Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика расчета основных размеров, нагруженности и долговечности пар трения автотракторных сцеплений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшую роль в удовлетворении этих требований играет качество материалов и конструкция пары трения, которая является основным элементом сцепления. В качестве материалов для пар трения сцеплений наиболее часто используется в настоящее время и наиболее перспективны на практически планируемое будущее безасбестовые фрикционные материалы, работающие с перлитными чугунами, в связи, с чем они… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБЗОР РАБОТ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Тенденции развития современных сцеплений
    • 1. 2. Пары трения фрикционных сцеплений
    • 1. 3. Современные теории трения и износа
    • 1. 4. Классификация испытаний 34 1.4.1 Общая характеристика испытаний
    • 1. 5. Методы согласования основных характеристик ДВС, сцепления, трансмиссии и МЭС в целом
    • 1. 6. Выводы по главе
    • 1. 7. Постановка задачи исследования
  • 2. НАДЕЖНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ СЦЕПЛЕНИЙ
    • 2. 1. Принятые показатели надежности
    • 2. 2. Объекты наблюдения и условия их эксплуатации
    • 2. 3. Основные дефекты пар трения и причины их появления
      • 2. 3. 1. Основные требования к сцеплениям и их парам трения
      • 2. 3. 2. Разрушение накладок
      • 2. 3. 3. Повышенный износ накладок
      • 2. 3. 4. Потеря парой трения способности к передаче крутящего момента
      • 2. 3. 5. Потеря контртелами первоначальной формы
      • 2. 3. 6. Состояние поверхностей трения накладок и контртел
    • 2. 4. Результаты исследования и анализ их результатов
    • 2. 5. Выводы по главе
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
    • 3. 1. Лабораторные испытания
    • 3. 2. Стендовые испытания автотракторных сцеплений и их пар трения
    • 3. 3. Дорожные испытания
    • 3. 4. Выводы по главе
  • 4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА 0СН0ВНЫХРАЗМЕР0В
  • И ПАРАМЕТРОВ СЦЕПЛЕНИЙ
    • 4. 1. Расчет площади трения фрикционных накладок
    • 4. 2. Определение основных параметров сцепления
    • 4. 3. Расчет долговечности сцепления
    • 4. 4. Выводы по главе

Методика расчета основных размеров, нагруженности и долговечности пар трения автотракторных сцеплений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подавляющее большинство современных тяговых и транспортных машин оборудуется двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и механической трансмиссией, включающей в себя и фрикционное сцепление. К современным фрикционным сцеплениям предъявляются сложные, порой противоречивые требования, суть которых сводится к повышению долговечности, к повышению надёжности передачи крутящего момента от двигателя к движителю, к уменьшению трудоёмкости обслуживания и повышению комфортабельности действия.

Важнейшую роль в удовлетворении этих требований играет качество материалов и конструкция пары трения, которая является основным элементом сцепления. В качестве материалов для пар трения сцеплений наиболее часто используется в настоящее время и наиболее перспективны на практически планируемое будущее безасбестовые фрикционные материалы, работающие с перлитными чугунами, в связи, с чем они и явились основным объектом настоящего' исследования.

Каждая работа по сцеплениям, претендующая на полноту исследования, должна включать в себя изучение большого круга разнообразных проблем, рассматриваемых теорией тяговых и транспортных машин, механикой, материаловедением, трибоникой, теплотехникой и другими разделами науки и техники. Для успешного решения этих проблем большое значение, особенно в теоретическом и методологическом планах, имеют основополагающие труды академиков А. А. Благонравова [б], А. Ю. Ишлинского, Е. А. Чудакова [106, 107], Б. В. Дерягина, С. В. Серенсена.

86], В. А. Белого, В. Д. Кузнецова, И. В. Крагельского [51, 52], А. В. Чичинадзе [104].

Большой вклад в развитие науки о долговечности автомобиля и его агрегатов внесён трудами: В. М. Шарипо-ва, Г. М. Кутькова, Д. А. Чудакова, А. И. Гришкевича, Ю. М. Лужнова, В. В. Селифонова, В. А. Смелика, Т. Р. Newcomb, В. А. Галягина, А. К. Фрумкина, Г. М-. Щеренко-ва, а также работниками автотракторных заводов и рядом других исследователей.

В России в этом направлении работают фирмы «ТИИР», «Фритекс», «Маркой», а за рубежом фирмы «Сахс» (Германия), «Феродо» (Великобритания), «Валео» (Франция), «Минтекс» (Великобритания), «Текстар» (Германия) и инженеры многих специализированных фирм.

Современные исследования по тематике сцепления невозможны без использования трудов по теории трения и износа, среди которых особого внимания заслуживают работы: И. В. Крагельского [51,52], Э. Д. Брауна [10], А. В. Чичинадзе и других авторов.

Однако по сравнению с другими* агрегатами машины исследованию сцепления уделяется явно недостаточное внимание. При этом следует заметить, что для исследования всех аспектов работы пары трения необходимо, по мнению компетентных специалистов, написать многотомный труд [.5] .

Актуальность работы. Проблемы надежности и долговечности транспортных и тяговых машин привлекают к себе постоянное внимание отечественных и зарубежных ученых, конструкторов и технологов в связи с тем, что даже небольшое повышение ихзначений приносит существенную экономическую эффективность на предприятиях любых форм собственности. Большое число экспериментально — теоретических работ по двигателям, несущим системам, шинам и другим агрегатам явилось одной из главных предпосылок к увеличению их надежности и долговечности.

На этом фоне особенно заметным становится недостаточное внимание, которое уделяется исследованию фрикционных сцеплений, хотя общеизвестно, что этот агрегат является наименее надежным в трансмиссии автомобилей, тракторов и других транспортных машин.

В свете новых достижений фундаментальных наук немногочисленные известные работы последних лет не могут восполнить существенных пробелов, относящихся к теории и расчету сцеплений и особенно их пар трения, определяющих, в конечном счете, необходимую и равную долговечность этого узла, силового агрегата и трансмиссии в целом.

Подобная постановка задачи исследования находится в полном соответствии с мировыми тенденциями и требованиями отечественных потребителей, так как услуги сервисных или ремонтных предприятий и организаций в настоящее время зачастую намного превышают стоимость деталей подлежащих замене.

Целью диссертационной работы является улучшение эксплуатационных свойств фрикционных сцеплений транспортных и тяговых машин за счет разработки и уточнения тех вопросов расчета, которые требуются для инженерного проектирования и прогнозирования долговечности этого узла. Экспериментальное изучение свойств фрикционных накладок с разработкой рекомендаций по их практическому применению в машиностроительной отрасли.

Задача решалась с единой в научном и методическом отношении позиции на основе теоретических и экспериментальных исследований, критического анализа отечественной и зарубежной литературы.

В качестве основных предпосылок к теоретическому исследованию были использованы:

1. Молекулярно — механическая теория трения и износа;

2. Гипотеза линейного суммирования относительных повреждений деталей, работающих при различных уровнях переменных нагрузок;

3. Представление о случайном характере нагружения автотракторных сцеплений;

Для повышения достоверности выводов и практических рекомендаций были положены следующие принципы:

1. Использование различных методов испытаний в натурных узлах: дорожных, эксплуатационных и стендовых.

2. Использование различных типов сцеплений и фрикционных накладок.

Предмет? и объекты исследования — способы и методы улучшения эксплуатационных свойств фрикционных сцеплений тяговых и транспортных машин. Исследования проводились в реальных узлах автомобилей ЗИЛ, ГАЗ и ряде других моделей легковых автомобилей. В связи с этим в дальнейшем объект исследования будем называть «автотракторные сцепления» .

Научная новизна заключается в следующем: — впервые предложена методика расчета площади трения автотракторных сцеплений, отличающаяся от известных тем, что в ней учитываются основные характеристики двигателя, трансмиссии и машины в целом с применением критериев нагруженности.

— на этой основе предложена методика проектного расчета пары трения сцепления, в которой все параметры определяются однозначно, во взаимосвязи и с достаточной для практических целей точностью.

— уточнен метод расчета долговечности сцеплений введением коэффициента весовой (тяговой) загрузки машины в характерных условиях эксплуатации.

Практическая ценность. Внедрены в СПК ОПХ.

Михайловское" Ярославского района Ярославской области на тракторы МТЗ новые типы безасбестовых фрикционных накладок ведомого диска сцепления, что позволило довести их у ~ процентный ресурс до 12 тысяч моточасов. Внедрение данного типа накладок в автопарке такси «Фаворит» (г. Ярославль), продлевает их у — процентный ресурс (у = 90%) в первой категории условий эксплуатации до 200 тысяч километров или в 1,25 раза.

Вышеприведенные данные подтверждены соответствующими актами. Полученные результаты позволяют рекомендовать накладки данного типа (производства ОАО «ТИИР» и ОАО «Фритекс») на другие виды машин различного назначения. Разработанная методика расчета основных параметров и показателей автотракторных сцеплений используется в учебном процессе ЯГСХА. На защиту выносятся следующие вопросы:

1. Анализ дефектов пар трения автотракторных сцеплений по результатам стендовых, дорожных и эксплуатационных испытаний в аспекте молекулярно — механической теории трения и износа;

2. Оценка тенденции изменения установленного комплекса критериев нагруженности сцеплений и их предельных значений;

3. Принятые методики и оборудование для проведения испытаний на стендах и дороге;

4. Оценка результатов испытаний и рекомендации по применению новых типов фрикционных накладок;

5. Порядок расчета автотракторных сцеплений;

6. Расчет площади трения сцепления;

7. Расчет долговечности сцепления.

Апробацияработы. Основные положения диссертационной работы в различное время были рассмотрены и обсуждены: на межвузовских научно-методических конференциях Ярославской ГСХА (2005;2006;2007 гг.) — на конференциях молодых ученых Ярославской ГСХА (2005;2006;2207 гг.) ;

— на шестом международном симпозиуме по фрикционным изделиям и материалам ЯРОФРИ в ОАО «ТИИР», 2006 г.;

— на кафедре «Автомобили» Московского Государственного Технического Университета «МАМИ», 2009 г.

Публикации. Основные результаты диссертационной работы изложены в 6 печатных трудах автора.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, четырех основных глав, общих выводов к работе, списка используемой литературы из 135 источников. Работа изложена на 147 страницах и содержит 18 рисунков, 11 таблиц.

Основные результаты и выводы.

Рассмотрены тенденции развития сцеплений транспортных и тяговых машин. Определено, что для легковых автомобилей наиболее перспективны однодисковые и двухдисковые сцепления с диафрагменной пружинойдля сельскохозяйственных машин, грузовых автомобилей и тракторов однодисковое сцепление с обратной диафрагменной пружиной.

Предложена классификация фрикционных накладок ведомого диска сцепления и показано, что в настоящее время наиболее соответствуют формуле «цена-качество» безасбестовые накладки эллипсно-навитого типа. При снижении стоимости перспективны накладки из металлокерамики и композитов на основе углерода.

Рассмотрены известные методы согласования основных характеристик автотракторных ДВС, сцепления и машины в целом. Установлен необходимый комплекс показателей нагруженности, значения которых не определялись с 1985 года и, следовательно, не учитывают все достижения в автои тракторостроении, а также материаловедении за последние 20 лет. В комплекс расчетных показателей входят:

— максимальный крутящий момент, мощность двигателя и работа трения отнесенные к площади трения сцепления, число оборотов разрыва накладок от действия центробежных сил и объемная температура в деталях пар трения за одно трогание машины с места. В комплекс эксплуатационных показателей входят: удельная работа буксования а, и объемная температура tv в картере сцепления.

4. Установлены причины дефектов пар трения современных сцеплений, среди которых являются наиболее существенными :

— разрушение фрикционных накладок под совместным действием механических и тепловых нагрузок. Опасность разрушения снижается при применении фрикционных накладок изготовленных на основе нитей, при уменьшении плотности, повышении теплостойкости материала и при уменьшении наружного диаметра накладок.

— коробление контртел (КНД), воздействующие под воздействием теплоимпульсного режима нагружения и неравномерного распределения тепловых потоков по их радиусу. Оно уменьшается при уменьшении твердости и поля накладок, при введении в материал контртел легирующих добавок, например марганца (Мп), при применении упругих в осевом направлении ведомых дисков (УВД), которое является наиболее эффективным, снижающим коробление практически до нуля.

— недостаточная износостойкость (долговечность) фрикционных накладок, которая увеличивается приприменении новых теплостойких классов материалов (металлокерамика й углеродные композиты) и применение УВД.

5. Впервые с 1985 года исследована динамика изменения расчетной и эксплуатационной нагруженности автотракторных сцеплений. Установлено, что за этот период расчётная нагруженность изменилась незначительно, что позволило экстраполировать их значения на 2015 год, которые, и приняты в качестве допускаемых при расчете площади трения SH.

Эксплуатационная нагруженность а. резко увеличилась за этот период особенно в городских условиях. При этом фрикционные материалы новых классов (композитные и металлокерамика) внедряются недостаточно быстро и широко. Поэтому размеры сцеплений практически не изменяются, откуда следует возможное уменьшение их долговечности.

6. Предложен новый метод определения необходимойплощади трения и линейных размеров фрикционных накладок автотракторных сцеплений. Он отличается от известных тем, что в нем учитываются основные характеристики двигателя, трансмиссии и машины в целом с помощью критериев нагруженности и их допускаемых значений. При этом, необходимая площадь трения SH выбирается в диапазоне Sanin-^нта* прежде всего с учетом величины эксплуатационной нагруженности а, .

7. Методом стендовых испытаний определены показатели фрикционнойтеплостойкости различных типов фрикционных накладок в различных конструкциях сцеплений. Сравнивая и анализируя результаты, делается вывод о том, что наиболее приемлемым в настоящее время и в ближайшем будущем являются эллипсно-навитые безасбестовые накладки шифра 510 фирмы «ТИИР» и шифра 501 фирмы «Фритекс», которые в наибольшей степени отвечают требованиямформулы «цена-качество».

8. Дорожными испытаниями определены показатели эксплуатационной нагруженности (az) и объёмной температуры (tv), прослежена динамика, и причины их изменения во времени, главной из которых является увеличение интенсивности движения до 20 раз. Намечены пути повышения долговечности автотракторных сцеплений за счет внедрения новых типов (классов) фрикционных накладок ведомого диска.

9. Предложена методика расчета основных размеров, характеристик и параметров автотракторных сцеплений, где они определяются однозначно.

10. Уточнен расчет долговечности фрикционных сцеплений учетом коэффициента загрузки машины, значения которого определены для основных классов автомобилей.

11. Изложенный материал внедрен в учебный процесс ЯГСХА по дисциплинам «Тракторы и автомобили» и «Триботехника» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Я. Конструирование и расчёт сельскохозяйственных тракторов. Текст. / В. Я. Анилович, Ю. Т. Водолажченко. — М.: Машиностроение, -1976. — 455 с.
  2. , А. С. Теория и расчёт автотракторных трансмиссий. Текст. / А. С. Антонов, // Докт. Дисс., Ленинград, 1954 с. 26−36.
  3. , И. Б. Оценка долговечности фрикционных элементов тракторных муфт сцепления по данным стендовых испытаний. Текст. / И. Б. Барский и другие. // Тракторы и сельскохозяйственные машины, 1968, -№ 3, с. 16−18.
  4. , И. Б. Инженерный метод расчёта полной работы буксования тракторной муфты сцепления. Текст. / И. Б. Барский, И. М. Эглит, В. М. Шарипов // Тракторы и сельскохозяйственные машины, 1977, — № 9, с. 16−17.
  5. , И. Б. Сцепления транспортных и тяговых машин. Текст. / И. Б. Барский, С. Г. Борисов, В. А. Галягин М. Машиностроение, 1989, 344 с.
  6. , А. А. Актуальность применения моделирования в задачах трения и износа. Текст. / А. А. Благонравов, Моделирование трения и износа. Сборник, М: Наука, 1970. с. 23−77.
  7. , Е.И. Автомобильная промышленность. Текст. / Е. И. Блаженов и другие. М.: Наука, 1976, № 11, с. 18 .
  8. , С.Г. Основы методики и стенд для ускоренных испытаний муфт сцепления тракторов. Текст. / С. Г. Борисов и другие, Труды НАТИ, вып. 210, М., 1971.
  9. , С. Г. Расчёт момента трения и работы буксования муфт сцепления с учётом переменного значения коэффициента трения. Текст. / С. Г. Борисов, В. Я. Юденко Труды НАТИ, вып. 210, М., 1971.
  10. , Э.Д. Моделирование трения и износа. Текст. / Э. Д. Браун М., Наука, 1970, 135 с.
  11. , Е.С. Теория вероятностей. Текст./ Е. С. Вентцель. М.: Высшая школа, — 1999. — 576 с.
  12. , Р. В. Определение угловой скорости окончания буксования муфты сцепления и расчёт маховика тракторного двигателя. Текст./ Р. В. Вирабов. Тракторы и сельскохозяйственные машины, 1968, № 2.
  13. , Н. Н. Автомобиль. Основы конструкции. / Под ред. Н. Н. Вишняков, В. К. Вахламов, А. Н. Нарбут М.: Машиностроение, 1986.
  14. , М.С. Грузовые автомобили. / М. С. Высоцкий, Ю. Ю. Беленький, Н. С. Филипповский и др. -М.: Машиностроение, 1979.
  15. , В. А. Тракторы и с/х машины. / В. А. Галягин, И. А. Сприжицкий, А. З. Бурцев и др. 1984, № 7, с. 11−14.
  16. , Ф.Р. Определение оптимальных параметров демпфера «сухого трения». / Ф. Р. Геккер М.: Машиностроение, 1966 — 97 с.
  17. , Ф.Р. Расчет упругих систем с тарельчатыми пружинами. / Ф. Р. Геккер М.: Машиностроение, 1971 -56 с.
  18. , Г. А. Особенности создания теплостойких фрикционных материалов. Текст./ Г. А. Георгиевский. В сб. Повышение эффективности тормозных устройств. Свойства фрикционных материалов. — Изд. АН СССР, 1959.
  19. , Ф.К. В сб. Моделирование трения и износа. Ф. К. Германчук. М.: НИИМАН, — 1970. — 247 254 с.
  20. , В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Текст./ В. Е. Гмурман. М.: Высш. шк., -1998. — 479 с.
  21. , Б. В. Конструирование и расчет автомобиля. Текст. / Б. В. Гольд М., Машгиз — 1962.
  22. , Б. В. Прочность и долговечность автомобиля. Текст. / Б. В. Гольд и другие, — М., Машиностроение, 1974. с. 33−39.
  23. , Б.И. Радио-электронные устройства. Текст./ Б. И. Горшков. Справочник. — М.: Радио и связь, 1984. — 400 с.
  24. ГОСТ 7057–2001. Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. / 2001 г.
  25. ГОСТ 16 504–81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения. / 1981 г.
  26. ГОСТ 178 6−8 8. Накладки фрикционные. Технические условия. / 198 8 г.
  27. ГОСТ 1786–95. Накладки фрикционные. Общие технические условия. / 1995 г.
  28. ГОСТ 30 413–9 6. Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием. / 1996 г.
  29. , А. И. Автомобили. Конструкции, конструирование и расчет. / Под ред. А. И. Гришкевича Минск: Вышейшая школа, 1987.
  30. , А. И. Проектирование трансмиссии автомобилей. / Под ред. А. И. Гришкевича М.: Машиностроение, 1984.
  31. , В. М. Основы создания фрикционных материалов Текст. / В. М. Гудченко, И. В. Крагельский. // В сб. Трение и износ Изд. АН СССР, 1958 .
  32. Гультяев, А.К. MATLAB 5.2. Имитационное моделирование в среде Windows. Текст./ А. К. Гультяев Практическое пособие.-СПб.: Коронапринт, 1999. 288 с.
  33. , Н.Б. Контактирование шероховатых поверхностей. Текст. / Н. Б. Демкин // М., Наука,-1970.
  34. , Ю.А. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа Текст. / Ю. А. Евдокимов, И. И. Колесников, А. И. Тетерин. // М., Наука, 1980. 228 с.
  35. , М.Р. Общая теория статистики. Текст. / М. Р. Ефимова, Е. В. Петрова, В. Н. Румянцев. Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 416 с.
  36. , Ю.А. Работа фрикционного сцепления транспортных машин. Текст. / Ю. А. Ечеистов, JI.A. Гивартовский // В сб. Новые методы расчетов и конструирования машин, повышение их надёжности и долговечности. М., ГОСНИТИ, 1963, № 20−63−498/12.
  37. Заводские стандарты для стендовых испытаний накладок сцеплений. Текст. // Завод Косид-Верке, ГДР. 1984, — № 2, с. 11−24.
  38. Заменители асбеста в автомобильных узлах // Автомобильная промышленность США. 1985, № 7, с. 2529.
  39. , Г. М. О некоторых общих положениях современной теории трения и изнашивания. Текст. / Заморуев Г. М. // Изд. АН СССР, 1957.
  40. Испытания муфт сцепления на стенде ф. Минтекс (Англия) Текст./
  41. , Д.М. Тепловой расчёт фрикционных устройств. Текст./ Д. М. Каминский, А. Д. Онопко. // -М., Машиностроение 1966. —. 25−46.
  42. Карпицикий, В. J1. Трение и износ. / В. JI. Карпицикий, Г. М. Щеренков. т. III, № 1, 1982, с. 108−115.
  43. , Д. С. Расчёт основных размеров и долговечности пар трения сцеплений транспортных и тяговых машин. Текст./ Д. С. Карпов., Г. М. Щеренков., А. В. Чичинадзе. // Журнал «Тракторы и автомобили» М: Автомат — 2009, № 2.
  44. , Д.С. Улучшение эксплуатационных свойств сцеплений сельскохозяйственных машин за счёт применения новых пар трения и методов их подбора. Текст./ Д. С. Карпов.// Ярославль: ЯГСХА, Журнал «Вестник АПК Верхневолжья" — 2008 — с. 112−117.
  45. , А.И. Трение, износ и методы испытания асбофрикционных материалов. Текст./ А. И. Коряева, Г. М. Щеренков. М.: — 1974, с. 117.
  46. , И. В. Трение и износ. Текст. / И. В. Крагельский. // М., Машиностроение 1968.
  47. , И. В. Молекулярно-механическая теория трения. Текст. / И. В. Крагельский. // В сб. Трение и износ в машинах. т. Ш, M-J1., — 1949.
  48. , И.В. Об усталостной природе износа твердых тел. Текст. / И. В. Крагельский. // В сб. Вопросы механической усталости. М., Машиностроение -1968 .
  49. , И. В. Современные представления о трении и износе материалов. Текст. / И. В. Крагельский. // В сб. Исследование структуры фрикционных материалов при трении. М., Наука 1972.
  50. , И.П. Машиностроение. Текст. / И. П. Ксеневич, Г. П. Варламов, И. Н. Колчин. // Энциклопедия сельхозмашин и оборудования. Том IV. М.: Машиностроение, 1998.
  51. , П. В. Расчет упругих характеристик диафрагменных нажимных устройств автотракторных сцеплений вдавливаемого и вытягиваемого типов.
  52. Текст. / П. В. Кужелев, Ф. Р. Геккер. М.: Машиностроение. 1988 — 106с.
  53. , В. А. Методика расчета основных размеров и параметров пар трения фрикционных муфт сцепления тракторов. / В. А. Кулев, А. В. Чичинадзе, А. П. Бегиджанова и др. // Тепловая динамика и моделирование внешнего трения. М.: Наука, 1975. -с. 11−24.
  54. , П.П. Графо-аналитический метод исследования рабочего процесса сцепления. Текст. / П. П. Лукин. // Труды МАМИ, выпуск № 2. 1971.
  55. , П.П. Динамические нагрузки в трансмиссии автомобиля. Текст. / П. П. Лукин. // Автомобильная и тракторная промышленность. 1956, — № 3, с. 14−19.
  56. , П.П. Конструирование и расчет автомобиля. Текст. / П. П. Лукин, Г. А. Гаспарянц, В. Ф. Родионов. // Автомобильная и тракторная промышленность. 1956, — № 3, с. 14−19.
  57. , B.C. Исследование вопросов трогания и разгона автомобиля. Текст. / B.C. Лукинский и другие. // Сб. трудов ЛИСИ, № 97, Л., 1974.
  58. , B.C. Прогнозирование надёжности автомобилей. Текст. / B.C. Лукинский// Л.: Машиностроение, 1990. — 160 с.
  59. , Я.Э. Сцепления. Текст. / М.: Машгиз, I960. 191с.
  60. , И. И. Автомобильная промышленность Текст. / И. И. Малашков, Ю. Г. Стефанович. // М., Машиностроение, 1974, № 10, с. 2 6
  61. , И. И. Исследование процесса включения сцепления, его износостойкости и динамических нагрузок в трансмиссии автомобилей. Текст. / И. И. Малашков. // Канд. Дисс., М., 1974.
  62. Методика отбора материалов для дальнейших испытаний на фирме «Борг и Бек» (Англия). Текст./ 1977. — с. 17.
  63. , Н.М. Трение в условиях пластического контакта. Текст./ Михин, Н.М.// М., Наука, 1968, -112 с.
  64. А.Н. Исследования температурного и нагрузочного режимов работы сцепления автомобиля и его тепловой расчёт. Текст. / А. Н. Мусин. Канд. Дисс. М., -1971. — с. 12.
  65. Надежность и эффективность в технике. Текст./ Экспериментальная отработка и испытания. Т. 6. М.: Машиностроение, 1989.
  66. , В.В. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. Текст. / В. В. Налимов, Н. А. Чернова. М.: Наука, — 1965. — 340 с.
  67. , В.В. Теория эксперимента. В. В. Налимов. -М.: Наука, 1971.
  68. Е.Ф. Исследование усталостного износа в условиях упругого контакта при скольжении и качении.
  69. Текст./ Е. Ф. Непомнящий. // Канд.Дисс., М., 1965. -с. 54.
  70. Описание испытательных стендов для фрикционных материалов, на ф. «Текстар». / Текст.
  71. , В.В. Автомобиль. Анализ конструкций, элементы расчета. Текст./ В. В. Осепчугов, А. К. Фрумкин М.: Машиностроение, 1989.
  72. , А.Н. Основы проектирования автомобилей. Текст./ А. Н. Островцев. // М., Машиностроение, 1972. — с.40.
  73. , А.Н. Долговечность и проблемы качества автомобильных конструкций. Текст./ А. Н. Островцев.// М.: Автомобильная промышленность, 1963, № 7.
  74. , Г. Основы трения и изнашивания. / Г. Польцер, Ф. Майсснер. (Пер. с немецкого О. Н. Озерского, В.Н. Пальянова), Под ред. М. Н. Добычина. -М.: Машиностроение, 1984. с. 264.
  75. , А.К. Моделирование трения и износа. Текст. / А. К. Погосян. //- НИИМАШ, М., 1970. с. 51−61.
  76. , А.К. Высокотемпературное изнашивание фрикционных асбополимерных материалов. Текст. / А.К.
  77. , Н.Г. Меликсетян, Н.А. Ламбарян. //Трение и износ.- 1983. т.4, № 6, с.1090−1098.
  78. , А.К. Разработка и исследование безасбестовых фрикционных композиционных материалов. Текст. / А. К. Погосян, Н. Г. Меликсетян, Н. А. Ламбарян. //Трение и износ.- 1987. т.8, № 5, с. 785 791.
  79. , Ю.В. Вероятность и математическая статистика. Текст. / Ю. В. Прохоров. Энциклопедия. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 910 с.
  80. , В.Ф. Проектирование легковых автомобилей. Текст. / В. Ф. Родионов, Б. М. Фиттерман. М.: Машиностроение, 1980.
  81. Сельскохозяйственные машины и оборудование. Текст. / Энциклопедия. Т. IV М.: Машиностроение.- 1998. -720 с.
  82. , С.В. Вероятностные методы расчёта на прочность при переменных нагрузках. Текст. / С. В. Серенсен, В. П. Когаев.// В сб. Механическая усталость в статистическом аспекте.- М.: Наука, 1969.
  83. , А. И. Пути повышения долговечности фрикционных устройств в машиностроении. / А. И. Скуртул, П. А. Стецко, А. С. Поварехо. Минск: Бел. НИИНТИ, 1985,-с. 50.
  84. , В.А. Технологическая надежность сельскохозяйственных агрегатов и средства ее обеспечения. Текст./ В. А. Смелик. Ярославль, 1999. — 230 с.
  85. , О. В. исследование режимов работы механизмов автомобиля в эксплуатационных условиях.
  86. Текст. / О. В. Соколов.// М.: Автотрансиздат, 1963. — с.68.
  87. , В. А. Форсированные стендовые испытания фрикционных пар сцеплений легковых автомобилей. Текст./ В. А. Соколов.// к.д., М., — 1972.
  88. , В.А., Щеренков, Г.М. В сб. Трение, износ и методы испытания фрикционных материалов Текст. / В. А. Соколов, Г. М. Щеренков. // М., 1974., — с. 92.
  89. , Ю.Г. О сопоставлении стендовых и дорожных испытаний на износостойкость. Текст. / Ю. Г. Стефанович.// Труды НАМИ, 1965, № 72.
  90. , Ю.Г. К методике определения нагрузочных режимов деталей автомобиля. Текст. / Ю. Г. Стефанович.// В сб. Механическая усталость в статистическом аспекте. М., Наука, 1969.
  91. , О.Ф. О методах назначения режимов стендовых испытаний автомобильных двигателей в условиях нестационарного нагружения. Текст./ О. Ф. Трофимов.// Вопросы расчёта, конструирования и исследования автомомбилей. — М., 1969, НИИНАВТОПРОМ, вып. 3.
  92. , Ю.Н. Статистический анализ данных на компьютере. Текст./ Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров. Под ред. В. Э. Фигурнова. М.: Инфра-М, — 1998. — 528 с.
  93. , К.В. Теоретические и прикладные задачи трения, износа и смазки машин. / Под ред. К. В. Фролова, С. В. Пинегина, А. В. Чичинадзе. М.: Наука, 1982. — с. 308.
  94. , А.К. К вопросу об исследовании буксования сцепления. Текст. / А. К. Фрумкин. // Труды ВАБТ и MB, № 9 (60). 1948.
  95. Харач, Г. М. Новые стандартные шаговые параметры шероховатости поверхности Текст. / Г. М. Харач, JI. И'. Экслер. // Вестник Машиностроения, 1984, № 4.
  96. , П.М. Автомобильные сцепления. Текст. / П. М. Хельдт М.: Машгиз, 1960. — 440с.
  97. , Г. Б. Обработка экспериментальных данных на ЭВМ. Текст./ Г. Б. Ходасевич. Обработка одномерных данных. Часть 1. СПб.: — СПбГУТ, — 2002.
  98. , Г. Б. Обработка экспериментальных данных на ЭВМ. Текст./ Г. Б. Ходасевич. Обработка многомерных данных. Часть 2. СПб.: — СПбГУТ, 2002 .
  99. , В.Н. Прогнозирование трения и износа трибосистем. Текст. / В. Н. Хованский.// Труды- 6-го Международного симпозиума по фрикционным изделиям и материалам ЯРОФРИ 2006. — Ярославль: ОАО «ТИИР», -2006 — с. 29−34.
  100. , А. В. Расчётное и экспериментальное определение рабочих характеристик фрикционных пар при торможении. Текст./ А. В. Чичинадзе // М.: Докт. дисс., 1970 .
  101. , А.В. Моделирование коэффициента внешнего трения. Текст./ А. В. Чичинадзе, Э. Д. Браун. В сб. Теория трения и износа // М.: Наука, 1965.
  102. , Е. А. Конструкция и расчет автомобиля. Текст./ Е. А. Чудаков М., Машгиз, 1951.10 6. Чудаков, Е. А. Избранные труды. Текст./ Е. А. Чудаков // т.1, М., Академиздат, 1961.
  103. , Е. А. Избранные труды. Текст./ Е. А. Чудаков // т.2, М., Академиздат, 1961.
  104. , В. М. Конструирование и расчёт тракторов. Учебник для студентов ВУЗов. 2-ое изд. Переработанное и дополненное. / В. М. Шарипов/ М.: Машиностроение, 2009 752 с.: ил.
  105. , В. М. Влияние геометрических параметров муфты сцепления на её тепловую нагруженность и износостойкость. Текст./ В. М. Шарипов, В. П. Лялин, Л. П. Кузнецов. //Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1984, № 12, с. 10−12.
  106. , Г. М. Повышение надёжности и долговечности узлов, и деталей тракторов и двигателей. Текст./ Г. М. Щеренков. // Вып № 7, ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, М., — 1972, с. 15−20.
  107. , Г. М. Развитие конструкций однодисковых муфт сцепления. Текст./ Г. М. Щеренков. // • М.: ЦНИИТЭИнефтехим., 1975, 60 с.
  108. , Г. М. Трение и износ. / Г. М. Щеренков, В. Л. Карпицкий. т.6, № 2, с. 352 358.
  109. , Г. М. Уточнённый способ определения работы буксования автомобильного сцепления. Текст./ Г. М. Щеренков. // Ж. Автомобильная промышленность., № 10, М., — 1968.
  110. , Г. М. Рациональное применение асбофрикционных материалов в автотракторных сцеплениях. / Г. М. Щеренков, А. И. Коряева. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1982. — с. 60. — (Тем. обзор).
  111. , И. М. Тракторы и сельхозмашины. Текст. / И. М. Эглит и другие. 1970, № 6, с. 44.
  112. , В.Я. Критерии выбора количества дисков муфты сцепления. Текст. / В. Я. Юденко, В. М. Шарипов, М. В. Гречушников // Тракторы и сельхозмашины. 1982, — № 4, — с. 12−14.
  113. American Brake Shoe Co. / Перевод ВНИИАТИ № 3982, 1968.
  114. Ansdale, R. F. Clutches. Текст. / R. F. Ansdale. Automobile Engineering./ 1966., № 5, s. 222−225.
  115. Bette, A. I. Product engineering. Текст. /А. I. Bette / 1962, Juli 23, s. 62−65.
  116. Ein Bericht aus der Entwicrlungsarbeit von Jurid, Motor Rundschau. / 1964, № 12, s. 580−583.
  117. Frictions materials for engineers., 2-nd ed. A design manual compileed by the Technical Staff of Ferodo Ltd. / 1968.
  118. Harting, G. R. The way, status and future of the clutches for trucks. // SAE preprint. / s. a 700 875, c. 9 -11.
  119. Harting, G. R. Design and application of heavy -duty clutches. // SAE Spec. Publish, 1963, № 239, c. 28.
  120. Hermanns, M. J. Heavy duty, long — life, dry Clutches. // SAE Preprints, s. a. № 700 874.
  121. Jania, Z. J. Friction clutches transmission. Machine design. // 1958, № 23 — 26.
  122. Jenkins, A. Powder metal — based friction material. // Powder Metallurgy. — 1969, 12 (№ 24).
  123. Katalog f. Fichtel und Sachs.
  124. Kraus, H. ATZ, 1969, № 9, s. 321 328.
  125. Newcomb, T. P. Automobile Engineer. Текст. / Т. P. Newcomb / 1964, v. 54, № 4, s. 145 — 470.
  126. Newcomb, T. P. Clutch judder. Текст. / Т. P. Newcomb, R. T. Spurr. // 14 th Int. Autom. Techn. Congr. Fisita., London, 1972.
  127. Rugger, W. Uber begung run des Kupplung dreh -moments. Текст./ W. Rugger and Stubner K.// Maschine 21 (1967), № 4, s. 70 -71, № б s. 43 44.
  128. , E. (etc). Eisen Graphit Frictions -Material fur hohe Glitgeschwindigkeiten. Bericht uber 111 Intern. Pulvermetal. Tagung. Eisensich / 1965 / Berlin, Akad. Veri, 1966.
  129. Stubner, K. Kupplung in Fahzeugbau. Текст./ Stubner K. und W. Rugger //Dt. Hebe- u Fordertechnik / 12 (1966), № 3, s. 135 151.
  130. Schmitt, M. Analytical Method for Friction Materials. Текст./ M. Schmitt, Teijin Twaron GmbH, Germany. / Труды 6-го Международного симпозиума по фрикционным изделиям и материалам ЯРОФРИ 2 006. Ярославль: ОАО «ТИИР», — 2006 — с. 74−85.
  131. Wie uber lastbar ist eine Kupplung? Текст./ Krafthand, 1966, H6, s. 243 246.
Заполнить форму текущей работой