Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретико-правовой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целесообразно ввести в научный оборот понятие «муниципально-правовая ответственность», которая является отраслевым видом ответственности одноименной отрасли права и представляет собой правоотношение, в котором на субъекта (орган или должностное лицо) возлагается правовая обязанность выполнять условия деятельности по достижению определенных результатов, а в случае нарушения этих условий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Юридическая ответственность: генезис, признаки и принципы
    • 2. Виды юридической ответственности
  • ГЛАВА II. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • 1. Особенности юридической ответственности органов публичной власти
    • 2. Юридическая ответственность органов и должностных лиц в сфере муниципально-правовых отношений
    • 3. Ответственность государственных органов, органов местного самоуправления и депутата представительного органа местного самоуправления
  • ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
  • МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • 1. Правовое регулирование юридической ответственности органов и должностных лиц мест ного самоуправления
    • 2. Судебный порядок реализации юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
    • 3. Прокурорский надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления

Проблемы юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретико-правовой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных со становлением и развитием в Российской Федерации местного самоуправления и его основных институтов. Проблема ответственности органов власти является одной из центральных в современной концепции демократии. Местное самоуправление является частью системы демократии, поэтому данная проблема актуализируется в его теории и практике. Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Однако местное самоуправление сведется лишь к децентрализации власти, если система не будет включать в себя механизм ответственности органов местной власти перед населением соответствующей территориальной единицы, осуществляемый на основе обеспечения государственного контроля за законностью в их деятельности. Отсутствие развитой системы такого контроля и механизма ответственности органов власти на любом уровне неизбежно приведет к деформации демократической системы в целом.

Конституция Российской Федерации и Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года и от 6 октября 2003 года положили начало формированию основных правовых институтов местного самоуправления, заложили правовую основу ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, закрепив общие принципы и модели механизма ее реализации в современных условиях1. Институт.

1 Алексеев И. А. Муниципально-правовая ответственность как комплексный институт юридической Ответственности // Государство и право. 2006. № 7. С. 90. ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления является одним из самых проблематичных институтов законодательства о местном самоуправлении как с точки зрения его юридического содержания, так и с точки зрения' корректности используемой в соответствующих нормах законодательства терминологии. В настоящее I I время, как и многие другие институты муниципального права, он находится в процессе своего становления. Несмотря на очевидную сложность и новизну, проблема юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не вызывает пристального интереса ученых. Вместе с тем анализ возможности его использования в сфере местного самоуправления, а также выработка, а затем постоянное совершенствование единой системы правовых норм, обеспечивающих применение ответственности к органам должностным лицам местного самоуправления, законность ее наступления, является одной из актуальных задач правовой науки.

Состояние научной разработанности темы исследования. В научной литературе уже были предприняты попытки расстановки акцентов при характеристике института юридической ответственности в сфере местного самоуправления. Это нашло отражение в работах В. В. Пылина, А. И. Коваленко, М. А. Краснова, O.E. Кутафина, В. В. Таболина, В. И. Фадеева, Е. С. Шугриной и др. Однако вне поля зрения ученых остаются сущностные моменты, касающиеся правовой природы и содержания данного правового института. Таким образом, остается без должного внимания его анализ на общетеоретическом уровне.

Недостаточность теоретической разработанности этой проблемы и несовершенство законодательного регулирования вопросов, связанных с ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления, определили необходимость разработки настоящей темы диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Основными целями работы являются: осуществление комплексного, сравнительно-правового анализа сущности и назначения института правовой ответственности как средства повышения эффективности деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления с позиций современной теории прававыявление причин, препятствующих применению механизма правового принуждения в сфере функционирования местного самоуправленияопределение путей совершенствования правового регулирования применения мер и видов юридической ответственности к указанным субъектам муниципальных правоотношений.

Для достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи:

1. Осветить различные подходы к проблеме понимания юридической ответственности и ее классификации в общей теории права и отраслевых юридических науках.

2. Проанализировать существующие в научной литературе подходы к проблеме применения юридической ответственности к органам и должностным лицам местного самоуправления, раскрыть особенности наступления юридической ответственности указанных субъектов.

3. Рассмотреть функционирование института правовой ответственности в системе деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, посредством анализа сущности и содержания федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, и обосновать необходимость его исследования последовательного повседневного, обоснованного использования в процессе деятельности органов местного самоуправления.

4. Проанализировать основания позитивной и негативной правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, а также механизм ее применения.

5. На основе системного анализа выявить специфику применения юридической ответственности к органам и должностным лицам местного самоуправления и обосновать необходимость введения в научный оборот понятия «муниципально-правовая ответственность».

6. Разработать научно обоснованные предложения по совершенствованию законодательства в области регулирования применения юридической ответственности к органам и должностным лицам местного самоуправления.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, урегулированные законами и подзаконными актами, складывающиеся в сфере применения ответственности к органам местного самоуправления и их должностным лицам.

Предмет исследования составляет нормативно-правовая основа, порядок, основания и особенности обращения к институту юридической ответственности в сфере деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания и основанные на нем частнонаучные методы исследования, позволяющие изучать явления окружающей действительности в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности как на теоретическом уровне (системный, сравнительно-правовой, формально-юридический, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), так и на эмпирическом (статистический, исследование документов, печатных изданий, сообщений средств массовой информации). Широко использовались положения общей теории права и отраслевых юридических наук.

Учитывая то обстоятельство, что юридическая ответственность представляет собой сложное, многогранное правовое явление, одним из основных средств исследования стал системный подход, что позволило дать комплексный анализ порядка и оснований использования института юридической ответственности по отношению к органам и должностным лицам местного самоуправления.

На основе сравнительно-правового метода удалось выявить специфические черты, присущие только институту юридической ответственности применяемого к органам и должностным лицам местного самоуправления, отграничить его от других институтов местного самоуправления.

Формально-юридический и статистический методы использовались при анализе юридических норм, закрепляющих основания, виды и меры юридического воздействия на органы и должностных лиц местного самоуправления. С учетом результатов проведенного анализа предложены меры, направленные на совершенствование механизма применения > института юридической ответственности к указанным субъектам и законодательства, регламентирующего его.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых-правоведов — специалистов в области общей теории права и государства, государственного, административного, гражданского и муниципального права: С. С. Алексеева, Н. С. Бондаря, С. Н. Братуся, Т. М. Бялкиной, Н. В. Витрука, И. В. Выдрина, И. А. Галагана, А. Г. Гладышева, П. П. Глущенко, Ю. А. Денисова, H.A. Емельянова, Ю. П. Еремеенко, О. С. Иоффе, М. А. Краснова, Р. И. Косолапова, В. Н. Кудрявцева, O.E. Кутафина, A.B. Лагуткина, Б. М. Лазарева, В. В. Лазарева, О. Э. Лейста, В. О. Лучина, Н. С. Малеина, B.C. Маркова, П. Е Недбайло, Б. Л. Назарова, А. И. Петелина, А. Н. Писарева, Н. В. Постового, В. В. Пылина, Т. Н. Радько, Л. А. Ревенко, Ф. М. Рудницкого, И. С. Самощенко, М. С. Строговича, В. В. Таболина, Ю. А. Тихомирова, В. И. Фадеева, М. Х Фарукшина, М. А. Чернышева, М.Д.

Шаргородского, К. Ф. Шеремета, Е. С. Шугриной, Л. С. Явича и других авторов.

Нормативную базу исследования составили Европейская Хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации, уставы и иные нормативно-правовые акты муниципальных образований.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней предпринята попытка на основе анализа правовых нововведений в этой области раскрыть содержание института юридической ответственности применяемой к органам и должностным лицам местного самоуправления, показать его место в системе институтов местного самоуправления. В диссертации также сформулирован ряд теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового механизма применения юридической ответственности к органам и должностным лицам местного самоуправления.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совокупность правовых норм, регулирующих применение юридической ответственности к органам и должностным лицам местного самоуправления, представляет собой комплексный институт, в котором по предметному признаку объединены разнообразные по своей природе правовые нормы. В его основе лежат нормы конституционного, административного, муниципального, гражданского и других отраслей права. Однако правовая база применения ответственности к указанным субъектам не образует прочной, единой системы норм, обеспечивающих ее порядок и особенности, законность деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. В нормативных актах (соответствующие главы и статьи), закрепляющих основания и процедуру применения юридической ответственности к органам и должностным лицам местного самоуправления, содержатся неточности теоретического и практического характера. Имеют место явные пробелы в правовом регулировании рассматриваемых общественных отношений.

2. Целесообразно ввести в научный оборот понятие «муниципально-правовая ответственность», которая является отраслевым видом ответственности одноименной отрасли права и представляет собой правоотношение, в котором на субъекта (орган или должностное лицо) возлагается правовая обязанность выполнять условия деятельности по достижению определенных результатов, а в случае нарушения этих условий претерпевать определенные правовые последствия негативного характера. При этом позитивная муниципальная ответственность представляет собой общее, а негативная — конкретное правоотношение. Данный вид ответственности охватывает отношения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. В ней сочетаются политические и правовые меры ответственности.

3. Следует различать юридические факты, которые являются основанием наступления юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, с одной стороны, и юридические факты, с которыми связывается изменение и прекращение ответственности, с другой.

По форме выражения юридические факты, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение наступления юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, являются сложными, то есть нормы права предполагают несколько обстоятельств, в совокупности являющихся основанием ее возникновения, изменения и прекращения.

4. В основаниях и особенностях наступления юридической ответственности представительных и исполнительных органов местного самоуправления (выборных должностных лиц) нет принципиальной разницы. Исполнительные органы (органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции, должностные лица, наделенные полномочиями по осуществлению таких функций) несут муниципально-правовую ответственность на общих основаниях с представительными органами местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. Определенной спецификой обладают лишь некоторые формы контроля и процедура наступления негативной правовой ответственности исполнительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

5. Досрочное прекращение полномочий органа местного самоуправления как форма применения юридической ответственности носит чрезвычайный характер, независимо от того, какой вид ответственности реализуется посредством ее применения ответственность перед населением или государством.

6. Особой формой применения юридической ответственности является отмена актов, издаваемых органами или должностными лицами местного самоуправления.

7. Требуется совершенствование правового регулирования применения юридической ответственности к органам и должностным лицам местного самоуправления по следующим направлениям: а) закрепление на федеральном уровне рекомендательных моделей правового регулирования механизма применения ответственности к органам и должностным лицам местного самоуправленияб) четкое законодательное определение основания наступления муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государствомв) формирование нормативной основы государственного контроля и надзора за деятельностью соответствующих органов и должностных лиц.

Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертация ориентирована на дальнейшую разработку проблемы юридической ответственности в сфере местного самоуправления, использование ее результатов в научных исследованиях, проводимых в рамках общей теории права, а также отраслевых юридических науках.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что ее основные результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении учебных курсов: «Общая теория права и государства», «Конституционное право РФ», «Муниципальное право», «Административное право», «Гражданское право», при разработке учебных пособий, контрольных и курсовых работ.

Практические рекомендации по совершенствованию законодательства в данной области, изложенные в диссертации, могут быть использованы в законотворческой практике на различных уровнях (федеральном, субъекта РФ, муниципального образования).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе исследуются теоретические основы юридической ответственности в Российской Федерации, динамика ее содержания на современном этапе. Во второй главе проанализирована нормативная основа юридической ответственности указанных субъектов, рассматриваются основания и виды правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, механизм ее реализации. В третьей главе предлагаются конкретные пути совершенствования правового регулирования отношений юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. В заключении содержатся выводы по результатам исследования в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из наиболее эффективных форм юридической защиты местного самоуправления является установление системы эффективных мер юридической ответственности всех органов и должностных лиц, действующих в сфере муниципально-правовых отношений.

Проведенное исследование показало явный дефицит как теоретических исследований, так и нормативно-практических решений в сфере публично-правовой (конституционной и муниципальной) ответственности органов власти и должностных лиц.

В связи с этим' представляется прежде всего необходимым из всех видов ответственности (моральной, социальной, политической, юридической) выделить атрибутивные признаки последней. По мнению диссертанта, юридическую ответственность можно определить как форму применения к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер публично-правового принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной юридической нормы, в строго определенном для этого процессуальном порядке. Это сразу придаст ответственности данного вида большую строгость и определенность.

Также представляется не только возможным, но и необходимым к традиционным видам юридической ответственности — уголовной, административной, гражданской — добавить понятие публично-правовой ответственности (конституционной и муниципальной) как одного из видов юридической ответственности, которую несут органы и должностные лица публичной власти перед основными ее источниками — гражданином, народом, населением.

Данная ответственность выделена в качестве самостоятельной сравнительно недавно, поскольку в теоретическом плане данный вид ответственности близок к политической и включает в себя целый ряд общих признаков: вытекает из особенностей политических отношений и регламентирующих их социальных нормвозникает в процессе взаимоотношений между классами, нациями, иными социальными группами, государством и его органаминаступает не только за умышленные виновные действия, но и за непрофессионализм, приспособленчество, опрометчивость в вопросах политики.

В то же время отличием публично-правовой ответственности от политической является ее близость к иным видам юридической ответственности, то есть действие основных принципов и целей, общих для всех видов юридической ответственности: законности, однократного применения наказания, объективности наказания, презумпции невиновности, неотвратимости наказания, своевременности наказания, целесообразности и гуманизма.

В связи с формированием этого самостоятельного вида ответственности требуется решить ряд практических вопросов. В частности: учитывая виновный, то есть осознанный характер действий лица, подпадающего под действие данного вида ответственности, дополнить действующее законодательство о государственной гражданской и муниципальной службе положением о возможности принудительного отстранения от должности недееспособного лица, с момента признания его таковым, то есть признать его неответственным за совершаемые им деяния и одновременно обезопасить от них граждан и юридические лицаучитывая возросшую на представительные органы публичной власти нагрузку и ответственность в нормотворческой сфере, закрепить принцип коллегиальной юридической ответственности всех представительных органов публичной власти, включая палаты.

Федерального Собрания Российской Федерации, вплоть до их роспуска за неудовлетворительную и противоправную нормотворческую деятельностьопираясь на опыт цивилизованных зарубежных государств (Франция, Италия, ФРГ и другие), включить Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в механизм оценки правомерности и целесообразности действий высших должностных лиц Российского государства и его регионовзаконодательно закрепить общие принципы правовой ответственности органов публичной власти всех уровней в виде единого Федерального закона «О публично-правовой ответственности органов государственной власти и местного самоуправления». Только единство требований в этом вопросе ко всем органам публичной власти приведет к реальному укреплению государственности и ответственности органов власти всех уровней.

Также необходимо четко и исчерпывающим образом определить полномочия органов местного самоуправления, а не предметы их ведения. Этот выбор должен быть подкреплен финансовыми ресурсами и жестким контролем за исполнением названными органами федерального и регионального законодательства и устава муниципального образования.

Режим публично-правовой ответственности тесно связан с эффективностью всей системы конституционного контроля. Поэтому в сфере конституционного правосудия необходимо: создать эффективный механизм принудительного исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерациипредоставить местному самоуправлению и его органам право на обращения в Конституционный Суд Российской Федерации в случаях нарушения их конституционных прав.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты:
  2. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года // Российская юстиция. 1996. № 9. С. 2−5.
  3. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрайт, 2003. — 48с.
  4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. от 16 октября 2006 г.) // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011- 2006. N 43. Ст. 4411.
  5. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. от 5 февраля 2007 г.) // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447- 2001. N 7. Ст. 607- 2001. N 51. Ст. 4824- 2005. N 15. Ст. 1273- 2007. N 7. Ст. 829.
  6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. от 5 апреля 2005 г.) // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1- 2001. N 51. Ст. 4825- 2003. N 27 (часть I). Ст. 2698- 2005. N 15. Ст. 1274.
  7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изм. от 2 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012- 2004. N 31. Ст. 3216- 2004. N 45. Ст. 4377- 2005. N 14. Ст. 1210- 2006. N 1. Ст. 8- 2007. N 41. Ст. 4845.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г.: Офиц. Текст: последняя редакция. М.: Юрайт-Издат. 2008. — 308 с.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации: В 4-х частях: По состоянию на 20 апреля 2008 года («Российская Федерация. Законы»). — М.: ГроссМедиа. 2008.
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: (По сост. на 20 февр. 2008 г.). М.: ГроссМедиа, 2008. — 272 с.
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации на 15.03.2008 г. М.: ГроссМедиа. 2008. — 176 с.
  12. Федеральный закон от И апреля 1998 г. N 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1695.
  13. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. от 24 июля 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 8.
  14. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.
  15. Ст. 3427- 2007. N 1 (часть I). Ст. 40- 2007. N 6. Ст. 683- 2007. N 10. Ст. 1151- 2007. N 16. Ст. 1828- 2008. N 13. Ст. 1186.
  16. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 «О защите конкуренции» (с изм. от 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3434- 2007. N 49. Ст. 6079.
  17. Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.
  18. Федеральный закон от 4 августа 2000 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N32. Ст. 3330.
  19. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. от 14 декабря 1995 г.) // Сборник законодательных актов РФ, вып. VIII. 1993. Ст. 117- СЗ РФ. 1995. N51. Ст. 4970.
  20. г. Москвы от 25 февраля 2004 г. N 9 «О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве» (с изм. от 19 декабря 2007 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. № 1.
  21. г. Москвы от 13 июля 1994 г. N 14−60 «О статусе депутата Московской городской Думы» (с изм. от 18 октября 2006 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. № 59.
  22. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N1313) (с изм. от 4 марта 2008 г.) // СЗ РФ. 2008. N 10 (Часть II). Ст. 909.
  23. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849) (с изм. от 11 апреля 2008 г.) // СЗ РФ. 2008. N 16. Ст. 1673.
  24. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата
  25. Московской областной Думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации город Москва 24 декабря 1996 года» // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 348.
  26. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 708.
  27. Решения Тольяттинской городской Думы от 10 января 2001 г. N 116 «О Положении о порядке отзыва депутата Тольяттинской городской Думы» (с изм. от 31 октября 2001 г.) // ПС «Гарант».
  28. Решение Тверской городской Думы «О регламенте Тверской городской Думы» от 27 декабря 1996 г. № 30 (135) (с изм. от 24 октября 2003 года) // Вся Тверь. 2003. № 12.
  29. Решение городского Совета города Новосибирска «О регламенте городского Совета города Новосибирска» от 20 июня 1996 г. № 185 // Вечерний Новосибирск. 1996. № 102.
  30. Решение Кировской городской Думы «О регламенте Кировской городской Думы» от 9 апреля 1997 г. № 2/2 (с изм. от 24 сентября1997 г.) // Текущий архив администрации города Кирова.
  31. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) // ПС «Гарант».
  32. Закон СССР от 31 мая 1990 г. N 1526−1 «О статусе народного депутата СССР» (с изм. от 30 августа 1991 г.). Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N24. Ст. 443- 1991. N37. Ст. 1069.
  33. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Ведомости Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 29. Ст. 1011.
  34. Основной закон Федеративной Республики Германии // Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 1997.2. Монографии, книги:
  35. М.П., Дмитриев Ю. А. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. Ч. 1. Основы теории конституционного права. М.: Профобразование, 2002. — 334 с.
  36. А.Б. Административная ответственность. М.: Статут, 2000.250с.
  37. А.К. Проблемы ответственности в политико-административном управлении: региональный аспект: (По итогам социолог, опроса). Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кавк. акад. гос. службы, 2002. — 268 с.
  38. Е. Юридическая ответственность в государственном управлении:
  39. Соц.-правовой аспект). JL: ЛГУ, 1990. — 143 с.
  40. Административное принуждение и административная ответственность: Сб. нормат. актов / Сост. Ю. Н. Старилов. М.: БЕК, 1998. — 8124 с.
  41. A.A. Муниципальное право России: Учебник. М.:ЭКМОС, 2002. — 342 с.
  42. С. С. Общая теория права: Курс в 2 т. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1982.-359 с.
  43. С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М.: Госюриздат, 1961. — 187 с.
  44. С.С. Общая теория социалистического права: Курс лекций: Учеб. пособие: В 4 вып. Вып. 2. Свердловск, 1964. — 265 с.
  45. С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х томах. Т.1. -Свердловск, 1972. 396 с.
  46. П.Алексеев С. С. Структура советского права М.: Юрид. лит., 1975.-263с.
  47. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — 764 с.
  48. .Т. Юридическая ответственность: (Теор. вопр.). -Красноярск: Изд-во Краенояр. ун-та, 1985. 118 с.
  49. И.Н. Федеративная ответственность. Конституционно-правовые аспекты. М.: Изд-во Науч.-образоват. лит. РЭА, 1999. -156с.
  50. И.Н. Правовое пространство России: Вопросы конституц. теории и практики. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 495 с.
  51. Д.М. Административная ответственность: Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 1999.- 111 с.
  52. H.A., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм: (Гос.-правовые аспекты). Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985. — 154 с.
  53. Большая юридическая энциклопедия: Самое полное соврем, изд.: Более 2000 юрид. терминов и понятий. М.: ЭКСМО, 2007. — 688 с.
  54. Большой юридический энциклопедический словарь / Авт. и сост. А. Б. Барихин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Кн. Мир, 2007. — 792 с.
  55. С. Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950. -368 с.
  56. С.Н. Юридическая ответственность и законность: (Очерк теории). М.: Городец-издат, 2001. — 202 с.
  57. И.И. Административно-правовые санкции. М.: Юрид. лит., 1975.- 192 с.
  58. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979. — 229 с.
  59. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1985. — 175 с.
  60. A.M. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1974. — 160с.
  61. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике: (Конституц.-правовой аспект). Екатеринбург: УрГЮА, 1998.-205 с.
  62. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. М.: ИНФРА-М, 1999. — 448 с.
  63. .Н., Чернявский А. Г. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Велби, 2008. — 680 с.
  64. В.А. Понятие и особенности правового статуса субъектов местного самоуправления в Российской Федерации: Учеб.-метод, пособие. Новосибирск: Сиб. акад. гос. службы, 1997. — 27 с.
  65. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1972. -256 с.
  66. Гойман-Черванюк В. И. Очерк теории государства и права. М.: Роспед-агентство: МЮИ, 1996. — 326 с.
  67. А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М.: Славян, диалог, 1996. — 223 с.
  68. Н.И. Государственное (административное) управление: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 560 с.
  69. П.П., Пылин В. В. Муниципальное право. М., — СПб.: Питер, 2004.- 160 с.
  70. Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. JL, 1983.-141 с.
  71. H.A. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения.- Москва: Б.и.- Тула: ТИГИМУС, 1997. — 814 с.
  72. Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1980. — 159 с.
  73. A.A. Справочник по теории государства и права: Основные категории и понятия. М.: Экзамен, 2006. — 512 с.
  74. В.Г., Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп., — М.: ИКУ «Март" — Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2007. 368 с.
  75. О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права М.: Госюриздат, 1961. — 381 с.
  76. Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972. — 472с.
  77. М.И. Понятие преступления в советском уголовном праве. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. 203 с.
  78. Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000.
  79. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административныхправонарушенях (постатейный) с постатейными материалами / Авт. и сост. B.C. Чижевский. М.: Кн. Мир, 2006. — 1136 с.
  80. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Верховный суд РФ- Отв. ред. В. М. Лебедев. 8-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2008. — 902 с.
  81. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // ПС «Гарант».
  82. А.Н., Копысалова С. Г. Муниципально-правовые отношения. Омск: Ом. гос. ун-т, 2001. — 207 с.
  83. Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М.: Политиздат, 1969. — 96 с.
  84. М.А. Ответственность в системе народного представительства: (методологические подходы). М.: ИГПАН, 1995. -56 с.
  85. М.А., Мухамеджанов А. З. Народный депутат: отчетность и ответственность. Ташкент: Узбекистан, 1991. — 87 с.
  86. Н.Е., Серебренникова A.B. Уголовное право зарубежных стран: (Англии, США, Франции, Германии). 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Зерцало, 1998.-201 с.
  87. В.Н. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М.: Городец: Формула права, 1999. — 766 с.
  88. O.E. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. -443 с.
  89. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008. -672 с.
  90. .М. Государственное управление на этапе перестройки. М.:1. Юрид. лит., 1988. 320 с.
  91. О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву: (Теорет. пробл.). М.: Изд-во МГУ, 1981. — 239 с.
  92. A.B. Конституция и общественная практика: Моногр. М.: Юрид. фирма «Частное право», 2004. — 364 с.
  93. Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. -М.: Юрид. лит., 1985. 192 с.
  94. Г. В. Социалистическое право и свобода личности: (Теорет. вопросы). М.: Юрид. лит., 1968. — 143 с.
  95. C.B. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. М.: ООО «Городец-издат», 2001. — 176 с.
  96. Н.И. правовая система и личность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.-293 с.
  97. Муниципальное право: Вопросы и ответы: Учеб. пособие / Под. ред. А. И. Коваленко. М.: Новый Юрист, 1998. — 216 с.
  98. Муниципальное право: Учебник / Под. ред. А. И. Коваленко. М.: Новый Юрист, 1997. — 368 с.
  99. Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: МЦПЛУ, 1999. — 512 с.
  100. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 264 с.
  101. .Л. Социалистическое право в системе социальных связей: (развитие взглядов на основные внутр. и внеш. связи соц. Права). М.: Юрид. лит., 1976. — 311 с.
  102. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. В. В. Лазарева. М.: СПАРК, 1997. — 599 с.
  103. П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов: Изд-во Львовского ун-та, 1959. — 169 с.
  104. B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. М.:1. Наука, 1983. 366 с.
  105. С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. — М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2006.- 1200 с.
  106. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. — 520 с.
  107. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. — Т. 1−2.
  108. Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. / Под ред. М. Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп., — М.: Зерцало, 2001. — Т. 2−3.
  109. А.И. Проблемы правовой ответственности в социалистическом обществе. Учеб. пособие. Омск: Ом. высш. школа милиции, 1976. — 120 с.
  110. Н.В. Муниципальное право России: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2000. — 351 с.
  111. Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2002. -155 с.
  112. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп., — М.: Норма, 2008. — 784 с.
  113. В.В. Основы местного самоуправления. Учеб. пособ. СПб: СПб институт внешнеэкономических связей, экономии и права, общество «Знание» СПб и Лен. области, 1998. — 222 с.
  114. В.В. Народовластие в системе местного самоуправления: Монография. СПб: СПб институт внешнеэкономических связей, экономии и права, общество «Знание» СПб и Лен. области, 1998.-257 с.
  115. Т.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. — 576 с.
  116. Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А. Я. Сухарев. М.:1. ИНФРА-М, 1999.- 1110 с.
  117. .В. Административные правонарушения: Энцикл. Словарь. М.: НОРМА, 2003. — 448 с.
  118. Самощенко И. С, Фарукшин М. Х. Сущность юридической ответственности в советском обществе. М.: о-во «Знание» РСФСР., 1974. 44 с.
  119. Самощенко И. С, Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М.: Юрид. лит., 1971. — 240 с.
  120. Ф.Т. Происхождение действующего права. М.: Academia, 1997. — 160 с.
  121. Советское административное право: Учебник / Под ред. П. Т. Василенкова. М.: Юрид. лит., 1981. — 464 с.
  122. В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М.: Юрид. лит., 1976. — 142 с.
  123. Л.И. Теория государства и права. М.: Проспект, 2001.-297с.
  124. А.Я. Контрольная деятельность Советов: Состояние и резервы перестройки. М.: Политиздат, 1987. — 303 с.
  125. В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1973. 456 с.
  126. Теория государства и права: Курс лекций: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Зерцало, 1997. — 475 с.
  127. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юристь, 2001. — 592 с.
  128. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Рассолова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.-735 с.
  129. Теория государства и права: Учебно-метод. пособие / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, 2001. — 640 с.
  130. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. М., 2000. — 645 с.
  131. И.В. Административная ответственность: Учебное пособие. М.: ИКУ «Март" — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004. — 288 с.
  132. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник для вузов / Моск. гос. юрид. академия- Под ред. А. И. Рарога. М.: Проспект, 2008.-704 с.
  133. Уголовное право буржуазных стран. Общая часть: Сб. законодат. актов. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990. — 380 с.
  134. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. — 278 с.
  135. Учебник по публичному и частному праву: В 2 т. Т. 1. Публичное право / МГИМО (У) МИД России- Под общ. ред. Г. П. Тлстопятенко. -М.: Статут, 2008. 494 с.
  136. В. И. Муниципальное право России: Учебник. М.: Юристъ, 1994.- 159 с.
  137. В.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2006. — 704 с.
  138. Ф. Конституционная ответственность лиц, занимающих наивысшие государственные посты в Польше. Избранные труды конституционного права. Памятная книга в честь А. Бурды. Люблин, 1985. — 248 с.
  139. М.Д. Стадии юридической ответственности: Учеб. пособие. М.: Кн. мир, 1998. — 168 с.
  140. Е.С. Организационные основы местного самоуправления: Учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Сиб. акад. гос. службы, 1997.-213с.
  141. А.И. Правовая ответственность должностных лиц аппаратагосударственного управления. Киев: Наук, думка, 1980. -133 с.
  142. .С. Конституционные основы свободы личности в СССР. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. 137 с.
  143. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин, М.: Юристъ, 2001. — 1272 с. 3. Статьи:
  144. М.П. Конституционно-правовые санкции и конституционно-правовая ответственность // Государство и право. 2005. № 7. С. 85−89.
  145. М.П. система юридической ответственности в современной России // Государство и право. 2007. № 7. С. 25−32.
  146. А.К. Ответственность региональной политической власти: анализ и технологии (на примере ЮФО) // Власть. 2004. № 6. С. 28−37.
  147. Административная ответственность: вопросы теории и практики: (Восьмые «Лазаревские чтения») // Государство и право. 2005. № 1. С. 5−27.
  148. И.А. Муниципально-правовая ответственность как комплексный институт юридической ответственности // Государство и право. 2006. № 7. С. 90−99.
  149. В.П. Административная ответственность и проблемы административного права // Государство и право. 2000. № 10. С. 13−42.
  150. Г. В. Ответственность органов управления перед Советами // Советское государство и право. 1981. № 5. С. 3−9.
  151. H.H. Ответственность власти // Власть. 2000. № 1. С. 8−16.
  152. A.B., Кондрашев A.A. Совершенствование законодательного регулирования института конституционно-правовой ответственности субъектов РФ // Государство и право. 2004. № 8. С. 39−49.
  153. A.A. Актуальные вопросы работы прокуратуры по надзору за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации //
  154. Прокурорский надзор за исполнением законов: прошлое и настоящее. -М., 1998. С. 33−35.
  155. К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура//Государство и право. 1999. № 12. С. 12−20.
  156. В.В., Бойцова JI.B. Интерпритация принципа ответственности государства за ущерб, причиненный гражданам, в практике Конституционного Суда РФ // Государство и право. 1996. № 4. С. 4858.
  157. Ю.А., Измайлова Ф. Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. С. 88−96.
  158. H.A. Иванкин В. И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2000. № 6. С. 12−17.
  159. Ю.П., Рудинский Ф. М. Проблема ответственности в советском государственном праве // Юридическая ответственность в советском обществе. Вып. 9. Волгоград, 1974. С. 29−33.
  160. М.И. О сущности и понятии административно-правового принуждения // Государство и право. 2006. № 10. С. 22−30.
  161. М.А. Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Власть. 2008. № 1. С. 75−78.
  162. A.A. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы // Государство и право. 2003. № 6. С. 66−69.
  163. А.И. О классификации мер государственного принуждения / Государство и право. 2006. № 3. С. 5−13.
  164. А. О некоторых проблемах развития института административной ответственности // Гос. служба. 2008. № 1. С. 55−61.
  165. Н.М. Конституционная ответственность самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. № 2. С. 86−91.
  166. М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Государство и право. 1993. № 6. С. 4656.
  167. В.И. Конституционное правоотношение и юридическая ответственность // Государство и право. 2007. № 6. С. 13−20- № 7. С. 1724.
  168. В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. № 1.
  169. И.В. Концепция позитивной административной ответственности в теории и праве // Государство и право. 2006. № 8. С. 29−37.
  170. И.В. Система административных наказаний: понятие и признаки // Государство и право. 2005. № 4. С. 18−27.
  171. Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. 1994. № 6. С. 23−32.
  172. М.Я. Законодательство субъектов РФ об административной ответственности: правотворчество и центробежные импровизации // Государство и право. 2005. № 10. С. 34−41.
  173. М.Я. Предупредительно-профилактические аспекты региональных законов об административной ответственности // Государство и право. 2008. № 1. С. 30−36.
  174. М.С. Конституционные основы взаимоотношений органов публичной власти // Государство и право. 2007. № 3. С. 13−19.
  175. B.B. К вопросу о соотношении моральной и юридической ответственности в социалистическом обществе // Проблемы правоведения. Новосибирск, 1967.
  176. JT.A. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2000. № 3. С. 20−37- № 4. С. 15−30.
  177. Т.Г. Конституционное судопроизводство на федеральном и региональном уровнях: реальность и перспективы // Общественные науки и современность. 2003. № 3. С. 73−81.
  178. .И. Государственное принуждение как правовая категория: (Теор. формула отношения принуждения к государству и праву) // Государство и право. 2007. № 12. С. 5−14.
  179. С.Г. Общая теория наказаний в свете общей теории юридической ответственности и общей теории политических режимов // Государство и право. 2007. № 8. С. 55−61.
  180. Т.Н. Юридическая ответственность как общая форма реализации социальных функций права // Труды Высшей следственной школы МВД СССР. Вып.9. Волгоград, 1974. С. 16−24.
  181. В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12. С. 64−72.
  182. В.В. Ответственность как принцип власти // Социально-политический журнал. 1998. № 4. С. 63−81.
  183. A.A., Скрынников Б. М. Законы субъектов Российской Федерации в системе правовых основ местного самоуправления // Журнал российского права. 1999. № 9. С. 63−77.
  184. A.A., Розенфельд В. Г. Административный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления // Государство и право. 2002. № 12. С. 25−30.
  185. В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности: (Обзор науч. конф.) // Государство и право. 2002. № 2. С. 114−121.
  186. A.A. О некоторых спорных вопросах общей теории юридической ответственности //Правоведение. 1968. № 1. С. 50.
  187. Н. Кирпичи и кирпичики государственности // Российская Федерация сегодня. 1999. № 24. С. 28−31.
  188. В.Г. Понятие юридической ответственности и ее регулятивно-охранительная природа // Государство и право. 2007. № 9. С. 87−92.
  189. Д.В. Историко-правовые и теоретические проблемы инкорпорации положений Европейской хартии местного самоуправления в российскую правовую систему // Государство и право. 2005. № 4. С. 67−77.
  190. H.H. Классификация ответственности (ее виды) органов и должностных лиц местного самоуправления в муниципально-правовой науке // Государство и право. 2007. № 11. С. 40−48.
  191. Д.В. Свобода личности и юридическая ответственность // Государство и право. 2005. № 3. С. 103−108.
  192. Шон Т. Д. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7. С. 35−43.
  193. Т.Э. Проблемы исполнения федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ решений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Государство и право. 2001. № 9. С. 92−98.
  194. Е.С. Как отозвать депутата // Российская Федерация сегодня. 1999. № 12. С. 31.
  195. А.Е. Отрешение Президента от должности и уголовное право // Вестник Московского университета. Серия «Право». 1994.№ 5. С. 51−53.
  196. Диссертации и авторефераты диссертаций:
  197. .Т. Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советстком обществе: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Киев, 1968. — 17 с.
  198. М.С. Юридическая ответственность: основание, виды, субъекты. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1998. — 159 с.
  199. H.A. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционно-правовой и институциональный анализ: Дис.. д-ра юрид. наук. М., 1998. — 373 с.
  200. М.А. Ответственность в системе народного представительства: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1993. — 22 с.
  201. О.Э. Теоретические проблемы санкций и ответственности по советскому праву: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: МГУ, 1978. -27 с.
  202. В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1993. — 21 с.
  203. Е. И. Административная ответственность должностных лиц в СССР: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1976. — 20 с.
  204. В.В. Представительные органы местного самоуправления: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / С. Петер, юрид. ин-т. СПб., 1996. -18 с.
  205. В.В. Правовые и организационные основы деятельности администрации муниципальных округов (районов) в городе Москве:
  206. Автореф. дис.. канд. юрид. наук / Акад. м-ва внутр. дел. Рос. Федерации. М., 1994. — 30 с.
  207. О. А. Конституционные основы ответственности государственных органов: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / АН СССР, Ин-т гос-ва и права, 1986. 18 с.
  208. М.Д. Стадии юридической ответственности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / Юрид. ин-т МВД России. М., 1996. — 23 с.
  209. А.П. Ответственность в системе законодательства: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1989. 208 с.
  210. Е.В. Проблемы правовой ответственности в условиях развитого социалистического общества (вопросы теории): Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1981.- 190 с.
  211. А.И. Юридическая ответственность должностных лиц аппарата государственного управления: дис.. канд. юрид. наук. Киев, 1978. -180 с.
Заполнить форму текущей работой