Проблема влияния пунктуации на письменноречевые коммуникативные процессы: На материале интерпретации читающим письменных текстов
Диссертация
Важно, что при определении «оснований» для постановки тех или иных знаков препинания исследователи, подчиняясь принятой ими концепции, фиксируют свое внимание то на одном принципе, то на другом. Например, основание для постановки знака препинания в конце предложения или между однородными частями предложения избирается разное: для A.M. Пешковского это не грамматическое, а ритмомелодическое… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Русская пунктуация как коммуникативно-прагматический феномен
- 1. Функциональный подход к пунктуационной системе русского языка
- 1. 1. Проблема понимания письменного текста
- 1. 2. Письменная речь как среда функционирования пунктуации
- 1. 3. Коммуникативно-функциональный аспект изучения письменного текста
- 1. 4. Соотношение нормативного и коммуникативно-функционального аспектов языка
- 1. 4. 1. Специфика пунктуационной нормы в системе норм письменного языка
- 1. 4. 2. Пунктуационные нормы как коммуникативно-прагматические нормы
- 1. Функциональный подход к пунктуационной системе русского языка
- 2. Зарождение и становление функционального подхода к русской пунктуации
- 2. 1. Период становления системы пунктуационных правил
- 2. 2. Первая реформа русской пунктуации
- 2. 3. Исследование коммуникативной значимости русской пунктуации
- 2. 4. Вариативность русской пунктуации. Явление пунктуационного омографизма и особенности амфиболического функционирования системы знаков препинания
- 1. Современные исследования коммуникативного функционирования орфографии и пунктуации с позиции читающего
- 2. Методика коммуникативно-направленного эксперимента
- 3. Описание коммуникативно-направленного эксперимента
- 3. 1. Изучение влияния пунктуации на понимание текста с точки зрения способа пунктуационного оформления текста
- 3. 2. Изучение влияния пунктуации на понимание текста с точки зрения содержания пунктограмм
Список литературы
- Абакумов С.И. В защиту логичности формальной грамматики // Родной язык в школе. — 1923. — № 3. — с. 38−52.
- Абакумов С.И. Из итогов дискуссии (по поводу проекта реформы пунктуации) // Рус. яз. в советской школе. 1930. — № 4. — с. 147−152.
- Абакумов С.И. Как обучать знакам препинания? // Родной язык в школе-1927.-Кн. 1. — с. 201−208.
- Абакумов С.И. Методика пунктуации. М.: Учпедгиз, 1951. — 116 с.
- Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М., 1990.- 166 с.
- Аллеи Дж.Ф., Перро Р. Выявление коммуникативного намерения, содержащегося в высказывании // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 17.
- Амирова Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка. -М., 1985.-286 с.
- Анисимова Е.Е. Коммуникативно-прагматические нормы // Филологические науки. 1988. -№ 6. — с. 64−69.
- Антипов Г. А., Донских О. А., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989. — 196 с.
- Ю.Антипова A.M. Направления исследований интонации в современной лингвистике//Вопросы языкознания. 1986. — № 1. —с. 122−132.
- Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой «картины мира») // Вопросы языкознания. 1987. -№ 3. — с. 3−19.
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.-341 с.
- З.Арутюнова Н. Д. Фактор адресата / Изв. АН СССР. Сер. «Лит. и яз.». Т. 40.- 1981. -№ 4. с. 356−367.
- Барулина Н.Н. Принципы современной русской пунктуации с учетом коммуникативного аспекта языка. Автореф. дис.. кандидата филол. наук. — Л., 1982.
- Барулина Н.Н. Роль знаков препинания при актуализации высказывания // Рус. яз. в школе. 1982. — № 3. — с. 90−91.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 424 с.
- Белнап I I., Стал Т. Логика вопросов и ответов. -М., 1981.-288 с.
- Блинов Г. И. Методика изучения пунктуационных правил. М., 1972. — 208 с.
- Блинов Г. И. Об оценке пунктуационной грамотности // Рус. яз. в школе. — 1973. -№ 6.-е. 66−68.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988. -248 с.
- Богин Г. И. Филологическая герменевтика. Калинин, 1982.
- Бодапев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.-199 с.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Знаки препинания / Избранные труды по общему языкознанию. Т.2. М., 1963. — с. 238−239.
- Бондаренко С.М. Об «умственной механике» пунктуационной грамотности и образном мышлении // Рус. яз. в школе. 2002. — № 9. — с. 9−15.
- Борботько В.Г. Внутренняя организация текста в плане восприятия / Смысловое восприятие речевого сообщения. — М., 1976. — с. 83−86.
- Брудный Л.Л. Другому как понять тебя? — М., 1990. 64 с.
- Брудный Л.Л. Мир общения. Фрунзе, 1977. — 71 с.
- Брудный Л.Л. Понимание как философско-психологическая проблема // Вопросы философии, 1975.-№ Ю.-с. 109−117.
- Брунер Дж. Процесс обучения. — М., 1962. — 84 с.
- Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977. — 412 с.
- Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. -М., 1969.
- Брызгунова Е.А. Смысловое взаимодействие предложений / Синтаксис текста. М., 1979. — с. 78−90.
- БудаговР.А. Язык -реальность- язык. -М.: Наука, 1983.-262 с.
- Бузаров В.В. Изучение диалогической коммуникации основная задача коммуникативной грамматики // Вестник МГУ. Сер. «Филология», 2002. -№ 1, — с. 148−152.
- Булаховский J1.A. К реформе русской пунктуации // Рус. яз. в советской школе. 1930-№ 4.-с. 118−129.
- Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. М., 1959. — 623с.
- Былинский К.И., Розенталь Д. Э. Трудные случаи пунктуации. М.: Искусство, 1961.-231 с.
- Бюлер К. Теория языка / Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX вв. в очерках и извлечениях. Ч. II. М.: Просвещение, 1965. — с. 22−28.
- Валгина Н.С. Некоторые тенденции в современной русской пунктуации / Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2001. — с. 239−279.
- Валгина Н.С. Понятие факультативности применительно к употреблению знаков препинания / Современная русская пунктуация. — М., 1979. с. 35−46.
- Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. М.: Просвещение, 1979. — 125 с.
- Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. М.: Просвещение, 1983. — 175 с.
- Валгина Н.С., Светлышева В. Н. Русский язык: орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М., 2002. — 416 с.
- Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. — 312 с.
- Васильев Л.Г. Об одном подходе к анализу высказываний слушающим / Прагматические и текстовые характеристики предикативных и коммуникативных единиц. Краснодар, 1987. — с. 50−53.
- Васильев Л.Г. Языковое сообщение и человеческий фактор / Языковое общение: процессы и единицы. — Калинин, 1988. с. 29−36.
- Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев, 1988.-237 с.
- Васильев С.А. Уровни понимания текста // Общественные науки. — 1983. -№ 3. с. 83−96.
- Ветвицкий В.Г., Иванова В. Ф. Современное русское письмо. 1974. — 144с.
- Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса (от М. В. Ломоносова до А. А. Потебни и Ф.Ф. Фортунатова). М.: Изд-во МГУ, 1958. -400 с.
- Виноградов В.В. Об омонимии и смежных явлениях // Вопросы языкознания. 1960. — № 5. — с. 3−17.
- Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи / Культура речи и эффективность общения. М., 1996. — с. 121−151.
- Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. — 491 с.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. — М., 1993.- 175 с.
- Винокур Т.Г. Информативная и фатическая речь как обнаружение разных коммуникативных намерений говорящего и слушающего / Русский язык вего функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.-с. 5−29.
- Гадалова В.В. Работа над значением знаков препинания // Рус. яз. в школе. — 1986.-№ 5.-с. 22−26.
- Гак В. Г. Высказывание и ситуация / Проблемы структурной лингвистики. 1972.-М., 1973.
- Гак В. Г. Сравнительная типология французского и русского языков. М., 1983.-288 с.
- Галкина-Федорук Е.М. К вопросу об омонимии в русском языке // Рус. яз. в школе. 1954,-№ 3.-с. 14−29.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.- 140 с.
- Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. -М., 1996.-352 с.
- Гойхман О .Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М., 1997. -271 с.
- Голев Н.Д. Когнитивный аспект русской орфографии: орфографоцентризм как принцип обыденного метаязыкового сознания / Отражение русской языковой картины мира в лексике и грамматике. — Н-ск, 1999. с. 97−106.
- Голев Н.Д. Помехи письменной речи как проблема коммуникативной орфографии русского языка // Методология современной лингвистики: проблемы, поиски, перспективы. Барнаул, 2000. — с. 58−66.
- Голев Н.Д. Современная ментально-языковая ситуация в России и содержание школьного курса русского языка: смена парадигм / Природные ресурсы Сибири. Тезисы докладов VI международной практической конференции.-Томск, 2001(a).
- Голев Н.Д. Омофонический и омографический фонды современного русского языка. Часть 3. Синтаксические омофоны и омографы // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: «История. Педагогика. Филология. Философия», 2001(6). № 4. — с. 39−46.
- Голев Н.Д. Исследование русской пунктуации в коммуникативном аспекте: постановка проблемы и программа экспериментального исследования // Языковая ситуация в России нач. XXI века. Т.1. Кемерово, 2002(a). — с. 146−159.
- Голев Н.Д. Об амфиболическом функционировании русских высказываний / Русский синтаксис: новое в теории, методике, объекте. Сб. материалов Всероссийской научной конференции (23−25 сентября 2002, Барнаул). — Барнаул, 2003(a). с. 12−14.
- Гостеева С.А. О взаимоотношении интонации и пунктуации (на материале конструкций с однородными и неоднородными определениями) // Рус. яз. в школе. 1974. -№ 4. — с. 90−93.
- Гохлернер М.М. Зависимость смыслового восприятия от синтаксической структуры высказывания / Смысловое восприятие речевого сообщения. -М., 1976.-с. 87−98.
- Грамматика и норма. М.: Наука, 1977. — 268 с.
- Граник Г. Г. Психологическая модель процесса формирований пунктуационных умений. Автореф. дис. .доктора филол. наук. М., 1980.
- Граник Г. Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — с. 28−37.
- Граник Г. Г., Концевая JI.A., Бондаренко С. М. Психологические механизмы формирования грамотного письма // Рус. яз. и литер, в средних учебных заведениях УССР. 1988.-№ 12, 1991.-№ 3.-с. 38−41.
- Граник Г. Г., Самсонова А. Н. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — с. 72−79.
- Граудина JI.K. Проблемы нормирования русского языка: реальность и прогнозы / Культура речи и эффективность общения. — М., 1996. 448 с.
- Григорян JI.T. Многозначность пунктуации // Русская речь. 1973. — № 3. — с. 78−83.
- Григорян JI.T. Обучение пунктуации в школе // Русская речь. — 1971. — № 1. -с. 113−119.
- Гришко Ф.Т. Возможное варьирование знаков препинания // Рус. яз. в школе. 1973. — № 5. — с. 91−95.
- Дзякович Е.В. Пунктуация в свете проблем культуры общения / Хорошая речь. Саратов, 2001. — с. 36−48.
- Дридзе Т.М. Интерпретационные характеристики и восприятие текстов / Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. с. 34−44.
- Дридзе Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно-целевой подход) / Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. — с. 48−56.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.-268 с.
- Дудников Л.В. Пунктуация сложного предложения. М., 1958. — 164 с.
- Дурново Н.Н. К вопросу о реформе русского правописания / Хрестоматия по методике русского языка. М., 1995. — с. 57−58.
- Ейгер Г. В. Механизмы контроля языковой правильности высказывания. — Харьков, 1990.- 184 с.
- Ермакова О.П., Земская Е. Л. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога) / Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993. -с. 30−63.
- Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения / Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. — с. 57−64.99.3имняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения / Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. — с. 5−15.
- Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998. — 528 с.
- Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.-351 с.
- Иванова-Лукьянова Г. Н. Интонация и культура речи / Культура речи в разных сферах общения. Тез. докл. Всероссийской научной конференции (Челябинск, 15−17 сентября 1992 г.). Челябинск, 1992.-е. 63−65.
- Иванова-Лукьянова Г. Н. Коммуникативная грамматика и развитие языковой личности // Вестник МГУ. Сер. «Филология». 2000. — № 6. — с. 95−100.
- Исследования по русскому языку (сб. науч. трудов, поев, памяти Е. Галкиной-Федорук). М.: Изд-во МГУ, 1970. — 272 с.
- Ицкович В.А. Опыт описания современной пунктуации / Нерешенные вопросы русского правописания. М., 1974.-е. 172−190.
- Ицкович В.А. Очерки синтаксической нормы. М., 1982. — 200 с.
- Йокояма О. Теория коммуникативной компетенции и проблематика порядка слов в русском языке // Вопросы языкознания. 1992. — № 6. — 94 101.
- Карапетян Г. К., Шварцкопф Б. С. Пунктуация / Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. — с. 406−407.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2002. — 263 с.
- Карпов Б.А., Карпова А. Н., Случевский И. С. Количественные характеристики движений глаз при чтении и факторы смыслового восприятия текста / Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. -с. 219−228.
- Кафкова О. О роли контекста в разных типах коммуникантов / Синтаксис текста. М., 1979. — с. 236−247.
- Кийко М.П. Пунктуация и коммуникативная ситуация // Рус. яз. в школе. 1990.-№ 3.-е. 22−25.
- Киреев А.А. К изучению омонимов в школе // Рус. яз. в школе. — 1956. — № 3. с. 64−66.
- Киселева О.А. Русская орфография в коммуникативном аспекте (экспериментальное исследование): Дис.. канд. филол. наук. Барнаул, 2002.- 134 с.
- Китайгородская М.В. Чужая речь в коммуникативном аспекте / Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. — М., 1993.-с. 65−89.
- Клеменцова Н.Н. Текст: смысловая структура и структура понимания / Проблемы семантики и прагматики. Калининград, 1988. — 111 с.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998. — 224 с.
- Клюканов Н.Э. Единицы речевой деятельности и единицы языкового общения / Языковое общение: процессы и единицы. Калинин, 1988. — с. 41−47.
- Колесников Н.П. Пунктуационный омографизм / Синтаксическая омонимия в простом предложении. Ростов-на-Дону, 1981.-е. 116−127.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.- 175 с.
- Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста / РАН. Инт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 511 с.
- Коммуникация / Лингвистический энциклопедический словарь (под ред. В.Н. Ярцевой). М., 1990. — с. 233.
- Коммуникация / Современный философский словарь (под ред. В.Е. Кемерова). М., 1998. — с. 414−419.
- Коммуникация в современной науке М., 1976. — 440 с.
- Кондратов В.П. Пражская лингвистическая школа // Рус. яз. в школе. — 1968. -№ 2. с. 5−12.
- Костомаров В.Г., Леонтьев А. А. Некоторые теоретические вопросы культуры речи // Вопросы языкознания. 1966. -№ 5. — с. 3−15.
- Косых Н.И. Некоторые аспекты рассмотрения студенческих граффити / Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Материалы науч.-практич. конф. (24−26 января 2003, Барнаул). Ч. 2. Барнаул, 2003. — с. 80−86.
- Кохтев Н.Н., Розенталь Д. Э. Наблюдения над пунктуацией в тексте рекламы / Современная русская пунктуация. М., 1979. — с. 159−172.
- Красиков Ю.В. Теория речевых ошибок (на материале ошибок наборщика). М., «Наука», 1980. — 123 с.
- Крыжановский А. Выразительное чтение и выразительная речь в связи с преподаванием грамматики // Родной язык в школе. 1914. -№ 2. — с. 71−74.
- Крылова О.Н., Матвеева Т. Ф. Текст как объект стилистики речи, коммуникативного (динамического) и семантического синтаксиса / Методология лингвистики и аспекты изучения языка. М., 1988. — с. 65−88.
- Крысин Л.П. Язык в современном обществе. М., 1977. — 191 с.
- Крючков С., Розенталь Д. Унификация современной русской орфографии и пунктуации // Рус. яз. в школе. 1956. — № 4. — с. 36−49.
- Кузнецова Н.А. Понимание учебного текста как дидактическая проблема. -Барнаул, 1998.-84 с.
- Кузьмина В.А. О новой редакции правил русской орфографии и пунктуации // Русская словесность. 1995. — № 2. — с. 81−86.
- Кукушкина О.В. Речевые неудачи как продукт речемыслительной деятельности: Автореф. дис.. доктора филол. наук. — М., 1998.
- Лаптева О.А. Речевые возможности текстовой омонимии. М., 2003. — 143 с.
- Леонтьев А.А. Восприятие текста как психолингвистический процесс / Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев, 1979. — с. 22−26.
- Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики теории коммуникации / Синтаксис текста. М, 1979. — с. 19−35.
- Леонтьев А.А. Знак и деятельность // Вопросы философии. 1975. — № 10.-е. 118−125.
- Леонтьев А.А. Факторы вариативности высказываний / Основы теории речевой деятельности. М., 1964. — с. 29−36.
- Ломизов А.Ф. Методика пунктуации в связи с изучением синтаксиса. — М.: Учпедгиз, 1964.-331 с.
- Ломоносов М.В. Российская грамматика. Собр. соч.: т. VII. — М., 1962. — 995 с.
- Ломтев Т.П. Из истории синтаксиса русского языка. М.: Учпедгиз, 1954. -79 с.
- Макарова Р.В. Стилистика и знаки препинания // Русская речь. — 1967. — № 3. с. 51−57.
- Масленникова Л.А. Лингвистическая интерпретация скрытых смыслов. — СПб, 1999.-264 с.
- Мацковский М.С. Проблемы читабельности печатного материала / Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.-е. 126−142.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 207 с.
- Михайловская Н.Г. Приложение или обращение? // Рус. яз. в школе. -1966.-№ 5.-с. 96−100.
- Моисеев А.И. Система знаков препинания в русском языке // Рус. яз. в школе. 1981. — № 6. — с. 65−69.
- Мучник Б.С. Человек и текст. М., 1985. — 252 с.
- Направление корректировки правил пунктуации / Свод правил русского правописания. Орфография. Пунктуация (проект). М.: «Азбуковник», 2000. -с. 19−23.
- Наумович А.Н. Современная русская пунктуация. Минск, 1983.- 254 с.
- Низяева Г. Ф. О принципах описания пунктуации как системы // Рус. яз. в школе. 1976.-№ 4.-с. 71−75.
- Николаева Т.М. Знаки препинания, дерево предложения и морфологические категории / Структурная типология языков. М., 1966. — с. 102−143.
- Николаева Т.М. О функциях знаков препинания в русском языке / Современная русская пунктуация. М., 1979. — с. 26−35.
- Николаева Т.М. От звука к тексту. М., 2000. — 679 с.
- Николаева Т.М. Специфика эволюции пунктуационной системы внутри естественного языка // Материалы Всесоюзной конференции по общемуязыкознанию «Основные проблемы эволюции языка». 4.2. Самарканд, 1966. -с. 96−109.
- Обнорский С.П. Избранные работы по русскому языку. — М.: Учпедгиз, 1960.-355 с.
- Орехова Н.Н. Пунктуация и письмо. Ижевск, 2000. — 219 с.
- Орехова Н.Н. Письменная система в пространстве языков и культур / Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Материалы науч.-практич. конф. (24−26 января 2003, Барнаул). Ч. 2. Барнаул, 2003. — с. 223−230.
- Орехова Н.Н. Современная русская пунктуация: состояние и пути усовершенствования / Русский язык: исторические судьбы и современность. Материалы II Международного конгресса исследователей русского языка (18−21 марта 2004). М&bdquo- 2004. — с. 269−271.
- Орфография и пунктуация. Ростов-на-Дону, 1977. — 192 с.
- Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации. Омск, 1992. -253 с.
- Осокин В.В. О пунктуационной части русского правописания // Рус. яз. в школе. 1963. — № 6. — с. 90−92.
- Пазухин Р.В. Язык, функция, коммуникация // Вопросы языкознания. — 1979.-№ 6.-с. 42−50.
- Парамонов О. (A.M. Пешковский) Новые принципы в пунктуации // Рус. яз. в советской школе. 1930. -№ 4. — с. 131−147.
- Парубченко Л.Б. Почему дети делают ошибки и как их научить писать правильно. М.: Реал-А, 2001. — 158 с.
- Парубченко J1.Б., Юртайкнна Н. И. «Лишняя» и «нелишняя» запятая в конструкциях с одиночным союзом «И». К проблеме генезиса пунктуационных ошибок // Русская словесность. — 2002. — № 8. — с. 37−45.
- Парубченко Л.Б. Пунктуация в предложениях с соединительным союзом «И» // Рус. яз. в школе. 2002. — № 6. — с. 81 -84.
- Парубченко Л.Б. Языковая многозначность и пунктуация / Русский язык: исторические судьбы и современность. Материалы II Международного конгресса исследователей русского языка (18−21 марта 2004). М., 2004. — с. 265−269.
- Паустовский К.Г. Близкие и далекие. М., 1967.
- Пеньковский А.Б., Шварцкопф Б. С. Опыт описания русской пунктуации как функциональной системы / Современная русская пунктуация. М., 1979. -с. 5−25.
- Перинбаньягам Р.С. Диалогическая личность / Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах. — Н-ск, 1990. — 158 с.
- Пешковский A.M. Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания / Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. — с. 19−32.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. — 512с.
- Пешковский A.M. Интонация и грамматика / Избранные труды. — М.: Учпедгиз, 1959.- с. 177−191.
- Пешковский A.M. Объективная и нормативная точка зрения на язык / Хрестоматия. Основы культуры речи. М., 1984. — с. 288−299.
- Полный справочник по орфографии и пунктуации: правила, примеры, комментарии / под ред. О. Л. Соболевой. М.: АСТ-Пресс, 1999. — 495 с.
- Потебня А.А. Мысль и язык / Слово и миф. М., 1989. — с. 17−201.
- Почепцов Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев, 1987. — 131 с.
- Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. Киев, 2003. 651 с.
- Правила русской орфографии и пунктуации. — М., 1956. 176 с.
- Прагматические и текстовые характеристики предикативных и коммуникативных единиц. — М., 1987. — 117 с.
- Проблемы современного русского правописания. М., 1964.
- Программа по русскому языку для средней школы. М., 1980. — 48с.
- Проект реформы правописания / Под ред. К. Бархина, Г. Костенко, И. Устинова. -M.-J1.: Государственное издательство, 1930.
- Пруха Я. Теория речевой деятельности и исследования массовой коммуникации / Основы теории речевой деятельности. — М., 1964. с. 286−299.
- Пузанкова Е.Н. Формирование языковой способности при обучении русскому языку в общеобразовательной школе / http://vvww.education.rekom.ni.
- Розанов В.В. О понимании. СПб, 1994. — 544 с.
- Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. М.: Книга, 1988.-543 с.
- Розенталь Д.Э., Валгина Н. С. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. -М.: Высшая школа, 1970.-287 с.
- Розенталь Д.Э., Голуб И. Б. Русская орфография и пунктуация. М.: Русский язык, 1990. — 187 с.
- Российская грамматика А. А. Барсова / Под ред. Б. А. Успенского. М.: Изд-во МГУ, 1981.-776 с.
- Русская грамматика. Т. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1980. 709 с. (раздел «Интонация при обособлении». Автор Е. А. Брызгунова — с. 188−190).
- Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект / Отв. ред. Е. А. Земская, Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1993. — 221 с.
- Русский язык. Учебник для 7−8 классов / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л.10. Максимов, Л. Л. Четко. М., 1986. — 271 с.
- Русский язык. Учебник для 8−9 классов средней школы / Под ред. М. В. Панова. М., 2000. — 191 с.
- Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 5−6 класс. / Под ред. Н. М. Шанского. М., 1994. — 319 с.
- Русский язык. Учебник для средней школы. 5 класс (с методическим приложением для учителей) / Под ред. М. В. Панова. М., 1995. — 400 с.
- Русский язык: Вопросы его истории и современного состояния. Виноградовские чтения, I-VIII. -М.: Наука, 1978. 182 с.
- Савченко А.Н. Лингвистика речи // Вопросы языкознания. — 1986. — № З.-с. 62−74.
- Светозарова Н.Д. К вопросу о функциях интонации / Звуковой строй языка. М., 1979. — с. 252−255.
- Сергеев A.M. Некоммуникативность понимания и феномен символического обмена в культуре / Коммуникации в культуре. -Петрозаводск, 1996. 127 с.
- Сиротинина О.Б. О стилистических приемах современной публицистики, которые могут приводить к коммуникативной неудаче / Жизнь языка. Сб. статей к 80-летию М. В. Панова. М.: Языки славянской культуры, 2001. — с. 280−286.
- Сиротинина О.Б., Кормилицына М. А. Об актуальности коммуникативного подхода к грамматике // Вестник МГУ. Сер. «Филология». 2000. — № 6. — с. 102−108.
- Солнцев В.М. Язык и письмо (Вместо предисловия) / Лмирова Т. А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка. М., 1985. — с. 3−17.
- Соловьева И.В. Категория вежливости и концепт нормы в межкультурной коммуникации / V Житниковские чтения: Межкультурные коммуникации в когнитивном аспекте (Челябинск, 28−29 мая 2001 г.). Челябинск, 2001. — с. 184−188.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. — М., 1985.- 167 с.
- Сорокин Ю.А., Уфимцева Н. В. Психолингвистика и семантика: итоги исследований/Общение. Текст. Высказывание.-М., 1989.-е. 103−120.
- Соссюр Ф. де Труды по языкознанию. М., 1977. — 695 с.
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1999. 426 с.
- Степанов С.А. Развитие интуиции грамотного письма / Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Материалы науч.-практич. конф. (24−26 января 2003, Барнаул). Часть 1. -Барнаул, 2002. с. 187−194.
- Сухих С.А. Структура коммуникантов в общении / Языковое общение: процессы и единицы. Калинин, 1988. — с. 22−29.
- Тамерьян Т.Ю. Принципы вербальной коммуникации / Человек. Коммуникация. Текст. Вып.2. 4.2.— Барнаул, 1998.-е. 127−128.
- Тарасова И.Н. Структура смысла и структура личности коммуниканта // Вопросы языкознания. 1992. — № 4. — с. 103−109.
- Текст. Интертекст. Культура. Сборник докладов международной научной конференции (4−7 апреля 2001, Москва). — М.: Азбуковник, 2001. 607 с.
- Текст: варианты интерпретации. Материалы VI межвузовской научно-практической конференции (19−20 апреля 2001, Бийск). Бийск, 2001. — 347 с.
- Текучев Л.В. К вопросу о пунктуационном минимуме для средней школы // Рус. яз. в школе. 1970. -№ 2. — с. 75−85.
- Тискова О.В. О взаимоотношении интонации и пунктуации в научной и школьной грамматике (на материале обособленных определений) // Вестник алтайской науки. 2001. — № 1.-е. 87−92.
- Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. — М., 1979. — 111 с.
- Торсуева И.Г. Эмоциональность в речи / Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. — с. 228−233.
- Фарбер В.Г. К разработке упрощенной пунктуации // Рус. яз в школе. -1963.-№ 4.-с. 78−82.
- Фигуровский И.А. Обучение школьников пунктуации целого текста // Рус. яз. в школе. 1970. — № 1. — с. 18−23.
- Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. М., 1962. — 447 с.
- Фирсов Г. П. Об изучении синтаксиса и пунктуации в школе. М., 1961. -176 с.
- Флоров С.П. Как быть с пунктуацией при обособленных членах предложения? (К вопросу о реформе пунктуации) // Рус. яз. в советской школе.- 1930-№ 2.-с. 120−127.
- Фридлендер А.Н. Проблемы упрощения русской пунктуации // Рус. яз. в школе. 1963.-№ 6.-е. 93−94.
- Фурашов В.И. Обособление некоторых типов согласованных определений // Рус. яз. в школе. 1968. — № 4. — с. 82−86.
- Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим / М. Хайдеггер. Время и бытие. М., 1993. с. 273−302.
- Хайдеггер М. Путь к языку / М. Хайдеггер. Время и бытие. М., 1993. — с. 259−273.
- Хакимова Е.М. Статический и динамический аспекты языковой нормы: анализ, систематизация, обоснование: Дис.. канд. филол. наук. — Челябинск, 2003. 236 с.
- Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991. — 240 с.
- Чернова М.М. Ритмомелодическая структура как компонент самоорганизации текста: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 2002.
- Чуглов В.И. Образования с выделяющими обособленными членами предложения // Рус. яз. в школе. 2000. — № 2. — с. 88−92.
- Чупина Г. А. Принцип деятельности и язык. Красноярск, 1987. — 192 с.
- Шапиро А.Б. О реформе русской пунктуации // Рус. яз. в советской школе.- 1930.-№ 4.-с. 119−125.
- Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М.: Изд-во АН СССР, 1955. -394 с.
- Шапиро А.Б. Русское правописание. М., 1961. — 287 с.
- Шварцкопф Б.С. Норма в письменном кодифицированном языке / Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. — с. 199−233.
- Шварцкопф Б.С. О параметрах кодификации пунктуационной нормы / Язык: система и функционирование. М., 1988. — с. 69−117.
- Шварцкопф Б.С. Современная пунктуация: система и ее функционирование. М., 1988.- 192 с.
- Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: функционально-стилистический и поэтический аспекты / Стилистика и поэтика. Тезисы всесоюзной научной конференции (Звенигород, 9−11 ноября 1989). Вып.2. -М., 1989.-с. 97−100.
- Шубина H.JI. Пунктуация в коммуникативно-прагматическом аспекте и ее место в семиотической системе русского текста. СПб, 1999. — 298 с.
- Щерба Л.В. Безграмотность и ее причины / Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1957(a). — с. 56−62.
- Язык и личность. Изд. АН СССР (отв. ред. Д.Н. Шмелев). М.: Наука, 1989.-214 с.
- Якобсон Р. Язык в отношении к другим коммуникациям / Р. Якобсон. Избранные работы. М., 1985. 455 с.