Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий
В современных условиях востребован специалист с развитой коммуникативной компетентностью, обеспечивающей эффективное общение, успешность социального и профессионального взаимодействия, действий в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях. Однако развитию коммуникативной компетентности студентов препятствуют такие психолого-педагогические факторы, как личностные особенности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий
- 1. 1. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий
- 1. 2. Проблема Интернет-общения как средства интерактивного взаимодействия в образовательной среде обучения
- 1. 3. Психолого-педагогические факторы, препятствующие развитию коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий
- 1. 4. Программа развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий
2.1. Организация экспериментальной работы и обоснование методов изучения психолого-педагогических факторов, препятствующих развитию коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.
2.2. Анализ психолого-педагогических факторов, препятствующих развитию коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.
2.3. Анализ результативности экспериментальной работы по развитию коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий
Выводы по главе 2.
Список литературы
- Абрамов, М.Г. Изменение самоотношения пользователей при освоении информационных технологий/ Журн. Вестник университета управления. — 2007.-№ 5.-С.354−359.
- Абрамов, М.Г. Интернет как инструмент трансформации личности / Журн. Экология и жизнь. 2006. № 5 (54). — С.38−41.
- Акопов, Г. В. Историко-культурный подход к общей и уровневой структурации общения // Материалы конференции «Общение 2006: на пути к энциклопедическому знанию». — Психологический институт РАО. — М., 2006. — С.14−18.
- Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения. Проблема общения в психологии. М. — 1981.-С.218−241.
- Абульханова-Славская, К. А. Личность в процессе деятельности и общения // Психология личности: В 2 т. Хрестоматия. Т.2. Самара, 2002. С. 301−330.
- Алтунина, И. Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (С помощью видеотренинга): Дис.. канд. психол. наук: Москва, 1999 213 с.
- Андреев, A.A. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / A.A. Андреев, В. И. Солдаткин // МЭСИ. М. — 1999. — 196 с.
- Андреева, Г. М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. М.: Наука. 1984. — разд. 2. гл. 5. — С. 86.
- Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности// психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 207−213.
- Апель, Карл-Отто. Коммуникативное сообщество как трансцендентальная предпосылка социальных наук // Апель К. О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001.
- Арестова, О.Н. Мотивация пользователей Интернета / О. Н. Арестова, JI.H. Бабанин, А. Е. Войскунский // Материалы конференции Реларн 98 -http://www.relarn.ru: 8080/conf/conf98/rep 165.html.
- Арестова, О. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета/ О. Арестова, JI. Бабанин, А. Войскунский // Тез. докл. 2-ой Рос. конф. по экологической психол, 12−14 апр. 2000 г. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. — С. 245−246.
- Арефьев, П.Г. Интеграция Российского академического сообщества в глобальные коммуникации/П.Г. Арефьев// Социологический журнал. 2001. — № 2. URL: http://knowledge.isras.ru/sj/
- Аршинов, В.И. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации/ Аршинов В. И., Данилов Ю. А., Тарасенко В. В. // Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997.
- Аршинов, В.И. Синергетическая парадигма/ А. И. Аршинов и др. -Серия Монография. М.: изд-во Прогресс-Традиция, 2007. — 592 с.
- Асафьев, В. А. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет/ В.А. Асафьев// Конф. «Психология XXI века». Санкт-Петербург, 24.04.2001 26.04.2003. Секция: «Психология общества». Доклад.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М., 1984.
- Астляйтнер, Г. Дистантное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000. С. 341−342.
- Афанасьев. В. Г. На пути к социальной кибернетике: Кибернетика и Диалектика / В. Г. Афанасьев. М., 1978. — С. 42.
- Бардиер, Г. Психологическое сопровождение естественного развития детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. — Спб.: 1996. — 126 с.
- Бевзенко. JI. Синергетическая парадигма и социальное познание: Материалы круглого стола «Общество и социология на пороге третьего тысячелетия», март 1999 г. Киев: 1999, — № 3. — С.29−30.
- Бандура А. обоснованию социокультурного подхода в исследованиях виртуальной реальности / Е. П. Белинская. URL: http://www.isn.ru/ info/seminar-doc.
- Белинская, А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью / А. Е. Белинская, А. Е. Жичкина. http://flogiston. df.ru/ projects/articles/strategy, shtml.
- Бездухов, В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя / В. П. Бездухов, С. Е. Мишина, О. В. Правдина. -Самара. 2001.
- Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М. 1999, С. CLIV-CLIX.
- Беляева A.B., Коул М. Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития // Психологический журнал, 1991, т. 12, № 2, с. 145−152.
- Бергер. П., Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М. — 1995. — 145 с.
- Бердеханов, В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования: Психологические проблемы самореализации личности / В. П. Бердеханов. сб. н. тр. вып.З. — Краснодар, 1998. — С. 50.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: 1986 — 97 с.
- Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бордийяр. М.: Рудомино, 2001. 218 с.
- Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко //Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94. Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма «Класс». 2001. — 336 с.
- Богомолова, H.H. Социально-психологический тренинг и проблема познания человеком самого себя. В кн.: Личность в системе коллективных отношений/ Н. Н. Богомолова, JI.A. Петровская. — М., 1980. — С. 33−34.
- Бодалев, A.A. Психология общения: Избранные психологические труды.-2-е издание. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж.: НПО, МОДЕК, 2002. — 256 с.
- Бодалев, A.A., Общая психодиагностика/ A.A. Бодалев, В. В. Столин. — М.: Речь, 2002.-265 с.
- Брушлинский, A.B. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В. В. Знаков. -М.: Инфра-М, 2003. С. 330−346.
- Будинайте, Г. А. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта/ Г. А. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии.-1993.- № 5.- С.99−106.
- Биркенбиль, В. Коммуникационный тренинг: наука общения для всех-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 352 с.
- Бурлачук, Л. Ф Словарь-справочник по психодиагностике: Изд. 2-е, перераб. и доп. Серия «Мастера психологии"/ Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 2002. — 528 с.
- Вачков, И.В. Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. СПб, Речь, 2004 г., С. 69.
- Васильева, И.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий/ Васильева И. Н., Осипова Е. М., Петрова H.H. // Журн. Вопросы психологии. 2002. — № 3.- С. 54−62.
- Вахромов Е.Е. Экзистенциальные мотивы аномального поведения/ Вахромов Е. Е // Прикладная психология и психоанализ. 2001. — № 1,2. С. 48−64.
- Вербова, К.В. Формирование личности в общественно-педагогической деятельности: Общение и формирование личности/ К. В. Вербова. Гродно, 1984.-С.11−23.
- Взятышев, В.Ф. Введение в методологию инновационной проектной деятельности: уч. для вузов. М: „ЕЦК“, 2002. 119 с.
- Вербицкий, A.A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе / A.A. Вербицкий // Журн. Вопр. психологии. 1987. — № 3. — С.31 — 39.
- Вербицкий, A.A. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы / A.A. Вербицкий. Жуковский.: МИМ ЛИНК, 2000.-42 с.
- Войскунский, А.Е. Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А. Е. Войскунского // тематический раздел: Социология коммуникаций. — М.: Можайск-терра. 2000. — 431 с.
- Войскунский, А.Е. Я говорю, мы говорим: очерки о человеческом общении. -М.: Знание, 1982. 192 с.
- Волков, O.A. Массовые коммуникации в постмодернистской традиции/ O.A. Волков// Ломоносовские чтения сб. ст. Россия и социальные изменения в современном мире. М: Изд-во МАСС Пресс, 2004. — Т.2. — № 4. — С. 86−91.
- Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи: учеб. пособие / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. — Екатеринбург Н. Тагил.: 1995. — 56 с.
- Выготский, Л. С. Научное наследство/ Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т./ под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984.- Т.6. — 400 с.
- Выготский, Л. С. Проблемы развития психики/ Л.С. Выготский// Собр. соч. в 6 т./ под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.- Т.З. — С. 133 163.
- Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Новые ценности образования. Вып. 6. 1996. 31 с.
- Гейхман, JI.K. Социально-психологический тренинг как средство анализа и коррекции индивидуального стиля общения // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. — С. 98−100.
- Готовность России к информационному обществу. Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития: аналит. докл./ под ред. С. Б. Шапошника. -М.: Ин. развития информационного общества, 2004. 147 с.
- Гончарова, Н. JI. Категории „компетентность“ И „компетенция“ в современной образовательной парадигме / Н. Л. Гончарова // Сб. научных трудов СевКавГТУ. Серия „Гуманитарные науки“. 2007. — № 5. — С. 85−89.
- Глуханюк, Н.С. Психологическое сопровождение и поддержка профессионально-педагогического образования// Образование и наука. 1999. № 2.-С. 143−151.
- Грязнова, Е. Компьютерное общение как социальный феномен: автореф. дис.. канд. филос. наук: защищена 12.05.2001 / Е. Грязнова Нижний Новгород: НГАСУ, 2001 г. — 20 с.
- Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания// Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М. 1987. — 48 с.
- Давыдов, В.В. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем / В. В. Давыдов и др. // Журн. Психол. наука и образование. 1996. — N 2. — С. 68−72.
- Дацюк, С.А. Парадоксальная интенция свободы в Internet/ С. А. Дацюк. -1997. URL: http://www.uis.kiev.ua/russian/win/~xvzypar int. html).
- Добрович, А. Б. Общение: наука и искусство/ А. Б. Добрович.-М.: АОЗТ Яуза В. Секачев, 1996.-255 с.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения/ А. Б. Добрович. М.: Изд-во Просвещение. 1987. — 207 с.
- Доронина, O.B. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление// Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С.25−29.
- Дубровский, Д. И. Исследование самоорганизующихся систем и глобальные проблемы современности / Д. И. Дубовский // Философские науки. 1978. № 2. — С. 133.
- Емелин, В.А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна // Философские науки.- 1998. № 1. — С.3−17.
- Еремеева, Н. / 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов / Н. Еремеева. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 128 с.
- Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. — 336 с.
- Жичкина, А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете / А. Жичкина // журн. Мир психологии, 1999. № 3. — с. 72−80.
- Жичкина, А.Е. Результаты исследования поведения в Интернете / А. Е. Жичкина, К. Ю. Ефимов. URL: http://flogiston.df.ru/projects/oprosrezults.shtml
- Жичкина, А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. Опубликовано 14.02.1999 г. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf
- Жуков, Ю.М. Введение в практическую и социальную психологию/Ю.М. Жуков, J1.A. Петровская, О. В. Соловьёва. М.: Смысл, 1996. 373с.
- Зайцева E.H. Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку: автореф. дис.. канд. псих, наук: защищена 15.06.2003/ E.H. Зайцева. -Ярославль: Изд-во Ярославского ГПУ, 2003. 23 с.
- Залесский, Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г. Е. Залесский. М: Изд-во Московского ун-та. — 1994. — 144 с.
- Зараковский, Г. М. Информационно-психологическая безопасность / Г. М. Зараковский, Г. Л. Смолян. М.: 1997. 195 с.
- Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномалии развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. М.: 1980. — 313 с.
- Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. -№ 4. — С. 23 — 30.
- Зотова, И.Н. Психолого-педагогическая поддержка коммуникативной компетентности студентов технического вуза: Автореф. дис.. канд. пс. н. -Ставрополь, 2006. 20 с.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования // Ректор вуза. — 2005. — № 6. — С. 13 — 29.
- Зиглер, Д Теории личности / Д. Зиглер, Л. Хьелл // 3-е изд. Серия Мастера психологии.: Изд-во Питер. — 2009. 607 с.
- Зинченко, В.П. Самораскрытие личности как социально-психологическое явление / Е. В. Зинченко // Журн. Прикладная психол. 1998. — № 5. — С.59−69.
- Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская.- Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2004. — 288 с.
- Иванов, Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема / Д. В. Иванов // Проблемы теоретической социологии / отв. ред. А. О. Бороноев //Межвуз. сб. СПб.: Изд-во СПУ, 2000. — вып.З. — С.282.
- Иванов, Д.В. Критическая теория и виртуализация общества/ Д. В. Иванов //Социологические исследования, 1999, № 1. — С. 35−37.
- Информационная и психологическая безопасность в СМИ: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А. И. Донцова и др.: в 2 т. -М.: Аспект Пресс, 2002.-Т 1. С. 168−175.
- Калиновская, Н.А. Информационная культура в структуре подготовки специалиста /Н.А. Калиновская // The library is the whole world: Research papers. Vilnius, (Information sciences- Vol.20) // на рус. яз.: 2002. — С.67−71.
- Каптерев, А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М.: Изд-во ИПО Профиздат, 2002. — 156 с.
- Каримов, Т.Х. Возможности планирования жизненного пути человека // Вопросы прогнозирования и планирования развития личности. Красноярск, 1985.-42 с.
- Карпенко, М.П. Концепция национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий // Вестник национального комитета „Интеллектуальные ресурсы России“. 2004. № 1. С. 9−16.
- Карпено, М.П. К проблеме создаиия типологии студентов СГА: труды СГУ/ М. П. Карпенко и др.// Вып. 78, — М.: СГУ, 2004.- 40 с.
- Карпенко, М.П. Телеобучение / М. П. Карпенко // Изд-во СГУ М.: СГА, 2008. — 800 с.
- Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. М., Наука, 1980. — 255 с.
- Концепция модернизации российского образования на 2006−2010 годы // утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р.
- Коул, М. Культурноисторическая психология. Наука будущего / М.Коул. М. 1997.-С. 38.
- Конопкин, O.A. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения / О. А. Конопкин // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989. — С. 147−165.
- Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 75 с.
- Кон, И. С. Категория Я в психологии / И. С. Кон // Психологический журнал. 1981. — Т.З. — № 5. — С. 46−51.
- Кораблина, Е.П. Методы диагностики стратегии поведения в ситуации общения/ Е. П. Кораблина, М. Ю. Ронгинский, М. К. Тутушкина. СПб. — 1993. -С. 70−78.
- Корнеев, И.К. Информационные технологии в управлении / И. К. Коренев, В. А. Машурцев. М.: ИНФА-М, 2001. -158 с.
- Корсунцев, И.Г. Философия виртуальной реальности // Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты / И. Г. Корсунцев. М., 1997.-52 с.
- Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р.Кочюнас. -М.: Академический проект, 1999. 240 с.
- Краснова, С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью / С. В. Кранова, и др. // Серия: Бросить легко! — Изд-во: Эксмо, 2008. — 224 с.
- Кравец, A.C. Постнеклассическое единство физики // Проблемы методологии постнеклассической пауки. М., 1992. — С. 140.
- Кузьмина, К.Е. Влияние компьютеризированной деятельности на межличностные отношения в юношеском возрасте. Психологические аспекты Интернет-среды / К. Е. Кузьмина // Тез. докл. межвуз. конф. Москва, 14 апр. 2004 г. М.: МГУ, 2004. — С.21−26.
- Кузнецова, H.A. Выявление особенностей самоотношения у интернет-зависимых подростков / Н. А. Кузнецова // 2005.
- Куламихина И.В. О коммуникативной компетентности специалистов в условиях глобализации экономики / И. В. Куламихина // Закон и право. -2006. № 4.- С. 62−64.
- Лабунская, В.А., Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. Пособие / В. А. Лабунская и др. М., 2001. -288 с.
- Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев // Вестник МГУ. 1996. — сер. 14. — № 4. — С. 32−37.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политздат, 1975. 302 с.
- Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000.
- Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции / Д. А. Леонтьев // Ученые записки каф. общ. псих. МГУ им. М. В. Ломоносова, вып.2 / под. ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. С.85−105,
- Леонтьев, А.Н. Знак и деятельность / А. Н. Леонтьев // Журн. Вопросы философии. 1975. № 7. — С. 17−21.
- Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов // М. -1964. С.18−21.
- Лепский, В.Е. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете (препринт) / В. Е. Лепский, А. Г. Рапуто. М.: Институт психологии РАН, 1999.-С. 44−50.
- Ломов, Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 151−164.
- Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст семиосфера — история / Ю. М. Лотман.- М.: Изд-во Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
- Либин A.B. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. -С. 109−124.
- Лисина, М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / М. И. Лисина. М.: 1978. — 299 с.
- Литвиненко Н. В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: Автореф. дис.. доктор псих. наук. -Самара, 2009.- 134 с.
- Луков, В.А. Исследование особенностей „компьютерной“ субкультуры: Социологический сб. Вып.7 / Институт молодежи, кафедра социологии / Под ред. В. А. Лукова. -М.: Социум, 2000. С.204−218.
- Львова, А. Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы / А. Львова, А. И. Рязанцева. Опубликовано 28.06.2004. URL. http://flogiston.ru/articles/netpsy/inettraining
- Лютова, С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): Курс лекций. М. 2002. — 181 с.
- Ляудис, В. Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1998. № 2. — С. 88−97.
- Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс / Д.Майерс. 4-е междунар. изд. (Мэтры психологии). — СПб.: Прайм-Еврознак. — 2007. — С. 79.
- Маслов, О.Р. Психика и реальность: типология виртуальности/ О. Р. Маслов, Е. Е. Пронина // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте М.: Росс. Ассоц. Искусств. Интеллекта. 1998. — С. 211−225.
- Матьяш, О.И. Что такое коммуникация и необходимо ли нам коммуникативное образование // Сибирь. Философия. Образование. № 6, 2002
- Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В. Ю. Меновщиков // 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. С. 109.
- Минаков, A.B. Социально-психологические аспекты взаимодействия человека с глобальными компьютерными сетями (Интернет). В сб. Тезисы докладов международной конференции ИОЛ-99. С-Пб., 1999. С. 333.
- Минияров, В.М. Педагогическая психология / В. М. Минияров. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 316 с.
- Медицинская энциклопедия большая/ под ред. А. Г. Елисеева, В. Н. Шилова, Г. В. Штун. М.: Эксмо-Пресс. — 2008. — 864 с.
- Моисеев, H.H. Компьютеризация, ее социальные последствия / H.H. Моисеев // Журн. Вопросы философии. 1987. N9. — С. 103−112.
- Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В. И. Моросанова // Психологический журнал. 2002. -№ 6. — С. 47−67.
- Мудрик, A.B. Социализация человека / A.B. Мудрик // учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений, 2-е изд., испр и доп., ВУЗ. М., 2007. — С. 304
- Мэй Ролло. Экзистенциальная психология. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс. — 2001. — 624 с.
- Мясищев, В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии // Материалы докладов Всесоюзного симпозиума. JL: 1970. — 426 с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев.- Воронеж.: Изд-во НПО МОДЭК, 1995. 361 с.
- Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования / М. М. Назаров. М., 2002. -144 с.
- Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной Психологии / У. Найссер М.: Прогресс, 1981.- 302с.
- Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.
- Нарицын, Н. Н. Дистанционная программа консультативно-дидактической психотерапии „Мастер-класс“ / Н. Н. Нарицын. 2004 С. 69. Опубликовано на http://www.naritsyn.ru/master/org/refer.htm.
- Нестеров, В. К вопросу о социальной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете URL: http://flogiston.df.ru/projects/ netmotivation.
- Никандров, B.B. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга/ В. В. Никандров // СПб.: изд-во Речь. -2003. с. 11.
- Носов H.A., Яценко Ю. Т. Параллельные миры. Виртуальная психология алкоголизма // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 2. — М.: Аграф, 1996.- 128 с.
- Носов, H.A. Виртуальная психология / H.A. Носов. М.: Аграф, 2000. — С 33.
- Носов, H.A. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность: философские и психологические аспекты / Н. А. Носов. М., 1997. С. 83−84.
- Обозов, H.H. Социально-психологический тренинг СПб.: ЛНПП „Облик“. — 2002. — 23 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г. М. М.: 1987. — 297с.
- Особенности социальной перцепции в Интернете / В. Н. Куницина и др. // Журн. Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 72−80.
- Парыгин, Б.Д. Структура личности / Б.Д. Парыгин- М.: Мысль, 1971. -Гл.7. 348 с.
- Павлова, Л.П. Организация коммуникативного процесса в образовательной практике / Л. П. Павлова // Язык. Культура. Коммуникация: материалы междунар. заочной научно-практической конф. Ульяновск: Изд-во Ульяновский гос. Ун-т, 2008. — Вып. 5. — С. 240−247.
- Петровский, В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности / В. А. Петровский // Журн. Вопросы псих. 2000. — Т. 4 (85). — № 4. — С. 17.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов // М. -1986.-С. 93−103.
- Плешаков, В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности / В. А. Плешаков // Проблемы педагогического образования: сб. научных ст. / под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. — М., 2005.-Вып. 21-С. 48−49.
- Поварницына, Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1987. — 22 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. Спб.: Питер, 2000. С.76−77
- Практическая психодиагностика/ под ред. Райгородского Д. Я. Самара.: 1998. 128 с.
- Пригожин, И. Время, хаос, квант / И. Пригожин, И Стенгерс: Пер. с англ.
- Данилова Ю.А. М., „Прогресс“, 1994 — 272с.
- Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс- пер. Ю. А. Данилова. М., 2001. — С. 135.
- Прохоров, A.B. Транстеоретическая программа изменения поведения и ее применение // Прохоров A.B., и др. // Журн. Вопросы психол. 1994, — № 2. С.113−122.
- Принципы самоорганизации / под ред. А. Я. Лернера. М., 1966. — С. 315.
- Прутченков, A.C. Тренинг личностного роста/ А. С. Прутченков. -М.: Творческая педагогика, 1993. 196 с.
- Психология не-зависимости: учеб. Пособие // Профилактика аддиктивного поведения / К. С. Лисецкий, Е. В. Литягина. — Самарский гос. ун.: Изд-во Универс-групп, 2003. 156 с.
- Психология // Словарь под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
- Психология индивидуального и группового субъекта: сб. ст. / под. ред. А. В. Брушлинского. М.: ПЕР СЕ, 2002. — 147 с.
- Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга / Библиотека психологии и психотерапии// пер. с англ. P.P. Муртазина. М.: Независимая фирма „Класс“. — 2000. — вып. 85.- 240 с.
- Пудикова, A.A. Киберпространство и перспектива формирования личностного бытия / А. А. Пудикова // Открытый междисциплинарный электронный журнал: Гуманитарная информатика. — вып. 2. — 2000.
- Пушкин, В. Г. Информатика, кибернетика, интеллект (Философские очерки) / В. Г. Пушкин, А. Д. Урсул. Кишинев.: Наука, 1989. Гл. 2. — 295 с.
- Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И Ракитов.-1991.-С. 32−33.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М., 2002.
- Расторгуева, Ю.П. Личностная обусловленность развития коммуникативной компетентности у студентов будущих специалистов посоциальной работе: диссертация. кандидата психол. наук: Краснодар, 2007 261 е., Библиогр.: с. 179−204 РГБ ОД, 61:07−19/573.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Рождерс. М.: 1994. С.65−78.
- Розин, В.М. Существование, реальность, виртуальная реальность/ В.М. Розин// Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.-С. 159−181.
- Розина, И.Н. Постановка задачки: исследование синхронной компьютерно-опосредованной коммуникации в образовании / И. Н. Розина. -М., 2002 С.476−480.
- Роттер, Дж. Теория социального научения (Дж. Роттер) / Н. И. Повякель. СПб.: Питер, 2005. — Рубрика: психология, педагогика URL: www.emdition.ru/referat.html
- Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: 1957. С. 412.
- Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: В 2 т. Хрестоматия. Т.2. Самара, 2002. — С.240−244.
- Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФА-М- Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. -224 с.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия / К.Рудестам. М.: Прогресс -Универс, 1993.-480 с.
- Седов, Е. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность. 1993. — № 5. — С.92—101.
- Серый, A.B. Система личностных смыслов : структура, функции, динамика/ A.B. Серый- науч. ред. М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, — 2004. — 272с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО Речь, 2002. — 350 с.
- Сидоренков, A.B. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы // журн. Вопр. психологии. 1998. № 4. — С. 21−29.
- Симоненко, В.Б. От индустриального к информационному обществу. // Социально-психологический журнал. — 1995. — N 4. — С. 208−218.
- Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Школа-пресс, 1995. — 383 с.
- Славская, А.Н. Личностная регуляция времени / А. Н. Славская // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 114−129.
- Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 461 с.
- Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. -М.: МГУ, 1989. 59 с.
- Социальная идентификация личности: сб. ст. / под. ред. В. А. Ядова. -М.: 1987.-95 с.
- Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности : дис.. канд. психол. наук: защищена 12.03.1992: утв. 24.08.1992 / Ю. В. Слюсарев. Спб.: 1992. — 158 с.
- Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. 304 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: 2001.
- Субботский, Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского и др. М.: Смысл, 1998. — С. 125−160.
- Сулер, Дж. Люди превращаются в Электроников. Основныепсихологические характеристики виртуального пространства. URL: http://flogiston. df.ru/projects/translate/electronic.shtml
- Тарасенко, B.B. Антропология Интернет: самоорганизация „человека кликающего“ / В. В. Тарасенко // Общественные науки и современность. -2000. № 5.-С.111−120.
- Тернер, В. Символ и ритуал / В. Тернет. М. Наука, 1983, — С. 197−202.
- Тихомиров, В.П. Электронное обучение и национальная образовательная реформа. Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2006. № 25 (313).
- Тихомиров, O.K. Информационный век и теория Л.С.Выготского / О. К. Тихомиров // Психологический журнал. 1993. — Т.14. — № 1. — С.37−52,
- Тихомиров, O.K. Среда Интернет-обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета / В. П. Тихомиров, В. И. Солдаткин, С.Л.Лобачев// Международная академия открытого образования. М.: Изд-во МЭСИ. — 2000. — 332 с.
- Тихомиров, O.K. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности / О. К. Тихомиров, Л.П.Гурьева//Психол. журнал, 1989. Т. 10. — № 2. — С. 28−38., С. 33−46.
- Тощенко, Ж.Т. Метаморфозы общественного сознания: ¦методологические основы социологического анализа// Социол. исслед., 2001.6. С. 8−14.
- Труды по социологии образования. Т.5. Вып. 7. / Под ред. В. С. Собкина. -М.: Центр социологии образования РАО, 2000. с. 395−430.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности. М., 2007. — в 2-х т. — 598 с.
- Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф.Уэбстер. — М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 30 300
- Психология (квалификация (степень) бакалавр). Утверждено приказом Минобрнауки РФ от 25.01.2010 г. № 63.
- Федоренко, Е. Ю. Возможности современной виртуальной среды и интернет-зависимость // Психология обучения. 2008. — № 6. — С. 34−46.
- Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Филонов, Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Л. Б. Филонов. М.: Наука, 1976. С. 296−315.
- Философский энциклопедический словарь, 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1991. — № 3, — С. 27−39.
- Форман, Н. Можно ли смоделировать реальность? Использование в психологии 3-х мерной среды, генерированной при помощи компьютера //Ментальная репрезентация: динамика и структура / Н. Форман, П.Вилсон.
- Форман, П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях / П. Форман, П. Вильсон // Психол. журнал. 1996. — Т. 17. -№ 2. — С.64−79.
- Хоружий, С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальной реальности / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 1997. — № 6. — С. 53−68.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−62.
- Фридман, Д. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия / Д. Фридман, Д.Комбс. М.: Класс, 2001. — 274 с.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
- Чистяков, А. В. Самопрезентация личности в культурном пространстве интернета / А. В. Чистяков // Известия ВУЗов Северокавказского региона. Общественные науки. Прил. 2006. — N 4. — С. 25−31.
- Чудова, Н.В., Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета / Н. В. Чудова, М. А. Евлампиева, Н. А. Рахимова. — М.: Медиапсихология. 2001.
- Чугунов A.B. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии /
- A.В.Чугунов // Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. 320 с.
- Чудов, Г. С. MUD современная форма виртуальной реальности // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте: М., 1998. -С. 295−305.
- Шаров, А. С. Система ценностных ориентации как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Автореф. дис.. д-ра психол. наук: защищена 17.03.2000 / A.C. Шаров. Новосибирск: изд-во ААЭП, 2000. 28 с.
- Шапиро, В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР /
- B.Д.Шапиро. М.: Наука. 1983. — С.82.
- Шалютин, С. Системно-кибернетические аспекты познания: искусственный интеллект / С.Шалютин. М.: изд-во Зинатне, 1985. С. 21−29.
- Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности: обзор основных концепций и методика исследования / Т. Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко// журн. Психолог, диагностика, 2005. -№ 3, — С. 95−129.
- Шевченко, И. Некоторые психологические особенности общения посредством Интернет. URL: http://flogiston.df.ru/projects/shevtchenko.shtml
- Шеффер, Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения / Б. Шеффер, Б. Шледер // Журн. Иностранная психология. 1993. — Т. 1. — № 1. — С. 74−77.
- Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002 — 480 с.
- Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. .д-ра. психол. наук. С.-Петерб. гос. Ун-т. СПб. 1995.- 252 с.
- Ядов, В. А О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов, и др. // Методологические проблемы социальной психологии. М. 1975. — С.416 -432.
- Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного образования // Журн. Вопросы психологии. 1995. — № 2. -С. 31−42.
- Яковлева Н., Перминова Л. Социокультурная функция образовательной технологии//Альма-Матер. 2005.- № 3. С.16−21.
- Davis, R.A., Flett, G.L., Besser, A. Validation of a new scale for measuring problematic Internet use: Implications for pre-employment screening.
- Dimbleby R., Burton G. More Than Words: An Introduction to Communication. L.-N.Y., 1998.
- Isaeva Т.Е. To the nature of Pedagogical Culture: Competence — Based approach to its Structure// Преподаватель высшей школы в XXI веке. Тр. Международной научно-практической интерконференции. — Ростов-на-Дону. -2003.
- Keen К. Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.), Instructional Design: Implementation Issues (111 — 122). Brussels: IBM Education Center, 1992.
- Mirabile R. J. Everything you wanted to know about competency modeling. Training and development, 1997, August. P. 73 77.
- Показатели (N=95) О* 1=27)
- Ср.значение Станд. Ср. Станд. отклонение значение отклонение
- Восприятие Интернета 10,05 3,72 21,52 5,00
- СКС Фактор, А 4,77 2,52 4,53 2,39
- СКС Фактор В 6,88 2,29 6,26 3,07
- СКС Фактор С 5,19 1,92 3,53 1,90
- СКС Фактор Е 6,19 1,58 6,79 1,87
- СКС Фактор в 6,50 2,00 5,58 1,92
- СКС Фактор Н 5,62 1,68 5,84 1,92
- СКС Фактор I 5,50 1,88 5,26 1,85
- СКС Фактор N 5,81 2,17 5,68 1,53
- СКС Фактор О 5,85 1,95 7,16 1,98
- СКС Фактор 02 4,69 1,93 5,05 2,59
- СКС Фактор 03 6,31 1,87 5,63 1,57
- СКС Фактор 04 4,58 2,06 4,58 1,98
- Личностная биография -ЖСО 3,87 0,58 3,56 0,94
- Личностная биография -ЖСР 3,65 0,49 3,44 0,79
- Личностная биография -ТЛ 3,72 0,39 3,51 0,75
- Личностная биография -ГЛ 4,08 0,52 4,07 0,56
- Личностная биография -ОКЛ 3,92 0,37 3,77 0,60
- Личностная биография — ближ. год 3,99 0,54 3,69 0,90
- Шутц 1е 4,92 1,88 4,00 3,12
- Шутц -1? 4,50 3,15 3,00 2,96
- Шутц -Су 3,17 3,61 3,11 3,10
- Шутц -Се 3,92 3,73 5,56 2,24
- Шутц -Ае 1,67 2,64 1,33 2,00
- Шутц -Алу 1,42 2,71 1,00 2,00
- СЖО ОЖ 109,05 16,12 99,17 12,22
- СЖО -Цели 32,62 * 5,06 28,22 4,26
- СЖО -Процесс 31,90 5,33 30,39 6,45
- СЖО -Результат 26,36 5,30 24,57 3,47
- СЖО -Лк-Я 22,60 3,79 20,48 3,19
- СЖО -Лк-Ж 31,71 4,89 30,52 4,19
- Эмпатия 18,70 13,70 7,33 12,12
- Самооценка Нравствен 3,90 0,51 3,95 0,71
- Самооценка -Воля 3,40 0,78 3,54 0,76
- Самооценка- Креативность 3,62 0,62 3,57 0,81
- Самооценка- Гармоничность 3,36 0,80 3,63 0,82
- Самооценка Общий уровень самооценки 3,72 0,45 3,59 0,66
- ССП Планирование 2,80 -3,02 2,29 -2,97
- ССП Моделирование -1,20 -2,45 -2,71 -1,44
- ССП Программирование 1,87 -3,11 1,71 -8,00
- ССП Оценивание результатов -0,47 -1,75 -0,71 -0,40
- ССП Гибкость 2,13 -5,25 1,00 -4,50
- ССП Самостоятельность 3,67 -5,22 4,29 -2,64
- ССП ОУС 7,80 -2,95 5,86 -2,56
- Сравнение выборок по характеристикам восприятия Интернета (опросник „Восприятие Интернета“ Е.А. Щепилиной)
- Характеристики восприятия Интернета и ъ р-1еуе1 Доп. Доп. 2*1з1(.е{1
- Отношение к сетевой субкультуре 201,00 4,561 511 0,5 27 95 0,2
- Нецеленаправленность поведения 294,50 3,487 201 0,488 27 95 0,348
- Мотивация использования Интернет 514,00 0,965 156 0,334 467 27 95 0,339 876
- Изменения состояния сознания 99,00 5,733 486 0,0 27 95 0,0
- Уход» в виртуальную реальность 169,50 4,923 445 0,1 27 95 0,0
- Общение 250,00 3,998 504 0,64 27 95 0,34
- Одушевленность компьютера 502,50 1,97 290 0,272 515 27 95 0,274 685
- Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный мир 327,50 3,108 032 0,1 884 27 95 0,1 553
- Шкала интернет-зависимости 101,00 6,501 090 0,0 27 95 0,0