картины мира B.C. Высоцкого, структурно-содержательные характеристики репрезентантов которых дают представление о соответствующих фрагментах языковой картины мира поэта.

4. Высоцкий, как и всякий художник слова, является нестандартной л языковой личностью, он апеллирует к различным концептам, поэтому в его сознании устанавливается такая иерархия концептов и ассоциативные связи между ментальными и языковыми единицами, которые не соответствуют ассоциациям большинства носителей языка, вследствие этого содержание языковых репрезентаций концептов «Душа», «Судьба», «Тоска», «Дом», «Жизнь», «Смерть», «Время» в поэтическом дискурсе B.C. Высоцкого обусловлено, в первую очередь, менталитетом самого поэта, но в нём отражается и современная ему культурно-историческая эпоха (Советский Союз.

70−80-х годов).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трёх глав (I глава — «Теоретические основы концептологии», II глава — «Аксиологические.

Выводы.

1. Концепты «Жизнь», «Смерть», «Время» служат одним из средств формирования концептуальной картины мира в поэзии Высоцкого. Они имеют безденотативное содержание, поскольку являются идеальными сущностями, следовательно получить доступ к их содержанию можно только путём анализа языковых репрезентаций данных концептов. Типология этих концептов в дискурсе Высоцкого различна (это калейдоскопические концепты): «Жизнь» чаще всего предстаёт как фрейм, «Смерть» — представление, «Время» — понятие.

2. Основными репрезентантами концептов «Жизнь», «Смерть», «Время» являются одноимённые лексемы, которые соответствуют определённым аспектам соответствующих универсальных философских понятий. Данные концепты тесно взаимосвязаны с концептами «Душа», «Судьба», они формируют мировоззрение поэта и являются одними из основных единиц пространственно-временной структуры художественного мира Высоцкого.

3. Понятия «жизнь» и «смерть» исполнены экзистенциального содержания, так как герой Высоцкого часто находится в пограничных ситуациях. Границы жизни и смерти в художественном мире поэта проницаемы, смерть — это не конец жизни, лексема смерть утрачивает сему «неотвратимость», она обратима.

4. Жизнь Высоцкий определяет как процесс, одной из стадий которого является смерть (небытие), затем жизнь возрождается в новом качестве (как сверхбытие). Следовательно, возникает круговорот, постоянная мена жизни и смерти.

5. Жизнь в художественном мире Высоцкого доминирует над Смертью, его герой, хотя и часто путешествует в инобытие, но возвращается оттуда. Лексемы — репрезентанты данных концептов часто расширяют своё содержание за счёт приращения окказиональных смыслов. Смерть и Жизнь также предстают в текстах Высоцкого в качестве персонифицированных образов.

6. В основном, семантика концепта «Жизнь» складывается из совокупности представлений Высоцкого о жизни как «физиологическом состоянии живого организма от рождения до смерти» и жизни как «полноте проявления физических и духовных сил человека».

7. Концепт «Смерть» репрезентирован в дискурсе Высоцкого не только именем концепта, но и другими словами близкой семантики — конец, кончина, гибель, которые вносят дополнительные смысловые оттенки в содержание концепта. Смерть у Высоцкого не является процессом, это одномоментное действие, мгновенный переход их одного состояния в другое.

8. Концепт «Время» составляет ядро философской системы поэта, в его основе лежит экзистенциальное понимание времени, так как в поэтическом дискурсе Высоцкого присутствует, в основном, так называемое «переживаемое время» — «время жизни», приоритет отдаётся концепту «Относительное время».

9. Величина времени зависит не от протяжённости действия во времени, а от наполняемости событиями определённых временных отрезков. Время у Высоцкого, с этой точки зрения, субъективно. Основу временной концепции поэта составляет концепт «Линейное время», но трактуемый нетрадиционно.

10. Структура концепта трёхслойна: ядро содержит в себе имя концепта, в центральной зоне располагаются лексемы, указывающие на значительные по длительности промежутки времени, на периферии — указывающие на сравнительно небольшие промежутки времени.

11 .Время в сознании поэта (что, в свою очередь, нашло своё отражение в языке) представлено в нескольких ипостасях: как определённый временной промежуток, как точная дата, мера времени, как мера пространства, предмет, или живое существо (то есть, в персонифицированном виде).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой