Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пределы и ограничения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения: гражданско-правовой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С учетом специфики земельного участка сельскохозяйственного назначения, ограничения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть представлены как сужение возможностей собственника совершать любые действия в отношении принадлежащего ему земельного участка, вводимые федеральными законами. Ограничения права собственности на земельные участки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    • 1. 1. Понятие и источники права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения
    • 1. 2. Земельные участки сельскохозяйственного назначения как объекты права собственности
  • Глава 2. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЕЛОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    • 2. 1. Понятие ограничений и пределов осуществления права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения
    • 2. 2. Общая классификация ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения
  • Глава 3. ВИДЫ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    • 3. 1. Ограничения права владения земельными участками сельскохозяйственного назначения
    • 3. 2. Ограничение права пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения
    • 3. 3. Ограничение права распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения

Пределы и ограничения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения: гражданско-правовой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения необходимо для установления баланса интересов субъектов имущественных отношений в условиях вовлечения земельных участков сельскохозяйственного назначения в гражданский оборот. Необходимость в разработке проблем пределов и ограничений права собственности на земельные участки предопределена потребностями гражданского оборота в обеспечении оптимального соотношения интересов собственника земельных участков сельскохозяйственного назначения, его соседей, иных третьих лиц и общества в целом. Отсутствие такого баланса приводит к неизбежным конфликтам граждан, юридических лиц, наносит ущерб общественным интересам.

В этой связи исследование пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения представляется актуальным.

Анализ проблем пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения позволяет выработать оптимальные способы решения сложных вопросов, возникающих как при осуществлении права собственности, так и в ходе правоприменительной практики. Представителями науки земельного и гражданского права немало внимания уделено изучению пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Однако целый ряд аспектов рассматриваемой проблемы, требующих специального урегулирования, остаются пока неразработанными.

В настоящее время в теории гражданского права отсутствуют четкие представления о том, что представляет собой право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, каковые его пределы и возможные ограничения. Это обстоятельство не могло не сказаться отрицательно на эффективности действующего законодательства.

В связи с этим можно констатировать насущную потребность в изучении проблем пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Степень разработанности темы. В отечественных экономико-правовых исследованиях, так или иначе, рассматривались проблемы правового регулирования отношений собственности на земельные участки. Однако комплексные научные работы по проблемам установления пределов осуществления и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения фактически отсутствовали в теории гражданского права как советского, так и современного периодов. Некоторые вопросы, связанные с пределами осуществления и ограничениями права собственности на земельные участки, получили отражение в работах отечественных юристов: А. К. Голиченкова, В. П. Камышанского, О. И. Крассова, В. А. Рыбакова, Т. Б. Станкевич, Г. В. Чубукова, Б. В. Ерофеева, А. Е. Черноморца, А. А. Манукян. Сказанное свидетельствует о том, что проблемы, рассматриваемые в данном диссертационном исследовании являются актуальными, недостаточно полно исследованными и требующими более детальной научной проработки.

Объектом исследования выступает сложный комплекс общественных отношений, связанных с установлением пределов и ограничений в осуществлении права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Предметом исследования являются нормы национального, зарубежного, международного частного права, связанные с ограничением и установлением пределов права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью предлагаемого диссертационного исследования является комплексное изучение теоретических и практических проблем правового регулирования и правоприменительной практики по вопросам пределов осуществления и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, а также выработка предложений, направленных на совершенствование теории гражданского права о пределах и ограничениях права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения и предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— проанализировать понятия права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, раскрыть объем и содержание этого понятия на основе действующего законодательства и научных теорий в данной области;

— проследить историю становления и развития института пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения;

— исследовать проблемные вопросы, связанные с земельными участками сельскохозяйственного назначения как объектами права собственности;

— исследовать юридическую природу пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения;

— выработать общую классификацию ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения;

— проанализировать нормы гражданского и земельного законодательства, регламентирующие ограничения правомочий владения, пользования и распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения;

— сформировать предложения по совершенствованию гражданского законодательства, направленные на оптимизацию норм, ограничивающих право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания (анализа, синтеза и др.), а также специальные методы: формально-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения и системного анализа правовых явлений, которые позволили рассмотреть исследуемые явления в их взаимосвязи, единстве и выявить ряд особенностей в установлении пределов осуществления и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды дореволюционных, советских и современных российских ученых-юристов, а также западноевропейских исследователей:

B.И. Курдиновского, Д. И. Мейера, И. А. Покровского, Г. Ф. Шершеневича,.

C.А. Боголюбова, Г. Е. Быстрова, А. К. Голиченкова, И. А. Иконицкой, В. П. Камышанского, О. И. Крассова, Н. И. Краснова, Н. М. Коршунова, А. В. Малько, В. П. Мозолина, В. А. Рыбакова, К. И. Скловского, Т. Б. Станкевич, Е. А. Суханова, В. А. Тархова, Ю. К. Толстого, З. И. Цыбуленко, А. Я. Рыженкова, А. Е. Черноморца, Г. В. Чубукова, JI.B. Щенниковой и др., чьи труды посвящены проблемам ограничений права, права собственности, в том числе, на земельные участки.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, действующие и отмененные российские законодательные и иные правовые акты: Гражданский Кодекс РФ, Земельный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, иные кодексы Российской Федерации, гражданское, налоговое, законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

Ряд положений и выводов основываются на анализе норм зарубежного законодательства — гражданских кодексов и конституций стран СНГ и стран ближнего зарубежья.

Эмпирическую основу исследования составили анализ судебно-арбитражной практики, в частности, практики Высшего Арбитражного Суда РФ, иных арбитражных судов, а также судов общей юрисдикции Российской Федерации, статистические данные, фактический материал, нашедший отражение в средствах массовой информации.

Научная новизна исследования заключается в том, оно представляет собой одну из первых работ в науке гражданского права, в которой пределы осуществления и ограничения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения составили предмет самостоятельного теоретико-правового исследования, опирающегося на современное российское гражданское и земельное законодательство. В работе даны понятия права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, участка сельскохозяйственного назначения, сформулированы признаки пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, предложена общая классификация ограничений субъективного права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, рассмотрены проблемные вопросы ограничений владения, пользования и распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Право собственности на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения в субъективном смысле — это юридически гарантированная возможность лица в установленных законом пределах по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком для осуществления сельскохозяйственной деятельности, обеспечивая воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения и исключая или ограничивая неблагоприятное воздействие сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду, защищаемое от любого нарушителя.

2. Право собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения в объективном смысле — это совокупность правовых норм, закрепляющих пределы осуществления субъективного права в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения и устанавливающих ограничения данного субъективного права в случаях прямо предусмотренных федеральными законами.

3. Земельный участок сельскохозяйственного назначения — это часть земной поверхности, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, имеющая кадастровый номер, находящаяся за чертой поселений и используемая для осуществления сельскохозяйственной деятельности в пределах установленных законом.

4. С учетом специфики земельного участка сельскохозяйственного назначения, ограничения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть представлены как сужение возможностей собственника совершать любые действия в отношении принадлежащего ему земельного участка, вводимые федеральными законами. Ограничения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут выражаться, во-первых, в требованиях воздержания собственника от осуществления на данном земельном участке деятельности не совместимой с сельским хозяйством, иных действий, предусмотренных законом. Ограничения права собственности могут сводиться также к обязанности собственника терпеть действия со стороны третьих лиц (например, при установлении сервитута).

5. Ограничения права собственности на земельные участки сельхозназначения предлагается классифицировать в зависимости от следующих обстоятельств: 1) субъектов права собственности- 2) срока действия ограничений- 3) цели установления ограничений- 4) объема ограничения права собственности- 5) содержания ограничений- 6) вида земель сельхозназначения- 7) значения воли третьих лиц для реализации ограничений права собственности- 8) отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ограничения права собственности.

6. Обосновывается принципиальная возможность использования земельных участков сельскохозяйственного назначения в качестве предмета залога. С этой целью предлагается ограничить круг обеспечиваемых ипотекой договоров только договорами, направленными на приобретение имущества с целью обеспечения расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции, сохранение плодородия почвы и охрану окружающей среды. Залогодержателями по таким договорам должны выступать специализированные банки. В случае нарушения целевого использования кредита залогодержатель вправе требовать досрочного расторжения договора. Круг лиц, имеющих право приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения на торгах, должен быть ограничен лицами, непосредственно осуществляющими сельскохозяйственную деятельность.

7. С учетом особой социальной значимости земельных участков сельскохозяйственного назначения, ограничения права собственности на них могут устанавливаться для достижения следующих целей:

— сохранения и повышения плодородия поверхностного слоя почвы земельных участков сельскохозяйственного назначения;

— установления определенного режима сельскохозяйственной производственной деятельности;

— защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, предотвращения деградации земель;

— охраны окружающей среды;

— сохранения естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

— обеспечения прав других лиц на ограниченное пользование чужим земельным участком (публичный, частный сервитут).

8. В случае реализации земельного участка сельскохозяйственного назначения на торгах в порядке ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"1, в целях защиты интересов их собственников, а также ввиду затруднительности решения вопроса об оценке данного вида имущества в обязательном порядке в указанной статье следует предусмотреть, что начальной ценой продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения является их рыночная цена, определяемая в соответствие с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации"2.

Для определения начальной цены отчуждаемого земельного участка сельскохозяйственного назначения в обязательном порядке следует привлекать профессионального оценщика, который составляет.

1 СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3018.

2 СЗ РФ.- 1998. -№ 31. -Ст. 3813. «заключение о его рыночной цене в письменном виде. Информация о произведенной оценке земельного участка сельскохозяйственного назначения должна быть доведена до сведения его собственника, который вправе оспаривать ее результат в судебном порядке.

9. Предложен правовой механизма сбора и использования учреждениями юстиции, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о соблюдении правообладателями земельных участков сельскохозяйственного назначения норм ст. 3 и п. 2 ст. 4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения относительно прав иностранных лиц на земельные участки сельскохозяйственного назначения и соблюдения предельно допустимых размеров находящихся в собственности земельных участков.

10. Предлагается внести в нормы действующего законодательства следующие изменения и дополнения.

В п.п. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ внести дополнения, изложив его в следующей редакции: «использования земельного участка в целях возведения, ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры».

Предусмотреть в ст. 23 ЗК РФ следующую норму: «собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от органов государственной власти и органов местного самоуправления возмещения убытков, причиненных ему осуществлением права ограниченного пользования чужим земельным участком».

Предлагается следующая редакция ст. 284 ГК РФ: «Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за обстоятельств непреодолимой силы или иным уважительным причинам».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы, полученные в ходе научного исследования, развивают и дополняют многие аспекты правового регулирования пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Они могут служить методологической основой и теоретической базой для дальнейших исследований пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Диссертантом осуществлен анализ содержания и объема понятия «право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения» и выработано его определениесделаны предложения о том, что следует относить к земельным участкам сельскохозяйственного назначениясформулированы предложения по проблеме деградации земель сельскохозяйственного назначенияизучены предусмотренные законодательством меры, направленные на ограничение права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения и сделаны предложения по их совершенствованию. В работе дано теоретическое обоснование некоторым решениям проблем правового регулирования пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных автором результатов в работе по дальнейшему совершенствованию правового регулирования пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Содержащиеся в работе концептуальные предложения и рекомендации могут быть использованы в ходе законотворческой деятельности, а также судьями арбитражных судов, практическими работниками органов государственной власти и. местного самоуправления. Материалы диссертационного исследования могут представлять определенный интерес также для учебных заведений при изучении курсов «Гражданское право», «Земельное право», «Актуальные проблемы права собственности».

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование выполнено и обсуждено на кафедре гражданского права юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета. Основные теоретические выводы и положения работы, а также научно-практические рекомендации опубликованы в печати, а также нашли отражение в выступлениях на третьей межрегиональной научно-практической конференции «» Россия и регионы: правовые, экономические и социально-психологические проблемы" (г. Элиста.

2004 г.), Международной V научной конференции молодых ученых (г. Самара, 22−23 апреля 2005 г.), Всероссийской научной конференции «Этноэкономика Юга России: концепции, параметры, механизмы» (пос. Домбай Карачаево-Черкесской республики 11−14 марта 2005 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы становления правового государства в современной России» (27−31 мая.

2005 г. Сочи (Адлер) и др.

Результаты исследования были использованы в учебном процессе и практической деятельности коллегии адвокатов «Советникъ».

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих параграфы, заключения, библиографического списка использованных нормативных актов и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблем пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения позволяет сделать вывод о том, что этот сложный и многогранный правовой механизм нуждается в четкой сбалансированности. Специфика переходного периода реформирования и становления российской рыночной экономики предполагает установление четких правовых ориентиров для собственников земельных участков. Эти ориентиры, с одной стороны, должны четко фиксировать права и обязанности собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения, с другой, — ограничения права собственности на земельные участки должны носить обоснованный характер. Это означает, что устанавливать ограничения правомочий владения, пользования и распоряжения земельных участков необходимо только в тех случаях, когда это соответствует правилам, установленным в п. 2 ст. 1 ГК РФ.

Представленное к защите диссертационное исследование содержит целый ряд выводов, направленных на дальнейшее развитие научной доктрины концепции права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Изучение содержания пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения по российскому законодательству позволяет более четко изложить видение относительно перспектив совершенствования механизма правового регулирования отношений собственности на землю.

По сравнению с ранее действовавшими кодифицированными законодательными актами ныне действующие ГК РФ, ЗК РФ, Закон.

Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" позволяют обеспечивать комплексный сбалансированный подход к регламентации отношений собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, вовлеченные в гражданский оборот после реформирования колхозов и совхозов.

Анализ научной дискуссии, имеющей место в юридической литературе относительно понятия собственности как экономической категории и права собственности, понятия пределов и ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения позволило диссертанту выйти на ряд предложений, направленных на обеспечение баланса публичных и частных интересов при осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения.

В ГК РФ и ЗК РФ не получили закрепления понятия «ограничения права собственности на земельные участки» и «пределы осуществления права собственности на земельные участки». Это обстоятельство вносит некоторую неопределенность в механизм правового регулирования отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Анализ современного этапа реформирования отношений собственности на землю сельскохозяйственного назначения позволяет сделать вывод о том, что ликвидация монополии права государственной собственности на землю, дробление ее на мелкие земельные доли и передача в частную собственность сельским жителям не способствует экономическому росту аграрного сектора экономики и не приводит к росту благосостояния тружеников села. Напротив, дробление земли на мелкие кусочки привело к неоправданным дополнительным затратам, связанным с индивидуализацией этих земельных участков и оформлением на них соответствующих прав. Кроме того, разрушение существующих систем севооборота приводит к снижению уровня агротехники и снижает эффективность сельскохозяйственного производства.

Учитывая особую социальную значимость земельных участков сельскохозяйственного назначения как основы жизнедеятельности и продовольственной безопасности, ограничения права собственности должны носить системный характер.

В зависимости от социальной значимости цели и специфики объекта правового регулирования ограничения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут устанавливаться для достижения следующих целей:

— сохранения и повышения плодородия поверхностного слоя почвы земельных участков сельскохозяйственного назначения;

— установления определенного режима сельскохозяйственной производственной деятельности;

— защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, предотвращения деградации земель;

— охраны окружающей среды;

— сохранения естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

— обеспечения прав других лиц на ограниченное пользование чужим земельным участком (публичный, частный сервитут).

В исследовании отдельно рассмотрены вопросы владения, пользования и распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения. К примеру, право пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения определено как юридически обеспеченная возможность сельхозпроизводителя-собственника по эксплуатации земельного участка, использованию физических, химических и биологических свойств земли для получения урожая зерновых, выращивания животных, производства сельскохозяйственной продукции и, в конечном счете, получение дохода от него.

Исследование проблем деградации земель сельскохозяйственного назначения позволило сделать конкретные предложения к содержанию национальных программ управления земельными ресурсами и конкретных действий по их реализации.

Автором кратко изложена история правового регулирования оборота земель и, в частности, земель сельскохозяйственного назначения. Сделаны выводы, что история правового регулирования права собственности на земельные участки и, в частности, участки сельскохозяйственного назначения не отличается однообразием. На разных этапах исторического развития верховной государственной властью устанавливались ограничения прав на земельные участки, обусловленные обстоятельствами политического, экономического и идеологического порядка.

В ходе разработки проблемы целевой направленности деятельности собственников земельного участка сельскохозяйственного назначения, диссертантом сделан вывод, что сельскохозяйственное производство, деятельность, осуществляемая собственниками земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, направлена на производство сельскохозяйственной продукции.

Исследование вопросов инвестиционной деятельности, сопряженной с несельскохозяйственным воздействием на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, позволило диссертанту заключить, что целесообразно было бы в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и в Законе Краснодарского края «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» закрепить обязанность органов государственной власти, осуществляющих утверждение инвестиционного проекта, а также органов местного самоуправления осуществлять контроль за выполнением инвесторами своих обязательств перед лицами, в том числе, собственниками земельных участков, землевладельцами и землепользователями, права которых будут или были ограничены или нарушены в ходе реализации проекта. Кроме того, на наш взгляд, целесообразно было бы ввести норму, в соответствии с которой инвестор либо заказчик обязаны возмещать лицам, права которых будут ограничены в ходе реализации проекта, убытки в размере, установленном землеустроительным проектом до начала осуществления инвестиционного проекта. Невыполнение данных обязательств должно быть основанием для приостановки реализации проекта. В ином случае, злоупотребления со стороны инвесторов, заказчиков и недобросовестных чиновников будут продолжаться.

Для целей соблюдения закрепленного в п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения правового принципа сохранения целевого использования земельных участков, а также п. 1 ст. 78 ЗК РФ (земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства) под сельскохозяйственной деятельностью (производством) следует понимать осуществляемую гражданами и организациями деятельность по производству или производству и переработке сельскохозяйственной продукции в соответствии с разделом, А Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)ОК 029−2001.

Вместе с тем, правовые проблемы, подвергнутые в диссертационном исследовании научному анализу, не претендуют на исчерпывающий характер. Проблематика института ограничений права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения носит многогранный характер.

Стремительное развитие реформы аграрного сектора экономики и появление частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения требует интенсивного поиска оптимизации интересов частных собственников и общества в целом. Любые ошибки в этом процессе могут иметь далеко идущие последствия и создавать серьезные проблемы для будущих поколений.

Дальнейшие научные поиски оптимизации механизма правового регулирования отношений собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения должны носить преимущественно осмотрительный и сбалансированный характер, который в итоге должен опираться на многовековой опыт предыдущих поколений народов, проживающих в странах с развитой рыночной экономикой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы и иные правовые акты
  2. Всеобщая декларация прав человека (официальный текст). М.: «Права человека», 1996.
  3. О гражданских и политических правах: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. -№ 12.
  4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // ВВС СССР. 1976. — № 17. — Ст. 291.
  5. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Российская газета. 1997. — 23 декабря. — № 245.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I: Федеральный закон от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ.- 1994.-№ 32.-Ст. 3301.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II: Федеральный закон от 22 декабря 1995 г. № 15-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ.- 1996.-№ 5.-Ст. 410.
  8. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2005) // СЗ РФ. 1995. -№ 47.-Ст. 4471.
  9. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (ред. от 31.12.2005) // СЗ РФ. 1997. -№ 5.-Ст. 610.
  10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. 31.03.2005, изм. 17.11.2005) // СЗ РФ.-2002.-№ 30.-Ст. 3012.
  11. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 31.12.2005) // СЗ РФ. 2001. -№ 44.-Ст. 4147.
  12. Земельный кодекс РСФСР // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. — № 22. — Ст. 768.
  13. О государственной службе российского казачества: Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ // СЗ РФ. 2005. — № 50.1. Ст. 5245.
  14. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ (ред. от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. — № 12. — Ст. 1024- СЗ РФ. — 2005. — № 19. -Ст. 1752.
  15. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ // СЗ РФ. 2004. — № 52. — Ст. 5276.
  16. О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»: Федеральный закон от 5 февраля 2004 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 2004. — № 6. — Ст. 406.
  17. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (с изм. от 7 июля 2003 г.) // СЗ РФ. 2002. — № 30. — Ст. 3018.
  18. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. — № 2. — Ст. 133.
  19. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ (ред. 07.03.2005 г.) // СЗ РФ. -2001.-№ 23.-Ст. 2277.
  20. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ//СЗ РФ.-2000.-№ 30.-Ст. 31−32.
  21. О государственном земельном кадастре: Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. -2000. № 2. — Ст. 149- 2004. — № 35. — Ст. 3607.
  22. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 // СЗ РФ. 1999. — № 9. -Ст. 1096.
  23. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 // СЗ РФ. 1998. -№ 31.-Ст. 3813.
  24. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (ред. от 30 июня 2006 г. № 93-Ф3) // СЗ РФ. 1997. — № 30. -Ст. 3594.
  25. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ (ред. 30.12.2004 г. № 216-ФЗ) // СЗ РФ. -1998.-№ 29.-Ст. 3400.
  26. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 1998. — № 29. — Ст. 3399.
  27. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 23.12.2003) // СЗ РФ. 1996. — № 3. -Ст. 145.
  28. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 (ред. 07.03.2005 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. — № 15. -Ст. 769.
  29. О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445−1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. — № 30. — Ст. 418.
  30. О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 02 июля 2004 г. № 731-КЗ // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 2004. — 26 июля. — № 19(1).
  31. Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. № 532-K3 // Кубанские новости. 14 ноября. — 2002. — № 240.
  32. Об управлении государственной собственностью Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 13 мая 1999 г. № 180-КЗ // Кубанские новости. 1999. — 1 июня. — № 96.
  33. Об утверждении Концепции национальной безопасности: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изм. от 10 января 2000 г.) // СЗ РФ. 1997. — № 52. — Ст. 5909- 2000. — № 2. -Ст. 170.
  34. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 // СЗ РФ. 1996. — № 18. — Ст. 2117.
  35. О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. — № 52. -Ст. 5085.
  36. О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России: Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. -№ 44.-Ст. 4191.
  37. О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками: Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 480 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. — № 17. -Ст. 1452.
  38. О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов»: Указ Президента РФ от 15 июня 1992 г. № 632 // Ведомости Съезда народных депутатов
  39. Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992.-№ 25.-Ст. 1429.
  40. О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий: Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. — № 14. — Ст. 761.
  41. О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР: Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. -№ 1. — Ст. 53.
  42. Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 // СЗ РФ.-1998.-№ 8.-Ст. 963.
  43. О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области: Решение Мособлсовета от 16 декабря 1992 г. № 4/28 // Вестник МОСОБЛСОВЕТА. 1992. -№ 5. — С. 2−3.
  44. О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности: Постановление главы администрации Краснодарского края от 11 марта 2002 г. № 253 // ИПС «Консультант Плюс».
  45. Об одобрении инвестиционного проекта «Строительство и эксплуатация газопровода „Лазаревское-Туапсе-Небуг“ ОАО „Газ
  46. Туапсе“»: Постановление главы администрации Краснодарского края от 28 декабря 1999 г. № 936 // ИПС «Консультант Плюс».
  47. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа // СУ РСФСР.- 1918.-№ 15. -Ст. 215.
  48. Декрет «О земле» // СУ РСФСР. 1917. — № 1. — Ст. 3.
  49. Декрет «О социализации земли» // СУ РСФСР. 1918. — № 25:. -Ст. 346.
  50. Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию // СУ РСФСР. 1919.№ 4.-Ст. 43.
  51. Судебная и арбитражная практика
  52. О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав:
  53. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. -№ 10.
  54. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 г. № 5792/99 У/ Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. -№ 8.
  55. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 1999 г. по делу № А-54−759/99-С7 // ИПС «Кодекс».
  56. Постановление Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа от 02.11.2005 г. по делу № Ф08−5115/2005 // ИПС «Консультант Плюс».
  57. Монографии, сборники и статьи
  58. Аграрное и экологическое законодательство в России и СНГ (сравнительно-правовой анализ) / Отв. ред. С. А. Боголюбов, E.JI. Минина. -М.: Изд-во НОРМА, 1999.
  59. С.С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории права. М.: «Госюриздат», 1960.
  60. С. С. Теория права. М.: БЕК, 1994.
  61. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. — М.: «Статут», 1999
  62. Н.Г. Правовые отношения в социалистическом обществе. -М.: Изд-во МГУ, 1959.
  63. Анализ состояния в области нормативно-правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации и предложения по его совершенствованию / Ред. кол. Е. Г. Литвак, Н. Н. Злыгостев, В. А. Харченко. М., 2005.68
Заполнить форму текущей работой