Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектирование социально-психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имеющиеся в научной литературе рекомендации, посвященные организации психологической помощи подросткам в условиях санатория ограничиваются оказанием психотерапевтического воздействия по медицинской модели — устранением соматических и психосоматических симптомов. Такой безличностный подход не отвечает современным требованиям. Развитие психологической науки диктует необходимость… Читать ещё >

Содержание

  • Введение ^
  • Глава I. Теоретические проблемы социально-психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория
    • 1. 1. Психологические особенности подростков из регионов Чернобыльского следа Ю
    • 1. 2. Оптимизация психологического состояния подростков в процессе формирования временных групп в условиях санатория
    • 1. 3. Социально-психологическая помощь в условиях санатория как фактор оздоровления подростков из регионов Чернобыльского следа
  • Глава II. Организация исследования социальнопсихологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория
    • 2. 1. Методологические основы исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
  • Глава III. Эмпирическое исследование особенностей психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория
    • 3. 1. Состояние психологического статуса контингента подростков, прибывших в санаторий из регионов Чернобыльского следа
    • 3. 2. Консультирование как эффективное условие оздоровления подростков из регионов Чернобыльского следа
    • 3. 3. Модель организации психологической службы в условиях санатория
  • Выводы

Проектирование социально-психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В связи с произошедшими в последние десятилетия значительными изменениями в условиях жизнедеятельности людей, особенно напряженными и неблагоприятными для формирования личности детей и подростков оказались регионы страны, пострадавшие от радиационного загрязнения после Чернобыльской катастрофы. И хотя полной научно-обоснованной оценки влияния радиоактивного загрязнения на изменения психологии личности и социальных групп еще нет, драматизм ситуации стихийно воспринимается широкими слоями населения, вселяя в них страх и неуверенность в самом значимом для людей — будущем здоровье их детей.

Несомненно, что такой мотный фактор, как сильное радиоактивное излучение, оказывает влияние на все системы человеческого организма и психику, что не может не сказаться на продуктивности жизнедеятельности, прежде всего, в детско-подростковом возрасте. В этой связи правительством были приняты энергичные меры по изучению психологических последствий и реабилитации детей и населения в пострадавших регионах. Достаточно эффективными оказались государственные программы «Дети Чернобыля», «Помощь» по разработке концепций помощи населению и детям в пострадавших регионах (И. В. Дубровина, В. А. Иванников, А. А. Тюков, А. С. Чернышев и др.).

Однако после 2000 года в силу различных причин, прежде всего финансовых, наступает спад исследований по Чернобыльской проблематике. Хотя государством и предпринимались меры защиты, они, как правило, ограничивались лечебной и материальной помощью. Однако личностная сторона развития детей и подростков не нашла должного внимания в реальной жизни и, в частности, в период пребывания подростков в лечебно-оздоровительных учреждениях. Таким образом, возник социальный заказ на разработку модели краткосрочной психологической помощи в социальнопсихологическом оздоровлении и коррекции поведения подростков в условиях санатория как наиболее организованной социальной сфере помощи населению. Однако проблема психологической помощи этому контингенту в условиях санатория в психологической литературе освещена недостаточно, хотя опыт функционирования «школ здоровья» оказался эффективным (В. Н. Касаткин).

Накопленный нами в санатории им. Ф. Э. Дзержинского опыт по использованию традиционной медико-психотерапевтической помощи и способствовал позитивным сдвигам в соматической сфере, однако у подростков из разных районов, незнакомых между собой ранее, нередко возникали напряженность и конфликты в группах, что затрудняло полную психосоматическую и социально-психологическую реабилитацию в течение кратковременного пребывания в санатории. Все это послужило причиной для разработки программы психологической помощи в группах подростков, что потребовало решения более общей проблемы — проектирования социально-психологической помощи детям в традиционных условиях санаторного учреждения, рассчитанного в основном для лечения взрослых людей.

Противоречие между необходимостью обеспечения социально-психологической помощи подросткам в условиях санатория и недостаточной разработанностью социально-психологических аспектов оздоровления подростков из регионов Чернобыльского следа обусловили проблему данного диссертационного исследования.

Объектом исследования является социально-психологическая помощь подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория.

Предмет исследования — проектирование модели социально-психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория.

Целью исследования является проектирование модели социально-психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория.

Объект, предмет и цель определили задачи исследования:

1. осуществить теоретический анализ проблемы проектирования социально-психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория;

2. адаптировать имеющиеся и разработать новые технологии оказания психологической помощи подросткам во временных группах в условиях санатория;

3. спроектировать и реализовать модель психологической помощи подросткам в санатории, направленную на социально-психологическое оздоровление каждого подростка;

4. обосновать социально-психологические рекомендации персоналу санатория по оздоровлению подростков из регионов Чернобыльского следа.

Гипотеза исследования — проектирование модели социально-психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория будет успешным, если:

— выявлены у каждого подростка психосоматические симптомы и негативные состояния, обусловленные Чернобыльским следом;

— спроектирована и реализована модель психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следаобоснованы социально-психологические рекомендации персоналу санатория по оздоровлению подростков из регионов Чернобыльского следа;

— для проектирования и реализации модели психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа адаптировать имеющиеся и разработать новые технологии оказания психологической помощи подросткам и временным группам в условиях санатория.

Методологической основой исследования явились положения С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой и др. о групповом и индивидуальном субъекте, системный подход Б. Ф. Ломова, концепция эффективности развивающих социальных сред («социальных оазисов») Э. Фромма, А. С. Чернышева, а также положения В. Н. Мясищева о личности как системе субъективных отношений и концепция функционально-динамической структуры личности К. К. Платонова.

Методы исследования:

— теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

— обсервационные — прямое, косвенное наблюдение, самонаблюдение, самооценка;

— диагностические (анкетирование, беседы-интервью, обобщение независимых характеристик);

— праксиметрические (обобщение и психолого-консультативный анализ поведения);

— констатирующий и формирующий эксперименты;

— методы математической обработки полученных данных.

Основные этапы исследования:

Работа выполнялась в три этапа.

На первом этапе (2001 г.) анализировалась существующая литература по проблеме исследования и проводились пилотажные исследования личности подростков, межличностных отношений и оценка эффективности психологической помощи.

На втором этапе (2002;2003 гг.) проводилось комплексное психологическое обследование подростков и формирование позитивного психологического климата в подростковых группах.

На третьем этапе (2004 г.) продолжалось экспериментально-психологическое исследование, анализ полученных результатов и оформление работы.

Научная новизна исследования:

1. На основе теоретического анализа и экспериментального исследования конкретизировано содержание понятия особенности психического состояния подростков, проживающих в регионах Чернобыльского следа.

2. Выявлена роль психосоматических симптомов и негативных состояний в определении технологий дифференцированного социально-психологического воздействия на подростков, обеспечивающих формирование благоприятного психологического климата и более эффективное соматическое и социально-психологическое оздоровление.

3. Спроектирована и реализована модель психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория.

Теоретическая значимость исследования.

1. Спроектирована модель социально-психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа по их оздоровлению.

2. Технологии комплексной психокоррекции (медицинской, психологической, социально-психологической), психотерапии и психологического консультирования расширяют арсенал средств эффективной социально-психологической реабилитации.

Практическая значимость исследования.

1. Выявленный комплекс условий и средств оздоровления подростков из регионов Чернобыльского следа используется как основа проектирования модели социально-психологической помощи подросткам в санатории им. Ф. Э. Дзержинского.

2. Результаты исследования используются также в обучении студентов Воронежского государственного педагогического университета,.

Воронежской государственной медицинской академии в плане преодоления дуализма — противопоставления соматики и психики, что служит улучшению профессиональной подготовки психологов и врачей.

3. Материалы исследования используются в курсах «Клиническая психология», «Психотерапия», «Социальная психология» психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. У подростков, прибывших в санаторий из регионов Чернобыльского следа, выявлены ярко выраженные в сравнении с контрольной группой психосоматические симптомы и негативные состояния: отрицательное эмоциональное состояние (тревожность, депрессия), пониженное социальное самочувствие, несформированность навыков общения, затруднения социальной адаптации.

2. Модель социально-психологической помощи подросткам в условиях санатория интегрирует медицинские, педагогические и социально-психологические условия эффективного оздоровления.

3. Включение в практику работы персонала санатория соответствующих социально-методических рекомендаций по оздоровлению подростков из регионов Чернобыльского следа способствует формированию позитивного психологического климата в временных группах подростков и полноценного психосоматического и социально-психологического их оздоровления.

4. Комплекс используемых технологий оказания социально-психологической помощи подросткам и временным группам в условиях санатория включает в себя психодиагностические, психокоррекционные, консультативные, формирующие и медицинские виды работ.

Апробация результатов исследования.

Исследования автора получили одобрение на заседаниях кафедры практической психологии ВГПУ, заседаниях Воронежского отделения.

Российского общества психологов, а также были представлены на Всероссийских и международных конференциях (IV Международная научно-практическая конференция «Образование — XXI век», Воронеж, 2004 г.-3-й Всероссийский съезд психологов, СПб., 2003; Всероссийская научно-практическая конференция, ВГПУ, 2003; Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 100-летнему юбилею ГУЗ «Воронежская областная клиническая психиатрическая больница», Воронеж, 2004 г. и др.).

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениями, системой исследуемых источников, взаимодополняющих методов изучения, соответствующих его целям, предмету, задачам исследования, репрезентативностью выборки — 4973 человека.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 3-х глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 155 источников. В тексте содержится 20 таблиц, 4 рисунка и приложения. Объем основного текста диссертации составляет 150 страниц.

130 Выводы.

Имеющиеся в научной литературе рекомендации, посвященные организации психологической помощи подросткам в условиях санатория ограничиваются оказанием психотерапевтического воздействия по медицинской модели — устранением соматических и психосоматических симптомов. Такой безличностный подход не отвечает современным требованиям. Развитие психологической науки диктует необходимость антропоцентрического разрешения проблемы, где личность и социобиологическая среда выступают в единстве, что способствует развитию и социально-психологической реабилитации молодежи. Системный подход, интегрирующий в единое целое разнообразие факторов воздействия на личность, является методологически оптимальным подходом при решении проблем социальнопсихологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа.

Подростки, проживающие в зоне радиоактивного загрязнения, характеризовались комплексом негативных признаков: астеническими проявлениями и утомлениемпреимущественно эмоциональными, а не рациональными формами деятельностинизким уровнем достиженийнизким уровнем потребности в общенииослаблением волевого самоконтролянизкой интеллектуальной активностью в учебной деятельностиповышенным проявлением негативных личностных переживаний и ситуативной тревожностьюнизким и средним показателем оценки собственной группы (класса) и групповой сплоченности. Во временных группах подростков в условиях санатория психологический климат обусловлен рядом факторов: неблагоприятной биологической средой по месту жительства, психологическим состоянием, сложившимся типом личности и эмоционально-оценочными отношениями. Все это требовало создания системной организации психологической помощи, включающей развитие личности средовой системы.

Психолого-педагогическое регулирование обеспечивает содержательную сторону позитивных взаимоотношений в группах, формирование определенной логики, коммуникативно-когнетивно-эмоциональных действий, нормативного и ролевого поведения. Возникающая определенность в отношениях к самому себе и другим позволяет объективно относиться к своим поступкам и поступкам других членов группы, предупреждая конфликтные ситуации. Расширение накопленного опыта позволяет активизировать положительные стороны личности в лечебно-оздоровительном процессе и тем самым способствует социально-психологической реабилитации и создает благоприятную психологическую атмосферу в группе. Разработанная модель психолого-педагогического регулирования подростками является способом воздействия на личность и группу в восстановительно-воспитательном процессе в условиях санатория, так как позволяет наладить партнерские отношения со сверстниками, воспитателями, медперсоналом. Сформированный позитивный психологический климат является мощным фактором в социально-психологической реабилитации личности.

Заключение

.

В результате исследования организации психологической помощи подросткам в условиях санатория выявилось, что специальных работ, посвященных данному вопросу нет. Как правило, санаторно-курортное лечение в ряде случаев сопровождалось применением симптоматической психотерапии (медицинская модель) для устранения невротических и психосоматических нарушений. Межличностные отношения, внутриличностные проблемы и формирование психологической среды, психологического климата в подростковых группах оставалось вне поля зрения медицинских работников, тем более до последнего времени в штате санатория отсутствовали профессиональные психологи.

Организация психологической помощи не ограничивалась применением специальных психологических приемов и методов, а включала рациональную систему психологического воздействия: доставка транспортом санатория подростков по месту жительства (как до прибытия, так и после) — заранее подготовленные помещения по распределению детей, радушная встреча персоналомвыявление с помощью анкетирования интересов, целей и пожеланий поступивших. Все это служило материалом для быстрой организации досуга и участия подростков в спортивных играх, конкурсах, танцах, экскурсиях, вечерах отдыхаподбор специальной музыкиландшафтотерапия и использование бассейна. А раннее знакомство с психологом дает возможность получить консультацию по самым интимным вопросам, тем самым создавая определенную психологическую защищенность. Причем весь период пребывания от прибытия и до отъезда сопровождался специально подобранной музыкой, а таюке проводилось индивидуальное консультирование в свободное от физиотерапевтических процедур время.

Специально психологически подготовленные воспитатели и медицинский персонал умело создавали положительное психологическое состояние и формировали определенную социально-психологическую среду: подросток — группа — воспитатели — медицинский персонал и предметная психология. Все это позволило психологу прицельно использовать соответствующие приемы и методы, способствующие решению внутриличностных и межличностных проблем, развитию личности и социально-психологической реабилитации подростков.

Как правило, психолог в своей работе использовал приемы и методики из различных тренинговых методов, а также методы убеждения и разубеждения с элементами суггестии, психологические, психологов педагогические и социально-психологические модели психотерапии. Такой синтетический подход был наиболее эффективен в оказании психологической помощи подросткам.

Проведенное исследование позволило активизировать психологический потенциал личности и сплоченность групп, и за короткое время пребывания в санатории стать более устойчивыми (имунными) к негативным факторам, но и научить прогнозированию своего поведения и изменить нежелательные субъективные отношения в будущем к семье.

В проведенном исследовании использовалось положение В. Н. Мясищева о том, что поведение и деятельность личности обусловлены сложившейся системой отношений к себе, другим людям и делу.

Главный теоретический вопрос организации психологической помощи в условиях кратковременного пребывания подростков в санатории — это создание «социального оазиса» как многофакторного реального феномена, синтезирующего как личностные особенности, так и организацию био-социо-психологической среды, что недооценивается в кратковременных группах как в санаторно-курортных условиях, так и в лагерях отдыха.

В ряде случаев перед отъездом из санатория некоторые подростки проявляли тревожное состояние, которое чаще всего было обусловлено представлениями о возвращении в психотравмирующую семейную ситуацию, а также предстоящим расставанием со сверстниками, разрывам дружеских (любовных) связей, которые возникли во время пребывания в санатории.

Дополнительное психологическое консультирование несколько смягчало тревожность. Однако вопросы организации психологической помощи, а в дальнейшем и психологической службы требуют дополнительных исследований.

В результате проведенного исследования отмечалась положительная динамика личностного роста подростков в связи с формированием позитивного психологического климата в группах, обусловленного индивидуальной психологической помощью и тренинговыми занятиями, подготовкой медперсонала и учителей-воспитателей в реализации индивидуального подхода, что составляет модель психологической помощи подросткам из зоны радиоактивного загрязнения. Следовательно, поставленные задачи были выполнены, а цель исследования достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. М.: Изд-во Московского университета, 1990. — 240 с.
  2. Е. И. Санаторное лечение детей, страдающих эпилепсией: Методические рекомендации / Е. И. Александрова, В. К. Каубишен. Л.: Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1989. — 18 с.
  3. Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  4. Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  5. В. А. Влияние мнения неорганизованной группы и сложившегося коллектива на проявления внушаемости личности / В. А. Бакеев // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 89−100.
  6. Ю. А. Групповая коррекция нарушений поведения у детей разного возраста / Ю. А. Баркова, Ж. М. Глозман // Психологическая наука и образование. 2002. — № 3. — С. 105−109.
  7. В. М. Опыт изучения конфликтов в детской среде / В. М. Басова // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Ярославль, 1976. — С. 116−120.
  8. Л. А. О ценности теста Люшера для оценки эффективности реабилитации ликвидаторов / Л. А. Батурина, Т. И. Пугачева, М. В. Туманов // Чернобыль 10 лет спустя. — Санкт-Петербург, 1996. -С.107−108.
  9. С. А. Этот «опасный» возраст / С. А. Беличева. М.- 1982.
  10. Е. Н. Влияние условий радиационо загрязненной местности на личностное и интеллектуальное развитие старшеклассников / Е. Н. Богданов, Г. Я. Иванов, Н. А. Чикалов // Прикладная психология. -2002.-№ 3,-С. 54−61.
  11. А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М., 1983.
  12. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.
  13. Л. И. Значащие переживания как предмет психологии / Л. И. Божович и др. // Вопросы психологии. 1972. — № 1.
  14. В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. М.: Мысль -1983. — 207с.
  15. В. А. Стратегии психотерапии в условиях многопрофильного клинического санатория / Борисов В. А., Макарова А. Г. // Актуальные проблемы медицинской реабилитации в клинике и санаторно-курортных учреждениях, 2001. С. 68−73.
  16. Ю. В. Некоторые проблемы психологии познания людьми друг друга в условиях временного коллектива круглогодичного пионерского лагеря / Ю. В. Бураков // Социально-психологические проблемы. Ярославль, 1976.-С. 162−166.
  17. М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
  18. В мире подростка. / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Медицина, 1980. -296 с.
  19. Н. А. Психотерапевтические задачи санатория / Н. А. Вырубов. Изд. санатория «Крюково», 1911. — 28 с.
  20. Л. С. Собр. соч. в 6 т / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982.
  21. В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. СПб.: Сфера, 1994. — 160 с.
  22. . Я. Место эмоциональных факторов в развитии кратковременных детских коллективов / Б. Я. Гиндис // Эмоциональные потенциалы коллектива. Межвуз. сб. науч. тр. -Ярославль, 1976. С. 115 — 120.
  23. . Я. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе. Автореф. дис. канд. психол. наук., 1976. 20 с.
  24. . М. Нарушения общения и школьной дезадаптации / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанин // Вестник Моск. Гос. Ун-та. Серия 14, Психология. 2001. — № 3. — С. 35−46.
  25. А. Д. О формировании психологии первичного коллектива / А. Д. Глоточкин. М.: Знание, 1972. — 52 с.
  26. Е. И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1979. -128 с.
  27. В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия / В. А. Горянина // Психологический журнал. № 6 — 1997. — С. 73−82.
  28. К. М. Психологическая диагностика / К. М. Гуревич. М., 1981.
  29. А. И. Проблемы групповой сплоченности / А. И. Донцов. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 128 с.
  30. А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования / А. И. Донцов. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
  31. Е. И. К вопросу об экспериментальном изучении межвозрастной совместимости в контактной группе школьников / Е. И. Дымов. Курск, 1972. — 187с.
  32. Е. И. Экспериментальное изучение контактной разновозрастной группы. / Е. И. Дымов. Курс, 1977. — С. 62−74.
  33. Ю. В. Тренинг преодаления тревожности и повышения стрессоустойчивости: пособие для практического психолога / Ю. В. Жердева. Воронеж, 1997.
  34. А. . Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива / А. | Л. Журавлев // Психологический журнал. -1988. № 6.-с. 53−64.
  35. С. А. Основы психотерапии детей и подростков: справочное пособие / С. А. Игумнов. М.: Изд-во института психологии, 2001. -176с.
  36. А. И. Неврозы у детей и подростков / А. И. Захаров. Л., 1988. — 246 с.
  37. А. И. Психотерапия у детей и подростков / А. И. Захаров. Л., 1982.-216 с.
  38. А. С. Взаимопонимание подростков в процессе создания групповой общности / А. С. Золотникова // Проблемы психологии личности и коллектива. Сб. науч. тр. М., 1979. — С. 149−164.
  39. М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М: Политиздат, 1974.-104 с.
  40. А. В. Структура и динамика взаимоотношений в коллективе. / Киричук А. В. М., 1970. — С. 137−140.
  41. А. Г. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Г. Кирпичник // Межвузовский сб. науч. тр., вып. № 50, 1977. С. 120−125.
  42. А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А. Г. Ковалев. М.: Политиздат, 1978. — 279 с.
  43. Ю. В. Психологическая природа и психокоррекция тревожности у старшеклассников : автореф. дис. канд. психол. наук / Ю. В. Клепач. М., 2002. — 24 с.
  44. Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков. М.: Просвещение, 1986. — 80 с.
  45. Е. С. Особенности психотерапии посттравматического стресса / Е. С. Колмыкова, Е. А. Миско, Н. В. Тарабрина // Психологический журнал. 2001. — № 4. — С.70−80.
  46. Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова. М.: Наука, 1975. -263 с.
  47. Коллектив и личность./ Под ред. Шороховой Е. В., Платонова К. К. -М.: Наука, 1975.-268 с.
  48. Я. JI. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. JI. Коломинский. Минск: Изд-во Беларус. гос. уни-та, 1976. — 347 с.
  49. Т. И. Идентификация и отчуждение взрослого -регулирующие факторы взаимоотношения детей в группе сверстников / Т. И. Комиссаренко // Проблемы психологии личности и коллектива: сб. науч. тр. М.: МГПУ, 1979. — С.87−102.
  50. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон М.: Просвещение, 1980.-192с.
  51. А. П. Современное состояние проблемы самооценки в Советской психологии / А. П. Копылова // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. Сб.науч. трудов (под ред. П.А. Просецкого) М., 1978. -86с.
  52. А. П. О подростках / А. П. Краковский. М.: Педагогика, 1970.-271 с.
  53. Е. П. Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимодействий / Е. П. Крупник, Т. Б. Сизов // Мир психологии. 2001. — № 3. — С. 40−50.
  54. С. А. На приеме у психолога подросток: Пособие для практических психологов / С. А. Кулаков. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцина- СОЮЗ, 2001. — 350 с.
  55. В. Н. Суггестезия и активность группы / В. Н. Куликов // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Сб. науч. трудов / под ред. JI. И. Уманского. — Ярославль, 1975. С. 75.
  56. С. Жизнь после Чернобыля. Взгляд из Швеции / С. Кулландер, Б. Ларссон. М.: Энергоатомиздат, 1991.
  57. К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К, С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова. М.: Педагогика, 1988.
  58. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 303 с.
  59. А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. Л.: Медицина, 1977. — 256 с.
  60. . Т. Коллективизм и индивидуализм / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1992. — № 9. — С. 13−19.
  61. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  62. Ю. А. Социальное обучение молодежи оптимальные условия, причины, технологии / Ю. А. Лунев, А. С. Чернышев, 1999.
  63. О. В. Первичный коллектив и самочувствие личности / О. В. Лунева // Социально-психологические аспекты первичного коллектива, Ярославль, 1978. С. 22−27.
  64. А. Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива /
  65. A. Н. Лутошкин // Эмоциональные потенциалы коллектива. Межвузовский сб. науч.тр. Ярославль, 1977. — С.7−96.
  66. А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива / А. Н. Лутошкин. М.: Знание, 1978. — 47 с.
  67. А. Н. Цветопись как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива / А. Н. Лутошкин // Социально-психологический климат коллектива: Теории и методы изучения. М.: Наука, 1979.-С. 162−175.
  68. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М.: Институт психологии АН СССР, 1989.
  69. Методы социально-психологических исследований. Сборник научных трудов. М., 1975.
  70. И. Ф. Оберегайте детей от психических травм / И. Ф. Мягков,
  71. B. С. Гуськов. Воронеж, 1965. — 47 с.
  72. И. Ф. Психотерапия / И. Ф. Мягков. М., 1967. — 134 с.
  73. Международная научно практическая конференция 8−10 декабря. -Воронеж, 1997.-С. 189−190.
  74. В. Н. Основные проблемы и современное состояние в психологии отношений человека / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т. 2. — С. 112.
  75. Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологическая наука и образование. 2002. — № 1. — С.35−41.
  76. Нартова-Бочавер С. К. Психология личности и межличностных отношений / С. К. Нартова-Бочавер. М.: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 415 с.
  77. М. 3. Аффекты у детей и пути их преодоления / М. 3. Неймарк // Советская педагогика. 1963. — № 5.
  78. Р. С. Путь к коллективу: Книга для учителей по психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути и ускорения) / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. М.: Педагогика, 1988. -144с.
  79. В. В. О расстройствах астенического круга у пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС / В. В. Нечипоренко, А. В. Рустанович, А. Г. Чудновских // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. — № 3. — С. 26−34.
  80. Организация рационального диетического питания из района экологического неблагополучия в пансионате им. Дзержинского // Медицинская реабилитация в педиатрии: Сб. статей / под ред. В. А. Борисова, А. В. Почевалова. Воронеж: КРР, 2002. — С. 30−32.
  81. А. И. Эмоциональная идентификация личности в коллективе / А. И. Папкин // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Уманского. Ярославль, 1975. — С.122.
  82. . Д. Общественное настроение / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1966.-327с.
  83. И. А. Роль пространственного фактора в формировании коллективного смысла / И. А. Пахомов, О. Н. Арестова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. — № 3 — С. 15−24.
  84. А. В. Социальная психология коллектива. Учебное сособие для студентов пед. Институтов / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. -М.: Просвещение, 1978. 176 с.
  85. А .В. Личность, деятельность, коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  86. К. К. Развитие системы понятий психологического климата в Советской психологии / К. К. Платонов, В. Г. Казаков // Социально^ психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: Наука, 1979.-С. 25−40.
  87. И. С. Психологические проблемы неофициального общения подростков и юношей / И. С. Полонский // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Сб. науч. тр. Ярославль, 1976.- С. 27−33.
  88. А. В. Вопросы реабилитации детей из районов Чернобыльского следа в пансионате им. Дзержинского / А. В Почевалов и др. // Актуальные проблемы реабилитации в клинике и санаторно-курортных учреждениях, 2001.-С.195−197.
  89. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотиваций и саморегуляции. М.: ЮМГУ, 1990.
  90. А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков. Автореферат кан. дис. психол. Наук / А. М. Прихожан. М., 1977.
  91. А. М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте / А. М. Прихожан. М., 1984.
  92. А. М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления / А. М. Прихожан. М., 1987.
  93. А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми / А. М. Прихожан. М., 1990.
  94. А. М. Подросток в учебнике и в жизни / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Знание, 1990. -80 с.
  95. А. М. Игры и упражнения для занятий с подростками: личностное развитие / А. М. Прихожан. Калуга, 1994.
  96. А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Автореф. дис. д-ра психол. Наук / А. М. Прихожан. М., 1995.
  97. А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А. М Прихожан. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 304 с.
  98. Психологические основы педагогической практики: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических заведений / под ред. A.C. Чернышева. М., 2000. — 144с.
  99. Психология в курортологии. Киев: Здоровье, 1966.
  100. Психотерапия в курортологии / под ред. И. 3. Вельвовского. Киев, 1966.-292 с.
  101. К. Учение о коллективе: прошлое и настоящее / К. Радина // Развитие личности. 2000. — № 1 — С. 65−71.
  102. В. П. Коллектив как социальная общность / В. П. Ратников. М.: Изд-во Московского ун-та, 1978. 216 с.
  103. Дж. Это в ваших силах: как стать собственным психотерапевтом / Дж. Рейнуотер. М.: Прогресс, 1992с.
  104. М. А. Психология индивида и группы / М. А. Роберт, Ф, Тильман. М.: Прогресс, 1988. — 256 с.
  105. Л. С. Бытие и сознание / Л. С. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1957. — 328 с.
  106. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровина. М.: Академия, 1995. — 167 с.
  107. С. В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности. Автореф. канд. дис. 1993. 28 с.
  108. В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа — Пресс, 1995. — 384 с.
  109. Л. Чернобыль и Хиросима / Л. Сигематсу // Известия. 1992. — 2 июня.
  110. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев: Наука думка, 1989.
  111. А. С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция / А. С. Спиваковская. М., 1988.
  112. В. И. Психологические аспекты реабилитации в условиях пансионата с лечением / В. И. Скурятин // Актуальные проблемы медицинской реабилитации в клинике и санаторно-курортных учреждениях, 2001. С. 220−221.
  113. В. И. Психологическая реабилитация в условиях пансионата санаторно-профилактическим лечением / В. И. Скурятин // Медицинская реабилитация в педиатрии: Сб. статей / под ред. В. А. Борисова, А. В. Почевалова. Воронеж: КИР, 2002. — С. 3−4.
  114. В. И. Формирование позитивного психологического климата во временных группах подростков / В. И. Скурятин // Социальная психология XXI столетия. Том 3. Ярославль, 2002. — С. 134−136.
  115. Ю. П. Психоневрологические аспекты реабилитацииподростков в противотуберкулезном санатории. Автореф. дис. канд. Наук / Ю. П. Степанов. Л., 1974. — 18с.
  116. Е. И. Мотивация групповой деятельности как важная характеристика уровня развития первичного коллектива / Е. И.
  117. Тимощук // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Науч. тр. Т.71 / под ред. А. С. Чернышева. Курск, 1976. — С. 21−31.
  118. Ю. Л. Психология общения / Ю. Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1980.-С. 146−193.
  119. Цыб А. Чернобыль и Хиросима / А. Цыб // Известия. 1992. — 2 июня.
  120. А. С. Теоретические экспериментальные вопросы изучения психологии групп и коллективов / А. С. Чернышев // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Науч. труды. Курск: КГПУ, 1976.-С. 5−19.
  121. А. С. Социально- психологические основы организованности первичного коллектива. Автореф. дис. док. психологических наук / А. С. Чернышев. М., 1980. — 45с.
  122. А. С. Социально-психологическая помощь детям, проживающим в регионах «Чернобыльского следа» / А. С. Чернышев // Вестник Костромского гос. пед. ун-та им. H.A. Некрасова, 1998. С. 13−14.
  123. А. С. Социально-психологические закономерности оптимизации жизнедеятельности молодежных групп / А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье"-1998. -№ 1.-С.1−11.
  124. А. С. К проблеме психологии дезорганизации в контактных группах / А. С. Уманский, А. С. Чернышев, Л. И. Ходина // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Сб. науч. трудов. Ярославль, 1976. — С. 75−77.
  125. Л. Ф. Особенности личности подростков, эвакуированных из зоны аварии на Чернобыльской АЭС / Л. Ф. Шестакова, А. В. Кукуруза // Психологический журнал. 1998. — № 3. — С. 48−55.
  126. Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е. А. Шумилин. М., 1979. — 151 с.
  127. Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1982.— 224с.
  128. П. Кем мы можем быть: психосинтез как метод психологического духовного роста / П. Фирручи. СПб., 1992. — 111 с.
  129. Э. Г. Клинико-психологическая диагностика при неврозах: Методологические рекомендации / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. -Л., 1987.-27 с.
  130. Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. М.: Просвещение, 1967. -317с.
  131. В. А. Характер внушения и деятельность личности / В. А. Янчук // Психологическая наука и общественная практика. Часть 2. Тезисы научных сообщений советских психологов к Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983. — С. 265−270.
  132. Г. Б. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе. Автореф. канд. наук / Г. Б. Яковлевич, 1976. 29 с.
  133. В. А. Личностное отношение к природе у школьников. Автореферат дис. канд. психол. наук / В. А. Ясвин. М., 1999. — 23с.
  134. Emotional disturbance in children: Theories & methods for children / Ed. By James L., Paul В., Cooper Epanchin. Columbus etc.: Merrill, Cop. 1982.
  135. Hiltner S., Menninger K. Constructive aspects of anxiety. N.Y., 1963.
  136. Johnson, James Harton. Life events as a course of stresses of children and adolescents. Columbus. 1991.
  137. Martin B. Anxiety and neurotic disorders. N.Y., 1971.
  138. Ch. D. (ed) Anxiety and behavior, N.Y., 1966.
  139. А подростки из обычных школ
  140. Б подростки из школ регионов Чернобыльского следа
  141. Социально-психологическая характеристика классовактивности единство единство единство11 класс -«-10 класс —9 класс 8 класс
  142. Индекс групповой сплоченностидотренингапосле тренинга
Заполнить форму текущей работой