Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационная грамотность и информационная культура: сходство и различие

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, информационная грамотность предполагает умение обращаться с компьютером и сетью, к которой он подключен, а также знание основных элементов операционной системы, прикладных программ, поисковых машин Интернет. Информационная грамотность достигается обучением поиску и использованию информации, ее защите, навыкам общения с использованием средств и методов информационно-коммуникационной… Читать ещё >

Информационная грамотность и информационная культура: сходство и различие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «информационная культура» часто подменяется понятием информационной грамотности, что свидетельствует об их значительном сходстве.

Попытки дать определение информационной грамотности предпринимались специалистами в области библиотековедения как за рубежом, так и в России. В ходе исследования терминологии, проведенного Кемеровским государственным университетом культуры, был проведен сопоставительный анализ таких понятий, как грамотность, компьютерная грамотность, информационная культура, а также рассмотрена их трансформация в российской и международной практике[1].

В русском языке в качестве близких по смыслу используются термины «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная. В англоязычной терминологии информационная подготовка связывается с употреблением таких терминов, как Information literacy, Hypertext literacy, Information retrieval skills, Multimedia literacy, Multimedia culture и др.

Проведенный терминологический анализ показал, что как в России, так и за рубежом используется неунифицированная терминология, отсутствует четкое определение понятий. В результате анализа было установлено, что и в нашей стране, и за рубежом конкретное содержание понятия «грамотность» менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида — от элементарных умений читать, писать, считать и т. п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (функциональная грамотность)[2].

Расширение объема понятия получило отражение в появлении ряда производных терминов: «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность». Проведенный анализ свидетельствует, что в настоящее время в отечественной и зарубежной практике используется неунифицированная терминология, зачастую без четкого определения понятий.

Существует несколько определений информационной грамотности, но наиболее часто цитируемым и используемым является определение информационной грамотности, принятое Американской библиотечной ассоциацией (ALA): «Быть информационно грамотным означает, что человек способен понять востребованность информации, и может ее найти, оценить и эффективно использовать. Информационно грамотные люди — это люди, научившиеся учиться»[3]. Концепция информационной грамотности представлена на рис. 4.1.

Бурно идущий процесс информатизации социального пространства, ускорение процессов передачи и обработки информации, распространение системы Интернет являются предпосылками формирования нового качества отношений личности и социума, становление нового типа культуры.

В XXI в. повсеместное использование компьютеров, информационных технологий, новых способов хранения и передачи знаковых систем существенно изменяют культуру. В зарубежной литературе существует представление о том, что «прежняя культура постепенно вытесняется новой — компьютерной культурой»[4]. Л. В. Скворцов в работе о новом типе культуры подчеркивает, что информационную культуру необходимо рассматривать как условие выживания человечества[5][6][7].

Концепция информационной грамотности.

Рис. 4.1. Концепция информационной грамотности2.

Концепция информационной грамотности тесно связана с концепцией обучения на протяжении всей жизни (рис. 4.2).

Информационная грамотность и образование на протяжении всей.

Рис. 4.2. Информационная грамотность и образование на протяжении всей.

жизни3

Обе эти концепции характеризуются:

  • • личностной мотивацией и индивидуальной направленностью, все зависит от человека;
  • • самосовершенствованием, так как подразумевают саморазвитие независимо от возрастной категории, социального статуса, роли и места в обществе, пола, расы, вероисповедания, этнической принадлежности;
  • • самоактивизацией, т. е. чем более информационно грамотным становится человек, чем дольше он продолжает успешно осваивать информационную грамотность и применять на практике свои навыки, тем выше в результате становится уровень его образованности, особенно если он делает это в течение всей жизни.

Информационная грамотность представляет собой комплекс навыков и умений, которые приобретаются в процессе обучения.

Оба понятия — информационная грамотность и информационная культура — характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем понятие «информационная культура личности» — понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает, в отличие от информационной грамотности, такой компонент, как информационное мировоззрение.

Введение

понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур — технократической и гуманитарной.

Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого — информационное мировоззрение, корпи — традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды — способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях.

Таким образом, информационная грамотность предполагает умение обращаться с компьютером и сетью, к которой он подключен, а также знание основных элементов операционной системы, прикладных программ, поисковых машин Интернет. Информационная грамотность достигается обучением поиску и использованию информации, ее защите, навыкам общения с использованием средств и методов информационно-коммуникационной технологии. Информационная культура это, сверх всего, понимание внутренних информационных механизмов, управляющих поведением человека, развитием организации и общества[8].

  • [1] См.: Гендина И. И., Кудрина Е. Л. Информационная культура личности или информационная грамотность: российский и международный форматы обсуждения проблемы (результаты исследований научно-исследовательского института информационных технологийсоциальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств) //Материалы Крымской конференции. Крым, 2004.
  • [2] См.: Гендина Н. И., Кудрина Е. Л. Информационная культура личности или информационная грамотность: российский и международный форматы обсуждения проблемы (результаты исследований научно-исследовательского института информационных технологийсоциальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств).
  • [3] Лау X. Руководство по информационной грамотности дня образования на протяжениивсей жизни / пер. с англ. Т. Сорокина, под науч. ред. А. Федорова. М.: МОО ВИН ЮНЕСКО"Информация для всех", 2007. С. 7.
  • [4] Коган В. 3., Уханов В. А. Человек: информация, потребность, деятельность. Томск. 1991.С. 31.
  • [5] Скворцов Л. В. Информационная культура как условие выживания человечества //Проблема глобальной безопасности. М., 1995. С. 31.
  • [6] Лау X. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжениивсей жизни. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. С. 8.
  • [7] Там же. С. 11.
  • [8] Гиляревский Р. С. Информационная культура в высшей школе. Основные понятияинформационно-библиотечной культуры. URL: ifapcom.ru/files/Prqjects/giliarevsky_ic_2006.doc (дата обращения: 15.07.2015).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой