Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-профессиональная адаптация специалистов с высшим гуманитарным образованием: Социологический анализ на материалах Санкт-Петербурга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшими факторами социально-профессиональной адаптации, способными оказать значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране и на рынке труда в будущем, по мнению автора работы, является несоответствие спроса и предложения на рынке труда как следствие недостаточной адаптации системы высшего профессионального образования в России к потребностям изменяющегося рынка труда… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретико -циологичий анализ кличих ивременных подходов к изучениюциально-профиональной адаптацииециалов на рынке труда
    • 1. 1. Адаптация какциологичая категория (ория ивременнь)
    • 1. 2. Переходный характер риого общва и проблемы процациально-профиональной адаптации
  • 2. Социально-профиональныйатспециаловвим гуманитарным образованием в овияхвременной Рии (на примере Санкт-Петербурга)
    • 2. 1. Специалы — гуманитарии вциальнойруктуревременного риого общва
    • 2. 2. Социальная мобильнь ициально-профиональная адаптацияециалов в Санкт-Петербурге
    • 2. 3. Социологичий анализ развития вегоциально-гуманитарного образования в рамкахстемы вего профионального образования в Санкт-Петербурге
  • 3. Специалывим гуманитарным образованием и выпникициально-гуманитарныхециальней отуации на рынке труда Санкт-Петербурга

Социально-профессиональная адаптация специалистов с высшим гуманитарным образованием: Социологический анализ на материалах Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Социально — профессиональная адаптация специалистов представляет собой сложное социальное явление. Потребности и запросы общества меняются и трансформируются вместе с развитием научно-технического прогресса, побуждая изменяться и систему профессионального образования, что ведет к изменениям в социальной структуре общества. Изменения в социальной структуре общества, в свою очередь, сопровождаются существенными изменениями в уровне и структуре занятости населения. Специалисты различных профессий вынуждены адаптироваться к сложившейся ситуации. Повышается динамика социальной мобильности специалистов, как вертикальной, так и горизонтальной. Специалисты, востребованные на рынке труда 5−10 лет назад, в настоящее время оказываются невостребованными. В то же время система образования продолжает и даже увеличивает их выпуск, создавая проблему структурной безработицы. Ярким примером создавшегося положения на данный момент являются специалисты с высшим социально-гуманитарным образованием, количество которых ежегодно увеличивается за счет выпускников высших учебных заведений. Гуманитарии вынуждены адаптироваться к быстро изменяющимся требованиям социальной среды, поскольку полученное образование и профессиональные навыки часто оказываются невостребованными обществом. Таким образом, одной из актуальных проблем социологии в настоящее время является проблема социально-профессиональной адаптации специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием в современной России.

Проблематика регулирования сферы занятости является частью государственной политики России. Специалисты-гуманитарии, как правило, являются работниками бюджетных организаций и сильнее остальных зависят от государственного регулирования сферы труда и социальной политики.

Изучение и анализ процесса социально-профессиональной адаптации специалистов с высшим гуманитарным образованием представляется актуальным как для решения теоретических задач социологии, так и в практическом применении.

В условиях постоянно изменяющейся и трансформирующейся социальной структуры общества в современной России, социологи нуждаются в достоверной информации, с помощью которой можно было бы прогнозировать на несколько лет вперед потребность в специалистах определенной направленности и планировать варианты адаптации для невостребованных работников. Основную статистическую информацию исследователи черпают из данных службы занятости и государственного комитета по статистике. Однако, по признаниям самой службы занятости, к ним обращаются только !4 часть населения, соответственно, информация, которой они располагают, не отражает реальной ситуации с занятостью в стране. Данные Госкомстата основываются на опросах домохозяйств и являются более достоверными, но они охватывают лишь такие общие характеристики населения как пол, возраст, уровень образования и сферу деятельности. Для успешного и достоверного прогнозирования этого недостаточно, необходима конкретная информация об образовании, о специальности, о стаже работы, а так же подробная информация о потребностях работодателей.

Предлагаемая диссертация актуальна еще и тем, что она предлагает практический материал о востребованности и социально-профессиональной адаптации гуманитариев на рынке труда в Санкт-Петербурге, основанный на проведенном автором социологическом исследовании.

Степень научной разработанности проблемы.

Социальная структура общества изучается в работах С. А. Айвазяна, С. А. Виноградова, И. А. Герасимова, З. Т. Голенковой, Т. Н. Заславской, Е. Д. Игитханян, Р. Мертона, В. В. Радаева, Р. В. Рыбкиной, М. Н. Руткевич, B.C. Семенова, Ф. Р. Филиппова, И. О. Шкаратан.

Различные аспекты социальной мобильности специалистов исследовали Jonathan Н. Turner, JI.A. Беляева, В. В. Козловский, Н. Смелзер, П. А. Сорокин.

Адаптация как категория, обозначающая приспособление организмов к среде изучалась Ж. Б. Ламарком, Ч. Дарвином, Ж. Бюффоном, а так же социологом Г. Спенсером. Как физиологическую категорию адаптацию описывали известные российские физиологи И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин, а так же А. В. Сахно, А. Д. Слоним, Г. И. Царегородцев.

Особое значение для формирования социологических воззрений на адаптацию имели труды таких классиков социологии как: М. Вебер, обосновавший целерациональность адаптации, Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, показавший, как в процессе адаптации происходит интериоризация индивидом социальных норм, Р. Мертон, описавший адаптацию в условиях социальной дезорганизации, Т. Парсонс, понимавший адаптацию как взаимный компромисс между личностью и обществом.

Проблемы социально-профессиональной и социально-экономической адаптации изучались российскими исследователями: Е. М. Авраамовой, В. Ю. Верещагиным, Т. Н. Вершининой, О. Ю. Голуб, А. С. Готлиб, Р. И. Капелюшниковым, Л. В. Корель, П. С. Кузнецовым, Ю. А. Урманцевым, И. П. Шепеленко, Л. Л. Шпак.

Изучение социального слоя интеллигенции и различных социальных групп, ее составляющих проводили такие специалисты, как З. Т. Голенкова, В. В. Зыков, Л. Н. Коган, В. А. Мансуров, Т. В. Сосулина, В. В. Тумалев, Е. С. Элбакян и другие.

Серьезную базу для диссертационного исследования проблем занятости и безработицы представляют работы зарубежных социологов и экономистов прошлого и настоящего таких как К. Азардиадис, С. Бриттан, М. Бэйли, Т. Веблен, Д. Гордон, Дж. Гэлбрейт, Дж. Данлоп, П. Дерингер, Дж.М. Кейнс, Ч. Лидбитер, К. Маркс, М. Пиоре, Р. С. Смит, Л. Ульман, М. Фелдстайн, Э. Фелпс, М. Фридмен, Р.Холл.

Проблемы и тенденции формирования социального института рынка труда в России рассматриваются в работах Н. А. Волгина, Б. М. Генкина, B.E. Гимпельсона, A.B. Дорина, Т. Зарубиной, Е. М. Ильина, A.B. Кашепова, А. Я. Кибанова, T.JI. Клячко, А. Г. Коровкина, JI.A. Костина, Б. Ч. Муртозаева, В. А. Павленкова, B.B. Радаева, Т. О. Разумовой, Б. В. Ракитского, С. Ю. Рощиной, Г. Г. Руденко, Г. Н. Соколовой, JI.C. Чижовой, Е. Б. Яковлевой и др.

Проблемы накопления и реализации профессионального потенциала рассматривались в работах Г. Беккера, О. Ю. Голуб, М. Грановеттера, К. Кязимова, Р. Сведберга.

Исследования профессионально-образовательной стратификации общества проводили Е. М. Авраамова, С. А. Айвазян, М. Вебер, T. J1. Клячко, П. А. Сорокин, Н. Е. Тихонова, H.H. Федотова, Д. С. Чернейко.

Вопросы функционирования и развития социального института профессионального образования получили освещение в работах А. Г. Андреева, В. Е. Гимпельсона, Д. Гринэуей, А. Ю. Давыдова, С. А Дятлова, А. П. Егорошина, И. В. Ильинского, A.M. Осипова, В. В. Тумалева, Ф. Р. Филиппова, М. Хауенса, в организационно-методологических разработках Министерства образования России, материалах научно-практических конференций, материалах отдела по науке и высшей школе администрации Санкт-Петербурга.

Информационной базой для анализа послужили статистические данные Госкомстата РФ, Центра занятости СПб, Министерства образования РФ, отчетные материалы администрации СПб, база рекрутингового агентства, материалы проведенного социологического исследования.

Вместе с тем еще многие аспекты взаимодействия социальных институтов рынка труда и образования в России исследованы недостаточно глубоко, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Целью диссертационной работы является изучение социально-профессиональной адаптации специалистов с высшим гуманитарным образованием (на Санкт-Петербурга).

Задачи :

1. Проанализировать понятие «адаптация» как социологическую категорию (исторический анализ и анализ современных подходов к изучению данного понятия). Дать определение социально-профессиональной адаптации;

2. Выделить основные факторы, оказывающие влияние на социально-профессиональную адаптацию специалистов;

3. Определить место специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием в социальной структуре современного российского общества;

4. Изучить востребованность и социальную мобильность специалистов с высшим гуманитарным образованием в Санкт-Петербурге;

5. Провести социологический анализ развития высшего социально-гуманитарного образования в рамках системы высшего профессионального образования в Санкт-Петербурге;

6. Проведя социологическое исследование выявить степень удовлетворенности выбранной профессией, профессионально-квалификационный уровень, трудовую мотивацию, уровень социального оптимизма специалистов с высшим гуманитарным образованием;

7. Выработать предложения по совершенствованию механизма регулирования занятости специалистов с высшим гуманитарным образованием.

Объектом исследования являются специалисты с высшим социально-гуманитарным образованием Санкт-Петербурга.

Предметом исследования является социально-профессиональная адаптация специалистов с высшим гуманитарным образованием.

Гипотеза исследования:

Специалисты с высшим социально-гуманитарным образованиемнеотъемлемая часть общества, осуществляющая важные для его существования функции. В условиях трансформирующегося общества, постоянно меняющихся требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов, специалисты — гуманитарии оказываются невостребованными и вынуждены адаптироваться согласно требованиям времени. Часто адаптация происходит с потерей квалификации или с переквалификацией.

Методологическая база исследования.

Основными методологическими принципами данной диссертации являются: объективность, научность и опора на эмпирические факты. Объективность проявляется в том, что диссертант изучает социально-професииональную адаптацию специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием беспристрастно, не опираясь на ценностные суждения, представляя различные мнения исследователей по данной проблеме. Научность диссертации определяется использованием различных методов социологии, а так же других наук. Принцип опоры на эмпирические факты проявляется в использовании статистических данных, а так же результатов конкретно-социологических исследований, проведенным как самим автором, так и рядом других исследователей в качестве фактического материала, послужившего для выводов данной работы.

Теоретике — методологической основой диссертации являются концепция JI.B. Корель по институциализации адаптации и теоретические положения концепции социальной адаптации П. С. Кузнецова.

В работе использованы методы анкетного опроса, сбора и анализа статистической информации, а так же метод анализа документов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Социально-профессиональная адаптация — это процесс и результат приспособительного взаимодействия личностей, социально-профессиональных общностей с окружающей социальной средой, который выражается в умении рационально и эффективно использовать имеющиеся профессионально-квалификационные ресурсы и личностный потенциал для встраивания в сложившуюся социальную структуру общества с целью реализации своих потребностей и интересов.

Адаптация используется для обозначения процесса, при котором субъект приспосабливается к новой средетак же под адаптацией понимается результат приспособительного процесса.

Варианты адаптации на основе прогрессивности сопровождаются социальной мобильностью (горизонтальной и вертикальной). При этом успешность адаптации характеризуется направленностью вектора мобильности.

2.0дним из важнейших факторов, воздействующих на социальный институт рынка труда России, является несоответствие спроса и предложения как следствие недостаточной адаптации института высшего профессионального образования в России к изменяющимся потребностям социального института рынка труда и низкая конкурентоспособность отдельных социально — профессиональных групп, таких как специалисты с высшим гуманитарным образованием и выпускники социально-гуманитарных специальностей;

3.Специалисты с высшим социально-гуманитарным образованием являются важной составляющей социальной структуры общества. Квалификация, полученная в процессе обучения, позволяет им работать, в основном, в бюджетных организации — исследовательские, образовательные учреждения, учреждения культуры, искусства. Такого рода специалисты необходимы органам государственного и муниципального управления. Так же гуманитарии востребованы в средствах массовой информации, в коммерческих организациях. Однако доля коммерческих организаций в трудоустройстве гуманитариев невелика: во-первых, ограничено количество таких организаций и, во-вторых, специалисты гуманитарной направленности требуются им в небольших количествах.

4.Социально — профессиональная структура занятости Санкт-Петербурга характеризуется низкой востребованностью специалистов с высшим гуманитарным образованием при большом количестве ищущих работу в данной сфере. Важнейшей задачей государства в сфере занятости является осуществление политики по поддержке специалистов-гуманитариев как работников преимущественно бюджетной сферы, расширение программ переподготовки и переобучения;

5.Социальный институт образования Санкт-Петербурга характеризуется лидированием гуманитарно-социальных специальностей по числу обучающихся вместе с инженерно-техническими специальностями и специальностями «экономика и управление». Негосударственные вузы обучают большей частью специалистов социально-гуманитарного профиля и экономико-управленческого. В 3 раза вырос за 5 лет выпуск специалистов гуманитарно-социальной направленности. При этом специалисты-гуманитарии считают, что ситуация с занятостью в сфере с социально-гуманитарного образования хуже, чем общая ситуация с занятостью в Санкт-Петербурге.

Научная новизна исследования определяется целью и задачами исследования:

Классифицированы и проанализированы подходы к пониманию сущности социальной адаптации, разведены понятия социальной адаптации и социализации, определен механизм социальной адаптациипроанализированы основные виды адаптаций и разработано новое содержательное определение социально-профессиональной адаптации;

Установлено место и значимость в социальной структуре российского общества специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием, выделены основные факторы, влияющие на успешность социально-профессиональной адаптации гуманитариев.

Разработана методика для измерения востребованности специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием, способов и уровня их социально-профессиональной адаптации.

Теоретическая значимость исследования.

Изучение социально-профессиональной адаптации специалистов в условиях современной России способствует более глубокому пониманию социальных процессов, происходящих в современном обществе. Исследования социально — профессиональной адаптации, востребованности и социальной мобильности специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием на примере Санкт-Петербурга способствует решению практических задач прогнозирования в сфере занятости и изменения направленности подготовки специалистов системой образования.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что она рассматривает проблему социально-профессиональной адаптации специалистов-гуманитариев, задавая направленность дальнейших конкретно-социологических исследований в области изучения социально-профессиональных страт общества, востребованности их на рынке труда, влияния социальной мобильности и адаптации специалистов различной направленности на социальные процессы, происходящие в обществе.

Теоретические положения и практические результаты работы могут быть использованы в преподавании курсов: «Экономическая социология», «Социология труда», «Социология образования», «Социология профессий».

Результаты проведенного исследования предполагается предложить Службе занятости Санкт-Петербурга и отделу по науке и высшей школе администрации города. Полученные данные могут быть использованы при составлении программ развития образования, а также для программ по регулированию занятости в Санкт-Петербурге.

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях:

1 .Всероссийской научно-практической конференции 25−26 апреля 2003 года «Концептуальные аспекты управления персоналом: предмет, современное состояние, перспективы», Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена.

2. Всероссийской научно-практической конференции 25−26 июня 2004 года «Управление персоналом: теория и практика», Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена.

3. Международная научно-техническая конференция 7−15 апреля 2004 г. «Наука и образование — 2004», Мурманск, МТГУ.

Диссертационная работа выполнялась по гранту Министерства образования России 2003;2004 гг. для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов высших учебных заведений. Шифр гранта А03−1.3−85. Результаты работы вошли в отчеты по НИР Министерства образования РФ. Структура и содержание работы.

Структура и содержание диссертации определяются целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

Диссертационная работа посвящена изучению актуальной проблемы социально-профессиональной адаптации специалистов с высшим гуманитарным образованием.

Планировалось решить следующие задачи:

1. Проанализировать понятие «адаптация» как социологическую категорию (исторический анализ и анализ современных подходов к изучению данного понятия). Дать определение социально-профессиональной адаптации;

2. Выделить основные проблемы современной России, оказывающие влияние на социально-профессиональную адаптацию специалистов;

3. Определить место специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием в социальной структуре современного российского общества;

4. Изучить востребованность и социальную мобильность специалистов с высшим гуманитарным образованием в Санкт-Петербурге;

5. Провести социологический анализ развития высшего социально-гуманитарного образования в рамках системы высшего профессионального образования в Санкт-Петербурге;

6. Проведя социологическое исследование выявить степень удовлетворенности выбранной профессией, профессионально-квалификационный уровень, трудовую мотивацию, уровень социального оптимизма специалистов с высшим гуманитарным образованием;

7. Выработать предложения по совершенствованию механизма регулирования занятости специалистов с высшим гуманитарным образованием.

За период выполнения работы вышеперечисленные задачи решены.

Основные полученные научные результаты:

На основе изучения классиков социологии, а так же современных российских и западных исследователей, выделены и проанализированы различные подходы к пониманию адаптации как категории социологии, механизма социальной адаптации, основных характеристик социальной адаптации как процесса и результата, а так же классификации адаптации. Опираясь на уже имеющиеся термины социальной адаптации и профессиональной адаптации, автор дает свое определение социально-профессиональной адаптации. Так же рассматриваются категории социальной мобильности, социальной структуры общества и социально-профессиональной адаптации как взаимосвязанные и взаимозависимые понятия.

Автором рассмотрены основные факторы социально-профессиональной адаптации в современной России. Кроме экономических факторов, таких, как национальное богатство страны, отток капитала, спад производства, инвестиции, общая покупательная способность и заработная плата населения, на адаптацию специалистов влияет ряд социальных факторов. Этими факторами являются особенности демографической ситуации в России, неформальная занятость и безработица, несоответствие структуры спроса и предложения на рынке труда и профессиональная мобильность, недостаточная адаптация системы образования к потребностям рынка труда. Как результат — низкая конкурентоспособность молодежи, в том числе специалистов с высшим гуманитарным образованием, а также важным фактором является отсталость кадровой политики предприятий.

Важнейшими факторами социально-профессиональной адаптации, способными оказать значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране и на рынке труда в будущем, по мнению автора работы, является несоответствие спроса и предложения на рынке труда как следствие недостаточной адаптации системы высшего профессионального образования в России к потребностям изменяющегося рынка труда. В результате — низкая конкурентоспособность отдельных профессиональных групп, таких как специалисты-гуманитарии и выпускники социально-гуманитарных специальностей. Являясь важной составляющей социальной структуры общества, носителями знаний социальной, гуманитарной направленности, необходимых для поддержания нравственных ценностей, идей демократии, законности, гражданского общества, гуманитарии оказывают значительное влияние на социальные процессы современного российского общества. Поэтому снижение социального статуса специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием может привести к негативным для общества последствиям, снижением уровня культуры, образования, значимости общечеловеческих ценностей.

Проведенный автором анализ квалификационных характеристик выпускников социально-гуманитарных специальностей позволяет сделать следующие выводы:

Потребность в специалистах с высшим социально-гуманитарным образованием испытывают в основном бюджетные организацииисследовательские, образовательные учреждения, учреждения культуры, искусства. Такого рода специалисты необходимы органам государственного и муниципального управления. Так же гуманитарии востребованы в средствах массовой информации, в коммерческих организациях. Однако доля коммерческих организаций в трудоустройстве гуманитариев невелика.

Для изучения социально-профессиональной адаптации специалистов-гуманитариев в Санкт-Петербурге проведен анализ их востребованности, в результате которого сделан следующий вывод: на рынке труда Санкт-Петербурга существует устойчивая диспропорция между спросом и предложением рабочей силы:

Так, в банке вакансий службы занятости число вакансий для рабочих составляет 75% от всех вакансий, для служащих — 25%. Одновременно среди обращающихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости рабочие составляют 41%, служащие — 31,8% и ранее не работавшие — 26,6%.

Количество ищущих работу специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием в 4−4,5 раза превосходит количество открытых вакансий, за исключением декабря (268 резюме против 633 в ноябре), этот спад активности соискателей связан с предновогодним периодом, хотя активность работодателей не уменьшилась.

Проанализировав структуру спроса и предложения по отдельным гуманитарным специальностям, автор получил следующие результаты:

Не ищут работу при помощи Интернета, а так же не предлагают её по следующим специальностям: музеоведение, религиоведение, литературоведение.

По специальностям физическая культура, социальная работа, книговедение, регионоведение, международные отношения, культурология, социальная антропология и политология отсутствуют предложения о работе, тогда как специалисты с таким образованием ищут работу и вывешивают свои резюме на сайтах поиска работы. Наибольшее количество специалистов, ищущих работу — юристы, вакансий по юридической специальности практически в 5 раз меньше, чем резюме. В 4−5 раз отличаются спрос и предложение у психологов, практически в 10 раз — у филологов и лингвистов. Относительно стабильна востребованность журналистов, спрос и предложение уравновешены. Единственная специальность, по которой работу предлагают интенсивнее, чем ищут — издательское дело и редактирование.

По специальностям история, философия, историко-архивоведение, искусствоведение, связи с общественностью ищущих работу специалистов немного, а вакансий практически нет. Востребованность социологов также очень мала по сравнению с количеством специалистов.

Исследование подтвердило существование на рынке труда Санкт-Петербурга устойчивой диспропорции между спросом и предложением труда специалистов с высшим гуманитарным образованием. Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о низкой востребованности гуманитариев при большом количестве ищущих работу.

Проанализировав аналитические отчеты Комитета по науке и высшей школе г. Санкт-Петербурга, Госкомстата о рынке образовательных услуг социально-гуманитарной направленности в г. Санкт-Петербурге, автор делает следующие выводы:

— Из общей численности обучающихся в 2002/2003 году студентов (380 100 человек) по гуманитарно-социальным специальностям обучаются 63 900 человек (44 000 студентов в государственных вузах и 19 900 в негосударственных вузах). Гуманитарно-социальные специальности входят в тройку лидеров по числу обучающихся вместе с инженерно-техническими и «экономика и управление».

— Негосударственные вузы обучают большей частью специалистов социально-гуманитарного профиля и экономико-управленческого, соответственно люди оплачивают обучение по данным специальностям и считают, что это образование будет востребовано в дальнейшем.

Сравнивая количество обучающихся по специальностям в 2001 и 2003 годах, автором выявлен рост числа студентов по гуманитарно-социальным специальностям — с 37 800 в 2001 году до 63 900 в 2003 году.

В 2002/2003 учебном году выпущено специалистов по группам специальностей 48 556 человек, из них по специальностям гуманитарно-социального профиля выпущено 9869 человек (6938 государственными вузами и 2931 негосударственными вузами).

Сравнив выпуск специалистов за 1998, 1999, 2000 и 2003 годы, видим, что в целом выпуск растет с каждым годом (в 1998 — 35 509 человек, в 2000 -44 725, в 2003 — 55 996). В 3 раза (!) вырос за 5 лет выпуск специалистов гуманитарно-социальной направленности (3356 в 1998 году и 9869 в 2003 году).

Проведенное автором социологическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

Не все выдвинутые автором гипотезы нашли свое подтверждение в ходе исследования. Ситуация в сфере занятости специалистов с высшим социально-гуманитарным образованием не является критической, хотя и оценивается респондентами менее оптимистично, чем ситуация в сфере занятости по городу в целом. Основным мотивирующим фактором для гуманитариев является заработная плата, в связи с этим большая часть выпускников не собирается работать по полученной специальности, хотя мотивом выбора специальности являлся интерес именно к этой науке.

Итак, относительно высокий доход, получаемый от работы, стал основным стимулом межотраслевых и межпрофессиональных перемещений, отодвинув на второй план такие мотивы выбора рабочего места, как удовлетворенность характером и содержанием труда, степенью их соответствия полученному профессиональному образованию. За исключением относительно небольшой группы работников перспективных рыночных профессий, переток рабочей силы нередко осуществляется с потерей профессиональной квалификации. В результате рынок труда в профессионально-квалификационном плане сильно деформирован, особенно в части соответствия уровня квалификации, объективно необходимого для выполнения той или иной работы, реальной профессиональной подготовленности индивида.

Изучив социальные аспекты востребованности специалистов с высшим гуманитарным образованием на рынке труда г. Санкт-Петербурга, автор выработал следующие предложения по совершенствованию механизма регулирования занятости:

— Проведение регулярного мониторинга востребованности специалистов с высшим гуманитарным образованием;

— Проведение мониторинга общественного мнения по поводу сложившихся представлений о престижности образования, престижности различных видов профессиональной деятельности;

— Создание единой информационной базы, включающей в себя результаты массовых опросов, материалы государственной и местной статистики о социально-экономическом положении региона, демографической ситуации, ситуации в сфере занятости (спрос и предложение для специалистов различных профессий, количество безработных с различными специальностями), сведений о приеме и выпуске из учебных заведений профессионального образования по различным специальностям. Информационная база должна быть доступна для всех, в первую очередь для Служб занятости, для учебных заведений, для средств массовой информации, регулярно пополняться новыми сведениями. Это позволит строить научно обоснованные прогнозы в работниках определенной квалификации и качества подготовки и в конечном итоге позволит улучшить ситуацию на рынке труда;

— Для реализации в большей мере адаптационной функции профессионального образования, устанавливать контакты с предприятиями для прохождения студентами-гуманитариями практики по специальности;

— Адаптировать высшую школу к современным рыночным условиям с использованием западного образца — двухступенчатой системы образования, построенной по принципу «от общего к частному». При таком подходе первые четыре года студент будет получать общий блок знаний, что позволит выявить его склонности и интересы, а также сориентироваться в последних тенденциях рынка труда. Основываясь на этом, он будет делать осознанный выбор специализации среди родственных факультетов, либо будет иметь возможность работать с имеющимся дипломом бакалавра. Такой подход позволяет системе образования гибко реагировать на потребности рынка труда, изменяя программу магистерского курса.

— Усиление роли государства в регулировании рынка труда специалистов с высшим гуманитарным образованием. Разработка государственной программы под держки и развития гуманитарного труда.

Теоретические положения и практические результаты работы могут быть использованы в преподавании курсов: «Экономическая социология», «Социология труда», «Социология образования».

Результаты проведенного исследования предполагается предложить Службе занятости Санкт-Петербурга и отделу по науке и высшей школе администрации города. Полученные данные могут быть использованы при составлении программ развития образования, а также для программ по регулированию занятости в Санкт-Петербурге.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Atkinson J. Manpower Strategies for Flexible Organisations // Personnef Management. August 1984. — P. 28−31.
  2. Azariadis C. Implicit Contracts and Underemployment Equilibria // Journal of Economic Theory. 1975. — P. 1183−1202.
  3. Becker G. A Theory of the Allocation of Time // Economic Journal. 1965.-Vol. 75.-P. 493−517.
  4. Sorensen A.B., Kalleberg A.L. An outline of a Theory of the Matching of Persons to Jobs // Sociological Perspectives on Labor Markets / I. Berg (ed.). N.Y.: Academic Press, 1981. — p. 49−74.
  5. Brittan S. Second Thoughts on full employment policy. London: 1975.- 132 p.
  6. Doeringer P., Piore M. Internal Labor Markets and Manpower Analysis. Lexington: Heath Lexington Books, 1971.
  7. Doeringer P.B. Internal Labor Markets and Noncompeting Groups // The American Economic Review. 1986. — Volume 76. — Issue 2. — P. 48−52.
  8. Dunlop J. The Task of Contemporary Wage Theory / Taylor G., Pierson F. (eds.) New Concepts in Wage Determination. N.Y.: McGraw-Hill, 1957.-p. 117−139.
  9. Granovetter M. The Sociological Approaches to Labor Market Analysis: A Social Structural View / Granovetter M., Swedberg R. (eds) The Sociology of Economic Life. Boulder, Oxford: Westview Press, 1992. — P. 233−263.
  10. Kerr C. The Social Economics Revisionists: The «Real World» Study of Labor Markets and Institutions // Labor Economics and Industrial Relations: Markets and Institutions / Ed. by C. Kerr, P.D. Staudoha. -Cambridge: Harvard Univ. Press, 1994. P. 66−108.
  11. Mincer J. Human Capital: A Review // Labor Economics and Industrial Relations: Markets and Institutions / Ed. by C. Kerr, P.D. Staudoha. -Cambridge: Harvard Univ. Press, 1994. P. 109−144.
  12. Parsons Т., Smelser N. Economy and Society: A Study in the Integration of Economic and Social Theory. London: Routledge and Kegan Paul, 1966. -318 p.
  13. Piore M. Labor Market Segmentation: To What Paradigm Does It Belong? // The American Economic Review. 1983. — Volume 73. — Issue 2. -Papers and Proceedings of the Ninety-Fifth Annual Meeting of the American Economic Association. — P. 249−253.
  14. Standing G. Unemployment and Labour Market Flexibility. -United Kingdom Geneve: ILO, 1988.
  15. Swedberg R. Economic Sociology: Past and Present // Current Sociology. -Spring 1987. Vol. 35. — N 1. — P. 2−61.
  16. Turner J. Societal stratification. New York: Columbia University Press, 1984.-232 p.
  17. The Sociology of economic life / Ed. by Mark Granovetter, Richard Swedberg. Boulder etc.: Westview press, 1992. — 399 p.
  18. C.A. Социальная структура и социальное расслоение населения Российской Федерации: (по материалам выборочного обследования трех регионов РФ) / С. А. Айвазян, И. А. Герасимова. М.: ЦЭМИ, 1998.-90с.
  19. Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М.: ИСЭПН, 1998. — 229с.
  20. Е.М. Социальная мобильность в условиях российского кризиса // Общественные науки и современность. — 1999. -№ 3. с. 5−12.
  21. Актуальные проблемы образования: Сб. науч. тр. / Рос.акад. наук, Ин-т социологии, Рос. о-во социологов- Науч. ред. Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко. М.: Реглант, 2003. — 229с.
  22. Актуальные проблемы трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. дек. 2000 г. / Редкол.: Д. А. Гайнанов (отв. ред.) и др. Уфа: УГАТУ, 2001. — 157с.
  23. Е.А. Особенности трудовых ресурсов современной России: Учеб. пособие / Е. А. Алимарина, Ю.В. Брязгин- МГУ. -М.: ЭКОН, 2002.- 104с.
  24. А.Г., Гретченко А. И. Рынок труда и профессиональное образование: (Развитие кадрового потенциала о-ва на этапе реформирования нац. экономики России). М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1998.- 134с.
  25. С.Д. Социальные проблемы адаптации подростков. -Свердловск, 1969. С. 21.
  26. С.Ю. Теневая занятость: проблемы легализации // Проблемы прогнозирования. 2003. — № 1. Метод доступа:
  27. Г. Человеческий капитал (Главы из книги) // США: Экономика, политика, идеология. 1993. — № 11. — С. 107−119.
  28. Г. Человеческий капитал (Главы из книги) // США: Экономика, политика, идеология. 1993. — № 12. — С. 86−104.
  29. JI.A. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. М.: Academia, 2001. — 186с.
  30. . Экономические последствия безработицы: оценка потерь / Б. Бреев, Т. Костенко, А. Нанавян // Общество и экономика. -2002.-№ 5.-С. 98−112.
  31. Ю.Г. Социальные процессы формирования человеческого капитала в переходный период: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. — Саратов, 2000. 39с.
  32. . Всеобщая и частная естественная история. 4.1. -СПб., 1801.-380с.
  33. Х.Х., Шакирова Э. Р. Неоднородность инвестиционного пространства России: региональный аспект // Проблемы прогнозирования. 2004. — № 1. Метод доступа:
  34. , О. А. Становление инфраструктуры рынка труда в переходной экономике (на примере Санкт-Петербурга): Автореферат дис.канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 20с.
  35. Е., Донова И. Вторичная занятость населения // Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России / Под ред. Кабалиной В., Кларка С. М.: РОССПЭН, 1999.-309с.
  36. Н.Н. Экономика и социология труда: Учебное пособие / Н. Н. Васнева, С.А. Васнев- Моск. инж.-физич. ин-т (гос. ун-т). М., 2002. — 208с.
  37. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. — № 5. — с. 147−156.
  38. М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М., 1990. — 808с.
  39. М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — с. 44 -273.
  40. Н.И. Информационная асимметрия на рынке труда: Учебное пособие / Н. И. Ведерникова- С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1998. — 64с.
  41. В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. Владивосток, 1988. — 164с.
  42. В.И. Субъекты трудового поведения: Учеб. пособие / В.И. Верховин- МГУ. Социол. фак. М.: МАКС Пресс, 2002. — 22с.
  43. В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1994. — № 10.-с. 120−126.
  44. Вершинина Т. Н. Адаптация субъектов на рынке труда: потери или приобретения? / Т. Н. Вершинина. Новосибирск: ИЭиОПП, 1997. -42с.
  45. Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск: Наука, 1986. — 165с.
  46. Ю.В. Экономическая социология: история идей. С. Петербург: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. — 163с.
  47. Ю.В. Экономическая история в России: история и современность // Журнал социологии и социальной антропологии. -1999. -Том 2. № 2. — С. 63−70.
  48. К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1974. — 822с.
  49. С.А. Социальная структура и общественное разделение труда. Алматы: Гылым, 1995. — 171с.
  50. А., Андреев Е. Население России в первой половине нового века // Вопросы экономики. 2001. — № 1. — с. 27−44.
  51. А.П. Учительство в социальной структуре современного российского общества: социальная динамика и адаптация. -Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук.-СПб., 2002.- 198с.
  52. В.В. Социология образования: Учеб. пособие / В.В. Гаврилюк- М-во образования Рос. Федерации, Тюм. гос. ун-т. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2003. — 232с.
  53. В.Ф. Демографическое развитие и его социально-экономические последствия // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 5. Метод доступа: http://www.ecfor.ru/cgi-bin/rw2.pl7Publishing/Magazine/2002−05>
  54. В.Ф. Социально-экономические последствия демографической глобализации // Проблемы прогнозирования. 2003. -№ 6. Метод доступа: http://www.ecfor.ru/cgi-bin/rw2.pl7Publishing/Magazine/2002−06>
  55. .М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. 5-е изд., доп. — М.: Норма, 2003. — 416с.
  56. И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. Дис. кандидата психол. Наук. -Л., 1985.- 18с.
  57. А.В. Эволюция адаптации. JL, 1989. — 188с.
  58. Э. Социология. М., 1999. — 703с.
  59. В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей? М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 36с.
  60. В. Е. Велики ли глаза у страха? Страх безработицы и гибкость заработной платы в России / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников, Т. Ратникова. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 48с.
  61. О.Ю. Социальные механизмы адаптации на российском рынке труда / Под ред. Г. В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. — 280с.
  62. Государственная и частные службы занятости на рынке труда: Исслед. эффективности формальных посредников при трудоустройстве / Ин-т сравнит, исслед. трудовых отношений- Под ред. В. Кабалиной и И. Козиной. М.: Росспэн, 2000. — 189с.
  63. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2000 2001 гг. Метод доступа:
  64. М. Интервью // Экономическая социология. Том 3. — № 1.-С. 5−11.
  65. М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. Том 3. — № 3. — С. 44−58.
  66. С.И. Неклассическая социология образования начала XXI века / С. И. Григорьев, Н.А. Матвеева- М-во образования РФ, Алт. гос. ун-т, Барнаул, гос. пед. ун-т и др. Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2000.- 158с.
  67. А. Верным путем идут товарищи. Петербургский рынок труда развивается по московскому варианту // Эксперт. Северо-Запад. 2003. — N 5. — С. 20−23.
  68. Ч. Сочинения. Т.5: Происхождение человека и половой отбор / Ред. Е.Н.Павловский- АН СССР.-М.: Изд-во АН СССР, 1953.-1040с.
  69. А.Ф. Экономическая социология: Учебное пособие. -М.: 1997.-254с.
  70. Доходы каждого пятого россиянина все еще ниже прожиточного минимума. Метод доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0159/barom04.php >
  71. Я.Н. Технологическое состояние и перспективы российской экономики // Проблемы прогнозирования. 2003. — № 3. Метод доступа: http://www.ecfor.ru/cgi-bin/rw2.pl7Publishing/Magazine/2003−03>
  72. Э. Социология. М., 1995. — 349с.
  73. Э. Социология образования / Пер. с фр. Т.Г. Астаховой- Рос. акад. образования. Центр социологии образования. М.: ИНТОР, 1996.-77с.
  74. Э. О разделении общественного труда // Западноевропейская социология XIX-начала XX веков. М., 1996. — 520с.
  75. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994.- 160с.
  76. А.П. Перспективы развития образования России в XXI в. // Университетское управление: практика и анализ. 2000. -№ 4(15). С. 50−64.
  77. Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ. Метод доступа:
  78. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М.: Янус, 1996. — 32с.
  79. Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России / под ред. Кабалиной В., Кларка С. М.: РОССПЭН, 1999. — 311 с.
  80. Западно-европейская социология XIX-начала XX веков: Тексты: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Социология» / Составитель В. П. Трошкина.- Под общ. ред. В. И. Добренькова. М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр., 1996. — 520с.
  81. Т. Труд: эволюция понятия // Человеческие ресурсы. 2003. — № 1. Метод доступа: http://www.pmuc.ru/jornal/number20/Zarubina.htm >
  82. Т.Н., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории / Отв. ред. А.Г. Аганбегян- АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.- 442с.
  83. А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: «Мысль», 1969. — 205с.
  84. Г. Социальная дифференциация // Западноевропейская социология XIX-начала XX веков: Тексты: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Социология».- Под общ. ред. В. И. Добренькова. М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр., 1996. — 520с.
  85. В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие для вузов / В. Н. Иванова, Т. И. Безденежных. М.: Финансы и статистика, 2002. — 189с.
  86. , И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве / Ильинский, Игорь Валерьянович- СПбУ экономики и финансов. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 163с.
  87. Интеллигенция в социальных процессах современного общества: Сб. ст. / Рос. Акад. Наук. Ин-т социологии- ред. В. А. Мансуров, JT.A. Семенова. М.: Ин-т социологии, 1992. — 182с.
  88. Интерфакс, 18 апреля. Метод доступа:
  89. Итоги деятельности службы занятости Санкт-Петербурга за май 2004. Метод доступа:
  90. В., Кларк С. Новый частный сектор: занятость и трудовые отношения // Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России / Под ред. Кабалиной В., Кларка С. М.: РОССПЭН, 1999.- 309с.
  91. М. Трудовые резервы Северной пальмиры // Гид молодого специалиста. 2004. — № 5(12). Метод доступа:
  92. З.Н. Период адаптации молодых инженеров к условиям производства // Доклад 2-й конф. Молодых ученых по общественным наукам. Томск, 1973. — с. 204−209.
  93. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации // Экономическая социология. 2001. — Т. 2. — № 2. — С. 522.
  94. А.Р. Регулирование рынка труда депрессивного региона: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: 2002. — 20с.
  95. К. Разбор училищ // Ведомости. 2002. — № 41 (604).
  96. А.В. Рынок труда: равновесие спроса и предложения, структурные особенности / Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М.: Наука, 1998. — 254с.
  97. А.В., Утинова С. Факторы, детерминирующие занятость россиян // Человек и труд. 2003. — № 1. — с. 58−61.
  98. Дж. М. общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999.-351с.
  99. Э.В. Вторичная занятость как форма социально-трудовой мобильности // Социологические исследования. 1997. — № 4. — с. 24−45.
  100. С.Г., Филатова Е. Г. Социально-культурный подход в исследовании рынка труда. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 158с.
  101. JT.H. Интеллигенция / Урал. Гос. Техн. Ун-т, Межвуз. Центр худож. Культуры студентов. Екатеринбург: УГТУ, 1996 — 67с.
  102. М. «Новой экономике» новое образование // Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — № 12.-е. 4253.
  103. JI.B. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики: Автореф. Дис. доктора социол. наук. — Новосибирск, 1998.-68с.
  104. Корель J1.B. Социология адаптаций: этюды апологии. — Новосибирск: ИЭОПП, 1997. 159с.
  105. JI.B. Классификация адаптации: словарь основных понятий. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1996. — 44с.
  106. А.В. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 2000. — 112с.
  107. А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2001.-320с.
  108. А.Г., Полежаев А. В., Андрюнин А. В. Структурные изменения и взаимодействия региональных рынков труда: методы и анализ // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 4. Метод доступа: http://www.ecfor.ru/cgi-bin/rw2.pl7Publishing/Magazine/2002−04>
  109. JI.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России / Л. Я. Косалс, Р.В. Рывкина- Рос. акад. наук, Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения. М.: Эдиториал УРСС, 1998. — 367с.
  110. Л.А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики. М.: Профсоюзы и экономика, 1998. — 296с.
  111. А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. -1998.-№ 1.-С. 33−41.
  112. А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М.: «На Воробьевых», 1997. — 208с.
  113. А.И., Щербина В. В. Социология труда и производства / Ядов В. А. (ред.) Социология в России. 2-е изд. М.: Институт социологии РАН, 1998. — с. 211−239.
  114. А. При избытке вакансий сложности с укомплектованием рабочих мест, требующих высокой квалификации / А. Кротов, С. Жолован // Человек и труд. — 2002. — N 11. — с. 12−15.
  115. П.С. Адаптация как функция развития личности. — Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1991. 76с.
  116. П.С. Социологическая теория социальной адаптации: Автореферат дис. доктора социологических наук. Саратов, 2000. — 31с.
  117. П.С. Некоторые аспекты разработки утилитарной классификации потребностей // Молодежь и здоровье. Саратов, 1995. -Вып.2. — С.8.
  118. С. А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. -286с.
  119. Н. Специфика российского рынка труда // Человек и труд. 2003.-№ 5. — С. 42−44.
  120. К. Рынок труда и профессиональное образование. Метод доступа: http://www.pmuc.ru/iornal/number21 /kyazimov.htm
  121. .Б. Философия зоологии. М.-Л., Гос. Изд. Биол. И мед. Лит-ры, 1937. — 483 с.
  122. О.В. Профессиональные группы: модели измерениясоциального статуса: Автореф. Дис.Канд. социол. наук. М., 2001. — 22с.-
  123. И. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России // Мировая экономика и международные отношения. -2004. № 4. — С. 3−13.
  124. Э.С. Вопросы системного исследования общества. -М., 1972.-62с.
  125. С. А. Экономические и социально-политические проблемы образования // Экономика образования. 2004. — N 1. — С. 33−34.
  126. К. Сочинения. 2-е изд. — Т. 23. — М.: Политиздат, 1984.- 282с.
  127. В.И. Экономика человека: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. М.: Аспект-пресс, 1995. -285с.
  128. А. Принципы экономической науки. В 3 т. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. — Т. 1. -415с.
  129. Р. Социальная теория и социальная структура // Социс.- 1992.-№ 2. с. 118−124.
  130. Р. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. -№ 3. с. 104−114.
  131. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Л., 1973. — С.47.
  132. И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Л. 1974. с. 24.
  133. Е.М., Симонов С. Г. Общество-человек и рынок труда: Учебное пособие / Е. М. Михеева, С. Г. Симонов- М-во образования Рос. Федерации, Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. нефтегазового ун-та, 2000. — 148с.
  134. Е. М. Рынок труда как социальная реальность. -Красноярск: КГУ, 1997. 173с.
  135. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. T.JI. Клячко. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 182с.
  136. И.В. Социология образования: Учебное пособие: Для студентов по спец. 20 300 «Социология» / И. В. Налетова- М-во образования Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. -Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2002. 154с.
  137. Н.Ф. Удовлетворенность трудом как социальная характеристика. -М.: Наука, 1970.
  138. Д.В., Сабирьянова К. З. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. Научный доклад. EERC. -1999.Метод flocTyna:
  139. В.Я. Социология образования: Курс лекций / Нечаев В.Я.- Рос. акад. образования. Центр социологии образования. М.: ЦСО РАО, 1998.- 191с.
  140. Ниворожкина J1. И., Ниворожкин А. М. Профессиональное обучение и переподготовка безработных: статистическое оценивание эффекта активных программ на рынке труда // Вопросы статистики. 2003. — N 6. — С. 39−45.
  141. О месте образовательных учреждений высшего профессионального образования на рынке труда Санкт-Петербурга в 1998 году / Аналитическая записка // Материалы отдела по науке и высшей школе администрации Санкт-Петербурга.
  142. О производстве валового внутреннего продукта (ВВП) во II квартале 2004 года. Метод доступа: http://www.gks.ru/scripts/free/lc.exe7XXXX03 °F. 1.1.1.1 /4 0030R>
  143. О просроченной задолженности по заработной плате на 1 сентября 2004 года. Метод доступа:
  144. Об итогах Всероссийской переписи населения 2002 года. Метод доступа:
  145. М.В. Трудовые ресурсы в рыночной экономике. -Новосибирск, 1998. 32с.
  146. Н.В. Интернационализация рынка труда: современные тенденции и динамика развития / Н. В. Охлопкова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6, Экономика. 2001. — № 6. — С. 36−48.
  147. В.А. Рынок труда. М.: Страх, о-во «Анкил», 1992.112 с.
  148. В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2004. — 368с.
  149. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. 1994. — Т. 1. — Вып. 2. — с. 94−123.
  150. Т. Система современных обществ / Т. Парсонс- Науч. ред. пер. М. С. Ковалева. М.: Аспект Пресс, 1998. — 270с.
  151. Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль. М., 1994. — 496 с.
  152. С., Дмитриев А. Место под солнцем // Карьера. 1 марта 2004 г.
  153. . Избранные психологические труды. М., 1969.659с.
  154. Поиск. 1997. — № 3. (359), 23−29 марта. — С. 9.
  155. К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени: Полит, и эконом, истоки нашего времени / Карл Поланьи- Под общ. ред. С. Е. Федорова. СПб.: Алетейя, 2002.-311с.
  156. И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления. Киев: Наукова думка, 1976. 208с.
  157. Прогнозирование рынка труда: (Профессионально квалификационные аспекты) / Е. М. Ильин, М. А. Клупт, Б. С. Лисовик и др.- Под общ. ред. Д. С. Чернейко. СПб.: Левша. Санкт-Петербург, 2001. -457с.
  158. .Б. Здоровье населения России в прошлом, настоящем и будущем // Проблемы прогнозирования. 2001. — № 1. Метод доступа:
  159. В.В. Еще раз о предмете экономической социологии // Социологические исследования. 2002. — № 7. — С. 10−12.
  160. В.В. Социологические подходы к анализу рынка труда: предложение труда // Российский экономический журнал. 1995. — № 4. -С. 82−89.
  161. В.В. Экономическая социология. Курс лекций: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1998. — 368с.
  162. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 1996.-317с.
  163. Радаев В. В. Социологические подходы к анализу рынка труда: спрос на труд // Российский экономический журнал. 1995. — № 3. — С. 8692.
  164. Регионы России: стат. Сб. М.: Госкомстат, 2003. — 807с.
  165. Н.М. Качественный потенциал населения России: взгляд в XXI век // Проблемы прогнозирования. 2001. — № 3. Метод доступа:
  166. В. Высшее образование в Санкт-Петербурге: современное состояние и перспективы. Метод доступа:
  167. Н.В. Рынок труда и проблемы его сегментирования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.э.н. Ростов н/Д, 1998. — 16 с.
  168. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2003. -705с.
  169. Россия в цифрах: стат. Сб. М.: Госкомстат, 2004. — 412с.
  170. А.И. О содержании понятия «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд. 1997. — № 3. — С. 23−25.
  171. С.Ю. Предложение труда в России: микроэкономический анализ экономической активности населения.- М.: ГУ ВШЭ, 2003.- 58с. (Препринт WP3/2003/02).
  172. С.Ю., Разумова Т. О. Вторичная занятость в России: моделирование предложения труда. М.: EERC, 2002. — 72 с.
  173. С.Ю., Разумова Т. О. Экономика труда. М.: ИНФРА-М, 2000. — 398с.
  174. Г. Г., Муртозаев Б. Ч. Формирование рынков труда: Учебное пособие. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — 416с.
  175. М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965−2002). М.: Гардарика, 2002. — 539с.
  176. Р.В. Драма перемен: Экономическая социология переходной России. М.: Дело, 2001. — 471с.
  177. Р.В. Социальная структура общества как регулятор развития экономики. Новосибирск: Ин-т экономики и орг. Пром. Пр-ва, 1988.-24с.
  178. Рынок труда в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. / М-во образования РФ, С.-Петерб. гос. политехи, ун-т, Каф. полит, экономии- [Под ред. проф. Б.В. Корнейчука]. СПб.: Нестор, 2003. — 167с.
  179. Рынок труда в системе общественных отношений: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т экономики- Отв. ред.: д. э. н., проф. Маслова И. С., к. э. н. Косаев А. Г. М.: Б. и., 1991. — 195с.
  180. Рынок труда России / М. X. Гарсия-Исер, С. Н. Смирнов, А. В. Кашепов и др. М., 1998. — 200с.
  181. Рынок труда Санкт-Петербурга в первом полугодии 2004 года / Аналитические материалы службы занятости Санкт-Петербурга. Метод доступа:
  182. Рынок труда Санкт-Петербурга в первом полугодии 2004 года. Метод доступа:
  183. Рынок труда: Учебник / Под ред. Проф. B.C. Буланова и проф. Н. А. Волгина.- 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательство «Экзамен», 2003.-480с.
  184. М. Анализ рынка труда в Интернет // Кадровый менеджмент. 2002. — № 4. Метод доступа:
  185. Е.Н. Теоретические основы формирования трудового потенциала и рынка образовательных услуг в регионе. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 76с.
  186. Н.Г. Регулирование профессиональной структуры спроса и предложения на рынке труда: Автореф. Дис.канд. экономических наук. М., 2002. — 24с.
  187. Н. Я. Образование как фактор качества человеческого потенциала региона // Экономика образования. 2004. — N 1. — С. 49−58.
  188. М. Обзор рынка труда специалистов по продажам // Кадровый менеджмент.- 2003.- № 2. Метод доступа:
  189. М. Обзор рынка труда топ-менеджеров // Кадровый менеджмент. 2003. — № 3. Метод доступа:
  190. М. Рынок труда финансистов: тенденции и прогнозы // Кадровый менеджмент. 2003. — № 4. Метод доступа:
  191. М. Маркетологи по-прежнему в цене // Кадровый менеджмент. 2003. — № 4. Метод доступа:
  192. И.А. Вторичная занятость, задолженности по зарплате, уклонение от налогов и предложение на российском рынке труда. М.: Российская экономическая школа, 1999. — 42с.
  193. Н. Социология: Курс лекций по общ. социологии для студентов вузов. / Нейл Смелзер- Науч. ред. проф. В. А. Ядов. [2- изд.]. -М.: Феникс, 1998.-688с.
  194. Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социс. 1995. — № 4. -С.82−87.
  195. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -Т.1. -М.-JI.: Гос. Соц.-экон. Изд., 1931.- 136с.
  196. Г. Н. Экономическая социология. М.: ИИД «Филинъ" — МН.: «Беларуская навука», 2000. — 376с.
  197. А.В. Гуманитарная среда в техническом университете основы его статуса как регионального культурного центра /
  198. Развитие технического университета в новых соцально-экономическихусловиях. СПб., 1994.
  199. А.В. Профессиональная подготовка социологов в СПбГМТУ: информационно-коммуникативный аспект // Социальные коммуникации и информация. СПб., 1999.
  200. А.В. Основные направления гуманизации образования в вузах России // Материалы Всероссийской конференции «Высшая школа в новых социально-экономических условиях». -СПб., 1994.
  201. П.А. Социальная стратификация и мобильность / Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. — 542с.
  202. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука. Изд. фирма «Наука — философия, право, социология и психология». — 1994. — 559с.
  203. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. —543с.
  204. Т.В. Интеллигенция как субъект социально-^ экономических отношений и рынка труда. Саратов: Сарат. Гос. Техн. Унт, 1999.-34с.
  205. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Осипова Г. В. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998. — 488с.
  206. Социология образования перед новыми проблемами: Сб. науч. ст. / Рос. акад. наук, Журн. «Социол. исслед.», Ом. гос. ун-т- [Науч. ред.: чл.-корр. РАН Ж. Т. Тощенко и др.]. Омск: Журн. РАН «Социол. исслед.»: ОмГУ, 2003.-581с.
  207. Г. Основания биологии. СПб., 1899. — Т. 1. — 438с.
  208. Г. Сочинения в 7 т. -Т. II. СПб, 1899. — 266 с.
  209. Высшее профессиональное образование по специальностям. -Метод доступа: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.plx?substr=&-gr=Q&-st=all>
  210. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Е. М. Аврамова, Т. М. Малеева, М. В. Михайлюк и др. М.: Гендальф, 2003. — 506с.
  211. Статистика в сфере гуманитарного образования в Санкт-Петербурге. Метод доступа:
  212. Т.Ю. Высшее профессиональное образование в контексте проблем рынка труда. Метод доступа: http://www.socialpolicy.ru/grantprog/doc/thesisbarnaul/stuk.doc >
  213. Т.Ю. К вопросу о регулировании профессионально-квалификационной структуры рабочей силы // Известия Академии труда и занятости. Ижевск, 1999. — № 3−4.
  214. Т.Ю. К характеристике профессионально-квалификационной структуры регионального рынка труда // Социальный диалог на рынке труда. Омск: КтиЗН, 1999. — 530с.
  215. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: «Российская политехническая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. — 320с.
  216. Труд и занятость в России: стат. Сб. М.: Госкомстат, 2001. —580с.
  217. Труд и занятость в России: стат. Сб. М.: Госкомстат, 2003.638с.
  218. В.В. Учительство в ситуации социально-политических перемен: Ч. 1: Учительство как социально-профессиональная страта. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та экономики и финансов, 1995. 42с.
  219. В.В. Учительство в ситуации социально-политических перемен: Ч. 2: Детерминанты перемен в жизнедеятельности учительства. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та экономики и финансов, 1995.- 44с.
  220. Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. — № 12.-е. 21−36.
  221. Н.Н. Социально-профессиональный статус поствузовской молодежи на рынке труда. Саратов: Изд-во Поволж. Межрегион. Учеб. Центра, 2000. — 60с.
  222. Ф.Р. Образование и мобильность в социалистическом обществе: Сб. стат. -М.: ИСИ, 1987. 129с.
  223. Ф.Р. Социальная структура и экономика: Сб. стат. -М: ИС, 1990.-63с.
  224. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975. — 277 с.
  225. Р. Экономика занятости и безработицы / Управление человеческими ресурсами / Под. Ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб.: Питер, 2002.-1200с.
  226. Формирование рынков труда: Учебное пособие / Г. Г. Руденко, Б.Ч. Муртозаев- Под ред. Проф. Ю. Г. Одегова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 416с.
  227. М. Избранные труды: Реферат. М.: АН СССР, 1989.-17с.
  228. С.С. Социология. М., 1996.
  229. Е.А. (1996) Вторичная занятость в разных секторах экономики // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. — № 3. — с. 24−27.
  230. Е.А., Куприянова З. В. Вторичная занятость как способ адаптации населения к экономическим реформам / Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. Вып. II. / Под общей ред. Т. И. Заславской. — М.: Аспект Пресс, 1995. — С. 187−192.
  231. Е. Человек главный фактор производства // Биржа труда. — 26 февраля 2004 г.
  232. Д. Задачу государства я вижу не в борьбе с безработицей, а в регулировании уровня экономической активности, уровня занятости // Человек и труд. 2002. — № 11. — С. 4−10.
  233. Д. С. Информационно-аналитическая инфраструктура рынка труда: проблемы развития / Чернейко Д. С., Клупт М. А., Перекрест В. Т. // Вопросы статистики. 2003. — N 6. — С. 28−33.
  234. Д. С. Формирование рынка труда: опыт, проблемы / ЧернейкоД.С. М-во общ. и проф. образования РФ, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 158с.
  235. Д.С. Безработица и неполная занятость в переходной экономике. СПб. 1998. — 28с.
  236. Д.С. Рынок труда Санкт-Петербурга: динамика, проблемы, решения / Д. С. Чернейко, М. А. Клупт, В. Т. Перекрест // Вопросы статистики. 2002. — N 9. — С. 31−34.
  237. Д.С. Формирование инфраструктуры рынка труда в переходной экономике.- СПб. 1998. 28 с.
  238. Д.С. Формирование рынка труда: вопросы теории и методологии: Дис. д-ра экон.наук. СПб., 1999. — 273с.
  239. Д.С. Экономические механизмы трансформации занятости. СПб., 1998. — 40 с.
  240. JT. Реструктуризация экономики усиливает необходимость балансировки спроса и предложения рабочей силы // Человек и труд. 2002. — № 9. — С. 44−47.
  241. JI.C. Новые реалии современного развития занятости // Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М.: Наука, 1998. -254с.
  242. В.Г. Рынок образовательных услуг: социальный анализ состояния и перспектив развития / Автореферат дис. доктора социологических наук. М.: 1999. — 41с.
  243. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс.- 1995. -№ 9. С.82−83.
  244. И.П. Социальная адаптация выпускников инженерно-технического профиля: Дис. Кандидата социол. Наук. М., 1994.
  245. Т. Социальная психология. М., 1969. — 536с.
  246. JI.JI. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации: дис. доктор социологических наук. Кемерово, 1992. — с. 47.
  247. Экономика и социология труда: Учебник / Под ред. Д.э.н., проф. А .Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2003. — 584с.
  248. Экономические проблемы труда в России: Сб. ст. аспирантов, магистров, бакалавров / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2002. — 122с.
  249. Экономический доклад / Госкомстат России, Комитет государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области / Материалы отдела по науке и высшей школе администрации Санкт-Петербурга. СПб., 2003.
  250. Экономический доклад // Материалы отдела по науке и высшей школе администрации Санкт-Петербурга. Официальное издание по каталогу 25 000 501. СПб., Петербургкомстат. — 2001.
  251. Экономический доклад о подготовке специалистов в вузах в 1997 году.-СПб.: 1998.
  252. Е.С. Интеллигенция и молодежь в контексте российской цивилизации / Е. С. Элбакян, С. В. Медведко. М.: Кн. Дом «Университет», 2000. — 31с.
  253. Р.Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. М.: Изд-во МГУ, 1996.-777с.
  254. Е.Б. Структурная перестройка экономики и рынок труда России. СПб.: Поиск, 2001. — 160с.
  255. В., Ярошенко С. Экономическая социология в России
  256. Экономическая социология. 2001. — Том 2. — № 2. — С. 141−145.
Заполнить форму текущей работой