Актуальность проблемы
Глубокие духовные, политические и социально-экономические преоб-разования, характерные для всех сфер жизни современной России, развитие рынка труда определяют необходимость опережающего развития системы высшего образования на основах гуманизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. На первый план выдвигаются вопросы повыше-ния эффективности высшего профессионального образования с точки зрения своевременного удовлетворения потребностей социума, адекватных проис-ходящим в нём изменениям.
Интенсификация образования диктует необходимость полноценного включения студентов в учебно-воспитательный процесс с первого дня их пребывания в вузе. Начальный период обучения специфичен своей напря-жённостью, важностью для личностного и профессионального становления, будущего специалиста. Поэтому естественно то внимание, которое уделяется учёными и педагогами-практиками личности начинающего студента, процес-су его вхождения в образовательную среду вуза и адаптации в ней.
Присмотревшись к учебному процессу в вузе, мы пришли к выводу, что в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших кур-сах осуществляется без учёта специфики ситуации, которая заключается в адаптации студентов к вузовскому обучению. Проведённое исследование по-казало, что 82% респондентов испытывали на младших курсах трудности адаптации. Наиболее типичные их проявления — отрицательные эмоциональ-ные состояния (тоска, подавленность), неспособность полноценно включить-ся в учебный процесс. Решение этой проблемы, на наш взгляд, неразрывно связано с необходимостью целенаправленно организованного педагогическо-го содействия, выявления педагогических условий, реализация которых по-зволит оптимизировать процесс адаптации студентов к обучению в вузе.
Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой про-блемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность обу-словили выбор темы исследования: «Стимулирование социально-педагогической адаптации студентов младших курсов».
Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспе-чивающих эффективное содействие адаптации студентов младших курсов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе.
Объект исследования: процесс стимулирования адаптации студентов младших курсов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в РГСУ.
Предмет исследования: содержание, основные направления формы и методы деятельности по адаптации студентов факультета социальной рабо-ты, педагогики и ювенологии к обучению в вузе на начальном этапе их про-фессиональной подготовки.
Гипотеза исследования — процесс адаптации студентов младших кур-сов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе будет эффективным, если:
a. обеспечивается комплексный подход в процессе стимулирования социально-педагогической адаптации студентов младших курсов;
b. в процессе обучения реализуется ценностный потенциал образо-вания;
c. осуществляется воспитание у студентов ценностного отношения к традициям вуза как одному из основополагающих факторов их успешного социокультурного развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социально-педагогической адаптации сту-денчества;
2. Определить состояние проблемы адаптации студентов младших курсов;
3. Обозначить теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе;
4. Провести диагностику социально-педагогической адаптации сту-дентов младших курсов;
5. Обосновать суть комплексного подхода к стимулированию соци-ально-педагогической адаптации студентов младших курсов;
6. Провести экспериментальную проверку комплексного подхода к стимулированию социально-педагогической адаптации студентов младших курсов.
Теоретико-методологической основой исследования являются: диа-лектико-материалистическая теория познания; теория деятельности (Б.Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); психологи-ческая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.); естественнонаучные, социологические и психолого-педагогические концепции адаптации (Б.Г. Ананьев, П.К. Ано-хин, В. В. Антипов, Р. Ф. Ихсанов, И. П. Павлов, А. В. Петровский, Г. Селье, И. М. Сеченов и др.); ведущие положения теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, В. А. Сластенин, Д. Б. Эльконин и др.); фундаментальные положе-ния и обобщённые подходы в трактовке ценности в зарубежной философии (В. Виндельбанд, И. Кант, Г. Риккерт, В. Фанкл и др.), отечественной фило-софской мысли (В.А. Василенко, О. Г. Дробницкий, М. С. Каган, Н.О. Лос-ский, В. П. Тугаринов и др.); в социологии (Р.Ф. Ихсанов, А. И. Кравченко, Н. Смелзер и др.); в психологии (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, М. Рокич, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.); в педагогике (A.M. Баскаков, В. П Зинченко, А. В. Кирьякова, В. А. Лекторский, A.M. Саранов и др.).
Методами исследования послужили:
теоретические: анализ и обобщение социологической, психолого-педагогической, методической и др. литературы;
эмпирические: опросы, наблюдение, тестирование, проективные методики;
педагогический эксперимент.
Элементы научной новизны исследования
Рассмотрены сущность социально-педагогической адаптации студенче-ства; определено состояние проблемы адаптации студентов младших курсов; дано теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации; проведена диагностика социально-педагогической адаптации студентов младших курсов; обоснована суть ком-плексного подхода к стимулированию социально-педагогической адаптации студентов младших курсов; проведена экспериментальная проверка ком-плексного подхода к стимулированию социально-педагогической адаптации студентов младших курсов.
Практическая значимость
Разработана технология стимулирования, обеспечивающая эффектив-ное педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов фа-культета социальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе.
На защиту выносятся: 1) обоснование необходимости стимулирова-ния социально-педагогической адаптации студентов младших курсов фа-культета социальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе на основе комплексного подхода; 2) определение сущности социально-педагогической адаптации студенчества; 3) комплекс педагогических усло-вий, обеспечивающих эффективное содействие адаптации студентов млад-ших курсов факультета социальной работы, педагогики и ювенологии к обу-чению в вузе.
Этапы научного исследования
Работа выполнялась поэтапно: 1 этап теоретический (апрель 2007 август 2007 года) включал анализ и обобщение литературы, формулирование поня-тийного и научного аппарата исследования, разработку комплексного подхо-да к стимулированию адаптации студентов младших курсов факультета со-циальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе. 2 этап кон-статирующий эксперимент (сентябрь, октябрь 2007 г.) проведение диагно-стики по выявлению уровня адаптации студентов младших курсов факульте-та социальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе. 3 этап формирующий эксперимент (октябрь 2007 декабрь 2007 гг.) собственно реализация комплексного подхода к стимулированию социально-педагогической адаптации студентов младших курсов факультета социаль-ной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе. 4 итоговый (ян-варь, февраль 2008 г.) проведение контрольного эксперимента, обобщение результатов исследования, оформление текста дипломной работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в РГСУ на факультете социальной работы, педагогики и ювенологии. Группу исследования соста-вили 100 человек I-III курсов.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.