Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнопсихологические особенности личности курсантов образовательных учреждений МВД России и их учет в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование динамики личностных изменений в процессе социализации и аккультурации, показывает, что, несмотря на социокультурные процессы, процесс проживания на территории другой титульной национальности кардинально не меняет психологические особенности представителей Северного Кавказа. Исследуемая выборка, в основном, сохраняет специфические особенности, характеризующие данную этническую группу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения этнических особенностей личности курсантов образовательных учреждений МВД России
    • 1. 1. Основные теории этнопсихологических феноменов — этнического самосознания личности
    • 1. 2. Психология этнических групп
    • 1. 3. Психологические особенности личности курсантов образовательных учреждений МВД России
    • 1. 4. Основные направления и содержание деятельности по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса с учетом этнопсихологических особенностей личности
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Основные этапы и методы исследования этнопсихологических особенностей курсантов образовательных учреждений МВД России
    • 2. 1. Анализ выборки и описание этапов исследования этнопсихологических особенностей курсантов
    • 2. 2. Характеристика психологических методик исследования
    • 2. 3. Методы математической обработки результатов исследования
  • Глава 3. Эмпирическое изучение этнопсихологических особенностей личности курсантов образовательных учреждений МВД
    • 3. 1. Сравнительный анализ психологических и социально-психологических особенностей курсантов по признаку этнической принадлежности
    • 3. 2. Исследование личностных детерминант этнического самосознания в различных этнических группах
    • 3. 3. Анализ особенностей и структуры личностных качеств методом факторного анализа
    • 3. 4. Исследование особенностей личности и динамики в процессе социализации и аккультурации в группе представителей Северного Кавказа
  • Выводы по третьей главе

Этнопсихологические особенности личности курсантов образовательных учреждений МВД России и их учет в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Российская Федерация — многонациональное государство, на территории которого по данным переписи 2010 г. проживают 204 национальности. Особенности многонационального государства обусловливают множество проблем, определяемых происхождением, языком, культурой, территорией проживания, самосознанием и т. д., а также отношениями, которые возникают между этими группами в условиях значительной интеграции этнических групп.

Вступивший в силу в 2011 г. Федеральный закон «О полиции» отражает понимание того, что успешное решение задач сотрудниками органов внутренних дел зависит и от учета особенностей психологии этнических общностей. Подобное положение справедливо и для образовательных учреждений МВД России, где осуществляется профессиональная подготовка кадров.

Комплектование переменного состава образовательных учреждений МВД России осуществляется представителями различных регионов (всего более 230 комплектующих органов). Так, доля представителей Северного Кавказа составляет 12% от общего количества обучающихся (данные за 2 года по Санкт-Петербургскому университету МВД России).

При работе с представителями этнических общностей приходится учитывать не только определенные традиции, обычаи, языковые особенности, но и свойственные им этнопсихологические особенности. Одни и те же качества у представителей разных национальностей имеют свои особенности, по-своему проявляются в сознании, поведении, эмоциональных реакциях и определяют специфику взаимоотношений в процессе учебной и профессиональной деятельности. В учебных коллективах наблюдается большое разнообразие форм межличностных отношений. Знание специфики проявления этнопсихологических особенностей курсантов в процессе взаимодействия может повысить эффективность учебно-воспитательной деятельности руководителей факультетов, курсов и профессорско-преподавательского состава вуза.

Сложность и мозаичность реальной языковой и этнокультурной ситуации в России обусловили возникновение достаточно большого количества национальных школ, которые, в свою очередь, вызвали объективные трудности в организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях страны, особенно федерального уровня.

При реализации психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России, где обучающиеся имеют этнопсихологические особенности, следует помнить, что к традиционным задачам, решаемым психологом вуза, добавляются еще две: 1) оптимизация процессов аккультурации конкретного курсанта к условиям обучения в вузе- 2) воспитание этнотолерантности в формирующей среде вуза. Поскольку вопросы этнокультурной адаптации являются многоплановыми, их решение должно осуществляться во взаимодействии руководства университета, учебно-строевых подразделений, профессорско-преподавательского состава и психологов.

Решению этой задачи и посвящено наше исследование, где учет этнопсихологических особенностей курсантов выступает в качестве важной предпосылки для совершенствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, формирования личности будущего сотрудника органов внутренних дел и представляет собой процесс использования специальных знаний и навыков, которые следует целенаправленно и систематично формировать как у переменного, так и у постоянного личного состава образовательных учреждений МВД России.

Степень научной разработанности темы исследования. Личностные теории получили обоснование в теоретических и экспериментальных работах Б. Г. Ананьева, Б. В. Кулагина, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищука, B.C. Мерлина, В. Д. Небылицына, И. П. Павлова, К. К. Платонова и др.

Существенный вклад в разработку теорий этносов внесли многие современные ученые-психологи, социологи и антропологи, а именно: B.C. Агеев, А. О. Боронев, Ю. В. Бромлей, JI.H. Гумилев, Ю. Н. Емельянов, B.C. Крысько, C.B. Лурье, Г. Н. Лебон, Т. Н. Матюгина, A.C. Осипов, В. Н. Павленко, Ю. П. Платонов, Л. Г. Почебут, Г. У. Солдатова и др.

Теоретической разработкой содержательно-методического обеспечения вузов МВД России занимались В. В. Ермолаев, Ю. А. Кравцова, А. М. Никифоров, Л. Н. Ооржак, Д. Н. Суюнова, Ю. А. Чалая и внесли неоценимый вклад в изучение проблем психологического сопровождения курсантов, слушателей и сотрудников с учетом этнопсихологических особенностей.

В то же время актуальность, практическая значимость, недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы и обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Эти положения определяют актуальность темы исследования.

Цель исследования — выявить этнопсихологические особенности курсантов образовательных учреждений МВД России и разработать рекомендации по их учету в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса.

В качестве объекта диссертационного исследования выступили курсанты и слушатели Санкт-Петербургского университета МВД России, Московского университета МВД России, Воронежского института МВД России, Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России, представители национальностей Северного Кавказа и славянского этноса, общей численностью 1226 человек.

Предметом исследования явились этнопсихологические особенности личности курсантов и их учет в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России.

Гипотезы исследования:

1) этнопсихологические особенности личности курсантов образовательных учреждений МВД России проявляются в структуре самосознания, жизненных конструктах, выраженных в общей активности, эмоциональности, мировоззрении и определяют специфику проведения профессионально-психологического отбора, а также психологического обеспечения их учебно-воспитательного процесса;

2) в ходе социокультурной и профессиональной адаптации курсантов исследуемой возрастной группы (от 18 до 23 лет) не происходит изменений в структуре этнического самосознания личности курсантов — представителей национальностей Северного Кавказа независимо от времени, условий и социума проживания;

3)в основе психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса вузов МВД России лежит учет не только индивидуально-личностных, но и этнопсихологических особенностей курсантов представителей этнических групп Северного Кавказа, выявленных на этапе профессионально-психологического отбора.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научные работы в области этнической психологии и описать основные теоретико-методологические подходы к изучению этнического самосознания в рамках этнопсихологических особенностей личности.

2. Провести анализ совокупности факторов, определяющих этнопсихологические особенности личности курсантов образовательных учреждений МВД России.

3. Выявить основные детерминанты презентации этнопсихологических особенностей представителей различных этнических культур и их связь с развитием личностных особенностей в период обучения в вузе.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили:

— принцип системности и комплексности исследования психологических явлений, представленный в трудах Б. Г. Ананьева, Б. В. Кулагина, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищука, B.C. Мерлина, В. Д. Небылицына, И. П. Павлова, К. К. Платонова, В. А. Ганзена;

— представления о социализации и адаптации личности к условиям, сопровождающим профессиональную деятельность (Е.Л. Андреева, К. К. Платонов, А. Л. Свенцицкий, В. Л. Васильев, Г. С. Никифоров);

— принципы деятельности юридической и педагогической психологии и педагогики (В.Л. Васильев, С. П. Безносов, В. Я. Кикоть, В. Н. Машков, В. Я. Слепов, B.C. Олейников, В. И. Хальзов, Ю. А. Шаранов, А. Г. Шестаков, Я.Я. Юрченко);

— основы организации психологической службы в ОВД (М.И. Марьин, A.B., Дулов, А. И. Адаев, А. Т. Иваницкий, В.Ю. Рыбников);

— личностно социально-деятельностный подход к оценке ведомственных кадров (В.Я. Кикоть, B.C. Олейников, В. Я. Слепов, Я.Я. Юрченко).

— теоретические подходы к исследованию этнопсихологических особенностей, представленные в трудах классиков психологии — Э. Фромма, Л. С. Выготского и др. Большинство классических теорий личности рассматривают становление личности в социуме, окружающем мире.

Основные методы исследования:

— аналитические: изучение и анализ юридической, психологической и этнопсихологической литературы по теме исследования;

— диагностические методы: метод наблюдения, беседы, анкетирования, тестовые методики: Г. У. Солдатовой «Типы этнической идентичности», М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я», Н. Пезешкиана «ДАО», метод экспертной оценки;

— математические методы обработки эмпирических данных: анализ первичных статистических данных, сравнительный анализ с использованием метода Стьюдента (Манна-Уитни), корреляционный анализ по методу Пирсона, факторный и частотный анализ.

Нормативно-правовой базой исследования являются подзаконные и ведомственные правовые акты, регламентирующие вопросы организации психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел России.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том что:

1. Уточнено понятие «этнического самосознания», под которым мы понимаем определение и осознание своей этнической принадлежности, а не иные признаки (национальная принадлежность родителей, территориальное и культурное происхождение, антропологические признаки, языковые, религиозные и другие особенности). К его системным и функциональным характеристикам относятся: устойчивость, рефлексивность, обусловленность социокультурной средой и эгоцентричность. Сущность этнического самосознания раскрывается через его функции: повышение личностью своей ценности, сохранение благополучия и психического здоровья, определение этнической принадлежности, ориентация в поликультурном мире.

2. Выявлены факторы, определяющие этнопсихологические особенности личности курсантов образовательных учреждений МВД России. К ним относятся: принадлежность к определенной этнической группе, наличие определенных установок, через призму которых происходят процессы социализации и аккультурации.

3. Изучена динамика развития личностных особенностей курсантов в период обучения в вузе и определены основные детерминанты этнопсихологических особенностей представителей этносов Северного Кавказа и славянского этноса — индивидуалистичность и оптимистичность.

4. Разработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию психологического обеспечения с учетом этнопсихологических особенностей личности курсантов, которые включают в себя работу со статичными и динамичными компонентами личности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В основе этнопсихологических особенностей личности курсантов образовательных учреждений МВД России лежит этническое самосознание, которое отождествляется с этнической идентичностью, что, в свою очередь, актуализирует определенные установки людей, основным содержанием которых являются показатели «негативизма», порога эмоционального реагирования на иноэт-ническое окружение и выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении других этнических групп.

2. Успешность учебной и нормативность служебной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России в ходе обучения зависят в большей степени от уровней самосознания, принятых в этнопсихологии — когнитивного, регулятивного, эмоционального.

3. Динамика личностных изменений курсантов в процессе социализации и аккультурации показывает, что, несмотря на социокультурные процессы, психологические особенности представителей Северокавказского региона кардинально не меняются, но оказывают влияние на наиболее подвижные личностные структуры (волевые и эмоциональные процессы).

4. Рекомендации по совершенствованию психологического обеспечения построены на сочетании психодиагностического инструментария и тренингового курса с учетом выявленных этнопсихологических особенностей личности курсантов образовательных учреждений МВД России.

Обоснованность и достоверность результатов исследования опирается на основные положения общей и юридической психологии, педагогики и социологии, учитывает представления, сложившиеся в науке в предметной области исследования (список литературы содержит 20 диссертаций). В теоретическом исследовании использовался системный подход и соответствующие задачам методы.

В эмпирической части исследования объем наблюдаемой выборки был значительным, несмотря на это все статистические данные оценивались на ошибки репрезентативности. Данные, для которых предполагалось нормальное распределение, оценивались коэффициенты асимметрии и эксцесса. В основе большинства выводов лежали результаты использования статистических критериев, традиционно применяемых в психологических исследованиях.

Практическая значимость исследования. Предложенные автором рекомендации по совершенствованию психологического обеспечения, включающие в себя методики для диагностики этнопсихологических особенностей, в том числе разработанные автором анкету «Личностные черты», факторный культуральный опросник «Я-МЫ» и поэтапное психологическое сопровождение с набором лекций и практических занятий с элементами тренинга, позволяют учитывать выявленные этнопсихологические особенности личности курсантов образовательных учреждений МВД России. Результаты исследования могут быть использованы на практике при психологическом консультировании, коррекции и психотерапии курсантов вузов МВД России.

Полученные в ходе исследования результаты и основанные на них теоретические и практические выводы могут использоваться при подготовке лекций по дисциплинам «Введение в профессию», «Организация психологической службы в ОВД», «Психология в деятельности сотрудников ОВД», «Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД», а также в методических рекомендациях профессорско-преподавательскому составу и офицерам учебно-строевых подразделений.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Результаты и основные положения проведенного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, на международных и всероссийских научно-практических конференциях.

Эффективность проведенного исследования подтверждена внедрением его результатов в образовательный процесс вузов МВД России.

Апробация работы. Результаты и основные положения проведенного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России и на международных научно-практических конференциях:

— «Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России и зарубежных государств в контексте современных научных исследований» — СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010 г.;

— «Акмеология компетентностной подготовки будущего специалиста в вузе» — СПб., Санкт-Петербургский институт психологии и акмеоло-гии, 2010 г.;

— II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика» — Красноярск, ГОУ ВПО Сибирский государственный технологический университет, 2010 г.;

— «Четвертая международная научно-практическая конференция для практикующих психологов, молодых ученых и студентов» — Екатеринбург, Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2010 г.;

— II Международная конференция «Современные проблемы психологии развития и образования человека» — СПБ., Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина, 2010 г.;

— Всероссийская научно-практическая конференция «Государство, право и общество в XXI веке» — Воронежский институт МВД России,.

2010 г.;

— Международная заочная научная конференция «Психология: проблемы практического применения» — Чита, Издательство молодой ученый, 2011 г.;

— Международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии: теория и практика» — Новосибирск,.

2011 г.;

— XX Международная научно-практическая конференция «Психология и Педагогика: методика и проблемы практического применения» -Новосибирск, 2011 г.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 188 листах машинописного текста, содержит 11 рисунков, 20 таблиц и состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы (156 источников) и приложений.

Выводы по третьей главе.

Исследуя этнические представления в группах Северного Кавказа и этнических славян, мы пришли к выводу, что между выборками наблюдаются существенные различия, как в структуре личностных особенностей, так и в структуре представлений и социально-психологических условий существования групп. Максимальные различия наблюдаются в структуре самосознания различных общностей.

Так, представления об этноспецифике в обеих группах является нормативным (показатель «норма»), однако имеет более выраженные значения у представителей Северного Кавказа. Можно предположить, что формально существуя много лет в рамках другой титульной национальности, представителям данных общностей приходится чаще демонстрировать свою толерантность. При этом у представителей славянской этнической группы показатели «негативизма» несколько выше показателей этнической группы Северного Кавказа, что может быть связано с тем, что в данном случае славянский этнос является, условно говоря, «принимающей» стороной, которая чаще, чем проживающие на.

Северном Кавказе группы сталкивается с проблемой миграции. Однако в целом, можно говорить о позитивном отношении к любым другим народам, как в одной группе, так и в другой.

Не меньшая разница наблюдается и в структуре жизненных конструктов представителей различных этносов. Общую разницу между выборками по тесту Н. Пезешкиана можно представить как разницу в конструктах, отражающих общий уровень целенаправленной активности и направленности на деятельность и общение. Так этносы Северного Кавказа, в целом, более активно относятся к своему жизненному пространству и отличаются от представителей славянского этноса по ряду таких параметров как: эмоциональность, общая активность и мировоззрение. Частотный анализ конструктов дает основания утверждать, что между выборками не показали различия такие жизненные конструкты как честность, прямота, верность, терпение, доверие, надежда, телесные ощущения.

Обобщая результаты исследования, можно говорить, что представители этносов Северного Кавказа являются более склонными к аккуратности (или по крайней мерее демонстрируют это), строгому соблюдению временных рамок, справедливости, привыкли уделять внимание, как себе, так и другим людям, более активно относятся к сексуальным контактам и эмоциональным отношениям. Также склонны к решению проблем с помощью активной деятельности и общения, в целом более контактны, ориентированы на будущее, более трепетно относятся к сиблингам и родителям. Ощущают себя как более сердечных, ориентированы на четкое мировоззрение, активно мотивированы на будущее.

Представители славянской этнической группы превосходят выборку этносов Северного Кавказа по отношению к чистоплотности, вежливости, честности, обязательности, терпению и совестливости. Однако меньше внимания уделяют родственным отношениям, более склонны решать проблемы в одиночку, не прибегая к контактам и работе. Направленность на общение и общая активность в исследуемых группах является приблизительно одинаковой (с небольшим преобладанием у этносов Северного Кавказа), однако в группах последних является более дифференцированной, чаще всего связана с деловыми контактами и родственными отношениями. В славянской этнической группе контакты менее дифференцированы и направлены и включают больший диапазон отношений.

Сравнительный анализ личностных особенностей показал, что общий уровень показателей по всем шкалам в группе этносов Северного Кавказа вписывается в структуру высокой нормы, в отличие от группы этнических славян, большинство показателей которых укладывается в рамки низкой нормы. В группах северокавказских этносов ведущим пиком в структуре личностных особенностей является 8 шкала, предполагающая определенные ограничения в уровне целенаправленной активности. В славянской этнической группе ведущим пиком является 9 шкала — оптимистичности, подразумевающую склон- -ность к недифференцированной активности субъекта. В целом, представители этносов Северного Кавказа в большей мере склонны проявлять нормативность, являются более требовательными в системе межличностных отношений, отличаются догматическими установками и склонностью к соблюдению правил, в большей мере чувствуют неудовлетворенность и проявляют пессимистичность в оценках, стремясь к повышению результативности через критическую оценку своих перспектив, склонны к обособленно-созерцательной позиции, тщательному продумыванию обстоятельств, избирательности в контактах, со своеобразной оценкой понятия критических ситуаций. При этом среда является обязательным элементом существования данных этносов. Представители славянской этнической группы проявляют отсутствие догматизма и склонности к соблюдению правил, а также излишней нормативности в поведении, менее склонны к инертности, скептицизму, самокритичности, однако проявляют не просто непринужденность, а иногда даже избыточность в контактах.

Различия в интеллектуальных особенностях наблюдаются в большей мере по ряду вербальных субтестов, а также показателям индуктивного и пространственного интеллекта. Однако можно предположить, что большинство различий обусловлено в большей мере языковым барьером и наличием соответствующих культуральных условий в исследуемых выборках.

Различия между группами наблюдаются также по показателям экспертной оценки учебной деятельности, нормативности, социальной нормативности и эмоциональной устойчивости. Однако различия между выборками обусловлены, на наш взгляд, различиями в структуре представлений различных этносов и связаны с культуральным фоном. Данные тенденции в структуре различий частично подтверждаются данными факторного анализа. Так нормативность и консервативность представителей Северного Кавказа подтверждается факторной структурой личностных предпочтений, которые включили в себя внешне-атрибутивные признаки, связанные с внешним и внутренним состоянием объекта. В славянской этнической группе факторную структуру составили внешне-атрибутивные признаки, связанные с успешностью и здоровье, что объясняет некоторое снижение активности связанной с коллективной деятельностью, которая является довольно затратной с точки зрения здоровья, а также целенаправленности и в какой-то мере нормативности.

Факт различий в структуре интеллекта также подтверждается факторной структурой выборов. Так представители Северного Кавказа в интеллектуальной сфере в большей мере ориентированы на образование. Представители славянской этнической группы — делают акцент на структуре житейского интеллекта, по всей видимости, считая образование менее значимой составляющей личности. Отсюда различия в структуре преобладающих компонентов интеллекта, где акценты приходятся на вербальные субтесты и образование у славянской этнической группы и на точные субтесты — в группе представителей Северного Кавказа.

Исследование детерминант этнического самосознания позволяет сказать, что в группе представителей этносов Северного Кавказа этническая толерантность практически не связана со структурой личностных особенностей. В свою очередь, этнонигилизм и этнофанатизм являются скорее проявлением не специфики культуры, а результатом особенностей воспитания. При этом усиление негативных личностных черт, ведет к деформации представлений в области этнических отношений.

В славянской этнической группе можно говорить о том, что нормативные отношения с представителями других национальностей для многих русских являются формой экономии энергии. Деструктивные тенденции склонны проявлять те представители выборки, которые имеют потенциально более высокий заряд активности, не склонные скрывать своих предпочтений, предпочитающие говорить «правду» в глаза. Что также частично подтверждается факторной структурой этнических предпочтений.

Повышение показателей интеллекта, успешность в обучении в целом по выборке, можно рассматривать как фактор коррекции толерантных отношений. Несмотря на то, что с повышением показателей интеллекта, толерантность несколько снижается, в целом, можно говорить о необходимости повышения интеллектуальных возможностей, как позитивной тенденции в структуре личностных детерминант этнического самосознания.

Структура жизненных конструктов, вопреки предположениям, не является однозначно связанной со структурой этнических предпочтений и определяет лишь некоторые из них. Так в группах представителей Северного Кавказа толерантное отношение к окружению связано с бережливостью, пунктуальностью, правильным воспитанием, уважением к родителям. В целом — на фоне снижения значимости контактов с русской этнической группой. Этнонегативные тенденции проявляются на фоне усиления религиозных предпочтений, сексуальных проблем и гипертрофированном чувстве справедливости. В славянской этнической группе общее позитивное отношение к миру, скорее всего, сочетается с общим положительным отношениям к проживающим в России этносам, высоким жизненным уровнем активности и оптимизмом.

В целом в структуре жизненных конструктов проявляется склонность либо к формированию направленности на себя (на фоне повышения критичности и снижения уровня активности), либо к формированию на ближайшее окружение (на фоне снижения критичности и повышения жизненных показателей). Первая тенденция в большей мере присуща представителям этносов Северного Кавказа. Вторая — славянским этническим группам. Однако представлена и в той и в другой выборке.

На последнем этапе мы провели анализ динамики социализации и аккультурации представителей этносов Северного Кавказа с целью определения основных направлений работы с представителями данных общностей. В результате исследования были получены следующие данные. Если учесть тот факт, что детство большинства представителей этносов Северного Кавказа прошло в рамках собственной культуры, можно говорить о том, что, несмотря на процессы социализации, проживание на территории другой титульной национальности не меняет психологические особенности кардинально. А исследуемая выборка сохраняет специфические особенности, характеризующие данную этническую группу. Это подтверждается разницей в структуре психологических особенностей между несоциализированными и социализированными представителями этносов Северного Кавказа (разница минимальна), а также между группами этнических славян и социализированных этнических групп Северного Кавказа (разница максимальна).

Однако можно говорить о том, что процессы социокультурной адаптации, скорее всего, оказывают влияние на наиболее подвижные личностные структуры, такие как навыки управления своими эмоциями и поведением. В ходе социокультурной и профессиональной адаптации не происходит изменений в структуре этнического самосознания личности курсантов — представителей национальностей Северного Кавказа не зависимо от времени, условий и социума проживания. В частности, этническая толерантность, оставаясь в целом, на очень высоком уровне, в процессе социализации несколько снижается и становится более сбалансированной, скорее всего, за счет коррекции установок на существование в другой этнической среде. Противоположная тенденция наблюдается по параметру деструктивности. В целом, описанное явление не может рассматриваться как выраженное, тем не менее, повышение негативных установок (снижение толерантности и повышение деструктивности) может говорить о наличии определенной напряженности по отношению к миграционным процессам в обществе.

Анализ динамики личностных показателей в процессе социализации позволяет сделать вывод, что повышение всех указанных показателей нельзя назвать критичным, поскольку все они укладываются в рамки среднего диапазона. Более того, в структуре личностных показателей в процессе социализации сохраняются ведущие пики по шкалам оптимистичности и частично индивидуа-листичности. Однако анализ показывает наличие изменений в структуре показателей, связанных с ограничением различных форм активности. Так в структуре показателей наблюдается повышение пессимистических установок, ригидности, тревожности, индивидуалистичности, а также шкале интроверсии.

Хотя и не являясь значительным, в процессе социализации происходит изменение и ряда социально-психологических показателей. Определенным образом меняются жизненные ориентиры представителей выборки. Однако изменения касаются в основном внешней атрибутики жизненного пространства, куда относятся аккуратность, чистоплотность и усердие в деятельности. Положительную динамику имеет повышение нормативности в структуре взаимоотношений. Так первичное пребывание в другой культуральной среде требует определенных усилий для соблюдений правил поведения принятых в другой группе. При этом обязательность и точность выполнения деятельности определенным образом несколько утрачивается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные в диссертационном исследовании результаты теоретического и эмпирического анализа посвящены решению актуальной научной задачи юридической психологии, а именно, — выявлению и учету этнопсихологических особенностей личности курсантов образовательных учреждений МВД России в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса.

Для выполнения этих задач было проведено целенаправленное исследование, включающее в себя:

— проведение анализа научных работ в области этнической и юридической психологии;

— определение основного теоретико-методологического подхода к изучению этнического самосознания в рамках этнопсихологических особенностей личности;

— психологический анализ совокупности факторов, определяющих этнопсихологические особенности личности курсантов образовательных учреждений МВД России;

— изучение динамики изменений особенностей личности представителей этносов Северного Кавказа в процессе социализации и аккультурации;

— разработка анкеты «Личностные черты»;

— разработку рекомендаций на основе концепции развития психологического обеспечения в Санкт-Петербургском университете МВД России по учету этнопсихологических особенностей курсантов — представителей этносов Северного Кавказа и славян.

Анализ научных работ показал, что понятие «этнопсихологические особенности» не имеет единого определения в отечественной и зарубежной научной литературе, однако существует следующее определение этнопсихологические особенности — это явление социально-психологическое, поскольку с их помощью осуществляется связь между психикой человека и окружающей социальной средой. Зачастую вопросы об этносе сопровождаются вопросами о социуме. Для понимания природы этнического раскрыты эти два понятия. Этнос есть исторически первичный способ организации совместного бытия людей, это большая социальная группа, объединенная в целое на основе общих психологических установок, диспозиций, экспектаций и стереотипов поведения. Социум представляет собой исторически более сложный способ организации совместного бытия, это большая группа, сложившаяся на основе процесса разделения труда, который предполагает специализацию каждого человека, что приводит к формированию личности и развитию индивидуальности.

Проявления психологических особенностей личности курсантов обусловлены, прежде всего, особенностями учебной и служебной деятельности в образовательном учреждении системы МВД. В тоже время адаптационные способности весьма значительной части курсантов не в полной мере соответствуют требованиям учебно-служебной деятельности и диктуют необходимость организации психологического сопровождения процессов адаптации к условиям обучения и службы.

Этнопсихологические особенности личности находят выражение в специфике восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, своеобразии эмоциональной и волевой активности, межличностного и межгруппового взаимодействия курсантов, а также влияют на конкретные стороны их жизнедеятельности и, в первую очередь, на успешность учебной и нормативность служебной деятельности.

Сравнительный анализ психологических и социально-психологических особенностей личности курсантов этносов Северного Кавказа и славян показал, что общий профиль личностных показателей по всем шкалам в группе этносов Северного Кавказа, является более высоким и вписывается в структуру высокой нормы, в отличие от группы этнических славян, большинство показателей которых укладывается в рамки низкой нормы. В группах этносов Северного Кавказа ведущим пиком в структуре личностных особенностей является 8 шкала (индивидуалистичность), предполагающая определенные ограничения в уровне целенаправленной активности. В славянской этнической группе ведущим пиком является 9 шкала — оптимистичности, подразумевающую повышение склонности к недифференцированной активности субъекта.

Разница между выборками наблюдается в структуре жизненных конструктов этнических групп. Так этносы Северного Кавказа, в целом, более активно относятся к своему жизненному пространству и отличаются от представителей славянского этноса по ряду таких параметров как: эмоциональность, общая активность и мировоззрение. Анализ конструктов дает основания утверждать, что между выборками не показали различия такие жизненные конструкты как честность, прямота, верность, терпение, доверие, надежда, телесные ощущения. Можно говорить о том, что основные отличия наблюдаются по шкалам, отражающим общий уровень целенаправленной активности и направленности на деятельность и общение. Рекомендуется при взаимодействии и коррекции поведения ориентироваться на направленность личности согласно, полученным результатам, обращаясь к потенциальным ресурсам личности, учитывая личностные ориентиры.

Обобщая результаты исследования, можно говорить, что представители этносов Северного Кавказа более склонны к строгому соблюдению временных рамок, справедливости, привыкли уделять внимание, как себе, так и другим людям, более активно относятся к сексуальным контактам и эмоциональным отношениям, решают свои проблемы с помощью деятельности, более контакты и ориентированы на еемейно-родительекие отношения. Представители славянской этнической группы в большей мере отдают предпочтение чистоплотности, вежливости, честности, обязательности, терпению и совестливости. Однако меньше внимания уделяют родственным отношениям, более склонны решать проблемы в одиночку, не прибегая к контактам и работе. Направленность на общение и общая активность в исследуемых группах является приблизительно одинаковой (с небольшим преобладанием у этносов Северного Кавказа), однако в группах последних является более дифференцированной, чаще всего связана с деловыми контактами и родственными отношениями. В славянской этнической группе контакты менее дифференцированы и направлены. Кроме этого, представители северокавказских этносов более требовательны к системе межличностных отношений, отличаются догматическими установками и склонностью к соблюдению правил, в большей мере проявляют пессимистичность в оценках, стремясь к повышению результативности через критическую оценку своих перспектив, склонны к обособленно-созерцательной позиции, избирательности в контактах, легче относятся к стрессам. Представители славянской этнической группы проявляют отсутствие догматизма и склонности к соблюдению правил, а также излишней нормативности в поведении, менее склонны к инертности, скептицизму, самокритичности, однако проявляют не просто непринужденность, а иногда даже избыточность в контактах. Большинство различий в структуре интеллекта, исследуемых выборок, обусловлено, по всей видимости, в большей мере языковым барьером и наличием соответствующих культураль-ных влияний.

Исследование личностных детерминант этнического самосознания в группе представителей северокавказских этносов, позволяет сказать, что этно-нигилизм и этнофанатизм являются, скорее, не проявлением специфики культуры, а результатом особенностей воспитании, то есть низким уровнем доверия, по принципу «свой» и «чужой». Зависимость между личностными особенностями и нормой толерантности в группе не прослеживается. В славянской этнической группе деструктивные тенденции склонны проявлять те представители выборки, которые имеют потенциально более высокий заряд активности, не склонные скрывать своих предпочтений, предпочитающие говорить «правду» в глаза. В свою очередь, нормативные отношения рассматриваются как элемент экономного отношения не только к себе, но и к окружающим. Успешность в обучении, повышение интеллектуальных возможностей, являются факторами, корректирующими толерантность (не всегда в сторону повышения), но могут рассматриваться как позитивная тенденция в структуре детерминации этноза-висимого поведения.

Исследование динамики личностных изменений в процессе социализации и аккультурации, показывает, что, несмотря на социокультурные процессы, процесс проживания на территории другой титульной национальности кардинально не меняет психологические особенности представителей Северного Кавказа. Исследуемая выборка, в основном, сохраняет специфические особенности, характеризующие данную этническую группу. Социокультурные процессы, скорее всего, оказывают влияние на наиболее подвижные личностные структуры: жизненные конструкты и особенности поведения. В процессе социализации несколько снижается и становится более сбалансированным показатель этнической толерантности. Формируется ряд психологических особенностей, связанных с ограничением уровня активности представителей этноса Северного Кавказа, а также изменяются некоторые внешние атрибуты, в основном, связанные с параметрами профессиональной деятельности и общением. Так в структуре личностных показателей наблюдается повышение пессимистических установок, ригидности, тревожности, индивидуалистичности, а также интроверсии. В структуре социально-психологических представлений меняются представления об аккуратности, пунктуальности, трансформируется представление о деятельности, повышается социальная нормативность.

Таким образом, результаты исследования показали, что структура жизненных конструктов, вопреки предположениям, не является однозначно связанной со структурой этнических предпочтений и определяет лишь некоторые из них. Так, в группах Северного Кавказа толерантное отношение к окружению свойственно проявлять, скорее всего, на фоне активного взаимодействия в диаспоре (снижения контактов с титульной группой), а также связано с бережливостью, пунктуальностью, правильным воспитанием, уважением к родителям. Этнонегативные тенденции проявляются на фоне усиления религиозных предпочтений, сексуальных проблем и гипертрофированном чувстве справедливости. В славянской этнической группе общее позитивное отношение к миру, скорее всего, сочетается с общим положительным отношениям к проживающим в России этносам, высоким жизненным уровнем активности и оптимизмом.

На основе полученных результатов была разработана анкета «Личностные черты», которая включает в себя в себя список черт личности и интеллекта с дифференцированной оценкой по каждой черте. Предложенная анкета может использоваться психологами образовательных учреждений МВД России для профилактики межэтнической напряженности и как следствие сплоченности учебно-строевых подразделений.

В соответствии с вышеописанной результатами были изучены результаты психологических и социально-психологических особенностей группы представителей Северного Кавказа. В этих целях исследовалось 198 курсантов, обучающихся в вузах МВД России, представителей Северно-Кавказского этноса, с семилетнего возраста постоянно проживающих вне этнического региона. При математической обработке результатов исследования использовался сравнительный статистический анализ.

Анализ данных показал, что максимальные различия между выборками наблюдаются в структуре личностных показателей и показателей этнического самосознания. Исходя из того факта, что самосознание лежит в основании любой личностной структуры, тенденция изменений в процессе социализации и аккультурации представляется логичной.

Так в выборке представителей национальностей Северного Кавказа в процессе «встраивания» в другую культуру повышаются показатели этноэгоиз-ма и несколько в меньшей степени — этноизоляционизма. Скорее всего, на уровне бытовых отношений, это может проявляться в избегании нежелательных общественных отношений и контактов (этноэгоизм) и несколько реже — в формировании негативных установок на представителей другой национальности (этноизоляционизм).

Что касается личностных особенностей, в процессе социокультурной адаптации также наблюдаются определенные изменения. Так можно говорить о том, что в целом, в процессе социализации повышаются показатели ориентации на социальную желательность. Значимое различие наблюдается по фактору Т7. Так, представители выборки, попадая в иную среду, частично повышают свои требования к соответствию и положительной оценке окружения или, по крайней мере, фиксируют на этом внимание. Можно предположить, что процесс приспособления к любой среде предполагает ориентацию на положительную оценку со стороны ее членов. При этом в группе этнических славян данный показатель является значительно более низким.

Так, существенным образом повышается нормативность поведения. Более того, показатели нормативности в группе социализированных к новой культурной среде оказались существенно более высокими не только по сравнению с группой этнических представителей Северного Кавказа, проживающих там же, но и по сравнению с группой славянского этноса. Скорее всего, первичное пребывание в другой культуральной среде требует определенных усилий для соблюдений правил поведения принятых в другой группе. В результате этого, представления о нормативности актуализируются, что влечет за собой повышение оценок по показателям соответствующей шкалы.

Завершающим этапом диссертационного исследования была разработка рекомендаций по совершенствованию психологического обеспечения с учетом этнопсихологических особенностей курсантов образовательных учреждений МВД России.

Разработанные в диссертации положения и рекомендации внедрены в практическую деятельность отделения морально-психологического обеспечения УМВД по Кировскому району г. Санкт-Петербургаотдела вневедомственной охраны при УВД по Чеховскому муниципальному району Московской областиотделения психологического обеспечения отдела по работе с личным составом Белгородского юридического институтанаучно-исследовательского отдела и РИО Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД РоссииЦПД МСЧ России по Московской областиотдела психологического обеспечения УРЛС Санкт-Петербургского университета МВД России, что подтверждено актами о внедрении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. К вопросу о структуре национальной психологии / Р. Г. Абдулатипов. М., 1997. — 68 с.
  2. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я» / Р. Г. Абдулатипов. М.: Мысль, 1991. — 169 с.
  3. B.C. Психология межгрупповых отношений: Монография / B.C. Агеев. М.: МГУ, 1983. — 78 с.
  4. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» / Э. Г. Александренков // Этнографическое обозрение. 1996. -№ 3.- С. 13−22.
  5. Аналитический обзор МВД России «Об организации психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности в образовательных учреждениях МВД России в 2005 году» от 23.03.06 № 21/8/1896.
  6. А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер, 1982. — 688 с.
  7. , И.А. Медико-психологическое исследование курсантов ВУЗа МВД России в связи с задачами профессионального психологического отбора и психопрофилактики: дис.. канд. психол. наук: 19.00.04 / И. А. Андреева. СПб, 1996. — 220 с.
  8. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2002. — 364 с.
  9. , И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений: дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / И. Б. Андрущак. Москва, 1998. — 209 с.
  10. А.Г. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического исследования / А. Г. Асмолов, Е.И. Шлягина- М.: Прогресс, 1984. 289 с.
  11. М.Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  12. Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983.-412 с.
  13. Введение в этническую психологию / под ред. Ю.П. Платонова- СПб.: СПбГУ, 1995. 318 с.
  14. Вол охов Д. А. Психологические особенности мотивации учения курсантов вузов МВД России / автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07./ Д. А. Волохов СПб., 2006. — 18 с.
  15. В. Проблемы психологии народов / В.Вундт. СПб.: Питер, 2001.- 160 с.
  16. Л.С. История развития высших психических функций: Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. З / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — 368 с.
  17. Л.С. Проблемы общей психологии: Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2. / Л.С. Выготский- под ред В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  18. .А. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека / Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец. Пермь: Изд-во ПГПУ, 1997.-60 с.
  19. A.B. Этническая история Северного Кавказа X—XIII вв.. / A.B. Гадло. СПб.: Издательство СПб Университет, 1994. — 238 с.
  20. З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века / З. М. Гаджимурадова. Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2002.- 192 с.
  21. Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. СПб.: Питер, 2007. — 335с.
  22. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания у курсантов высших военно-политических училищ / автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08. / Н. Ф. Гейжан. СПб., 1995. — 34 с.
  23. А.Н. Формирование профессиональной психологической пригодности курсантов военно-учебных заведений министерства обороны Российской Федерации: Монография / А. Н. Глушко // М.: Военный университет, 2003. — 134 с.
  24. В.В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов / В. В. Гриценко // Психологогия беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы.-М., 2001.-С. 112−138.
  25. O.A. Основные направления межгруппового восприятия / O.A. Гулевич А. Н. Онучин // Вопросы психологии, 2002. № 3. — С. 132−145.
  26. JI.H. Этногенез и биосфера земли / JI.H. Гумилёв. М.: Айс Пресс- Рольф, 2001. — 556 с.
  27. JI.M. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика / Л. М. Дробижева // Советская этнография. 1991.-№ 1.-С. 3−13.
  28. Л.М., Демократизация и образы национализма в Российской Федерации / Л. М. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеева и др. М.: Мысль, 1996. — 382 с.
  29. В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
  30. .С. Этническое национальное — цивилизационное в пространстве Евразии / Б. С. Ерасов // Цивилизация и культура. — 1995. -Вып.2. — С. 81−104.
  31. В.В. Этнопсихологические особенности представителей Северо-Кавказского региона в организационной культуре образовательных учреждений МВД России / В. В. Ермолаев, Ю. А. Кравцова, Ю. А. Чалая. Воронеж: ВИ МВД России, 2009. — 218 с.
  32. Л.Ф. Формирование военно-профессиональной направленности у курсантов военных училищ: дис.. канд. психол. наук / Л. Ф. Железняк М., 1968. — 86 с.
  33. А.Л. Социальная психология / А. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.-351 с.
  34. Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике. Для практических психологов. — М.: Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения, 1994. — 190 с.
  35. Л.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников органов внутренних дел: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / Л. В. Заварзина. СПб., 2002. — 300 с.
  36. A.T. Совершенствование психологической подготовки курсантов ВУЗов МВД СССР к службе во внутренних войсках / А. Т. Иваницкий // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 35−42.
  37. А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / А. Т. Иваницкий — СПб.: СПбУ МВД России, 2000. 353 с.
  38. A.A. Многофакторная личностная методика Р. Кет-телла. Практикум по психодиагностики: Учебно-методическое пособие / A.A. Капустина СПб.: Речь, 2007. — 104 с.
  39. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Дональд Кемпбелл. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 392 с.
  40. Г. И. Поликультурное образование как фактор формирования этнического самосознания / Г. И. Кислова // Поликультурное образование в Дагестане: реалии и перспективы. — Махачкала, 2003. — С. «181 — 184.
  41. В.И. О понятии этнической общности / В. И. Козлов // Советская этнография. 1967. — № 2. — С. 109−111.
  42. O.A. Социально-педагогическое сопровождение межнационального общения курсантов в военном вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / O.A. Кононова. Ярославль, 2008. — 25 с.
  43. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов / С. И. Королев. М.: Наука, 1970. — 100 с.
  44. М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. М.: Изд-во: Прогресс, 1977. — 262 с.
  45. В.В. Психология межкультурных различий / В. В. Кочетков. -М.: ПЕРСЭ, 2002. 416 с.
  46. Е.А. Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Е. А. Кочетова. М, 2006. — 18 с.
  47. В. М. Психологическое обеспечение процесса обучения / В. М. Кроль, В. А. Мордвинов, Н. И. Трифонов // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 34−41.
  48. В.Г. Этническая психология / В. Г. Крылов. М.: Академия, 2008. — 63 с.
  49. В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения / В. Г. Крысько. М.: Экзамен, 2002. — 448 с.
  50. Кун М. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Г. М. Андреевой. / М. Кун, Т. Макпартленд. М.: МГУ, 1984. — С. 180−188
  51. П.И. Национальное самосознание как этнический определитель / П. И. Кушнер // Краткие сообщения института этнографии АН СССР. М, 1949.- Вып. 6. — С. 3−9.
  52. Л.И. Проблема этногенеза горских народов Кавказа / Л. И. Лавров. М.: Прогресс, 1978. — 310 с.
  53. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. М: Ключ — С, 1999. — 224 с.
  54. Н.М. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности / Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко и др. М.: РУДН, 2003.-268 с.
  55. Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. Челябинск: Изд-во Социум, 2010.-379 с.
  56. В.П. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания / В. П. Левкович, Н.Г. Панкова- под ред. А. И. Егоровой // Этническая психология: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2003.-С. 169−174.
  57. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2004. — 352 с.
  58. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 1999.-487 с.
  59. Е.В. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у курсантов военного вуза / автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Лигновская. Кострома, 2005. — 26 с.
  60. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 350 с.
  61. А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1979. -213 с.
  62. C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала / C.B. Лурье. СПб.: Типография им. Котлякова, 1994. — 288 с.
  63. А.Г. Профессиональный психологический отбор в «силовых» структурах РФ. Ученые записки. Т. 8. / А. Г. Маклаков: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2005. 174 с.
  64. Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе / автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.12 / Ф. М. Малхозова. Москва, 1999. — 166 с.
  65. М.И. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России: учебно-методическое пособие/ М. И. Марьин, В.Е. Петров- под общей редакцией В. Л. Кубышко. — М.: ЦОКР МВД России, 2006. 309 с.
  66. B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. -М.: Воронеж: Институт практической психологии, НПО Модэк, 1996. -448 с.
  67. Мурзаев М. С Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов / автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05./ М. С. Мурзаев. Москва, 2003. — 24 с.
  68. B.C. Феноменология бытия и развития личности / B.C. Мухина. М.: МПСИ, 1999. — 640 с.
  69. A.A. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии / A.A. Налчаджян // Вопросы психологии. -2006.-№ 5.-С. 22−36.
  70. A.A. Этнопсихология / A.A. Налчаджян. СПб: Питер, 2004.-381с.
  71. К.А. Этническое самосознание и его подструктуры на примере армянского этноса / К. А. Налчаджян // Вопросы психологии. -2006.-№ 5.-С. 84−90.
  72. В.Н. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / В. Н. Наследов. СПб.: Речь, 2008. — 392 с.
  73. А.И. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей / А. И. Новикова // Вестник БГПУ. 2000. — № 6. — С. 45 — 51.
  74. О национальной доктрине образования Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. — М.: Изд-во «Московский лицей», 2000. -№ 11.-С. 3−13.
  75. Ю.А. Многонациональный воинский коллектив: вопросы и ответы / Ю. А. Овчинникова. М.: Воениздат, 1993. — 175 с.
  76. В.Н. Факторы этнопсихогенеза / В. Н. Павленко, С. А. Таглин. Харьков: Фолио, 1993. — С. 17.
  77. В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей / В. Н. Панфёров // Вопросы психологии. 1982. — № 5. -С.139−141.
  78. А.Б. Формирование этнокультурной личности: Учебное пособие / А. Б. Панькин М. Воронеж.: Издательство Московского психолого — социального института- МОДЭК, 2006. — 280 с.
  79. X. Позитивная психотерапия как транскультураль-ный подход в российской психотерапии / дис.. д-ра мед. наук. / X. Пезешкиан СПб., 1998. — 420 с.
  80. Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н.Пезешкиан. М.: Институт позитивной психотерапии, 2009. — 464 с.
  81. A.A. Культура производства: сущность и факторы развития / A.A. Погорадзе. Новосибирск: Наука, 1990. — 245 с.
  82. В.М. Психологические аспекты повышения готовности слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в исправительно-трудовых учреждениях: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.06. / В. М. Поздняков М., 1989. — 24 с.
  83. .Ф. Принципы социально-этнической психологии / Б. Ф. Поршнев. М.: Наука, 1961. — 11 с.
  84. .Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания / Поршнев Б. Ф. М.: Смысл, 1973. — 267 с.
  85. Л.Г. Теория межкультурной коммуникативной компетенции // Вестник С.- Петерб. ун-та. Сер. 6: Философия, политология, социология, право. 2007. — Вып. 3. — С. 23 — 33.
  86. Л.Г. Традиционная структура психологии этноса // Введение в этническую психологию: учебн. пособие / Л.Г. Почебут- под ред. Ю. П. Платонова. СПб., 1995. — С. 35 — 45.
  87. Приказ МВД России № 212 от 09.04.97 г. «Об утверждении Положения о группах психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России».
  88. Приказ МВД России № 391 от 25.05.99 г. «Об утверждении Программы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения».
  89. Приказ МВД России № 770 от 26.09.06 г. «Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел».
  90. Приказ МВД России № 862 от 30.12.97 г. «Об утверждении Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России».
  91. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской
  92. М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел / дис.. канд. психол. наук: 19.00.06 / М. В. Пряхина СПб.: Изд-во СПб Ун-та РФ, 2000.-211 с.
  93. М.В. Методология психологического исследования: учебное пособие / М. В. Пряхина, Э. С. Чугунова. СПб.: Изд-во СПб унта МВД России, 2008. — 110 с.
  94. Психодиагностика толерантности личности: монография / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. — 172 с.
  95. E.H. К вопросу о развитии исследований по этнопсихологии в России // Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее / E.H. Резников М., 1992. — 54 с.
  96. E.H. Теоретические и методологические проблемы этнической психологии: монография / E.H. Резников. М.: Изд. центр БГУ, 2006. — 440 с.
  97. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов — М.: Владос 1996. 384 с.
  98. О.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков / автореф. канд.. психол. наук: 19.00.07. / О. JI. Романова -Москва, 1991 -25 с.
  99. C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 636 с.
  100. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. М: Педагогика, 1989. — 636 с.
  101. А.Л. Социальная психология: учебник / А. Л. Свенцицкий. М.: ТК Велби, 2004. — 336 с.
  102. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
  103. Н.Е. Конструирование среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков: дис. канд.. пед. наук: 13.00.01 / Н. Е. Сидорова. Красноярск, 2005. — 230 с.
  104. H.H. Профессионально-психологическая подготовленность сотрудников ОВД: Сущность, критерии оценки, формирование / H.H. Силкин. СПб.: СПбГУ МВД России, 1998. — 128 с.
  105. В.И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / Под редакцией В. И. Слободчикова. М., 1999. — С. 44−48.
  106. Словарь практического психолога / сост. М. А. Дмитриев. М., 1997.-800 с.
  107. JI.H. «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ». Практическое руководство. / Л. Н. Собчик. М: НИИИМТ, 1990. — 245 с.
  108. Л.Н. СМИЛ (ММРГ) стандартизированный многофакторный метод исследования личности / Л. Н. Собчик. — СПб.: Речь, 2009. -224 с.
  109. Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. М.: Смысл, 1998. — 389 с.
  110. Г. У. О методических проблемах этнопсихологического исследования / Г. У. Солдатова // Психологический журнал. 1992. — № 4. — С. 33 — 44.
  111. Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов / Г. У. Солдатова // Психологический журнал. 1986. — Т.7. -№ 2.-С. 41−50.
  112. Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. М.: Смысл, 1998. — 389 с.
  113. И.Ф. Психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений МВД нуждающихся в повышенном внимании психологов / дисс. канд.. психол. наук: 19.00.06. / И. Ф. Солдатова. -СПб., 2006. С. 38.
  114. Г. У. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов / Г. У. Солдатова A.A. Шайгерова // Психологический журнал. -2002.-Т. 23.-№ 4.-С. 66−81.
  115. Ю.В. Теория Л.С.Выготского и кросс-культурные различия в ингрупповой идентификации (американо-российское исследование). / Ю. В. Ставропольский // Культурно-историческая психология. М., 2008. — № 1. — С. 70−82
  116. Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко М.: ИП РАН, Академический Проект, 2000. — 320 с.
  117. Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: Аспект Пресс, 2009. — 90 с.
  118. Т.Г. Этнопсихология: практикум / Т. Г. Стефаненко. М.: Аспект-пресс, 2006. 208 с.
  119. Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов на Дону: Феникс, 2001. — 246 с.
  120. A.B. Этнофункциональный аспект воспитания и психотерапии / A.B. Сухарев. М.: МПСИ, 2008. — 264 с.
  121. И.Р. Социальная психология взаимоотношений / И. Р. Сушков М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. — С. 24−31.
  122. И.Р. Социально-психологические исследования групп / И. Р. Сушков М., 2002. — С. 13.
  123. И.Р. Социально-психологическая теория Джона Тернера / И. Р. Сушков // Психологический журнал. М. — 1993. Т. 14. — № 3. -С. 38−45.
  124. В.А. Идентичность и культурные границы. // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. — С. 15−44.
  125. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Голубского. М.: Инфра — М, 1997. — 576 с.
  126. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд М.: Ренессанс, 1992.-293 с.
  127. Фрейд 3. Тотем и табу/ 3. Фрейд. М.: ACT, 2008. — 640 с.
  128. Э. Здоровое общество / Э.Фромм. М.: ACT, 2007. — 608 с.
  129. Э. Иметь или быть? / Э.Фромм. М.: Прогресс. 1990. -356 с.
  130. И.З. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07. / И. З. Хабибуллина Екатеринбург, 2004. — 23 с.
  131. В.Ю. К вопросу об основных подходах к изучению эт- 4 ничности в зарубежной и отечественной науке (позиция этнопсихолога) / В. Ю. Хотинец // Мир психологии. 2001. — № 4. — С. 135−145.
  132. В.Ю. Теоретико-методологические и эмпирические исследования индивидуальности человека / В.Ю. Хотинец- под ред. Б. А. Вяткина // Полисистемное исследование индивидуальности человека. М.: ПЕРСЭ, 2005. — С. 50 — 90.
  133. В.Ю. Этническое самосознание / В. Ю. Хотинец. -СПб.: Алетейя, 2000. 240 с.
  134. О.В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре: учебное пособие / О. В. Хухлаева. М.: МПСИ, 2008.-248 с.
  135. Л. Теории личности. Мастера психологии / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
  136. H.H. Проблемы происхождения древних и современных народов / H.H. Чебоксаров. М.: Наука, 1964. — 418 с.
  137. К.В. Этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры / К. В. Чистов // Советская этнография. 1972. — № 2. — С. 70 — 81.
  138. , Ю.А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел (управленческо-развивающий подход): Монография / Ю. А. Шаранов. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.-380 с.
  139. А.Г. Методы психологического воздействия руководителя на подчинённых в органах внутренних дел: учебное пособие / А. Г. Шестаков. СПб.: СПб ВИ ВВ МВД России, 1994. — 208с.
  140. A.B. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного здоровья детей / A.B. Шувалов // Вопросы психологии. 2001. — № 6. — С. 66 — 79.
  141. Э. Идентичность: юность и кризис: пер с англ. /Э. Эриксон- общ. ред. и предисл. A.B. Толстых. 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006 — 352 с.
  142. Этническая психология. Хрестоматия. СПб.: Речь, 2003. — 320 с.
  143. Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. М.: Академия, 1998. — 516 с.
  144. Юнг К. Г. Очерки по психологии бессознательного / К. Г. Юнг. -М.: Когито-Центр. 2010. 352 с.
  145. Ericson Е. Identity Youth and Crisis I New York 1968.
  146. Kardiner A. Psychological fronties of society.^ 1946
  147. Ocatro K.A., Bernal M.E., Knight G.P. Gender, race and ethnicity, the sequencing of social constancies Ethnic identiti: formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993
  148. Ollport G. W. The Nature of Prejudice. — 25th Aniversary. — Perseus Books Group, 1979. 538 p.
  149. Tajfel H. Social stereotypes and social groups. Inter group behavior. Oxford: Basil Blackwell, 1981. P. 144−167.
  150. Triandis H. C. Cross cultural psychology II Asian J of Social Psychology 1999 Vol 2.3
  151. Trompenaars F. Riding the waves of culture: understanding diversity in global business / F. Trompenaars. — Burr Bridge, IL & New York, NY: Irwin, 1994. pp. 152−154.188
Заполнить форму текущей работой