Социально-психологические особенности представлений субъектов образования о школе будущего
Диссертация
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения методологии отечественной и зарубежной психологии больших групп и группового сознания (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, В. М. Бехтерев, Ф. Е. Василюк, И. П. Волков, JLC. Выготский, A.A. Деркач, Г. Г. Дилигенский, A.JI. Журавлев, А. А. Кокурин, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, М. Г. Макаров, В. Н. Мясищев, В. В. Новиков, Д. В… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Представления как составляющая группового сознания школьников, студентов педагогических специальностей и учителей
- 1. 1. Представления как составляющая группового сознания
- 1. 2. Школа как образовательная среда
- 1. 3. Исследования представлений как вторичных образов в 36 отечественной и зарубежной психологии
- 1. 4. Эмпирические исследования представлений субъектов образования 58 в психологии
- 1. 5. Психологические особенности группового сознания учащихся 74 общеобразовательных школ, студентов педагогических* специальностей и работающих педагогов
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей представлений о школе будущего субъектов образования
- 2. 1. Теоретико-методологическое обоснование, организация и методы 89 эмпирического исследования
- 2. 2. Динамика представлений о школе будущего у школьников и 100 студентов педагогических специальностей
- 2. 3. Специфика представлений о школе будущего учащихся 111 общеобразовательных учреждений различного типа, студентов и учителей разной профессиональной направленности
- 2. 4. Соотношение представлений о школе будущего с субъективным 126 благополучием и типом личности у субъектов образовательного процесса
- Выводы по 2 главе
Список литературы
- Абакумова И.В. Личностный смысл как компонент личностной модели образовательного процесса // Психология и практика: Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998. Т. 4. Вып. 2. С. 3−5.
- Абакумова И.В., Азарко Е. М. Диагностика индивидуальных особенностей смысловой сферы личности школьника. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2001.
- Абакумова И.В., Азарко Е. М., Ефименко В. Н. Становление и развитие понятия «личностный смысл» как категории отечественной психологии. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2002.
- Абульханова, К. А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. -СПб.: Алетейя, 2001.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / Психология формирования и развития личности. М., 1981.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. -М. 1983.
- Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003.
- Акопов Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. Самара: Изд-во СНЦ РАН — СамИКП, 2002.
- Акопов Г. В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
- Акопов Г. В. Социальная психология высшего образования. -Самара, 1993.
- П.Акопов Г. В. Социальная психология образования М.: Изд-во «Флинта», 2000.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Анастасиевич И. Современная городская легенда в системепостфолклора//Вопросы философии. № 7. 2005. с.57−64с.146
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005.
- Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии. 1977. № 2. С.3−14.
- Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, — 2003.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1972. Вып.1. С.9−30.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
- Артемьева Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1975.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999.
- Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение. Ярославль, 1998.
- Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структуры субъективного опыта контекст и задачи. Мышление. Общение. Опыт. -Ярославль, 1983. С.99−107
- Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
- Ахмеров P.A. Жизненные программы личности // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. Кама, 2003.4.1.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов-н/Д, 1972.
- Беляев A.A., Короткое Э. М. Системология организации. М., 2000.
- Березина Т. Н. Интрапсихический пространственно-временной образный континуум как субъективная реальность // Психология личности. Новые исследования. М., 1998. С. 192−209.
- Бернштейн М.С. Что школа даёт для населения // Работник просвещения. -М.5 1927.
- Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. — М., 1991.
- Бобрышева Т.В. Социальные представления как объект психологического исследования: Дис. канд.психол.наук. -М., 1996.
- Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.
- Брунер Дж.С. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971.
- Брунер Дж.С. О перцептивной готовности: Хрестоматия по ощущению и восприятию. -М., 1976.С.134−152.
- Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1989.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т.12. № 6. С. 3−11.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. -М., 1987.
- Вейн A.M. Каменецкая Б. И. Память человека. М.: Наука, 1973.
- Веккер JI. М., Ломов Б. Ф. О чувственном образе как изображении // Вопросы философии. 1961. № 4. С. 47−59.
- Веккер JI.M. О пространственно-временной геометрии психического изображения // Восприятие пространства и времени. JL, 1969. С. 104−109.
- Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл- Per Se, 2000.
- Веккер Л.М. Психические процессы. Т.2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.148
- Величковский Б.М. Микроструктурный анализ зрительного восприятия: Автореф. дис.. канд.психол.наук. — М., 1973.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
- Венгер JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.
- Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. — М.: Просвещение, 1976.
- Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988.
- Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. -1312 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
- Гамеза М. В. Ломов Б.Ф. Рубахин В. Ф. Психологическая семантика: методология, проблемы исследований: Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII меж. псих, конгрессу (ГДР, Лейпциг, 6−12 июля 1980 г.).-М., 1980. С. 45,46.
- Гамезо М.В., Рубахин В. Ф. О роли пространственных представлений при чтении типографической карты и дешифрирования аэрофотоснимков // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. -М., 1961. С. 171 178.
- Гамезо М.В., Рубахин В. Ф. Психология, семиотика, методология // Психологический журнал. 1983. Т. 3. № 6. С. 23−34.
- Гельман В.Я. Решение математических задач средствами Excel. -СПб., 2003.
- Головаха Е. А., Кроник А. А. Психологическое время личности. -Киев, 1984.
- Горенков Е.М. Бюджет времени сельского школьника // Советская педагогика. — 1970. № 7.
- Горенков Е.М. Идеальное и реальное в системном становлении развивающей и развивающейся школы // Учёные записки. Материалы докладов итоговой научной конференции АГПИ им. С. М. Кирова. -Астрахань, 2004.
- Горенков Е.М. Муниципальное образование: проблемы развития // Наука и школа. 2005. № 3.
- Горенков Е.М. Педагогическая система В.А. Сухомлинского и становление современной обновлённой школы // Воспитательные технологии современной сельской школы. М.: Прометей МГПУ, 2004.
- Горенков Е.М. Постановка и решение задач становления развивающих и развивающихся школ // Технология решения частных педагогических задач: Монография / Под ред. проф. В. А. Пятина. -Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999.
- Горенков Е.М. Развивающая и развивающаяся школа // Высшее образование сегодня. 2005. — № 4.
- Горенков Е.М. Развивающая и развивающаяся школа как феномен современного подхода к воспитательной деятельности // Учебно-воспитательная деятельность в развивающейся школе. М.: Прометей МГПУ, 2004.
- Горенков Е.М. Развивающая и развивающаяся школа: сущность, пути становления // Новые механизмы управления муниципальной системой образования: Материалы окружной конференции. — Н. Новгород, 2004.
- Горенков Е.М. Развивающая и развивающаяся школа: Учебное пособие для слушателей ФППК. Астрахань, 1997.
- Горенков Е.М. Развивающее образование концептуальная основа профильной школы // Начальная школа. — 2005. № 6.
- Горенков Е.М. Сельский учитель // Высшее образование России. -2005. № 9.
- Горенков Е.М. Современная общеобразовательная школа какцелостная педагогическая система // Наука и школа. 2005. № 6.150
- Горенков Е.М. Становление развивающей и развивающейся школы (Теория и практика): Монография. Астрахань, 2002.
- Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе JT.B. Занкова // Начальная школа. 2002. № 12.
- Горенков Е.М. Феномен развивающей и развивающейся школы // Менеджмент в образовании. 2004. № 3.
- Гостев A.A. Актуальные проблемы изучения образного мышления //Вопросы психологии. № 1.1984.
- Гостев A.A. Индивидуальные особенности пространственных представлений в операторской деятельности // Психологический журнал. № 1. Т.З. 1982. С. 101−109.
- Гостев A.A. Образная сфера человека. — М.: Ин-т психологии РАН, 1992.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей) / Под общ. ред. H.JI. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Турина Р.В. Реализация ожиданий учащихся как показатель эффективности обучения // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 7−15.
- Давыдов В. В. Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1980. № 12. С.47−60.
- Далин П., Руст В. Могут ли школы учиться // Социология образования / Под ред. B.C. Собкина. М., 1994. Т. 2. Вып. 3
- Де Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / Пер. с англ. Калуга: Калужский институт социологии, 1993.
- Демидова Е.В. Экспериментальное исследование мысленных вращений в зрительных представлениях // Психологический журнал. 1983. № 1. Т. 4. С. 144,145.
- Донцов А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. — М., 1987.
- Донцов А.И., Жуков Ю. М., Петровская JI.A. Практическая социальная психология как область практической деятельности // Введение в практическую социальную психологию. М., С.7−21.
- Дусавицкий А.К. Развивающее образование. Теория и практика. -Харьков, 2002.
- Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений и дискурсивная психология // Психологический журнал. 2005. № 5.Т. 26. С. 16−25.
- Емельянова Т.П. Социальные представления понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. № 6. Т.22. С. 39−47.
- Еникеев М.И., Кочетков O.JI. Общая, социальная и юридическаяSпсихология. Краткий энциклопедический словарь. -М.: Юрид. лит., 1997.
- Забродин Ю.М. Процессы принятия решения на сенсорно-перцептивном уровне // Психологические проблемы принятия решения. М., 1978. С.33−35.
- Забродин Ю.М., Потемкина О. Ф., Рубахин В. Д. Слойно-ступенчатая модель переработки информации человеком // Когнитивная психология. — М.: Наука, 1986.
- Завалова Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Характеристика поведения летчика при усложнении обстановки полета. М.: Наука, 1986.
- Завалова Н.Д., Пономаренко В. А. Структура и содержание психического образа как механизма внутренней регуляции предметных действий"//Психологический журнал. 1980. № 2. Т.1. С. 37.
- Загвязинский В.И., Амонашвили Ш. А., Закирова А. Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. 2000. № 9.
- Запорожец A.B. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. -М., 1963. С.30−56.
- Зинченко В. П. Человек развивающийся. М., 1994.
- Зинченко В.П. Живое знание. Самара, 1998.
- Зинченко В. П. Мунипов В.В. Основы эргономики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
- Зинченко В.П. Предисловие // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1972. Вып 1.С.З-7.
- Зинченко В.П. Проблемы визуальной культуры в свете современных исследований зрительного восприятия и визуального мышления // Эргономика: Труды ВННИИТЭ. -М., 1973. Вып.6. С.3−14.
- Зинченко В.П. Продуктивное воспитание // Вопросы психологии. 1971. № 6. С.27−42.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -М., 1994.
- Зобов P.A., Келасьев В. Н. Самореализация человека. Введение в человекознание. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
- Каптеров П.Ф. Избранные сочинения. М., 1982.
- ЮЗ.Конопкин O.A. Проблема осознанного регулирования сенсорнойдеятельности: Автореф. дис.. д-ра.психол.наук. -М., 1977.
- Конопкин O.A. Структурно-функциональный анализ процесса осознанного регулирования произвольной деятельности: Тезисы докладов на 5 Всесоюзном съезде психологов СССР. М., 1977. Ч. 2. С.34−42.
- Кузнецов А.Г. Системология в отечественной педагогике (конец XIX в. 60-е гг. XX в.) // Педагогика. — 2001. № 3.
- Лазарев B.C., Мартиросян Б. П. Введение в педагогическую инноватику. М.: РАО, 2004.
- Ланге H.H. Психологическое исследование. Закон перцепции. Теории волевого внимания. Одесса: Тип. Одесск. воен. округа, 1893.
- Леонов Н.И., Главатских М. М. Психология социального мира: Учебное пособие. Ижевск: НИПЦ «ERGO», 2006. — 132 с. (Серия «Язык социального».)
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. -М., 1983. Т.1. 7.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. -М.: Смысл, 2001.
- Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия (вступительная статья) // Восприятие и деятельность. М., 1976. С.3−27.
- Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. «Психология». 1982. № 3. С. 26−38.
- Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. «Психология». 1986. № 2. С. 3−13.
- Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М.: Смысл, 2000.
- Леонтьев Д-А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57−65.
- Липатов С.А. Организационные представления: постановка проблемы//Мир психологии. 2004. № 3(39). С. 116−121.
- Липатов С.А. Социально-психологическая диагностика организационной культуры: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1999.
- Логвиненко А.Д. Перцептивная деятельность при инверсии сетчатого образа // Восприятие и деятельность. — М., 1976. С.209−267.
- Ломов Б. Ф. О путях построения теории инженерной психологиина основе системного подхода // Инженерная психология. -М., 1977.154
- Ломов Б.Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения // Когнитивная психология. -М.: Наука, 1986. С. 12, 13.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. 2-е изд.-М., 1966.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципации в структуре деятельности -М.: Наука, 1980.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.
- Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997.
- Мороссанова В.И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М.: ACADEMIA, 1999.
- Некрасова Е.В. Временной аспект самосознания в юношеском возрасте // Сибирский психологический журнал, 1998. Томск. Вып. 8−9. С. 22−25.
- Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, Т. 3. 2001.
- Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
- Новые ценности в образовании: Содержание гуманистического образования. М., 1995.
- Обухов В.Л., Зобов Р. А. Сугакова Л.И., Ситников В. Л. Основы человековедения: человек как микрокосм: учебное пособие. 2-е изд., пераб. и дополн. — СПб.: Химиздат, 2001.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности. -М. 1996.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988.
- Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д, 1996.
- Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления //Вестник Московского ун-та. 1984. Сер.14. «Психология». № 4. С. 10.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
- Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПБ.: Питер, 2006.
- Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
- Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е. С. -Минск: Соврем, слово, 2006.
- Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст: монография / И. А. Ральникова. Барнаул, 2002.
- Родионова О.Г. Психологические особенности коммуникации педагогов и учащейся молодёжи средних профессиональных учебных заведений // Известия Самарского научного центра РАН «Актуальные проблемы психологии». № 3. 2006. С. 178−183.
- Родионова О.Г. Социально-психологические характеристики личности педагогов работающих в школе // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. «Психология». № 1. 2007. С. 68−77.
- Родионова О.Г. Специфика социальных представлений о школе будущего у учащихся различных типов учебных учреждений // Вестник ф-та психологии СГПУ. 2007. С. 147−156.
- Родионова О.Г. Динамика социальных представлений студентов (курсантов) о школе будущего // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. 2010. № 1. С. 217−219.
- Родионова О.Г. Изучение представлений о школе будущего у групповых субъектов учреждений образования различных уровней-// Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. 2010. № 2. С. 126−129.
- Родионова О.Г. Специфика социальных представлений о школе будущего у студентов различных специальностей высших учебных заведений // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. 2010. № 1. С. 219−222.
- Рубахин В.Ф. Психологические основы переработки первичной информации. Д., 1974.
- Рубинштейн С. JI. Человек и мир. М., 1997.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. — 328с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии — СПб: Питер, 2000.- 712 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
- Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000.
- Сагатовский В.Н. Ценностное основание гуманитарной экспертизы // Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы. — Новосибирск, 1992. С. 9−33.
- Свенцицкий А.Л., Семенов В. Е. Социально-психологическое исследование (вопросы методологии и процедуры) // Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1977. С.5−16.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб., 2000.
- Ситников В.Л. Образ ребёнка (в сознании детей и взрослых). -СПб.: Химиздат, 2001.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
- Словарь-справочник по психоанализу. СПб.: Питер, 2001.
- Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. «Психология». 1981. № 2. С. 15−29.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995.
- Смирнов С.Д. Психология образа. М., 1985.
- Смирнова Н. Л. Представления об интеллекте у подростков и педагогов // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 135−146.
- Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. -М., 1983.
- Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н. профессора В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004.
- Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль, 1996. '
- Сорокун П.А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся: Автореф. дис.. д-ра психол.наук. Л., 1968.
- Соснова И.В. Обусловленность отношения учащихся к школе социальными условиями развития // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 69−76.
- Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М., 1975.
- Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов '/ Т. Л. Алавидзе, Г. М. Андреева, Е. В. Антонюк и др.- под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.
- Стеценко А., Литтл Т., Оттинген Г., Балтес П. Развитие представлений детей о школьной деятельности: кросскультурное исследование // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 3−23.
- Столин В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа // Восприятие и деятельность. — М., 1976. С. 101 208.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Материалы к курсу. М.: МГУ, 1998.
- Творогова Н.Д. К вопросу возникновения, развития и применения топологических понятий в психологии // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. -М., 1974. С. 178−193.
- Теплов Б.М. Пространственные пороги зрения // Зрительные ощущения и восприятия. — М.- Л.- 1935. С. 194−225.
- Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. -М.: Гардарики, 2006.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд. М.: Республика, 2001.
- Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. — 22-е, новое, перераб. изд. / Под ред. Г. Шишкоффа — Пер. с нем. — Общ. Ред. В. А. Малинина. — М.: Республика, 2003.
- Чернов А.П. Опыт психологического эксперимента мысленного экспериментирования: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1976.
- Шамионов P.M. Личность и её становление в процессе социализации. Саратов, 2000.
- Шамионов P.M. Психология субъективного благополучия // Вопросы социальной психологии личности. Саратов, 2003. Вып. 4. С. 27−41.
- Шамионов P.M. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004.
- Шамионов P.M. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии личности в образовании // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 61−68.
- Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. -М., 1959. Т. 1. С. 140−192.
- Шеффер Бернд. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения / Бернд Шеффер, Бернд Шледер // Иностранная психология. 1993. Т.1. № 1. С.74−84.
- Шкала субъективного благополучия / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. С.467−470
- Штейнбах Х.Э. Восприятие и оценка городской среды: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1987.
- Якиманская И.С. Образное мышление и его место в обучении //
- Советская педагогика. 1968. № 12. С.26−71.160
- Яничев П.И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток: Учебное пособие. — СПб., 1999. С. 50−60.
- Abulkhanova К. A. The concept of personality as the time arrangement system// XXVI International congress of psychology. Montreal, Canada, August 16−21, 1996.
- Baltes P. В., Goulet L. R. Status and issues of a life-span developmental psychology // R. Goulet, P. B. Baltes. Life-span developmental psychology:
- Block R.A. Expertness and remembering time: Affordances, context, and cjgnition // Time and Hum. Cogn.: Life-Span Prospect. Amsterdam, 1989. P. 333−363.
- Bruner J.S. On perceptual reaness.-Psychol.Rev., 1957, vol. 64. P. 123 152.
- Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf psychologisches Problem. Berlin, 1933.
- Corballis M. C. An imagined revolutions // Theor. Image Form. № 4. 1986. P. 151−168.
- Doob L. W. Pattering of Time. N.-H. and L.: Yale University Press, 1971.
- Drain M., Reuter-Lorenz P. A. Attitudinal «neglect» in the normal brain // Bull. Psychonom. Soc. 1993. № 5. P. 396.
- Eraser J. T. On time, passion and knowledge. Braziller. N. Y., Eraser J. Т., Lawrence N. Whitrow G. J. The study of time. Vol. I-III. N.Y., 1978.
- Gilford J. P. The nature of human intelligence. N.Y., Me Grawhill., 1967.
- Gold T. Cosmic Processes and the Nature of Time // Mind and Cosmos. Essays in contemporary Science and Philosophy. Pittsburgh, 1966. P. 329.
- Interdisciplinary Perspectives of Time // Annals of the New York
- Academy of Sciences, 1967. Vol. 138, part. 2. P. 367−415.161
- Lens W. A multu-dimensional questionnaire measure of time perspective // XXVI International congress of psychology. Montreal, Canada, August 16−21, 1996.
- Lens W., Moreas M. A. Future-time perspective: an individual and a societal approach // Psychology of future orientation / Ed. Zaiesci Z. Lublin, 1994. P. 23−38.
- Lewin K. Principles of topological psychology.-N.Y.&L.:McCraw-Hill book Co., 1936.-23 lp.
- Nurmi J-E. The development of future-orientation in a Life-Span context // Psychology of future orientation. Lublin, 1994. P. 63−75.
- Nuttin J. Time perspectives in human motivation and Learning. Acta psychologica. 1964. P. 23, 60−84.
- Nuttin J/ Future time perspective and motivation. Leuven: Leuven University Press- Hillsdale: Lawrense Erlbaum Associates, 1985.
- Renter-Lorenz P. A, Ninsbourme M., Moscovitch M. Hemispheric control of spatial attention // Brain and Cogn., 1990. № 2. P. 240−266.
- Stapp H. P. Theoretical model of a purposed empirical violations of the predictions of quantum theory // Phys. rev. N.Y., 1894. Vol. A50, № 1. P. 18−22.
- Wigner E. P. Symmetries and Reflections. Scientific Essays, Cambridge Press, 1970.
- ОБРАЗНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ШКОЛЕ БУДУЩЕГО
- Эмоциональная Целевая установка образанаправленность образа Сложность образа
- Ней- Упро- Архи- Техно- Человекоцентри
- Единицы Позити- Негати- траль- Слож- Прос- щен- текту- центри Позит Негативсравнения вные вные ные ный тои ный рная ческая ивная ная
- Естеств 26,7 38,2 35,2 14,5 49,1 36,4 36 40 10,3 4,8
- Содруж 58,2 38,2 3,6 1,8 56,4 41,8 1,8 88,7 9,1 3,6
- Творчест 56,4 27,3 16,4 0 65,5 34,5 9,1 65,5 16,4 9,1
- Гимназия 74,5 16,4 9,1 14,5 45,5 40 14,5 76,4 0 2,1
- Уч естест 14,8 44,4 40,7 0 18,5 37 40,7 0 18,5 44,4
- Уч гуман 16,4 0 83,6 5,5 20 74,5 58,2 25,5 36,4 00,000 0,000 0,000 0,069 0,000 0,037 0,000
- ПОНЯТИЙНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ШКОЛЕ БУДУЩЕГО
- Организационно-средовые атрибуты Функциональные атрибуты1. Взаи- 1. Внеш- моотн
- Единицы нее оформление Внутреннее оформление спорт, здоровье, развле питан Территория вокруг Образ учите Развитие лично оше-ния между учащи Профиль ное обуче Качество образ овасравнения школы школы чения ие школы ля сти мися ние ния
- Естеств 61,2 44,8 4,2 46,7 77,6 26,1 58,8 22,4 25,5 11,5 56,4
- Содруж 20 25,5 3,6 32,7 3,6 7,3 87,3 0 16,4 0 54,5
- Творчест 32,7 40 7,3 25,5 7,3 9,1 50,9 0 0 0 41,8
- Гимназия 38,2 27,3 7,3 58,2 20 5,5 21,8 0 0 3,6 29,1
- Уч естест 40 65,5 25,5 43,6 32,7 43,6 54,5 58,2 7,3 0 38,2
- Уч туман 50,9 27,3 12,7 40 12,7 23,6 54,5 67,3 5,5 5,5 49,1
- ПОНЯТИЙНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ШКОЛЕ БУДУЩЕГО
- Организационно-средовые атрибуты Функциональные атрибуты1. Взаи- 1. Внеш- моотн
- Единицы нее оформление Внутреннее оформление спорт, здоровье, развле питан Территория вокруг Образ учите Развитие лично оше-ния между учащи Профиль ное обуче Качество образ овасравнения школы школы чения ие школы ля ста мися ние ния
- Естеств 61,2 44,8 4,2 46,7 77,6 26,1 58,8 22,4 25,5 11,5 56,4
- Содруж 20 25,5 3,6 32,7 3,6 7,3 87,3 0 16,4 0 54,5
- Творчест 32,7 40 7,3 25,5 7,3 9,1 50,9 0 0 0 41,8
- Гимназия 38,2 27,3 7,3 58,2 20 5,5 21,8 0 0 3,6 29,1
- Уч естест 40 65,5 25,5 43,6 32,7 43,6 54,5 58,2 7,3 0 38,2
- Уч гуман 50,9 27,3 12,7 40 12,7 23,6 54,5 67,3 5,5 5,5 49,1