Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментально было подтверждено, что ребенок в игре-сказке не только принимает ту или иную роль, как в сюжетно-ролевой игре, а, отождествляя себя со сказочным героем, одновременно усваивает определенный способ выполнения продуктивного действия. Если в сюжетно-ролевых играх присутствует подражание обыденной деятельности и взаимоотношениям людей, то в игре-сказке суть состоит в переходе детей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Произвольность изобразительной деятельности детей. Постановка проблемы
    • 1. 2. Изобразительная деятельность и психическое развитие ребенка
    • 1. 3. Произвольность и обучение дошкольника изобразительному искусству
    • 1. 4. Роль взрослого в организации игры детей
    • 1. 5. Мифологическое сознание и ритуал
    • 1. 6. Воображение и его развитие в игре-сказке
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Изобразительная деятельность детей и диагностика развития
    • 2. 2. Описание исследовательской методики «Волшебные фигуры»
    • 2. 3. Результаты экспериментальной апробации методики
  • ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ «ИГРЫ-СКАЗКИ»
    • 3. 1. Влияние обучения с применением игр-сказок на развитие произвольности в изобразительной деятельности
    • 3. 2. Игра-сказка «Превращение в гнома» и ее влияние на развитие произвольности изобразительной деятельности дошкольника
    • 3. 3. Результаты экспериментальной апробации игры «Превращения в гнома»

Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Произвольность как способность ребенка самостоятельно строить свою деятельность в соответствии с образцом или нормой, задаваемой взрослым, является одним из важнейших условий готовности детей к школе (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. И. Гуткина, Е. О. Смирнова) (44- 148- 34- 108). По этой причине особое значение приобретает изучение психологических условий развития произвольности в дошкольном детстве и, прежде всего, детей 56 лет.

Известно, что наилучшие условия для обучения и развития дошкольников создаются в игре. На занятиях по изобразительной деятельности популярностью пользуются игровые ситуации с использованием сказочного сюжета. При этом полагается, что ребенок может рисовать более целенаправленно в позиции воображаемого сказочного персонажа, нежели в условиях просто данного учебного задания. Однако, экспериментальных данных о том, за счет каких психологических механизмов происходит влияние таких дидактических игр на развитие произвольности, очень мало. И, как следствие этого, остается неясной роль отдельных элементов игры, прежде всего, момента вхождения в образ сказочного персонажа для развития произвольности в продуктивных видах деятельности, вообще. Это сдерживает создание своего рода «педагогики воображения» (О.М.Дьяченко) (43), направленной на развитие у ребенка умения создавать целостные творческие продукты.

Объект исследования — произвольность действий у детей 5−6 лет в изобразительной деятельности.

Предмет исследования — развитие произвольности действия у детей 5−6 лет в играх-сказках.

Цель исследования — изучение психологических условий развития произвольности изобразительной деятельности дошкольников в играх-сказках.

В нашей работе мы рассматривали, как в разных условиях ребенок может перевести образ представления в графическое изображение с заданными параметрами. Эстетическая сторона изобразительной деятельности принималась нами во внимание, но специально не исследовалась.

Задачи:

1) проанализировать особенности проявления произвольности действия в изобразительной деятельности современных дошкольников;

2) на основании психологических, педагогических, этнографических и культурологических источников провести теоретический анализ роли ритуалов для развития произвольности в продуктивных видах деятельности;

3) разработать экспериментальную методику изучения развития произвольности действия у дошкольников в изобразительной деятельности;

4) изучить особенности развития произвольности действия у детей 5−6 лет в играх-сказках на материале выполнения рисунков по заданному образцу.

Гипотеза исследования. Психологическими условиями развития произвольности изобразительной деятельности детей 5−6 лет в игре-сказке является возможность для них вообразить в единстве образ сказочного персонажа и способ его действия. Это позволяет детям мобилизоваться для выполнения конкретной изобразительной задачи и преодолевать ранее усвоенные изобразительные стереотипы.

Методы исследования. В соответствии с поставленной целью использовались следующие методы: лабораторный эксперимент, метод срезов, анализ детских рисунков, статистические методы.

Базой исследования были детские сады №№ 1662, 2021 и 690 г. Москвы. В исследовании в течение 2000 — 2002 гг. участвовало 144 дошкольника старших и подготовительных групп. Было проанализировано около тысячи детских рисунков.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психологическими условиями развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5−6 лет являются общее развитие внимания, памяти, воображения и наличие опыта изобразительной деятельности. Развитию произвольности препятствуют, наряду с факторами общего психического недоразвития, также ранее освоенные изобразительные стереотипы.

2. Игра-сказка оказывает развивающее влияние на развитие произвольности детей, если включена в целенаправленное обучение детей изобразительному искусству. Собственно развивающий эффект игр-сказок связан с возможностью вообразить в единстве образ сказочного персонажа и способ его продуктивного действия. Для этого логика игровой ситуации должна мобилизовать ребенка на решение конкретной изобразительной задачи.

3. Эти' ситуацию можно специально воспроизвести в сценарии игры-сказки по аналогии с ритуалами типа обрядов перехода, хорошо известными из культурно-исторической практики человечества. Ритуал обеспечивает ребенку воображаемый переход из обыденной реальности в реальность сказочную, где он должен утвердиться в своей способности выполнить продуктивное действие.

Научная новизна исследования.

1. Показаны резервы развития произвольности детей 5−6 лет, скрытые в организации изобразительной деятельности по типу игр-сказок.

2. Описаны существенные характеристики игр-сказок и выделены их отличия от сюжетно-ролевых игр.

3. Определены алгоритмы для создания игр-сказок, направленных на развитие произвольности изобразительной деятельности дошкольников. Показаны основные принципы проектирования таких игр.

Практическое значение.

1. Разработана специальная методика для оценки произвольности действий детей 5−6 лет в изобразительной деятельности на материале перевода образа представления в графическое изображение.

2. Создан сценарий оригинальной «игры-сказки», направленной на развитие у дошкольников мелкой моторики руки в изобразительной деятельности.

Внедрение результатов в практику.

Данные, полученные в исследовании, были использованы для диагностики детей и совершенствования преподавания изобразительного искусства в детских садах №№ 1662 и 690 г. Москвы. Материалы диссертации использованы в курсе лекций для студентов МГППУ и Московского областного института управления и права.

Апробация. Результаты исследования были сообщены на научно-практической конференции студентов и аспирантов МГППИ (май 2000 г.), на второй международной конференции «А. Р. Лурия и психология XXI века» (сентябрь 2002 г.), на совещании в южном округе Московского Комитета Образования (сентябрь 2002 г.). Работа неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры педагогической психологии МГППУ в 2000;2003 г. г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

Развитие произвольности действий у дошкольников в продуктивных видах деятельности, в частности, изобразительной требует поиска резервов совершенствования учебно-воспитательного процесса, учитывающих психологическую специфику именно данного возраста. Для этого можно создавать новые системы дошкольного образования, а можно искать специальные психологически обоснованные средства для развития произвольности, которые могут применяться в различных системах. Наше исследование относится ко второму пути. Поэтому мы обратили внимание на игровые ситуации с элементами сказочного сюжета, которые часто используются во многих программах обучения изобразительному искусству дошкольников. Так выясняется, такие «игры-сказки» могут быть адекватным «культурным орудием» для развития произвольности действий детей. В нашем исследовании мы попытались проанализировать возможности включения «игры-сказки» в изобразительную деятельность детей 5−6 лет.

Мы выбрали для экспериментального исследования вполне определенную игру-сказку. Она была нацелена на развитие произвольности в выполнении мелких изображений. Но в ней выявились достаточно общие условия влияния такой игры на развитие произвольности действия в изобразительной деятельности. Конечно, мы не можем сказать, что выявили все возможные условия. Это, вообще, вряд ли возможно. Но в первом приближении определились положения, которые заслуживают внимания.

1. Психологическими условиями развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5−6 лет являются общее развитие внимания, памяти, воображения и наличие опыта изобразительной деятельности. Развитию произвольности препятствуют, наряду с факторами общего психического недоразвития, также ранее освоенные изобразительные стереотипы.

2. Игра-сказка оказывает развивающее влияние на развитие произвольности детей, если включена в целенаправленное обучение детей изобразительному искусству. Собственно развивающий эффект игр-сказок связан с возможностью вообразить в единстве образ сказочного персонажа и способ его продуктивного действия. Для этого логика игровой ситуации должна мобилизовать ребенка на решение конкретной изобразительной задачи.

3. Эти ситуацию можно специально воспроизвести в сценарии игры-сказки по аналогии с ритуалами типа обрядов перехода, хорошо известными из культурно-исторической практики человечества. Ритуал обеспечивает ребенку воображаемый переход из обыденной реальности в реальность сказочную, где он должен утвердиться в своей способности выполнить продуктивное действие.

В развитие этих положений можно сделать выводы, которые мы рассматриваем как основу для дискуссий и материал для дальнейших исследований в области развития произвольности изобразительной деятельности детей в условиях «игр-сказок».

1. Игры-сказки становятся важной частью современных методов обучения дошкольников изобразительному искусству. Эффективность их влияния на развитие произвольности изобразительной деятельности детей 5−6 лет зависит от того, насколько в них создаются условия для того, чтобы ребенок мог соединить в воображении существенные характеристики сказочного персонажа.

2. Известные из культурно-исторической практики человечества ритуалы типа обрядов перехода, повсеместно использующиеся как средство организации произвольного действия, могут основой для проектирования таких игр-сказок. Символический смысл таких действий, как проход через ворота, присвоение нового имени, перемена одеяния, могут быть принят детьми 5−6 лет в условиях игры, заданной взрослым. Однако сами по себе эти средства не могут служить организующим началом активности дошкольникатолько будучи элементом той или иной продуктивной деятельности они становятся эффективными.

3. На занятиях изобразительным искусством с детьми переход детей из обыденной в сказочную реальность должен иметь зримые пространственные и временные ориентиры, осуществляться посредством испытаний, доступных ребенку и имеющий мобилизующий характер, закрепляться символически, например, приобретением «волшебных помощников» и нового имени. Это создает условия, позволяющие ребенку преодолеть ранее освоенные стереотипы изображений предметов и проявить целенаправленную активность в деятельности.

4. Экспериментально было подтверждено, что ребенок в игре-сказке не только принимает ту или иную роль, как в сюжетно-ролевой игре, а, отождествляя себя со сказочным героем, одновременно усваивает определенный способ выполнения продуктивного действия. Если в сюжетно-ролевых играх присутствует подражание обыденной деятельности и взаимоотношениям людей, то в игре-сказке суть состоит в переходе детей из обыденной реальности в сказочную. Этот переход осуществляется с помощью символических средств, которые задаются взрослым.

5. Для изучения динамики развития произвольности действий в изобразительной деятельности требуются методики, которые бы оценивали способность ребенка переводить образ представления в графическое изображение. Этой цели соответствуют задания, в которых, во-первых, нет срисовывания готового образцаво-вторых, — эталонные задания не содержат стереотипных элементов. Методика, разработанная и апробированная в исследовании, может выступить в роли специального инструмента, оценивающего уровень развития произвольности у дошкольников при обучении изобразительному искусству.

6. Разработанный в исследовании алгоритм вхождения ребенком в образ сказочного персонажа (мобилизующее испытание, символические действия с использованием предметов, способствующих идентификации с тем или иным сказочным персонажем) может быть методической опорой в проектировании «игр-сказок» для задач обучения и развития дошкольников.

7. Дальнейшие исследования могут идти, по крайней мере, в следующих двух направлениям. Первое — изучение специфики влияния мифологического сознания у детей разного возраста на освоения продуктивных видов деятельности. Второе — изучение области возможного практического применения игр-сказок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженный, Исповедь, М, тип. Товарищества Рябушинских, 1914 г., с. 442 2.
  2. Андерсен Г.-Х., Избранное, т.1, «Русская старина», 1992 г, с. 301 Арнхейм Р., Новые очерки психологии искусства, М., Прометей, 1994 г., с.352
  3. А.Н., «Поэтические воззрения славян на природу», 18 661 869 гг, т.т. I-III, 440, с. 412, с.427
  4. Банников П. Д, Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской армии- Этнографическое обозрение, № 1, 2001 г.
  5. Л.Б., Гаврилушкина О. П., «Родник» программа социокультурного развития детей, «Дошкольное воспитание», № 2, 2001г.
  6. Батурина Г. И, Кузина Т. Ф., Занимательная педагогика народов России, М., 2001 г., с. 112
  7. А.А., Психологическая антропология, М., ИЭИА, 1993 г., 190
  8. О.А., Маленькие волшебники или на пути к творчеству: Метод, рекомендации для родителей, воспит. детских учреждений, учителей начальной школы Новосибирск, изд. НГПИ, 1993 г., с.154
  9. Э., Игры, в которые играют люди, М., «Прогресс», 1988 г., 399
  10. Е.В., «Творчество Князева ОЛ, Кравцова Е.Е., Кудрявцев Б. Т., и педагогика: Материалы Всесоюзной научно- практической конференции, 1988 г.
  11. Л.И., Избранные психологические труды: Проблема формирования личности., М., Межд. Педагог. Академия, 1995 г., 209
  12. А.К., Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду., М, МГПИ им Ленина, 1985 г., с. 67 14.
  13. Ю., Эстетика, М., Политиздат, 1981 г., с. 419 Брофман В. В. Планы занятий по изобразительному искусству Планы занятий по программе развития для старшей группы детского сада, М., 1992 г., с.с.99−107
  14. Д., Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи, М., 1908 г., с. 133.
  15. И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001., с. 143 18.
  16. Венгер Л.А., Педагогика способностей., М., Знание 1973 г., с. 96 Веселовский А. Н., «Сравнительная мифология и ее метод», 1873 г., C.215 20.
  17. Г. Н., Этнопедагогика, М., Academia, 1999 г., с. 186 Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. Сборник., М, 1981 г., с. 159 22.
  18. М.В., Фантазия и реальность в психике ребенка., М., 1968 г Выготский Л. С. «Мышление и речь» п.с.с, М., «Педагогика», 1982 г., Т.П., 504
  19. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, М., «Просвещение», 1991 г., с.90
  20. Л.С. Избранные психологические исследования, М., 1956, с.519
  21. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн. «Психологическая наука в СССР. М., 1959 г., Т.1
  22. М.В., Герасимова B.C., Орлова Л. М., Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития, М. Воронж, 1998 г., 207 28.
  23. Голосовкер Я.А., Логика мифа, М., Наука, 1987 г., с. 217 Готовность к школе, под ред. И. В. Дубровиной, М., «Наука», 1995 г., 32
  24. Г. Г., Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед., М., 1997 г. 31.
  25. В.А. автореферат.докторской диссертации М., 2002 г. Гуружапов В. А., Культурно-историческая педагогика: что это такое?, «Дошкольное образование», 2003 г, № 1
  26. Н.И., Группы и классы развития. Психологическая наука и образование, 1996 г., 3, с.с. 71−84
  27. Н.И. Психологическая готовность к школе, М., «Академический проект», 2000 г., с. 157
  28. У., Многообразие религиозного опыта, СПб, Андреев и сыновья, 1992 г., с.418
  29. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей, под ред. Д. Б. Эльконина, М., 1978 г.
  30. Д., Англия. Педагогика народов мира., М., Педагогическое общество России, 2001 г.
  31. Т.Н., Якобсон Г., Обучение детей 2−4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре., М., 1992 г., с.142
  32. Т.Н., Природа, искусство и изобразительная деятельность детей, М., 2001 г., с. 159
  33. Н.В., Приглашение творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. Методическое пособие. СПб «Детство-премм», 2002 г., с. 128 41.
  34. А.Я., Воображение, Смоленск, 1969г., с. 94 Дьяченко О. М., Программа «Развитие» Психологическая наука и образование, 1996 г, 3, с.с. 32−43
  35. Дьяченко 0. М, Развитие воображения Псих.инст. РАО, 1996 г., с. 197
  36. А.В., Развитие произвольных движений. В кн. Избр. псих, труды, т. П, М., «Педагогика» 1986 г., с. 296
  37. Запорожец А.В., Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности Известия АПН РСФСР. 1948 г., Вьш.14.
  38. О.В., Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: Издательство ДНК, 2001., с. 150
  39. Е.Л., Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. М., «Просвещение», 1996 г., с.62
  40. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г., 312 дошкольника», М.,
  41. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии, СПб, «Речь», 1998 г., с.349
  42. В.П., Действие Большой психологический словарь под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, М. 2003 г., с.с.124−125
  43. Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе, под ред. Т. е. Комаровой, М., «Педагогическое общество России», 1999 г., с.115
  44. Э.В. Философия и культура, М., Политиздат, 1991 г., 462
  45. А. Д., Развитие образного мышления младших школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством, Автореф. дис. на соискание ученой степени кан. псих, н., М., 1988 г., с. 15
  46. П.Ф., Избранные педагогические сочинения, М., «Педагогика», 1982 г., с. 704 55.
  47. Р., «Ким», М., высшая школа, 1990 г., с. 285 Киреенко В. И., Психология способностей к изобразительной деятельности, М., изд. АПН РСФСР, 1959 г.
  48. М., Проблемы воспитания и психологии ребенка в свете этнографического материала. Советская этнография, 1946, № 2
  49. М., Культурно-историческая психология: Наука будущего, М., «Когито-центр», 1997 г., с.431
  50. Г. Г., Бережковская Е. Л., Кравцова Е. Е., Психологические основы программы начального образования «Золотой ключик». Психологическая наука и образование, 1996 г., 3, с.с. 44−52.
  51. Е.Е., Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М., «Педагогика», 1991 г., с. 151
  52. B.C., Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 классах, М., 1979 г., с. 191
  53. Н.А. Знакомство с натюрмортом Библиотека программы «Детство»., СПб, изд. «Акцидент», 1998 г., с. НО
  54. Г. В., Изобразительное творчество детей, М., «Просвещение», 1965 г., с. 207 66. 67. 68.
  55. Леви-Брюль К., Первобытное мышление, М., Атеист, 1930 г., с. 337 Левитан ИИ., Письма, документы, воспоминания, М., 1956 г., с. 233 Леонтьев А. Н., Деятельность.Сознание.Личность., М., 1975 г., с. 304 Леонтьев А. Н., Психологические основы дошкольной игры. Избр. психол. произв. в 2-х том., Т.1, М., Просвещение, 1983 г., с.391
  56. А.Ф., Философия. Мифология. Культура. М., Политиздат, 1991 г., с.559
  57. Лурия А. Р, К вопросу о формировании произвольных движений ребенка. Доклады АПН РСФСР, 1957 г., № 1
  58. Е.А., Слово и образ в процессе воображения, Дис, канд., психол., наук, М., 1984 г.
  59. З.В., Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Изв. АПН РСФСР. Вьш.14, 1948 г.
  60. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н., Ступеньки к творчеству, М., «Искусство в школе», 1995 г., с. 142
  61. А.И., Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения: М.: «Педагогика», 1984 г. 76. 77. 78. Мид М., Этнография детства, М., Наука, 1988 г. Мифологический словарь, «Советская Энциклопедия», 1990 г., с. 682 Михаиленко Н. Я., Короткова Н. А., Проблемы дошкольной игры, М., 1978 г.
  62. Н.Я., Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве, Автореферат на соискание учен, степени кан. пед. п., Л., 1975 г. 80.
  63. Морира-Буке М, Вкус к жизни. «Курьер ЮНЕСКО», июль 1991 г. Мухина B.C., Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта, М., «Педагогика», 1981 г., с.240
  64. Нартова-Бочавер К., Вступительная статья к сборнику «Сказки народов мира», М., 1991 г.
  65. Р.Г., Воображение как фактор поведения, Тбилиси, Мецниереба, 1972 г., с. 184
  66. .М., Мудрость красоты, М., «Просвещение», 1987 г., 256 85. 86. 87.
  67. Ф., Так говорил Заратуштра, М., «Читатель», 1899 г., с. 236 Обухова Л. Ф., Детская психология, М., Тривола, 1998 г., с. 351 Ожегов СИ., Словарь русского языка, М., 1986 г. Петровский А. В., Воображение/Общая психология., М., «Просвещение» 1977 г., с.351
  68. ., Речь и мышление ребенка, М.-Л., Гос.Уч. Пед.РЬ., 1932 г., с.412
  69. Ю.А., Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам, М. Рига, 2000 г., 160 с. 91.
  70. Ю.А., Дети рисуют, М., «Педагогика», 1988 г., с. 173 Пропп В. Я., Морфология волшебной сказки, Ленинград, «Академия», 1928 г., с. 151
  71. Пряжников Н. С, «Профессиональное и личностное самоуправление», М., 1996 г., с. 185 94. «Развитие», программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа. Под ред. Л. А. Венгера, М., «Гном-пресс», 1999 г. 95.
  72. Рибо Т., Творческое воображение, Спб., 1901 г., с. 318 Розет И. М., Психология фантазии: экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной 1977 г., умственной деятельности., Минск, изд. БГУ им. Ленина, с. 3 И
  73. Рубинштейн Л, Основы общей психологии, М., Учпедгиз, 1946 г., C.704 98.
  74. В.В., Автореферат докт. диссертациии, М., 1986 г. Рубцов В. В., А. А. Марголис, тип школы В. А. Гуружапов, «Культурно— М., исторический (проект разработки). Психологическая наука и образование, 1996, № 4
  75. Н. П., Вопросы эстетического воспитания в детском саду, М., Учпедгиз, 1960 г., с. 132
  76. Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду, М., Просвещение, 1973 г., с.206
  77. Н.П., Рисование в дошкольном детстве, М., «Просвещение», 1965 г., с.214
  78. Н.П., Умственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью., в кн., Воспитание дошкольников, под ред., Н. Н. Подъякова, М., 1972 г.
  79. B.C. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты в кн. Восток Запад, М., «Наука», 1988 г., с.с.5−32
  80. Сливка И.,. Бутафория вместо удовольствия. Футбол, № 16, 2000 г.
  81. В.И., Автореферат докт.диссертациии, М., 1994 г.
  82. В.И., Цукерман Г. А., Интегральная периодизация общего психического развития: Вопросы психологии, 1996 г., № 5
  83. Е.О., Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах, Москва-Воронеж, 1998 г., с.251
  84. Н.П., Словарь русских художников, Спб, 1893, т. 1 НО. Соловьева О. И.,"Русские народные волшебные сказки в воспитании детей дошкольного возраста в кн.: Труды Всерос. науч. конф. по дошк. воспит. М., 1949 г.
  85. Е.В., Как рождается личность, М., «Знание», 1978 г., C.93
  86. Е.В. Ребенок открывает мир, М., Просвещение, 1991 г., 205
  87. А.Г., Больше, чем игра Психологическая газета «Мы и Мир», 1998 г., июнь.
  88. А.Г. Ритуал как средство формирования произвольности действий, «Психологическая наука и образование», 2001г.,№ 2
  89. А.Г., Два дня в краю Камауэто в ж. Латинская Америка, 2002 г., 12.
  90. А.Г., Опыт экспериментального изучения развития произвольных сказки».(на действий материале дошкольников изобразительной в условиях «игры// деятельности) Психологическая наука и образование (принята к печати).
  91. Табунова Л.П.,.Хомякова Т. Г., Сценирование занятий для детей 5−6 лет. Пропедевтика развивающего образования. Улан-Удэ: «Былыю> 2003 г.
  92. Э.Б., Первобытная культура, М., Соцэкгиз, 1939 г., с.570
  93. Теоретические основы базисной программы развития ребенкадошкольника «Истоки». Коллектив авторов программы под ред. Новоселовой Л., Обуховой Л. Ф., Парамоновой Л. А., Тарасовой К.В.). Психологическая наука и образование, 1996 г., 3, с.с. 6470
  94. . М., Вопросы психологии труда и искусства Труды Института Психологии, вып. 25, М., 1950 г.
  95. Е.В., Дома ребенка Монтессори в Риме: их теория и практика., Пг., 1915 г., с.70
  96. А., Что такое мифология? в Кн. А.Токарев. Ранние формы религии, 1990 г., с.с. 190−220
  97. А., Ранние формы религии, М., Политиздат, 1990 г.
  98. Топоров В.Н.,. «О ритуале. Введение
  99. Е.М., Морозова Т. В., Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет (теория и диагностика), М., «Деловая книга», 2001 г.
  100. В., Символ и ритуал, М., Наука, 1983 г., с.277
  101. К.Д., О наглядном обучении, Избр. Пед. соч., т.2, М., «Просвещение», 1954 г.
  102. П.А., Избранные труды по искусству, М., Изобразительное искусство, 1996 г., с.332
  103. П.Д., Культ, религия и культура. Богословские труды, XVI 1, М., 1976 г.
  104. П. беседует с М.Кампосом, «Курьер ЮНЕСКО», февраль 1991 г.
  105. Дж., Золотая ветвь, М., «Политиздат», 1980 г., с.831
  106. Т., В погоне за успехом, «Курьер ЮНЕСКО», декабрь, 1991 г.
  107. Хейзинга Й., Homo Ludens, М., «Прогресс», 1997 г., с.412
  108. Хоменко И.Е.,. «Понимание художественного образа детьми младшего возраста» (Резюме статьи из Ученых записок Харьковского педагогического института. Харьков, 1941 г. в кн. «Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 4.1. М.-МГУ- 1981 г.
  109. Я.Я., Изобразительное «Прсвещение», 1991 г., с. 157 искусство в школе, М.,
  110. П.П., Письма, записные книжки, воспоминания, М.,"Искусство» 1953 г., с.592
  111. Ф. Философия искусства, М., Мысль, 1966 г., с.496
  112. Ф., Система трансцедентального идеализма. Л., Соцэкгиз, 1936 г., с.455
  113. В., Одаренность детей и подростков и методы ее исследования, изд. 10-е, Харьков, 1926 г., с.403
  114. Е., Дипломная работа рукопись, психологический факультет МГУ, 1981 г. 142. «Эстетика», словарь, М., «Политиздат», 1988 г. 143. «Экипаж» «Известия», 22 дек., 2001 г.
  115. М., Тайные общества: обряды инициации и посвящения, СПб, Университетская книга, 1999 г., с.356
  116. М., Аспекты мифа, М., Академический проект, 2000 г., с.224
  117. М., Космос и история, М., Прогресс, 1987 г., с.311
  118. А. Коренное население Австралии, М., Изд. Иностр. Литер., 1952 г., с.248
  119. Д.Б., Психология игры, М., «Педагогика», 1978 г., с.301
  120. Эльконинова Л. И, Эльконин Б. Д., Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия Вестник МГУ, сер. 14 Психология, 1993, № 2
  121. Л.И., О предметности детской игры Вестник МГУ, сер. 14 Психология, 2000, № 1
  122. Этнография детства. Сборник М., Наука, 1983 г, с.232
  123. Этнография детства. Сборник, М., Наука, 1992 г., с. 188 153. Юнг К., Душа и миф, Киев, Порт-Рояль, 1997 г., с.382
  124. Г., Программа «Радуга», Психологическая наука и образование, 1996 г., № 3
  125. Freeman J., Butcher Н., Christie Т., Creativity: а selective review of research, L., 1968
  126. Kopp СВ., The growth of self-regulation. In N. Gisentag (ed.) Contemporary topics in developmental psychology. N.Y. 1987 y.
  127. Montessori M., The absorbent mind Theosophical press, 1964
  128. Revesz, Talent ung genie, Amsterdam, 1952 y,
  129. Shapiro E. A developmental perspective of the creative process j of the Aestetik Education., 1975 (oct.), v.9, n.4
Заполнить форму текущей работой