Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет
Диссертация
Экспериментально было подтверждено, что ребенок в игре-сказке не только принимает ту или иную роль, как в сюжетно-ролевой игре, а, отождествляя себя со сказочным героем, одновременно усваивает определенный способ выполнения продуктивного действия. Если в сюжетно-ролевых играх присутствует подражание обыденной деятельности и взаимоотношениям людей, то в игре-сказке суть состоит в переходе детей… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Произвольность изобразительной деятельности детей. Постановка проблемы
- 1. 2. Изобразительная деятельность и психическое развитие ребенка
- 1. 3. Произвольность и обучение дошкольника изобразительному искусству
- 1. 4. Роль взрослого в организации игры детей
- 1. 5. Мифологическое сознание и ритуал
- 1. 6. Воображение и его развитие в игре-сказке
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Изобразительная деятельность детей и диагностика развития
- 2. 2. Описание исследовательской методики «Волшебные фигуры»
- 2. 3. Результаты экспериментальной апробации методики
- ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ «ИГРЫ-СКАЗКИ»
- 3. 1. Влияние обучения с применением игр-сказок на развитие произвольности в изобразительной деятельности
- 3. 2. Игра-сказка «Превращение в гнома» и ее влияние на развитие произвольности изобразительной деятельности дошкольника
- 3. 3. Результаты экспериментальной апробации игры «Превращения в гнома»
Список литературы
- Августин Блаженный, Исповедь, М, тип. Товарищества Рябушинских, 1914 г., с. 442 2.
- Андерсен Г.-Х., Избранное, т.1, «Русская старина», 1992 г, с. 301 Арнхейм Р., Новые очерки психологии искусства, М., Прометей, 1994 г., с.352
- Афанасьев А.Н., «Поэтические воззрения славян на природу», 18 661 869 гг, т.т. I-III, 440, с. 412, с.427
- Банников П. Д, Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской армии- Этнографическое обозрение, № 1, 2001 г.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., «Родник» программа социокультурного развития детей, «Дошкольное воспитание», № 2, 2001г.
- Батурина Г. И, Кузина Т. Ф., Занимательная педагогика народов России, М., 2001 г., с. 112
- Белик А.А., Психологическая антропология, М., ИЭИА, 1993 г., 190
- Белобрыкина О.А., Маленькие волшебники или на пути к творчеству: Метод, рекомендации для родителей, воспит. детских учреждений, учителей начальной школы Новосибирск, изд. НГПИ, 1993 г., с.154
- Берн Э., Игры, в которые играют люди, М., «Прогресс», 1988 г., 399
- Бодров Е.В., «Творчество Князева ОЛ, Кравцова Е.Е., Кудрявцев Б. Т., и педагогика: Материалы Всесоюзной научно- практической конференции, 1988 г.
- Божович Л.И., Избранные психологические труды: Проблема формирования личности., М., Межд. Педагог. Академия, 1995 г., 209
- Бондаренко А.К., Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду., М, МГПИ им Ленина, 1985 г., с. 67 14.
- Борев Ю., Эстетика, М., Политиздат, 1981 г., с. 419 Брофман В. В. Планы занятий по изобразительному искусству Планы занятий по программе развития для старшей группы детского сада, М., 1992 г., с.с.99−107
- Васнецов Д., Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи, М., 1908 г., с. 133.
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001., с. 143 18.
- Венгер Л.А., Педагогика способностей., М., Знание 1973 г., с. 96 Веселовский А. Н., «Сравнительная мифология и ее метод», 1873 г., C.215 20.
- Волков Г. Н., Этнопедагогика, М., Academia, 1999 г., с. 186 Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. Сборник., М, 1981 г., с. 159 22.
- Вульф М.В., Фантазия и реальность в психике ребенка., М., 1968 г Выготский Л. С. «Мышление и речь» п.с.с, М., «Педагогика», 1982 г., Т.П., 504
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, М., «Просвещение», 1991 г., с.90
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования, М., 1956, с.519
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн. «Психологическая наука в СССР. М., 1959 г., Т.1
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л. М., Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития, М. Воронж, 1998 г., 207 28.
- Голосовкер Я.А., Логика мифа, М., Наука, 1987 г., с. 217 Готовность к школе, под ред. И. В. Дубровиной, М., «Наука», 1995 г., 32
- Григорьева Г. Г., Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед., М., 1997 г. 31.
- Гуружапов В.А. автореферат.докторской диссертации М., 2002 г. Гуружапов В. А., Культурно-историческая педагогика: что это такое?, «Дошкольное образование», 2003 г, № 1
- Гуткина Н.И., Группы и классы развития. Психологическая наука и образование, 1996 г., 3, с.с. 71−84
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, М., «Академический проект», 2000 г., с. 157
- Джемс У., Многообразие религиозного опыта, СПб, Андреев и сыновья, 1992 г., с.418
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей, под ред. Д. Б. Эльконина, М., 1978 г.
- Динн Д., Англия. Педагогика народов мира., М., Педагогическое общество России, 2001 г.
- Доронова Т.Н., Якобсон Г., Обучение детей 2−4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре., М., 1992 г., с.142
- Доронова Т.Н., Природа, искусство и изобразительная деятельность детей, М., 2001 г., с. 159
- Дубровская Н.В., Приглашение творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. Методическое пособие. СПб «Детство-премм», 2002 г., с. 128 41.
- Дудецкий А.Я., Воображение, Смоленск, 1969г., с. 94 Дьяченко О. М., Программа «Развитие» Психологическая наука и образование, 1996 г, 3, с.с. 32−43
- Дьяченко 0. М, Развитие воображения Псих.инст. РАО, 1996 г., с. 197
- Запорожец А.В., Развитие произвольных движений. В кн. Избр. псих, труды, т. П, М., «Педагогика» 1986 г., с. 296
- Запорожец А.В., Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности Известия АПН РСФСР. 1948 г., Вьш.14.
- Защиринская О.В., Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: Издательство ДНК, 2001., с. 150
- Зеленина Е.Л., Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. М., «Просвещение», 1996 г., с.62
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г., 312 дошкольника», М.,
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии, СПб, «Речь», 1998 г., с.349
- Зинченко В.П., Действие Большой психологический словарь под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, М. 2003 г., с.с.124−125
- Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе, под ред. Т. е. Комаровой, М., «Педагогическое общество России», 1999 г., с.115
- Ильенков Э.В. Философия и культура, М., Политиздат, 1991 г., 462
- Исмаилов А. Д., Развитие образного мышления младших школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством, Автореф. дис. на соискание ученой степени кан. псих, н., М., 1988 г., с. 15
- Каптерев П.Ф., Избранные педагогические сочинения, М., «Педагогика», 1982 г., с. 704 55.
- Киплинг Р., «Ким», М., высшая школа, 1990 г., с. 285 Киреенко В. И., Психология способностей к изобразительной деятельности, М., изд. АПН РСФСР, 1959 г.
- Косвен М., Проблемы воспитания и психологии ребенка в свете этнографического материала. Советская этнография, 1946, № 2
- Коул М., Культурно-историческая психология: Наука будущего, М., «Когито-центр», 1997 г., с.431
- Кравцов Г. Г., Бережковская Е. Л., Кравцова Е. Е., Психологические основы программы начального образования «Золотой ключик». Психологическая наука и образование, 1996 г., 3, с.с. 44−52.
- Кравцова Е.Е., Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М., «Педагогика», 1991 г., с. 151
- Кузин B.C., Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 классах, М., 1979 г., с. 191
- Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом Библиотека программы «Детство»., СПб, изд. «Акцидент», 1998 г., с. НО
- Лабунская Г. В., Изобразительное творчество детей, М., «Просвещение», 1965 г., с. 207 66. 67. 68.
- Леви-Брюль К., Первобытное мышление, М., Атеист, 1930 г., с. 337 Левитан ИИ., Письма, документы, воспоминания, М., 1956 г., с. 233 Леонтьев А. Н., Деятельность.Сознание.Личность., М., 1975 г., с. 304 Леонтьев А. Н., Психологические основы дошкольной игры. Избр. психол. произв. в 2-х том., Т.1, М., Просвещение, 1983 г., с.391
- Лосев А.Ф., Философия. Мифология. Культура. М., Политиздат, 1991 г., с.559
- Лурия А. Р, К вопросу о формировании произвольных движений ребенка. Доклады АПН РСФСР, 1957 г., № 1
- Лустина Е.А., Слово и образ в процессе воображения, Дис, канд., психол., наук, М., 1984 г.
- Мануйленко З.В., Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Изв. АПН РСФСР. Вьш.14, 1948 г.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н., Ступеньки к творчеству, М., «Искусство в школе», 1995 г., с. 142
- Мещеряков А.И., Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения: М.: «Педагогика», 1984 г. 76. 77. 78. Мид М., Этнография детства, М., Наука, 1988 г. Мифологический словарь, «Советская Энциклопедия», 1990 г., с. 682 Михаиленко Н. Я., Короткова Н. А., Проблемы дошкольной игры, М., 1978 г.
- Михаиленко Н.Я., Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве, Автореферат на соискание учен, степени кан. пед. п., Л., 1975 г. 80.
- Морира-Буке М, Вкус к жизни. «Курьер ЮНЕСКО», июль 1991 г. Мухина B.C., Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта, М., «Педагогика», 1981 г., с.240
- Нартова-Бочавер К., Вступительная статья к сборнику «Сказки народов мира», М., 1991 г.
- Натадзе Р.Г., Воображение как фактор поведения, Тбилиси, Мецниереба, 1972 г., с. 184
- Неменский Б.М., Мудрость красоты, М., «Просвещение», 1987 г., 256 85. 86. 87.
- Ницше Ф., Так говорил Заратуштра, М., «Читатель», 1899 г., с. 236 Обухова Л. Ф., Детская психология, М., Тривола, 1998 г., с. 351 Ожегов СИ., Словарь русского языка, М., 1986 г. Петровский А. В., Воображение/Общая психология., М., «Просвещение» 1977 г., с.351
- Пиаже Ж., Речь и мышление ребенка, М.-Л., Гос.Уч. Пед.РЬ., 1932 г., с.412
- Полуянов Ю.А., Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам, М. Рига, 2000 г., 160 с. 91.
- Полуянов Ю.А., Дети рисуют, М., «Педагогика», 1988 г., с. 173 Пропп В. Я., Морфология волшебной сказки, Ленинград, «Академия», 1928 г., с. 151
- Пряжников Н. С, «Профессиональное и личностное самоуправление», М., 1996 г., с. 185 94. «Развитие», программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа. Под ред. Л. А. Венгера, М., «Гном-пресс», 1999 г. 95.
- Рибо Т., Творческое воображение, Спб., 1901 г., с. 318 Розет И. М., Психология фантазии: экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной 1977 г., умственной деятельности., Минск, изд. БГУ им. Ленина, с. 3 И
- Рубинштейн Л, Основы общей психологии, М., Учпедгиз, 1946 г., C.704 98.
- Рубцов В.В., Автореферат докт. диссертациии, М., 1986 г. Рубцов В. В., А. А. Марголис, тип школы В. А. Гуружапов, «Культурно— М., исторический (проект разработки). Психологическая наука и образование, 1996, № 4
- Сакулина Н. П., Вопросы эстетического воспитания в детском саду, М., Учпедгиз, 1960 г., с. 132
- Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду, М., Просвещение, 1973 г., с.206
- Сакулина Н.П., Рисование в дошкольном детстве, М., «Просвещение», 1965 г., с.214
- Сакулина Н.П., Умственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью., в кн., Воспитание дошкольников, под ред., Н. Н. Подъякова, М., 1972 г.
- Семенцов B.C. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты в кн. Восток Запад, М., «Наука», 1988 г., с.с.5−32
- Сливка И.,. Бутафория вместо удовольствия. Футбол, № 16, 2000 г.
- Слободчиков В.И., Автореферат докт.диссертациии, М., 1994 г.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А., Интегральная периодизация общего психического развития: Вопросы психологии, 1996 г., № 5
- Смирнова Е.О., Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах, Москва-Воронеж, 1998 г., с.251
- Собко Н.П., Словарь русских художников, Спб, 1893, т. 1 НО. Соловьева О. И.,"Русские народные волшебные сказки в воспитании детей дошкольного возраста в кн.: Труды Всерос. науч. конф. по дошк. воспит. М., 1949 г.
- Субботский Е.В., Как рождается личность, М., «Знание», 1978 г., C.93
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир, М., Просвещение, 1991 г., 205
- Сулейманян А.Г., Больше, чем игра Психологическая газета «Мы и Мир», 1998 г., июнь.
- Сулейманян А.Г. Ритуал как средство формирования произвольности действий, «Психологическая наука и образование», 2001г.,№ 2
- Сулейманян А.Г., Два дня в краю Камауэто в ж. Латинская Америка, 2002 г., 12.
- Сулейманян А.Г., Опыт экспериментального изучения развития произвольных сказки».(на действий материале дошкольников изобразительной в условиях «игры// деятельности) Психологическая наука и образование (принята к печати).
- Табунова Л.П.,.Хомякова Т. Г., Сценирование занятий для детей 5−6 лет. Пропедевтика развивающего образования. Улан-Удэ: «Былыю> 2003 г.
- Тейлор Э.Б., Первобытная культура, М., Соцэкгиз, 1939 г., с.570
- Теоретические основы базисной программы развития ребенкадошкольника «Истоки». Коллектив авторов программы под ред. Новоселовой Л., Обуховой Л. Ф., Парамоновой Л. А., Тарасовой К.В.). Психологическая наука и образование, 1996 г., 3, с.с. 6470
- Теплов Б. М., Вопросы психологии труда и искусства Труды Института Психологии, вып. 25, М., 1950 г.
- Тихеева Е.В., Дома ребенка Монтессори в Риме: их теория и практика., Пг., 1915 г., с.70
- Токарев А., Что такое мифология? в Кн. А.Токарев. Ранние формы религии, 1990 г., с.с. 190−220
- Токарев А., Ранние формы религии, М., Политиздат, 1990 г.
- Топоров В.Н.,. «О ритуале. Введение
- Торшилова Е.М., Морозова Т. В., Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет (теория и диагностика), М., «Деловая книга», 2001 г.
- Тэрнер В., Символ и ритуал, М., Наука, 1983 г., с.277
- Ушинский К.Д., О наглядном обучении, Избр. Пед. соч., т.2, М., «Просвещение», 1954 г.
- Флоренский П.А., Избранные труды по искусству, М., Изобразительное искусство, 1996 г., с.332
- Флоренский П.Д., Культ, религия и культура. Богословские труды, XVI 1, М., 1976 г.
- Фрейре П. беседует с М.Кампосом, «Курьер ЮНЕСКО», февраль 1991 г.
- Фрэзер Дж., Золотая ветвь, М., «Политиздат», 1980 г., с.831
- Фукуда Т., В погоне за успехом, «Курьер ЮНЕСКО», декабрь, 1991 г.
- Хейзинга Й., Homo Ludens, М., «Прогресс», 1997 г., с.412
- Хоменко И.Е.,. «Понимание художественного образа детьми младшего возраста» (Резюме статьи из Ученых записок Харьковского педагогического института. Харьков, 1941 г. в кн. «Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 4.1. М.-МГУ- 1981 г.
- Чарнецкий Я.Я., Изобразительное «Прсвещение», 1991 г., с. 157 искусство в школе, М.,
- Чистяков П.П., Письма, записные книжки, воспоминания, М.,"Искусство» 1953 г., с.592
- Шеллинг Ф. Философия искусства, М., Мысль, 1966 г., с.496
- Шеллинг Ф., Система трансцедентального идеализма. Л., Соцэкгиз, 1936 г., с.455
- Штерн В., Одаренность детей и подростков и методы ее исследования, изд. 10-е, Харьков, 1926 г., с.403
- Шумакова Е., Дипломная работа рукопись, психологический факультет МГУ, 1981 г. 142. «Эстетика», словарь, М., «Политиздат», 1988 г. 143. «Экипаж» «Известия», 22 дек., 2001 г.
- Элиаде М., Тайные общества: обряды инициации и посвящения, СПб, Университетская книга, 1999 г., с.356
- Элиаде М., Аспекты мифа, М., Академический проект, 2000 г., с.224
- Элиаде М., Космос и история, М., Прогресс, 1987 г., с.311
- Элькин А. Коренное население Австралии, М., Изд. Иностр. Литер., 1952 г., с.248
- Эльконин Д.Б., Психология игры, М., «Педагогика», 1978 г., с.301
- Эльконинова Л. И, Эльконин Б. Д., Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия Вестник МГУ, сер. 14 Психология, 1993, № 2
- Эльконинова Л.И., О предметности детской игры Вестник МГУ, сер. 14 Психология, 2000, № 1
- Этнография детства. Сборник М., Наука, 1983 г, с.232
- Этнография детства. Сборник, М., Наука, 1992 г., с. 188 153. Юнг К., Душа и миф, Киев, Порт-Рояль, 1997 г., с.382
- Якобсон Г., Программа «Радуга», Психологическая наука и образование, 1996 г., № 3
- Freeman J., Butcher Н., Christie Т., Creativity: а selective review of research, L., 1968
- Kopp СВ., The growth of self-regulation. In N. Gisentag (ed.) Contemporary topics in developmental psychology. N.Y. 1987 y.
- Montessori M., The absorbent mind Theosophical press, 1964
- Revesz, Talent ung genie, Amsterdam, 1952 y,
- Shapiro E. A developmental perspective of the creative process j of the Aestetik Education., 1975 (oct.), v.9, n.4