Проектирование социально-психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория
Диссертация
Имеющиеся в научной литературе рекомендации, посвященные организации психологической помощи подросткам в условиях санатория ограничиваются оказанием психотерапевтического воздействия по медицинской модели — устранением соматических и психосоматических симптомов. Такой безличностный подход не отвечает современным требованиям. Развитие психологической науки диктует необходимость… Читать ещё >
Содержание
- Введение ^
- Глава I. Теоретические проблемы социально-психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория
- 1. 1. Психологические особенности подростков из регионов Чернобыльского следа Ю
- 1. 2. Оптимизация психологического состояния подростков в процессе формирования временных групп в условиях санатория
- 1. 3. Социально-психологическая помощь в условиях санатория как фактор оздоровления подростков из регионов Чернобыльского следа
- Глава II. Организация исследования социальнопсихологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория
- 2. 1. Методологические основы исследования
- 2. 2. Методы и методики исследования
- Глава III. Эмпирическое исследование особенностей психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория
- 3. 1. Состояние психологического статуса контингента подростков, прибывших в санаторий из регионов Чернобыльского следа
- 3. 2. Консультирование как эффективное условие оздоровления подростков из регионов Чернобыльского следа
- 3. 3. Модель организации психологической службы в условиях санатория
- Выводы
Список литературы
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. М.: Изд-во Московского университета, 1990. — 240 с.
- Александрова Е. И. Санаторное лечение детей, страдающих эпилепсией: Методические рекомендации / Е. И. Александрова, В. К. Каубишен. Л.: Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1989. — 18 с.
- Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
- Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Бакеев В. А. Влияние мнения неорганизованной группы и сложившегося коллектива на проявления внушаемости личности / В. А. Бакеев // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 89−100.
- Баркова Ю. А. Групповая коррекция нарушений поведения у детей разного возраста / Ю. А. Баркова, Ж. М. Глозман // Психологическая наука и образование. 2002. — № 3. — С. 105−109.
- Басова В. М. Опыт изучения конфликтов в детской среде / В. М. Басова // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Ярославль, 1976. — С. 116−120.
- Батурина Л. А. О ценности теста Люшера для оценки эффективности реабилитации ликвидаторов / Л. А. Батурина, Т. И. Пугачева, М. В. Туманов // Чернобыль 10 лет спустя. — Санкт-Петербург, 1996. -С.107−108.
- Беличева С. А. Этот «опасный» возраст / С. А. Беличева. М.- 1982.
- Богданов Е. Н. Влияние условий радиационо загрязненной местности на личностное и интеллектуальное развитие старшеклассников / Е. Н. Богданов, Г. Я. Иванов, Н. А. Чикалов // Прикладная психология. -2002.-№ 3,-С. 54−61.
- Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М., 1983.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.
- Божович Л. И. Значащие переживания как предмет психологии / Л. И. Божович и др. // Вопросы психологии. 1972. — № 1.
- Бойко В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. М.: Мысль -1983. — 207с.
- Борисов В. А. Стратегии психотерапии в условиях многопрофильного клинического санатория / Борисов В. А., Макарова А. Г. // Актуальные проблемы медицинской реабилитации в клинике и санаторно-курортных учреждениях, 2001. С. 68−73.
- Бураков Ю. В. Некоторые проблемы психологии познания людьми друг друга в условиях временного коллектива круглогодичного пионерского лагеря / Ю. В. Бураков // Социально-психологические проблемы. Ярославль, 1976.-С. 162−166.
- Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
- В мире подростка. / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Медицина, 1980. -296 с.
- Вырубов Н. А. Психотерапевтические задачи санатория / Н. А. Вырубов. Изд. санатория «Крюково», 1911. — 28 с.
- Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982.
- Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. СПб.: Сфера, 1994. — 160 с.
- Гиндис Б. Я. Место эмоциональных факторов в развитии кратковременных детских коллективов / Б. Я. Гиндис // Эмоциональные потенциалы коллектива. Межвуз. сб. науч. тр. -Ярославль, 1976. С. 115 — 120.
- Гиндис Б. Я. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе. Автореф. дис. канд. психол. наук., 1976. 20 с.
- Глозман Ж. М. Нарушения общения и школьной дезадаптации / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанин // Вестник Моск. Гос. Ун-та. Серия 14, Психология. 2001. — № 3. — С. 35−46.
- Глоточкин А. Д. О формировании психологии первичного коллектива / А. Д. Глоточкин. М.: Знание, 1972. — 52 с.
- Головаха Е. И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1979. -128 с.
- Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия / В. А. Горянина // Психологический журнал. № 6 — 1997. — С. 73−82.
- Гуревич К. М. Психологическая диагностика / К. М. Гуревич. М., 1981.
- Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности / А. И. Донцов. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 128 с.
- Донцов А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования / А. И. Донцов. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
- Дымов Е. И. К вопросу об экспериментальном изучении межвозрастной совместимости в контактной группе школьников / Е. И. Дымов. Курск, 1972. — 187с.
- Дымов Е. И. Экспериментальное изучение контактной разновозрастной группы. / Е. И. Дымов. Курс, 1977. — С. 62−74.
- Жердева Ю. В. Тренинг преодаления тревожности и повышения стрессоустойчивости: пособие для практического психолога / Ю. В. Жердева. Воронеж, 1997.
- Журавлев А. |Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива / А. | Л. Журавлев // Психологический журнал. -1988. № 6.-с. 53−64.
- Игумнов С. А. Основы психотерапии детей и подростков: справочное пособие / С. А. Игумнов. М.: Изд-во института психологии, 2001. -176с.
- Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков / А. И. Захаров. Л., 1988. — 246 с.
- Захаров А. И. Психотерапия у детей и подростков / А. И. Захаров. Л., 1982.-216 с.
- Золотникова А. С. Взаимопонимание подростков в процессе создания групповой общности / А. С. Золотникова // Проблемы психологии личности и коллектива. Сб. науч. тр. М., 1979. — С. 149−164.
- Каган М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М: Политиздат, 1974.-104 с.
- Киричук А. В. Структура и динамика взаимоотношений в коллективе. / Киричук А. В. М., 1970. — С. 137−140.
- Кирпичник А. Г. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Г. Кирпичник // Межвузовский сб. науч. тр., вып. № 50, 1977. С. 120−125.
- Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А. Г. Ковалев. М.: Политиздат, 1978. — 279 с.
- Клепач Ю. В. Психологическая природа и психокоррекция тревожности у старшеклассников : автореф. дис. канд. психол. наук / Ю. В. Клепач. М., 2002. — 24 с.
- Колесов Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков. М.: Просвещение, 1986. — 80 с.
- Колмыкова Е. С. Особенности психотерапии посттравматического стресса / Е. С. Колмыкова, Е. А. Миско, Н. В. Тарабрина // Психологический журнал. 2001. — № 4. — С.70−80.
- Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова. М.: Наука, 1975. -263 с.
- Коллектив и личность./ Под ред. Шороховой Е. В., Платонова К. К. -М.: Наука, 1975.-268 с.
- Коломинский Я. JI. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. JI. Коломинский. Минск: Изд-во Беларус. гос. уни-та, 1976. — 347 с.
- Комиссаренко Т. И. Идентификация и отчуждение взрослого -регулирующие факторы взаимоотношения детей в группе сверстников / Т. И. Комиссаренко // Проблемы психологии личности и коллектива: сб. науч. тр. М.: МГПУ, 1979. — С.87−102.
- Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон М.: Просвещение, 1980.-192с.
- Копылова А. П. Современное состояние проблемы самооценки в Советской психологии / А. П. Копылова // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. Сб.науч. трудов (под ред. П.А. Просецкого) М., 1978. -86с.
- Краковский А. П. О подростках / А. П. Краковский. М.: Педагогика, 1970.-271 с.
- Крупник Е. П. Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимодействий / Е. П. Крупник, Т. Б. Сизов // Мир психологии. 2001. — № 3. — С. 40−50.
- Кулаков С. А. На приеме у психолога подросток: Пособие для практических психологов / С. А. Кулаков. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцина- СОЮЗ, 2001. — 350 с.
- Куликов В. Н. Суггестезия и активность группы / В. Н. Куликов // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Сб. науч. трудов / под ред. JI. И. Уманского. — Ярославль, 1975. С. 75.
- Кулландер С. Жизнь после Чернобыля. Взгляд из Швеции / С. Кулландер, Б. Ларссон. М.: Энергоатомиздат, 1991.
- Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К, С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова. М.: Педагогика, 1988.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 303 с.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. Л.: Медицина, 1977. — 256 с.
- Лихачев Б. Т. Коллективизм и индивидуализм / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1992. — № 9. — С. 13−19.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лунев Ю. А. Социальное обучение молодежи оптимальные условия, причины, технологии / Ю. А. Лунев, А. С. Чернышев, 1999.
- Лунева О. В. Первичный коллектив и самочувствие личности / О. В. Лунева // Социально-психологические аспекты первичного коллектива, Ярославль, 1978. С. 22−27.
- Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива /
- A. Н. Лутошкин // Эмоциональные потенциалы коллектива. Межвузовский сб. науч.тр. Ярославль, 1977. — С.7−96.
- Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива / А. Н. Лутошкин. М.: Знание, 1978. — 47 с.
- Лутошкин А. Н. Цветопись как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива / А. Н. Лутошкин // Социально-психологический климат коллектива: Теории и методы изучения. М.: Наука, 1979.-С. 162−175.
- Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М.: Институт психологии АН СССР, 1989.
- Методы социально-психологических исследований. Сборник научных трудов. М., 1975.
- Мягков И. Ф. Оберегайте детей от психических травм / И. Ф. Мягков,
- B. С. Гуськов. Воронеж, 1965. — 47 с.
- Мягков И. Ф. Психотерапия / И. Ф. Мягков. М., 1967. — 134 с.
- Международная научно практическая конференция 8−10 декабря. -Воронеж, 1997.-С. 189−190.
- Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние в психологии отношений человека / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т. 2. — С. 112.
- Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологическая наука и образование. 2002. — № 1. — С.35−41.
- Нартова-Бочавер С. К. Психология личности и межличностных отношений / С. К. Нартова-Бочавер. М.: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 415 с.
- Неймарк М. 3. Аффекты у детей и пути их преодоления / М. 3. Неймарк // Советская педагогика. 1963. — № 5.
- Немов Р. С. Путь к коллективу: Книга для учителей по психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути и ускорения) / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. М.: Педагогика, 1988. -144с.
- Нечипоренко В. В. О расстройствах астенического круга у пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС / В. В. Нечипоренко, А. В. Рустанович, А. Г. Чудновских // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. — № 3. — С. 26−34.
- Организация рационального диетического питания из района экологического неблагополучия в пансионате им. Дзержинского // Медицинская реабилитация в педиатрии: Сб. статей / под ред. В. А. Борисова, А. В. Почевалова. Воронеж: КРР, 2002. — С. 30−32.
- Папкин А. И. Эмоциональная идентификация личности в коллективе / А. И. Папкин // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Уманского. Ярославль, 1975. — С.122.
- Парыгин Б. Д. Общественное настроение / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1966.-327с.
- Пахомов И. А. Роль пространственного фактора в формировании коллективного смысла / И. А. Пахомов, О. Н. Арестова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. — № 3 — С. 15−24.
- Петровский А. В. Социальная психология коллектива. Учебное сособие для студентов пед. Институтов / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. -М.: Просвещение, 1978. 176 с.
- Петровский А .В. Личность, деятельность, коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Платонов К. К. Развитие системы понятий психологического климата в Советской психологии / К. К. Платонов, В. Г. Казаков // Социально^ психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: Наука, 1979.-С. 25−40.
- Полонский И. С. Психологические проблемы неофициального общения подростков и юношей / И. С. Полонский // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Сб. науч. тр. Ярославль, 1976.- С. 27−33.
- Почевалов А. В. Вопросы реабилитации детей из районов Чернобыльского следа в пансионате им. Дзержинского / А. В Почевалов и др. // Актуальные проблемы реабилитации в клинике и санаторно-курортных учреждениях, 2001.-С.195−197.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотиваций и саморегуляции. М.: ЮМГУ, 1990.
- Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков. Автореферат кан. дис. психол. Наук / А. М. Прихожан. М., 1977.
- Прихожан А. М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте / А. М. Прихожан. М., 1984.
- Прихожан А. М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления / А. М. Прихожан. М., 1987.
- Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми / А. М. Прихожан. М., 1990.
- Прихожан А. М. Подросток в учебнике и в жизни / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Знание, 1990. -80 с.
- Прихожан А. М. Игры и упражнения для занятий с подростками: личностное развитие / А. М. Прихожан. Калуга, 1994.
- Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Автореф. дис. д-ра психол. Наук / А. М. Прихожан. М., 1995.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А. М Прихожан. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 304 с.
- Психологические основы педагогической практики: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических заведений / под ред. A.C. Чернышева. М., 2000. — 144с.
- Психология в курортологии. Киев: Здоровье, 1966.
- Психотерапия в курортологии / под ред. И. 3. Вельвовского. Киев, 1966.-292 с.
- Радина К. Учение о коллективе: прошлое и настоящее / К. Радина // Развитие личности. 2000. — № 1 — С. 65−71.
- Ратников В. П. Коллектив как социальная общность / В. П. Ратников. М.: Изд-во Московского ун-та, 1978. 216 с.
- Рейнуотер Дж. Это в ваших силах: как стать собственным психотерапевтом / Дж. Рейнуотер. М.: Прогресс, 1992с.
- Роберт М. А. Психология индивида и группы / М. А. Роберт, Ф, Тильман. М.: Прогресс, 1988. — 256 с.
- Рубинштейн Л. С. Бытие и сознание / Л. С. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1957. — 328 с.
- Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровина. М.: Академия, 1995. — 167 с.
- Сарычев С. В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности. Автореф. канд. дис. 1993. 28 с.
- Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа — Пресс, 1995. — 384 с.
- Сигематсу Л. Чернобыль и Хиросима / Л. Сигематсу // Известия. 1992. — 2 июня.
- Словарь-справочник по психодиагностике. Киев: Наука думка, 1989.
- Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция / А. С. Спиваковская. М., 1988.
- Скурятин В. И. Психологические аспекты реабилитации в условиях пансионата с лечением / В. И. Скурятин // Актуальные проблемы медицинской реабилитации в клинике и санаторно-курортных учреждениях, 2001. С. 220−221.
- Скурятин В. И. Психологическая реабилитация в условиях пансионата санаторно-профилактическим лечением / В. И. Скурятин // Медицинская реабилитация в педиатрии: Сб. статей / под ред. В. А. Борисова, А. В. Почевалова. Воронеж: КИР, 2002. — С. 3−4.
- Скурятин В. И. Формирование позитивного психологического климата во временных группах подростков / В. И. Скурятин // Социальная психология XXI столетия. Том 3. Ярославль, 2002. — С. 134−136.
- Степанов Ю. П. Психоневрологические аспекты реабилитацииподростков в противотуберкулезном санатории. Автореф. дис. канд. Наук / Ю. П. Степанов. Л., 1974. — 18с.
- Тимощук Е. И. Мотивация групповой деятельности как важная характеристика уровня развития первичного коллектива / Е. И.
- Тимощук // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Науч. тр. Т.71 / под ред. А. С. Чернышева. Курск, 1976. — С. 21−31.
- Ханин Ю. Л. Психология общения / Ю. Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1980.-С. 146−193.
- Цыб А. Чернобыль и Хиросима / А. Цыб // Известия. 1992. — 2 июня.
- Чернышев А. С. Теоретические экспериментальные вопросы изучения психологии групп и коллективов / А. С. Чернышев // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Науч. труды. Курск: КГПУ, 1976.-С. 5−19.
- Чернышев А. С. Социально- психологические основы организованности первичного коллектива. Автореф. дис. док. психологических наук / А. С. Чернышев. М., 1980. — 45с.
- Чернышев А. С. Социально-психологическая помощь детям, проживающим в регионах «Чернобыльского следа» / А. С. Чернышев // Вестник Костромского гос. пед. ун-та им. H.A. Некрасова, 1998. С. 13−14.
- Чернышев А. С. Социально-психологические закономерности оптимизации жизнедеятельности молодежных групп / А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье"-1998. -№ 1.-С.1−11.
- Уманский А. С. К проблеме психологии дезорганизации в контактных группах / А. С. Уманский, А. С. Чернышев, Л. И. Ходина // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Сб. науч. трудов. Ярославль, 1976. — С. 75−77.
- Шестакова Л. Ф. Особенности личности подростков, эвакуированных из зоны аварии на Чернобыльской АЭС / Л. Ф. Шестакова, А. В. Кукуруза // Психологический журнал. 1998. — № 3. — С. 48−55.
- Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е. А. Шумилин. М., 1979. — 151 с.
- Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1982.— 224с.
- Фирручи П. Кем мы можем быть: психосинтез как метод психологического духовного роста / П. Фирручи. СПб., 1992. — 111 с.
- Эйдемиллер Э. Г. Клинико-психологическая диагностика при неврозах: Методологические рекомендации / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. -Л., 1987.-27 с.
- Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. М.: Просвещение, 1967. -317с.
- Янчук В. А. Характер внушения и деятельность личности / В. А. Янчук // Психологическая наука и общественная практика. Часть 2. Тезисы научных сообщений советских психологов к Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983. — С. 265−270.
- Яковлевич Г. Б. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе. Автореф. канд. наук / Г. Б. Яковлевич, 1976. 29 с.
- Ясвин В. А. Личностное отношение к природе у школьников. Автореферат дис. канд. психол. наук / В. А. Ясвин. М., 1999. — 23с.
- Emotional disturbance in children: Theories & methods for children / Ed. By James L., Paul В., Cooper Epanchin. Columbus etc.: Merrill, Cop. 1982.
- Hiltner S., Menninger K. Constructive aspects of anxiety. N.Y., 1963.
- Johnson, James Harton. Life events as a course of stresses of children and adolescents. Columbus. 1991.
- Martin B. Anxiety and neurotic disorders. N.Y., 1971.
- Spilberger Ch. D. (ed) Anxiety and behavior, N.Y., 1966.
- А подростки из обычных школ
- Б подростки из школ регионов Чернобыльского следа
- Социально-психологическая характеристика классовактивности единство единство единство11 класс -«-10 класс —9 класс 8 класс
- Индекс групповой сплоченностидотренингапосле тренинга